Третий момент – непрестанная молитва . Апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» ( 1 Фес.5:16-18 ). И у меня самой была потребность непрестанно молиться, постоянно общаться с Богом. Но я не умела (и сейчас не умею). Но самой этой темы, этой проблемы – как непрестанно молиться и исполнить слова апостола – для адвентистов не существовало. Но из книг митрополита Сурожского Антония о молитве я поняла, что для православных это само собой разумеющаяся реальность, накопленный опыт, в каком-то смысле – норма духовной жизни, к которой стремятся. И вообще – о молитве, об общении с Богом православные знают больше, чем протестанты. Да и Бога Самого знают ближе и глубже. Наверное, это главное. Но были еще и другие моменты. Например, у каждой деноминации, с которой я общалась (я не только с адвентистами дело имела), было какое-то любимое изречение Христа, любимые отрывки из Библии. Главным для адвентистов были слова «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременные, и Я успокою вас». Во всяком случае, о них очень часто говорилось. В Московской Церкви Христа больше всего любили слова про отвержение себя: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее ( Мф.16:24,25 )». МЦХ мне были ближе своей героичностью, да и слова эти казались мне более важными. Но на каждой православной иконе Христа я видела раскрытую книгу с надписью «Да любите друг друга» и понимала, что на самом деле именно это важнее всего. И снова оказывалось, что в Православии все понимается и точнее, и глубже. Когда я пришла первый раз на Литургию, меня очень поразила великая ектенья . Поразила несколькими вещами. Тем, опять-таки, что соответствовала Писанию больше, чем адвентистские молитвы. Я имею ввиду вот это место: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.( 1Тим.2:1-4 )» Адвентисты не молятся «за всех человеков». И за «царей и всех начальствующих» тоже не молятся. Молитва в начале службы пастора-настоятеля в субботнее утро сводится к благодарности Богу за то, что Он нас привел на богослужение, к просьбе о тех, кто не смог прийти и кто еще в пути, и к молитве о семьях членов церкви (имеется ввиду – данной общины). До Великой Ектеньи я не задумывалась о несоответствии молитвы пастора Писанию. После я пошла к нему на прием, чтобы обговорить этот вопрос, спросить, почему мы не молимся за начальствующих и предложить это делать. Мне сказали, что за начальствующих и всех человеков можно молиться келейно – в частном порядке, в смысле. И что все так и делают (если я правильно помню).

http://azbyka.ru/way/lichnyj-opyt-pochem...

