Лучшее средство преклонить себе на милость Господа, Пречистую Богородицу, Ангела-хранителя и святых Божиих есть сострадание к бедным и немощным. Все мы члены друг другу [ Еф. 4, 25 ] под Главою Христом: и Ангелы, и святые Божии человеки. Потому когда мы каждый как следует исправляем должность членов тела, сострадаем и помогаем друг другу: проповедует ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог... ( 1Пет. 4, 11 ) и прочее, и прочее, – тогда и святые Божии, видя нашу правду, сами подвигаются на помощь нам, ибо сказано: в нюже меру мерите, возмерится вам [рус.: какою мерою мерите г такою отмерено будет вам] [ Мк. 4, 24 ]. Знай и помни всегда твердо, что в нюже меру меришь другим, воздастся тебе. Господь так всегда почти строит, что за твое даяние сейчас же приготовляет седмерицею большее даяние. Только поприметь. Научись из этого быть щедрым в даянии или угощении. Господь – Отец всех нас прещедрый, Ему приятно зреть братские щедроты наши друг к другу, наш сердечный простор и простоту в общении друг с другом. Иной во время молитвы и после молитвы горячится, сердится, когда что-либо сделает кто не по его нраву, – это происходит от внутреннего червя самолюбия и гордости, которым враг искушает наше сердце. Гордец всё хочет поставить на своем, один сам себя почитает господином, которому должны все подчиняться безусловно. Не постиг тот человек духа истинной молитвы. Как, разговаривая или читая с другими, мы принимаем за несомненное, что другие слышат нас, и спокойно и с полною уверенностию говорим или читаем им, так во время молитвы мы также должны принимать за несомненное, что Владыка и святые Божии слышат нас, и спокойно, с непоколебимою твердостию всегда произносить молитвы. В разговоре или при чтении мы уверены, что сказываемое или читаемое понимается и принимается другими так, как мы понимаем и чувствуем произносимое нами, – так и Господь принимает всё то. Не забывай в нужных случаях, когда подстрекает страсть и распаляет враг, заповедь Спасителя: Если правый глаз твой (сердце) соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих (умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание [ Кол. 3, 5 ]), а не все тело твое – не весь плотской, ветхий, греховный человек твой – было ввержено в геенну [ Мф. 5, 29 ]. Много зла терпят люди от несоблюдения этой заповеди Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Молитва бывает о себе и о других. Молитва друг за друга выражает взаимную любовь членов Церкви. Так как, по апостолу, “любовь никогда не перестает” ( 1Кор. 13:8 ), то члены Церкви – не только земные молятся друг за друга, но, по закону христианской любви, земные молятся об отошедших, т.е. усопших братьях, нуждающихся в молитвенной помощи. Наконец, мы сами обращаемся к небесным с просьбой молиться о нас и о наших братьях. На этой же связи небесных с земными основано и попечение ангелов о нас и молитвы им. Сила молитвы за других постоянно свидетельствуется словом Божиим. Спаситель говорил ап. Петру: “Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя” ( Лк. 22:32 ). Апостол Павел часто просит христиан молиться о нем: “надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам (Филим. Ст. 22); “Молитесь о нас, братья, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас” (2 Фесс. 3:1). Будучи в отдалении, апостол соединяется со своими духовными братьями в общей молитве: “умоляю вас, братья, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною и молиться за мене к Богу” ( Рим. 15:30 ). Апостол Иаков наставляет: “Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного” ( Иак. 5:16 ). Св. Иоанн Богослов видел в откровении, как на небесах двадцать четыре старца, стоящие у престола Божия, пали перед Ангелом, имея каждый гусли и чаши, полные фимиама, “которые суть молитвы святых” ( Откр.5:8 ), т.е. возносили молитвы святых на земле к престолу небесному. Молитвы об усопших У БОГА ВСЕ ЖИВЫ. Церковную жизнь проникает живое сознание и чувство, что наши усопшие продолжают жить по смерти, только в иной форме, чем на земле, и не лишаются духовной близости к оставшимся на земле. Поэтому не прекращается и молитвенная связь с ними Церкви странствующей. “Ни смерть, ни жизнь... не смогут отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем” ( Рим. 8:38 ). Отошедшие нуждаются только в одной помощи со стороны своих братьев – в молитве о прощении им грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

