511 Cp. Socrat. Hist. eccl. V, 22. Впрочем, отождествление автора любовного романа н епископа г. Трикка в Фессалии оспаривается учеными. 515 Аркадий правил 13 лет – с января 395 по май 408 г. Разница в 9 лет компенсируется в годах правления Феодосия II (см. гл. 97). 541 Речь идет οб истории происхождения Трисвятого: «Святый Боже, святый Крепкий, святый Бессмертный, помилуй нас!». Впоследствии антихалкидониты, желая подчеркнуть божественность Христа, стали добавлять в конце слова «распныйся за ны». 564 Ср. Theoph. Chron. (ed. De Boor). P. 112. – Любопытно сопоставить эти рассуждения с изменением иконографии Христа на монетах Юстиниана II. 575 HK Sl 1 ; в TCPH ошибочно «7»; Зинон правил 16,5 лет, с ноября 474 по апрель 491 г. (не считая узурпации Василиска в 475–476 гг.). 583 Акефалы – радикальные противники Халкидонского Собора, не признавшие изданный Зиноном в 482 г. объединительный указ (Энотикон). Зинон вовсе не был акефалом в собственном смысле слова, но к IX в. византийские авторы (в т.ч. и наш хронист) использовали этот термин для обозначения всех антихалкидонитов. 588 ες μγαν κοχλαν ΡΗΚ . – Кохлией (букв. " раковина») называлась крытая галерея, ведшая из Большого дворца на ипподром. 594 Севир, при поддержке Анастасия ставший на некоторое время патриархом Антиохийским (512–518), был одним из лидеров движения против Хадкидонского Собора. 611 В 20-х гг. VI в. царь Химьяра (греч. τν μηριτν), иудаист Йосеф Асар Ясар, поднял гонение на христиан, что вызвало вторжение в Южную Аравию христианских войск Аксума во главе с царем Элла-Ацбеха (греч. λεσβα). Среди тех, кто мученически пострадал от Йосефа, был св. Арефа (аль-Харит) из Награна и несколько тысяч его сограждан-христиан. 620 Σκιρτς ποταμς σκιρτσει κακ σκιρτματα πολταις. Обыгрывается название реки и глагол σκιρτω " скакать, бушевать». 635 Р доб.: «Следует знать, что восстановление Величайшей церкви Юстиниан начал в шесть тысяч сороковом году от сотворения мира, в 15 индикт, в первый час дня, в феврале месяце, двадцать 3-го числа». – 6040 г. по византийской эре соответствует 532 г. н.э.; 15 индикт – 536 г. Верна первая дата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С одной стороны, государство, какое бы оно ни было, должно уважать (если оно еще сохраняет признаки государства) духовное служение народу Церкви, не подчиняя Ее своим целям, не требуя от Нее благословлять свои беззаконные деяния. Мы не католики, для нас неприемлем подобный конкордат. И хуже всего, когда государство воздает Церкви кажущиеся почести, в том числе восстанавливает храмы, и этим заставляет Церковь молчать. С другой стороны, Церковь, христианское общество не может замкнуться в религиозный апартеид. Это было бы оскорбительно даже с точки зрения естественной нравственности. Церковь должна хранить свободу слова и действия. Христианская свобода не дает нам права не противостоять такому положению вещей, когда каждый, кому не лень, метет под ее дверь свою блевотину и мусор. Да воздастся! Материал напечатан с сокращениями в газете «Правда-5», 167(312) за 6.11.1997 г. В России с апреля было предпринято две попытки показать фильм Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа». Сейчас, как формулируется, будет «третья, решающая». Задействована карикатурная, но мощная даже в своей нелепости «артиллерия». 1 ноября телекомпания В. Ворошилова «Игра» устроила «суд по иску Русской Православной Церкви к НТВ» в связи с показом этого фильма. От компании «независимых» защищался Леонид Парфенов, вдохновитель и организатор непристойного ток-шоу «Про это». В «зале суда» витийствовали депутаты Галина Старовойтова, Элла Памфилова, Михаил Мень, актриса Клара Лучко. Главный редактор газеты «Новые Известия» Игорь Голембиовский» заявил: «Всякая несвобода начинается с запретов в области нравственности». Г-н Кузнецов («адвокат ответчика») воскликнул: «Те, кто против фильма, — это коммунисты, национал-патриоты, фашисты и антисемиты!» Против фильма сегодня, действительно, очень многие, и далеко не всем из них пришьешь такой ярлык. Уже начинаются массовые акции протеста. 9 ноября 1997 года в 15 часов у телецентра «Останкино» соберутся участники митинга православной общественности против показа этого фильма.

