Сей порядок, в управлении Епаршескими дедами в Грузии существует и ныне. В Епархии Карталинской имеется: Монастырей 6. 1 . Тифлиский первостепенный Спасо-Преображенский. 2 . Давидгареджийская пустыня. 3 . Иоаннокрестительская пустыня. 4 . Шуамтинский монастырь. 5 . Шиомгвимская пустыня. 6 . Хирский Стефановский. Соборных церквей 11. Приходских штатных 311. Церковных крестьян по камеральному описанию, в 1818 году учиненному, дымов 4260, а душ до 15000. Сверх сего имеется при монастырях , Соборах и многих церквах много земель, виноградных садов, мельниц, домов, лавок, красилен, рыбных ловель, и в Тифлисе минеральная баня. С церковных крестьян и имений получается годового доходу от 57500, до 58000 рублей серебром. О монастырях 1 . Тифлиский Спасо-Преображенский первостепенный монастырь, по Указу Святейншего Правительствующого Синода, на представление Грузино-Имеретинской оного Конторы, о перемещении бываго Квабтахевского монастыря, в Тифлис последовавшему, устроен в 1821 и 1822 годах из оставшихся Царских зданий, церкви, и вновь достроенных трех каменных корпусов; который, по возобновлении и освящении церкви во имя Преображенья Господня Октября 29 дня, 1822 года, Преосвященным Ионою Архиепископом Грузии Соборне, наименован Спасо-Преображенским; состоит в Тифлисе на высокой Авлабарской горе, обнесен в некоторых местах каменною оградою, в некоторых стенами монастырских зданий, а с Западной стороны утесом горы, который выкладен кирпичом, – Вышеозначенная церковь Грузинской архитектуры, длиною 22, шириною 9 аршин; утварью посредственна. В ней имеются части мощей разных Святых. Настоятельские и братские кельи каменные, из коих первые в длину 21, в ширину 13 аршин; а последняя в длину 35, в ширину 11 аршин; трапеза с кухней каменная, длиною 13 шириною 6 аршин; гостинный каменный дом длиною 23, а шириною 10 аршин. В сем монастыре вакансия Настоятельская. Братии: 2 Иеромонаха. 1 Иеродиакон. 3 Послушника. 2 Давидгареджинская пустыня, считающаяся в Грузии во втором классе. Сия пустыня состоит в Телавском уезде, расстоянием от Тифлиса в 60 верстах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По статистическим данным, в 1901 г. в пределах Г. Э. насчитывалось 1 278 500 чел. правосл. населения и 50 тыс. сектантов (молокан - 32 тыс., духоборов - 7 тыс., прыгунов - 6 тыс., субботников - 4 тыс., баптистов - 2 тыс., жидовствующих - 2 тыс. и т. д.); действующих церквей - 2455, приходов - 1527 в составе 101 благочиния. Мон-рей - 28 муж. и 7 жен., где подвизались 615 монахов, 118 монахинь, 573 послушника и 163 послушницы. В Грузинской епархии 16 мон-рей: Ахтальский (Ахтала) (муж.); Бетанийский (Бетаниа) Рождества Пресв. Богородицы (муж.); Бодбийский (Бодбе) св. Нины (жен., общежительный); Вардзийский (Вардзиа) Успения Пресв. Богородицы (муж., общежительный); Давидгареджийский (Давидгареджи) (муж., общежительный); Зарзмский (Зарзма) (муж.); Иоанно-Зедазенский (Зедазени) (муж.); Иоанно-Крестительская (Натлисмцемели) пуст. (муж.); Кватахевский (Кватахеви) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Марткопский (Марткопи) прп. Антония (муж.- под управлением экзарха); мцхетский Самтаврский (Самтавро) св. Нины (жен.); Сафарский (Сафара, Сапара) св. Саввы (муж., общежительный); тифлисский Преображения Господня (муж., первоклассный); Хирсский (Хирса) св. Стефана Первомученика (муж.); Шиомгвимский (Шиомгвиме) (муж.); Шуамтинский (Ахали-Шуамта) Рождества Пресв. Богородицы (муж., общежительный). В Сухумской епархии 3 мон-ря: Василиско-Златоустовский (жен., общежительный); Драндский (Дранда) (муж., общежительный, возобновлен в 1885); Новоафонский ап. Симона Кананита (муж., общежительный). В Имеретинской епархии 7 мон-рей: Гаенатский (Гелати) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Джручский (Джручи) вмч. Георгия (муж.); Кацхский (Кацхи) Вознесения Господня (муж.); Мгвимский (Мгвимеви) Спасский (жен.); Моцаметский (Моцамета) святых мучеников