С другой стороны, именно богослужение может открыть человеку все богатство его души и духовную жажду Богообщения. «Богослужение является школой молитвы: оно захватывает ум и сердце человека и погружает их в ту глубину, где происходит встреча с Богом. Каждая церковная служба, каждое молитвенное слово может стать для нас встречей и соприкосновением с Живым Богом, если мы молимся внимательно и сосредоточенно, если молитва церкви становится нашей личной молитвой. Нередко, однако, слова богослужения проходят мимо нас и мы присутствуем в храме только телом, а ум блуждает на стороне — в этом случае никакой встречи не происходит и мы лишаемся того плода, который приносит участие в церковной службе» . Заключительное предложение предыдущей цитаты стоит рассмотреть подробнее. Почему не так просто войти в состояние настоящей плодотворной молитвы и сохранять его? Откуда у нас появляется целый рой каких-то случайных посторонних помыслов? Как научиться истинной молитве? Процесс молитвы можно условно разделить на три этапа: молчание, внимание и умное делание. Молчание. «Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» ( Мф.6:6-8 ). Конечно, слова Христа о комнате неверно воспринимать лишь в буквальном смысле. Хотя, действительно, перед молитвой мы стараемся где-нибудь уединиться, чтобы ничего не отвлекало от молитвы. Но в этих словах Спасителя мы видим призыв к внутреннему — интеллектуальному и душевному уходу от всех своих раздумий и переживаний, когда мы остаемся наедине с самим собой. Но речь не идет об одиночестве. Потому что мы, оставаясь один на один со своим «я», одновременно обращаем свой мысленный взор к Богу. «Молитва — отношение, которое устанавливается между человеком, между видимым и лежащим в его основе невидимым — целым глубинным миром, включающим все существующее. Вот почему молитва — искание, исследование этой области невидимого и мира наших собственных глубин, который ведом одному только Богу, который только Он и может нам открыть. И через молитву, сначала на ощупь, в проблесках нового видения, мы ищем и открываем Бога и человека в их взаимосвязи» .

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

" Сила молитвы " февраля 2024 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Спаса Нерукотворного Образа " За Божественной литургией нам было предложено сегодня поучительное евангельское чтение о хананеянке, - сказал владыка в проповеди. - Господь, путешествуя по Святой земле, зашел в район Тира и Сидона, где жили язычники. И удивительно: именно там Он нашел глубокую веру - у одной женщины. У нее дочь болела страшным недугом беснования. Языческие жрецы не могли изгнать бесов из девочки. Мать прослышала, что из Иудеи пришел великий пророк и целитель - Иисус, сын Давидов. И обратилась к Нему с просьбой исцелить дочь. Христос решил показать всему миру, какая вера была у этой язычницы, какая она была молитвенница, терпеливица - потому и попала на страницы Евангелия. Спаситель сказал ей, что послан не к язычникам - Отец Небесный послал Его в дом Израилев, и " нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам " (Мф. 15:26). Господь язычников назвал псами - представьте, нас кто-нибудь бы так обозвал, как бы мы обиделись! А эта женщина ничуть не оскорбилась - да, псы, " но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их " (Мф. 15:27). Так она показала смирение, веру, терпение и неустанную молитву. И добилась своего - Христос сказал: " О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час " (Мф. 15:28). Господь показал нам пример, как нужно молиться и жить. Что такое молитва? Молитва и моря укрощает, и огонь погашает, и зверей усмиряет - сколько мы читали житийных историй, когда дикие звери, которые должны были растерзать мучеников, склонялись перед ними! Мы видим невероятную силу молитвы " . " Нам кажется, что когда мы молимся, Господь не всегда нас слышит, - продолжил архипастырь. - Молитва не доходит до Него, Он не обращает на нас внимания - о чем это свидетельствует? О том, что мы неправильно понимаем смысл молитвы. Конечно, во всех нуждах, скорбях, печалях, которых у всех достаточно, мы должны идти к Богу. Он ценит, что мы не к кому-то обратились, а именно к Нему.