Кафедрою этою первоначально, по присоединении Грузии к России, управляли: 1) Иоанн Бодбели (князь Макаев), из архиепископов Бодбийских, с 14 июля 1811 года; с 30 августа 1814 г. митрополит Бодбийский (Сигнахский). 2) Досифеи (Пицхелаури), из епископов Горийских, с 30 августа 1814 года; 14 мая 1817 года вызван в Москву. 28 декабря 1818 года епархия эта соединена с Бодбийско-сигнахскою, управлявшеюся митрополитом Иоанном Бодбели до смерти своей, т.е. до 1837 года, когда была присоединена к епархии Карталинской и Кахетинской, находившейся, как и ныне, в непосредственном управлении экзарха Грузии. По всеподданнейшему докладу Святейшего Правительствующего Синода, высочайше утвержденному 1 марта 1886 года, епархия эта обращена в епископию, второе викариатство Грузинской епархии, с предоставлением епископу её управления Шуамтинским монастырем и Алавердским Крестовоздвиженским собором. В этом звании состояли следующие епископы: 1) Виссарион (князь Дадиани), из епископов Мингрельских, викариев Имеретинских, с 1 марта 1886 года; епископ Имеретинский с 6 июня 1898 г. 2) Кирион (Садзагелов), хиротонисанный из архимандритов Квабтахевского успенского монастыря, с 22 августа 1898 года; с 12 августа 1900 года епископ Горийский, 1-й викарий Грузинский. В настоящее время кафедра пока не замещена. III. Миссионерская деятельность а) Учреждение Осетинской духовной комиссии; б) Открытие Общества восстановления православного христианства на Кавказе; в) Миссионерская деятельность преосвященного Гавриила, епископа Имеретии; г) Деятельность духовной миссии в Абхазии; д) Миссионерские труды среди несториан; е) Переселение русских сектантов на Северный Кавказ и в Грузию; ж) Братства: Пресвятой Богородицы и духовно-просветительное миссионерское. Учреждение Осетинской духовной комиссии. Различные исторические повествования, а тем более видимые, вещественные остатки древних разрушенных храмов, часовен и других христианских памятников в Осетии свидетельствуют, что осетины, а равно и другие, ютящиеся в горах Кавказа, племена в древности, благодаря миссионерским трудам грузинских проповедников, исповедовали православно-христианскую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Касательно этой церкви мы нашли сведения в собственноручном письме царевича Окропира Георгиевича к П. Иосселиани, от 22 ноября 1851 года, каковое и помещаем тут целиком. «Милостивый государь, Платон Игнатьевич! Я на днях был у брата Ираклия и нечаянно узнал, что вы желаете иметь местный образ Вознесения Господня для вашей церкви. Я тотчас же заказал Малахову, тому самому иконописцу, которому и наш экзарх поручил написать четыре образа. Он академик и в Москве славится. Это тот самый, который написал иконостас Шуамтинского монастыря. Не знаю, хорошо ли он исполнит свое дело, по крайней мере, я особенно забочусь угодить вам. Вы удивительный человек, объехали всю Турцию и Грецию и вместо того, чтобы издержать, вы нашли способ из определенной небольшой суммы на путешествие сберечь столько, что могли приступить к сооружению церкви в таком месте, где на весьма большом пространстве для населения не было никакого молитвенного дома и за это на веки будут вам благодарны жители, не имевшие по близости никакой церкви. Древние Афины начертили вам изображение храма, посвященного некогда Эолу, а вы мудро избрали место и как бы в насмешку старому божеству, и, чтобы обуздать неистовство ветров, вы прислонили храм этот к горе, куда кроме легкого зефира никакое бурное дыхание не достигает; а что всего лучше, так это то, что Бог благословил вас освятить Сололаки – любимое убежище разврата. От всего сердца желаю вам во всем всякого успеха. Что касается меня, то мои дела так расстроены, что я все нахожусь в Москве и до сих пор не могу выбыть с детьми моими. Притом здоровье мое расстроилось, не переношу этого климата, а оставить его нет средств, ибо все мое имение, жена и дети здесь остаются. Но будь во всем воля Господня, умрем и в память напишут, как некогда на гробе майора: «выехал в Ростов». Но не этого боюсь, а того, что отвечать, если на том свете спросят: что ты делал в мире? Ты был щедро одарен красотою тела и силою души какое ты сделал из них употребление? Вместо того, чтобы идти по пути, проложенному тебе царственными твоими предками, положившими живот свой за веру и народ, ты скрыл под спудом все отличные твои дарования, не был полезен ни себе, ни людям. Не то Платон Игнатьевич, он служит и Богу, и Государю, приносит пользу и людям, и отечеству своему, беседует с музами и курит фимиам Венере; делает то, что указано: исполнять то и не оставлять другого. Я на днях получил письмо князя Воронцова, все письмо написано собственною его рукою. Не знаю, чем заслужил такое его внимание и чем возблагодарить его. Но он не нуждается в нашей признательности: награда таких людей – история, память его благословенна будет. Кланяйтесь князю Эристову; позвольте еще пожелать вам во всем всякого успеха. Преданный вам слуга, царевич Окропир».