Архив Пн Россия завершила очередной этап создания мозаичного убранства собора святителя Саввы в Белграде 20 декабря 2019 г. 09:15 18 декабря 2019 года в Российском центре науки и культуры в Белграде состоялось заседание комиссии по приемке выполнения работ благоукрашения храма святителя Саввы на Врачаре. Заседание прошло под председательством заместителя руководителя Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Федеральное агентство «Россотрудничество») А.В. Радькова, иерарха Сербской Православной церкви митрополита Загребско-Люблянского Порфирия и настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерея Виталия Тарасьева. В работе Приемочной комиссии приняли участие Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Сербии А.А. Боцан-Харченко и генеральный секретарь МИД Сербии В. Одалович, член Священного Синода Сербской Православной Церкви епископ Шумадийский Иоанн, ключарь собора святителя Саввы в Белграде, викарий Святейшего Патриарха Сербского епископ Ремезьянский Стефан, заместитель генерального директора по коммуникациям ПАО «Газпромнефть» А.М. Дыбаль, заместитель генерального директора компании «Нефтяная индустрия Сербии» (НИС) В.В. Смирнов, генеральный директор Фонда поддержки социальных инициатив «Родные города» О.В. Андреева, советник заместителя генерального директора ПАО «Газпромнефть» С. Лубардич, директор Департамента по международным связям и работе с государственными органами зарубежных стран НИС Е.А. Метелев, вице-президент Московского международного фонда содействия ЮНЕСКО М.В. Попова, сотрудник секретариата по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата А.Ю. Хошев, директор проекта возведения храма святителя Саввы Н. Обрадович, заместитель директора Юридического управления Российской академии художеств А.В. Женухин, профессора Института прикладного искусства в Белграде Д. Радлович и М. Лазович, а также сотрудник представительства «Россотрудничества» в Сербии Д.Е. Егоров.

http://patriarchia.ru/db/text/5551290.ht...

Кроме того, наблюдающаяся у лютеран и реформатов тенденция к расширению практики рукоположения женщин является отрицательным фактом, делающим ценность соответствующих диалогов относительной. Совещание рекомендует Межправославной комиссии заняться изучением вопроса хиротонии женщин, чтобы свидетельствовать православное учение относительно этого момента в ходе всех диалогов с христианскими Церквами и исповеданиями, которые рукополагают женщин. Православный центр Вселенского Патриархата в Шамбези, Женева, 5 ноября 1986 года Мирский Хризостом, председатель Карфагенский Парфений Гор Ливанских Георгий Петраский Герман Киевский Филарет Шумадийский Савва Трансильванский Антоний Старазагорский Панкратий Пафский Хризостом Коринфский Пантелеимон Вроцлавский Иеремия Пражский Дорофей Хельсинский Иоанн Швейцарский Дамаскин, секретарь ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ. Православие в миссии. Заключительный доклад консультации Восточных Православных и Древних Восточных (нехалкидонских) Церквей, организованной комиссией ВСЦ «Всемирная миссия и евангелизация». Неаполис, Греция, 16 — 24 апреля 1988 года I. CBUДETEЛЬCTBO В ЭКУМЕНЕ СЕГОДНЯ Апостольское свидетельство Бог дает спасение всем людям во все века без ограничений и исключений, ибо Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4). Результатом Его безграничной любви к человечеству, которое пало перед злом, искажением и смертью из-за злоупотребления свободной волей, явилось то, что Бог послал Сына Своего Единородного, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Христос победил грех и смерть, примирил с Собою все, умиротворив и земное и небесное (ср.: Кол. 1, 20), даровал радость и надежду воскресения, каковое составляет сущность христианского послания. «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1 Кор. 15, 17). Христос повелел ученикам и апостолам провозглашать благую весть о спасении всем народам (Мф. 28, 19), всему миру и всей твари (Мк. 16, 15), дабы спасительная благодать Христа