В настоящее время обитель располагает двумя храмами: Успенским и во имя Св. Иоанна Крестителя. В последнем покоятся мощи основателя монастыря Св. Шио. Управляется викарным горийским епископом. Шуамтинский Рождество-Богородицкий монастырь в Телавском уезде. Второклассная Шуамтинская общежительная обитель находится в 7 верстах от уезд. г. Телава, над полотном Гомборского шоссе. К ней приписан Алавердский Георгиевский собор, основанный в 557 году и находящийся в 15 верстах от Телава. Управляет монастырем алавердский епископ, викарий грузинского экзархата. Женские обители Бодбийский Св. Нины монастырь в Сигнахском уезде. Бодбийский монастырь находится в местечке Бодби, в 2-х верстах от уезд. г. Спгнаха и в 100 – от Тифлиса. Основана эта обитель в 1889 году по воле императора Александра III. Основательницей и первой настоятельницей монастыря была игуменья Ювеналия, приехавшая в Водби из Москвы с шестью сестрами. Обитель возникла на развалинах древнего храма Св. равноап. Нины. Церковь эха была построена в конце V столетия царем Вахтангом Гургасланом, а в 1027 году царем Георгием I над ней выстроен храм во имя Св. Георгия Победоносца. С VIII по XVII с при храме Св. Нины был учрежден мужской монастырь и митрополичья кафедра, которая была уничтожена со смертью последнего грузинского митрополита Иоанна Бодбийского. В обители ныне два храма. Храм Св. Нины принадлежит глубокой древности: он стоит около 16 столетий. В нем почивают под алтарем, близ престола, мощи Св. Нины. Сверху они закрыты мраморной гробницей с изображением Св. Нины во весь рост, с крестом и Евангелием в руках; у ног св. угодницы на гробнице находится образ Божией Матери, которая вручает ей крест, повелевая идти проповедовать Христово ученье в Иверию. Все стены церкви покрыты старинной живописью из событий Ветхого и Нового Заветов; в церкви же находится ризница со старинными, времени грузинских царей, церковными облачениями, сосудами и книгами. Второй монастырский храм, заложенный в 1897 г. и освященный в 1901 г. имеет четыре престола: первый, главный, во имя Св. Николая; боковой придел, старинный, во имя Успения Божией Матери, и два придела на хорах: в честь Св. Иннокентия и святителя Ювеналия. В церкви Св. Николая стоит копия с Иверской иконы Божией Матери, что на Афоне, в 2 арш. вышины, чудной живописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Иоанн, епископ Горийский, викарий Мцхетско-Карталинской (Грузинской) епархии (Авалиани Петр Георгиевич) Родился в городе Тифлисе в семье священника. В 1804 году окончил курс Тифлисского благородного училища. В 1807 году рукоположен во диакона. 30 сентября 1814 года рукоположен во священника к Тифлисскому собору и назначен проповедником для обращения осетин. В 1818 году награжден наперсным крестом за обращение 2097 осетин в Православие. К 1819 году число обращенных достигло 3834 человек. В награду за труды 2 ноября 1819 года он был возведен в сан протоиерея и определен благочинным в Осетии. В 1825 году назначен благочинным по Тифлисскому уезду и управляющим церковными имениями в Тифлисе. С 1826 по 1835 годы – член Тифлисского совестного суда. С 1831 года – настоятель Сионского собора. В 1833 году представлен депутатом от грузинского духовенства в Судную комиссию для рассмотрения и решения вопросов о делателях в Грузии и Имеретин фальшивых царских грамот на дворянское и княжеское достоинство. 7 сентября 1834 года пострижен в монашество; 9 сентября возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Давидо-Гареджийской пустыни, а также членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы. В 1841 году определен членом комитета по рассмотрению гуджаров о грузинских церковных имениях и крестьянах. 13 апреля 1852 года хиротонисан во епископа Горийского, викария Мцхетско-Карталинской (Грузинской) епархии. В том же году назначен настоятелем Шуамтинского Рождество-Богородицкого монастыря. Скончался 6 апреля 1858 года. Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 331. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 331. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1399. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 85. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 9. – С. 46. Русский биографический словарь: в 25т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 275. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Новая Шуамта. Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. Монастырь Ахали Шуамта Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1520. Адрес: Грузия, Телавский р-он, монастырь Ахали Шуамта Координаты: 41.913522, 45.390503 Проезд:На юго-запад от Телави, не доезжая 2 км. до Старой Шуамты Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ахали Шуамта (XVI в.) Действующий женский монастырь построен в XVI веке недалеко от Телави. Изначально монастырский храм был покрыт изнутри богатыми фресками, но после отмены грузинской автокефалии в XIX веке стены храма были закрашены белой краской и только в XX веке краску попытались снять, но восстановить удалось лишь отдельные фрагменты фресок. По преданию, обитель была построенна кахетинской царицей Тиной, дочерью гурийского князя. Ещё в детстве она увидела сон, что ей предстоит построить православный храм. Было показано ей во сне и место, где он должен быть, но не было открыто где оно находится. И только будучи уже женой кахетинского князя Левана, царица Тина узнала виденное ей во сне место во время путешествия по Грузии. Там и был основан монастырь, где впоследствии приняла монашеский постриг сама Тина. Источник: сайт Грузинской Православной Церкви http://georgia.orthodoxy.ru/monasteries1.htm Новая Шуамта. Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы В. Шуамтинский Рождество-Богородицкий монастырь, 2 класса, общежительный, в 7 верстах от города Телава. Основан в VI веке; в XVI веке возобновлен. К нему приписан Алавердский Георгиевский собор, построенный в 557 году. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Новая Шуамта - монастырь в 9 километрах от центра Телави, практически у самой телавской трассы, одна из главных достопримечательностей на маршруте этой трассы. Монастырь основан в XVI веке около монастыря Старая Шуамта. Он в чем-то менее интересен, чем " Старый " , но имеет ряд ценных особенностей. Это был 1520 год. Тинатин отправилась в Кахетию и по дороге через гомборский перевал остановилась в Старой Шуамте.

http://sobory.ru/article/?object=22294

От церкви снаружи начинается к востоку длинная площадка, имеющая в ширину не больше четырех аршин, на которой подряд высечены в скале кельи. Таких же рядов келий с такими же площадками снаружи имеются 2 выше и 2 ниже, и эти 5 рядов образуют как бы пятиэтажное помещение с внутренними входами вверх и вниз, а извне имеющее доступ только по одной тропе со стороны главной церкви. Кроме доступных в настоящее время этих 5 рядов келий, как видно, были еще выше и ниже ряды, которые временем уничтожены. Вообще всех келий в мон. и вблизи в ущельях насчитывают больше тысячи. В. Спасо-Преображенский , 1 кл., в Тифлисе. Основан в 1822 г.; при нем школа. Хирский Стефановский , 3 кл., в 10 в. от г. Сигнаха; при нем школа. Шио-Мгвимский , зашт., в 10 в. от с. Мцхета, Душетского y., в глубине дикого ущелья. Основан в VI в. св. Шио, который и погребен здесь (см. 9 мая и 28 окт.)· До 1877 г. был приписав к Тифлисскому Спасо-Преображенскому мои. Вокруг мон. находится до 1000 древних пещер. При нем странноприимница. В. Шуамтинский Рождество-Богородицкий , 2 кл., общ., в 7 в. от г. Телава. Основан в VI в.; в XVI в. возобновлен. К нему приписан Алавердский Георгиевский собор, построенный в 557 г. (см. 15 сент.). Женские: Бодбийский св. Нины , 1 кл., общ., в 3 в. от г. Сигнаха, в м. Бодбе, в Кахетии. До XII в. здесь существовал монастырь при храме над усыпальницей св. Нины (см. 14 янв.). He раз разоряемый, мон. был упразднен и обращен в кафедру бодбийских митрополитов, a по упразднении ее (в 1837 г.) – в приходский храм; в 1889 г. восстановлен. Храм св. Нины принадлежит к глубокой древности; он стоит ок. XVI в. В нем почивают в алтаре, близ престола, мощи св. Нины, с устроенной над ними гробницей. Все стены этого храма покрыты старинной живописью из событий Ветхого и Нового Заветов. В 1901 г. освящен новый храм во имя святит. Николая, весьма красивой архитектуры. Стены его внутри расписаны изображениями из житий св. Нины и святит. Николая. При мон. женская церковно-учительская школа со второклассной образцовой школой, живописная мастерская, больница и странноприимница; недалеко от мон.