Осознание того, что люди могли бы не быть столь внимательны, добры, приходит позже. И вот по отношению к отцу Николаю Винокурову, вспоминая его, я испытываю чувство сожаления, раскаяния, что при его жизни не был достаточно внимателен к нему с того времени, как выехал за пределы Ивановской земли. А ведь его пример жизни пастыря, его прямая поддержка, оказываемая мне, были очень важны, оказали прямое внимание на выбранный мною жизненный путь» .  В армию Виктор был призван после года иподиаконства и после поступления в Московскую духовную семинарию. Он служил в отдельной роте, расквартированной в Забайкальском военном округе почти на самом берегу Аргуна, по которому проходит граница с Китаем. О полутора годах военной службы Владыка говорил так: «Я там тогда еще раз убедился в том, что не всегда внешняя фактура – гарантия того, что с тобой будут считаться. Иногда внешне богатыри, но со слабой душой, давали повод над собой издеваться, терпели это. В закрытом обществе все сразу становилось известно. И порой, наоборот, худощавые, невысокого роста солдаты сначала получали побои, но потом от них отставали, потому что чувствовалась в них сила воли. То есть я в армии очень четко убедился, что не всегда сила физическая способна давать тебе статусное положение в обществе, если нет наличия сильной души» .  После службы в армии Виктор вернулся в семинарию: «После армии спешил поскорее сесть снова на семинарскую скамью» . Во время учебы в семинарии наиболее ценным был опыт общения с ее ректором – архиепископом Александром (Тимофеевым), у которого имевший уже достаточно большой жизненный опыт семинарист стал старшим иподиаконом и многому научился. На всю жизнь он запомнил его наставление: «Монах пишет только одно прошение: на постриг. Все остальное принимает по послушанию». Во время учебы в семинарии им был сделан и выбор между вступлением в брак и в дальнейшем служении женатым священником и принятием монашеского пострига .   О ректоре Московских духовных школ сохранилось такое воспоминание: «Владыка Александр, сам не имея высшего светского образования, оказался новатором в том плане, что без всякой ревности стал широко привлекать к преподаванию специалистов с высшим образованием из светских вузов. Эти люди, сначала, может быть, маловерующие, приходили в церковную среду, заочно оканчивали семинарию и академию и становились настоящими людьми Церкви, многие из них приняли священный сан. Польза была не только для духовных школ – в том, что поднимался их образовательный уровень. Но это было еще способом спасти души людей, дать им возможность приобщиться к жизни Церкви» . 

http://bogoslov.ru/article/6169682

Белоэмигранты из Калмыкии: от хурула в Белграде до казаков в Нью-Джерси — Как бы вы в целом охарактеризовали ситуацию с межрелигиозным миром и межконфессиональным взаимодействием в республике? — Вместе с главой калмыцких буддистов и руководителем мусульманской общины мы председательствуем в Межрелигиозном совете республики. В Калмыкии хорошо известно, что основу этой структуры заложил в начале 2000-х годов возглавлявший тогда Отдел внешних церковных связей Святейший Патриарх Кирилл. При его непосредственном участии в Элисте была подготовлена и проведена миротворческая конференция, работа и итоги которой послужили отправной точкой для создания ежегодного межрелигиозного совещания, а затем полноценного постоянно действующего межрелигиозного совета. Когда народы живут бок о бок на протяжении долгих веков, у них, как в любой нормальной ­семье, всегда найдется повод как восхититься друг другом, так и припомнить былые обиды. Для нас очень важно, чтобы мы культивировали воспоминания именно о светлых моментах, которые дают возможность жить в мире и согласии. Мы не замалчиваем разногласия или проблемные моменты, но делаем все возможное, чтобы они искусственно не раздувались и не использовались деструктивными силами для разрушения общества. Поэтому мы стараемся разумно и в высшей мере рассудительно подходить к явлениям, которые могут послужить поводом для взаимного недопонимания. В будущем году, к примеру, исполнится 100 лет массовому исходу эмигрантов из России. Мы сами сознательно подняли эту тему, которая иногда понимается превратно. Ведь подавля­ющее большинство калмыков не приняло революцию, советскую власть — особенно в Сальском районе области Войска Донского, где они ­чересполосицей жили с русскими казаками. Массово перейдя на сторону белых, они самоотверженно сражались в их частях. В историю вошел, например, 80-й Зюнгарский казачий калмыцкий полк — один из самых храбрых во всем белом движении, многократно доказавший свою боеспособность на ответственнейших участках фронта.