Часть Вторая О молитве Иисусовой    В наше время молитва Именем Иисуса становится широко распространенной на всех материках. Многое, написанное о ней, заслуживает серьезного внимания; но параллельно сему было высказано немало нелепых идей. Ввиду этого я решил написать краткий трактат о ней, чтобы, с одной стороны, предупредить благочестивых делателей ее о непроторенных дорогах, и с другой — утвердить основные богословские и аскетические положения этой великой духовной культуры.    Теория сей молитвы может быть изложена на нескольких страницах, но практическое применение ее в христианской аскетике связано с такими трудностями, что с давних времен отцы и учители Церкви всячески убеждали искателей этого образа соединения с Богом приступать к ней со страхом, искать руководителя, прошедшего сей подвиг. Я вовсе не надеюсь исчерпать этот исключительно важный вопрос, но поставил себе ограниченную задачу: представить здесь нечто из того, чему я был научен во время моей жизни на Святой Горе, в монастыре и в пустыне. Совершенно избежать в этой попытке повторений того, о чем уже было написано другими авторами — невозможно. Но, полагаю, подобные повторения не только могут быть не лишними, а даже и необходимыми для освещения предмета в иных контекстах.    Господь в последние часы Своей жизни с нами сказал: «Доныне вы ничего не просили во Имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна... Истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во Имя Мое, даст вам» (Ин. 16:24, 23). Эти слова Христа являются и догматическим, и аскетическим основанием для молитвы Его Именем.    Нет сомнений, что ученики Христа соблюдали эту заповедь. Тем более это достоверно, что они уже познали силу Его Имени, когда были посланы, как «агнцы среди волков», нести людям мир, исцелять больных, возвещать приближение Царствия Божия: «Семьдесят учеников возвратились с радостью, и говорили: «Господи, и бесы повинуются нам о Имени Твоем», и другой случай: «мы видели человека, Именем Твоим изгоняющего бесов» (Лк. 10, 17, 9:49). Таким образом, история молитвы Именем Иисуса начинается с апостольских времен. Не сохранились словесные формулы их молений личных, но весь Новый Завет полон свидетельств, что они совершали многие поразительные чудеса сим Именем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Часть Вторая О молитве Иисусовой В наше время молитва Именем Иисуса становится широко распространенной на всех материках. Многое, написанное о ней, заслуживает серьезного внимания; но параллельно сему было высказано немало нелепых идей. Ввиду этого я решил написать краткий трактат о ней, чтобы, с одной стороны, предупредить благочестивых делателей ее о непроторенных дорогах, и с другой — утвердить основные богословские и аскетические положения этой великой духовной культуры. Теория сей молитвы может быть изложена на нескольких страницах, но практическое применение ее в христианской аскетике связано с такими трудностями, что с давних времен отцы и учители Церкви всячески убеждали искателей этого образа соединения с Богом приступать к ней со страхом, искать руководителя, прошедшего сей подвиг. Я вовсе не надеюсь исчерпать этот исключительно важный вопрос, но поставил себе ограниченную задачу: представить здесь нечто из того, чему я был научен во время моей жизни на Святой Горе, в монастыре и в пустыне. Совершенно избежать в этой попытке повторений того, о чем уже было написано другими авторами — невозможно. Но, полагаю, подобные повторения не только могут быть не лишними, а даже и необходимыми для освещения предмета в иных контекстах. Господь в последние часы Своей жизни с нами сказал: «Доныне вы ничего не просили во Имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна... Истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во Имя Мое, даст вам» (Ин. 16:24, 23). Эти слова Христа являются и догматическим, и аскетическим основанием для молитвы Его Именем. Нет сомнений, что ученики Христа соблюдали эту заповедь. Тем более это достоверно, что они уже познали силу Его Имени, когда были посланы, как «агнцы среди волков», нести людям мир, исцелять больных, возвещать приближение Царствия Божия: «Семьдесят учеников возвратились с радостью, и говорили: «Господи, и бесы повинуются нам о Имени Твоем» , и другой случай: «мы видели человека, Именем Твоим изгоняющего бесов» (Лк. 10, 17, 9:49). Таким образом, история молитвы Именем Иисуса начинается с апостольских времен. Не сохранились словесные формулы их молений личных, но весь Новый Завет полон свидетельств, что они совершали многие поразительные чудеса сим Именем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3174...

14 ст. И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. Вера в Сына Божия приближает нас к Богу, делает нас чадами Божиими и дает нам сыновнее дерзновение в наших молитвах к Богу. Это дерзновение бывает так детски настойчиво, что когда мы просим у Бога чего либо и просимое согласно с волею Божией о нас, то Он дает нам просимое. 15 ст. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него. Будучи уверены, что Бог внимает молитвам нашим, мы верим и в то, что получим от Него просимое. 16 ст. Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Связь этого стиха с предыдущею речью апостола о молитве здесь такая. Апостол выше сказал о силе дерзновения нашей молитвы к Богу, но исполнение этой молитвы апостол обусловил тем, если оно сообразно с волей Божией. Здесь же апостол дает пример молитвы, которая была бы сообразна с волей Божией. Это молитва за других, за брата нашего, за ближнего, согрешающего грехом не к смерти. Грех не к смерти это – грех по неведению, по немощи нашей природы, грех невольный, грех, от которого мы очищаемся чрез искреннее покаяние. В таких случаях пусть каждый христианин молится за брата своего согрешающего, чтобы Бог направил его на путь истинный. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. По словами Самого Господа Иисуса Христа смертный грех, который не простится ни в сем, ни в будущем веке это – хула на Духа Святого и в частности: „упорное неверие в дознанную христианскую истину; упорное отступничество от веры, не принимающее никакого вразумления; ожесточенное закоснение в пагубных еретических заблуждениях и тяжких нераскаянных грехах“. Что же апостол запрещает молиться о таких грешниках? „И не запрещает, но и повеления не дает“ (Толк. ап. Еп. Михаил ст. 147). Другими словами говоря, предоставляет ответить на этот вопрос благоразумию каждого христианина. Но будет ли успех в такой молитве, когда тот, за которого мы молимся, упорно пребывает в своем грехе!...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

