Богородицы мон-рь (жен., в Казани, основан в кон. XVII в., упразднен в 1764), болгарский в честь Успения Пресв. Богородицы монастырь (в совр. г. Болгар, основан в 1723, упразднен в 1764), мензелинский во имя св. прор. Илии монастырь (жен., в Мензелинске, основан в 1855, закрыт в 1929), чистопольский в честь Успения Пресв. Богородицы монастырь (жен., в Чистополе, основан в 1864, закрыт в 1929), бугульминский во имя св. кн. Александра Невского монастырь (муж., близ с. Спасского совр. Бугульминского р-на, основан в 1867, закрыт в 1927), бугульминский в честь Казанской иконы Божией Матери монастырь (жен., в Бугульме, основан в 1879, закрыт в 1926), тетюшский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь (жен., близ г. Тетюши, существовал с нач. 80-х гг. XIX в. как община, с 1903 монастырь, закрыт в 1918-1919), ромодановский во имя Св. Троицы монастырь (жен., в с. Ромодан совр. Алексеевского р-на, основан в 1901 как община, с 1917 самостоятельный монастырь, закрыт ок. 1922), лаишевский во имя Св. Троицы монастырь (жен., на территории совр. г. Лаишево, основан в 1887, закрыт в 1928), лаишевский во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста крещенотатарский монастырь (муж., близ с. Байтеряково совр. Рыбно-Слободского р-на, основан в 1906 как скит, с 1911 самостоятельный монастырь, уничтожен в 1919), мамадышский в честь Покрова Пресв. Богородицы крещенотатарский мон-рь (жен., между совр. селами Б. Нырты Сабинского р-на и Абди Тюлячинского р-на, основан в 1908 как община, в 1919 упразднен). Ранее входившие в Казанскую епархию: чебоксарский во имя Св. Троицы мон-рь (муж., в Чебоксарах, основан в 1566, закрыт в 20-х гг. XX в.), Сундырская во имя Св. Троицы пуст. (муж., в бывш. с. Сундырь, ныне г. Мариинский Посад (Чувашия), основана в кон. XVI в., упразднена в 1613), чебоксарский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь (жен., в Чебоксарах, основан в 1601, упразднен в 1764), Большеюнгинская во имя свт. Николая Чудотворца пуст. (муж., в устье р. Б. Юнга, совр.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

См. Вязниковский Введенский. Введенский Горочевский или Карачевский монастырь См. Карачевский Введенский. Вбеденский Далматовский монастырь См. Далматовский Введенский. Введенский Карачевский монастырь См. Карачевский Введенский. Введенский Красноярский монастырь См. Красноярский Введенский. Прибавление из VI тома Введенский Московский монастырь Девичий, по сказанию старожилов и по устному преданию, находился в Столичном городе Москве на том самом месте, где ныне стоит приходская церковь во имя Введения Божьей Матери во храм, известная под именем Никола в Хлынове, и где некогда был мужской монастырь под названием: Старый Никола (см. под сим словом в VI части, стр. 323 59 . Введенский Нежинский монастырь 3 класса Черниговской Епархии женский, находящийся близ города Нежина, при реке Остре. Основан Малороссийского Стародубского полка Полковницей Анной, которая, купив потребное для построения и содержания монастыря количество земли, построила на оной этот монастырь и основала общежительство, продолжавшееся до 1786 года. А в сем 1786 году Именным Указом от 10 Апреля положена обитель сия в число Штатных третьеклассных. Здания в монастыре сем новые изрядной архитектуры. Начальничество Игуменьинское издавна. Введенский монастырь Заштатный женский. В 1771 году упоминается в