В современной России, например, Господь был бы удивлен неверию тех крещеных сынов и дочерей русского народа, которые подняли меч на Бога и на свой народ, для того чтобы сделать его «счастливым»! И удивился бы крепкой вере многих и многих миллионов, не искушенных во зле и насилии, которые терпят все ради Христа с непоколебимой верой и ожиданием Его победы. В Западной Европе Господь был бы удивлен узостью шовинизма и немыслимым материалистическим цинизмом книжников и фарисеев в Париже, Берлине и Риме, где умерла вера в Бога и ожил ад земных страстей, как некогда было с книжниками и фарисеями Иерусалима, которых Господь обличал, говоря: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда» [то есть свои тела], «между тем как внутри они полны хищения и неправды» ( Мф. 23, 25 ). Еще удивила бы Господа великая вера пиренейских и тирольских крестьян, которые противодействуют давлению своих городских властей и не поддаются влиянию их неверия. На Балканах удивило бы Господа, как быстро «заржавела сталь», как закоснели и охладели к вере балканские народы, которые Промыслом Его выведены из огня страданий. Те, кто верой победил царства, угасил огненную силу, уклонился от острия меча, восстал из немощи, закалился в битвах, разогнал вражеские воинства, те же в мирное время забыли веру и восстали на нее, похоронили под нечистотами главный источник своей силы и своего победоносного героизма. Удивился бы Господь крещеным книжникам и фарисеям в балканских городах, которые день за днем возводят белокаменные палаты для телесного комфорта, а души разрушают; которые снаружи ревностно очищаются от крови и грязи войн, «а внутри полны хищения и неправды». Но Господа удивила бы и крепкая вера шумадийских крестьян и рабочих, сохранивших верность Богу Живому и избравших богомольство, покаяние, очищение души от греховной проказы и искание Царства Небесного как главное дело живой человеческой души. И переходя с континента на континент, Господь удивлялся бы великой вере некрещеных индейцев, монголов и арабов и, быть может, сказал бы, как некогда языческому сотнику: «истинно говорю вам, и в Израиле» [то есть в христианской Европе] «не нашел Я такой веры» ( Мф. 8, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла К. Манойлович. Фотография. 1-я пол. ХХ в. [Серб. Коста (4.12.1890, сел. Крнево близ г. Велика-Плана - 2.11.1949, Белград), серб. композитор, регент и педагог. Учился игре на скрипке, церковному пению и хоровому пению в семинарии св. Саввы в Белграде, гармонии - в Сербской музыкальной школе, к-рой руководил С. Мокраняц . Управлял семинарским хором, посещал репетиции Первого белградского певческого об-ва под рук. Мокраняца. Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви был направлен получать муз. образование в Московскую консерваторию, но не сдал вступительные экзамены и уехал в Мюнхен (1912), где учился в Музыкальной академии и на философском фак-те Мюнхенского ун-та у Р. Майера-Гшрая, Ф. Клозе и Э. Шмица. После начала 1-й Балканской войны (1912) вернулся на родину, но не был мобилизован и снова уехал учиться в Мюнхен. С началом первой мировой войны (1914) вернулся в Сербию. Как военнообязанный приехал в Крагуевац, где основал хор Шумадийского медицинского отряда. Вместе с отступавшей серб. армией через Албанию перебрался на о-в Корфу (Керкира), где по разрешению Верховного командования основал Сербский военный хор, с к-рым выступал в храмах и лагерях. Здесь М. завершил работу над «Литургией» для муж. хора, начатой в Крагуеваце, записывал по памяти и перекладывал для муж. хора композиции Мокраняца. В 1917 г. М. был направлен на 2 года в Оксфордский ун-т, где учился у профессоров Х. П. Алена и Э. Уолкера, сотрудничал с музыковедом Р. Ньюмарч, руководил хором богословского фак-та, к-рый пел на богослужениях и выступал с концертами в Оксфорде, Лондоне, Рединге и Бирмингеме. Много сочинял, его произведения печатались в Лондоне, Париже и Вене. В качестве дипломной работы создал композицию «На реках вавилонских» для 2 смешанных хоров, баритона и оркестра (1919). После возвращения в Белград был назначен регентом Первого белградского певческого об-ва и учителем музыки в семинарии и в музыкальной школе в Белграде. Стал основателем и руководителем певческого об-ва «Мокраняц» (1932-1939). Являлся секретарем Белградской филармонии, одним из основателей Южнославянского певческого союза, Всеславянского певческого союза и Об-ва югославских композиторов, сотрудником Сообщества друзей искусств «Цвьета Зузорич», Сообщества друзей славянской музыки, Радио Белграда и Этнографического музея. Вместе с С. Христичем и П. Стояновичем участвовал в основании Музыкальной академии в Белграде (1937), был ее 1-м ректором (1937-1939) и профессором (до 1946). Когда по указанию властей М. был уволен из Музыкальной академии, акад. П. Конёвич назначил его сотрудником вновь учрежденного Ин-та музыковедения Сербской академии наук и искусств, однако через неск. месяцев М. скончался.