открылась всем «сидящим во тьме и тени смертной» (Лк. 1, 79). Апостолы должны были стать и стали свидетелями всех спасительных событий в жизни Христа (ср.: Лк. 24, 48; Деян. 10, 39). Апостолы считали это свидетельство своей главной миссией. На место Иуды они избрали того, кто, как и они, был свидетелем Воскресения Христова (Деян. 1, 22). Проповедуя Евангелие, они заверяли всех в том, что были его свидетелями (Деян. 3, 16). Они не могли не выполнить обязательства провозглашать все, что видели и слышали (Деян. 4, 20), ибо радость этого опыта «исполняется» только тогда, когда ею делятся с другими, когда она передается другим, дабы и они могли прикоснуться к ней и участвовать в ней (ср: 1 Ин. 1, 4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

2. Православная Церковь, участвуя в многостороннем богословском диалоге в рамках Комиссии «Вера и церковное устройство», должна найти способы координирования своих усилий, в частности относительно экклезиологических критериев своего участия в этом многостороннем диалоге. Православный центр Вселенского Патриархата в Шамбези, Женева, 5 ноября 1986 года Мирский Хризостом, председатель Карфагенский Парфений Гор Ливанских Георгий Петраский Герман Киевский Филарет Шумадийский Савва Трансильванский Антоний Старазагорский Панкратий Пафский Хризостом Коринфский Пантелеимон Вроцлавский Иеремия Пражский Дорофей Хельсинский Иоанн Швейцарский Дамаскин, секретарь ОТНОШЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ К ПРОЧЕМУ ХРИСТИАНСКОМУ МИРУ. Решение Третьего Предсоборного Всеправославного совещания. 28 октября — 6 ноября 1986 года, Шамбези 1. Православная Церковь искони благожелательно и положительно смотрела на любой диалог, исходя из богословских и пастырских соображений. В последние годы Православная Церковь действительно вступила в богословский диалог со многими христианскими Церквами и исповеданиями, веря, что таким образом она несет активное свидетельство о своих духовных сокровищах тем, кто находится вне ее пределов, и преследуя объективную цель — подготовить путь к единству. 2. Православная Церковь, как Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, вполне сознает свою ответственность за единство христианского мира, признает реальное существование всех христианских Церквей и исповеданий, однако верит, что ее отношения с ними должны строиться на скорейшем и наиболее полном уяснении ими экклезиологического вопроса во всей его полноте, а особенно в области общего у них учения о таинствах, благодати, священстве и апостольском преемстве. Современные двусторонние богословские диалоги, которые ведет Православная Церковь, авторитетно выражают это сознание Православия. 3. Конечно, Православная Церковь, ведя диалог с прочими христианами, не игнорирует трудностей этого дела, однако понимает их в этом стремлении к общему преданию Древней неразделенной Церкви и в надежде, что Святой Дух, который формирует весь институт Церкви, восполнит оскудевающая. В этом смысле Православная Церковь опирается в богословских диалогах не только на человеческие силы их участников, но и уповает на руководство Святого Духа благодатью Господа, Который молился: «Да вси едино будут» (Ин. 17, 21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Сербский президент и Патриарх встретились со Святейшим Патриархом Алексием (версия для печати)/Православие.Ru Сербский президент и Патриарх встретились со Святейшим Патриархом Алексием Православие.Ru , 27 октября 2000 г. Москва, 27 октября 2000 г. Фото: Православие.Ru Сегодня новый президент Союзной республики Югославия Воислав Коштуница посетил предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в его резиденции в Даниловском монастыре. Вместе с руководителем Югославии в Даниловский монастырь прибыли Патриарх Сербский Павел, митрополиты Черногорско-Приморский Амфилохий и Шумадийский Савва. Во встрече также приняли участие министр иностранных дел России Игорь Иванов, митрополит Смоленский и Калинградский Кирилл и архиепископ Истринский Арсений. В