Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАМБЕРТ [Ландиберт; лат. Landibertus, Landbertus, Lambertus] († ок. 700, Леодий (ныне Льеж, Бельгия)), св. (пам. зап. 17 сент.), еп. Тунгров (Тонгра; ныне Тонгерен) и Моза-Траекта (ныне Маастрихт, Нидерланды). Источники Основные сведения о Л. содержатся в Древнейшем Житии святого (Vita Vetustissima - BHL, N 4677-4678), составленном в VIII в. Г. Кюрт и др. бельг. исследователи полагали, что Древнейшее Житие было создано после 718 г. (самая поздняя возможная дата перенесения мощей Л., к-рое состоялось через 13 лет после его гибели), но до кончины св. Губерта , преемника Л. на епископской кафедре († 30 мая 727). Между 743 и 750 гг. его использовал составитель раннего Жития св. Губерта (BHL, N 3993) (см.: Balau. 1903. P. 35; Van der Essen. 1907. P. 24-28; Kurth. 1919. P. 320, 332-336). Однако Б. Круш, подготовивший критическое издание текста, пришел к выводу, что Древнейшее Житие Л. могло быть создано после коронации Пипина Короткого в 751 г. (MGH. Scr. Mer. T. 6. P. 308-310; Werner. 1980). Совр. исследователи относят составление Древнейшего Жития ко времени между кончиной еп. Губерта и созданием его Жития. Автор Жития Л. не был знаком со святым, но использовал рассказы его современников, напр., Теодоина, слуги Л. ( Kupper. 1984. P. 6-7). Образцом для агиографа послужило Житие св. Элигия, еп. Новиомагского (Нуайонского), составленное св. Авдоином († 686), еп. Ротомагским (Руанским). На этом источнике основаны описания внешности и добродетелей Л., история его пастырской и миссионерской деятельности, перенесения его мощей и т. д. ( Kurth. 1876. P. 101-112; Van der Essen. 1907. P. 25-28). Круш и др. исследователи полагали, что на Древнейшее Житие Л. повлияли также Житие св. Фурсы (BHL, N 3209-3210), созданное во 2-й пол. VII в., и «Диалоги» свт. Григория I Великого, папы Римского. Самые ранние рукописи Древнейшего Жития относятся к кон. VIII - нач. IX в. (Paris. lat. 12598. Fol. 50-61, легендарий из аббатства Корби ; Vat. Palat. lat. 216. Fol. 52v-75r, сборник проповедей предположительно из Реймса или Льежа).

