Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него ( Мф. 6, 8 ). По поводу этих слов некоторые спрашивают: а если Он наперед знает, чего мы просим, то какая необходимость вообще просить чего-либо? Какая нужда выражать какое-либо прошение словами, пересказывать что-либо Тому, Кому все уже известно? Какая нужда вообще в молитве? Слова Иисуса – знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него – содержат в себе воспрещение многословия в молитве, а не самой молитвы 28 . Если бы не было надобности в молитве вообще, то Христос не говорил бы: Просите, и дано будет вам ( Мф. 7, 7 ); молитесь за обижающих вас и гонящих вас ( Мф. 5, 44 ); истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам ( Ин. 16, 23 ) и т. д. Но почему же (говорят) Всеблагий Бог не подает людям все, в чем они имеют нужду, и без прошения их, без молитвы? По учению Иисуса Христа, люди имеют действительную нужду лишь в достижении Царства Небесного; но так как человек одарен свободой воли и может произвольно искать это Царство или бежать от него, то понятно, что оно только просящему дано будет. В стремлении к достижению этой цели; в борьбе с искушениями и страстями, силы человеческие нередко ослабевают, и потому молитвенное обращение к помощи Божией становится неизбежным. Сам Христос молился в Гефсиманском саду перед предстоящими Ему страданиями, когда заметил, что Его человеческие силы слабеют; искушаемый мыслью о возможности избавиться от этих страданий, Он молился и окончил молитву Свою словами: да будет воля Твоя ! Следовательно, Иисус Христос не только не осудил обращение наше к Богу в молитве, но даже словом и примером Своим заповедал нам молиться. Подает же Бог без прошения, без молитвы, только ищущим прежде всего Царства Божия и правды его, и притом подает им только то, что для них считается лишним в молитве. Молитва Господня Молитесь же так: Отче наш... Молитва , данная Господом Своим ученикам и известная под именем молитвы Господней ( Мф. 6 . 9–13), есть только образец согласной с Его учением молитвы, нисколько не исключающий возможности и других молитв, ибо и Сам Господь Иисус Христос произносил другие молитвы ( Ин. 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Моисей, преподавший израильтянам Закон Божий, увещевал также их и к молитве. Одно из таких увещаний находится в 8-й главе Второзакония и читается так: «когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе». В этих словах Моисей научал Израильтян молиться перед принятием и после принятия пищи. И все благочестивые израильтяне следовали этому увещанию. Обыкновенно глава дома перед вкушением пищи брал хлеб и говорил: «благословен Бог, произрастивший нам хлеб из земли!» Подобное же благословение он произносил и перед принятием питья. Точно так же поступаем теперь и мы. Перед вкушением и после вкушения пищи мы возносим известные положенные для того молитвы. Так мы поступаем по примеру Самого Иисуса Христа, Который, по свидетельству Евангелия, предлагал ученикам или народу хлеб и Сам вкушал его, вознесши предварительно благодарение Богу. Подобно тому, как есть определенное время дня, в которое мы обязаны молиться, так точно в христианской Церкви есть также и определенные дни, которые преимущественно посвящены для наших молитв. Таковы все воскресные и праздничные дни, а также дни поста и покаяния. Итак, из всего сказанного следует, что мы должны молиться во всякое время, но преимущественно – утром и вечером, перед принятием и после принятия пищи, а также в праздничные и воскресные дни и в дни поста и покаяния. Но где же или в каком месте мы можем и должны молиться? В Ветхом Завете главным местом молитвы служил храм иерусалимский. Сам Иисус Христос называл его домом молитвы, говоря иудеям: «написано: дом Мой есть дом молитвы». Сюда израильтяне собирались в праздники свои и возносили молитвы к Богу. Подобно Израильтянам и мы, христиане, также имеем дома молитвы, именно церкви или храмы Божии, в которые мы должны собираться по первому звуку колокола для участия в общественном Богослужении. Но мы очень заблуждались бы, если бы думали, что Богу можно молиться только в церкви. В подобном заблуждении находилась упоминаемая в Евангелии самарянка, как это видно из следующих слов, сказанных ею Иисусу Христу: «отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Молитва Господня Молитва Господня читается: Отче наш , иже еси на небесех и т. д. Она принята христианской церковью из уст самого Господа Иисуса Христа ( Мф.6:9 , Лк.11:2 ) и потому называется Господней. В Евангелии Луки читаем: «случилось, что когда Он (Иисус) в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи, научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите (или, как читаем в Евангелии Матфея, молитесь так): Отче наш и т. д. Нет сомнения, что каждый из нас непременно должен знать и буквально повторять эту молитву; не только неопытные, но также опытные и усовершившиеся в деле молитвы, все обязаны молиться по данному нам готовому образцу молитвы. От этой обязанности не освобождает нас то, что, по слову, Спасителя, «поклоняющиеся Отцу должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:24 ). Данный Христом образец молитвы не есть буква убивающая, а дух животворящий, не есть что-нибудь преходящее, временное, несущественное и допускающее изменения, напротив, в ней выражается истинная, непреложная сущность молитвы. Св. Киприан так рассуждает об этом: «Христос предрекает, что грядет час, когда истинные поклонники поклонятся Отцу духом и истиною, и исполнил обетование, так что мы, которые прияли дух и истину по силе принесенного Им удовлетворения, поклоняемся истинно и духовно по Его также преданию. Ибо, какая молитва может быть духовнее той, которую дал нам Христос, пославший нам и Духа Святаго? Какое моление пред Отцом может быть более истинным, как не произошедшее из уст Сына, Который есть Истина? Молиться иначе, нежели как Он научил, есть не только невежество, но и преступление» 9 . – Таким образом, ревнители молитвы духовной напрасно стали бы уклоняться от употребления молитвы Господней под тем предлогом, будто оно несогласно с духовным служением Богу: она есть самое лучшее выражение молитвенных духовных расположений и лучшее средство для возбуждения и укрепления их. «Итак, – продолжим слова св. Киприана, – будем молиться так, как Учитель наш Господь научил. Любезна и приятна молитва того, кто просит Бога Его же словами, кто в уши Его возносит моление Христово. Знает Отец глаголы Сына. Когда молитву Сына воссылаем, то в сем гласе слышится Тот самый, Который обитает в персях Отца; и так как мы имеем в Нем Ходатая пред Отцом о грехах, то, прося о грехах, произносим слова Споручника нашего».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Но сначала скажем об опасностях, подстерегающих делателя внешней молитвы, произносимой устами. Часто случается, что человек произносит слова, а мысли его плавают где-то далеко, или часто молитвенные тексты проговаривают без понимания их смысла. Такой подход свойствен скорее чародеям, чем христианам, Бог гневается на молитву, заключающуюся только в движении языка. Он говорит: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» ( Мф. 15, 8–9 ). Один духоносный старец привел такой пример: «Представь, что ты попал во дворец к императору, и тут в клетке доставляют арестованных мятежников, а ты, вместо того чтобы отвечать на вопросы царя, начинаешь переговариваться с его врагами. Разве царь не накажет тебя наравне с ними? Так и Бог гневается на тех, кто во время молитвы разговаривает с вражескими помыслами». Не от нас зависит, придут к нам на ум пустые мысли или нет. Но в нашей власти принять их или отвергнуть. Чтобы такого не было, необходимо понимать каждое слово молитвы. Апостол Павел говорит: «В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» ( 1Кор. 14, 19 ). Именно поэтому Церковь всегда заботилась о переводе молитвословий на понятный язык. Язык богообщения Часто слышатся упреки в том, что из-за церковнославянского языка в Церкви «никому ничего не понятно». Да, язык наш действительно необычный, но можно ли сказать, что он непонятен для всех? Молитвы на церковнославянском языке существуют для тех, кто уже живет христианской жизнью, а вовсе не для проповеди прохожим. Если бы сами христиане не понимали богослужения, тогда действительно надо было бы менять язык, но дело обстоит не так. Славянский язык – это особая, священная форма русского языка. Если угодно, это «профессиональный язык молитвы». Конечно, человек, впервые пришедший на лекцию по высшей математике, почти ничего не поймет, так что же удивляться, если не сразу становится понятен и язык молитвы! Он предназначен для особой цели, и когда стремления к этой цели нет, то всякие переводы бессмысленны.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

«Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» В этих словах, которыми завершается Молитва кратко выражена христианская вера в Бога как всемогущего Небесного Царя — Творца, Промыслителя и Спасителя мира и человека, Которому подобает вечное прославление. Древнееврейское слово «аминь» означает «верно; да будет так» и обычно завершает всякую молитву, личную и церковную. Этим словом молящийся подтверждает все сказанное ранее в своем молитвенном обращении к Богу. В Православной Церкви заключительное славословие опускается при произнесении молитвы «Отче наш» мирянином. В церковном богослужении Молитва Господня завершается словами «Яко Твое есть царство, и сила, и слава Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь», которые произносит священнослужитель. Таким образом, обращаясь словами Молитвы Господней к Богу как Небесному Отцу, Церковь исповедует и прославляет Триединого Бога — Отца, Сына и Святого Духа. Церковные молитвы могут быть обращены как к одному из Лиц Святой Троицы, так и к Триединому Богу. Во время общественного богослужения и в личной молитве христиане многократно прославляют Единого в Троице Бога (в славословии «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков»), а также обращаются к Нему в молитвах: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» (здесь каждое прошение обращено к одному из Лиц Святой Троицы) и «Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святый, посети и исцели немощи наша Имени Твоего ради» (первое прошение этой молитвы обращено к Триединому Богу, дальнейшие прошения — к каждому из трех Лиц в отдельности). К Богу Отцу обращена молитва «Отче наш», а также евхаристические молитвы Божественной литургии. Совершая эти молитвы, христиане духовно соединяются со Христом, Сыном Божиим и Сыном Человеческим, сказавшим ученикам после Своего воскресения: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин 20:17 ). Обращаясь к Отцу во Христе, верующие исповедуют божественное единство Отца и Сына, Которого Отец послал в мир, и уповают на обетование Господне: «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» ( Ин 14:13 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