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Текст молитвы и его происхождение Молитва «Отче наш» вошла в церковный обиход в той редакции, в которой она известна по наиболее древним и авторитетным рукописям Евангелия от Матфея (за исключением завершающего ее славословия): Отче наш , Иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Отче наш , сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам грехи наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. В Евангелии от Матфея молитва «Отче наш» входит в состав Нагорной проповеди. У Евангелиста Луки – своя версия происхождения этой молитвы. Он повествует о том, как однажды, когда Иисус окончил молиться, один из учеников попросил Его: «Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих». В ответ Иисус диктует текст молитвы «Отче наш» ( Лк.11:1–2 ). При этом в наиболее древних рукописях Луки молитва приводится в несколько сокращенном варианте. Христос с учениками (отослание апостолов на проповедь). Фреска Токалы-килисе в Гереме, Каппадокия. Сер. X в. Если следовать двум версиям происхождения молитвы, которые содержатся в Евангелиях от Матфея и Луки, то их гармонизация приводит к следующему выводу: Иисус продиктовал молитву «Отче наш» Своим ученикам дважды – один раз в составе Нагорной проповеди, а другой раз в ответ на их просьбу научить их молитве. Нет ничего невероятного в том, что дело происходило именно так. Более того, Иисус мог повторять эту молитву и в других ситуациях, и ученики вполне могли начать использовать ее в собственной молитвенной практике еще при Его жизни. Было бы даже странно, если бы ученики, услышав молитву из уст Иисуса не менее чем дважды, в том числе один раз в ответ на свою прямую просьбу, потом тотчас бы ее забыли и не использовали. Сам Иисус мог произносить эту молитву вместе с учениками, и ее сохранение в молитвенном обиходе ранней Церкви было прямым продолжением той практики, которая сложилась в общине Его учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Царь же, войдя посмотреть на пир, увидел там человека не в брачной одежде и сказал ему: «друг мой, как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Он молчал. Тогда сказал Царь рабам Своим: «свяжите ему руки и ноги, возьмите и ввергните его во тьму: там будет плач и скрежет зубов. Потому что много званых, но мало избранных». Потому-то каждый христианин должен приходит во храм Божий с чистой совестью и с любовью к Богу и людям и, в продолжении всей литургии, с полным вниманием следить за всем, что делается во храме. Страшно для христианина, присутствующего на этой святейшей духовной вечери, услышать грозный вопрос Отца Небесного: друг! как ты вошел сюда, не имея в душе любви ко Мне? Да сохранить нас Господь от небрежения о своем спасении и да даст нам желание и силы быть в числе не только званых, т. е. христиан по имени, но и избранных членов Царства Господа Иисуса Христа и удостоиться вместе со святыми угодниками Божиими, вечно воспевать пречестное и достохвальное имя Пресвятой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. 3.Литургия верных После того, как оглашенные выйдут из храма, начинается литургия верных. Диакон произносить ектенью, в которой призываем, оставшихся во храме верных молит Господа о заступлении, спасении и помиловании. Священник же, в алтаре, тайно читает молитву, в которой благодарить Господа Бога, сподобившего его предстать пред святым Своим престолом, молит Его принять молитвы верующих и бескровную жертву, приносимую ради грехов людей. Затем диакон, от лица всех верующих, повторяет начало и конец великой ектеньи, а священник тайно молит Господа, чтоб Он послал успех в жизни всем со страхом и любовно служащим Ему а сподобил их неосужденно причаститься святых Таин. В древности, вместо двух кратких ектений, произносились молитвы о епископах, священниках, царях, о властителях, о земле и море, воздуха и всей вселенной. Такие пространные моления имели тогда значение, так как литургия верных совершенно отделялась от литургии оглашенных. Но теперь, когда обе литургии совершаются нераздельно, эти пространные моления были бы только повторением начала литургии; поэтому святые Василий Великий и Иоанн Златоуст исключили эти молитвы, удержав только начало и конец их, для воспоминания о дорогих христианину временах Апостольских. Затем начинается пение Херувимской песни. Умилительные минуты, когда поют эту песнь. Пение священной песни, молитвы священника, каждение алтаря, иконостаса и присутствующих в храме, потом вынос Святых Даров (великий вход) молитвенное воззвание, чтобы Господь помянул нас во царствии Своем: все это невольно трогает душу и заставляет нас чувствовать величие и милосердие Божие, и наше ничтожество и греховность пред Господом Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Что такое хула на Духа Святого, которая не может проститься никогда?   