Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГЕНТИЙ [греч. Γρηγντιος; латиниз. Gregentius; в церковнослав. традиции часто - Григорий Омиритский, иногда - Григентин], архиеп. Зафара, столицы Химьяритского царства в сер. VI в. (пам. 19 дек., по нек-рым источникам, 15 дек. и 23 февр.). Согласно греч. пространной версии Жития Г., сохранившейся в рукописи синайского мон-ря вмц. Екатерины (Sinait. gr. 541) и частично изданной А. А. Васильевым, он род. в сел. Блиарес, пограничном со страной аваров и принадлежавшем им. Издатель толкует его название как искаженное Лоплиани и локализует его в Дардании (Мёзии). В синаксарных версиях Жития местом рождения Г. ошибочно называется Медиолан (совр. Милан). Его родители Агапий и Феодота, имея 2 дочерей, мечтали о мальчике и обещали посвятить его Богу. Сын род. 6 дек. и при крещении был наречен Григентием в честь старца, подвизавшегося недалеко на горе, что указывает на местное (фригийское или лидийское?) происхождение этого необычного имени. В 7 лет Г. отдали в школу для изучения Свящ. Писания, он обнаружил склонность к обучению. С детства его жизнь была отмечена необычайными событиями: чудесным спасением из горной реки, избавлением от варваров, захвативших его родное селение, и проч. Следуя за представшим ему в видении мужем, юный Г. покинул родных и странствовал по городам: был в Акраганте (Агригенте, совр. Агридженто) на Сицилии, в Милане усердно молился у гробницы свт. Амвросия Медиоланского, в Карфагене встречался со св. Филофеей, в Риме ему явились апостолы Петр и Павел и Г. впервые исцелял больных и одержимых бесом. В Августополе он познакомился с арм. проповедником, затем морем отправился в Александрию, неск. раз посетил мон-рь святых Александра и Антонины, молился в усыпальнице ап. Марка и встретился с блж. Архонтией. После того как аксумский царь Калеб Элла Ацбэха (Елесвоам) разгромил химьяритского царя-иудея Йосефа Асъара Ясъара (Юсуфа зу Нуваса), отомстив ему за гибель Награнских мучеников , Г. попросил Александрийского патриарха Протерия, отождествляемого нек-рыми учеными с Тимофеем III, послать епископа для восстановления церковной жизни у химьяритов. По указанию явившегося Протерию во сне ап. Марка патриарх остановил свой выбор на диаконе Г., к-рого рукоположил сначала во иерея, а затем сразу же - во епископа. Этот эпизод Жития вполне реален: именно так рукополагали копт. монахов, к-рых посылали митрополитами в Эфиопию.

http://pravenc.ru/text/166481.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБРАХА Абрахá [араб.  , в южноарав. эпиграфике " brh; греч. ρδβλθυοτεΑβραμος], христ. царь Химьяра (Юж. Аравия), в сер. 30-х гг. VI в. основавший новую династию, эфиоп по происхождению. Именно он, вероятнее всего, один из двух царей, к-рый, по эфиоп. преданию, принял христианство (см. Абрэха и Ацбэха ). Христ. эфиоп. имя Абрэха означает, по всей вероятности, «[Бог] был благосклонен [к нему]». После успешного завершения химьяро-эфиоп. войн в 525 г. на химьяритский престол был возведен ставленник Аксума , христианин Сумйафа Ашва из знатного южноарав. рода. Ок. 534 или 535 г. его свергли при поддержке местного населения эфиоп. войска, размещенные на юге Аравии. Власть над Химьяром оказалась в руках А., по-видимому, одного из аксумских военачальников (согласно Прокопию, он был рабом визант. торговца из Адулиса; о том, как он попал в аксумское войско, ничего неизвестно). Аксумский царь Элла Ацбэха (Калеб) безуспешно пытался подавить мятеж собственной армии. Лишь после его смерти А. формально признал власть нового аксумского царя, согласившись на уплату ему символической дани. Приняв титул химьяритских царей, А. подчеркнул свое стремление сохранить традиции местной государственности. Его столицей стал г. Сана , в центре к-рого им был выстроен великолепный собор эль-Калис. В кон. 546 - нач. 547 г. против А. поднял мятеж Язид ибн Кабша, наместник племенного союза кинда, жившего на территории Хадрамаута. К июлю 547 г. восстание охватило большинство южноарав. земель, на стороне повстанцев оказалась значительная часть сабейской и химьяритской знати. Прорыв Марибской плотины, поставивший под угрозу существование крупнейшего центра земледелия на юге Аравии, оазиса Мариб, заставил А. пойти на уступки и примириться с восставшими. По его приказу в окт. 547 - марте 549 г. был осуществлен ремонт этого грандиозного гидротехнического сооружения (последний в южноарав. истории). О высоком международном престиже А.