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обозрение Гурийской епархии . Преосвященный Александр, управляющий Гурийскою епархиею, в отчетном году обозревал Озургетский благочиннический округ, остававшийся необревизованным. В каждой почти церкви Преосвященный совершал литургию и говорил краткие поучения народу. Осмотренные церкви все не богаты как облачениями, так и священными сосудами; приходорасходные книги найдены в порядке. Богослужение во всех церквах совершается на Грузинском языке. Церковно-служители и церковные старосты исправны в своих обязанностях. Отчет преосвященного Александра, по крайней скудости своего содержания, представляет очень мало сведений как о духовенстве Гурийской епархии, так и о народе. О духовенстве преосвященный Александр сообщает только то, что вследствие излишнего размножения его в прежнее время между ними много встречается бедных сверхштатных священников, а также и то, что в нем заметно усиление стремления к духовно-религиозной жизни. О пастве Преосвященный сообщает, что, благодаря все большему и большему распространению в Гурии просвещения, народ более и более смягчается, ходит в церкви, говеет и приобщается. Заботливость Преосвященного о благосостоянии паствы и духовенства выразилась в том, что он убеждал народ и духовенство прилагать попечение о постройке каменных церквей, благолепии храмов и вообще, чтобы они более проявляли в себе духовную жизнь, соблюдали православную веру и старались о спасении душ. 4) Монастыри Всех монастырей в Экзархат мужских и женских, вместе с архиерейскими домами, 28; в том числе архиерейских домов 3, мужских монастырей 23 и женских 2. В частности: 1) В Грузинской епархии, кроме экзаршеского дома, находятся 11 мужских монастырей и 1 женский. Мужские монастыри: Мартковский – св. Антония, состоящий под управлением Экзарха Грузии, Шуамтинский с Алавердским собором, управляемым преосвященный Горийским, викарием Грузинской епархии, Тифлисский Спасо-Преображенский, Шиомгвимский, приписный к Спасо-Преображенскому, Хирский Давидгареджийский, Иоанно-Крестительский, Кватбахевский, Бодбийский собор св. Нины и Вадзийский в Ахалцихском уезде; женский монастырь Самтаврский в Мцхет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

13 . Двум городам с их уездами: Телави из Кахетии и Анануру из Карталинии, по причине близости их к горам Кавказским, где обитают Осетины и разного поколения Горские народы, и по удобности из оных городов и уездов действовать на сии народы при обращении их к Христианству, быть по духовным делам в ведении его, Архиепископа Телавского, а кроме сих уездов принадлежат Его же ведению все Осетины и Горные жители по эту и по ту сторону Кавказа, какого бы уезда они ни были в Грузии и Имеретии. 14 . В Имеретии для священно- и церковнослужительских детей учредить духовное училище в городе Кутаиси, а учреждение училища для детей новообращённых Осетин, по избранию для сего удобного места и по соображению правил, на коих имеет быть оное учреждено, предоставить распоряжению Архиепископа Телавского. 15 . Сверх оставленных в Грузии по Высочайше утверждённому в 1811 году докладу Синода пяти монастырей с Архимандриями, из соединённых тогда двух монастырей: Иоанна Крестителя и Шуамтинского восстановить последний, как поблизости к Телави состоящий. И будущему Настоятелю оного именоваться Наместником Телавского Архиепископа, которому во время отсутствия Преосвященного в Тифлисе для присутствия в Конторе, и в горы, управлять и Епархией. 16 . Какому числу монастырей быть в Имеретии, оное по соображению с местными обстоятельствами возложить на Контору Святейшего Синода. 17 . Полагаемым по сему духовном и светским чинам производить жалованье серебром: – Экзарху Грузинскому и Имеретинскому – прежнее 5.000 руб. – Архиепископу Телавскому и Грузино-Кавказскому – 3.000 руб. – Архиерею Сигнахскому и Кизикскому до выбытия нынешнего – прежнее 2.500 руб., а будущим по нём 2.000 руб. – Епископу Горийскому Викарию Грузинскому – 1.500 руб. – Шаумтинского монастыря Архимандриту – 400 руб. А всего с Канцелярией Конторской и Осетинской Комиссией – 28.000 руб. Статья II. О ГРУЗИНО-ИМЕРЕТИНСКОЙ Конторе Грузино-Имеретинская Святейшего Правительствующего Синода Контора учреждена в 1814 году по Указу Святейшего Синода от 17 Октября, и положено быть в оной Председательствующему 1, Присутствующим: Архиепископу 1, Архимандритам 2, Протоиереям 2 и Прокурору 5 класса.