По мере того, как мы будем следить за чином Евхаристии, это ее назначение будет раскрываться все яснее и глубже. Но уже с самого начала, уже в этих «общих и согласных молитвах», в этих радостных и победных антифонах, возвещающих и прославляющих Царствие Божие, знаменуем мы, что «собрание в Церковь » есть прежде всего радость возрожденной и обновленной твари, собрание мира, в противоположность распаду его в грехе и смерти. Таинство Царства – Евхаристия, тем самым, есть и Таинство мира, который «так возлюбил Бог , что отдал Сына Своего...» ( Ин. 3:16 ). § III Вернемся теперь к великой ектенье 17 . «Миром Господу помолимся», – возглашает дьякон. После исповедания и славословия Царства наступает время «общей и согласной молитвы». Понимаем ли мы все значение и, главное, всю новизну этой молитвымолитвы самой Церкви? Понимаем ли мы, что это не «просто» молитва человека или группы людей, а молитва Самого Христа Отцу Своему, нам дарованная, и что этот дар молитвы Христовой, Его посредничества, Его ходатайства есть первый и величайший дар Церкви. Мы молимся во Христе, и Он Духом Своим Святым молится в нас, собранных во Имя Его. «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче! " " ( Гал. 4:6 ). Мы ничего не можем добавить к Его молитве, но по Его воле, по Его любви мы стали членами Тела Его, составляем одно с Ним и имеем участие в Его предстоянии и ходатайстве за мир. Ап. Павел, призывая верующих «прежде всего совершать молитвы, прошения, благодарения за всех человеков», прибавляет: «Ибо един Бог , един и посредник между Богом и людьми, человек Иисус Христос » ( 1Тим. 2:1, 5 ). И потому молитва Церкви есть молитва богочеловеческая, ибо Церковь есть человечество Христово, Им возглавленное: – «Я в них, и Ты во Мне; да будут совершенны во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня» ( Ин. 17:23 ). О свышнем мире и спасении душ наших... В Церкви нам дан мир Христов, как дано помазание Духа Святого. Нам все дано и мы все же непрестанно молимся: прииди и спаси нас, да приидет Царствие Твое...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Своего совершенства и особенной действенности молитва достигает, когда совершается во имя Иисуса Христа, Его – а не наших заслуг, Его – а не нашего достоинства; ибо Он один дал нам, как сынам Божиим, право приближаться к Богу, «предав Себя для искупления всех» нас и «ходатайствуя» о нас пред Ним ( 1Тим. 2:5–6 ; Евр. 7:25 ). «Доныне вы ничего не просили во имя Мое, – сказал Спаситель ученикам, – просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» ( Ин. 16:23–24; 14:13–14 ). Конечно при этом мы можем умолять и другие Лица Св. Троицы; но всегда, по словам бл. Августина, «Ему, через Него и в Нем» 179 . Мало этого. Наша молитва должна совершаться не только во имя Иисуса Христа, но и по высочайшему образцу Им данной молитвы, т.