http://pravenc.ru/text/2561848.html

Как говорил еще Яков Игнятович: «Для серба его песни – зеркало. Сербская песня является отчетом сербства перед миром… С этой песней и при всех бедах не пожелаешь быть иным, чем ты есть. Я не хочу этим сказать, что другие народы хуже. Те народы значительны в счастье, серб значительным в несчастье, а ведь легче быть значительным в счастье, чем в несчастье. Лишь в несчастье познается душевная сила как человека, так и народа». В сербском народном эпосе более всего проявился новославянский балканский, динарский, тип серба – серба-героя и страдальца «за Крест Честной и свободу золотую», но эпически-патриархальные черты сербам присущи с давних времен еще, и поныне в народе они сохранились. Многими замечено, что в сербских песнях – и лирических, и эпических героических – много печали и грусти. На это указывали еще византийские хронисты. Так, известный византийский историк и философ Никифор Григорас в XIV веке писал, что сербы пели, подпевая один одному через горные ущелья и котловины, и, по его словам, «были это печальные мелодии с особенным эхом в пропастях и стремнинах». Подобное отмечал и польский поэт прошлого века Адам Мицкевич, равно как и ряд наших и зарубежных исследователей народной поэзии позднее. Печальные и жалобные мелодии сербских народных песен мы и сейчас отмечаем, ощущаем, если доводится слышать звуки сербских гуслей и пение гусляра. Гусли – в общем-то аскетический и страдальческий инструмент, они больше причитают и оплакивают поражения, чем воспевают триумфы и победы (С.Винавер), и потому не удивительно, что под гусли лучше всего воспеты косовская и шумадийская борьба, страдания времен князя Лазаря и вождя Карагеоргия. Гусли и сейчас, хотя менее, чем прежде, живы в сербском народе, ибо жива и неизбывна сербская «историческая печаль», являющаяся результатом не одного исторического периода. «Посредством стародавних звуков гуслей отзывается не только одна историческая эпоха и не только дух одного общественного класса, но и более глубокая конституция души и характера сербского, души, которая именно таким образом реагировала на определенную долговременную жизненную судьбу и на среду» (В.

http://pravmir.ru/duxovnaya-zhizn-serbov...

