—101— самой смерти Иоанна оставался лишенным своей власти и почестей. Когда Иоанн в войне с одним из соседних варварских народов был убит, царь Шуа, по имени Менелик, ныне владычествующий в Абиссинии, воспользовался этим случаем и провозгласил себя помазанным царем царей. Епископ Матфей, управляющий Шуа, помазал Менелика на царство. Сын и наследник Иоанна в Тигри, Рас-Менгеша, удрученный горем, не хотел добиваться отцовских прав и звания, но Петр, очутившийся по смерти Иоанна в странном положении, протестовал против поступка епископа Матфея. Дело в том, что право помазывать на царство присвоено было Петру, на что указывала и данная ему патриархом грамота. Петр жаловался на Матфея патриарху, обвиняя его в присвоении чужих прав, но на эту жалобу патриарх ничего не ответил; между тем Менелик, опасаясь, как бы Петр, на стороне которого была правда, не помазал Расменгеша на царство, пригласил Петра во дворец к себе и здесь задержал его почти насильно. Таким образом при Менелике в Шуа теперь два архиерея – Петр и Матфей, в Тигри же нет теперь вовсе епископа, и как было там при Иоанне после ссоры его с Петром, так и доселе в Тигри церковными делами заведует чаггэ. При Менелике, как помазанном царе, есть тоже чаггэ, выбранный самим Менеликом. Шуаский чаггэ имеет в своем заведывании несколько церквей, с коих получает содержание. Это целая чаггэская епархия, в которую не вмешивается епископ. Она подвластна одному чаггэ, который чинит в ней суд и расправу и наблюдает за благочинием. Так как чаггэ постоянно находится при особе царя, то пользуется большим влиянием на дела всего Шуаского царства. Он участник царского суда, простирающегося на все население царства – на лиц светских и духовных. Епископ (в Шуа Матфей) управляет всеми приходами царства, за исключением чаггэской епархии, но кроме того имеет несколько округов (нагаритов), дарованных негусом, в которых правит совершенно самостоятельно. Эти округи называются епископскими (абунскими), так как негус в дела их совершенно не вме-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Должность эта была вызвана необходимостью заменять епископа-иностранца в церковных делах, требующих знания туземных обычаев и языка. Абиссинцы для того, чтобы оттенить звание епископа, которого просто обожают, от звания чаггэ, пользующегося почти равной с епископом властью, употребляют следующую аналогию: епископ – солнце, а чаггэ – лучи, от солнца исходящие. Чаггэ действительно пользуется значением и властью лишь в зависимости от епископа, по его попущению. Чаггэ – это очень древняя должность в Абиссинии. Во всех столицах, где жили абиссинские цари, рядом со старинными царскими дворцами стоят дворцы епископа и чаггэ также древней постройки. Совместное нахождение этих дворцов свидетельствует о издревле существующей близости друг к другу нéгуса (царя), епископа и чаггэ. В их руках и сосредоточивается вся власть, все высшее управление страной. Между этими тремя лицами существует полное соотношение, особенно наглядно выражающееся в следующем. Негус получает свое достоинство от епископа, как совершителя помазания на царство. Епископ получает назначение от патриарха, по просьбе негуса, чаггэ выбирается негусом и управляет церковными делами по воле и в зависимости от епископа, которому, как иностранцу, без чаггэ обойтись невозможно. Эта абиссинская троица, если можно так выразиться, нечто нераздельное, – это одна власть в троих, немыслимая в каждом порознь, одном без остальных двух. Со времени негуса Иоанна, умершего лет десять назад, произошли крупные реформы в церковном и гражданском управлении Абиссинии, но единство и связь упомянутой троицы не нарушились. Реформы Иоанна состояли в следующем. До него Абиссиния, составляясь из мелких княжеств, имела только одного негуса, Иоанн же назвал негусами еще двух своих соправителей – князей, управлявших провинциями Шуа и Годжам, себя же назвал «негуса нагаст», т. е. царем царей, Богом по- —97— мазанным, в отличие от остальных двух негусов, не получивших священного помазания на царство. В настоящее время этот титул носит Менелик, правящий царством Шуа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но это уже пути к завету. А задание, цель были приняты Господом в самом начале появления на свет – в чине обрезания… – И всякий христианин ( Ин. 17:9 ) имеет ту же цель – единение с Богом. При обрезании давалось у евреев имя. Теперь открылось и это… Необычайно важно и отрадно… Как мы знаем из Евангелия, при обрезании в восьмой день по рождении называли имя ( Лк. 2:21 ). Это делал обычно отец новорожденного (в храме); а чаще всего называла мать. Так Ева дала сама имя Каину, Лия – своим сыновьям; Иаков и Рахиль – Вениамину; Анна – Самуилу, мать и отец – Иоанну Предтече и т.