Давида и Константина Аргветских (муж.); Намарневский Иоанна Крестителя (муж.); Челишский (Челиши) Успения Пресв. Богородицы (муж.). В Гурийско-Мингрельской епархии 8 мон-рей: Джихетская (Джихети) община (жен.); Джуматский (Джумати) св. Архангелов (муж.); Иоанно-Крестительская пуст. (муж.); Мартвильский (Мартвили) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Нахаребовский (Нахареби) Благовещения Пресв. Богородицы (муж.); Теклатский (Теклати) Рождества Пресв. Богородицы (жен., общежительный); Хопский (Хопи) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Шемокмедский (Шемокмеди) Спасский (муж.). Духовенство Г. Э. составляли 62 протоиерея, 1647 иереев, 231 диакон и 1805 псаломщиков ( Рункевич. 1903. Стб. 736-750).

http://pravenc.ru/text/168201.html

Обитель Шуамтинская, в смутные эпохи царства, была укреплена, и в стенах ее нередко спасались окрестные жители от Лезгин, для коих ущелье Гамборское было большею дорогою в Грузию. В стенах монастырских обитал некоторое время и посол Царя Бориса Годунова Татищев, доколе наконец вызванный несчастным Царем Александром, на Царские колодцы, сделался там свидетелем бедственной его кончины. Шуамта и до сих пор, при общем упадке монашества в Грузии, почитается одним из лучших монастырей, и должно отдать справедливость ревности настоятеля Архимандрита Христофора, который, при скудных средствах и малом числе братии, старается поддержать древнюю обитель. Он хотел, чтобы мы видели прежнее место, отколе перенесла ее Царица, и дал нам в сопровождение одного из своих иноков. На расстоянии четверти часа от монастыря, в самой чаще леса, где развесистые ветви и опрокинутые деревья беспрестанно пересекают дорогу, увидели мы на скате холма три церкви, одну подле другой, обросшие не только вокруг, но и сверху; большие дерева утвердили столетние свои корни на священном подножии, на крыше обители и представляются как перья исполинского шелома. Замечательно внутреннее устройство сих церквей, свидетельствующее их глубокую древность: алтарь совершенно отделен от жертвенника и не имеет других дверей, кроме царских. Он поднят на две ступени от помоста; четыре витых столбика с лепными украшениями на арках, их соединяющих, поставлены на низкой каменной стенке вместо иконостаса, так что насквозь можно бы видеть всю службу. Местных икон не было, но на фронтоне арок сохранились лики Спасителя, Божией Матери и Ангелов, а на горнем месте шесть Святителей, уже полустертых. Жертвенник стоял совершенно особо в углублении, и сообщение с алтарем было только через церковь , а с правой стороны, в каждой из трех церквей, видны малые приделы, хотя они сами были очень невелики и даже одна служила колокольней. Таким образом, в Грузин существуют три совершенно различных устройства алтаря, и весьма древних: одно как у нас, где жертвенник, хотя и отдельный, сообщается с алтарем; другое, где нет внутреннего сообщения между ними, а третье, только в тесных приделах, где престол и жертвенник слеплены вместе на одном камне, как у Св. Нины и в Моцамети.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Шуамтипский во имя Рождества Пресвятой Богородицы монастырь лежит в Кахетии, в 6 верстах от уездного города Тифлисской губернии Телава, на площадке, возвышающейся над полотном Тифлисо-телавского шоссе, пролегающего по течению реки Турдо и проходящего через так называемый Гомборский перевал. Монастырь этот основан царицею Тинатиною в первой четверти XVI века взамен старой, одноименной обители, отстоящей от него в трёх верстах к юго-востоку и упраздненной в исходе XV века. Находясь, сравнительно, недалеко от Дагестана и его буйных сынов – лезгин, часто наводнявших и опустошавших Кахетию, обитель эта, без сомнения, подвергалась неоднократным нападениям их, но все же уцелела и сохранилась хорошо. Со времени русского правления в Грузии, Шуамтинский Богородичный монастырь подвергался несколько раз ремонту и обновлению в тех или иных частях