своем приветственном слове Святейший Патриарх Алексий особенно подчеркнул необходимость защиты территориальной целостности СРЮ. " Относясь с полным уважением к свободе народов определять свой путь, мы считаем очень важным сохранение единства Югославии " , - сказал Предстоятель Русской Церкви. Приветствуя Воислава Коштуницу, Патриарх Алексий отметил: " Мы надеемся, что с Вашим избранием в самое ближайшее время прекратятся все санкции в отношении Югославии, против которых Русская Православная Церковь последовательно выступала с 1994 года, начнется восстановление рарушенных объектов, налаживание мирной жизни, решение тех внутренних проблем, которые все еще существуют в Югославии " . Патриарх также высказал благодарность Воиславу Коштунице за его усилия по выводу страны из кризиса. Президент Югославии в свою очередь сказал: " Я впервые в России со столь важным визитом - визитом, который еще раз показал, насколько близко связаны наши народы и Церкви " . Воислав Коштуница выразил благодарность российскому народу и православной церкви за поддержку в трудный для Югославии период. " Мы никогда не забудем о бескорыстной помощи, оказанной нам Русской Православной Церковью и русскими официальными лицами во время натовской агрессии и бомбардировок Югославии. Мы никогда не забудем о том, с какой любовью, сопереживанием и поддержкой Россия и Русская Православная Церковь относится к тому, что происходило в Югославии, и в особенности в Косово, где и сейчас продолжаются страдания нашей Церкви и нашего народа " , - особо подчеркнул глава югославского государства.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

1029. В СВЯЗИ с освящением Свято – Николаевского кафедрального собора в Вене после реставрации и к празднику Святой Пасхи награждены: Орденом преп. Сергия Радонежского III степени – ктитор собора И.М. Комеко. Медалью преп. Сергия Радонежского I степени награждены: Протоиерей Х. Пийненбур; В. Шиловский; И. Румпель; монахиня Ермиония; иподиаконы – В. Фальтер; Хохлойтер Г.; Леффлер А.; Разумовская О.А.; Разумовская М.А.; Грубер Х. Награждение лиц, оказавших Дюссельдорфской епархии материальную помощь: Орденом преп. Сергия Радонежского III степени награжден Хенрих М. Крест с украшениями пожалован как дар: д-ру Рауху А.; д-ру Фельдхофу Н.; д-ру Клинкхаммеру К. Памятный подарок вручен г-ну Транцеа Б. – 1984, 8, 5. 1030. НАГРАЖДЕНИЕ сотрудников ОВЦС: Орденом преп. Сергия Радонежского II степени – Скобея Г.Н. Орденом преп. Сергия Радонежского III степени – Гаврилову Н.И. Палицей – игумена Варсонофия (Думкина). Наперсным крестом – священников А. Румянцева и А. Жиляева. Патриаршей грамотой – Сучкову Н.В. Медалью преп. Сергия Радонежского I степени – А.В. Бескакова; Н.В. Вахромеева; Л.И. Долганова; Н. А. Лебедева ; А.Н. Кузьмина; С.Г. Трофимова; А.А. Тыщук; Н.К. Конькова; М.А. Ляхова; Т.Г. Чигарева; А.М. Василовская; З.П. Самсонкина; А.А. Богачева; А.А. Горохова; В.В. Романова; Т.Е. Уткина; Л.Г. Шестырева. – 1984, 8, 5. 1031. ПАТРИАРШАЯ награда. Епископ Можайский Николай возведен в сан архиепископа. – 1984, 9, 3. 1032. ПАТРИАРШИЕ награды. Епископ Омский Максим и епископ Чебоксарский Варнава возведены в сан архиепископа. – 1984, 11, 11. 1033. ПАТРИАРШИЕ награды в связи с посещением Сербской Православной Церкви: Орденом преп. Сергия Радонежского I степени награжден Святейший Патриарх Сербский Герман. Орденом преп. Сергия Радонежского II степени награжден – митрополит Загребско – Любленский Иоанн, епископ Жичский Стефан, епископ Рашко-Призренский Павел, епископ Шумадийский Савва, епископ Нишский Ириней. Орденом св. кн. Владимира II степени – Д. Нешкович, Н. Кангрга. Орденом св. кн. Владимира III степени – протоиерей М. Янкович; протосингел Иустин; протоиерей д-р Л. Милин; протоиерей Б. Гардашевич; сингел Д. Давидович; протодиакон Д. Маркович; С. Душанич; Б. Чиркович; Т. Калугерович; д-р Г. Пешач; М. Петкович.