п. ( Быт. 4:1 ; Быт. 25–26 и далее; Быт. 35:18 ; Лк. 1:59–63 ). И если вы по Библии просмотрите хотя бы эти случаи, то легко увидите, что имена давались не случайно, а со – значением. Обычно означалось осуществление чего-либо ожидаемого или назначение рожденного и т.п. Господь, как мы видели и знаем, пришел для чего? Для того, чтобы восстановить порванный завет людей с Богом, живой завет, оживить людей или, как мы обычно говорим, спасти людей… Поэтому как Его было иначе назвать, как не Спаситель? Очевидно? – Несомненно. А по-еврейски Спаситель (Иисус – греческое слово от еврейского) – Иехо-шуа (или сокращенно Иешуа, Иешу), что значит «Бог спасение его», или еще короче – «Бог Спаситель». К обычному человеку это прилагалось в том смысле, что носящий его находится под особым покровом Божиим. По отношению к Иисусу Христу так же сие применимо. Отец возгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, через Него и в Нем Мое благоволение» ( Лк. 3:22 ); то есть Иисус Христос – есть Бог. Но через эту любовь к Сыну восстановится любовь Отца и к людям; и, таким образом, Он Сам, то есть Сын, соделается Искупителем, «Спасителем». Это имя дано было еще раньше Рождения, при Благовещении, архангелом Гавриилом, то есть по повелению Пресвятой Троицы ( Мф. 1:21 ) с объяснением, что Он – Иисус – избавит (славянское «спасет») люди Своя от грех их ( Мф. 1:21 ). Он спасет; не «сами» они спасутся. Следовательно, уже в этом имени указано все Его будущее – Искупительное служение миру. Или иначе сказать: в имени Его сокращенно, словом, наименовано то, что совершалось делом, чином, обрядом – обрезанием, как знамением установления связи Бога с людьми. Дело Господа Иисуса Христа – в одном имени – Спаситель – «Иисус – имя Ему!»

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

—102— шивается. Архиерей является в них владыкой духовным и светским. С населения их он получает подать, суд его в своих абунских округах безапелляционен, власть неограниченна. Это царство в царстве. Архиерей имеет даже свое войско, составленное из жителей архиерейских нагаритов. Только в царстве Годшам нет чаггэ. Там правит церковными делами сам епископ (Лука). Подобно Матфею, он тоже имеет в Годшаме свои нагариты, в которых властвует, как царь. В Тигри, как сказано, нет епископа (абуна), так как папас Петр ушел к Менелику и Тигрийский чаггэ управляет митрополией самостоятельно, только ставленников отправляет для рукоположения к Петру. Менелик, чтобы удержать при себе Петра дал ему в своем царстве – Шуа в заведывание несколько церквей с землей, составляющих, так сказать, случайную митрополию Петра. Когда умрет абиссинский епископ, замещение праздной епископской кафедры происходит следующим образом. Царь посылает в Александрию с богатыми подарками нескольких человек абиссинцев, которые передают патриарху просьбу царя, назначить для Абиссинии епископа. В числе посланных обыкновенно отправляется вся свита умершего епископа, состоящая из египтян (коптов), которая и удостоверяет, что епископ действительно умер. Патриарх посвящает кого-нибудь из нитрийских пустынников в сан епископа и вручает своему ставленнику патриаршую грамоту. Вновь назначенный в Абиссинию епископ захватывает с собой целый штат своих единоплеменников – египтян: берет нескольких священников, архидиакона, диаконов, чтецов, певцов и множество слуг. Иногда, впрочем, он берет к себе свиту умершего своего предшественника по кафедре. Избрание и посвящение абиссинского епископа, сборы его, путешествие в Абиссинию – все это продолжается очень долго – более года. Прибытие епископа в столичный город сопровождается всегда большой торжественностью. Еще за