е. или словами Им данной молитвы, или в духе и с искренностью этой молитвы. Господь наш Иисус Христос восхотел Сам быть нашим Учителем в молитве. Он учил, что должно всегда молиться, и не унывать» ( Лк. 18:1 ). «Бодрствуйте и молитесь, – говорил Он ученикам, – чтобы не впасть в искушение» ( Мф. 26:41 ). Вероятно, вследствие частого напоминания Божественного Учителя о необходимости молитвы, а может быть, в силу собственного сознания бесконечного превосходства Его молитв пред обычными молитвами своего народа, апостолы, воспользовавшись первым удобным случаем, обратились к Нему с просьбой: «Господи! научи нас молиться». Как приятна была эта просьба Учителю, видно из того, что Он в ответ на нее преподал им молитву, которая навсегда сделалась образцовою молитвою ( Лк. 11:1  и дал.). Эта чудная молитва. («Отче наш»), известная всему христианскому миру под названием молитвы Господней, поистине есть мать всем молитвам, есть неподражаемый перл среди тех возвышенных излияний, какие только когда-либо исходили из возрожденного благодатью Божиею духа человеческого в высшие моменты его молитвенного вдохновения. В ней, как в плодотворном семени, заключается все, что только может выразить душа человеческая, жаждущая излить полноту своего молитвенного восторга во взаимообщении с Отцом Небесным. Молитва Господня впервые научила нас молиться Отцу Небесному не единолично, или индивидуально, но в связи со всеми членами благодатного царства Христова. «Учитель мира и Наставник единства», – пишет св. Киприан, – «не хотел, чтобы молитва была совершаема врозь и частно так, чтобы молящийся молился только за себя. В самом деле, мы не говорим: Отче мой, иже еси на небесех, хлеб мой даждь ми днесь; каждый из нас не просит об оставлении только своего долга, не молится об одном себе, чтобы не быть введенному во искушение и избавиться от лукавого. У нас всенародная и общая молитва, и когда мы молимся, то молимся не за одного кого-либо, но за весь народ, потому что мы – весь народ – составляем одно» 180 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Так и царь часто, осудив кого-нибудь на смерть, не склоняется на просьбу кого-нибудь одного об осужденном; но если умоляет целый город, то смягчается и по многочисленности умоляющих освобождает ведомого в пропасть от осуждения и возвращает к жизни. Такова сила всенародной молитвы. Для того все мы и собираемся сюда, чтобы успешнее преклонить Бога на милость; молясь сами по себе, мы, как я выше сказал, бываем слабы, а вознося молитву в союзе любви, умоляем Бога даровать нам просимое. Говорю это не напрасно и не для себя только, а для того, чтобы вы всегда спешили в собрания, чтобы вы не говорили: что же, разве я не могу молиться дома? Можешь молиться, но эта молитва имеет не столь великую силу, как та, которая совершается вместе с сочленами, когда все тело Церкви единодушно и единогласно воссылает прошение, в присутствии священников, возносящих молитвы всего народа.    5. Хочешь ли знать, какова сила молитвы, совершаемой в Церкви? Некогда Петр был заключен в темницу и связан многими цепями. «Церковь прилежно молилась о нем Богу» (Деян.12:5), и тотчас освободила его из темницы. Что же может быть сильнее этой молитвы, которая приносила пользу столпам и твердыням Церкви? Павел и Петр — твердыни и столпы Церкви: и на одном из них она расторгла узы, другому отверзла уста. Но, чтобы показать сугубую ее силу не только из тогдашних событий, но из совершающихся ежедневно, мы напомним вам о самой молитве, совершаемой народом. Если бы кто-нибудь из простых людей велел вам, каждому по себе, молиться о спасении епископа, то каждый, конечно, отказался бы, как от бремени, превышающего его силу. Когда же вы все вместе слышите диакона, повелевающего это в словах: помолимся о епископе, и о старости, и о заступлении, да право правит слово истины, и о сущих здесь и повсюду, — тогда не отказываетесь исполнить повеление, но, сознавая силу вашего собрания, усердно возносите молитву. Посвященные в тайны знают, о чем я говорю; молитве оглашенных это еще не предоставлено, так как они не достигли до такого дерзновения, а вам служащий при молитвах повелевает приносить их и о вселенной, и о Церкви, простирающейся до концов земли, и о всех, управляющих ею епископах, — и вы повинуетесь с готовностью, свидетельствуя самым делом, что велика сила молитвы, согласно возносимой в церкви народом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3327...