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Что же касается рассадников духовного просвещения, то мы видим, что вопрос этот получает более или менее определенную форму и устойчивость лишь в 1809 году, когда тогдашний главнокомандующий в Грузии генерал Тормасов, коснувшись этого вопроса по предварительном обсуждении его совместно с высокопреосвященным Варлаамом, в своем донесении обер-прокурору Синода князю Голицыну о положении духовной части в присоединенном крае, между прочим писал: «сверх общей пользы, какую приносит образованное учением и воспитанием духовенство, оно может быть употребляемо наипаче для обучения в христианскую веру соседственных с Грузией горских идолопоклонных народов. На сей конец, по неимению в Грузии духовных училищ необходимо учредить гимназию из священнических и диаконских детей, на первый раз из 60 человек, в которую и будут поступать они из уездных училищ. В уездных же училищах могут обучаться не только одних духовных лиц дети, но и бедных дворян и граждан, где преподаваемы будут российский и грузинский языки, и первые правила арифметики. Дети дворян, кои, обучаясь в уездных училищах, окажут способности к наукам и к военной службе, могут поступать в Тифлисское благородное военное училище» 144 . В том же донесении генерал Тормасов, делая распределения получавшихся в существовавших тогда 13 грузинских епархиях и 9 архимандриях церковных доходов на разные нужды и потребности грузинской церкви, отделил из общего числа этих доходов собственно на устройство гимназии и уездных училищ определенную сумму денег. Святейший Синод, рассмотрев донесение генерала Тормасова, мнением положил: «для обучения детей священно-и церковно-служительских и приготовления их к духовному званию, учредить на первый случай вместо гимназии – духовную семинарию; что же касается до уездных училищ, то оные открыть в удобных местах в то время, когда приготовлены будут для сего в семинарии учителя» 145 . Положив открыть семинарию и содержать ее на счет церковных сумм, получаемых с церковных крестьян, Синод, однако, в отношении сумм, назначенных на содержание уездных училищ, определил, чтобы они отпускались из подлежащего источника лишь по открытии тех училищ, а до того времени, если встретится надобность, из них употреблять часть на устроение семинарии и приведение в порядок её во всех частях, остальные же деньги хранить до открытия училищ 146 . Указанное мнение Святейшего Синода высочайше утверждено 21 июня 1811 года. Тогда же грузинское духовенство озаботилось и составлением фонда в пользу её путем ежегодных отчислений из доходов епархий и архимандрий. Так, из ведомости о поступивших с Алавердской и Руисской епархий и Шуамтинского монастыря взносов на устройство семинарии видно, что в 1811, 1812 и 1813 годах поступило всего 3013 р. 8 коп 147 . Сколько поступало от других епархий и монастырей, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прием этих имений в казенное управление был возложен на временную комиссию, которая, заведуя имениями два года, передала все церковные имущества утвержденному с высочайшего соизволения 1 января 1855 года особому управлению: а) местному, под непосредственным заведыванием управления государственными имуществами, делами сельского хозяйства и промышленности и б) главному в составе Главного управления наместника кавказского с отпуском ежегодно из казны на первое – 3150 руб., а на второе – 2760 р., а всего 5910 руб. Расход этот, на основании высочайшего указа, от 5 ноября 1852 года, не исключался из бюджета суммы доходов с церковных имений 212 . По передаче означенных имений в казну, во владении духовенства были оставлены, по высочайше утвержденному списку, следующие 18 оброчных статей и угодий: 1) для дома экзарха сенокосный луг при деревне Ахалсопели, называемый Салхениси, 2) рыбная ловля в реке Куре от селения Мцхет до Красного моста, 3) для дома викария Грузинского, сенокосные места между лугами, принадлежавшими Руставской епархии, 4) мельница в городе Гори для Спасопреображенского монастыря, 5) для него же сенокосный луг близ Тифлиса, 6) луг с дровяным лесом для Шиомгвимской пустыни в окрестностях оной, 7) сад для сей же пустыни в селении Дзегви, 8) сад для Давидгареджийской пустыни в селе Сагареджо, называемый Додос-звари, 9) мельница для сей же пустыни на реке Иоре, близ селения Ниноцминди, 10) часть пастбищной земли вокруг Давидгареджийской пустыни состоявшая из 3036 десятин 1100 кв. сажень, 11) сад для Иоанно-Крестительской пустыни с мельницею в селении Хашми, 12) пастбищной земли 3475 десятин, 10 кв. саженей для сей же пустыни вокруг её, со включением монастырских колодцев, 13) мельница при селении Хирса для Хирского монастыря, 14) сад в селении Артозани, называемый Звари для Шуамтинского монастыря, 16) часть леса вокруг сего монастыря около 900 десятин, 17) для Самтаврского женского монастыря сад в селении Дзегви с огородною землею между монастырем и большою дорогою, 18) участки земли при деревне Кавтисхеви, называемые Потиси, Носпехболо и Сакуртхиси для Кавтисхевского (Квабтахевского) монастыря 213 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