http://pravenc.ru/text/2462573.html

иером. Макарий Симонопетрский † Память святителя Элигия, епископа Нуайонского 386 Св. Элигий появился на свет в 588 г. в окрестностях Лиможа 387 в Галлии. Он происходил из семьи с глубокими христианскими корнями. С юных лет Элигий обнаружил незаурядные дарования в ювелирном искусстве и монетном деле. Король франков Хлотарь (Лотарь) II (584–629), наслышанный об искусности золотых дел мастера, который трудился тогда на королевском монетном дворе в Париже, поручил ему изготовить золотой трон, украшенный драгоценными камнями. Когда Элигий закончил работу, ее совершенство привело короля в восторг. Каково же было изумление монарха, когда молодой мастер преподнес ему еще один трон, столь же превосходный, как и первый, объяснив,что сделал его из золота, оставшегося после изготовления основного заказа. Король немедленно назначил его главным казначеем королевства и начальником монетного двора. Хлотарь часто призывал Элигия и советовался с ним, ценя его благоразумие и мудрость речей. Осыпанный всеми возможными почестями и богатствами, в душе Элигий все же стремился к иной цели. Постепенно он отказался от приобретения бренных мирских благ, облачился во власяницу и употребил все свое состояние на помощь бедным и выкуп пленников: римлян, галлов, бриттов, мавров и саксов, обращенных в рабство франками и продаваемых на невольничьих рынках. Многие из них обращались затем в христианство, уходили в монастыри или же оставались с Элигием, становясь его верными помощниками. Молва о его милосердии была столь велика, что, когда кто-либо спрашивал, как найти начальника монетного двора, люди отвечали: «Ищите дом, перед которым стоит толпа нищих, – там и живет господин Элигий». Он омывал ноги беднякам, прислуживал им за столом, а сам питался остатками их трапезы. Когда же у него кончались все деньги, он раздавал свои вещи, обувь и однажды даже отдал свой пояс. После того как в 629 г. умер король Хлотарь, его преемник Дагоберт сделал Элигия своим ближайшим советником и другом. Добродетельный сановник терпеливо старался исправить нравы повелителя и внушить ему евангельский образ жизни. На пожертвования короля он основал монастырь в Солиньяке, к югу от Лиможа, и женскую обитель в Париже. «Это суть лестницы, по которым мы оба сможем взойти в Небесное Царство»,– говорил он королю. Будучи сам попечителем множества церквей, Элигий жертвовал свои лучшие ювелирные изделия на украшение гробниц святых: св. Дионисия и св. Геновефы в Париже, св. Мартина в Туре и других – и содействовал паломничеству к местам их почитания. В политической жизни он способствовал восстановлению добрых отношений между королевствами франков и бриттов, часто выполнял важные дипломатические поручения и был вдохновителем реформы франкского права и улучшения законов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К. региональной (Бранденбург-Ансбахской) общины. Начало формированию К. как жанра вероучительной лит-ры было положено трудами деятелей Реформации XVI в., прежде всего М. Лютера . Но сочинения, имеющие отдельные стилистические и структурные черты К., появились значительно раньше. Первые прототипы буд. К. относятся к VII в. Их появление исследователи связывают с тем, что к этому времени крещение уже, как правило, совершалось над детьми из христ. семей или массово при обращении в христианство целых племен и народов. В таких условиях поддержание обычной для более раннего периода практики продолжительной подготовки к принятию крещения было невозможным, и проповеди, к-рые ранее предназначались для готовящихся стать христианами катехуменов, стали произносить перед уже принявшими это таинство неофитами. В этом смысле К. как жанр является прямым наследником огласительных бесед и поучений более раннего периода. Одним из древнейших примеров такого использования огласительного поучения является проповедь св. Галла († ок. 650), произнесенная им в день рукоположения его ученика Иоанна во епископа Констанцского (PL. 87. Col. 13-26). В Житии св. Элигия († 659/60), еп. Нуайонского, приведена пространная проповедь огласительного содержания как образец поучений, с к-рыми он обращался к пастве (Ibid. Col. 525-550). Возникшая традиция обучения мирян началам христ. веры стимулировала появление сочинений, основу к-рых составляли необходимые для запоминания тексты и пояснительные комментарии к ним - как на латыни, так и на национальных языках. В рамках этой традиции, тесно связанной с традициями школьного образования, ответственность за обучение прихожан несли священники, обучением детей должны были заниматься родители и восприемники . На протяжении столетий эти обычаи четко регламентировались, поддерживались и развивались постановлениями церковных Соборов, указами и посланиями епископов и королей. Так, прп. Беда Достопочтенный в письме к архиеп. Йоркскому Эгберту рекомендует ему,- поскольку тот не в состоянии лично посещать ежегодно все приходы своего диоцеза,- назначить для них священников и поручить им совершение таинств, а также разъяснение верующим Апостольского Символа веры и Молитвы Господней (PL.