Так ли христианину жить и действовать следует? Просящему у тебя дай ( Мф.5:42 ) – вот ясная заповедь Твоя, Господи! Подавайте милостыню из того, что у вас есть: тогда все у вас будет чисто ( Лк.11:42 ). Сказано ясно и обещана за милостыню чистота души и тела. А я?.. Часто не подавал нищим или из жадности, боялся, что в моих сбережениях недостача будет, или разбирал, кому дать: стоит ли бедный, чтобы я его своей копейкой облагодетельствовал, часто находил их недостойными моего благосклонного внимания, называл их лентяями, бездельниками, толстою рожею и другими неподобными словами. Между тем Ты, Господи, Сам нищего послал и ждешь, как я исполню Твою заповедь: давать всем, кто просит, без разбора. Кроме того, Ты Сам, Господи, принимаешь милостыню. А я!.. Пощади меня, Господи! А сколько есть таких, которые не пойдут просить, а помощь им необходима, как воздух для жизни. Надо их найти мне самому и побывать у них, снести мне самому к ним... А я?.. На Страшном Суде Своем за что Господь ублажает праведных: Алкал Я и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне ( Мф.25:35–36 ). Следовательно, милость эта – Господу Иисусу Христу оказана: Понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе ( Мф.25:40 ). С какою же радостию я бы должен был совершать дела милосердия? А я?.. Пощади, Господи! Исповедь по восьми церковным заповедям, составленная протоиереем Борисом Николаевским Первая церковная заповедь Предписывает молитву дома (утром, вечером, до и после еды и проч.) и в храме во дни Богослужения (вечерню, утреню, литургию). В молитве всегда должны быть внимание (заключай ум в слова молитвы), благоговение и сокрушение. Ведь я во время молитвы стою один – с глазу на глаз пред Самим Господом Богом, Творцом и Промыслителем всего сущего, Владыкой и Судией моим... Быть может, от этой минуты зависит вся моя участь, вся будущая жизнь, и земная и Небесная! А я стою небрежно, читаю слова молитвы без внимания, без страха и трепета. Часто прерываю молитву, чтобы сделать то или иное; читаю слова молитвы и слушаю радио или разговоры в квартире, часто даже сам вступаю в эти разговоры, скажу то или иное собеседникам и – снова (как ни в чем не бывало) читаю слова молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Так почему Он отверг молитвы пророка Иеремии, часто молившегося за иудеев? Разве не потому, что пророк увещевал их, чтобы они сами изливали молитвы к Богу? Ты же не возноси за них молитвы, — говорит, — за этот народ, а потом прибавляет: не видишь ли, что они делают? (Иер. 7:16-17). Они, говорит, ни о чем не заботятся, а ты желаешь, плачешь, вопишь и взываешь. Мы также молимся вместе со святыми, но наша надежда да будет великой и в наших молитвах. Мытарь просил Бога не чрез кого-либо превосходнейшего, но сам мог столько, сколько тысяча праведных созерцателей, если бы они молились за него Богу. Не говори: я не умею молиться, я недостоин, у меня нет веры; выставляя причины недостоинства и молчания, ты показываешь большую необходимость молиться. Ты недостоин, не имеешь веры? Когда ты таков, то употребляй, как лекарство против зла, молитвы. Слушай, что говорили три отрока: и ныне мы не можем открыть уст наших; мы сделались стыдом и поношением для рабов Твоих и чтущих Тебя (Дан. 3:33). Каким образом они не отверзали