16.4. Какие бывают молитвы? – Молитвы бывают просительные, благодарственные, славословные (хвалебные). В просительных молитвах просят у Бога прощения за грехи: за дурные дела, слова и даже мысли, о помощи в различных нуждах, болезнях. Самая краткая просительная молитва: «Господи, помилуй!» В благодарственных молитвах благодарят Бога за все Его благодеяния, например, за здоровье, благополучие, за то, что обрели веру и смысл жизни. Самая краткая благодарственная молитва: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» Славословная молитва – это самый чистый, высший вид молитвы. Ангелы в Царстве Небесном славословят Бога. Самая краткая славословная молитва: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» Молитва может быть соборная (в храме) и частная (дома). 16.5. О чем можно просить Бога в молитве? – Просить следует о прощении грехов, об очищении от страстей, о примирении враждующих, об исцелении, о даровании молитвы, терпения, разумения, смирения, покаяния, об укреплении веры, о спасении души своей и ближних, об избавлении от опасности, о помощи в различных ситуациях. В молитве прежде всего следует искать благ не земных, а небесных. Господу лучше ведомо то, что человеку полезно. Поэтому молиться хорошо так: «Предаю, Господи, себя, детей своих и всех родных в Твою святую волю». Перед началом всякого дела хорошо попросить помощи Божией словами «Господи, благослови!» Во время совершения дела – «Господи, помоги!», а совершив его – «Господи, слава Тебе!» 16.6. Зачем идти на молитву в храм, если Бог в душе и можно молиться Ему дома? – Бог, действительно, всегда рядом и молиться Ему можно в любом месте. «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ). Однако уже много тысячелетий люди посещают храмы – места особого присутствия Божия. Сам Бог так заповедал: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них; все сделайте, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте» ( Исх. 25:8–9 ). В храме совершается общая молитва, для которой люди должны собираться вместе по примеру апостолов: «И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» ( Лк. 24:53 ). В храме совершаются богослужения и таинства, в которых человеку подается Божия помощь.  Когда человек не ходит в храм, он лишает себя этой помощи.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

21. И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать: так говорит Господь, Бог Израилев: о чем ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского . Он не говорит, что ради тебя Я услышал царя, но ради молитвы, которою ты молился. Всегда после молитвы мы видим дар. Но разве Бог не мог без молитвы даровать спасение? Но тогда спасенный не приготовлял себе ни добродетели, ни предвидения. 22. Вот слово, которое Господь изрек о нем: презрит тебя, посмеется над тобою . Прежде он говорит об избиении неприятелей, чтобы ободрить Езекию. Кого ты порицал и поносил? Разве видимые вещи не убедят тебя? На кого направил стрелы? И на кого возвысил голос и поднял так высоко глаза твои? что и ныне говоришь: и рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю (Ис.10:14). Теперь ты поносишь Меня и считаешь Мою силу своею. 26. Разве не слышал ты, что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил . Смотри, какую помощь доставляют нам пророки. Так как ты не уверовал, то Я поставлю судилища и посажу в судьи всю вселенную. (Царь ассирийский) говорил: своею силою и советом я овладел тем и другим городом; напротив, говорит Бог, не своею силою и мудростью, но Моею, так как прежде, чем это исполнилось, Я предсказал тебе. Но тот говорит: я этому не верю. Если ты не веришь, то конец событий научит тебя. Если Я какого-либо жалкого делаю внезапно мужем храбрым и властелином, то не открывается ли отсюда, что и прежде не без Моей воли совершилось такое разрушение города? Иначе, от малой победы должно верить великому. Так как язычники не веруют Христу, говорящему о воскресении, то мы покажем им большее дело, чем воскресение, чтобы они не сомневались относительно меньшего. Привести весь мир, чуждый веры, ко Христу – гораздо больше, чем воскресение. Телесная природа не противится воле Творца и не может Ему противостоять, Божественная свобода пожелала творения тел, и они произошли; кроме того, она желала, чтобы люди были добрыми, но те не были таковыми. Когда ты видишь, что совершилось что-либо весьма трудное, веруй в то, что – более легко, потому что все содержится под Божественною властью. Некоторые же вещи не только подлежат этой власти, но и зависят от твоего свободного изволения. Точно также и пророчество тогда познается лучше, когда оно открывает не только то, что сам Бог намерен делать, но и то, что желаешь ты сам. Смотри, что здесь говорится: хотя Бог показывает свое могущество, но причина такого проявления зависит от него.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