http://pravenc.ru/text/Абраха.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕЗВОЙ [Елизвой, Елесва(а)н; греч. Ελεσβς, Ελσβααν; эфиоп.      ; сир.  ], блж. (пам. 24 окт., пам. эфиоп. 20 гэнбота (15 мая), пам. зап. 27 окт.), правитель Аксумского царства , участник химьяро-эфиопских войн . Личное имя - Калеб (в эфиоп. царских списках   или  ), тронное - Элла Ацбэха, патронимия - Вальда Тазена (сын Тазены), «имя отряда» - бээси (муж) Лазен, в сабеографичной аксумской эпиграфике - Klb/" l/" sbh/wld/Tzn/b " s/Lzn (RIE 191/7-8). Житие Е. сохранилось лишь в кратких эфиопских синаксарных версиях. На возможное существование пространного эфиоп. Жития, по мнению Дж. Фьяккадори, указывает небольшая гомилия в честь Е., сохранившаяся в единственном списке и остающаяся неизданной. Подробнее о нем рассказывается в греч. анонимном и Метафрастовом Житиях мч. Арефы (BHG, N 166-167) и в предании о Награнских мучениках . Эфиоп. агиографическая традиция, за исключением ряда деталей, является вторичной по отношению к греческой. В средневек. эфиоп. лит-ре не встречается тронное имя Е., но его 2-я часть (Ацбэха) перешла в предание о Крещении Эфиопии при легендарных царях Абрэхе и Ацбэхе . Сообщения о Е. имеются у греч. авторов Прокопия Кесарийского , Иоанна Малалы , прп. Феофана Исповедника , Космы Индикоплова , а также в 3-й части «Церковной истории» сиро-яковитского еп. Иоанна Эфесского , сохранившейся в составе Хроники Зукнина (см. ст. Дионисия Телль-Махрского хроника ). В греч. источниках, посредством к-рых имя Е. вошло в рус. святцы, он, как правило, называется тронным именем в эллинизированных вариантах: Ελεσβς и Ελσβααν - в Мученичестве Арефы, Ελεσβας - у Иоанна Малалы, Ελλησθεαος (Еллисфей) - у Прокопия, Ελεσβαν и Ελλατζβας/Ελλατζοβα (Елладзбаас) - у Космы. Различия между историческим Е. и соответствующим агиографическим персонажем в целом незначительны. Дата восшествия Е. на престол остается неизвестной, 514 год принят нек-рыми исследователями без достаточных оснований. Известно, что Е. находился у власти к лету 518 - нач. 519 г., когда он отправил войска из главного аксумского порта Адулис в Юж. Аравию под командованием Хайана, чтобы возвести на трон Химьяра христианина Маадикариба Яфура . После смерти последнего летом 522 г. власть в Химьяре захватил иудей Йосеф Асар Ясар (араб. прозвище - зу Нувас; в правосл. агиографии - Дуна(а)н; в эфиопской - Финхас). Отражением этих событий является сохранившееся в житийной традиции предание о том, как Е. вторгся в Химьяр, заставил царя-иудея укрыться в горах (по одной из версий, сделал его своим данником) и оставил в Аравии свои войска, но затем царь-иудей вернул себе контроль над страной.