http://moral.ru/антихрист-в-москве-выпус...

Камень гробницы — памятник слез и горячей молитвы, что чрез века души зовет к воскресенью, к восстанью из праха и много чудес совершает молитва доныне. Архимандрит Антонин (Капустин) «Один в поле не воин» — присказку для малодушных придумали те, кто святого горенья лишен. А в Палестине на каждом шагу обретали мы память о том, какие боренья готов одолеть человек на поле, с названьем – Святая Земля. Как велик он, если с любовию Господу предан, как много он может. Монах и ученый – сей воин, один победивший несметное войско противников хитрых. Имя России на стогнах святых отец Антонин начертал в Эйн-кереме, на Елеоне и в Яффе, в Хевроне, в таинственном Иерихоне, в сердце святого салима у стен его древних, в Хайфе далекой и в Галилее прибрежной. Повсюду русские люди слова благодарности шлют старцу святому, который себя не жалея, терпя злоязычье, земли Спасителя препроводил под покров православной России. И ныне радость, ни с чем не сравнимую, мы получаем – на славянском наречьи славить Творца у великих святынь. Вдохновение в душу вселяет пример святого горенья отца Палестины российской: «Вот так-то следует жить» – себе говоришь, вникая в рассказы о «днях и трудах» отца Антонина, — «Вот так посвятить себя высшей идее, но не мечтать, а неустанно работу свершать над ее воплощеньем, на Бога надеясь». Святая преподномученица Елизавета У Бога не тщетны слова и желания наши, - Вот так и красавица Элла у Бога просила Найти после смерти покой на Святой Палестине, у Гроба Господня. Тогда она видно не знала, что просит креста и страданья… «Крестоношение» – слово святое не раз доводилось нам слышать, А здесь перед ракой с мощами святой преподобной И мученицы Елизаветы, во храме, парящем над высотой Елеона , Так ясно открылось — крестоношение стало Судьбой для Великой Княгини. И потому-то припомнилась здесь не ее красота неземная И таланты души, что не раз воспевали поэты. А мука последних часов, схождение в недра земли, Ужас паденья в глубокую шахту и тихие стоны молитвы, Печать положившей на душу и на уста.

http://azbyka.ru/fiction/pritchi-svyatoj...