http://pravenc.ru/text/1683893.html

Монахини, члены жен. ветви ордена Б. (офиц. название Ordo Monialium Sancti Benedicti), преимущественно созерцательного направления; в широком смысле к Б. также относят возникающие с XIX в. жен. конгрегации, действующие на основе устава св. Венедикта Нурсийского. Устав вскоре после его введения святым в мон-ре Монте-Кассино был распространен и на жен. мон-рь, основанный сестрой св. Венедикта св. Схоластикой . Бенедиктинский устав, изначально предназначенный для монахов, по меньшей мере с VIII в. начинает адаптироваться к специфике жен. монашества, к-рое развивалось синхронно муж. Ок. 620 г. еп. Безансонский Донат дополнил бенедиктинский устав, использовав уставы св. Колумбана и Кесария , еп. Арльского, и создал на его основе особый устав для жен. мон-рей своей епархии. Первым жен. мон-рем, жившим по этому уставу, считается мон-рь в Фармутье (Франция), основанный ок. 625 г. Основание крупнейших жен. мон-рей в раннее средневековье связано с деятельностью королевской династии Меровингов (напр., св. Батхильды ) или епископов (напр., Элигия Нуайонского ). Нуждаясь в пастырском окормлении священниками, обители бенедиктинок развивались под опекой либо епископов, либо муж. мон-рей. При жен. мон-рях часто существовали приюты для детей, к-рые готовились к дальнейшей монашеской жизни или находились там временно; монахини занимались тяжелой ручной работой, вышиванием, ткачеством. Впосл., возможно под влиянием массового жен. аскетического движения XI-XII вв., популярной становится форма сдвоенного муж. и жен. мон-ря во главе с аббатиссой (напр., основанная ок. 1100 г. конгрегация Фонтевро c основным аббатством и приоратами, к-рые объединяли от 80 до 100 монахинь, распространившаяся позднее во Франции, Испании и Англии). Различают бенедиктинок-монахинь (moniales), живущих в строгом затворе и ведущих по преимуществу созерцательный образ жизни, и сестер (sorores), занимающихся каритативной, преподавательской и миссионерской деятельностью. Восходящие к общине Облат св. Франциски Римской (с 1433) и «Сестрам Любви Доброго Пастыря» (с 1589, Флоренция), конгрегации сестер-бенедиктинок, ориентированных на активную деятельность в миру, широко распространились в XIX-XX вв. И монахини, и сестры либо инкорпорированы в муж. конгрегации, либо входят в орден Б., будучи организованы в самостоятельные федерации, или представляют собой отдельные обители, находящиеся частично в юрисдикции местных епископов, частично в прямой папской юрисдикции. В наст. время насчитывается ок. 10 тыс. монахинь в 520 обителях. Бенедиктинки-сестры (ок. 4 тыс. чел.) представлены в 14 конгрегациях и неск. отдельных мон-рях (An. Pont. 2002. P. 1291, 1308-1310).

http://pravenc.ru/text/78066.html

Бенедиктинки, монахини, члены жен. ветви ордена Б. (офиц. название Ordo Monialium Sancti Benedicti), преимущественно созерцательного направления; в широком смысле к Б. также относят возникающие с XIX в. жен. конгрегации, действующие на основе устава св. Венедикта Нурсийского. Устав вскоре после его введения святым в мон-ре Монтекассино был распространен и на жен. мон-рь, основанный сестрой св. Венедикта св. Схоластикой. Бенедиктинский устав, изначально предназначенный для монахов, по меньшей мере с VIII в. начинает адаптироваться к специфике жен. монашества, к-рое развивалось синхронно муж. Около 620 г. еп. Безансонский Донат дополнил бенедиктинский устав, использовав уставы св. Колумбана и Кесария, епископа Арльского, и создал на его основе особый устав для жен. мон-рей своей епархии. Первым жен. мон-рем, жившим по этому уставу, считается мон-рь в Фармутье (Франция), основанный ок. 625 г. Ок. 630 г. аббатом мон-ря Люксёй Вальдебертом также из уставов святых Венедикта и Колумбана были созданы «Смешанные правила» (Regula mixta). Основание крупнейших жен. мон-рей в раннее средневековье связано с деятельностью королев. династии Меровингов (напр., св. Батхильды) или епископов (напр., Элигия Нуайонского). Нуждаясь в пастырском окормлении священниками, бенедиктинки, правда, не могли рассчитывать на ту же степень автономии внутри католич. Церкви, к-рой добились монахи, поэтому обители бенедиктинок развивались под опекой либо епископов, либо муж. мон-рей. При жен. мон-рях часто существовали приюты для детей, к-рые готовились к дальнейшей монашеской жизни или находились там временно; монахини занимались тяжелой ручной работой, вышиванием, ткачеством. Впосл., возможно под влиянием массового жен. аскетического движения XI–XII вв., популярной становится форма сдвоенного муж. и жен. мон-ря во главе с аббатиссой (напр., основанная ок. 1100 г. конгрегация Фонтевро c основным аббатством и приоратами, к-рые объединяли от 80 до 100 монахинь, распространившаяся позднее во Франции, Испании и Англии).

