об-в. Собор принял епархиальный устав, сформировал епархиальный совет. После смерти еп. Мардария (12 дек. 1935) Архиерейским Собором СПЦ 21 июня 1936 г. администратором А.-К. е. был назначен еп. Далматинский Ириней (Джорджевич), посетивший летом 1937 г. приходы А.-К. е. 22 июня 1938 г. Архиерейским Собором СПЦ на Американо-Канадскую кафедру был поставлен еп. Мукачевско-Пряшевский Дамаскин (Грданицкий), 30 нояб.-3 дек. 1938 г. под его председательством состоялся 3-й Церковно-народный собор в Чикаго, принявший изменения в уставе епархии. Во время Предстоятельства еп. Дионисия (Миливоевича) (избран на кафедру Архиерейским Собором 8 дек. 1939) в епархии насчитывалось 43 храма и мон-рь св. Саввы в Либертивилле, где после второй мировой войны 4 года действовала серб. правосл. ДС, в к-рой преподавали епископы Жичский Николай (Велимирович), Далматинский Ириней (Джорджевич) и Дионисий. В каждом приходе работали школы, необходимость формирования и финансирования к-рых была признана еще на Соборе 1927 г., где преподавались серб. язык, национальная история и церковное пение. Первый учебник на серб. языке, выпущенный в Америке,- «Српски буквар са Читанком» (1931). С 1894 по 1941 г. в А.-К. е. было основано 48 церковно-школьных общин, при к-рых действовало 57 жен. орг-ций (первое «Об-во сербских сестер» основано в 1909 г. в Цинциннати, шт. Огайо), объединенных позднее в Союз об-в серб. сестер под опекой А.-К. е. В епархии в разное время выходило неск. церковных газет на серб. языке (первая - «Гласник Српске цркве у Америци» - выходила в Чикаго в 1905-1906 ), к-рые существовали недолго. В 1963 г. решением Архиерейского Собора СПЦ еп. Дионисий за раскольнические сепаратистские действия, целью к-рых было отделение серб. приходов в Америке от СПЦ, был снят с кафедры и на основе А.-К. е. были созданы Западноамериканская епископия с центром в Алхамбре (шт. Калифорния), Восточноамериканская и Канадская - с центром в Кливленде (шт. Огайо) (позднее разделившаяся на Восточноамериканскую епископию с кафедрой в Эджуэрте и Канадскую епископию с кафедрой в Кэмпбелвилле, пров. Онтарио), Среднезападноамериканская митрополия с центром в мон-ре св. Саввы в Либертивилле (позднее разделившаяся на Центральноамериканскую митрополию с кафедрой в Либертивилле и Ново-Грачаницкую Американо-Канадскую митрополию с кафедрой в Грейс-Лейке (шт. Иллинойс)). Лит.: Дuohucuje еп. Српска eмurpaцuja//Споменица 30 српских православных манастира св. Саве и 60 Српске православне цркве у Америци. Либертивилль, 1953. С. 18-22; Сава, еп. шyмaдujcku. Ucmopuja Српске православне цркве у Америци и Канади, 1891-1941. Kparyjebaц, 1996. Еп. Шумадийский Савва Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114442.html

Мардарий (Ускокович), еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви Мардарий (Ускокович), еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви 5 нояб. 1913 г. по ходатайствам серб. общин был созван самочинный Митровдановский церковно-народный собор в Чикаго под председательством новоназначенного руководителя Сербской миссии прот. Савы Войводича (1913-1917), учредивший «Сербскую Православную Церковь в Северной Америке» в юрисдикции СПЦ с кафедрой в Чикаго, поделенную на 3 округа под управлением епископа или архиерейского наместника, поставляемых в Белграде. Глава СПЦ митр. Сербский Димитрий (Павлович) ответил, что благословит решения собора лишь в случае упразднения юрисдикции РПЦ в Америке. В 1915 г. серб. приходы посетил иером. Николай (Велимирович) с проповедями «Будущее Югославии» и «Религия будущего в Югославии». В связи с сепаратистскими стремлениями серб. приходов РПЦ 18 июня 1916 г. вышел Указ Святейшего Синода РПЦ 7601) архиеп. Алеутскому и Североамериканскому Евдокиму (Мещерскому) созвать под председательством архиеп. Алеутского конгресс серб. священников в Америке; ввести в состав Североамериканского епархиального управления одного из серб. священников по рекомендации приходов; периодические издания на серб. языке, выходящие на территории Америки, подвергать цензуре. 18 окт. 1916 г. архиеп. Евдокимом (Мещерским) был созван конгресс серб. священников в Чикаго, на к-ром присутствовало 14 священников из 19. Сербская духовная миссия была поделена на 4 округа во главе с протопресвитерами: Восточный (прот. Йован Крайнович), Средний (прот. Филип Среданович), Первый (прот. Сава Войводич) и Второй (прот. Димитрий Митрович) Западные, объединившие 30 приходов в Америке и 1 в Канаде (5 приходов решением конгресса были упразднены). В 1917 г. Святейший Синод РПЦ назначил руководителем Сербской миссии синкелла Мардария II (Ускоковича) . По сообщению еп. Шумадийского Саввы, еп. Канадский Александр (Немоловский) , управлявший Североамериканской епархией РПЦ в связи с отсутствием архиеп.