Оренбургской Губернии. В нём тогда были строения все деревянные, а церковь во имя св. Иоанна Предтечи деревянная же. Введенский Орловский монастырь 3 класса Орловской Епархии женский, находящийся внутри города Орла на левом берегу реки Орлика. Построен, вероятно, в начале XVII столетия после опустошений и разорений, причинённых Литовцами и Крымскими Татарами городу Орлу и окрестностям оного. Строения в нём: 1) главная ЦЕРКОВЬ во имя Введения во храм Божьей Матери, почему и монастырь именуется Введенским, построенная в 1686 году по благословению Преосвященного Никиты, Архиепископа Коломенского; 2) КОЛОКОЛЬНЯ каменная; 3) КЕЛЬИ и 4) ОГРАДА частью каменные, частью деревянные. Настоятельницами в монастыре сем издавна Игуменьи, ибо и в 1696 году упоминается Игуменья Евдокия. Введенский Островский Новоладожский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

I) Этому монастырю, как уже указано было, даны были в большом количестве деревни и земли. II) Далее, ему назначены были определенные денежные доходы. Эти доходы монастырь получал из корчемных сборов. С корчмы в каштелянии Wanzlo монастырь получал ежегодно 10 марок 23 столько же с корчмы в каштелянии Grozsuuina 24 . С двух Кольбергских корчем монастырь получал ежегодно 6 марок, по 3 марки с каждой 25 . Затем, монастырь получал деньги с корчем : 1) Белградской, 2) Sosniche, 3) с корчмы y моста, недалеко от Кольберга и 4) с корчмы в Scithene 26 . III) Гробскому монастырю принадлежали две солеварни в Кольберге; там же он получал определенную долю с той соли, выварка которой производилась по воскресеньям 27 . IV) Право рыбной ловли принадлежало монастырю в разных местах. Он имел пруды в нескольких деревнях 28 ; кроме того, монастырь имел право устроить запруды в целях рыболовства в истоке озера y самого города Узноима 29 . Право рыболовства дано было еще в одной речке и в одном ручье 30 . Наконец, монахи могли ловить рыбу в любом месте морского залива и вообще там, где производилась рыбная ловля для княжескаго стола 31 . V) Монастырь имел для своих надобностей две мельницы, которые были расположены в разных каштеляниях 32 . Кроме обширных доходов с земельных владений, солеварен, от рыболовства, мельниц, a также и денежных субсидий, Гробский монастырь пользовался еще одним доходом, которого не имел ни один премонстрантский или цистерцианский монастырь в Поморье. Это были пошлины. Они взимались для монастыря как натурою, так и деньгами. Натурою монастырь получал часть леса, который сплавлялся по р. Персант 33 . Далее, ему принадлежал целый ряд пошлин, которые взимались с судов и с повозок. На одних заставах монастырь взимал пошлину целиком, на других ему шла только часть. С судов, плававших к граду Узноиму, монастырь брал себе всю пошлину 34 . С судов, плававших по Одеру и плативших пошлину y града uiduchoua (ныне Fiddichow), монастырю причиталась одна треть 35 ; такую же долю монастырь получал с пошлины, которую платили y Белграда прибывавшие туда повозки с товарами 36 . Пошлина с мостов, Кольбергского и на реке Раду, была точно определена. Монастырь получал с каждой повозки, проезжавшей через мост, два польских динария и один хлеб, a с пешехода, варившего соль в Кольберге и пользовавшегося мостом, – 1 динарий 37 . Рыночная пошлина дана была монастырю в двух каштеляниях: uanzlo и scitene 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pervye-p...