http://sedmitza.ru/text/413894.html

В VIII в. во франк. Ж. л. преобладал интерес к святым эпохи Меровингов. Появились Жития св. Дезидерия, еп. г. Кадурк (ныне Каор), св. кор. Бальтхильды, св. Элигия Новиомагского (Нуайонского), св. Филиберта, святых Ландеберта (Ламберта) и Губерта, епископов Моза-Траектских (Маастрихтских), и др. Кон. VIII в. датируется творчество мон. Анзона Лобского. Подражая Сульпицию Северу, Анзон создал Жития 2 первых настоятелей мон-ря Лоб - св. Урсмара и св. Ермина (кон. VII - нач. VIII в.). В целом деятели Каролингского возрождения (кон. VIII-IX в.) не внесли ничего принципиально нового в уже сложившийся агиографический канон. В этот период появилось множество новых житий, перерабатывались древние тексты (напр., Житие св. Геновефы). Алкуин написал 2-е Житие прп. Ведаста (1-е было составлено Ионой из Боббио), еп. Иона Орлеанский - Житие свт. Губерта Моза-Траектского. Оттачивая стиль изложения, каролингские агиографы использовали уже сложившиеся лит. формы, обращаясь в основном к подвижникам прошлого, преимущественно меровингской эпохи (Житие свт. Виллиброрда, составленное Алкуином). В ходе христианизации зарейнской Германии оформился новый образ святого - миссионера, устроителя Церкви, нередко мученика. Одним из первых и образцовых произведений Ж. л. подобного рода является Житие св. Бонифация, составленное Виллибальдом Айхштеттским. Монахиня из Хильдесхайма (ее имя неизв.) записала Жития самого Виллибальда и его брата Виннебальда. Жития миссионеров в Германии создавались до сер. XI в., наиболее значительные из них - Житие Григория Утрехтского, составленное св. Лиутгером Мюнстерским, Житие св. Лиутгера, Житие свт. Ансгара, «апостола Скандинавии» (2-я пол. IX в.), Житие сщмч. Адальберта (Войтеха) (рубеж X и XI вв.). В каролингскую эпоху сложился жанр исторического мартиролога, близкий к Ж. л. Все сохранившиеся исторические мартирологи были созданы на франк. землях в IX в. Попытка составления 1-го подобного текста принадлежит ученому англосакс. мон. Беде Достопочтенному, который смог заполнить половину годовых памятей.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Почитание М. как на Западе, так и на Востоке начало формироваться вскоре после его кончины. В кратком жизнеописании, включенном в Liber Pontificalis, М. представлен как защитник правосл. веры. Основное внимание уделено его выступлению против ереси монофелитства и неудачному покушению экзарха Олимпия на его жизнь. Об аресте, о ссылке и кончине М. сообщается в лаконичных выражениях, при этом подчеркивается, что понтифик стал исповедником Христа, на его могиле совершались чудеса (LP. T. 1. P. 336-338). В формулах из Liber diurnus «священной памяти Мартин, вселенский папа» упоминается как защитник истинной веры (Liber diurnus Romanorum pontificum. 1889. P. 72). Панегирик М., защитнику Православия, включен в Житие св. Элигия (CPL, N 2094), к-рое было написано св. Авдуеном Ротомагским († 684), однако впосл. было переработано (по всей видимости, в VIII-IX вв.). В Житии сообщается, что при имп. Константине (Константе II) на Востоке получила распространение ересь, близкая к докетизму (составитель Жития не скрывает, что франк. епископам было трудно понять смысл вост. еретических учений). «Блаженнейший папа» М. разоблачил ересь и осудил еретиков на созванном им Соборе. Он попросил короля франков прислать ученых епископов, однако Элигий, к-рому предстояло выполнить эту миссию, задержался в Галлии и не успел отправиться в Рим до ареста понтифика. Тем временем император и др. еретики требовали, чтобы М. отрекся от «веры отцов» и «кафолической веры». Ссылаясь на свидетельство «брата, прибывшего с Востока», автор Жития утверждает, что М. был схвачен, подвергнут издевательствам и вывезен в К-поль, где он исцелил слепого, а затем скончался от перенесенных мучений. Некий еретик из заморских стран прибыл в Галлию и, поселившись в Августодуне (ныне Отён), проповедовал ложное учение. По инициативе Элигия был созван Собор в Аврелиане (ныне Орлеан), на котором после длительного обсуждения еретик был осужден. Далее в Житии сообщается о др. еретиках, действовавших в Галлии и изгнанных по указанию Элигия, однако неясно, были ли они монофелитами (Vita Eligii episcopi Noviomagensis. I 33-36//MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 689-693). Впосл. эти главы из Жития Элигия были положены в основу краткого Жития М. (BHL, N 5598; см.: AnBoll. 1889. T. 8. P. 153).