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРОЗДОВ Гроздов Христофор Николаевич (4.04.1854, Псковская губ.- 21.11.1919, Петроград), муз. деятель, педагог, композитор, издатель, исследователь груз. церковного пения и народной музыки. Род. в семье сельского священника. По окончании Рижской ДС обучался в МДА (1873-1877). С 1881 г. служил в ведомстве народного образования в Тифлисской и Бакинской губерниях. Живя в Грузии, записывал, изучал и издавал муз. фольклор; был знатоком местных церковнопевч. традиций. В 1899 г. переведен в польск. г. Петроков на должность инспектора народных уч-щ Лодзинской учебной дирекции. Как в Закавказье, так и в Польше организовывал хоры и оркестры учащихся, делал обработки народных песен. С 1904 г. инспектор музыки Придворной певческой капеллы , с 1912 г. помощник ее начальника. В репертуаре капеллы находилось неск. сочинений и обработок Г., в частности хор на его текст «Покаянная молитва о Руси» (изд. 1909), получивший широкую известность. Сотрудничал с Регентским уч-щем С. В. Смоленского . Писал рецензии на новые духовно-муз. издания для ж. «Хоровое и регентское дело». 16 марта 1914 г. Г. прочел лекцию перед первым в столице концертом груз. церковной музыки (зал Дворянского собрания), в к-ром хорами под упр. А. А. Архангельского и К. Потсхверашвили исполнялись груз. песнопения и их обработки, выполненные М. М. Ипполитовым-Ивановым , З. Палиашвили , Потсхверашвили, Н. С. Кленовским , Н. И. Компанейским , А. Д. Кастальским . Консультантом 3 последних композиторов был Г., предоставивший им рукопись литургии кахетинского распева, к-рая была записана в 40-х гг. XIX в. его тестем А. Е. Мревлишвили с голоса архим. Шуамтинского мон-ря Софрония. Г. вдохновил Кастальского, с к-рым дружил, на создание хоров «Былинка» и «Слава» (1902) и хорового цикла «Песни к Родине» (1904). Под влиянием Г. написана композиция Ц. А. Кюи «Песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа»» (1914). Во время первой мировой войны Г. сочинил неск. солдатских хоров (нек-рые - под псевд. К. Акаури).

http://pravenc.ru/text/168169.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРИЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Карталинской и Кахетинской епархии Грузинского Экзархата РПЦ. 30 янв. 1812 г. во епископа Горийского, викария экзарха Святейшего Синода в Грузии (экзарх возглавлял Мцхетско-Карталинскую (с 1818 - Карталинская и Кахетинская) епархию), был хиротонисан Досифей (Пицхелаури), оставленный в С.-Петербурге для присутствия в Святейшем Синоде при обсуждении дел Грузинского Экзархата. По инициативе еп. Досифея было выработано новое положение о церковном устройстве Грузии, утвержденное императором 30 авг. 1814 г. (для высшего управления делами Экзархата по образцу Московской синодальной конторы была учреждена Грузино-Имеретинская синодальная контора под председательством экзарха). Тогда же Досифей был возведен в сан архиепископа и назначен на Телавскую и Грузино-Кавказскую кафедру. Впосл. Горийские епископы жили в основном в Тифлисе, являлись помощниками экзарха Грузии в управлении Карталинской и Кахетинской епархией. В 1-й пол. XIX в., после еп. Досифея, Г. в. возглавляли епископы Гервасий (Мачавариани; 30 авг. 1814 - 5 февр. 1817), Стефан (Джорджадзе; 28 дек. 1818 - 18 нояб. 1839), Никифор (Джорджадзе; 5 апр. 1842 - 3 дек. 1851). Горийский еп. Иоанн (Авалиани; 13 апр. 1852 - 6 апр. 1858) являлся настоятелем Шуамтинского мон-ря в Кахети. Его преемниками на Горийской кафедре были Гавриил (Кикодзе ; 18 янв. 1859 - 2 июля 1860), Геронтий (Папиташвили; 19 мая 1862 - 30 мая 1869). Более 25 лет, с 30 мая 1869 по 20 марта 1898 г. с перерывом в 1881-1886 гг., Горийским епископом был свт. Александр (Окропиридзе) . По инициативе архиерея и при его финансовой поддержке в 1878 г. в Тифлисе открылось епархиальное уч-ще, были восстановлены мон-ри Шиомгвиме , Зедазнийский (см. Мцхета ) и Давидгареджи (см. Гареджи ). Архиерей способствовал введению преподавания древнегруз. церковного пения в духовных учебных заведениях. С 19 апр. 1898 по 12 авг. 1900 г. Г. в. возглавлял еп. Леонид (Окропиридзе ; впосл. Католикос-Патриарх Грузии).

