Колыбельная Христу Из книги Храм неразрушимый , выпущенной издательством Сретенского монастыря. Приобрести издание можно в магазине «Сретение». Это произошло в 1986 году в доме престарелых, где я тогда работала терапевтом. Жила там тогда на третьем этаже одна старушка… Что значит — «на третьем этаже», для вас, конечно, непонятно — разве это так важно, на каком именно этаже жил человек?.. А вот для сотрудников этого дома престарелых, а особенно — для его обитателей слова «третий этаж» имели вполне определенный, зловещий смысл. На третьем этаже было два отделения: одно — для лежачих и умирающих больных, другое — для больных с психическими нарушениями. Вход на третий этаж запирался на ключ. Поэтому даже не всякий работник дома престарелых мог попасть туда. О других больных или родственниках и говорить нечего. Если человек по той или иной причине попадал на третий этаж, он как бы уже исчезал из мира живых. Даже если и продолжал еще существовать где-то там, за закрытыми дверями третьего этажа… Так вот, на этом самом третьем этаже жила старушка по фамилии Макаренко. К сожалению, я забыла, как ее звали. То ли Евдокией, то ли Параскевой. Зато хорошо помню прозвище, которым ее за глаза называли все сотрудники — Бандеровка. В наш дом престарелых ее привезли из какого-то отдаленного лесопункта. Хотя родом она была не из наших, северных мест, а с Украины. Из родных у нее не было никого. А Бандеровкой ее прозвали вот по какой причине. При виде кого-либо в белом халате, она начинала испуганно, умоляюще лепетать: — Я вкраинка. Я не бандэровка, ни, я вкраинка… Спасить мэнэ… Я робыты можу. Корову доиты можу, шиты можу, праты можу… Спасить мэнэ… Для нее не существовало настоящего. Оставалось лишь страшное прошлое, о котором можно было только догадываться, в котором она жила и поныне. Она постоянно стремилась куда-то убежать, скрыться. Поэтому-то ее и поселили на третьем этаже. Впрочем, когда по недосмотру медперсонала дверь на третий этаж оказывалась незапертой, она убегала и оттуда. Все ее побеги кончались одним и тем же — ее ловили где-нибудь в закутке под лестницей, или в парке возле дома, или даже в соседнем поселке и водворяли назад, на третий этаж. Под замок.

http://pravoslavie.ru/42157.html

В горах можно по-настоящему витать в облаках. И под радугу можно пройти, как под арку. И можно подняться так высоко, что синее небо ляжет тебе на плечи. И до звёзд покажется ближе, чем до огней в глубоких долинах. И с гор можно смотреть и смотреть. С вершин вся красота земли как на ладони. Ниоткуда больше не увидишь такого! И радость высоты распирает грудь, и кажется, что когда-то ты уже смотрел вот так на землю из-под облаков. А что, ведь когда-то и мы были птицами… Горы многоэтажны. Этаж лиственных лесов. Этаж лесов хвойных. Этаж пёстрых горных лугов. И самый верхний этажэтаж серых скал и белых вершин. И каждый высотой в километр! И на каждом этаже свои жители. И свои происходят события. Бегство цветов Долину у высокой снеговой горы за безводье назвали Мёртвой. Мы пришли в долину в сумерках — ничего не успели разглядеть. А утром вдруг видим: по всей долине синие озёра в золотых берегах и холмы красных песков. Но глаза обманули нас. Не было в долине ни синих озёр, ни золотых песчаных берегов, ни красных холмов. Были цветы. В сырых впадинах синели незабудки. Они были такие яркие и такие синие, будто в них отразилось весеннее небо. Озёра незабудок окружали золотые лютики. А на сухих гривах горели маки. Маки были похожи на красные фонарики, зажжённые в зелёной траве. Их было много. Так много, что у нас начинало рябить в глазах и кружилась голова. Вот так мёртвая долина! Как хорошо! — Плохо, — сказали чабаны. — Мёртвая долина. Скоро всё сгорит от жары. Овцам нечего будет есть. — И цветы сгорят? — пожалели мы. Чабан прищурился. — Цветы уйдут. — Как уйдут? Куда? — Нас поведут на новые пастбища. Шутник чабан. Нашёл проводников… Прошло несколько дней. И вдруг мы заметили, что цветы-то действительно пошли! Цветы стали подниматься в гору! Каждый день они поднимались всё выше и выше. Цветы уходили из Мёртвой долины. Цветы спешили! Синими волнами вверх по сырым лощинкам выплеснулись незабудки. По скатам лощин поднимались жёлтые лютики. Будто среди жёлтых песков бежали синие ручьи.

http://azbyka.ru/fiction/medovyj-dozhd-s...