http://pravenc.ru/text/Мартин I.html

1775 г.), черпал, как говорится, обеими руками еще прежде, чем который-либо из названых проповедников появился на русском языке в отдельном издании (см. Сухомлинова, история росс. академии, вып. 1-й, стр. 111–117, и 395–399), – как их обойти в истории проповедничества? Мы не можем объяснить этот пробел, который хочет допустить г. Поторжицкий в своем предполагаемом труде, иначе, как только неимением творений большинства этих проповедников в русском переводе. Выходя из своего взгляда на занятия учеников семинарий по языкам и на их предклассные и внеклассные работы по классу Гомилетики, мы решительно советуем ему поместить в своей хрестоматии что-нибудь из этих проповедников хоть в подлиннике. Издания сочинений этих проповедников, даже переведенных, так редки в настоящее время в русских, в особенности семинарских библиотеках, что за простую перепечатку их не только ученики; но и сами преподаватели будут г. Поторжицкому бесконечно благодарны. Что касается проповедей латинских, напечатанных в Patrologiae Cursus Completus Миня, каковы проповеди Беды, Элигия, Бернарда и др., то помещение их в хрестоматии в подлиннике имеет тем более оснований, что, как мы сказали, упражнения в их переводе должны быть предметом обязательных предклассных работ учеников. Нам скажут, что при таком плане хрестоматии объем ее слишком увеличится. Отвечаем: курс словесности в светских учебных заведениях преподается не в большем объеме, чем какой имеет гомилетика в семинариях (имеем в виду количество учебного времени, посвящаемого на тот и другой предмет), и однако одна из двух, имеющихся в русской литературе хрестоматий для преподавания словесности – Галахова, состоит из двух объемистых томов большого формата, компактной печати в два столбца, другая – Филонова состоит из четырех еще более объемистых томов, да, кроме того, для преподавания истории литературы существуют две исторических хрестоматии, древнего до петровского периода – Буслаева, и нового – Галахова, последняя – в двух больших томах. И того minimum пять, а то и семь больших томов для изучения литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