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Сербский патриарх Ириней принял главу Сербского государства и нескольких министров 14.03.2019 Сербский патриарх Ириней принял 10 марта 2019 года президента Сербии Александра Вучича в Патриаршей резиденции в Белграде, сообщает официальный сайт Сербской Православной Церкви . На встрече присутствовали члены Священного Синода: митрополит Загребский и Люблянский Порфирий, епископ Бачский Ириней, епископ Шумадийский Иоанн и епископ Валевский Милутин. Помимо президента, сербское правительство представляли: премьер-министр Ана Брнабич, первый вице-премьер и министр иностранных дел Ивица Дачич, генеральный секретарь президента Республики Сербия Никола Селакович. Президент Вучич проинформировал Патриарха Иринея и членов Священного Синода Сербской Православной Церкви о содержании программы, которая была принята албанцами Косово и Метохии, что имеет опасные последствия как для продолжения переговоров между Белградом и Приштиной, так и для сербского народа в Косово и Метохии. Президент Сербии также проинформировал Патриарха Иринея и иерархов Сербской Церкви о сложной ситуации в южной провинции Сербии и поблагодарил Патриарха и епископов, которые разделяют озабоченность и ответственность руководства страны. Во время беседы с представителями СМИ по окончании встречи Патриарх Ириней подчеркнул, что ситуация в Косово и Метохии день ото дня становится все более сложной, «но хорошо, что Церковь и власти государства находятся на одной стороне». «Очень важно, чтобы у нас было одинаковое представление о проблеме и о том, как реагировать в этих обстоятельствах», — сказал патриарх, который считает, что такие встречи очень полезны. «Желательно, чтобы они были как можно чаще. Особенно, когда возникают проблемы, так что мы ищем лучшее решение и определяем позицию Церкви и государства», — заключил Предстоятель Сербской Православной Церкви. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 14.03.2019 17:04:14

http://drevo-info.ru/news/24753.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Свт. Василий Острожский. Икона. XIX в. (мон-рь Острог) [серб. Bacuлuje Острошки] (Стоян Йованович; 28.12.1610, с. Мрконичи, Попово-Поле, Герцеговина - 29.04.1671, мон-рь Острог, Черногория) свт., митр. Герцеговинский (Требинский, Захумский и Скендерийский), чудотворец (пам. 29 апр.). Род. в бедной семье, с детства отличался благочестием. Грамоте учился у настоятеля мон-ря Завала иером. Серафима, к-рый, как утверждают нек-рые источники, был его дядей. Для продолжения образования был направлен в мон-рь Тврдош , где принял монашество и был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. Ок. года был помощником митр. Цетинского Мардария I (1637-1647), к-рый вел переговоры с Римом о введении унии. Из-за несогласия с позицией митрополита вернулся в Тврдош, где был возведен в сан архимандрита. Ревностно защищал Православие от распространения католичества и унии, за это тур. власти преследовали В. О. и сфабриковали документы, из к-рых следовало, что он одобрил заключение унии. В. О. был вынужден покинуть Сербию и по благословению Патриарха Паисия I ушел на Афон в Хиландар. Согласно преданию, В. О., прожив ок. года на Афоне, отправился на поклонение рус. святыням, вернулся в Тврдош с богатыми дарами, полученными от рус. царя и духовенства, но в рус. источниках нет свидетельств о его пребывании на Руси. Нек-рые исследователи, напр. еп. Шумадийский Савва , подпись «аз смерени митрополïт захумс Вьсïлïе» в книге, принадлежавшей мон-рю Тврдош и датированной 13 февр. 1639 г., относили к В. О. Однако маловероятно, что В. О. был хиротонисан в 29 лет, по каноническим правилам он должен был быть не моложе 30 лет. Серб. историк Л. Стоянович различает В. О. и митр. Захумского Василия из записи 1639 г. ( Записи. 3. С. 299). Первое несомненное упоминание о В. О. как о Захумском митрополите относится к 23 июня 1651 г. (Там же. 1. С. 368, 1466). Патриарх Печский Гавриил I 27 нояб. 1651 г. назначил В. О. на епархию Никшича, Планы, Колашиновичей и Морачи с сохранением за ним захумской кафедры, т. о. он стал управлять приходами всей Герцеговины.