http://patriarchia.ru/db/text/5578408.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Элисте прошла презентация сборника «Библейские рассказы» на калмыцком языке 01.03.2016 26 февраля 2016 года в Элисте состоялась презентация сборника « Библейские рассказы» на калмыцком языке. Книга продолжает серию изданий на калмыцком языке, подготовленных Институтом перевода Библии . Ранее на этом языке в ИПБ выходили Евангелие от Луки (1996); «Библия для детей» (1998); Новый Завет (2002); Бытие, Руфь (2005); Псалтирь (2006) и Притчи (2013). Презентация, организованная Элистинской и Калмыцкой епархией , Институтом перевода Библии и Национальной библиотекой им. А.М. Амур-Санана. была приурочена к дню памяти небесного покровителя Калмыкии святого равноапостольного Кирилла, Международному дню родного языка и Дню православной книги. Открывая презентацию, архиепископ Юстиниан приветствовал выход нового издания библейских текстов на калмыцком языке и выразил благодарность всем, кто принимал участие в осуществлении проекта. Архиерей отметил общекультурное значение данного события и назвал его еще одним шагом в развитии межнационального и межрелигиозного взаимопонимания. «Не зная Библии, мы не поймем ни классиков русской литературы, ни живописцев, мы не поймем самых элементарных и ключевых моментов мировой культуры. Когда мы делимся этими знаниями, мы восстанавливаем определенную культурную преемственность, проявляем открытость и доверие к окружающим», — сказал, в частности, владыка Юстиниан. Выступающие отмечали актуальность переводческой деятельности в контексте усилий по возрождению калмыцкого языка, говорили о возможности использования новой книги как пособия в процессе обучения языку учащихся из православных семей, подчеркивали положительное значение работы по переводу Библии для калмыцкой культуры в целом. Во внимание к трудам по подготовке «Библейских рассказов» на калмыцком языке архиепископ Юстиниан удостоил архиерейской грамоты и памятного подарка переводчицу Э. Шинякаеву. Владыка также вручил памятный подарок консультанту и переводчице В.К. Шуграевой.

http://drevo-info.ru/news/20274.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Религиозные лидеры Калмыкии возмущены пропагандой половой распущенности в рамках курса валеологии в местной гимназии 13.03.2007 Межрелигиозный совет Калмыкии на заседании в понедельник выразил обеспокоенность показом старшеклассникам гимназии города Лагани учебного видеофильма «Половое воспитание», созданного для преподавания валеологии . «Демонстрация фильма нанесла ущерб нравственности и психическому здоровью детей... Недопустимо использовать воспитательные программы как пропаганду безнравственного образа жизни», – говорится в заявлении совета, текст которого поступил в «Интерфакс». По словам родителей, чьим детям демонстрировался фильм, показ картины проходил без предварительного согласования с родственниками учеников. На коробке видеофильма значится его связь с неким «Институтом валеологии», при этом адрес организации и прочие данные отсутствуют, равно как и рекомендации для демонстрации в школе и дата выпуска. Между тем, как утверждают родители гимназистов, в фильме использованы элементы пропаганды ранних половых связей и заданы психологические установки на преодоление подростками стыдливости и традиционных нравственных норм. В свою очередь Межрелигиозный совет Калмыкии отметил, что учебный материал видеофильма «нарушает традиционные представления о взаимопонимании двух полов, которые присущи большинству граждан нашего Отечества». «Отношения между мужчиной и женщиной есть тайна, раскрывающаяся в полной мере только во взаимной любви. Профанация представлений об этой тайне в образовательных учреждениях приводит к безнравственности каждого отдельного человека, а народ в целом – к культурному и демографическому кризису», – говорится в заявлении. Необходимое информирование подростков о проблемах СПИДа, убеждены члены совета, должно соответствовать «духовно-культурному опыту Православия, буддизма и ислама». Кроме того, воспитательные программы должны быть одобрены обществом и согласованы с родителями, считают религиозные лидеры Калмыкии . Представители Межрелигиозного совета призвали глав калмыцких образовательных учреждений использовать в воспитании детей духовно-нравственные ценности традиционных религий и помнить, что будущее народа «во многом зависит от верно выбранной образовательной системы». Заявление совета подписали шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима, глава единого мусульманского центра республики Магомет Магомедов. ИНТЕРФАКС-Религия/Седмица.Ru Редакция текста от: 13.03.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/2558.html