уст? Однако уста были отверсты, они молились и получили. И мы, подобно им, будем приступать к молитвам. То, что ты говоришь мне, что ты недостоин и не имеешь веры, скажи Господу всяческих и скоро приобретешь веру. Совесть твоя не позволяет смотреть с уверенностью на небо? Но это послужило мытарю даже на пользу. То, что ты считаешь препятствием для твоих молитв, это освящает твои молитвы. Эти слова и такой смысл приличествуют не только преступным, но и почитающим добродетели. Авраам, когда намерен был нечто просить у Бога, говорил: я, прах и пепел (Быт. 18:27); признавая свое недостоинстоинство, он сошел до такого несовершенства природы, что мог отложить гордость ума. И Давид говорил: я же червь, а не человек (Пс. 21:7).Ты часто уклонялся от Бога. Ужели по этой причине ты будешь оставаться в грехе? Не приближаясь к Богу и не моля Его, ты прибавляешь ко грехам [другие] грехи… Ужели мало милосердие Божие? Ужели твои грехи могут превзойти меру Его благости? Как малая искра в обширнейшем море, так или даже меньше — вины и грехи человека пред милосердием Божиим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Точно так же как в разных храмах верующие, читая одни и те же молитвы, хотя и немного в разное время, помогают друг другу в богообщении. Еще есть некое старое правило, говорящее о том, что желательно читать молитвы не на память, а по молитвослову. В чем здесь дело? Святые отцы замечали: при таком чтении бывает, что нас вдруг задевает какое-то слово, и в этом случае останавливаешься. Объясняют они это тем, что ангел-хранитель молится вместе с нами и хочет о чем-то нам напомнить, на что-то обращает наше внимание. И в этом отношении чтение молитв по молитвеннику для нас лучше, чем чтение наизусть. Как ни странно, опыт показывает: наизусть отбарабанишь молитву — и все, а когда читаешь, то чувствуешь вот эту связь с ангелом-хранителем. Иногда люди спрашивают, можно ли исключить из молитвы слова, которые вводят их в смущение. Например, в «Отче наш» содержится просьба о том, чтобы Бог судил нас точно так же, как мы судим других. Удобное это прошение? Отнюдь нет. Потому что мы сами не очень любим прощать другим их согрешения. И получается, что в этой молитве мы просим Бога отнестись к нам точно так же, как мы относимся к согрешившим против нас, чтобы он и нам не прощал наши грехи. Исключите эти слова из молитвы. Что изменится? На мой взгляд, в словах «и прости нам согрешения наши» есть некий оттенок, как бы говорящий: «Господи, я не могу простить, но знаю, что если буду об этом человеке молиться, то рано или поздно у меня изменится к нему отношение и у меня появятся силы его простить». Если я исключаю эти слова, то выходит, что я не желаю этого. И у меня получится противопоставление себя Богу. У Льюиса есть классификация людей на две группы — одни говорят: «…да будет воля Твоя», а другим уже Бог говорит: «…да будет твоя воля». И вот здесь — «да будет воля Твоя» и «да будет воля моя» — и пролегает это противопоставление. Когда мы вычеркиваем что-то из молитвы — это своеволие. И получается, что тогда вся молитва теряет смысл. Потому что если мы отказываемся подчиняться Богу и собираемся жить так, как хотим, «по воле своей», то мы и не вправе рассчитывать на Его помощь.

http://pravmir.ru/mozhno-li-molitsya-svo...