По ее словам, «казалось, что все уже выжжено, вера уничтожена. Известная личность уже грозилась “показать последнего попа”. И тем не менее, эта связующая нить, очень тонкая, невидимая, протянулась к нам. И тот расцвет, который происходит в духовной жизни России сейчас, думаю, обязан во многом тому, что наши родители смогли в такой форме, которая была приемлема именно тогда, в те годы, передать нам веру». Лишившись отца 17-ти лет, Мария Георгиевна осознала, что главная задача жизни – «работа над папиными архивами и книгой, которую он поручил мне написать. Незадолго до смерти, видимо, понимая, что конъюнктурные писаки переврут всю его жизнь, папа завел со мной разговор о том, чтобы я, когда вырасту, изучила все его архивы, дневники, письма и написала правдивую книгу». Мария Георгиевна любит вспоминать случай, рассказанный ее сестрой Эллой Георгиевной. Однажды Георгий Константинович читал книгу о Суворове, которого почитал и у которого учился всю жизнь, и вдруг сказал дочери Элле: «Ну-ка запиши!». И прочитал известные слова Суворова: «У этого наемника-историка два зеркала: одно, увеличительное, – для своих и другое, уменьшительное, – для нас. Но потомство разобьет вдребезги оба и выставит свое, в котором мы не будем казаться пигмеями». Тогда Элла Георгиевна не поняла, зачем отец обратил ее внимание именно на эти слова, но потом, когда прошли годы и маршал Жуков пережил клевету, унижения, ложь, они стали понятны: ведь его, да и не только его, старались и по сей день стараются сделать пигмеем. «Он говорил, – отмечает Мария Георгиевна, – словами Суворова о себе, верил, что потомки оценят его дела правильно и история все расставит по своим местам». Мария Георгиевна – автор двух книг об отце, вышедших в издательстве Сретенского монастыря – «Маршал Жуков. Сокровенная жизнь души» (1999) и «Маршал Жуков – мой отец» (2004), в которых перед читателем предстает живой образ непобедимого полководца. В этих книгах она «попыталась показать отца не столько полководцем (об этом написано много), сколько показать его душу, душу человека верующего». По словам Марии Георгиевны, «мало кто знает, что у отца действительно была сокровенная жизнь христианина. Жизнь, которая в ХХ веке была особенно сложна и сокрыта от глаз людских».

http://pravoslavie.ru/692.html

Солнечный лучик только что выехал в своих саночках с осликом, он может ступать на ногу, но предпочитает осторожничать, чтобы поскорее снова поправиться. Он тебя целует. …Ты знаешь, перед нашим прибытием в Москву три военных поезда с немецкими и австрийскими ранеными отправили с глаз подальше, в Казань – я читала донесение молодого господина (русского), который их принимал – многие, которых и трогать было нельзя, были еле живы и по дороге умерли, другие с ужасными зловонными ранами, которые несколько дней не перевязывали – так их мучили в убогих санитарных поездах как раз во время их праздника Рождества. Из одного госпиталя раненых послали даже без сопровождения доктора, только с санитарами! Я послала письмо Элле, чтобы она в этом разобралась и устроила хороший нагоняй. Это отвратительно и для меня совершенно непостижимо… Дети целуют тебя много-много раз, и женушка тоже. Я надеюсь, сейчас ты чувствуешь себя спокойнее. Говорят, Церковный Собор издал указ не проводить рождественских елок – я собираюсь выяснить, правда ли это, и поднять шум. Это не их дело и не дело Церкви, и зачем лишать удовольствия раненых и детей только потому, что эта традиция пришла из Германии. Какая узость мышления… Да благословит и хранит тебя Бог, мой родной, дорогой, бесценный Ники. Целую тебя и с любовью прижимаю к своему сердцу, и нежно глажу твой усталый лоб. Всегда твоя женушка, Аликс. Попроси, пожалуйста, Шавельского послать полковым священникам больше Запасных Даров и вина, так, чтобы можно было причащаться. Сколько могу, я посылаю с нашим поездом, Элла тоже.  Письма публикуются по изданию ДИВНЫЙ СВЕТ дневниковые записи, переписка, жизнеописание Государыня Императрица Александра Федоровна Романова ; пер. с англ. [Лидия Васенина, Тамара Оводова] ; [сост., ред. и авт. жизнеописания монахиня Нектария (Мак Лиз) ; ред. рус. текста Вячеслав Марченко ] Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/perepiska-nikolaya-i-a...