С сожалением отмечаю, что наша интеллигенция с большей терпимостью относится к атеизму, чем к богомольчеству. А это не может привести к добру ни народ, ни государство». Брат Милия Ристивоевич из Пожеги говорит об отличии судов Божиих от судов человеческих. Случилось у них там, на склоне Каблар–горы, что некий зарвавшийся самодур ворвался в дом мирного крестьянина. Требовал у него чего–то такого, что крестьянин дать не мог, – и за это убил он его прямо у очага. На суде целый ряд адвокатов защищал убийцу, и его приговорили лишь к одному году лишения свободы. Подали апелляцию и кассационную жалобу, однако приговор был утвержден. Народ же ждал гораздо более строгого наказания. И справедливая кара пришла, но не от людей, а от Бога. Когда убийца вышел из пожаревацкой тюрьмы, то, сильно напившись, бесчинствовал в городе и кричал, что убьет любого, кого захочет, – и снова просидит годик за решеткой. Ближе к вечеру, когда возвращался он домой, потемнело небо и засверкали молнии, и он укрылся в каком–то хлеву. Но тучи разразились ужасным раскатом грома, и яркая стрела молнии ударила прямо в хлев, убила преступника и сожгла его вместе с сараем. «Явила себя правда Божия», – говорил народ, умиляясь без злорадства. Таким образом, и в наши дни исполнилось слово Господне: Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои( Ис.55:8 ); Бог – судитель праведен и крепок ( Пс. 7,12 ). Пера Кнежев: «Зовите меня Бата [т. е. «брат» (разг.). – Ред.] из Банйта. Не важно знать мое имя. Хочу только, чтобы узнали правду об этом Духовном восстании и о том, как началось оно у нас по ту сторону Дуная. Сейчас оно сильнее всего здесь, в Шумадии. Есть на то Божия воля. Во–первых, именно в Шумадии началось внешнее освобождение сербства, а посему справедливо, чтобы здесь началось и освобождение внутреннее, духовное. Тогда мы освобождались от гнета магометан, а ныне – от греха. Во–вторых, потому, что шумадийские священники приняли это Движение в Сербии. Впрочем, богомольцы появились у нас в Банате гораздо раньше – словно пламя, вспыхнувшее и погасшее. Вот как это было, по словам моей тети из Сербского Пидея. В ту пору ей было двадцать лет. Собственно, Бог подвигнул одного человека, а тот – многих людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Епископ Шумадийский Иоанн (версия для печати)/Православие.Ru Епископ Шумадийский Иоанн Православие.Ru , 25 апреля 2003 г. Епископ Шумадийский Иоанн / Епископ Иоанн (Младенович) родился 11 сентября 1950 года в сербском селе Добрачи по Арильем. Закончил начальную школу в родном селе. С 11 лет подвизался в качестве послушника в близлежащем Свято-Архангельском монастыре. В декабре 1963 года перешел в сербскую лавру – монастырь Студеницу, где остался на целых тридцать лет, пройдя все послушания от монастырского послушника до монаха, а затем и епископа. Его духовное возрастание проходило у мощей великих сербских святых прп. Симеона Мироточивого, прп. Симона монаха – Стефана Первовенчанного, прп. Анастасии Сербской. Учителями духовной мудрости и смирения стали для будущего владыки известные духовники отец Иулиан (Кнежевич) и отец Симеон (Васильевич). С 1967 по 1969 г. посещал первое послевоенное Монашеское училище Сербской Церкви в монастыре Острог, которое успешно закончил. После окончания училища проходил воинскую службу. 24 апреля 1971 года принял монашеский постриг в Студенецкой обители, а на следующий день был рукоположен епископом Жичским Василием (Костичем) в сан иеродиакона. В 1971 году по благословению правящего архиерея, иеродиакон Иоанн поступает в пятилетнюю семинарию Свт. Саввы в Белграде, которую закончил уже в 1974 году с отличными успехами. Во время учебы в семинарии 25 июля 1973 года был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал свое служение в Студенице. С 1976 года учился на Богословском факултете в Белграде. В 1980 году защитил диплом. Одновременно нес послушание наместика-заместителя студенецкого игумена протосингела Симеона (Васильевича). 25 июля 1980 года по распоряжению епископа Жичского Стефана (Боцы) и единогласному желания членов монастырского братства сменил на должности настоятеля Студеницы архимандрита Иулиана Кнежевича. В 1983 году произведен в сингела, а в 1986 году в протосингела. В 1989 году становится архимандритом. Настоятелем монастыря Студеницы был течении 13 лет, вплоть до епископской хиротонии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Из возможных кандидатов в члены Синода называют Шумадийский епископ Иоанн (Младенович), Будимлянско-Никшичский епископ Иоанникий (Мичович) и Тимокский епископ Иустин (Стефанович). Белград. 18 мая. ПРАВМИР — По сообщениям сербских СМИ, на проходящем сейчас Соборе Сербской Православной Церкви, возможно, будет полностью изменен состав Синода Сербского патриархата. Синод Сербской Церкви является постоянным органом исполнительной церковной власти и состоит из пяти членов – Патриарха и четырех епископов. Каждые два года двое из епископов-членов Синода избираются заново. Однако в последнее время в связи с болезнью и смертью Сербского Патриарха Павла регулярная процедура смены членов Синода оказалась нарушена, некоторые епископы Синода выполняют бессменно свои функции уже три или четыре года подряд. В связи с этим вопрос о полной смене всех четырех членов Синода, которые принимали текущие решения по вопросам церковной жизни в последнее время, становится актуальным. Сейчас Синод состоит из Черногорско-Приморского митрополита Амфилохия (Радовича), Бачского епископа Иринея (Буловича), Захумско-Грецеговинского епископа Григория (Дурича) и Далматинского епископа Фотия (Сладоевича). Из возможных кандидатов в члены Синода называют Шумадийский епископ Иоанн (Младенович), Будимлянско-Никшичский епископ Иоанникий (Мичович) и Тимокский епископ Иустин (Стефанович). Правом предлагать кандидатуры новых членов Синода обладает Патриарх. По сложившейся после распада Югославии негласной традиции один из членов Синода представляет в церковном отношении Сербию, второй – Черногорию, третий – Хорватию, четвертый – Боснию и Герцеговину. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024

http://pravmir.ru/arxierejskij-sobor-ser...