4), а Марфе говорит: увидишь славу " Божию " , разумея Отца. Различные выражения употребляет об одном и том же - по причине немощи слушателей. Здесь находились иудеи. Сказать Марфе, что ты увидишь славу " Сына Божия " , Господь нашел неуместным, потому что Его сочли бы тщеславным. А теперь, сказав о славе Отца, Он сделал речь умеренною и удобоприемлемою. Для чего молится Господь или, вернее, принимает вид молитвы? Слушай, как Сам Он говорит: для народа, здесь стоящего, сказал Я сие, чтобы поверили, что Ты послал Меня, то есть для того, чтобы не считали Меня противником Богу, чтобы не говорили, что Я не от Бога, чтобы доказать им, что дело это совершено Мною по Твоей воле. А что именно по этой, а не по другой причине представляется молящимся, то есть для предстоящих, обрати внимание я на самую молитву. " Благодарю Тебя " (Отче!), что " Ты услышал Меня " . Ясно, что это не молитва, а только положение и вид молитвы. А что Он не нуждается в молитве, это видно из того, что Он многое иное совершал без молитвы. Например: " тебе говорю, бес! выйди из него " (Лк. 4, 35); еще " хочу, очистись " (Мф. 8, 3); еще: " прощаются грехи твои " (Мф. 9, 2), а это важнее всего; и морю: " умолкни, перестань " (Мк. 4, 39). Итак, для того, чтобы присутствующие тут поверили, что Он с неба, а не противник Богу, Господь и молится. Ибо, если при таких делах Его, при всесторонних доказательствах единомыслия Его с Отцом, говорили, что Он - не от Бога, чего же не сказали бы, если бы Он не делал ничего такого. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус. Господь, более возблагодарив Отца, чем попросив (ибо, как сказано, Он не нуждался в молитве и помощи от нее, потому что равносилен с Отцом), воззвал громким голосом, самовластным и владычным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

5–7. Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твое, потому что богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к тебе. Множество верблюдов покроет тебя – дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа. Все овцы Кидарские будут собраны к тебе; овны Неваиофские послужат тебе: взойдут на алтарь Мой жертвою благоугодною, и Я прославлю дом славы Моей. (Тогда узриши и возрадуешися, и убоишися и ужаснешися сердцем, яко преложится к тебе богатство морское и языков и людей : и приидут к тебе, стада велблюд, и покрыют тя велблюди Мадиамстии и Гефарстии : все от Савы приидут, носяще злато, и ливан принесут и камень честен, и спасение Господне благовозвестят : и вся овцы Кидарские соберутся тебе, и овни Навеофстии приидут к тебе, и вознесутся приятная на жертвенник Мой, и дом молитвы Моея прославится). Тогда, в день явления славы Божией, Иерусалим узрит величественное шествие к нему народов со всех стран мира и возрадуется – о мире и спасении всего мира (ст.17–18), но и убоится – проникнется глубоким чувством благоговения перед чудными делами Промысла Божьего, являющего перед всем миром всемогущую власть и победоносную правду Вседержителя. Покорность народов истинному Богу всего полнее выразится в их жертвах храму Божьему: ему преложится – как бы из самих храмов языческих будет переложено в храм истинного Бога – богатство морское, это говорится о народах, обитающих на островах и берегах Средиземного моря (ст.9), и языков и людей – и целых народов, живущих в благоустроенных государствах, и отдельных людей – частных лиц и семейств, ведущих и кочевой образ жизни (ст.6–7); приидут стада верблюдов – караваны на верблюдах, с товарами из стран Мадиама и Ефы (на юг от Иерусалима); все караваны, которые идут из Савы, иначе Савеи (счастливой Аравии), также придут в Иерусалим и принесут богатство этой страны, а именно золото и ливан (т.е. ладан) и камень честен – драгоценный камень: все обращающиеся так к Иерусалиму из Севеи и соседних с нею стран, Мадиама и Ефы, и посвящающие свои богатства храму Господню, вместе с тем, и спасение Господне благовозвестят, то спасение, в котором откроется слава Божия по преимуществу (ст.1–2). Обратятся в Иерусалим не только торговые племена, но и кочующие, и представят свои богатства: здесь, именно к храму Божьему, соберутся и все овцы Кидарские и овны Наваиофские двух племен, кочевавших на восток и юго-восток от Иерусалима. И из таких, породистых овец будут принесены приятнейшие жертвы Богу на единственном жертвеннике в доме молитвы Его или Его молитвенном доме, в храме Иерусалимском, который должен быть домом молитвы для всех народов (гл.56:7).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