В Храме Христа Спасителя состоялась конференция «Православная культура в современной школе» 2 февраля 2014 г. 16:37 В рамках направления «Религиозное образование и катехизация Русской Православной Церкви» XXII Международных Рождественских образовательных чтений 28 января 2014 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялась конференция «Православная культура в современной школе». Конференцию возглавили председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан , епископ Элистинский и Калмыцкий Зиновий . Участие в конференции приняли более 500 педагогов из регионов Российской Федерации и стран ближнего зарубежья. С содержательными докладами по ключевым вопросам выстраивания в регионах конструктивного взаимодействия церковных и светских структур в процессе преподавания ОПК в составе предметной области (комплексного курса) «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) выступили преосвященные Феофан и Зиновий. Взаимодействие в этом процессе Министерства образования и Церкви раскрыла в своем докладе представитель Минобрнауки России, начальник Отдела поддержки этнокультурной специфики и особых форм образования Департамента государственной политики в сфере общего образования С.Д. Ермакова. Председатель митрополит Меркурий обозначил в своем выступлении основные проблемы и направления развития преподавания православной культуры по всем ступеням школы. Для этого, как указал архиерей, требуется большая подготовительная работа, создание материалов по стандартизации содержания предметов по религиозным культурам, подготовка на их основе учебников и пособий, закрепление их обязательной конфессиональной экспертизы в религиозных организациях, реализация программ подготовки учителей. Поскольку это даже не месяцы, а годы работы, то к ней надо приступать незамедлительно. Работу по расширению преподавания ОРКСЭ можно начать в группе наиболее подготовленных регионов, в числе которых председатель Синодального отдела назвал также и возглавляемую им Донскую митрополию (Ростовскую область).

http://patriarchia.ru/db/text/3553674.ht...

Закрыть «Человек с сердцем, которое готово было любить всех…» О Первоиерархе Русской Зарубежной Церкви митрополите Иларионе 03.06.2022 1795 Время на чтение 18 минут Фото: В центральном парке Нью-Йорка.Архив автора    16 мая 2022 года, на 75-м году жизни, в одной из больниц Нью-Йорка после продолжительной болезни скончался Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Своими воспоминаниями о почившем архипастыре поделился архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан – в 2010-1014 гг. управляющий Патриаршими приходами в США.   Владыка, перед тем, как говорить о митрополите Иларионе, расскажите, пожалуйста, о Русской Зарубежной Церкви. Когда была сформирована структура Русской Зарубежной Церкви, то и в её основополагающих документах, и в мыслях тех, кто их составлял, всегда присутствовала убежденность, что появление  этого  церковного организма, разрыв с Родиной и  с Русской Православной Церковью, пребывающей в  России, есть временное явление. Многие годы духовенство и православный народ жили мечтами, что власть большевиков вот-вот будет свергнута. Психологический настрой русских эмигрантов был такой же, как у транзитных пассажиров на вокзале, которые сидят на чемоданах. Эти люди, в подавляющем своём большинстве горячие русские патриоты, не считали себя уехавшими навсегда из России. Данное явление, по моему мнению,  объясняет то, почему греческая община в США оказалась более успешной  по сравнению с русским рассеянием. Ибо греки, сохраняя любовь к своему эллинскому происхождению и прилагая максимальные усилия, чтобы сохранить культурную связь с исторической родиной, вместе с тем, быстро осознали, что им и их детям, навсегда  придется остаться  на американской земле. Поэтому нужно здесь обживаться всерьёз. А у русских людей была установка иная, и это касается не только эмигрантов в Соединённых Штатах, но и в других странах: вот-вот изменится обстановка, и мы сможем вернуться в Россию, а здесь мы находимся  временно. Но шли годы, рождались дети. В семьях русских эмигрантов происходило порой мучительное разделение. Потому что старшее поколение  жило убеждением, что они русские и граждане великого государства – России, и никакими иными не хотят быть, но их дети, естественно, воспринимали себя  гражданами той страны, в которой они родились и воспитывались. Дети и особенно внуки беженцев из России уже не имели той боли и тоски по утраченной Родине, которую имели их отцы и деды. Молодежь хотела полноценно жить в той среде, которую уже считала своей,  сознательно стремилась поскорее в ней раствориться.

http://ruskline.ru/analitika/2022/06/03/...