Состоялась архиерейская хиротония Представителя Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси 26 июля 2006 г. 11:56 23 июля в Белграде состоялась хиротония Представителя Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси, настоятеля Подворья Сербской Православной Церкви в Москве архимандрита Антония (Пантелича) во епископа Моравичского, викария Патриарха Сербского. Избрание архимандрита Антония во епископа состоялось на Архиерейском Соборе Сербской Православной Церкви в мае сего года. Епископ Антоний и далее будет представлять Сербскую Православную Церковь при Московском Патриаршем Престоле. Накануне, 22 июля, перед вечерней в кафедральном соборе святого Архангела Михаила чин наречения нового епископа возглавил Святейший Патриарх Сербский Павел в сослужении митрополита Дабробосанского Николая, ректора Московской Духовной академии и семинарии архиепископа Верейского Евгения, епископов Зворничко-Тузланского Василия, Сремского Василия, Бачского Иринея, Осечско-Польского и Бараньского Лукиана, Враньского Пахомия, Шумадийского Иоанна, Милешевского Филарета, Далматийского Фотия, Полочско-Повардарского Иоакима, Горнекарловацкого Герасима, Австралийско-Новозеландского Иринея и Хвостанского Афанасия. Хиротонию епископа Моравичского Антония Предстоятель Сербской Православной Церкви совершил 23 июля за Божественной литургией в кафедральном соборе святого Архангела Михаила в сослужении 18 архиереев: архиепископа Цетиньского и митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия, митрополита Дабробосанского Николая, архиепископа Верейского Евгения , епископов Шабачского Лаврентия, Зворничко-Тузланского Василия, Банатского Никанора, Бачского Иринея, Осечско-Польского и Бараньского Лукиана, Враньского Пахомия, Шумадийского Иоанна, Милешевского Филарета, Далматийского Фотия, Полочско-Повардарского Иоакима, Будимлянско-Никшичского Иоанникия, Горнекарловацкого Герасима, Австралийско-Новозеландского Иринея, Хвостанского Афанасия и Егарского Порфирия. Архипастырям сослужили около тридцати клириков Сербской и Русской Православных Церквей, а также Представитель Православной Церкви в Америке в Москве архимандрит Закхей (Вуд). На службе присутствовали Посол Российской Федерации в Белграде А.Н.Алексеев, представители дипломатического корпуса, государственных учреждений Сербии, культурные и общественные деятели.

http://patriarchia.ru/db/text/128501.htm...