Это явное, сознательное противление Божией Истине, упорное отвержение Православной веры Христовой, которую охраняет «Дух Святый» (Иоан 14:26, 15:26, 16:7—15). Подобное противление истине можно видеть в сектантах, которые безумно противятся Правде Божией и этим оскорбляют Духа Божия, научающего этой Правде. Сектанты отвергают, например, молитвы за умерших, хотя Дух Святый научает молиться за отошедших в загробный мир, и вот этим они явно противятся Духу Божию, и это «не простится им ни в этом веке, ни в будущем.» Почему сектанты не могут оправдываться словами Писания, что «человек никак не искупит брата своего, и не даст Богу выкупа за него» (Пс. 48:8)   Прежде всего, здесь говорится не о молитве, а про избавление от смерти. Как это выясняют дальнейшие слова псалма: «дорога цена искупления души их, и не будет того во век, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы» (Пс. 48:9, 10). Действительно, никто не избавил человека от смерти, как только Богочеловек Иисус.    Затем, если сектанты понимают слова псалма — «человек никак не искупит брата своего, и не даст Богу выкупа за него» — в том смысле, что молиться за мертвых нельзя, то пусть они и за живых не молятся, потому что для человека и живых искупить невозможно. Однако сектанты за живых молятся, а если так, то нельзя в словах псалма усматривать отрицание молитвы за умерших. Можно ли христианам после молитвы за умерших совершать поминальные трапезы?   Можно, потому что обычай устраивать поминальные обеды весьма древний. Пророк Иеремия говорит, как о несчастных, таких людях, которые после смерти своей остаются без поминовения. «И умрут великие и малые на земле сей; и не будут погребены, и не будут оплакивать их, ни терзать себя, ни стричься ради них. И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их» (Иер. 16:6, 7). Какими вопросами можно доводить сектантов до признания необходимости молитв за умерших?   Прежде всего должно спрашивать сектантов об их отношениях к живущим на земле их братьям: «Любите ли вы ваших братьев живущих в этом мире?» Они скажут: «Любим». — «В чем выражается любовь к ним?» Они скажут: «Мы братьям нашим желаем добра, помогаем, когда можем, и молимся о них Богу». Если сектанты так любят живущих еще здесь своих братьев, то пусть скажут: продолжают ли они любить их отошедших в загробный мир? Они скажут, что любят. Тогда должно спрашивать сектантов: в чем выражается ваша любовь к покойным? Хлеба они теперь не едят, и деньги им не нужны, ваша материальная помощь им не требуется. Как же вы выражаете свою любовь к своим усопшим? Сектантам ответить нечего, потому что благожелательства к своим умершим братьям без молитвы они выразить не могут, а молиться тоже не хотят, значит, и любовь сектантов к своим братьям, со смертью последних, прекращается.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Дело не в словах этой молитвы, – сами по себе они не принесут пользы, – но в вере во всесильную благодать Божию, подаваемую нам ради пострадавшего за нас Сына Божия. Слова молитвы Иисусовой суть только выражения этой веры. Кроме молитвы против нечистых помыслов великую силу имеют памятование о везде присутствии и всеведении Божием, хождение перед Богом со страхом и смирением, размышление о пагубных последствиях уступчивости нечистым мыслям, пост, уединение, удаление от соблазнительных обществ и зрелищ, беседа с опытными в духовной жизни людьми, частое приятие благодати Таинств Исповеди и Причащения. Труден подвиг к стяжанию возможной для нас в этой жизни сердечной чистоты, но и велика награда за подвиг. Чистии сердцем Бога узрят , то есть и в настоящей жизни в них откроется способность к радостному ощущению сердцем присутствия Божия в себе самих и вне себя – в судьбах человечества и в явлениях видимой природы, – ощущению столь же неотразимому, как внешнее ощущение зрения; но гораздо живее и радостнее будет в них ощущение Божия присутствия в Царстве Славы, когда увидим Его, как Он есть ( 1Ин. 3, 2 ). Стих 9: Блажени миротворцы, яко тии сынове Божий нарекутся . Миротворцем называется тот, кто заботится о сохранении или восстановлении миролюбивых отношений к ближним и между ближними и для достижения этой цели готов пожертвовать своими правами и выгодами, если только это не соединяется с нарушением долга и со вредом для других. Господь Иисус Христос сказал: если ты при несешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой ( Мф. 5,23–24 ). Согласно этому, истинные ученики Христа Спасителя не только сами поступали миролюбиво с ближними, но содействовали в установлении мира между другими. Так, святой Иоанн Милостивый, Патриарх Александрийский, однажды во время совершения литургии вспомнил, что один из служителей Церкви негодует на него за наказание, впрочем, справедливо на него наложенное.