В Иерусалиме они были на каждой улице, при каждом большом дворе. Мы видели, что синагога была и во внешнем дворе храма. Остается предположить, что и внутренний двор храма имел свою синагогу и что она была в совершенно свободном и не имевшем другого назначения втором этаже храма 171 . 2 . Назначение второго этажа храма служить синагогою видно из того описания, которое дает ему мишна (Midd. IV, 5). При всей своей неясности, оно однакож имеет некоторые черты, из которых могут быть выведены определенные заключения. Восхождение на второй этаж храма было на северо-восточном углу. Витая лестница приводила на крышу боковых камер, высота которых была равна высоте нижнего этажа храма. Но в этом пункте входа в верхний этаж не было. Чтобы дойти до его двери, нужно было пройти по крыше всю северную сторону боковых пристроек, затем всю западную и южную. Здесь только находили вход в верхний этаж святилища, , nam porta caenaculi versus Austrum aperiebatur. Спрашивается, почему нужно было верхний этаж храма порталом обратить на юг и заставить входящих сюда делать обхождение по крыше вокруг всего здания? Потому что, по обычаю устройства древних синагог, входная сторона их всегда обращалась на юг (см. Vigouroux, Melanges bibliques, Les synagogues, 386) 172 . 3 . По свидетельству талмудического предания (Joma 54:1) святое святых храма было доступно всем израильтянам. Когда какой либо израильтянин приходил на праздник в Иерусалим, пред ним отдергивали завесу святого святых и показывали херувимов, которые стояли там, обнявшись крыльями, и говорили: «смотрите, так и Бог объемлет вас своею любовью». Как понимать это предание? Невозможно допустить, чтобы непосвященные мирские люди прямым путем приходили к святому святых. Это было бы попранием всего ветхозаветного культа и не могло быть допущено священниками. Остается разуметь здесь наблюдение святого святых со второго этажа. Дело в том, что, по Midd. IV, 5, в верхнем этаже, над местом святого святых, была сделана в полу отдушина, которою спускали во святое святых в корзине рабочих, когда, пред Пасхою, белились все стены храма, так как прямое вхождение во святое святых, даже при ремонтировке его, не позволялось.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Возможно, что третий этаж или башня Иродова храма занимала именно то место, какое занимает башня на вышеприведенном изображении ассирийского храма. В таком случае третий этаж храма был из дерева. Это подтверждается свидетельством Иосифа («Bellum Judaicum», V, 1:5), что когда, при царе Агриппе, священники задумали поднять еще более высоту храма, следовательно произвесть переделки именно третьего этажа храма, то материалом работ они предположили иметь одно дерево. На римском изображении иерусалимского храма уже второй этаж показан деревянный. Другие исследователи высоту храма дополняют башнями на его передней части или притворе. Так Вогюэ в своей реставрации (см. ниже) помещает на притворе храма египетский пилон 40 локтей высоты в виде одной цельной башни длины и ширины притвора. За Вогюэ следует О. Вольф и многие другие. Фергюссон и К. Шик на углах своего притвора помещают две пирамиды, по образцу пирамидиона на так называемой гробнице Захарии. Но никто из них не объясняет смысла и назначения своих башен. Вогюэ даже прямо признается, что пилон, который он возводит на Иродовом храме, не имел смысла (56). Напрасно думают, что такое возвышение притвора над корпусом храма требуется источниками. Напротив, мы уже видели, что, по наиболее достоверному чтению LXX, притвор в Соломоновом храме был не выше, а ниже остального корпуса храма. Равным образом и в храме Ирода он не мог быть выше остальной части храма потому уже, что он не разделялся на этажи, но был цельною одноярусною постройкою, хотя и более высокою, чем нижний этаж храма. В вышеприведенном нами из мишны описании отдельных частей храма, образовывавших его высоту, действительно показано наверху какое-то возвышение, в котором мы признали башню на храме; но оно тесно связано с потолком второго этажа храма и, следовательно, не имеет отношения к притвору. Мало того, автор описания высоты храма в мишне, при составлении его, смотрит не на фронт храма, а на один из его боковых фасов, следовательно здесь, а не в притворе, предполагает наибольшую высоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Но вообще его существование во храме Ирода не подлежит сомнению. «Бог сотворил два храма, говорит раввинская агада, один над другим и один подобный другому, святилище наверху как бы на небе, и святилище внизу, на земле». (Eisenmenger, Entdecktes Judenthum, 1:160). Соглашаясь, таким образом, с преданием по вопросу о существовании второго этажа на храме Ирода, мы не считаем возможным согласиться с тою высотою, какую предполагает в нем предание. Иосиф Флавий и мишна, как мы видели, назначают для него 40 локтей. Но верхний этаж не мог быть больше нижнего главного этажа. По всей вероятности он был равен ему, как удостоверяет мишна, т. е. имел 30 локтей высоты. Таким образом нижний и второй этажи вместе давали внутренней высоты 60 локтей. Прибавляя сюда то, что мишна говорит о высоте основания, потолка и крыши, получим высоту храма, равную 80 локтям. Правда, некоторые исследователи, Вогюэ (Le Temple, 56), Эберс и Гуте (Palästina im Bild und Wort, 84), находят возможным сократить и наружную высоту храма Ирода до 60 локтей, но для этого требуется отступить не только от предания мишны, но и от библейского определения нормальной меры этажей (30 локтей) по внутреннему их измерению, или же совершенно отвергнуть существование второго этажа (из текста Вогюэ не видно, допускает ли он верхний этаж храма Ирода или нет) 175 . И так требуется найти в высоте храма еще 20 локтей, чтобы получить полную традиционную высоту 100 локтей. Единственная возможность положительного решения этого вопроса состоит в предположении еще одного, третьего этажа на храме. Но так как для него остается только половина той высоты, какую имели два нижние этажа, то его нужно считать неполным этажом или башнеобразным возвышением на храме. Если уже второй этаж был сокращеннее и уже нижнего («Bellum Judaicum», V, 5:5), то третий этаж должен был представлять. сокращение и по отношению ко второму этажу. Но так как, далее, сокращение второго этажа состояло в том, что он занимал только срединную часть нижнего этажа и не покрывал краев его, то и сокращение третьего этажа должно было состоять в его башнеобразном возвышении над срединою второго этажа, в виде нашего купола.