32 Епархии эти были следующие: по Тифлисскому уезду – мцхетсекая, имевшая 615 дворов крестьян, Тифлисская – 21 двор; по Ггорийскому и Ананурскому уездам: самтаврская, имевшая 35 дворов, руисская – 96, цилканская – 20, самтависская – 30, урбнисская и никозская – 70 дворов; по Телавскому уезду: алавердская, имевшая 342 двор, ниноцминдская – 113, руставская – 58 и некресская – 86; по Сигнахскому уезду: бодбийская с 729 дворов крестьян. 33 В состав мцхетской и карталинской епархий, по проекту, должны были войти следующие епархии: мцхетская с приблизителным доходом, по дознанию преосвященного Варлаама, в 9560 рублей, Тифлисская – 2500 руб., самтаврская – 500 руб., руисская – 1500 руб., цилканская 1000 руб., самтависская – 600 руб., урбнисская – 900 руб. и никозская 300 руб. 34 В состав кахетинской и алавердской епархий предполагалось ввести следующие епархии: алавердскую с доходом в 5600 р., ниноцминдскую – 1500 р., руставскую – 1000 р., некресскую 1200 р. 35 Архимандрии эти следующие: По горийскому и ананурскому уездам: квабтахевская, имевшая 105 дворов крестьян, мгвимская – 27 двор, икортская – 16, по телавскому уезду: кахетинская – 122 двор, давидгареджийская – 153, иоаннокрестительская – 106 дворов, шуамтинская – 65, ларгвисская – 40 и тирская 3 двора. 36 По Сигнахскому уезду: бодбийскую, имевшую заменить собою епархию того же имени, с 729 дворов крестьян и 4374 рублей дохода в год; по карталинии – квабтахевскую и мовимскую (должны были быть соединены в одну архимандрию) с 132 дворами крестьян и 2200 руб. годового дохода; по Телавскому уезду – кахетинскую со 122 двор. и 1200 рублей годового дохода, давидгареджийскую со 153 дворами крестьян и 1600 рублей дохода, и иоаннокрестительскую и шуамтинскую (обе эти архимандрии должны были составить одну архимандрию) со 171 дворами крестьян и 2800 рублей годового дохода. Икортская же архимандрия, имевшая при 16 крестьянских дворах 600 рублей годового дохода, обращалась в приход; равным образом обращались в приход ларгвисская и тирская архимандрии, имевшие при 43 крестьянских дворах 450 рублей годового дохода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ныне Кутаисская духовная семинария уже полная: в ней 6 классов. За время своего существования она находилась под управлением двух ректоров, из коих первым был архимандрит Дмитрий, бывший и первым инспектором, а вторым – архимандрит Вениамин, нынешний ректор её. Грузинское училище девиц духовного звания Первые заботы в грузинском экзархате об образовании священно-церковно-служительских детей женского пола несомненно принадлежат приснопамятному Исидору, бывшему экзарху Грузии, а впоследствии митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому. Из имеющихся у нас дел видно, что еще в 1849 году, 28 октября, он писал настоятелю Шуамтинского Богородичного монастыря, архимандриту Христофору: «Принимая во внимание, что в Грузинской епархии нет никакого заведения, где бы круглые малолетние сироты женского пола, не имеющие близких родственников, могли быть призреваемы и получать приличное воспитание, нахожу весьма нужным и полезным устроить таковое заведение в Самтаврской женской обители, с возложением на монахинь обязанности иметь о таковых сиротах попечение и обучать их грамоте и приличным рукоделиям. Устройство помещения для сирот не может быть отнесено на счет попечительства о бедных духовного звания, по скудости наличных сумм его» 170 . Далее высокопреосвященный Исидор предлагает архимандриту Христофору приглашать к посильному пожертвованию на указанную надобность как братию вверенного ему Шуамтинского монастыря, так равно и светских лиц, известных своего благотворительностью. Было ли учреждено это училище при покойном архипастыре Исидоре, по неимению необходимых данных, сказать трудно, а то даже и совсем невозможно. Нам известно только то, что в силу представления высокопреосвященного Евсевия, бывшего экзарха Грузии и состоявшегося по оному определения Святейшего Правительствующего Синода, от 4 января 1866 года, тем же владыкою было открыто при означенном монастыре 5 сентября того же года «Грузинское училище девиц духовного звания», в каковом