http://pravenc.ru/text/149759.html

Благодаря своей мудрой политике и помощи великого везиря, Печский патриарх получил от турецкого султана права, аналогичные тем, какими обладали Константинопольские патриархи, приобретя таким образом полномочия этнарха – не только церковного, но и политического главы сербского народа. Святитель Макарий получил право управления церковным имуществом, сбора налогов, наследствования имущества христиан, не оставивших после себя наследников, утверждения уставов ремесленных объединений, разбирательства брачных споров и других судебных вопросов. Таким образом патриарх Макарий занимался делами, которые некогда продлежали ведению государственных властей. При этом он нес тяжелое бремя отвественности перед высшими турецкими властями, которым должен был вылачивать большой налог. В 1570 или 1571 году патриарх Макарий, вероятнее всего из-за болезни и физической немощи, оставил патриархий престол. Нельзя исключить и предположение, высказанное профессором Радославом Груичем, который считал, что святитель решил использовать благоприятные политические обстоятельства и укрепить тяжело приобретенную самостоятельность Печской патриархии, лично избрав себе наследника, с тем чтобы после его смерти церковная власть вновь не была отнята Охридским архиепископом или Константинопольским патриархом. Своим преемником на патриаршем престоле Макарий сделал митрополита Герцеговинского Антония. В одном из храмов монастыря Банья сохранилась фреска, на которой изображен святитель Макарий, передающий престол своему наследнику. Будучи в немалых летах, утомленный многими заботами и трудами выдающийся иерарх Сербской Церкви преставился ко Господу в начале сентября 1574 года. «Вдохнув жизнь в запущенную Печскую патриархию, – пишет епископ Шумадийский Савва Вукович, – патриарх Макарий превратил ее в отличную в религиозном и национальном отношении организацию, которая объединила весь сербский народ. Таким образом патриарх Макарий воплотил в жизнь духовное единство сербского народа». Сербская Православная Церковь празднует память святителя Макария 30 августа/12 сентября.