Состоялась архиерейская хиротония Представителя Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси (версия для печати)/Православие.Ru Состоялась архиерейская хиротония Представителя Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси Православие.Ru , 30 июля 2006 г. 23 июля 2006 г., Белград Епископ Моравичский Антоний (Пантелич). Фото www.spc.yu 23 июля 2006 года в Белграде состоялась хиротония Представителя Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси, настоятеля Подворья Сербской Православной Церкви в Москве архимандрита Антония (Пантелича) во епископа Моравичского, викария Патриарха Сербского. Избрание архимандрита Антония во епископа состоялось на последнем Архиерейском Соборе Сербской Православной Церкви в мае 2006 года. Епископ Антоний и далее будет представлять Сербскую Православную Церковь при Московском Патриаршем Престоле. Накануне, 22 июля, перед вечерней в кафедральном соборе святого Архангела Михаила чин наречения нового епископа возглавил Святейший Патриарх Сербский Павел в сослужении митрополита Дабробоснийского Николая, ректора Московской Духовной академии и семинарии архиепископа Верейского Евгения, епископов Зворничко-Тузланского Василия, Сремского Василия, Бачского Иринея, Осечско-Польского и Бараньского Лукиана, Враньского Пахомия, Шумадийского Иоанна, Милешевского Филарета, Далматийского Фотия, Полочско-Повардарского Иоакима, Горнекарловацкого Герасима, Австралийско-Новозеландского Иринея и Хвостанского Афанасия. Хиротонию епископа Моравичского Антония Предстоятель Сербской Православной Церкви совершил 23 июля за Божественной литургией в кафедральном соборе святого Архангела Михаила в сослужении 18 архиереев: архиепископа Цетиньского и митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия, митрополита Дабробоснийского Николая, архиепископа Верейского Евгения, епископов Шабацского Лаврентия, Зворницко-Тузланского Василия, Банатского Никанора, Бачского Иринея, Осечско-Польского и Бараньского Лукиана, Враньского Пахомия, Шумадийского Иоанна, Милешевского Филарета, Далматийского Фотия, Полошско-Повардарского Иоакима, Будимлянско-Никшичского Иоанникия, Горнекарловацкого Герасима, Австралийско-Новозеландского Иринея, Хвостанского Афанасия и Егарского Порфирия. Архипастырям сослужили около тридцати клириков Сербской и Русской Православных Церквей, а также Представитель Православной Церкви в Америке в Москве архимандрит Закхей (Вуд). На службе присутствовали Посол Российской Федерации в Белграде А.Н.Алексеев, представители дипломатического корпуса, государственных учреждений Сербии, культурные и общественные деятели.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Пресс-секретарь Сербской Православной Церкви опроверг заявления о стремлении Церкви заниматься политикой 12 апреля, 2013. Новостная служба 8 апреля 2013 года Сербский Патриарх Ириней встретился с президентом Сербии Томиславом Николичем, премьер-министром Ивицей Дачичем и первым вице-президентом Александром Вучичем. Во встрече приняли участие члены Священного Синода епископ Сремский Василий, епископ Бачский Ириней, епископ Шумадийский Иоанн и епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий. 12 апреля. ПРАВМИР. Пресс-секретарь Сербской Православной Церкви, епископ Бачский Ириней опроверг заявления о стремлении Церкви заниматься политикой, сообщает T he Orthodox Church . 8 апреля 2013 года Сербский Патриарх Ириней встретился с президентом Сербии Томиславом Николичем, премьер-министром Ивицей Дачичем и первым вице-президентом Александром Вучичем. Во встрече приняли участие члены Священного Синода епископ Сремский Василий, епископ Бачский Ириней, епископ Шумадийский Иоанн и епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий. Пресс-секретарь Сербской Православной Церкви, епископ Бачский Ириней обратился к представителям СМИ по окончании встречи. «Я отклоняю, как неправильные и вредоносные, все инсинуации по поводу того, что Церковь якобы хочет заниматься политикой и выносить решения вместо законно избранных должностных лиц. Это не существует ни в намерениях, ни в мыслях. Но если любая неправительственная организация с небольшим членством считает, что имеет право высказать свое мнение правительству государства, то Церковь имеет даже больше прав, чтобы сделать то же самое от имени верующих, которые составляют абсолютное большинство граждан этой страны», — заявил иерарх. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 февраля, 2021 18 января, 2021 5 мая, 2023

http://pravmir.ru/press-sekretar-serbsko...

Будет ли претендовать на патриаршество наиболее авторитетный на сегодняшний день в Сербской Церкви архиерей, епископ Ириней (Булович) – неизвестно. Возможно, он посчитает, что для блага Сербской Церкви ему полезнее оставаться в полутени, к чему он, собственно, привык. В такой ситуации, по мнению наших источников, наиболее вероятными кандидатурами на жеребьёвку могут стать: митрополит Боснийский Хризостом (Евич), епископ Шумадийский Иоанн (Младенович) и, вполне возможно, либо епископ Жичский Иустин (Стефанович), либо митрополит Загребско-Люблянский Порфирий (Перич). Среди этих кандидатур нет ни одного русофила! Перечисленные владыки настроены скорее прогречески. А епископ Шумадийский и митрополит Загребский к тому же известны своими модернистскими и экуменическими взглядами. Осведомлённый читатель может возразить: «Выбор зависит от промысла Господня, ведь сербский Патриарх избирается жребием…». Да, жребием. Но ведь важно, кто окажется в тройке архипастырей, на одного из которых в конечном счёте и падёт жребий. И пока среди вероятных кандидатов нет ни одного русофила… Павел Вячеславович Тихомиров , помощник главного редактора «Русской народной линии» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 6. Сербия постепенно дрейфует от России к США ! Это очевидно. ЦРУ и Госдеп не должны упустить возможность оторвать братскую Сербскую ПЦ от России. Затем очередь пойдет за Иерусалимской ПЦ, которая по настоянию греческих однопарттийцев и сородичей --вор-фоломеевцев и госдеповцев признает самочинно-ряженную ПЦУ. И Вселенскому Православию наступит окончательный конец. 5. Ответ на 4, Иоанн: А что там написано про финансирование храма святого Саввы? Всё написано... 4. Ответ на 2, monarhist: А что там написано про финансирование храма святого Саввы? 3. А не проще всё? Патриарх Ириней умер от ковида, вот владыки и боятся останавливаться в самой Патриархии: а вдруг дезинфекция этого помещения не была 100%? Или сотрудники Патриархии, болея, снова не внесли вирус в стены Патриархии? В отеле свой контроль, туда кто попало не ходит.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/11/st...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010