http://pravenc.ru/text/189731.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОСМА ИНДИКОПЛОВ Земля в виде горы, омываемая первозданным океаном. Миниатюра из «Христианской топографии» Космы Индикоплова. XI в. (Sinait. gr. 1186. Fol. 65r) Земля в виде горы, омываемая первозданным океаном. Миниатюра из «Христианской топографии» Космы Индикоплова. XI в. (Sinait. gr. 1186. Fol. 65r) [Индикоплевст, Монах; греч. Κοσμς Ινδικοπλεστης] (1-я пол. VI в.), визант. купец, путешественник, литератор. Происходил из Александрии, полного классического образования не получил, знания приобретал в основном самостоятельно в течение жизни. Ведя коммерческие дела, посетил разные страны Средиземноморья и Востока, побывал на Синае, в Аксуме (Эфиопия), Аравии, Персии. Ок. 522 г. К. И. посетил западное побережье Индии (Малабарский берег) и Тапробану (Шри-Ланку). В Аксуме ок. 525 г. он, по его словам, был принят местным царем Еллисфеем (Элла Ацбэха), к-рый исповедовал христианство. Научные и религ. взгляды К. И. сформировались под большим влиянием несториан в Сирии. В кон. 20-х гг. VI в. он был учеником Мар Абы I (патриарх Церкви Востока в 540-552) и, вероятно, стал сторонником несторианской Церкви Востока . В конце жизни принял монашество. Рассказ К. И. о местных общинах христиан несторианской Церкви Востока является наиболее ранним надежным свидетельством присутствия христиан в Индии. Он также описал значительную часть сев. побережья Индийского океана, в т. ч. Аравийское м. и Персидский зал. «Христианская топография» (Χριστιανικ τοπογραφα) - трактат, который К. И. составил между 547 и 550 гг., обобщая опыт своих путешествий. Это одно из крупнейших произведений, отражающих представления древнего и средневек. мира о географии и космологии, в значительной мере альтернативные по отношению к классической географической науке эпохи эллинизма и Римской империи. К. И. вступил в открытую полемику с корифеями древней географии Платоном, Аристотелем, Клавдием Птолемеем и др. Он стремился доказать, что Земля имеет плоскую форму. По мнению К. И., концепция шарообразной Земли является обманом язычников, в то время как христ. вероучение он связывает с представлением о плоской модели мира. К. И. считал, что те, кто отстаивают шарообразность Земли, не могут быть истинными христианами.

http://pravenc.ru/text/2458831.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБРЭХА И АЦБЭХА [эфиоп.  ], легендарные цари Эфиопии, правление к-рых было ознаменовано обращением страны в христианство. Согласно позднему эфиоп. преданию, братья занимали трон, когда рукоположенный во епископа св. Фрументий прибыл распространять христианство в их царстве. Оба брата крестились от него и содействовали обращению в новую веру своих подданных. Однако, по эпиграфическим данным, принятие христианства в качестве офиц. религии Эфиопии приходится на царствование Эзаны (сер. IV в.), к-рый не имел соправителей. Послание имп. Констанция II владыкам Аксума братьям Эзане и Сазане (S. Athanasü. Apologia ad Const., 31) побудило нек-рых исследователей отождествить их с А. и Ац., но эта гипотеза представляется весьма шаткой. Более обоснованным является предположение о том, что реальными прототипами А. и Ац. были аксумский царь Калеб, носивший тронное имя Элла Ацбэха , и его полководец Абраха , чьи имена стали необычайно популярными среди эфиопов благодаря победам над гонителем христиан химьяритским царем иудеем Йосефом Асаром Ясаром в сер. 20-х гг. VI в. и последующему утверждению на химьяритском престоле христ. эфиоп. династии. Когда же после упадка Аксума память о подлинной истории этого периода была почти полностью утрачена, А. и Ац. оказались связаны в народном сознании с Крещением Эфиопии. Пространное эфиоп. житие святых братьев, уникальная рукопись к-рого найдена в Гемаде (пров. Тыграй) в посвященной им церкви, остается неизданным. Память святых братьев-царей чтится в Эфиопской Церкви 4 тэкэмта (1 или 2 окт.; см. Календарь эфиопский ). Ист.: Эфиопский синаксарь (Мацхафа сэнкэса  р) на 1-ю пол. года (Ркп. РНБ Эфиоп. н. с. 23. Л. 35об.); Wallis Budge E. A. The Book of the Saints of the Ethiopian Church. Camb., 1928. Vol. 1. P. 112; Vol. 4. P. 1165. Лит.: Болотов. Лекции. T. 2. С. 272-273; Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 19, 54, 61 (прим.), 87; Ullendorff E. Note on the Introduction of Christianity into Ethiopia//Africa. 1949. T. 19. P. 61-62; Hable Selassie S. The Problem of Gudit//J. of Ethiopian studies. 1972. T. 10. N 1. P. 113, n. 2; DEB. Vol. 1. P. 7, 26-27, 65, 148; Munro-Hay S. Aksum: An African Civilisation of Late Antiquity. Edinb., 1991. P. 11, 13, 110, 156, 159, 205-206. С. А. Французов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/Абрэха и ...