http://pravoslavie.ru/41552.html

Закрыть itemscope itemtype="" > О приоритетах нового Сербского Патриарха Открылся Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви… 18.02.2021 1537 Время на чтение 3 минуты Вчера в Белграде был экстренно госпитализирован епископ Шабацкий Лаврентий (Трифунович), сообщает Информационная служба Сербской Православной Церкви. Это произошло накануне избрания нового Предстоятеля Сербской Православной Церкви . Председательствовать на заседании Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви будет епископ Сремский Василий (Вадич). Сегодня Сербская Православная Церковь, возможно, обретёт Предстоятеля. После завершения Божественной Литургии, которую возглавили местоблюститель патриаршего престола Сербской Православной Церкви митрополит Дабро-Боснийский Хризостом и епископ Шумадийский Иоанн, в крипте храма святого Саввы в Белграде состоится заседание Архиерейского Синода СПЦ. Собор архиереев изберёт трёх кандидатов, а затем по жребию будет выбран новый Патриарх. Архипастыри спустились в крипту. Начался Архиерейский Собор, сообщает Союз православных журналистов. Накануне этого события помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Вячеславович Тихомиров попросил нашего постоянного автора, профессора Зорана Чворовича сформулировать основные приоритеты нового Сербского Патриарха. Павел Тихомиров: Господин Чворович, каковы, на Ваш взгляд, основные приоритеты в жизни Церкви? Зоран Чворович: Первое: В Сербской Православной Церкви должно быть восстановлено богослужебное, духовное единство, нарушенное неисполнением многочисленных соборных решений по литургическому порядку. П.Т.: По этому поводу в сербской православной среде ходит печальный анекдот, суть которого заключается в том, что процесс внедрения «литургических нововведений» приводит к поистине курьёзным ситуациям. Когда один священнослужитель-модернист не может сослужить с другим священнослужителем-модернистом, поскольку один привык сокращать одни места, а другой – другие. З.Ч.: Второе. Должна быть остановлена дальнейшая конфедерализация СПЦ.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/18/o_...

Стенописи М. были выполнены при жизни кор. Владислава, в 1-й пол. XIII в., в 2 этапа: сначала росписи в основном объеме церкви и нартексе, затем в экзонартексе. Но у исследователей нет единого мнения относительно датировки этих частей росписи и происхождения мастеров. Джурич относил фрески наоса и нартекса ко времени до 1228 г., т. е. до коронации кор. Владислава, а росписи экзонартекса датировал периодом после 1236 г. В. Н. Лазарев наиболее вероятным временем росписи всего храма считал 30-е гг. XIII в. (до 1234). С. Радойчич выделял 2 этапа в работе над росписями: выполненную на золотых фонах стенопись в центральном пространстве он датировал началом правления кор. Владислава (30-е гг. XIII в.), роспись в нартексе на синих фонах - более поздним временем, считая, что в ней проявился строгий монастырский характер заказа, а роспись экзонартекса - после 1243 г. Стиль росписи М.- тяжеловесный, «архаичный»; возможно, художники ориентировались на древние ранневизант. монументальные ансамбли, напр. мозаики ротонды св. Георгия (ок. 400) и базилики св. Димитрия в Фессалонике (VII в.). Джурич считал, что художники М. могли приехать из Византии, К-поля или Фессалоники; Радойчич полагал, что авторами фресок были местные серб. художники. В монастырский комплекс также входят 3 конака и колокольня. Недалеко от мон-ря находится скит (испосница) свт. Саввы. М. внесен в Список Всемирного культурного наследия Юнеско. С. П. Заиграйкина Лит.: Окунев Н. Л. Сербские средневек. стенописи. Прага, 1923; он же. Милешева: Памятник серб. искусства XIII в.//Bsl. 1938. Т. 7. С. 33-107; С. Милешева. Београд, 1963; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 136-137; Милешева у ucmopuju српског народа: научни скуп поводом седам и по векова Jyhu 1985. Београд, 1987; Б. Милешева. Београд, 1992; Д. Европски путописи о Милешеви. 1994; О., С., Р. Манастир Милешева. Београд, 1995; Милешевски записи. Бр. 1-10; П. Прилози за ucmopujy Српске Православне Цркве. Ниш, 1997. С. 20-44; Джурич В. Визант. фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000. С. 96-102; С., М. Манастир Милешева. 2004; Д. ризница манастира Милешеве. Београд, 2010; Манастир Милешева. 2012; Осам векова манастира Милешеве: научни скуп: Зб. радова. 2013. 2 Рубрики: Ключевые слова: ДЕЧАНЫ муж. мон-рь во имя Христа Пантократора Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви КАЛЕНИЧ жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/2563198.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010