Это создает настроение, ранее не свойственное итал. живописи, наполняя образы одновременно чувственностью и экстатичностью. Иисус Христос с гостией. 60–70-е гг. XVI в. Худож. Хуан де Хуанес (Музей изобразительных искусств, Валенсия) Иисус Христос с гостией. 60–70-е гг. XVI в. Худож. Хуан де Хуанес (Музей изобразительных искусств, Валенсия) В дальнейшем Масип уступает лидерство сыну, с к-рым они начали работать совместно над алтарем для собора в Сегорбе. Ок. 1523-1525 гг. Хуанес отправился в Рим, где поступил в мастерскую Пьомбо. Об обучении там свидетельствуют произведения этого периода, в к-рых Хуанес использовал мотивы, композиции и стилистические элементы, присущие кисти Пьомбо 20-х гг. XVI в. Дошедшие до нас сцены главного алтаря собора позволяют выделить и проанализировать стиль Хуанеса. Его художественная манера совмещала подражание позднему стилю Рафаэля, отдельные заимствования у Микеланджело и сумрачный, с преобладанием сине-фиолетовых оттенков колорит, присущий работам Пьомбо. Выполненные Хуанесом сцены, такие как «Поклонение пастухов», составляют контраст с композициями его отца (напр., «Рождество Марии», «Крещение», «Сошествие Св. Духа»). В 1535-1545 гг. лидером в их творческом союзе становится Хуанес. Одним из самых значимых совместных произведений является «Ретабло св. Элигия» для ц. Санта-Каталина в Валенсии (1534). Мадонна с Младенцем, с Иоанном Предтечей и Иоанном евангелистом. 1550–1570 гг. Худож. Хуан де Хуанес (ГЭ) Мадонна с Младенцем, с Иоанном Предтечей и Иоанном евангелистом. 1550–1570 гг. Худож. Хуан де Хуанес (ГЭ) Творчество Хуанеса имеет исключительную важность для истории испан. искусства, но не потому, что его профессионально исполненные, приятные для глаз идеализированные образы Христа, Богоматери и Ангела-хранителя стали стереотипными в испан. живописи, а потому, что его произведения были созданы на переходном этапе от эпохи Возрождения к эпохе Контрреформации. Увлекаясь идеями испан. мистиков, он не только изменил характер своих произведений, но и выработал ряд иконографических схем, разошедшихся по Европе в XVII в.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Для русских переводчиков Библии переводы Библии на новогреческий могут стать хорошим примером сочетания свободного и традиционного подхода. Однако нам представляется нежелательным смешение жанра перевода и парафраза, которое может невольно привести к ряду произвольных решений, обусловленных вкусами и установками переводчика, вне церковной традиции понимания текста. В то же самое время было бы целесообразным перевести на русский язык новозаветный парафраз П. Трембеласа, или же заниматься составлением еще более глубоких парафраз-толкований в традиции византийской святоотеческой экзегезы, а также с учетом богатого опыта греческих переводчиков-библеистов. ЛИТЕРАТУРА 1. Η μετφραση της Αγας Γραφς στην Ορθδοξη Εκκλησα. Εισηγσεις Α» Συνξεως Ορθοδξων Βιβλικν Θεολγων, Θεσσαλονκη 25–28 Οκτωβρου 1986, Θεσσαλονκη 1987. 254 σ. 2. Κσκουλδης Ε. Δ. Για τη μετφραση της Καινς Διαθκης. Ιστορα, κριτικ, απψεις, βιβλιογραφα. Θεσσαλονκη, 1970. 56 σ. 3. Καραβιδπουλος I. Δ. Ελληνικ βιβλικ βιβλιογραφα. Θεσσαλονκη, 1997. 326 σ. 4. Μεταλληνο Γ. Το ζτημα της μεταφρσεως της Αγας Γραφς εις την νεοελληνικν κατ τον ΙΘ» αι. Αθναι, 1977. 423, 59 σ. 5. Σκκος 1970 – Σκκος Σ. Ν. Περ της μεταφρσεως της Καινς Διαθκης. Τεχος Α’. Εξτασις των κυριωτρων νεοελληνικν μεταφρσεων της Καινς Διαθκης απ πλευρς ερμηνεας. Αθναι, 1970. 118 σ. 1 Καραβιδπουλος I. Δ. Ελληνικ βιβλικ βιβλιογραφα (1900–1995). Θεσσαλονκη, 1997. Σ. 15–25. 2 Μεταλληνο Γ. Το ζτημα της μεταφρσεως της Αγας Γραφς εις την νεοελληνικν κατ τον ΙΘ» αι. Αθναι, 1977. 3 Η μετφραση της Αγας Γραφς στην Ορθδοξη Εκκλησα. Εισηγσεις Α» Συνξεως Ορθοδξων Βιβλικν Θεολγων, Θεσσαλονκη 25–28 Οκτωβρου 1986, Θεσσαλονκη 1987. Σ. 237–240. 4 С 1927 г. внесена следующая поправка: «...без предшествующего одобрения автокефальной Церкви Греции и...». 