424 В 911 г. царь построил монастырь во имя Спасителя в Носиях ( Νοσια) для одного придворного чиновника Константина и сам присутствовал на освящении этого монастыря вместе с патриархом Евфимием. 425 В память о своей умершей супруге Феофании Лев построил храм во имя Всех Святых и основал при нем женский монастырь. 426 Монастыри строились и другими лицами. Так, патриций Константин Ливийский основал монастырь во имя Богородицы, названный монастырем Лива ( το Λιβς); 427 патриций Самона основал монастырь Спирá ( τν Σπειρν); 428 тесть Льва Философа магистр Цауц построил монастырь, названный монастырем Цауца; 429 протовестиарий Христофор возобновил свой монастырь в местности Βουτου; 430 придворный Никита Ксилинит воздвиг себе монастырь, неизвестный по имени, в котором и погребен. 431 Патриарх Антоний Кавлей (893–895) выстроил женский монастырь во имя Каллии, в котором и положил мощи этой святой. 432 Патриарх Николай Мистик основал монастырь Галакринский ( τν Γαλακρνων), в который он удалился после низложения его Львом с кафедры; из этого монастыря он был вторично возведен императором Александром на патриарший трон; здесь же и погребен. 433 В царствование Льва монастыри строились и в других местах. Так, в Афинах был построен женский монастырь во имя Богородицы, названный Ликодимом ( μον το Λυκοδμου). 434 В качестве метоха этот монастырь владел в Афинах другим, также женским, вновь выстроенным монастырем во имя Пресвятой Троицы. 435 Турмарх Лев основал в феме Харсианской монастырь во имя св. Елизаветы, в котором и погребен. 436 Вельможа Галоликт ( Γαλολεκτης) основал монастырь, неизвестный по имени, на реке Сангарис в Опсикийской феме. 437 Число монастырей умножилось в царствование Льва и в Южной Италии. Развитию монашества немало содействовал инок Илия Новый (823– 903). 438 Он был родом сицилиец из города Энны, сын знатных родителей. Пострижение он принял в Иерусалиме от патриарха Илии, куда ходил для поклонения святыням. Около 886 г. Илия возвратился в Сицилию, жил сначала в Палермо и Тавромене, а потом вместе со своим учеником Даниилом поселился в конце IX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

По этой церкви и монастырь называется Архангельским. 2-я и 3-я – во имя Знамения Божия Матери с трапезой; 4-я – на святых воротах во имя св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова – все старинного зодчества. КЕЛЬИ Настоятельские и братские и кругом монастыря ОГРАДА каменного строения. К монастырю сему принадлежит церковь во имя св. Апостолов Петра и Павла деревянная, при которой был прежде монастырь, находящаяся в поле расстоянием от Архангельского в одной версте. Начальство здесь издавна было Архимандричье и продолжалось до 1764 года, в котором при сочинении Штатов этот монастырь положен в третьем классе Игуменским, ныне же с 1798 года на основании Именного Высочайшего Указа Архимандриты третьего же класса. До состоявшихся в 1764 году Духовных Штатов было за монастырём сим 751 душа крестьян. Настоятелем в монастыре сем с 1806 года доныне Архимандрит Никон, Владимирской Семинарии Префект, произведённый из Игуменов Переславского Никитского монастыря. Архангельский Ядринский монастырь См. Ядринский Архангельский. Астраханская Покровская пустынь Что при загородном Архиерейском доме. См. Покровская Астраханская. Астраханский монастырь В 1740 году упоминается приписным к Воскресенскому, Новый Иерусалим именуемому, монастырю. Астраханский монастырь Упоминается в том же 1740 году приписным к Троицкой Сергиевой Лавре. Астраханский Благовещенский монастырь См. Благовещенский Астраханский. Астраханский Иоанно-Предтечевский монастырь См. Иоанно-Предтечевский. Астраханский Спасо-Преображенский монастырь См. Спасо-Преображенский Астраханский. Астраханский Троицкий Сергиев монастырь См. Троицкий Сергиев Астраханский. Астраханский Троицкий монастырь Города Царицына. Упоминается в 1740 году в Астраханской Епархии. Ахтырский Троицкий монастырь Бывший в Курской, а ныне Слободской Украинской Епархии мужской упразднённый. Находился в четырёх вёрстах от города Ахтырки, между реками