http://pravenc.ru/text/114442.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [серб. Жичка enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Кафедра в мон-ре Жича близ г. Кралево (Сербия). Ж. е. объединяет приходы и мон-ри на территории Златиборского, Моравичского, Рашского и неск. общин Шумадийского округов Республики Сербии. Правящий архиерей - еп. Хризостом (Столич) , на кафедре с 2003 г. Ж. е. разделена на 15 наместничеств: Гружанское (с. Гружа), Драгачевское (с. Гуча), Жичское (г. Кралево), Жупское (г. Брус), Качерское (г. Лиг), Любичское (с. Коневичи), Моравичское (г. Иваница), Пожегское (г. Пожега), Рачанское (г. Баина-Башта), Студеницкое (г. Рашка), Таковское (г. Горни-Милановац), Трстеникское (г. Трстеник), Трнавское (г. Чачак), Ужицкое (г. Ужице), Црногорское (г. Косьерич), насчитывает 221 приход, 200 священнослужителей (2006). В епархии 34 действующих мон-ря: Жича, Студеница , Градац , Трнава , Рача , Моравци , Ковиле , Овчарско-Кабларские монастыри (Благовештене, Ваведене, Вазнесене, Йоване, Николе, Преображене, Света Троица, Сретене, Успене), Ежевица , Любостиня , Ново-Павлица (см. ст. Павлица ), Каменац , Лепенац , Стьеник , Клисура , Велуче, в честь Введения во храм Пресв. Богородицы жен. мон-рь (близ г. Трстеник, основан в XIV в.), Увац, в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь (близ г. Прибой, известен с XVII в.), Врачевшница, во имя вмч. Георгия Победоносца жен. мон-рь (близ г. Горни-Милановац, XV в.), Руденица, во имя прор. Илии женский мон-рь (близ г. Трстеник, основан в 1410), Вуян, во имя св. арх. Гавриила муж. мон-рь (близ г. Чачак, XVI в.), Волявча, во имя вмч. Прокопия женский мон-рь (с. Бресница, кон. XVII в.), Стубал, во имя св. Параскевы-Петки жен. мон-рь (близ г. Кралево, построен в 70-х гг. ХХ в.), Згодачица, во имя вмч. Димитрия Солунского женский мон-рь (близ г. Кралево, основан в 1980), Плеш, во имя св. бессребреников Космы и Дамиана муж. мон-рь (близ г. Александровац, основан в 1997), Стрмац, во имя св. праведных Иоакима и Анны муж. мон-рь (близ г. Брус, ХХ в.), Руян, во имя вмч. Георгия Победоносца муж. мон-рь (с. Биоска, строится); в обителях проживают 211 монашествующих. История

http://pravenc.ru/text/182329.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастыри (монастырские комплексы) ЗАЛЬЦБУРГ город на западе Австрии, на берегу р. Зальцах, столица федеральной земли Зальцбург и резиденция католич. архиепископа ЗОГРАФ болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца, находится в юго-зап. части п-ова Афон ИАКОВОВ СВЯТЫХ АРМЯНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ИЕРУСАЛИМЕ [апостолов Иакова, брата Господня, и Иакова Зеведеева], памятник арм. архитектуры и искусства эпохи крестоносцев ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона ИТРИА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви КАЛЕНИЧ жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви КАЛЪАТ-СИМЪАН монастырь в Сев. Сирии, у столпа, на котором подвизался прп. Симеон Столпник (Старший) (ок. 386-459; пам. 1 сент.) КВАТАХЕВИ муж. мон-рь (не позже XII-XIII вв.) в честь Успения Пресв. Богородицы Самтависско-Горийской епархии Грузинской Православной Церкви КВЕЛАЦМИНДА муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Гурджаанско-Велисцихской епархии Грузинской Православной Церкви КЛЮНИ католич. бенедиктинский мон-рь св. апостолов Петра и Павла (деп. Сона и Луара, Франция), центр движения за монашескую реформу в Зап. Европе в X-XII вв. КОРДОВА город в Юж. Испании, на берегу р. Гвадалквивир, кафедра католич. еп-ства (с III-IV вв.), в VIII-XI вв. столица мусульм. гос-ва Андалус КЭПРИАНА в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (Православная Церковь Молдовы, Кишинёвская епархия) ЛАВРСКАЯ КИНОВИЯ подворье Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова монастыря (Гатчинской и Лужской епархии С.-Петербургской митрополии) ЛЕРЕН [Лерин (Леринский монастырь)], католич. мон-рь Пресв. Девы Марии на о-ве Сент-Онора в архипелаге Лерен близ г. Канны (деп. Приморские Альпы, Франция)