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Высота храма с крестом – 10 саж. 1 арш. и 8 вершков. При входе в паперть Сретенского храма, где помещается теперь трапезная кухня, но левой стороне в стене вделан алебастровый четырехконечный крест, величиною в 3 / 4 арш., замечательный своею глубокою древностию. В паперть ведут три двери: одна западная, ведет в нижний этаж Сретенской церкви, вторая южная – в верхний этаж и, наконец, третья внутренняя – из теперешней кухни в самый храм, где в настоящее время устроена братская трапеза, отделяющаяся стеною от Сретенской церкви. Потолок храма и трапезы, со сводами, поддерживается каменным столбом посреди церкви, а далее к иконостасу – капитальною стеною, половина которой упирается в арку южной стены, с северной же – сделан в старину, как сказано выше, входь в нижний этаж. Пол в храме деревянный, окрашенный масляною охрою. Перед иконостасом – солея в одну ступень. Стены прежде были окрашены брайцшвейном, а затем, позднее, масляной краской. Иконостас деревянный с накладною позолоченною резьбою. В 1842 году, старанием архимандрита Иннокентия и усердием блоготворителей, особенпо на пожертвования генерал-лейтенанта Смагина, иконостас отделан заново, весь вызолочен и, для вящего благолепия, увеличен размером против прежнего. Все окна, как в нижнем, так и в верхнем этаже храма, так же значительно увеличены размером, сравнительно с прежними. Высота иконостаса – 2 саж. 2 арш. и 8 верш., ширина – 3 саж. 12 верш. Царские двери резные, позолоченные; на верху – Тайная Вечеря в сиянии. В полукружии алтаря утвержден св. престол, а над ним повешен медный высеребренный парящий голубь. Алтарь освещается тремя окнами; печка в нем железная. В трапезном отделении Сретенского храма, с северо-восточной стороны – три окна. Здесь, в 1793 году, был устроен придел, во имя священномученика Антипы, епископа Пергама-Асийского. С благословения преосвященного Феодотия, епископа Старорусского, в 1842 году, придел этот перенесен в нижний этаж Сретенского храма, где и находится по ныне. По исправлении, нижний храм, в марте месяце того же года, освящен преосвященным Феодотием, епископом Старорусским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чистота сердца похожа на горный хрусталь, и шестой этаж райской пирамиды воздвигается из него. Свет небес проходит через эти прозрачные стены и не находит преград. Там не осталось ни малейших следов грязи грехов, и ничто не препятствует небесам освещать все уголки и закоулки души на этом этаже. О, христианин, когда вступишь в Царство Божье, строение твоей души порадует пречистых ангелов Господних, младенцев, которых Господь рано прибрал Себе, и девственниц, которые в своем девичестве перешли через мост смерти в Рай. На своем шестом этаже, на этаже чистоты, ты встретишь всех их и с ними вместе насладишься созерцанием лика Господа. СЕДЬМОЙ ЭТАЖ Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими Чистота сердца - это основа мира, тишины и покоя. На этой основе зиждется этаж мира, седьмой этаж райской пирамиды, которая возносится к небесам. Не может быть мирным сердце, которое полнится ложными помыслами, безумными желаниями нашего тленного света и дурными страстями, ибо все это вызывает волнение вод и поднимает мрачные бури на просторах житейского моря человеческого. На высотах очищается даже мутная вода из стоячих луж. Вознеси и ты, человек, сердце свое ввысь, и небеса очистят его. В твое чистое сердце вселится покой, и в спокойное зеркало твоей души будет смотреться Господь. Мир и покой - это духовная услада. Подобно этому и чистота сердца тоже духовная услада Кто имеет мир в себе, тот обладает огромным наслаждением внутри души своей. И это наслаждение никто не в силах отнять у него. Кто обладает миром в душе, тот имеет Христа, ибо сказано, что Он есть мир наш (Еф.2:14). Кто придерживается Князя мира, тот непременно добьется мира в душе, ибо Христос назван Князем мира. Кто во время бури пристанет к берегу Дарителя мира, тот получит мир и перестанет бояться, ведь Христос есть Даритель мира, ибо сказал Он: мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин.14:27). Тот, кто говорит, что в него вселился Господь, тот тем самым утверждает, что имеет мир в душе своей. Только с Христом мы можем добиться мира в душе, а без Него никогда не добьемся. Апостол Павел много говорит о примирении с Господом. Однако это примирение означает не сделку между нашей волей и волей Божьей, но полное и радостное подчинение нашей воли воле Божьей. Апостол Павел говорит и о нашем примирении с остальными людьми. Это примирение означает согласие между нашей волей и волей других людей. Люди пытались договориться и прийти к согласию между собой тысячи лет, но не примирились. Поэтому апостол Павел утверждает, что добиться мира между людьми можно лишь через всеобщее признание воли Божьей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1152...