своих. Из имеющихся у нас касательно сего сведений видно, что но распоряжению высокопреосвященного митрополита Ионы, экзарха Грузии, исправлены столбы внутри церкви и северная стена его до самого пола, поврежденные и треснувшие от громового удара 257 . При экзархе Грузии Евгение в ограде монастыря построены новые ворота 258 , при преемнике его, высокопреосвященном Исидоре купол храма покрыт листовым железом, на что израсходовано из общих грузинских церковных доходов 250 рублей 259 ; и затем вместо древней колокольни о 4-х ярусах, разбитой в 1833 году молнией, выстроена новая; поставлен новый иконостас, исполненный известным в свое время в Москве художником Малаховым 260 и приобретенный для монастырского храма в 1844 году грузинским царевичем Ираклием, при чем только за доставку его заплачено преосвященным епископом Горийским Никифором крестьянину Ипполиту Федорову 100 рублей 261 . Наконец при том же архипастыре возведена новая стена ограды с восточной стороны на 27 погонных саженей и с западной на 15 саженей, каковая работа потребовала расхода в 1000 рублей, отнесенных на общие грузинские церковные доходы 262 . Нельзя не упомянуть и о том, что при экзархе же Грузии Исидоре были попытки к обновлению стенной в храме живописи 263 , каковые, к сожалению, так и остались попытками, за не отысканием опытного живописца, который бы мог исполнить эту трудную и тонкую художественную работу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

близ оной, с западной стороны, устроена палатка, в которой хранится ризница с утварью. По пребыванию прежде в оной пустыне Грузинских Преосвященных, имеются Архиерейские облачения, кресты, искусно сделанные с каменьями, и несколько икон со Св. Мощами; 3. с восточной стороны высечена пространная палатка для хранения монастырских вещей; 4. по обеим сторонам сих двух палаток высечены братские кельи. На самом хребте каменной горы возвышается Готической работы башня, вышиною 8 сажен, каменная, выстроенная иждивением и рачением Преосвященного Митрополита Иоанна Бодбеля. Всход на сию башню, с третьего возвышения, из ризничнои палатки, сквозь каменную гору, саженей 10. Оная башня выстроена на тот конец, что монастырские врата в утреннее время не прежде отпираются, доколе монастырский страж, взошед на оную, не осмотрит со всех сторон, не скрываются ли где хищные Лезгины.– Как пустыня сия состоит в безводном и уединенном месте; то в небольшом расстоянии от св. ворот, высечена в той же каменной горе глубокая и широкая с узким отверстием яма, в которую сверху скалы проведены небольшие протоки, во время дождя наполняющие оную водою, служащею на потребу братии, В сей пустыне Грузинские Цари имели по временам свое пребывание, как-то, во время св. постов и в летние жаркие дни. До 1711 года, по монастырской записи, находилось в оной пустыне более 200 братий; чему доказательством служат весьма многие обветшалые и разломанные кельи. Настоятель оной пустыни Ректор Тифлиской Семинарии, Архимандрит Евгений, родом из Великороссиян, Калужской Епархии; братии 14 человек, а именно: 5 Иеромонахов, 2 Иеродидкона. 7 Послушников. В ней погребены Преосвященные Грузинские: 1-й Зинон, Митрополит Алавердский, скончавшийся в 1779 году; 2-й Архиепископ Виссарион, в 1786; 3-й Савва, Митрополит Ниноцминдский, в 1788; Михаил, Митрополит Ниноцминдский, в 1807 годах. 4. Шуамтинскй монастырь, считающийся во втором классе. Монастырь сей состоит в Телавском уезде, близ дороги, с северной стороны, из Тифлиса в Телав, расстоянием от первого в 80-ти, а от последнего в 15-ти верстах, построен в 380 году по Рождестве Христове, блогочестивою супругою Кахетинского Царя Левана, Татианою, по-грузински Тинатиною, на полугоре, окруженный с восточной, южной и западной сторон высокими горами, покрытыми лесом. В оном церковь , во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, каменная, древней Греческой архитектуры. Первым настоятелем сего монастыря был Архимандрит Гавриил, при котором существовал оный до З0 лет; после того разорен и опустошен Горскими народами во время нашествия их на Кахетию; а восстановлен не более 80 лет Грузинским Царем Ираклием.