5 Перечень переводчиков: Иоанникий Картанос, Митрофан Критопул, Афанасий Пателларий, митр. Фессалоникийский (затем патр. Константинопольский, + 1654), Максим Каллиуполитис, архим. Иларион Синаит (затем митр. Тырновский), Н. Вамвас, А. Паллис, А. Хаступис, В. Веллас, Е. Антониадис, А. Алевизатос, Г. Конидарис, Н. Псарудакис, С. Агуридис, П. Василиадис, И. Галанис, Г. Галитис, И. Каравидопул, Б. Стойянос, Н. И. Сотиропул, А. Деликостопул, еп. Велестинский Дамаскин, П. Трембелас, Н. Капсис, П. Димитропул, И. Колицарас, Ф. Зографу, Г. Вуйуклакис, Д. Каранкунис, Ф. Константину, К. Лукакис, А. Влахос, Г. Сеферис, А. Гонатас, Г. Папакириакопул, О. Элитис, А. Георгулис, Н. Ландрос, Е. Иоаннидис, X. Папайоанну, К. Фрилингос, митр. Филипп и Неаполя Хризостом, Элигия Йосеф, Н. Скиадопул, С. Струза-Маргарити, Ф. Папанасопулос, К. Калинник, протопр., В. Кацаневакис и др. 6 Ф. Константину, Г. Папакириакопул, митр. Филипп и Неаполя Хризостом, Н. Скиадопулос, С. Струза-Маргарити, В. Кацаневакис. 7 Число переведенных слов невелико. Все глаголы в будущем времени переведены при помощи θλει, который загромождает текст.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУДИКАЭЛЬ [Юдикаэль; бретон. Judikael, Jezekael; франц. Judicaël] (VII в.), св. (пам. зап. 16/17 дек.), бретон. правитель и монах. В бретон. традиции И. представлен как благочестивый правитель обл. Думнония (в сев.-вост. части Бретани), покровитель духовенства. Самые ранние упоминания о нем содержатся во франк. источниках - в Хронике Фредегария (ок. 660) и в Житии св. Элигия (BHL, N 2474-2475; вероятно, каролингская переработка первоначального жития, составленного другом Элигия Ротомагским (Руанским) еп. Авдуином). Согласно Хронике, в кон. VI в. ухудшились отношения между франк. королями Нейстрии и бретон. правителями, начались пограничные конфликты. В 636 или 637 г. кор. Нейстрии Дагоберт I (629-638/9) направил в Арморику послов с требованием заключить мирный договор, угрожая нападением. И., к-рый назван «королем бриттов» (Iudicaile rex Brittanorum), лично прибыл к Дагоберту в резиденцию Клиппиак (ныне Клиши), преподнес богатые дары, обещал возместить убытки и признал главенство короля франков. Однако И. отказался разделить трапезу с королем, т. к. тот вел свободный образ жизни, и предпочел обедать с референдарием Дадоном (впосл. св. Авдуин Ротомагский), к-рый был известен строгим благочестием ( Fredegarii Scholastici Chronicae. IV 78//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 160). Этот рассказ лег в основу повествования в «Деяниях Дагоберта» (составлено в мон-ре Сен-Дени ок. 835) (Gesta Dagoberti. 38//Ibid. P. 415-416). В Житии сообщается, что равноправный мирный договор был заключен благодаря усилиям св. Элигия, в то время королевского казначея, который выкупил пленных, захваченных бретонцами. Согласно Житию, встреча И. и кор. Дагоберта, сопровождавшаяся обменом подарками, состоялась в Криоиле (ныне Крей). И., имя к-рого в Житии не упоминается, назван правителем бретонцев (Brittanorum princeps) (Vita Eligii episcopi Noviomagensis. I 13//MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 680). Св. Иудикаэль с донатором. Скульптура. 1-я четв. XVI в. (приходская церковь в Пемпоне)

http://pravenc.ru/text/1237777.html

XIII в.) в сочетании с введенными в программу аллегорическими персонажами, что характерно для предшествующей рейнско-маасской традиции. Особенностями программы реликвария Трех волхвов являются отсутствие ее непосредственной связи с реликвией и ее «имперский» характер, выраженный в идее коронования. Реликварий Божией Матери Царь Давид и прор. Даниил. Фрагмент реликвария Трех волхвов. 1191 г. (Кёльнский собор) Царь Давид и прор. Даниил. Фрагмент реликвария Трех волхвов. 