http://pravenc.ru/rubrics/123106_2.html

Его Свят. Патриарх Павел: Я провел в Косово 34 года, и не требовалось особенных усилий, чтобы понять и увидеть, что определенная часть албанцев систематически проводит работу, направленную на создание этнически чистого Косово. Не хочу обобщать, не скажу что все, но определенная часть это делала. Я указывал на это и Приштинским властям, и в Белграде, чтобы они имели ввиду, чтобы знали, что помимо других, менее болезненных причин, сербы выезжали из Косова и по этой причине. Подчеркну, что не только по этой, потому что в те времена люди переезжали из сел в города из разных побуждений. И все же эта причина, существующая и по сей день — самая болезненная. Проблема рождаемости, которая особенно обострилась благодаря огромной рождаемости албанцев и небольшой рождаемости сербов, и переросла сегодня в один из аргументов в пользу того, что Косово принадлежит тем, кто составляет там численное большинство, аргумент этот навязывался нам еще тогда, сорок лет назад. В бывшей Югославии я опубликовал статистику, которой располагала Церковь. Уже в те времена из четырех наших епархий Косовская, в которой наибольшая рождаемость была среди албанского населения, не являлась преимущественной. Это же положение сохраняется и теперь. Приблизительно 20 лет назад я опубликовал и такую информацию: в то время, когда очень многие отпали от Церкви, в нескольких наших епархиях смертность стала превышать рождаемость. Это были Косовская епархия, Рашско-Призренская, Тимочская, Горнекарловацкая, а в Шумадийской епархии рождаемость и смертность были равны. СВЕТИГОРА: Каким Вы видите будущее Косово и Метохии? Его Свят. Патриарх Павел: Что касается будущего Косова и Метохии, я считаю, что должно быть так, как было прежде — чтобы вернулись беженцы, и албанцы и сербы, чтобы продолжилась мирная жизнь, чтобы жили так, как и подобает людям. Однажды, когда я был в Косово, мне написал один ходжа-албанец, и, помимо прочего, поставил мне такой вопрос: «Для нас мусульман неприемлем принцип — “пока у одних не стемнеет, у других не рассветет”. Что скажете Вы?». Я отвечаю «Этот принцип неприемлем и для христианства вообще и для Православия. Земля Божия достаточно широка и велика, чтобы места хватило всем, если мы останемся людьми.

http://pravmir.ru/esli-my-xristovy-to-pr...