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Дорогие братья и сестры, кого слышим мы? Мытаря ли? Нет! Не мытаря из притчи слышим мы, но глас Самого Господа. Потому что не было ни мытаря, ни фарисея, но есть Господь, вечный и живой, Который Сам дает нам слова этой новой покаянной молитвы, влагая их в косные уста и холодные сердца наши. Будем почаще вспоминать эти смиряющие и живительные для каждой души слова, и тогда не только после молитвы в храме, дома, в дороге, сегодня или завтра, но и в конечные дни жизни нашей будем оправданы и помилованы. Не будем возвышаться над ближним, осуждать его, сравнивать его добро со своим Готовясь начать путь ко дню Воскресения Христова с чистым сердцем, не будем возвышаться над ближним, осуждать его, сравнивать его добро со своим, потому что наша высота, наше оправдание, наша праведность есть Господь наш Иисус Христос, Который нам даровал в этой притче и один из основных законов нашей христианской жизни: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». А как возвысится, показал нам и Сам Христос Спаситель, в смирении испивший чашу страданий, вознесенный на Крест, тридневно воскресший и восшедший в славе к Отцу Своему Небесному. И ныне Он привлекает всех нас к Себе любовью Своею следовать за Ним путем смирения. Будем это помнить, будем смиряться пред Богом и ближним и не спешить осуждать ближнего даже при явных его ошибках и грехах. И почаще будем вспоминать, и не только утром в утренних молитвах, спасительные и смирительные слова краткой молитвы: «Боже! милостив буди мне, грешнику!» Аминь. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Garri Hakobyan 29 января 2018, 08:46 Милосердие Господа Истинного воистину безгранично к тем кто имеет в душе покаяние и стремится жить по-Божески! Галина И. 29 января 2018, 08:43 Низкий поклон Владыке за евангельское вразумление. Простите, но я думаю, что Господь осуждал фарисеев не целиком как строгую религиозную школу, а за их самонадеянность и заносчивость- в большей части. Фарисеем был Никодим, тайный последователь Иисуса. Св. Ап. Павел вначале тоже принадлежал к этой секте.Абсолютно черных и белых у Бога не бывает- радуга цветная. " Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры... " (Мф 23:13 и далее). Но ср.: " Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших..., не так ли поступают и язычники? " (Мф 5,46-47). Да, очень трудно стать настоящей христианкой, узок путь, но с нами Бог, слава Ему.

http://pravoslavie.ru/110262.html

О бдении и откровении пред Богом. «Который в тайных», — ибо Бог живет в глубинах чистого и пламенного сердца, где Его и видят чистые… Великие учителя молитвенного подвига всегда говорят прежде всего и больше всего об этой молитве, об этой тайне восхождения каждой души наедине с Богом… И возникает недоумение: не говорят ли они об отдельной, уединенной, одинокой душе… Нет, — ибо Бог есть любовь. И чем ближе кто к Богу, чем неотступнее предстоит он пред Богом, тем напряженнее и в нем становится любовь. И любовь к ближним своим, ибо все с большей очевидностью созерцает он распятую любовь Спасителя, истекающую за всех. Уподобиться Христу нельзя иначе, как приобщившись Его состраждущей любви ко всякому человеку. Уподобиться Богу нельзя, не войдя в дух и в силу Его любви, не хотящей смерти для грешника, но обращения и жизни. Невозможно преуспевать в любви к Богу, и не возрастать тем больше в любви к ближнему. Ибо Бог есть самая Любовь, Любовь к ближним… И темою потаенной молитвы остается эта любовь. Достаточно вспомнить замечательное свидетельство преп. Исаака Сирина о тайне «милующего сердца…» Однако есть и другая молитва. И здесь, напротив, отрицается уединение. « Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» (Мф.18:19–20)… Здесь не только расширение молитвенного кругозора, но именно общение в молитве… И здесь не простая двойственность в молитве, и не только удвоение… Здесь есть некий антиномизм в молитве. И он только повторяет общий антиномизм христианского подвига и делания, вообще поляризованного в противоположности «отшельничества» и «общежития». Уйти из среды человеческой в затвор или в пустыню, чтобы там предстоять Богу в безмолвном трепете и радости, и входить и вникать в Его неисчерпаемую любовь к миру, и в молчании молитвы загораться этой любовью, и воспламеняться в ней до нестерпимо–жгучей тоски о всякой твари, страждущей в неведении и грехе… Или остаться в миру, чтобы в нем «согласиться» о имени Христовом, и стяжать от Него дар «общей и согласной молитвы», которая только о Христе и возможна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

    ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ   В наше время молитва Именем Иисуса становится широко распространенной на всех материках. Многое, написанное о ней, заслуживает серьезного внимания; но параллельно сему было высказано немало нелепых идей. Ввиду этого я решил написать краткий трактат о ней, чтобы, с одной стороны, предупредить благочестивых делателей ее о непроторенных дорогах, и с другой — утвердить основные богословские и аскетические положения этой великой духовной культуры.   Теория сей молитвы может быть изложена на нескольких страницах, но практическое применение ее в христианской аскетике связано с такими трудностями, что с давних времен отцы и учители Церкви всячески убеждали искателей этого образа соединения с Богом приступать к ней со страхом, искать руководителя, прошедшего сей подвиг. Я вовсе не надеюсь исчерпать этот исключительно важный вопрос, но поставил себе ограниченную задачу: представить здесь нечто из того, чему я был научен во время моей жизни на Святой Горе, в монастыре и в пустыне. Совершенно избежать в этой попытке повторений того, о чем уже было написано другими авторами — невозможно. Но, полагаю, подобные повторения не только могут быть не лишними, а даже и необходимыми для освещения предмета в иных контекстах.   Господь в последние часы Своей жизни с нами сказал: “Доныне вы ничего не просили во Имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна… Истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во Имя Мое, даст вам” (Ио. 16: 21, 23). Эти слова Христа являются и догматическим, и аскетическим основанием для молитвы Его Именем.   Нет сомнений, что ученики Христа соблюдали эту заповедь. Тем более это достоверно, что они уже познали силу Его Имени, когда были посланы, как “агнцы среди волков”, нести людям мир, исцелять больных, возвещать приближение Царствия Божия: “Семьдесят учеников возвратились с радостью, и говорили: “Господи, и бесы повинуются нам о Имени Твоем”, и другой случай: “…мы видели человека, Именем Твоим изгоняющего бесов…” (Лк. 10: 17; 9: 49). Таким образом, история молитвы Именем Иисуса начинается с апостольских времен. Не сохранились словесные формулы их молений личных, но весь Новый Завет полон свидетельств, что они совершали многие поразительные чудеса сим Именем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

  Глава 4. Четвертое прошение молитвы Господней: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день»     7. Четвертое прошение звучит: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» ( Мф.6:11 ). Здесь блаженный Киприан показывает, каким образом и эти слова могут пониматься в качестве прошения о пребывании. Ибо он говорит среди прочего: «И мы просим так: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день», для того, чтобы мы, пребывающие во Христе и ежедневно принимающие Евхаристию в качестве спасительной пищи, если вдруг случится какое тяжкое прегрешение, не оказались бы отделенными от тела Христова, будучи удерживаемы от небесного хлеба, поскольку находимся под запрещением и не участвуем в общении» 7 . Эти слова святого человека Божия показывают, что святые, несомненно, просят у Бога пребывания, когда говорят: «Хлеб наш... дай нам на сей день», с тем намерением, чтобы не быть отлученными от тела Христова, но остаться в той святости, благодаря которой они не допускают никакого прегрешения, способного заслуженно отделить их от нее.     Глава 5. Пятое прошение: «Прости нам долги наши»     8. В пятом прошении молитвы мы говорим: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» ( Мф.6:12 ). Кажется, что в одном этом прошении мы не просим о пребывании. Ведь те грехи, об оставлении которых мы молимся здесь, – это грехи прошлые, тогда как пребывание, которое делает нас спасенными в вечности, хотя и необходимо во время этой жизни, но не в прошедшее [время], а в то, которое еще остается до ее конца. Однако не напрасно будет ненадолго обратить внимание на то, каким образом и в [объяснении] этого прошения язык Киприана, как некое непобедимое орудие истины, еще тогда поразил еретиков, появившихся спустя довольно длительное время после него. Ведь пелагиане среди прочего отваживаются говорить, что праведный человек в этой жизни вовсе не имеет никакого греха, и из подобных людей составляется уже в нынешнее время Церковь , «не имеющая пятна, или порока, или чего-либо подобного» ( Еф.5:27 ), и одна лишь эта Церковь есть невеста Христова; как будто не невеста Его та, которая по всей земле говорит то, чему научилась от Него: «Прости нам долги наши». Но посмотрите, как уничтожает их славнейший Киприан. Объясняя это место молитвы Господней, он среди прочего говорит: «И сколь неизбежно, сколь предусмотрительно и спасительно убеждаемся мы в том, что мы – грешники, поскольку [Господь] побуждает нас молиться за свои грехи, дабы, прося оставление [прегрешений] у Бога, душа вспомнила [о голосе] своей совести. Для того чтобы никто не воображал о себе, что он невинен, и не погиб вскоре из-за превозношения, [эта молитва] наставляет и учит [человека], что он грешит ежедневно, поскольку ежедневно повелевается ему молиться о своих грехах. И Иоанн в своем Послании говорит, утверждая это: " Если мы говорим, что не имеем греха, – то обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8 ), и прочее» 8 , что было бы долго приводить здесь.  

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010