Полностью сохранились несущие стены, менялись только перегородки. Лестница, ведущая на второй этаж, и расположенная справа от входа, была убрана. Трехмаршевая лестница была выполнена по оси главного входа. Был устроен дополнительный вход с лестницей на второй этаж в объеме бывшего храма, между восточным корпусом (крылом) и средним объемом, составляющим трехчастную структуру. Ныне это жилой двухэтажный деревянный, бревенчатый дом, с дощатой горизонтальной обшивкой по всем фасадам, имеет сложную развитую конфигурацию в плане (прямоугольник из которого по продольной оси вырастает трехчастная структура (в виде трезубца)). Над бывшей алтарной частью имеется высокая двухскатная крыша, как и над выступающим ризалитом, расположенным над главным входом. Остальные структурные элементы здания перекрыты вальмовыми крышами, как и центральная повышенная часть над молельным залом храма. В целом объем здания симметричен. Главный вход подчеркнут слегка выступающим над ним по второму этажу ризалитом с тремя прямоугольными оконными проемами, два крайних из них имеют наличники, боковые части которых решены в виде квадратных в плане резных столбов. Верхняя часть этих окон имеет пологое килевидное обрамление. Центральное окно, несколько выше боковых. Один вход в жилой дом осуществляется по продольной оси с северо-запада. Имеется небольшой односкатный навес над входной дверью. Деревянная трехмаршевая лестница, расположенная по продольной оси здания, ведет на второй этаж. При ней в самостоятельном объеме сохранилась винтовая лестница, которая вела на колокольню. В прямоугольной в плане части дома, на первом этаже располагаются две двухкомнатные квартиры, а на втором этаже - две однокомнатные квартиры. Второй вход в жилой дом (с востока), устроенный в послевоенные годы, располагается в объеме бывшего храма. Деревянная двухмаршевая лестница ведет на второй этаж. На первом и втором этажах расположены по четыре квартиры (две двухкомнатные, одна – однокомнатная, одна - трехкомнатная). В этой части дома планировка первого этажа полностью повторяет планировку второго этажа.