Среда, 15 октября «Знамение», перевязка. Моему Филиппову 85-го Выборгского полка отняли третий и четвертый пальцы левой руки. Щербаков 5-го драгунского Каргопольского полка ранен в шею и Ухов 13-го стрелкового Финляндского полка в правое бедро. У всех сидели и с К. Завтрак и обед с Николаем Павловичем. На 2 часа 7 минут мы 2 в город – пожертвования и на 4 часа 20 минут обратно. Лекция. Чай с Папа и Мама. После 11 часов спать. Спаси, Господи. Четверг, 16 октября «Знамение». Николая Павловича видели. Тетя Элла приехала и вечером уехала, так что Мама не была в лазарете. У меня были – Ульянов 8-го Донского казачьего полка, правое плечо и левая рука. Климчук 9-й саперной батареи, левая нога. Гвоздев 5-го драгунского Каргопольского полка, левая нога. До 12.45 сидели в коридоре с офицерами, К. и так далее, ужасно уютно. Новый нижегородец 226 Иедигаров 227 страшно аппетитный, черный, ранен в правую ногу. Завтракал граф Шереметев. В 1.45 с Мама и Таней 228 ездили в город на Верховный совет, а Папа и Татьяна к Бабушке. В 7 часов с Мама ездили в лазарет, ко всем зашли, и с К.и И. в коридоре говорила. Все знают Александра 229 по корпусу. Турция не объявила нам войну, а бомбардировала Севастополь и Феодосию, предлагали Новороссийску сдаться 230 . Собаки – турко-немецкий флот и они сами. 1 градус. Пятница, 17 октября «Знамение». Делали операцию аппендицита Гардинскому 15-го Гусарского Украинского полка (офицер). Завертный(?) 2-го стрелкового Сибирского полка, ранен в кисть. Легкий 253-го Перекопского полка, в палец правой руки. Шолох 316-го Хвалынского полка, левая стопа. У стрелков сидели, и в коридоре с К[арангозовым] и И[едигаровым] вязала. Завтрак и чай семейный. Стахович 231 обедал. С Папа и Мама гуляли. Снег лежит. Холодно. В складе были. После лекции мы две с Мама заезжали к Гардинскому 232 . Ему много лучше. Вечером Григорий Ефимович. 1 градус мороза. Свиньи потопили «Прут» в Севастополе и «Донец» в Одессе. Известия хорошие. Слава Богу. У «Знамения» Обедня. Суббота, 18 октября

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несчастная Элла, благослови и помоги ей, Господи! 5-го февраля. Суббота. В 10 1/2 была отслужена в угловой комнате панихида по дяде Сергее. Имел три доклада. Завтракал д. Алексей. Гулял с Аликс и Ольгой. Погода была теплая. После чая принял Булыгина. Читал. Отвечал на массу телеграмм из-за границы с соболезнованием. Обедали все налицо. 6-го февраля. Воскресенье. Были на заупокойной обедне. Завтракали со всеми детьми, нашими и Ксении. Гулял с Мишей и Ольгой. Погода была скверная, дуло, и шел мокрый снег. Много занимался. Простился с Юрием Трубецким, который уезжает в Маньчжурию. Обедали семейно. 7-го февраля. Понедельник. Имел два доклада. Завтракал дядя Алексей. Потом принял Хилкова. Гуляли вдвоем. Таяло. У нашего “сокровища” прорезался первый зубок. Пил чай Николай. В 7 1/2 была отслужена панихида. Обедали: Миша, д. Владимир, т. Михень, и д. Алексей. 8-го февраля. Вторник. Утром приехал из Парижа д. Павел, которого мы не видали два с 1/2 года, со времени его женитьбы на О. В. Пистолькорс. Он просидел у нас, а затем у Мама до часу и завтракал с нами. Сегодня вечером он уехал в Москву. Гулял. Погода была совсем теплая. В 7 1/2 панихида. Затем обедали с Е. С. Озеровой и Melle de l’Escaille. Принял Булыгина. 9-го февраля. Среда. После доклада был прием, в том числе несколько раненых офицеров. Завтракал Грипенберг. Гулял с Ольгой; погода была тихая, теплая. Занимался долго. В 7 1/2 пошли на панихиду. Обедали: Ксения, Миша, Ольга, Сандро и Петя. Вечер провели вместе. 10-го февраля. Четверг. День отпевания дорогого дяди Сергея в Чудовом монастыре. В 11 час. в церкви Большого дворца была торжественная заупокойная обедня. Все семейство завтракало у нас. Принял доклад Коковцева. Гулял с Аликс и Ольгой. Обедали вчетвером. 11-го февраля. Пятница. День погулял мало. С 11 до часу и с 2 1/2 до 4 ч. у меня был Совет министров. Завтракали: д. Алексей, д. Владимир, Сандро и Костя, утром вернувшийся из Москвы. Гулял до 5 1/2, день стоял весенний. Соня Ден пила с нами чай. Обедали втроем с Мама. 12-го февраля. Суббота.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