Поводом для конференции, которую организовал Сербский Патриарх, стало неканоническое поведение группы изверженных из сана клириков в окрестностях Ниша. Нынешний Патриарх сам управлял Нишской епархией 30 лет и до сих пор является ее администратором. Бывший настоятель и протосингел монастыря Црна Река Николай, которого не так давно монах Артемий «произвел» в архимандриты, вместе с последователями бывшего епископа совершил богослужение в частном доме на въезде в село Горня Топоница около Ниша. Помимо этого он заявил, что будет совершать службы регулярно и впредь в доме в нескольких километрах от Ниша, где будут проживать несколько монахов «в монастыре в изгнании». В ноябре 2010 г. после неудачной попытки захвата власти в Рашко-Призренской епархии, носившей характер заведомо обреченной на провал авантюры, тогдашний епископ на покое Артемий был извержен из сана Архиерейским Собором СПЦ. Вернувшись после этого в Белград, он направил свою активность на контакты с представителями СМИ, которым неоднократно заявлял, что не признает никаких решений Архиерейского Собора и является «пожизненным епископом Рашко-Призренским». Вскоре последователями бывшего епископа был открыт специальный сайт «Рашко-Призренская епархия в изгнании», на котором, помимо прочего, проводится сбор средств на деятельность группы лишенных сана бывших клириков. Позднее, в начале Рождественского поста 2010 года, монах Артемий вместе со своими последователями начал совершать богослужения в селе Люляци, в храме, который к тому моменту не был еще принят в эксплуатацию и не принадлежал Сербской Православной Церкви. Здесь Артемием был «основан» монастырь Иоанна Предтечи. При совершении служб ему сослужили все те же изверженные из сана клирики, основная часть которых раннее самочинно покинула монастыри Рашко-Призренской епархии вслед за своим аввой. Со временем эта группа начала расширять географию своей деятельности и создавать сеть так называемых «катакомб». Они с переменным успехом пытались создавать свои ячейки в разных районах Сербии, в том числе на севере и других местах Косово и Метохии, что лишь обостряло и без того непростую ситуацию в регионе, вносило некоторые нестроения среди сербского населения и мешало деятельности канонической Рашко-Призренской епархии СПЦ. «Катакомбы» действовали в Новом Пазаре и непродолжительное время даже в центре Белграда. Белградская «катакомба» вскоре закрылась, но под эти потребности «артемьевцами» был оборудован дом в пригороде Белграда, на территории Шумадийской епархии, где также уже совершались службы.