– Означенная церковь длиною 6, шириною 4 саженей, – и колокольня каменная, которая приходит в ветхость. Монастырь сей обнесен каменною оградою, защищающею оный от набегов Лезгин. Ризницею и утварью церковною недостаточен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Равно и Церковь Грузинская, и св. православные храмы здешние по временам подвергались многим благоприятным и неблагоприятным временам и местным влияниям и обстоятельствам. Бывали здесь времена созидания и обновления, процветания и благоукрашения святых храмов Божиих; но, к несчастию и сожалению, нередко бывали времена падения и разрушения, обнищания и разорения тех же св. храмов. Некоторые из них лежат и доселе в развалинах и запустении, без службы Божественной, без чтения и пения церковного, а многие или вновь воздвигнуты, или возобновлены и благоукрашены в разное время, при различных обстоятельствах и разных местных правителях и деятелях. Таковы замечательные, досточтимые и приснопамятные храмы: Тифлисский Сионский, Мцхетский и Самтаврский, Цилканский, Зедазенский и два Метехских, Анчисхатский и Кашветский, Урбнисский, Эртацмандский и Атенский, Дидубский и Марткобский, Ахтальский и Бодбийский, Алавердский, Гремский и Ацхурский, Хирский-Шуамтинский и Шиомгвимский, Иоанно-Крестительский и Давидгареджийский и многие другие. Вот и я, смиренный и недостойный, в оканчивающееся двадцатипятилетие служения моего в архиерейском сане и почти шестнадцатилетнее служение Грузинской Церкви и стране, сподобившийся освятить много храмов в местах прежнего моего служения, сподобился и здесь, в Иверии, и особенно в Тифлисе, освятить церкви и в некоторых учебных заведениях, и в греческих подворьях, и храмы Троицкий, Александро-Невский и Мтацминдский св. Давида, и, с помощию Божиею, надеюсь в непродолжительном времени освятить и церковь св. великомученицы Варвары. И в нынешнем же году, в истекшем месяце я имел великое утешение и радование отслужить в недавно обновленном и освященном храме св. Креста на высокой горе против Мцхета, за рекою Арагвою, при слиянии ее с рекою Курою. В храме сем, сколько известно по преданию и истории, много веков не совершалось Божественной литургии. Чудное и восхитительное место занимает сей св. храм, и великолепное зрелище представляется от него на горы и долины Мцхетские, Авчальские и Сагурамские. Да и сам храм сей представляет великолепную и восхитительную картину – и своею замечательною высотою, возносящеюся к небу, и своею седою древностию. Первым он поразил мой взор при первом моем въезде и приближении к Мцхету и Тифлису, и первою и заветною моею думою тогда же сделалась забота и мысль о его возможном обновлении. Сердечное и умиленное благодарение при первом же служении воздал я Господу Богу, сподобившему меня и других делателей при малых средствах совершить немалое дело обновления и благоукрашения сего св. храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Когда мы возвратились в обитель и посетили келью Настоятеля, я был поражен очаровательным видом с балкона. В горной лесистой раме открылся мне просвет в долину Кахетии и на величественные верхи Кавказа. Ближе ко мне, на противоположных скалах ущелья Шуамтинского, сияли пещерные кельи уже оставленной обители Св. Шио. Во глубине долины, окрашенной синевой отдаления, белел, как призрак, собор Алавердский, основное звено Кахетинской славы, и гораздо дальше за Алазанью, уже на предгории Кавказа, мелькал чуть видный храм Св. Георгия, предмет богомолия самих Лезгин. Дико и сумрачно подымались горы, кончая собою горизонт сей чудной картины, и выше всех горел на солнце своими снегами в голубой оправе небес лучший алмаз этой цепи – Казбек. Изумленный, долго стоял я и всматривался в необычайное зрелище, которое