В Элисте прошли VI Кирилло-Мефодиевские чтения «Семья в современной России» 28 мая 2008 г. 14:08 По благословению Святейшего Патриарха Алексия 27 мая в Элисте состоялись VI Кирилло-Мефодиевские чтения «Семья в современной России». Чтения организованы Элистинской епархией совместно с министерством образования, культуры и науки Республики Калмыкия. В этом году чтения проходили в зале заседаний Республики Калмыкия. В них приняли участие священнослужители Элистинской епархии, представители государственной власти Калмыкии, ученые, педагоги, деятели культуры. Перед началом чтений в вестибюле зала заседаний правительства состоялась презентация выставки «Славянский венок». Ее подготовили педагоги образовательных учреждений Элисты. На выставке были представлены творческие работы детей, посвященные празднику святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Также открылась книжная выставка «Православие и современность», устроенная сотрудниками епархиальной библиотеки. На выставке можно было познакомиться с учебниками и методическими пособиями по предмету «Основы православной культуры». Открыл VI Кирилло-Мефодиевские чтения архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима . Владыка огласил приветственную телеграмму Святейшего Патриарха Алексия: «Благословляю проведение VI Кирилло-Мефодиевских чтений «Семья в современной России». Это весьма актуально в объявленном в России Году семьи. Молитвенно желаю успеха в проведении чтений и благословение всем его участникам». Выступая перед участниками чтений, владыка призвал к преодолению взаимного недоверия, которое имеет место между семьей и школой. «Применительно к Калмыкии, в воспитании подрастающего поколения, в формировании семейных ценностей необходимо использовать потенциал традиционных религий — Православия, буддизма и ислама. Это окажет благотворное воздействие на скорейшее возрождение нашего Отечества», — сказал архиепископ Зосима. С основным докладом на чтениях выступила Алла Бородина — автор и разработчик курса «История религиозной культуры», президент Межрегионального общественного фонда содействия развитию образованию и культуры «Основы православной культуры». Алла Валентиновна говорила о возрождении института семьи средствами историко-культурологического образования.

http://patriarchia.ru/db/text/412466.htm...

В Элисте состоялся семинар по «Основам православной культуры» Элиста, 6 апреля 2006 г . 4 апреля в Элисте состоялся республиканский семинар " Основы православной культуры в рамках развития национально-региональной системы образования " . Семинар подготовлен совместно Элистинской и Калмыцкой епархией Русской Православной Церкви и министерством образования и науки Республики Калмыкия. В нем приняли участие педагоги Калмыкии, которые занимаются воспитанием школьников на принципах православной культуры. Семинар состоял из четырех основных частей: открытые уроки православной культуры в средней школе 2, круглый стол " Основы православной культуры в рамках развития национально-региональной системы образования " в средней школе 23, выставки творческих работ учащихся образовательных учреждений города Элисты по теме " Православная культура в школе " , выступление воспитанников эстетических студий средней школы 23, сообщает пресс-служба Элистинской и Калмыцкой епархии. Открытые уроки православной культуры были проведены на основе школьных предметов: " Русская словесность " учитель Е.Ф. Гладкова, 9 " б " класс, тема урока: " Любовь, как высшее человеческое чувство " , " Русская литература " учитель Г.В. Куличева, 8 " а " класс, тема урока " За добро плати добром " (по творчеству Паустовского), " Народоведение " учитель В.И Киевская, 4 " в " класс, тема урока: " Русский народный календарь " , " Основы православной культуры " учитель Е.В. Лысенко, 7 " а " класс, тема урока " Царская семья " . Учителя средней школы 2 показали, что можно знакомить учащихся с православной культурой не только на " Основах православной культуры " , но и оставаясь в рамках обычных школьных предметов. В круглом столе семинара приняли участие: архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима, заместитель министра образования Республики Калмыкия Дякиева Раиса Батнасуновна, диакон Андрей Кураев, председатель общества православных педагогов Кубани, профессор Кубанского государственного университета Людмила Александровна Зайнышева, заслуженный учитель Российской Федерации, председатель совета ветеранов педагогического труда УОМ г. Элисты Нина Бамбаевна Громова, заместитель начальника управления образования мэрии г. Элисты Владимир Васильевич Учуров, директора школ города Элисты, учителя, священники.