В центре блюда — вензели Их Императорских Высочеств . На следующий день в Сергиевский дворец пожаловали с поздравлениями иностранные гости. Наряду с телеграммами из всех поселений России, начали поступать телеграммы из Дармштадта, Лондона и других городов и государств . Свадебное путешествие в Ильинское соединилось с посещением древних храмов Москвы и Троице-Сергиевой лавры. После благодатного лета в Ильинском наступила осень, подошло время военных маневров, и супруги вернулись в Петербург. Весть о браке Великого князя Сергия и дармштадтской принцессы была с радостью встречена в России. В светские и церковные организации России был направлен соответствующий указ Императора, а московский генерал-губернатор пригласил всех в Большой Успенский собор на торжественный благодарственный молебен с коленопреклонением по случаю совершившегося бракосочетания. Выйдя замуж за Великого князя Сергия, очаровательная принцесса Элла, ставшая Великой княгиней, замечает графиня А.А. Олсуфьева, первые семь лет замужества провела в лучезарном блеске петербургского императорского двора. Помогая мужу, она устанавливала добрые отношения с обществом, которое обожало ее. Но ее не радовала жизнь, которая не соответствовала ее сердцу . И тем не менее свершилось главное событие в личной жизни великокняжеской четы — началось совместное строительство бытия на христианских началах с ярко выраженным обоюдным стремлением достичь достойного уровня христианской глубины. Балы, встречи, знакомства, музыкальные вечера, лотереи в первый, послесвадебный, период жизни чередовались в бытии великокняжеской четы. Но не это определяло общий тон жизни. Возраставшее богатство связей и отношений определялось пониманием того, что такое духовность. Сергий и Елисавета сходились в понимании главного — духовность проявляется лишь тогда, когда идет совместный поиск Бога, Святого Духа, что становится смыслом бытия. Тогда иными красками играют слова «любовь», «долг», «совесть», «честь», «культура общения» и т. д. Отсюда — строгий лаконизм и изящество встреч, обостренная взаимная чуткость, созидание целой системы форм культурной жизни в Сергиевском дворце, последовательность, твердость, неколебимость при появлении любых искушений.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Когда же письмо бывало написано — « На этом заканчиваю свои каракули… с самыми нежными приветами вам » — великая княгиня ставит под ним размашистую подпись « Элла » или « Елизавета », и возвращается к своим повседневным делам, одно из которых она только что закончила. Письмо вел.кн. Александру Михайловичу от 9 июля 1887. Петергоф. ГАРФ. Ф. 645. Оп. 1. Д. 124. Л. 5-6 об. Орфография соблюдена. См. статью П.В. Волошун « Соловецкий монастырь глазами святой преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны ». В старославянском начертании. « Прости, пожалуйста, что пишу на такой бумаге, но мы в городе всего несколько часов, и я не могу найти свою бумагу, и прости также, что не пользуюсь своей печатью ». Письмо имп. Марии Федоровне от 26 июня 1886. Петербург. ГАРФ. Ф.642. Оп. 1. Д. 1580. Л. 65-68 об. Англ.яз.  //Вел.кн. Елизавета Федоровна и император Николай II. Документы и материалы (1884-1909 гг.). Подготовка текстов П.В. Волошун. С.71. В частности поздние письма Императору Николаю II, где дата была написана в конце, словно великая княгиня торопилась и забыла о формальностях, дописав их в самом конце послания. Это может свидетельствовать против выдвинутой версии, будто Елизавета Федоровна сама уничтожила письма и дневниковые записи, тогда как относилась к ним со всей тщательностью. « Если это письмо поспеет к 30-му, передай, пожалуйста, Саше от нас троих горячий привет и самые искренние пожелания в этот день ». Письмо имп. Марии Федоровне от 27 августа 1885. Ильинское. ГАРФ. Ф.642. Оп. 1. Д. 1581. Л. 44-48. Англ.яз.//Вел.кн. Елизавета Федоровна и император Николай II. Документы и материалы (1884-1909 гг.). Подготовка текстов П.В. Волошун. С. 64. Письмо имп. Марии Федоровне от 8 июля 1889. Ильинское. ГАРФ. Ф.642. Оп. 1. Д. 1581. Л. 33-36.//Вел.кн. Елизавета Федоровна и император Николай II. Документы и материалы (1884-1909 гг.). Подготовка текстов П.В. Волошун. С.132. Письмо вел.кн. Георгию Александровичу от 6 октября 1886. Ильинское. ГАРФ. Ф. 675. Оп. 1. Д. 66. Л. 7-8 об.//Вел.кн. Елизавета Федоровна и император Николай II. Документы и материалы (1884-1909 гг.). Подготовка текстов П.В. Волошун. С. 79.