http://pravoslavie.ru/45930.html

Состоялись новые административные назначения в Сербской Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Состоялись новые административные назначения в Сербской Церкви На проходившем с 23 по 31 мая 2002 года Архиерейском Соборе Сербской Православной Церкви был решен ряд вопросов административного управления и произведены назначения архиереев на вдовствующие и недавно созданные епархии. На прошедшем с 23 по 31 мая 2002 года Архиерейском Соборе Сербской Православной Церкви был решен ряд вопросов административного управления и произведены назначения архиереев на вдовствующие и недавно созданные епархии. Так, на вдовствующую после смерти владыки Саввы (Вуковича) Шумадийскую епархию назначен епископ Западно-Американский Иоанн (Младенович). Администратором освобождающейся Западно-Американской епархии назначен епископ Американский и Канадский Лонгин (Крчо). В связи с кончиной владыки Даниила (Крстича) епископом Будимским назначен епископ Лукиан (Пантелич), который при этом будет продолжать нести обязанности администратора Темишоарской епархии. Будимская и Тимишоарская епархии СПЦ расположены на территории Венгрии и Румынии. В связи с плохим состоянием здоровья епископа Жичского Стефана к нему «в помощь, в качестве заместителя» направлен находящийся на покое епископ Захолмско-Герцеговинский Афанасий (Евтич) . Известный сербский богослов владыка Афанасий с сентября 1996 года официально находился на покое всвязи с тяжелой травмой позвоночника. Все это время епископ Афанасий жил в монастыре Тврдош под Требинье (Республика Сербская, Босния и Герцеговина), а последние несколько месяцев находился на Святой Земле. Жичская епархия является одной из древнейших в Сербской Церкви. На ее территории расположен ряд всемирно известных монастырей, имеющих огромного историческое и духовное значение для Сербской Церкви и государства. В монастыре Жича первоначально находился центр Сербской архиепископии , первым предстоятелем которой был святитель Савва Сербский. Викарный епископ Будимльский Иоанникий избран правящим архиереем Будимльско-Никшичской епархии, которая была образована решением Архиерейского Собора в мае 2001 года. В течение года владыка Иоанникий уже исполнял обязанности администратора новообразованной епархии. Священный Архиерейский Синод нового созыва имеет следующий состав: Патриарх Сербский Павел – в качестве председателя; митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий , епископ Шабачско-Вальевский Лаврентий, епископ Бачский Ириней и епископ Враньский Пахомий – в качестве членов Синода. Андрей Шестаков Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Святейший Патриарх Сербский Ириней: «Церковь действует вопреки нынешним временам». Существенно и важно для нас и для нашего времени то, чтобы Церковь нашла способ свидетельствовать Евангелие и Христа современным способом, современным языком. Она должна использовать современные методы — а их немало! — и мы должны пользоваться ими. 23 ноября, 2010 Существенно и важно для нас и для нашего времени то, чтобы Церковь нашла способ свидетельствовать Евангелие и Христа современным способом, современным языком. Она должна использовать современные методы — а их немало! — и мы должны пользоваться ими. «Молодые люди осознают бездорожье, безыдейность времени, в котором мы живем, они ищут свой путь и слава Богу, многих он приводит в Церковь. Мы должны найти способ войти с ними в диалог», — заявил первоиерарх Сербской Православной Церкви в интервью радио станции «Златоуст» сербской православной епархии Шумадийской накануне освящения храма Святого Саввы Сербского в г. Крагуевац. — Шумадийская епархия является частью нашей Церкви, можно сказать, что это центр сербской земли и все положительное, но и отрицательное, что происходит в других епархиях, отражается и на ней. Несмотря и на отрицательные явления, которых к сожалению, немало, и мы видим их, есть много и хорошего, что дает нам надежду, утешение и мужество. Мы видим, что Церковь есть, что она действует. Она есть и действует вопреки нынешним временам, временам обмирщения, отчуждения народа от духовных ценностей, отчуждения от Церкви и веры, мы видим, что большое количество людей возвращается к Церкви , и что особенно отрадно – в своем большинстве это молодежь. Молодые люди осознают бездорожье, безыдейность времени, в котором мы живем, они ищут свой путь и слава Богу, многих он приводит в Церковь. Об этом свидетельствует и этот вечер, когда ныне освящаемый храм полон верующим народом, а это значит, что есть много причин в том, что он его воздвигнут. Дай Бог, чтобы строились новые храмы! Это очень важно, потому что, как говорит наш народ – «далеко от глаз – далеко от сердца». Когда человек увидит храм, он обязательно подумает о Церкви, о вере, о Боге, он хотя бы немного подумает и о своей жизни, о ее смысле. Значит, надежда есть. Несмотря на все трудности и проблемы, Церковь пребывает и потому, что она ведома Тем, Кто сказал: «Я с вами до скончания века», и Кто, таким образом, подтверждает Свое присутствие и в нашем времени, с нами.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История зарубежной архитектуры ИТРИА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви КАИР крупнейший город Ближ. Востока, столица Египта, резиденция патриархов Александрийской Православной Церкви и Коптской Церкви КАЛЕНИЧ жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви КАЛЪАТ-СИМЪАН монастырь в Сев. Сирии, у столпа, на котором подвизался прп. Симеон Столпник (Старший) (ок. 386-459; пам. 1 сент.) КАРАН ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы - см. Белая церковь Каранская в честь Благовещения пресв. Богородицы КВАТАХЕВИ муж. мон-рь (не позже XII-XIII вв.) в честь Успения Пресв. Богородицы Самтависско-Горийской епархии Грузинской Православной Церкви КВЕЛАЦМИНДА муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Гурджаанско-Велисцихской епархии Грузинской Православной Церкви КИЕВ столица Украины, административно-территориальная единица, политический, социально-экономический, культурный, научный и правительственный центр страны, кафедра Киевской митрополии УПЦ КИЛИКИЙСКАЯ АРМЕНИЯ [Киликийское армянское гос-во], средневек. христ. гос-во армян в Киликии (историческая область на юго-востоке М. Азии и на северо-западе Сирии; ныне Турция) (кон. XI - кон. XIV в.) КИПР [Республика Кипр], гос-во в Зап. Азии, на о-ве Кипр, расположенном в сев.-вост. части Средиземного м. КЛЮНИ католич. бенедиктинский мон-рь св. апостолов Петра и Павла (деп. Сона и Луара, Франция), центр движения за монашескую реформу в Зап. Европе в X-XII вв. КОРДОВА город в Юж. Испании, на берегу р. Гвадалквивир, кафедра католич. еп-ства (с III-IV вв.), в VIII-XI вв. столица мусульм. гос-ва Андалус КУМУРДО кафедральный собор исторической Кумурдойской епархии Грузинской Православной Церкви, памятник груз. средневек. зодчества КЭПРИАНА в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (Православная Церковь Молдовы, Кишинёвская епархия)

http://pravenc.ru/rubrics/123102_5.html

В Сербской Православной Церкви учреждена новая епархия с центром в г. Крушевац Белград, 16 февраля 2011 г. 13 февраля согласно решению Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви образована новая епархия с центром в г. Крушевац, сообщает Седмица.Ру со ссылкой на официальный сайт СПЦ. Епископ Шумадийский Иоанн будет осуществлять временное административное управление этой епархий до весеннего заседания Архиерейского собора СПЦ, на котором на новую кафедру будет избран отдельный епископ. Новая епархия состоит из пяти наместничеств (благочиний): Крушевацкого, Трстеникского, Жупского, Чичевацкого и Темникского, и объединяет 88 приходов. Кафедральным собором новой епархии стал собор во имя вмч. Георгия Победоносца в г. Крушевац. 16 февраля 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/44761.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010