Следует также отметить, что в период правления Эзаны надписи составлялись не только на геэзе и греч., но и на т. н. псевдосабейском (RIE 185, I; 185 bis, I; 186) в подражание химьяритским государям, на земли к-рых он претендовал. Поскольку знание сабейского было к тому времени давно и прочно утрачено, тексты писались на геэзе вычурным южноарав. письмом (справа налево, с добавлением к большинству слов сабейского окончания неопределенного состояния -m). Расцвет христ. А. ц. (2-я пол. V - сер. VI в.) Политическая история А. ц. в V в. практически неизвестна. В религ. сфере происходит упрочение в нем позиций христианства благодаря проповеднической деятельности «Девяти преподобных» - монахов сир. и греч. происхождения, покинувших Византию, спасаясь от гонений, к-рым они подверглись, по-видимому, из-за несогласия с вероопределениями Халкид. Собора . Эти монахи основывали на подвластных А. ц. землях и за их пределами церкви и мон-ри, на века определив монофизитский характер эфиоп. христианства. Догматические различия не помешали А. ц. стать в нач. VI в. надежным союзником Византийской империи. Апогея могущества Аксумская держава достигла в сер. 20-х гг. VI в. В зависимость от нее попали последние цари законной династии Химьяра, очевидно принявшие христианство. В ответ на преследования химьяритских христиан приверженцем иудаизма узурпатором Йосефом Асаром Ясаром аксумский царь Калеб ( Элла Ацбэха ) предпринял поход на противоположный берег Красного м., покорил Химьяр и восстановил там христ. веру (см. Химьяро-эфиопские войны ). Однако сохранить контроль над Химьяритским царством Калеб не сумел. В сер. 30-х гг. VI в. его полководец Абраха отложился от метрополии и основал новую династию правителей Юж. Аравии. С ее свержением в нач. 70-х гг. VI в. бывш. химьяритские владения попали под власть Сасанидского Ирана, захватившего основные торговые пути в этой части Индийского океана. Этот удар на фоне полного упадка международных экономических связей из-за общего кризиса средиземноморской античной цивилизации стал роковым для А. ц., процветание к-рого зиждилось на транзитной морской торговле. Оно вступает в период быстрого упадка. К VI в. появляется христ. лит-ра на языке геэз. Первыми ее памятниками были переводные произведения: книги Свящ. Писания (очевидно, весь НЗ и по крайней мере часть ВЗ, в первую очередь Псалтирь), вероятно нек-рые сочинения отцов Церкви и «Физиолог» . Ни одной рукописи аксумского времени не сохранилось. Не известны также оригинальные произведения эфиоп. лит-ры в поздних списках. О существовании в 20-х гг. VI в. переводов ряда книг Библии на геэз можно судить благодаря приведенным в надписях Элла Ацбэхи цитатах из Мф 6. 33 (RIE 195, II/20-21), Пс 19. 8-9; 23. 8; 65. 16-17; 67. 2 (RIE 195, II/26-28, 191/1-2, 195, II/21-23, 195, I/5-6) и из Книги прор. Исайи (RIE 195, II/29, из-за лакуны цитата идентификации не поддается). Поздний период А. ц. (кон. VI в.- ?).

http://pravenc.ru/text/Аксумское ...

версиях - Дахма (варианты: Дахзаз, Дахдар, Дахзан), в эфиоп. версии - Демаха. В изложении Иоанна Эфесского, ряде рукописей сокращенной араб. версии, а также в эфиоп. редакции она названа женой мч. Арефы, пострадавшего 3 днями ранее, во 2-м письме еп. Симеона и в «Книге химьяритов» - его родственницей. Ввиду высокого положения вдовы ее участь была решена не сразу. Перед казнью она ходила по городу с открытым лицом (что было запрещено замужним женщинам), проповедуя Христа и укрепляя др. женщин в вере. Рума пострадала вслед за своими дочерьми (в источниках их число разнится от 5 до 2; по одной из версий, она пострадала с дочерью и внучкой), кровью которых ее напоили перед казнью. Кроме того, часть награнских христиан бросили в вади, где прежде были разведены костры, и сожгли. Малолетние дети убитых были отданы на воспитание приближенным химьяритского царя. Отдельно в источниках описывается история мальчика 3-5 лет, который так желал пострадать вместе с матерью, что, вырываясь из рук царя, даже укусил его. По сообщению Иоанна Эфесского, этот мальчик по имени Байцар, не отрекшийся от своей веры, повзрослев, занимал высокое положение при следующем химьяритском царе-христианине и был отправлен в составе посольства в К-поль, где его благородная наружность и аскетизм впечатлили Иоанна Эфесского (согласно греческим и эфиопским агиографическим текстам, мальчик все же бросился вслед за матерью в огонь и стал мучеником). По призыву визант. имп. Юстина I отомстить за Н. м. взялся аксумский царь Калеб Элла Ацбэха, к-рый в 525 г. положил конец правлению иудеев в Химьяре (см. Химьяро-эфиопские войны ). В греч. Мученичестве указывается точное число пострадавших: 427 священников и монахов, 4252 жителя окрестностей Награна, 227 знатных жен и детей, группа, включавшая вдову с 2 дочерьми и 10 монахинь, 340 знатных мужчин во главе с Арефой. Хотя днем памяти Н. м. в правосл. традиции является 24 окт., мн. совр. исследователи относят их гибель к нояб., предполагая, что в сир. источниках оказались перепутаны месяцы тишри I (окт.) и тишри II (нояб.).