http://pravmir.ru/pisma-velikoj-knyagini...

Элла несколько раз садилась и должна была снять закрывавшую ей лицо креповую вуаль. Синодальные певчие превзошли себя — их пение было бесподобно. Как чудесно гудел большой колокол Ивана Великого… Раздирающие минуты последнего целования не стану описывать. Мы вынесли гроб через западную дверь в Алексеевскую церковь и из сеней повернули направо в небольшую Андреевскую церковь, где наглухо запаянный гроб останется, пока не будет решено, где хоронить…» Тот монастырский храм Елизавета Фёдоровна будет часто посещать в течение года, пока сооружалась усыпальница Великого князя. «Так много страждущих сердец его друзей тоже обрели силу, молясь здесь, — напишет она вдовствующей императрице. — Рано утром и поздно вечером, кроме дневных молитв, я прихожу сюда и после этого живу с новыми силами». В следующем письме она выскажется полнее и душевнее: «Господь в Своём великом милосердии даровал мне безграничное утешение жить близ маленькой церковки, где такая атмосфера мира и покоя… Там я начинаю и заканчиваю свой день, и, кажется, нерушимый покой осеняет меня в дневные часы, словно я прихожу из другого мира выполнить свой долг, утешить других, и это не я живу, а кто-то другой, тогда как моя душа почиет на небесах подле той чистой и честной души, что руководила мной, помогала во всём и без которой меня больше нет. Я даже не могу плакать, я не здесь, а там наверху. Конечно, жизнь идёт, со своими нуждами, скорбями, тревогами, и надо работать… Только бы мне жить по правде, так, как желал бы мой Серж. Я бы хотела когда-нибудь стать достойной того, что была его женой». Едва закончилось прощание москвичей с Великим князем, как за стенами Кремля вновь начал проявляться охвативший общество недуг. Умолкли печальные песнопения, завершились устроенные на средства Елизаветы Фёдоровны поминальные обеды для неимущих, прошла растерянность первых дней, и на авансцене московской жизни опять закружилась дикая пляска. Забыв об элементарной порядочности, некоторые обыватели охотно взялись муссировать сплетни и кривотолки, возникшие вокруг трагедии.

http://azbyka.ru/fiction/elizaveta-fyodo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010