http://pravenc.ru/text/166213.html

Уже в молодости М. стремился сохранить древние певч. традиции Грузии. Во время учебы в семинарии он по инициативе бывш. настоятеля мон-ря Рождества Пресв. Богородицы в Шуамте архим. Софрония (Эристави; 1783-1853) записал линейной нотацией Литургию свт. Иоанна Златоуста кахетинского напева и неск. др. песнопений. Архим. Софроний был прославленным «полным певчим» (т. е. знал наизусть все песнопения годового богослужебного круга), воспитывался в известном певч. традициями мон-ре св. Иоанна Крестителя в Гареджи , где обучался певч. искусству. Он настолько прославился как искусный певчий, что исполняемый им напев называли «софрониевским» ( ) или «архимандрита Софрония» ( ). По свидетельству прот. исп. Полиевкта Карбелашвили , песнопения архим. Софрония не отличаются от карталино-кахетинских ( Карбелашвили. 1898. С. 81). Творческое сотрудничество М. и архим. Софрония состоялось именно в то время, когда знаменитый певчий в тифлисском муж. мон-ре Преображения Господня обучал молодых певч. искусству и богослужебному уставу. Заметив, что М. не только знает 5-линейную нотацию, но и способен записывать напевы различной сложности, архим. Софроний предложил ему нотировать традиционного песнопения. Дочь М. и жена Х. Н. Гроздова (директора народных уч-щ Тифлисской губ.) А. А. Гроздова вспоминала: «В 1841 году архимандрит Софроний, бывший настоятелем Шуамтинского монастыря, слывший большим знатоком старинного грузинского церковного пения, случайно заметил уменье моего отца записать всякую мелодию и сам предложил ему сделать запись грузинской обедни, говоря при этом: «Наше церковное пение начинает понемногу портиться; пошли в ход новшества и искажения, запиши пока еще не поздно, пока живы мы, старики, хорошо знающие то старое наше церковное пение, которое передали нам наши деды». Мой отец, имея довольно порядочное для обыкновенного любителя музыкальное образование, в то же время очень любил и прекрасно знал народное грузинское пение, его склад и характерные особенности... Самую запись он сделал со всею тщательностью...» ( Аракчиев, Гроздова. 1902. Стб. 1292-1293).

http://pravenc.ru/text/2564264.html

7 Сентября, при участии приглашённого в заседание Святейшего Синода для личных объяснений Телавского архиепископа, Святейший Синод во исполнение Высочайшего повеления постановил: 1) в Грузии и Имеретии быть одному экзарху и именоваться Грузинским и Имеретинским; 2) учредить в Тифлисе Синодальную Контору под названием Грузино-Имеретинской, под председательством экзарха и с назначением Телавского архиепископа членом конторы; 3) в Грузии быть трём епархиям Мцхецкой, Телавской и Сигнахской. В состав новоучреждёной Телавской епархии «отошли от Грузии (как сказано было в проекте Досифея) два города с их уездами: Телав в Кахетии и Ананур в Карталинии»; ведению его подчинены все осетины и горские народы по сю и по ту сторону Кавказа, какого бы уезда ни были в Грузии и Имеретии, и, кроме того, приданы ему в непосредственное управление два монастыря Шуамтинский и Иоанна Крестителя. С отделением от бывшей Алавердской епархии половины церквей к Телавской, другая половина, состоящая из Сигнахского уезда, составила Сигнахскую епархию. Епархиального города Телавскому архиепископу не назначено, потому что он будет находиться там, где потребует обязанность, но по званию присутствующего в синодальной конторе, он должен иметь подворье в Тифлисе со штатом на счёт общих Кахетинских и Карталинских церковных доходов 138 . Для сопровождения в горы как его, архиепископа, так и проповедников назначено 30 церковных крестьян с верховыми лошадьми и 100 казаков. (Но Досифей, вместо крестьян, потребовал на месте взноса деньгами по 120 рублей в год за каждого крестьянина). На содержание Комиссии назначено по 15 тысяч рублей в год и выдано Досифею на путевые издержки 6.600 рублей. В Сентябре он уже