http://pravenc.ru/text/награнских ...

С другой стороны, не будем поступать неправедно по отношению к другому из милости или великодушия: лучше не оказать милости, нежели оказать и при этом сотворить неправду; лучше не принести Богу жертву, нежели принести от награбленного. Ни ради детей, ни ради себя не будь жадным, в противном случае и собранное погубишь, и детей в бедности оставишь. Лучше предпочти быть бедным праведником, чем богатым неправедником. Ибо, как нам известно, богатство предало человека огню и геенне, нищета же с терпением перенесли на лоно Авраамово 175 . 20 . И пусть даст человеколюбивый Владыка по причине благочестивой веры в Него и добрых дел всем нам достичь благого конца, и да удостоимся и мы сияющего лона милостью Христовой. Здесь же получим прощение через покаяние и исповедание и, получив оставление [грехов], очищенные, соединимся со Христом посредством таин Его [Тела и Крови] – ибо это есть начаток вечной жизни. И так с благим упованием в мире покинув тело, с дерзновением удостоимся предстать Христу Богу нашему и достичь Его жизни, славы, Царствия и беспредельной благодати вместе с [предстоящими] одесную, молитвами Богородицы и всех святых Его. Ибо Его есть великолепие, честь и держава, и мы, рабы Его, воздаем Ему поклонение со безначальным Его Отцем и животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. 1 γου Συμε ν ρχιεπισκπου Θεσσαλονκης (1416/1417–1429) ργα Θεολογικ κδ. D. Balfour. Θεσσαλονκη, 1998. Σ. 84–108. ( νλεκτα Βλατδων; 34). 41 Свт. Симеон говорит о том, что церковный закон нарушают не только те, кто вступают в четвертый или пятый брак, но и заключающие третий брак «в старости». Согласно «Томосу единения» (920 г.) троебрачие не допускается по достижении 40 лет и при наличии детей (см.: Ρλλης Γ. Α., Ποτλς Μ. Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων. θναι, 1855. Τ. 5. Σ. 7). – Пер. 52 Ελεσβαν ( Ελεσβς) – эллинизированный вариант, наряду с Ελεσβ ας (Иоанна Малала), Ελλησθεαος (Прокопий Кесарийский), Ελεσβαν и Ελλατζβας Ελλατζοβα (Косма Индикоплов), тронного имени «Элла Ацбэха», принадлежавшего правителю Аксумского царства Калебу (VI в.), участнику химьяро-эфиопских войн; в славянской традиции – Елезвой, память 24 октября. Подробнее см.: Французов С. А. Елезвой//ПЭ. 2008. Т. 18. С. 288–290. – Пер. 55 Свт. Григорий Просветитель (239–325/6) – основоположник и первый предстоятель Армянской Апостольской Церкви. – Пер. 56 Имеется в виду мученичество Рипсимии (Рипсиме), Гаиании (Гаяне) и 35-ти святых дев, убиенных армянским царем Трдатом (Тиридатом). – Пер. 67 Ср. рассуждение прп. Симеона Нового Богослова : «Князем мира называется [диавол] не как властитель и владыка мира – прочь такое кощунство! – [диавол], который не имеет власти даже над свиньями. Но потому, что диавол порабощает прилепляющихся к миру через желание его богатств и вещей» (Sym . N. Theol. Eth. 11//SC. Vol. 129. P. 370, 372 (Слово 82 в рус. пер. свт. Феофана Затворника )). – Пер.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Элла Рентгейм (дрожащим голосом, глядя на Боркмана). Но... правду ли ты говоришь, что я была для тебя в то время дороже всего на свете? Боркман. И в то время, и после. Долго, долго спустя. Элла Рентгейм. И все-таки ты отказался от меня. Ты торговал своим правом любить. Продал мою любовь за пост директора банка! Боркман (угрюмо, подавленно). Необходимость заставила меня, Элла. Элла Рентгейм (вся дрожа, вне себя, подымается с дивана). Преступник! Боркман (вздрагивает, но овладевает собой). Это слово я слышу не впервые. Элла Рентгейм. О, не думай, что я намекаю на то, в чем ты мог провиниться перед законом и правом! Что мне за дело до