   Ценные сведения о происхождении этой умной, или Иисусовой, молитвы сообщают святые Каллист и Игнатий. Они утверждают, что слова, вошедшие в состав ее, ведут свое начало от первых и верховных апостолов Петра, Павла и Иоанна. Один из них говорит о том, что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор.12:3); другой — что «всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, от Бога есть» (1Ин.4:2); а апостол Петр исповедал: «Ты — Христос, Сын Бога живаго!» (Мф.16:16). Наши же наставники, собрав воедино эти изречения, составили священную нашу молитву, нарекши ее столпом молитвы, и последующим за ними предали держать ее и хранить в том же виде.    Относительно добавления к этой молитве слов «помилуй мя» святые авторы говорят, что их приложили святые отцы для младенчествующих еще в деле добродетели, новоначальных и несовершенных. Ибо преуспевшие и совершенные о Христе каждым из сих воззваний одним «Господи Иисусе!»; «Иисусе Христе!»; «Христе, Сыне Божий!» или даже только возглашением «Иисусе!» довольны бывают, имея это как полное делание молитвы, и «чрез это одно исполняемы бывая неизреченной... сладости и радования».    Кроме этих указаний на происхождение Иисусовой молитвы, упомянутые авторы приводят целый ряд ссылок на слово Божие, указывающих на великое значение призывания имени Иисуса Христа в жизни христианина. Ограничимся указанием здесь лишь некоторых из них.    Когда настало страдание Спасителя, Он сказал ученикам: «Если чего попросите у Отца во имя Мое, Я то сделаю» (Ин.14:14, 16:23—24). По воскресении Он говорил, что уверовавшие... «именем Моим будут изгонять бесов» (Мк.16:17). Апостол Павел писал, что «пред именем Иисуса преклонится всякое колено» (Флп.2:10). И в апостольских Деяниях написано, как апостол Петр говорил, что «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Иисуса Христа Назорея» (Деян.4:10, 12).    Существенным признаком умной молитвы является не самая формула, но ее краткость и глубина содержания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Молитва об Украине: Призри на скорбь чад Твоих, в земли украинстей сущих Последование для мирян о прекращении междоусобной брани на Украине, которым может воспользоваться каждый из нас 4 июля, 2014 Последование для мирян о прекращении междоусобной брани на Украине, которым может воспользоваться каждый из нас Это молитва, к которой хочется и должно приложить слова Спасителя: «…Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19–20)… Смс-переписка с друзьями: – Ты завтра к нам приедешь? – Да-да, конечно, очень жду. – Тогда придумай нам богослужебную форму молитвы об Украине. Между нашей молитвой в храме и домашней молитвой всегда большой разрыв. Я не о келейном правиле, которое читаешь в одиночестве – будь то взятое из молитвослова или с какими-то изменениями, благословленными духовником или самостоятельно принятыми. Это молитва личная. А вот когда мы собираемся помолиться вместе – с домашними или с друзьями, о наших общих нуждах, вне храма? Это молитва, к которой хочется и должно приложить слова Спасителя: «…Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19–20)… Это молитва тоже церковная, молитва собрания, но она проходит вне храма. Кстати, сейчас все более распространяется основанная на приведенных словах Спасителя «Молитва по соглашению» – общая молитва, которой согласившиеся участники молятся ежедневно каждый в своем месте (при этом часто, но не всегда оговаривается фиксированное время для этой молитвы, чтобы единством времени преодолеть разрозненность пространства). Мало кто задумывается о том, что даже в случае этой молитвы от нас требуется некоторое литургическое творчество: выбрать исходный текст молитвы (в Интернете, а также и в печатных изданиях, даются образцы, различающиеся между собой, и в большинстве не без корявости) и приспособить его под конкретное прошение и состав молящихся. А если мы просто собираемся помолиться о чем-то важном? Вот как случилось у нас: простой дружеский визит потребовал общей молитвы о нашей общей боли, об общей беде нашей земли и нашей Церкви.