будто бы только мелькнуло пред очами, и, казалось, готово было уступить место другому, как эти подвижные виды фантасмагории, скользящие один за другим на белом покрывале по манию волшебного фонаря. Так простился я с очаровательной Кахетией. Лесистое ущелье, вверх по течению потока, путем разбоев Лезгинских привело нас на высоты Гамборские, богатые пастбищами и своей растительностью; кое-где на неприступных утесах виднелись башни, куда уже теперь не восходит нога человеческая. Однажды только, говорили мне, с незапамятных времен, в одной из таких башен показался дым, но никто не разгадал доселе, что могло быть его причиною. Пусть будет это лучше фимиам тайного кадила, который поднялся к небу при вечерней молитве какого-либо неведомого отшельника: ибо еще и доселе множество великолепных развалин разсеяно по пустынным местам. Кто знает, не спасается ли между сих обломков забытый миру и забывший его отшельник? Приближаясь к Гамборам, мы увидели на одиноком утесе обрушенные бойницы и башни, сросшиеся со скалой до такой степени, что нельзя было различить, где кончается природа и где начинается искусство. Это был замок Wapя Вахтанга Гург-Аслана, и много таких замков разсеяно по горам, давно уже брошенных людьми, но куда еще заходят дикие олени слагать весеннее бремя своих рогов, как бы в дар великим гениям этих развалин.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Пустынная дорога предстояла нам на противоположном берегу, сперва довольно отлогая, потом все более и более крутая, по мере возвышения. От так называемой площадки Католикосов, где, вероятно, отдыхали они на пути в обитель, труднее сделался восход и чаще кустарник; зрелые ягоды дикого кизила осыпали нас багровым градом, когда мы с усилием раздвигали нависшие ветви, останавливаясь от времени до времени, чтобы освежиться их сладким соком. Туманная погода не благоприятствовала путешествию, потому что там, где кончалась всякая стезя, скользкая крутизна между дерев затрудняла восход; с большим трудом мы подвигались в гору, уже пешие, хватаясь за ветви, чтобы не скатиться назад. Настоящая дорога на гору Зедазенскую пролегает с другой стороны, от селения Авчал, но мы избрали кратчайшую от Мцхета, по которой восходил и сам блаженный Иоанн. Самое слово Зедазен столько же происходит от бывшего тут кумира Задена, сколько и от выражения местности, ибо оно означает верх на верхе, что действительно приличествует горе сей, высшей из всех окрестных. Наконец, после двухчасового пути и частых падений достигли мы узкой тропинки, которая привела нас по гребню горы к остаткам обители. Сквозь развалившиеся ворота уже несуществующей ограды взошли мы на бывший двор монастырский, поросший вековыми деревьями. Нам представилась между ними довольно обширная церковь , вся из дикого камня, обвитая плетеницами столь же диких трав и осененная ветвями древесными. Малый придел с южной стороны служил преддверием, и над его престолом еще сохранился лик Влахернской Божией Матери между Ангелов: ее хранению посвящены были все святилища Иверии, ибо она везде встречается при входе. Внутри самого храма, довольно высокого своими сводами, уцелел каменный иконостас с одними только царскими вратами, как и в древней Шуамтинской обители. Еще видна на нем стенная живопись: Спаситель между Божией Матерью и Предтечей, над царскими вратами, а по сторонам их, в малых кругах, лики Апостолов. Там, где обыкновенно бывают местные иконы, с левой стороны совершенно уцелел изваянный образ Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Таким образом, три праздника следуют в нем один за другим: Воздвижение Честного Креста, a прежде и после его память святых Кетеван и Иосифа. Но торжеством воздвижения обязана обитель Алавердская великому Царю Леону, потому что он принес из Иерусалима большую частицу Животворящего Креста, которую получил в дар от Патриарха Германа за обновление храма Воскресения Христова. Надпись о его