http://sobory.ru/article/?object=16290

Сарай для дров. Между этим вышеописанным корпусом и следующим по описи корпусом свечного завода сарай для дров, стены которого на каменных столбах, бревенчатый, с двумя створчатыми воротами: одни ворота с западной стороны, а другие с восточной; внутри сарая ворота тоже створчатые в ледник, покрытый железом окрашенным масляной красной краской. Корпус для свечного завода и рухлядной, выстроенный по словесному разрешению преосвященного Григория при архимандрите Моисее , каменный, двух этажный, с подвалом с южной стороны. Снаружи и внутри оштукатурен. Весь корпус разделяется тремя капитальными стенами поперечными: две из них образуют между собою коридор, разделяющий корпус на две совершенно отдельных половины. Входов в этом корпусе: посредине через парадное крыльцо, покрытое железом, открытое, ход в свечной завод с лестницею во второй этаж, второй ход с северной стороны в бельевую и лестница во второй этаж. Третий ход обыкновенный с восточной стороны в собственно свечной завод. 1-я половина этого корпуса. При входе с северной стороны направо коридор, отделяющий бельевое помещение от двух келий, отделенных одна от другой перегородкой, окнами на запад, при входе во второй этаж коридор, в упор которого рухлядная, а по обеим сторонам коридора по две кельи, две кельи окнами на запад и две кельи окнами на восток. Кельи одна от другой отделяются бревенчатыми, оштукатуренными перегородками. В этой половине во всех комнатах стены и потолок оштукатурены. 2-я половина. При входе с парадного крыльца, в нижнем этаже налево кладовая для свечей, а направо комната свечного завода, разделенная как бы на две половины бревенчатою оштукатуренною переборкою; вторая половина сама по себе разделяется также перегородкою на две комнаты: келья и золотарня. При входе во второй этаж коридор, разделяющий корпус на две половины по две кельи в каждой, две кельи из них окнами на запад и две кельи окнами на восток. Стены и потолок в этой половине во всех комнатах оштукатурены. Двери везде простой столярной работы. Из коридора при свечном заводе лестница на чердак.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

После 1918 г., когда на территории монастыря располагались службы ОГПУ, затем НКВД и милиции, в погребе содержались заключенные (по рассказам старожилов). Во время войны деревянные части дома выгорели. В послевоенное время здание восстановлено и приспособлено под жилье. Здание утратило первоначальный верхний, деревянный этаж, деревянные перекрытия и столярные изделия. Первый этаж перепланирован легкими перегородками. Основные архитектурные особенности Здание расположено в северо-западной части территории монастыря. Это прямоугольный в плане, вытянутый по оси юго-запад - северо-восток двухэтажный объем с вальмовой крышей. Главным фасадом развернут внутрь монастырского двора. Каменная стена его в уровне первого сохранила первоначальный декор в стиле позднего классицизма; лопатки, горизонтальная рустовка поля стены, перемычки над проемами с клинчатым замком, междуэтажная карнизная тяга. Стена разбита лопатками на три части. Крайние имеют по два оконных проема, а средняя - 4 оконных с дверным проемом главного входа в центре. Ступени крыльца главного входа из гранитных камней, на которых сохранились углубления от металлических решеток. Оконные проемы второго деревянного этажа расположены над проемами первого. Торцовые фасады и задний северо-западный лишены декора. Первый этаж разделен капитальными стенами на три части; в центре - две поперечные стены образуют сквозной коридор. Эти стены сдвинуты относительно центральной оси: левая часть меньше правой. Обе части разделены надвое продольной несущей стеной. Напротив главного входа по правой стороне коридора находится одномаршевая деревянная лестница на второй этаж. Перила лестницы с деревянными точеными балясинами. Во втором этаже планировка, в общих чертах, соответствует первому этажу: в центре лестничный холл, в левой и правой частях устроено два продольных коридора с помещениями келий по сторонам. Стены первого этажа выложены из местной плиты на известково-песчаном растворе и оштукатурены, стены второго деревянные, снаружи обиты тесом, изнутри оштукатурены. Перекрытия по деревянным балкам. Габариты в плане: 26.2 х 12.8 м.

http://sobory.ru/article/?object=31954

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010