А что касаетеся шестых классов, то был методологический конфуз. Через два года я ушел в молодежную газету. Был корреспондентом, ездил по краю, писал статьи, очерки, фельетоны. Изредка удавалось написать маленькую критическую статью. Да и какая может быть литературно-критическая статья в маленькой молодежной газете? Но в 1961 году меня направили в Переделкино (где я теперь живу) на Всероссийский семинар критиков. Он проходил в старом здании Дома творчества. Там собралось много талантливых молодых людей, впоследствии ставших известными критиками: Лев Аннинский, Олег Михайлов, Юрий Буртин, Владимир Гусев, Алла Марченко. Я в рамках семинара написал статью о молодой прозе и назвал ее " Рапира Гамлета " . Это название было метафорой серьезности и глубины. Я довольно строго оценил творчество популярных в то время Аксенова, Конецкого и Элигия Ставского. Статья понравилась Корнею Ивановичу Чуковскому, и он захотел перевести ее на английский язык. Меня он пригласил к себе на дачу и сказал: " Критика - ваше дело. Бросайте все и занимайтесь ею " . Окрыленный его признанием, я прилетел в Хабаровск. Ушел с радио, где тогда работал. Я стал писать о местных писателях, но моя критика не пришлась им по душе. Пришлось уехать. В 1963 году я покинул Дальний Восток, прожив там 9 лет. Получил квартиру во Владимире. Это был мой последний подступ к родной Москве. Тогда прописаться здесь было очень трудно. Но мне это в конце концов удалось. Я купил кооперативную квартиру, а " Литературная газета " помогла с пропиской. - Вы там работали? - Печатался. Я напечатал там несколько нашумевших статей - о поэме Евтушенко " Братская ГЭС " , о романах Бондарева " Двое " и " Тишина " , о романе Паустовского, потерянном во время войны и найденном. Вообще-то к Паустовскому я отношусь нежно. Конечно, его проза очень литературна, но написана хорошим языком. Тогда я написал о его книге (названия не помню) статью " Дистанция лет " , где показал, что с этой дистанции Паустовский уже не кажется таким большим писателем, каким казался раньше.

http://pravoslavie.ru/guest/4536.htm

Не говоря уже об интересе истории проповедничества средних веков и нового времени – от Григория Двоеслова до Лютера и от Лютера до последнего времени (оканчивая, примерно, Шлейермахером), со стороны содержания, история выработки гомилетических форм и приемов построения и изложения не будет, во многом, понятна без истории западного проповедничества, католического, протестантского и даже реформатского. В непосредственной зависимости от католической гомилетики – до Лютеровской, средневековой, находилась русская проповедь XVI, XVII и первой половины XVIII веков, до времен Гедеона Криновского , который первый стал следовать в своих проповедях не латинским образцам, а новогреческим (Илия Миниат, или, как переводят чаще это имя, Минятий), и св. Тихона Задонского , который в своей проповеди или был совершенно самобытен или следовал образцам древним святоотеческим. Современная гомилетика всех христианских исповеданий есть результат той ожесточенной борьбы германских протестантских и католических богословских факультетов, из-за содержания и формы проповеди, обезображенных во времена господства схоластики и в непосредственно предшествовавшую Лютеру эпоху, какая велась со времен Лютера более, чем в продолжение столетия, а затем, от времени до времени, повторялась и позже. Без Беды достопочтенного (или Элигия Нойонского), Бернарда Клервосского, Таулера, Бертольда Францисканца, Пельбарта (или Гейлера), Лютера с его постиллой, Меланхтона с его проповедью тематическою, Арндта, Шпенера, Мосгейма, Шлейермахера, по нашему мнению, немыслима самая элементарная история проповеди (другое дело, если бы преподаватель имел в виду систематический метод преподавания, а не исторический). А такие имена, как Боссюэт, Массильон, Флешье, Бурдалу, Сорен, из которых еще в прошедшем столетии, в царствование Екатерины II, ученый митрополит с.-петербургский Гавриил, составлявший, по мысли Императрицы и по поручению св. Синода, первый в России сборник проповедей, изданный св. Синодом в руководство русскому духовенству (Спб.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

  001     002    003