доносил Святейшему Синоду, что с 27 Июля по 8 Сентября окрещено 6.437 человек в отдалённейших местах и ущельях Арагвском, Карском, Корниском, Гериском, Джавском по реке Лиахве и других местах. Наконец, для поощрения Грузинского и Имеретинского духовенства, он выпросил несколько орденских знаков, Анны I и II степени, с бриллиантовыми украшениями и простых, а также несколько бриллиантовых и золотых наперсных крестов разным духовным лицам в Грузии и Имеретии. Сам Досифей получил орден святой Анны I степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Грузинский митрополит выступил с инициативой создать защищенные церковные территории 24.03.2017 Митрополит Амба-Алавердский Давид (Махарадзе) обратился к правительству Грузии с предложением создать защищённые церковные территории, сообщает Ick.ge. «Монастырь Алаверди был основан в лесах, проходящих по арагвским поймам (речным долинам – ред.). В настоящее время эта окружающая среда не сохранилась. Но на фотографиях 1960-х годов можно увидеть большие фрагменты того уникального ландшафта. В наши дни все эти земли распаханы. Выкорчеван лес, и уменьшившаяся площадь поймы отрицательно влияет на природные процессы. Сохранившиеся участки леса нуждаются в охране, но у епархии не хватает на это ни финансов, ни интеллектуальных ресурсов. Нам необходимо начать обсуждение защищённых церковных территорий», - заявил митрополит Давид на встрече с министром окружающей среды и природных ресурсов Гиглой Агулашвили. Также грузинский архиерей предложил создать аналогичную защищённую территорию в районе Шуамтинского леса (Кахетия). По его мнению, этот лес является подходящим местом для восстановления популяции кавказского оленя в естественной среде. «Нижняя хронологическая грань высадки этого леса – V век, и монастырь, возведённый в нём, по сей день является действующим», - сообщил митрополит Давид. По информации министра Агулашвили, в алазанской пойме только в 2016 году было незаконно вырублено 65 тысяч вековых деревьев, древесина которых использовалась для строительных работ в крупных городах Грузии и реализовывалась через чёрный рынок. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 24.03.2017 21:25:08

http://drevo-info.ru/news/22123.html

сост. Александр Ратшин Сверх того православные монастыри находятся в Грузии (Экзархат Грузии заключает в себе Карталинию, Кахетию, Гурию, Имеретию и Мингрелию) МОНАСТЫРИ МУЖСКИЕ: ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, 1 класса, в Тифлисе, состоит под управлением архимандрита, который вместе с тем и ректор Тифлисской семинарии. СВ. ДАВИДА, в Тифлисе, где погребен известный посланник русский в Персии, статский советник А. С. Грибоедов, умерщвленный в Тегеране, в 1829 году. БОДБИЙСКИЙ, близ города Сигнаха, в 90 верстах от Тифлиса. В соборной церкви сей обители почивают мощи Равноапостольной Нины, просветительницы всей Грузии. Тут же погребены: Сигнахский митрополит, Иоанн Бодбель, и первый русский экзарх Синода в Грузии, Преосвященный Феофилакт (Русанов) . КВАБТАХЕБСКИЙ, 1 класса, с соборною церковью Успения Богородицы. ДЖРУЦКИЙ. ШУАМТИНСКИЙ, с соб. церковью Рождества Богородицы. Находится под управлением архимандрита. ГАЕНАТСКИЙ. ВАНСКИЙ. ЦАГЕРЕЙСКИЙ-УСПЕНСКИЙ. ХАРСКИЙ-СТЕФАНОВСКИЙ. ХАБСКИЙ, ИЛИ ХОПСКИЙ, находится под управлением архимандрита. ШЕМОКМЕДСКИЙ-СПАССКИЙ. ДЖУМАДСКИЙ-АРХАНГЕЛЬСКИЙ. ЧЕЛИШСКИЙ, находится под управлением архимандрита. ПУСТЫНИ МУЖСКИЕ: ИОАННО-КРЕСТИТЕЛЬСКАЯ, находится под управлением игумена. ДАВЫДГАРЕДЖИЙСКАЯ, находится под управлением архимандрита. ШИОМГВИМСКАЯ, приписная к Преображенскому Тифлисскому монастырю. МОЦАМЕТСКАЯ-ДАВИДО-КОНСТАНТИНОВСКАЯ. Читать далее Источник: Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России/Сост. из достовер. источников Александром Ратшиным. - Москва: Унив. тип., 1852. - 566, 45 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002   003