http://pravoslavie.ru/16927.html

При поддержке Элистинской епархии прошел круглый стол «Крым. Страницы истории» 20 марта 2021 г. 14:45 19 марта 2021 года в рамках международного научно-просветительского проекта «История казачества в истории России. Время, события, люди» состоялся круглый стол «Крым. Страницы истории». Мероприятие в режиме видеоконференции организовали: Казачий Центр государственной службы» (г. Волгоград), Волгоградское региональное отделение Ассамблеи народов России, Центр документации новейшей истории Волгоградской области, Федеральный исследовательский центр «Южный научный центр Российской академии наук» при поддержке Элистинской епархии и Калмыцкого казачьего округа Всевеликого войска Донского. Участников круглого слова приветствовал архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан . Архипастырь рассказал о духовном значении Крыма для России, напомнив об истории обретения мощей святого Климента Римского святыми Кириллом и Мефодием. Правящий архиерей поблагодарил организаторов и участников круглого стола, отметив важность подобных проектов, направленных на сохранение исторической правды. В круглом столе приняли участие священнослужители, представители научной и творческой интеллигенции, казачества, центров казачьей культуры, ветеранских и общественных организаций, юные воспитанники казачьих объединений, кадетских корпусов, школьники. С приветствиями и докладами выступили: депутат Государственной Думы Российской Федерации V, VI и VII созывов, заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками В.П. Водолацкий; войсковой старшина, атаман Калмыцкого казачьего округа ВКО «Всевеликое войско Донское» Э.Н. Манжиков; и.о.ректора Волгоградского государственного института искусств и культуры, профессор, доктор искусствоведения, академик Российской академии естествознания О.И. Луконина; доктор исторических наук, действительный член (академик) РАЕ, профессор кафедры истории государства и права Майкопского государственного технологического университета А.В. Сопов; руководитель издательского проекта «Дозор у моря русского», заместитель председателя Союза писателей Республики Крым Л.А. Рябчиков (доклад «Историческое обоснование деятельности казачества по присоединению Крыма к России через реализацию издательского проекта " Дозор у моря русского " »); член редакционного совета издательского проекта «Дозор у моря русского» Б.С. Шимохин (доклад «Откуда казаки в Крыму?»); казачий полковник, председатель Союза ветеранов Казачьего движения, председатель инициативной группы «Родимый край» П.С Косов (доклад «Казаки из Крыма ведутся»); краевед, кандидат медицинских наук Б.Д. Федоров (доклад «Калмыкия — Крым. Калмыцкое казачество на службе России»). Выступления будут включены в электронный сборник статей, который планируется разослать по кадетским корпусам и иным молодежным казачьим объединениям для работы по истории казачества. Элистинская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

— Скажите, служат ли под вашим началом священники-калмыки? — Да. Правда, всего один. Впрочем, с учетом того что у нас священников вообще всего 22, а приходов полтора десятка, процент уже более-менее значимый. Для калмыка стать священнослужителем — значит сделать решительный шаг. Достойно осуществить его можно, только проделав колоссальную работу по погружению в христианство, изучению истории Церкви и основ вероучения. Впрочем, хотел бы сделать одно важное уточнение. Единственным священником-калмыком сообщество представителей этого народа в наших епархиальных и приходских структурах, конечно же, не ограничивается. Есть калмыки-алтарники, церковные работники, сотрудники епархиальных отделов, руководители православных волонтерских организаций. А из числа всех ежегодно крещаемых калмыки составляют примерно десятую часть. Основная проблема нашего региона, напрямую влияющая на жизнь людей, — бедность. Вместе с республиками Тыва и Алтай по среднедушевым доходам мы входим в тройку аутсайдеров среди всех субъектов Федерации! С рабочими местами настоящее бедствие — особенно в промышленности, которая, по сути, уничтожена. Отсюда и продолжающийся отток населения. Уезжают, естественно, самые грамотные, амбициозные, трудоспособные и креативные люди. Миграция разрушающе действует еще и тем, что заражает своим транзитным настроением остающихся, которые, в свою очередь, повсеместно воспринимаются как неудачники. В обеих российских столицах сейчас обширнейшие калмыцкие общины, можно увидеть калмыков и в дальнем зарубежье. Строительство собора поддержали жители Элисты — Владыка, разрешите о соборе-новостройке. Вы возводите его на улице Хрущева, невдалеке от ее пересечения с проспектом Остапа Бендера (которому здесь же, на перекрестке, установлен памятник). Не слишком очевидное соседство, не находите?! — Проспекту Остапа Бендера уже 21 год. Назван он в свое время был (не без юмора) так, потому что ведет в Город Шахмат (Сити-Чесс), построенный для Всемирной шахматной олимпиады. Что касается топонимического обозначения места нашего строительства, оно уже официально фигурирует в документах как площадь Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

http://patriarchia.ru/db/text/5578408.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010