торжестве открытия принимали участие тогдашний ректор Тифлисской духовной семинарии, архимандрит Викторин с Тифлисским и мцхетским духовенством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, не только состав духовенства, но и все обитатели здешнего края будут иметь дорогу к некоторому просвещению, и все вообще будут пользоваться благопопечением правительства. В заключение должен я сказать о священнических и диаконских вдовах и детях, дабы первые после смерти мужей, а последние – отцов своих не оставались без пропитания, то определять вдовам некоторое содержание из суммы, поступающей на богоугодные заведения, которая употребляться будет по общему согласию главнокомандующего в Грузии и начальствующего над духовенством; из сей же суммы назначить содержание и детям умерших священников и диаконов, – мужеского пола до вступления в гимназию, а женского – до замужества, исключая тех вдов и детей, кои иметь будут достаточное состояние или собственные недвижимые имения. Изложив здесь относящееся до образования духовенства, не должен умолчать и о том, что со времени вступления в управление духовною частью архиепископа Варлаама, оная весьма примерно приводится в благоустройство, по учреждении же дикастерии надеяться должно, что духовенство примет совершенно иной вид» 44 . Таким образом, в целях упорядочения и введения в управление грузинским духовенством единства, архиепископом Варлаамом предложено было из 13 существовавших в то время и перечисленных выше епархий образовать только две епархии: Мцхетско-карталинскую, в состав которой должны были войти епархии: Мцхетская, Тифлисская, Самтаврская, Руисская, Цилканская, Самтависская, Урбнисская и Никозская, с доходом в общей сложности в 16960 руб. серебром и Алавердско-кахетинскую, из епархий Алавердской, Ниноцминдской, Руставской и Некресской с доходом в 9500 руб. Из девяти архимандрий, по проекту того же преосвященного Варлаама, предполагалось составить только пять, а именно: Бодбийскую, имевшую образоваться из одноименной епархии, Квабтахево-мгвимскую, Кахетинскую, Давидгареджийскую и пустынь Иоанна Крестителя с Шуамтинскпм монастырем, архимандрии же Икортская, Ларгвисская и Тирская, как приносившие слишком мало доходов, должны были быть обращены в приходы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подобно другим храмам Грузии, и Алавердский собор подвергался неоднократно нападениям мусульман и горцев, которые если окончательно и не разорили его, все же повреждали его в значительной степени. В особенности собор много терпел от хищных лезгин, часто наводнявших собою Кахетию, благодаря соседству её с Дагестаном. Что до присоединения Грузии к России, эта древнейшая кахетинская святыня часто была в несоответствующем её историческому значению положении, это видно из отзывов русских послов, неоднократно приезжавших в Кахетию. После высокопреосвященного Варлаама, экзарха Грузии, обращавшего на Алавердский собор особенное внимание, высокопреосвященный Феофилакт, первый экзарх Грузии из русских, в своих заботах об этом величественном памятнике незыблемого православия грузин, предписал настоятелю Шуамтинского монастыря, архимандриту Епифанию позаботиться всевозможным образом о поправлении его в чем следует. Начатые при этом архипастыре работы по возобновлению собора продолжались и при приемниках его. Из находящихся у нас сведений видно, что при высокопреосвященном экзархе Грузии Ионе выстлана часть церковного пола камнем, исправлена стена с правой стороны собора и карнизы, исправлены входные в храм двери, на что и израсходовано из общих грузинских церковных доходов слишком 300 рублей 248 ; затем при нем же была поправлена с западной стороны крыша, пропускавшая течь, что потребовало расхода до 116 рублей 80 коп., каковые отнесены были на средства собора 249 . При высокопреосвященном Евгении сделан навес с тесовою крышею, где повешены были церковные колокола 250 . Высокопреосвященный экзарх Грузии Исидор перестроил развалившуюся соборную каменную ограду, – с восточной стороны на 5 саженей и северной на 3 в длину и на три сажени в высоту, 251 на что израсходовано 1169 руб. 27 коп., из коих 999 руб. отнесены были на счет общих грузинских доходов, а остальные на счет церковной суммы Алавердского собора 252 ; затем вставлены новые окна и исправлены старые в храме, что обошлось в 200 рублей серебром, израсходованных из сумм Алавердского же собора 253 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003