http://pravmir.ru/pomolimsya-ob-ukraine/

На самом деле в словах Христовых против многословия заключается та мысль, что длительная молитва – не заслуга молящегося; те, кто смотрят на молитву как на показатель своего благочестия заблуждаются. Продолжительная молитва нужна не Богу, а нам самим рассеянным и закосневшим в духовной лени и мирской суете. Она согревает сердце людей и вызывает постепенное возникновение в них религиозной настроенности. Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр; плоть же немощна наставлял Своих учеников Спаситель ( Мф.26:41 ). Сам Он уходил в пустынные места и молился ( Лк.5:16 ). Перед избранием двенадцати апостолов взошел Он на гору помолиться, и пробыл всю ночь в молитве к Богу ( Лк.6:12 ). Апостол Павел также заповедал непрестанно молиться ( 1Фес.5:17 ) и, обращаясь к фессалоникийцам, говорил: Радуемся о вас пред Богом нашим, ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей. ( 1Фес.3:9–10 ). Корнилий сотник угодил Богу тем, что подавал милостыню и постоянно молился. Святые апостолы, поручив диаконам внешние дела церковной общины, так определили свое назначение: А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию ( Деян.6:4–5 ). Вторая ступень молитвымолитва ума. На этой молитвенной ступени христианин достигает способности сосредоточивать свой ум, свое внимание на предметах молитвы. Внешним средством к тому, по мнению опытных в молитве старцев, служит вдумчивое неторопливое чтение молитв. Внутреннее средство к стяжанию этого подвига, изложенное отцами, собрано в Добротолюбии преосвященного Феофана Затворника . Высшая степень молитвымолитва чувства, когда молящийся живо чувствует и вполне переживает сам все, заключающееся в содержании молитвы, когда при славословии Бога сердце его возгорается радостью; при воспоминании Евангельских событий – сопереживанием страданий Иисуса Христа, скорбью о греховном ожесточении людей. Как же совершается переход к этой третьей ступени молитвы? Нужно, прежде всего, остерегаться искусственного напряжения своих чувств.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Дмитрий 1 июля 2012, 19:35 Есть ли смысл молиться за умерших? Вопрос важный! (часть 1) Сразу нужно различить умерших на верных и всех остальных т.к. сейчас существует нездоровая практика отпевать всех подряд. Скажу сразу что молится об неверных в смысле изменения их загробной участи бесполезно! Люди умершие вне церкви т. е. ( еретики представители других конфессий ), люди умершие в смертных грехах ( пьянство, блудное сожительство, воровство, атеизм и т. д. ) Царства Небесного наследовать не могут. За таковых церковь молитвы не приносит. Таковые предоставлены справедливому суду Бога. Вот пример из писания: «22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. 23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. 24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. 25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.» (Матф.15:22-25) Мы видим что Господа все 12 апостолов просили об этой женщине, но Господь их не слушал пока женщина не подошла и не стала говорить лицом к лицу. Если человек всю жизнь не искал общения с Богом и умер вне церкви то думаю даже если за него будут молиться 12 апостолов то эту просьбу Бог не исполнит. Дмитрий 1 июля 2012, 19:35 (часть 2) Теперь о верных т. е. тех кто знает вероучение и живёт по нему участвуя в церковных таинствах. Об покое в Боге именно таковых мы молимся. Но и тут молитвы церкви не меняют радикально участи человека т. е. вымолить человека из геены в рай не получится никак. Посмертная участь человека зависит от самого человека и его отношений с Богом. На что-же влияют молитвы или сказать по другому прошения об усопших к Богу ? Влияют они на степень награды или степень кары. И в Царстве Небесном и в геене люди будут не ровны. Если Бог вводит человека в своё вечное Царство то молитвы о человеке принесут ему большую награду. Если христианин будет осужден то молитвы о нём несколько облегчат его участь. Таково предание церкви.

http://pravoslavie.ru/54529.html

Какие бывают вечерние молитвы? 25 июня, 2009 В этой статье редакция портала «Правмир» собрала для Вас православные вечерние молитвы. Вы можете ознакомиться с текстами и порядком прочтения. Вечерние молитвы Откуда взялось существующее молитвенное правило – утренние и вечерние молитвы? Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Тропари Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас. Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем. И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго. Господи, помилуй. (12 раз) Молитва 1-я, святого Макария Великого, к Богу Отцу Боже вечный и Царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа. И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да востав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя. И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых. Яко Твое есть царство, и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва 2-я, святого Антиоха, ко Господу нашему Иисусу Христу

http://pravmir.ru/vechernie-molitvy/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010