Ворсклой и Ахтыркой на горе Ахтыри, от которой и название своё имеет. Этот монастырь построен в 1671–1672 годах по обращению в пепел от Поляков благочестивого Троицкого монастыря Игуменом оного Иеромонахом Иоанникием, спасшимся с 40 человек братии, с несколькими крестьянами Черкасского поколения, со всей церковной утварью, также книгами, колоколами, и по отводу и назначению земли Полковника Семёна Зиновьева и по согласному прошению всего духовного и мирского общества, иждивением же боголюбивых дателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Монастырь Моштаница впервые упоминается в письменных источниках в 1579 году в книге «Отечник», которая сегодня хранится в Хиландаре . Сам монастырь, безусловно, более древний, но время его создания точно определить до сих пор невозможно. Одна из легенд гласит, что Моштаница была построена в 1113 году. Это подтверждается надписью на старом монастырском ключе. Утверждение, что монастырь был построен королем Драгутиным , основано на том, что он был правителем этой области. Хотя и не исключена возможность того, что Драгутин действительно построил монастырь, нет никаких свидетельств, подтверджающих это. Хорватский историк Франьо Рацки отмечал, что некогда монастырь был католическим. Это утверждение не было отвергнуто, поскольку известно, что до середины XV века эту территорию в основном населяли католики. Во всяком случае, Моштаница впервые упоминается в конце XVI века, в период османской экспансии на запад. В письмах, отправленных монахами австрийским генералам, говорится, что монастырь находится в очень тяжелом положении. Однако ранее Моштаница был достаточно богатым монастырем: братством монастыря был приобретен серебряный крест с позолотой и инкрустацией драгоценными камнями. Позднее этот крест был обнаружен в ризнице монастыря Баньска . Вскоре Моштаница была сожжена вместе с монастырем Рмань . Монастырь был перестроен в 1642 году и действовал до Венской войны, когда снова был сожжен и разрушен. В 1699 году монастырь был снова отремонтирован. Монастырь Моштаница разрушался во время каждой австрийско-турецкой войны. Так случилось и в 1716 году, после чего снова началось его восстановление. Когда сербский народ в долине реки Уна в 1786 году восстал против турецких властей, Моштаница снова оказался под прицелом врага. Пятая реконструкция монастыря последовала во время Австрийского правления в 1792 году. В 1833 году монастырь перестроили, но неизвестно сносили ли его до этого. Во время восстания Печии в 1858 г. Моштаница снова подверглась нападению, и примерно в 1863 году последовала очередная реконструкция. Сербский принц Михайло Обренович сыграл большую роль в этом обновлении. В 1875 г. опять вспыхнуло восстание и турки в снова сожгли монастырь. Спустя три года началась подготовка к его реставрации. Восстановительные работы были завершены в 1883 году. Но даже в XX век не принес монастырю мира. Во время военных действий силы НДХ снесли монастырь в 1941 году, но сразу после войны его отстроили заново.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

В соборном храме находится и главная святыня обители – явленная чудотворная Казанская икона Богоматери. Икона эта древнего письма, украшена разными драгоценными камнями. Ежегодно 15 мая икона торжественно выносится из обители и переносится в город Симбирск на один месяц. Пустынь немноголюдна. Управляет ей архимандрит. Симбирский Покровский монастырь . Покровский нештатный монастырь находится в самом городе Симбирске. Основание монастыря относится к концу XVII столетия; основал его Муромцев на собственной земле. В 1882 году он был приписан к архиерейскому дому. Соборный храм – в честь Покрова Богородицы – очень красив. Количество братии невелико. Управляет монастырем епархиальный архиерей. Сызранский Вознесенский монастырь. В городе Сызрани, на горе, в местности, называемой в старину Стревской, между речками Сызранкой и Крымзой, расположен Вознесенский необщежительный монастырь. Основан он старцем Кириллом в 1688 году. По причисления Покровского Симбирского монастыря к архиерейскому дому, штат