того, как ты распорядился всеми этими акциями и облигациями или что там было еще! Если бы только мне было позволено стать рядом с тобой, когда все обрушилось на твою голову! Боркман (напряженно). Что тогда, Элла? Элла Рентгейм. Верь мне, я с радостью разделила бы с тобой все. И стыд, и разорение, все, все! Помогла бы тебе перенести все! Боркман. И ты бы захотела? Смогла бы? Элла Рентгейм. И захотела, и смогла бы! Тогда ведь я не знала о твоем огромном, ужасном преступлении. Боркман. О каком? На что ты намекаешь? Элла Рентгейм . На преступление, за которое нет прощения... Боркман (вперив в нее взгляд). Ты себя не помнишь, Элла. Элла Рентгейм (подступая к нему). Ты убийца, ты совершил великий смертный грех. Боркман (отступая). Да ты в уме, Элла? Элла Рентгейм. Ты убил во мне душу живую, душу, способную любить. Понимаешь, что это значит? В Библии говорится об одном загадочном грехе, за который нет прощения. Прежде я никогда не понимала, что это за грех. Теперь понимаю. Самый великий, неискупимый грех - это умерщвление живой души в человеке, души, способной любить. Седая, задыхающаяся, полумертвая Валькирия Йордис снова вернулась к Ибсену. Зачем? Не спрашивайте, зачем. Если хотите знать, не требуйте объяснения. Если хотите сил, не допытывайтесь причин, не ищите понимания. Объясненный, понятый, освещенный Ибсен перестает быть Ибсеном. Перейдем к последнему произведению Ибсена - к эпилогу " Когда мы, мертвые, просыпаемся " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Говорила тоненькая, высокая девочка, немногим старше Сибирочки, красивая и нежная блондинка, хрупкая, как цветок. — Я Герта, дочь директора Шольца, — произнесла девочка, улыбаясь задушевной и милой улыбкой, пожимая руку Андрюши и целуя его спутницу в ее бледную щечку. — Ах, что за прелестное дитя! — воскликнула она с восхищением, только сейчас разглядев прелестные локоны Сибирочки и ее искрящиеся, как звездочки, синие глазки. — Чудо, что за девочка! Я должна показать тебя моей Элле, голубка! О, ты еще не видала Эллы?.. Не испугайся ее… У Эллы черное тело, но душа розовая, как утренняя заря. Элла, моя Элла, где ты? — Элла здесь, госпожа! — послышался грубый, как из трубы, глухой голос, и Сибирочка с невольным криком попятилась назад. Перед нею и Андрюшей появилось странное существо, черное, как сажа, со сверкающими белками посреди общей черноты лица, с курчавыми короткими волосами, с расплющенным носом и толстой, синевато-бурой выпяченной губой. На небольшом, но удивительно сильном, с крепкими мускулами теле негритянки была надета полосатая, желтая с черным, юбка и белая матроска с красным воротником. Огромные золотые кольца были продернуты в ее уши, а на голой шее, такой же сильной и мускулистой, как и все тело, висело в несколько рядов обмотанное коралловое ожерелье. — Вот мой друг — Элла. Она называет меня своею госпожою, но мы с нею подруги. Она плохо говорит по-русски или, вернее, совсем не говорит, кроме двух фраз: «Элла здесь, госпожа» и «Элла тебя любит». Но сердце у нее золотое, и она будет вам другом. Ее выписали прошлою осенью сюда из Африки. Она негритянка. Пожмите ее руку. Не бойтесь ее черноты. И маленькая Герта так ласково взглянула на Андрюшу и его маленькую подругу, что те не имели духу отказать ей в ее просьбе и оба протянули руки негритянке. Элла нежно, как хрупкую вещицу, пожала крошечные пальчики Сибирочки и так тряхнула руку Андрюши, что у мальчика буквально искры посыпались из глаз. — Элла показывается публике как силачка, — поторопилась объяснить Герта своим новым знакомым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=167...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010