благодеянии существовала на Голгофе до последнего пожара Иерусалимского. Крест сей, оправленный в золоте, воздвигается на праздничной всенощной и служит главным предметом стечения богомольцев, даже из числа Лезгин. Я поклонился ему в ризнице соборной и нашел там много драгоценной утвари и древних икон, которые утаены от взоров по случаю опустения храма: ибо с упразднением епархии Алавердской уничтожилась мало-помалу и обитель иноков около собора по нездоровому климату сего низменного места. Теперь один только инок посылается каждую неделю, из ближней обители Шуамтинской, только для богослужения и охранения сокровищ Алавердских; его убогая келья прилепилась к развалинам бывших архиерейских палат. Между сими сокровищами сохраняется ветхое напрестольное Евангелие, писанное в IX веке на пергаменте и обложенное золотыми досками. Оно принадлежало Кацскому храму в Имеретии и неизвестно когда перенесено в Кахетию, вероятно, по случаю какого-либо брачного союза, но по надписи видно, что выкуплено было после Шах-Аббаса из плена персидского настоятелем Алавердским Зеведеем. На лицевой стороне его образ Спасителя, осыпанный жемчугом, с частицами святых мощей, а на другой стороне образ Божией Матери, столь же драгоценный. Есть еще богатые иконы Царя Леона, супруги его Тинатины, которых имена подписаны с молитвою о спасении царства их от Агарян; молитва выражает эпоху, а богатство вклада благочестие дателей. Спаситель изображен в золотой ризе, и на другой стороне иконы вделан Животворящий Крест с 58-ю частицами святых мощей. Не менее драгоценная икона Божией Матери была пожертвована несчастным сыном Леона, Александром, и он же украсил иной древний образ Пречистой Девы, стоящей с Предвечным Младенцем на руках времен Царя Давида возобновителя; на складнях ея изваяны Благовещение и лики Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Затем при высокопреосвященном же Исидоре исправлены были купол храма и паперть его, с настилкой внутри паперти новых каменных плит, побелкой стен, поставкой новых кирпичных на извести карнизов, на что израсходовано 500 рублей 254 . Так как жилые помещения монашествующих лиц в ограде Алавердского собора, по причине ветхости постройки и повреждений, причиненных неоднократно лезгинами и другими горцами, пришли в 1840-х годах в крайне неприглядное состояние, то, с соизволения высокопреосвященного Исидора, приступлено было к ремонту и этих помещений. Все монастырские здания как снаружи, так и внутри были выштукатурены и побелены, снабжены новыми окнами и потолками, покрыты доброкачественною черепицею, разделены фарфорковыми стенами на комнаты, словом, приведены в более или менее благообразный вид 255 . В последующее время обратил внимание на необходимость ремонта Алавердского собора преосвященный Александр, бывший викарий Грузинской епархии, а ныне епископ Гурийско-мингрельский. Его стараниями в 1883 году ремонтирован был купол и произведена побелка храма внутри и снаружи, на что израсходовано около 7 тысяч рублей. Не смотря на все указанные работы по ремонту, собор до самого последнего времени оставался покрытым черепицею и камнем, которые, как бы ни были доброкачественны, все же пропускали внутрь храма во время дождей течь, портившую своды и стены и распространявшую в храме сырость. В устранение этого нежелательного явления и в видах сбережения славной, вековой святыни, Кирион, бывший епископ Алавердский, а ныне Горийский, в первое же время по назначении его настоятелем Алавердского собора, решил снести старую черепицу и покрыть его оцинкованным железом. Изыскав необходимые для этого средства путем займа из сумм Шуамтинского монастыря и ацкурской Георгиевской церкви, он приступил к указанным работам в 1900 году, каковые и закончил в следующем 1901 году, употребив на эти работы около 8 тысяч рублей. Благодаря этому, Алавердский собор ныне выглядит красивее и величественнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003