его был переведен в Вознесенский монастырь. Последний с 1855 года зачислен в первый класс. Соборная церковь – в честь Вознесения Господня. Святыней обители является местночтимая икона Феодоровской Божией Матери. Монастырь немноголюден. Управляет им архимандрит. Женские обители Алатырский Киево-Николаевский монастырь. Этот необщежительный монастырь находится в самом городе Алатыре. Монастырь основан инокинями Покровского Ладинского монастыря, ушедшими из последнего вследствие притеснения литовцев (1639 г.). Монастырь многолюден и благоустроен. Для паломников есть помещение. Управляет игуменья. Медянский Покровский монастырь в Куртышском уезде. Именуется Медянским по месту расположения своего при селе Медяне. Первоначально здесь существовала женская община, устроенная на средства крестьянки Ольневой и других жертвователей. Впоследствии она была обращена в монастырь. В монастыре одна церковь – во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Для паломников есть странноприимная. Медянский Покровский монастырь управляется игуменьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Подписал Дьяк Богдан Силин. Справил Ларька Васильев. Архимандрит этот Игнатий в 1660 году находился на Соборе, бывшем по делу Патриарха Никона и подал свой в предостережение Собору голос. См. Древн. Росс. Вивлиофика, издание 2, ч. III, стр. 374 и далее, также стр. 349; Историю Российской Иерархии, ч. III, PDF стр. 450. Грамота III Абзац начало «Божией милостью Великий Государь Святейший Никон» и и Преображенский Заполотский монастырь. Прибавление из VI тома Полотский Борисоглебский мужской монастырь существует и поныне в уездном городе Полоцке Витебской Губернии, за рекой Двиной, но в нём живут монахи Базилианского ордена, под Настоятельством Опота или Архимандрита. Здание в нём было каменное в древнейшие времена, строенное Российскими Князьями; а ныне почти совсем пуст, и одни только развалины представляет. Полоцкий Братский Богоявленский монастырь См. Братский Полоцкий Богоявленский. Полоцкий или Заполотский Преображенский монастырь См. Преображенский Заполотский. Полтавский Крестовоздвиженский монастырь Мужской 2 класса. Находится внутри Губернского города Полтавы. В нём три церкви: 1) каменная во имя Воздвижения Господня с приделами: а) во имя Благовещения Божьей Матери; б) Св. Николая Чудотворца; 2) каменная во имя Св. Троицы с трапезой; 3) деревянная во имя Рождества Иоанна Предтечи при больнице. См. Крестовоздвиженский Полтавский мужской монастырь. Прибавление из VI тома Полотский монастырь Девичий. Находился в полумиле от города Полоцка, вверх по реке Полоте. Основан он Князем Борисом Юрьевичем, сыном Полоцкого Князя Гиндивила, и был первоначальный в этот стране монастырь. Полоцкий Софийский монастырь Мужской. Находился в городе Полоцке. Основан он, вероятно, Великим Князем Владимиром, который особенно любил этот город; потом обращён в кафедральный Полоцких Архиереев, а ныне принадлежит Униатам. Полоцкий Спасский монастырь Девичий. Основан Преп. Евфросинией, Княжной Полоцкой (см. Пролог, Май 23). Полтавский Крестовоздвиженский монастырь Девичий, упразднённый. См. Крестовоздвиженский Полтавский девичий. Полтавский Покровский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Монастырь окружала каменная ограда с тремя башнями по углам и двумя воротами на восточной и южной стороне. Место четвертой северо-восточной башни занимал деревянный хлебный амбар. Напротив его на территории монастыря также стоял деревянный двухэтажный мучной амбар. После революции 1917 года Сямский Богородицерождественский монастырь закрыт. В настоящее время в Сяме возвышается колокольня, оставшаяся от взорванной церкви. Сохранились также каменный двухэтажный корпус, где жили настоятель и казначей, и братские корпуса. Библиография: 1. ГАВО. Фонд 496. Опись 1. Дела 19211, 19521, 19913. 2. Суворов Н. И. Сямский Богородицерождественский монастырь Вологодской епархии. ВЕВ за 1880 год. 3. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - Спб., 1892. Описание 1214. Православные приходы и монастыри Севера Сямский-Богородице-Рождественский мужской монастырь Монастырь находится в Вологодском уезде, в 66 верстах от города, на юго-западном берегу Кубанскаго озера, в двух верстах от него. Основан этот монастырь в 1524 году, в княжение Великого Князя Василия Ивановича, по случаю явления Божией Матери, одному из жителей Сямской волости, страдавшему тяжким недугом и после этого явления внезапно исцелившемуся. Предание говорит, что явившись этому больному Царица Небесная, повелела объявить ея волю жителям прихода Покровско-Сямской церкви, чтобы близь нея был устроен монастырь и храм в честь Рождества Богоматери. Это и было устроено в том же 1524 году. До 1760 г. строение в монастыре было деревянное. В 1544 г. монастырь посетил Иоанн Грозный. В 1613 г. монастырь разорен поляками. В 1642 г. пожар уничтожил весь монастырь за исключением одной чудотворной иконы. Вторичный пожар 1690 г. опять уничтожил монастырь. Монастырь имеет правильную четыреугольную форму, обнесен оградой, въ 5 арш. вышины и с двумя вратами и тремя башнями. В самой средине ограды возвышается двух-этажная каменная церковь Успения, имеющая большое сходство с Киево-Печерским храмом Успения Пр. Богородицы. Церковь построена между 1764-1777 г. В верхнем этаже престол во имя Рождества Пр. Богородицы. Здесь главная храмовая икона Рождества Пресвятыя Богородицы. В теплом нижнем этаже два престола Благовещения Богоматери и Рождества Предтечи. В одной связи с церковью колокольня. Здесь же имеется библиотека и ризница достаточная различной утварью. Кроме храма имеется внутри ограды несколько корпусов. Вне монастыря много различных построек хозяйственных и других. Здесь же имеются помещения для богомольцев.

http://sobory.ru/article/?object=15782

А милость Божья, и Пресвятой Богородицы и великих Святителей Петра, Алексея, Ионы и Филиппа Московских и всей России чудотворцев молитвы и Наше благословение с тобою есть и будет ныне и во веки. Писан на Москве лета (7206) Марта в г день. На подлинной грамоте припись Дьяка Бориса Остолопова. Справа подьячего Феодосия Лукина. Спасская или Спасова Новая пустынь См. Преображенская с Переходы реки. Спасская Радогожская пустынь См. Радогожская Спасская. Спасская Рувимская пустынь См. Рувимская Спасская. Спасская Сохотская пустынь См. Сохотская. Спасская Толоконцова пустынь См. Толоконцова Спасская. Спасская Ульяновская пустынь См. Ульяновская Спасская. Спасская что на Шуе пустынь Упоминается в 1702 году в Вологодской Епархии в Тотемском уезде. Вероятно то же, что Ржаницына, выше под этим словом описанная Преображенская пустынь. Спасский Арзамасский монастырь См. Арзамасский Спасский. Спасский Архангельский Новоприлуцкий монастырь Стоит по Двине реке на другой стороне от Холмогор в 15 вёрстах. См. Спасский Новоприлуцкий. Спасский Брусянский монастырь Или Спасская Брусянская пустынь, основание своё возымела в 1671 году немного повыше города Албазина при урочище Брусянском камне; но в 1685 году разрушилась и совершенно упразднилась по причине несчастных обстоятельств. См. описание Киренского или Усть-Киренского Свято-Троицкого монастыря. Спасский Брянский Поликарпов монастырь См. Поликарпов Спасский Брянский. Спасский Великобудинский монастырь См. Великобудинский Спасский. Спасский Великопустынский монастырь См. Великопустынский Спасский. Спасский Великоустюжский монастырь См. Великоустюжский Спасский. Спасский Верейский Входа в Иерусалим монастырь См. Верейский Спасский. Спасский Верендовский или на Веренде монастырь См. Верендовский Спасский. Спасский Верхоломоломский монастырь См. Верхоломоломская Спасо-Николаевская пустынь. Спасский или Спасо-Преображенский Владимирский мужской, в 1764 году упразднённый, монастырь находился в Губернском городе Владимире, а основан по Летописи Несторовой в 1164 (по Никоновой – в 1160) году построением каменной церкви во имя Преображения Господня. Церковь эта в бывший во Владимире в 1778 году, Июля 28, большой пожар сгорела. Спасский Водский или на Водской дороге Новгородский См. Водский Спасский. Спасский Входа в Иерусалим монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010