«Слышите, — изрек Господь после этой притчи, — слышите, что говорит судья неправедный… Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» Два положения можно вывести из этих слов Христа. Первое, что, желая получить что-нибудь от Господа, надо вопиять к Нему «день и ночь». Второе — что не надо отчаиваться в молитве, несмотря на то, что Господь «медлит» с защитой. О неотступности молитвы опытнейший известный петербургский почивший о. протоиерей Алексей Петрович Колоколов так наставлял духовных детей своих. «Вы ищете помощи Богоматери. Так идите в Казанский собор и, стоя пред чудотворным ликом с таким чувством, как если бы вы стояли воочию пред самою Богоматерью, говорите Ей: «Владычице, Ты должна помочь мне, потому что я не отступлю от тебя. Я приду к тебе с моей просьбой и завтра, и послезавтра, и буду ходить всякий день, весь год, и буду ходить многие годы. Я не отойду от тебя, пока не получу желаемого». Ведь то, что предлагал тут о. Алексей — есть то же самое, что делала женщина притчи с судьей неправедным, с тою разницею, что женщина имела дело с бессердечным корыстолюбивым и подкупным человеком, — тогда как пред молящимися Богоматери стоит Та, Которой Христос на кресте заповедал заботиться о людях, как о детях Своих. Христос сказал, что если кто, имея веру с горчичное зерно, скажет горе: «передвинься и бросься в море», и при этом не усумнится в сердце своем, то исполнится то слово его. Среди преданий о великих аскетах, сохраняется рассказ, что человек, дышавший великой верой, рассказывал о силе веры, и во время рассказа, когда дошел до слов о горе: «и если горе этой сказать: передвинься», — гора заколебалась, так что ему пришлось другим словом остановить гору. Хранится другое предание о том, как некая блудница, с верою помолясь, воскресила мертвеца. В наши дни, примером молитвы, которая доходит до Бога и творит чудеса, был о. Иоанн Кронштадтский . Тот, кто видел его молящимся, тот не забудет этой молитвы. Воочию предстоя перед Богом, он как бы наступал на Него, уже не прося, а требуя исполнения молитвы своей, как наступала на Христа жена хананейская со своею неотступною просьбою; хватался за ризы Христовы, как схватила их некогда жена кровоточивая, и не выпускал их.

http://azbyka.ru/fiction/idealy-hristian...

«Слышите, — изрек Господь после этой притчи,— слышите, что говорит судья неправедный... Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» Два положения можно вывести из этих слов Христа. Первое — что, желая получить что-нибудь от Господа, надо вопиять к Нему «день и ночь». Второе — что не надо отчаиваться в молитве, несмотря на то, что Господь «медлит» с защитой. О неотступности молитвы опытнейший известный петербургский почивший отец протоиерей Алексей Петрович Колоколов так наставлял духовных детей своих: «Вы ищете помощи Богоматери? Так идите в Казанский собор и, стоя пред чудотворным ликом с таким чувством, как если бы вы стояли воочию пред Самою Богоматерью, говорите Ей: “Владычица, Ты должна помочь мне, потому что я не отступлю от Тебя. Я приду к Тебе с моей просьбой и завтра, и послезавтра, и буду ходить всякий день, весь год, и буду ходить многие годы. Я не отойду от тебя, пока не получу желаемого”». Ведь то, что предлагал тут отец Алексей, есть то же самое, что делала женщина притчи с судьей неправедным, с тою разницею, что женщина имела дело с бессердечным корыстолюбивым и подкупным человеком, тогда как пред молящимися Богоматери стоит Та, Которой Христос на Кресте заповедал заботиться о людях, как о детях Своих. Христос сказал, что если кто, имея веру с горчичное зерно, скажет горе: «передвинься и бросься в море» — и при этом не усумнится в сердце своем, то исполнится слово его. Среди преданий о великих аскетах сохраняется рассказ, что человек, дышавший великой верой, рассказывал о силе веры, и во время рассказа, когда дошел до слов о горе: «и если горе этой сказать: передвинься», — гора заколебалась, так что ему пришлось другим словом остановить гору. Хранится другое предание о том, как некая блудница, с верою помолясь, воскресила мертвеца. В наши дни, примером молитвы, которая доходит до Бога и творит чудеса, был отец Иоанн Кронштадтский. Тот, кто видел его молящимся, тот не забудет этой молитвы. Воочию предстоя перед Богом, он как бы наступал на Него, уже не прося, а требуя исполнения молитвы своей, как наступала на Христа жена Хананейская со своею неотступною просьбою; хватался за ризы Христовы, как схватила их некогда жена кровоточивая, и не выпускал их.

http://pravoslavie.ru/2326.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010