5. Все это для тех, кто постоянно пребывает в безмолвии, пишу я, брат мой: не для тех, кому достойными смеха кажутся эти божественные , происходящие между Богом и святыми в невыразимой тайне. 6. Какая еще мне необходимость, брат мой, говорить тебе о том, о чем невозможно сказать, ибо оно непостижимо?14 Отдайся труду молитвы, и сам обретешь то, о чем от другого не сможешь услышать. 7. Мужа одного среди отцов видел я, и он говорил мне: " Никогда не могу я преклонить колена в молитве без того, чтобы в тот же самый миг, как я начинаю молитву, тишина15 не ниспадала в сердце мое. И даже если целый день стою я на коленях в молитве, не способен я произнести что-либо, но молчу я невольно. Только после многих трудов нашел я это; благодаря безмолвию внезапно приобрел я это " . Только от одного этого старца я и слышал о таких вещах, и не встречал я другого человека, который точно так же приобрел бы подобный опыт,16 или который говорил бы о нем с такой же властью, как он. Но так как не всякий человек способен слышать об этом или достичь этой благодати чистой молитвы и заключающейся в ней силы, то даже те, кто, по милости , обрел эти , хранят их в себе, благодаря Бога, давшего им такое утешение для уврачевания скорбей их. 8. Пишущий эти , брат мой, пишет об этом из опыта, и, по милости Христовой, немногое из многого знает он о них сам, и он утвержден в них. Другие вещи, которые более велики и превышают меру его, по благодати, были открыты ему в мысли его, впрочем, он имеет свидетелями и путеводителями писания мужей древних и достойных доверия.17 Когда же он по какой-либо причине лишался того, о чем шла речь выше, он также лишался и действий этого, и тех двух признаков в душе своей он не видел. Ты тоже удостоверься в них и ищи эти признаки в себе.18 И когда трудны для тебя поклоны и утомительно для тебя пребывание в них, или когда, по окончании божественных слов и молитвы, без плода и без памятования об этих словах19 блуждает разум твой, тогда знай, что великая тьма скопилась внутри тебя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1896...

    «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».       Часть вторая     «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»    Святые отцы молитводелание называют художеством. Святой Иоанн Лествичник в Слове 27-м «О безмолвии» говорит о молитве Иисусовой:     «Аще художеству сему искусно научился еси, то не намажешь не веси глаголемое».     Святой Исихий, пресвитер Иерусалимский, об этой же молитве говорит:     «Трезвение есть духовное художество».     Святой Никифор Постник называет молитву Иисусову «небесного жития художеством».    Молдавский старец Паисий (Величковский), приведя наименование Иисусовой молитвы святыми отцами «художеством духовным», дает этому такое объяснение:     «Яко же художества не может сам о себе человек искусно без художника научитися: тако и сему мысленному молитвы деланию, без искусного наставника, навыкнути невозможно».    И далее объясняет разницу между общественной молитвой и молитвой Иисусовой:     «Церковное бо по Уставу правило, еже по священным церковным книгам, аки дань подобающую Царю Небесному, должны суть Православные Христиане мирстии и монаси на всяк день воздавати, всяк умеющий Писание может усты чести и совершати без всякого научения. Умом же и в сердце, таинственную молитвы жертву Богу приносити, понеже духовное есть художество, без научения, яко же предъуказася, есть невозможно».     Вставая на путь молитвенный, надо решить твердо: не брошу его никогда    Начать и бросить хуже, чем не начинать вовсе. О трудящихся над очищением души своей и потом бросающих свою работу Господь сказал:     «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: «возвращусь в дом мой, откуда вышел»; и придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже» первого» (Лк.11:24—26).    Когда молитва изгоняет из души духа нечистого, он не успокаивается и не оставляет человека, а спустя некоторое время вновь «возвращается в дом свой».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4035...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010