1191 г. (Кёльнский собор) - последняя известная работа Н. В. (сакристия собора в Турне, Франция, 1205), к-рая дает представление о высшей точке развития его стиля; выполнена по заказу Стефана, еп. Орлеанского. Реликварий из Турне, как и кёльнский реликварий, изготовлен из позолоченной и посеребренной меди с включением гемм и эмалей, но отличается более скромными размерами (162×90×70 см). Программа декора, как и в кёльнском памятнике, слабо соотносится с хранящимися в нем реликвиями св. Элигия и Аманда. Название реликвария связано с посвящением Богоматери собора в Турне. Его композиция и иконографическая программа декора значительно проще, чем в предшествующих работах. Реликварий представляет собой предмет прямоугольной формы, с 2-скатной крышкой, украшенный сценами Новозаветного цикла. На длинных сторонах изображен цикл «Детство Христа», в 3-лопастных арках с одной стороны - «Благовещение», «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество», и «Бегство в Египет»; «Принесение во храм», «Крещение» - с другой. На скатах крышки помещены в медальонах сцены Страстного цикла и цикла Воскресения: «Бичевание», «Распятие», «Сошествие во ад», «Воскресение», «Явление Марии Магдалине», «Уверение Фомы». Торцовые стороны украшены изображениями Христа во Славе с ангелами, держащими орудия Страстей, и сценой «Поклонение волхвов». Фигуры трактованы более рельефно, драпировки еще более пластичны по отношению к фигуре, чем в кёльнском реликварии. Реликварий Богоматери. 1205 г. (сакристия собора Турне, Франция) Реликварий Богоматери. 1205 г. (сакристия собора Турне, Франция) Творчество Н. В. явилось высшей точкой в развитии стиля и иконографии церковного искусства малых форм в Рейнско-Маасском регионе в переходный романо-готический период. Оно оказало влияние на др. виды искусства за пределами региона, в т. ч. в последующие эпохи ( Buschhausen. 1975. P. 119).

http://pravenc.ru/text/2566098.html

составление и перевод А.А. Бурова Жития Святого Элуа Святой Элигий, Епископ Нуайонский († 665) Элигий (Eligius) или Элуа (Eloy) родился около Лиможа в конце VI столетия. В детстве ему нравилось рукоделие, и отец решил его отдать в учение серебряных дел мастеру из Лиможа. Через несколько лет он не имел себе равных в искусстве обработки металлов. Его благочестие и достоинства оценивались куда больше, чем его таланты; его откровенностью, благоразумием, мягкостью и милосердием восхищались все. Король Франции Хлотарь II, узнав о Элигии, послал за ним, и приказал сделать золотой трон, украшенный драгоценными камнями. Для этого король выделил большое количество золота и драгоценных камней, и из них Элигий изготовил не один, а два великолепных трона. Потрясенный редкой честностью мастера и способностями, так же, как и покоряющей красотой его работы, король назначил его королевским ювелиром всего королевства, и держал при дворе. Ранее Святой любил роскошь, но теперь, тронутый особой благодатью, стал жить посреди богатства как бедный ученик Иисуса Христа. Особенно ему нравилось делать красивые раки святых. Но более всего он любил бедных, и невозможно перечесть сокровища, которые он раздал нищим. Когда кто-то спрашивал, как увидеть его, им отвечали, чтобы нужно найти дом, перед которым стояла в ожидании толпа нищих. Он омывал им ноги, служил им своими руками, занимал последнее место за столом и ел только остатки. Когда у Элигия не было денег, он отдавал свои украшения, пояс, плащ и обувь. Дружба Святого с королем Дагобертом, преемником Хлотаря II, стала легендарной. Однажды Элигий пришел к королю и сказал ему: «Мой принц, я хотел просить Вашего покровительства: дайте мне земли в Солиньяк (Solignac), чтобы мне сделать лестницу, по которой мы, оба поднимемся к небесам». Король охотно согласился, и Святой построил монастырь. Никто из них не стал монахом, но Святой Элигий любил посещать верующих и проводить по нескольку дней с ними, поучаясь их праведности. Святой Элигий, наконец, принял епископский сан в Нуайоне (Noyon). Его жизнь как епископа была продолжением его добрых дел. Он обладал даром чудотворения – изгонял демонов, вылечивал больных простым словом или прикосновением своей руки. По специальному наитию Божию он находил тела святых, давно почитаемых, чьи места погребения были неизвестны. Именно он нашел святые мощи Святого Квентана (Quentin), прославленного мученика, мощи Святого Пиата (Piat) в Секлане (Seclin) и Святого Люциана (Lucian) в Бовэ (Beauvais). Для всех их он сделал красивые раки. Он умер в 665 году, оплакиваемый всеми. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003