несколько верст до города народ толпами выходит встретить своего пастыря. При приближении великого путешественника к столице навстречу ему выходит сам негус с городскими властями. Все приветствуют при-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Далее тот же негус Иоанн, после смерти Афанасия, епископа всей Абиссинии, послал Коптскому патриарху просьбу прислать, вместо одного, четырех епископов для Абиссинии. Вся Абиссиния распалась на три епископии, соответствующие трем царствам: Тигри, Шуа и Годшам с подчиненными им мелкими княжествами. Четвертый епископ (по имени Марк) не получил особой епископии, а был назначен в город Аксум к тамошнему заветному для всей Абиссинии храму «Цион». Кстати, об Аксуме. Это самый первый город в Абиссинии в религиозном отношении, так сказать, религиозный центр, объединяющий в себе всех абиссинцев христиан. В нем находится замечательный монастырь (гедáм), называемый «Цион» (Сион). Это очень древний монастырь, обширный и многолюдный. Внутри монастырской ограды стоит один храм чрезвычайно ветхий. К нему-то и обращены все сердца благочестивых абиссинцев. По преданию, храм этот есть ничто иное, как ветхозаветная скиния, построенная царицей Савской (абиссинцы даже называют имя этой царицы – Хайка и почитают в числе своих святых). Хайка была эфиопской царицей. На основании Библии абиссинское предание дополняет о ней следующее. Хайка будто бы была одной из жен Соломона и жила у него около года. Возвращаясь на родину, она захватила с собой левитов, священников, певцов, мастеровых (для постройки храма) и даже первосвященника (sic). Намеком на это абиссинцы считают следующее место Библии: «царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила, сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками. И отправилась она обратно в свою землю, она и все слуги ее». ( 3Цар.10:13 ; или 2Пар.9:12 ). В городе Аксуме Хайка построила храм на подобие Соломонова, в котором приносились кровавые жертвы и в святилище горел неугасимый огонь. Все эфиопы приняли обрезание 714 и весь Моисеев —98— закон. Списки Моисеева Пятикнижия, привезенные из Иерусалима, будто и поныне хранятся в Аксуме. Этого мало. Абиссинцы верят, что в ветхом Аксумском храме, стоящем в ограде Сионского монастыря, в том месте, где в древности было святое святых, хранится ветхозаветная святыня – ковчег завета с Моисеевыми скрижалями (эти предметы на абиссинском наречии обозначаются двумя словами: «Целáто-мусе» (ковчег Моисея).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

которому имя: Хира. Быт. 38:2 И увидел там Иуда дочь одного Хананеянина, которому имя: Шуа; и взял ее и вошел к ней. Имя дочери Шуа неизвестно. М. Филарет замечает, что брак этот не был счастлив, ибо, по всей вероятности, племя ханаанское было весьма развратно. Быт. 38:3 Она зачала и родила сына; и он нарек ему имя: Ир. Быт. 38:4 И зачала опять, и родила сына, и нарекла ему имя: Онан. Быт. 38:5 И еще родила сына [третьего] и нарекла ему имя: Шела. Иуда был в Хезиве, когда она родила его. Хезив, вероятно, то же, что Ахзив в уделе Иуды ( Нав. 15:44 ), говорит м. Филарет. То же говорит и Англ. Библия, ссылаясь на пророка Михея ( Мих. 1:14–15 ), где Ахзив упомянут вместе с Одолламом. Имя Шелы м. Филарет читает Силом. Быт. 38:6 И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь. Фамарь, или Тамар, означает пальму. Быт. 38:7 Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь. «Был неугоден пред очами Господа» м. Филарет переводит «был зол перед очами Иеговы. Иегова убил его». Ранновременная и бездетная смерть считалась казнию Божиею. Есть основание из всей нити рассказа думать, что дети хананеянки заразились развратом племени матери. Быт. 38:8 И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Закон левирата (от латинского levir – деверь, брат мужа) был чрезвычайно древним обычаем, который был обращён в закон через Моисея ( Втор. 25:5–10 ). Хотя впоследствии закон этот мог быть обойдён, но на отказывающемся лежало некоторое пятно (сравни Руф. 4:6–10 ). Быт. 38:9 Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему. Отто Герлах замечает, что независимо от мерзости этого греха с общей точки зрения, Онан совершал ещё другое тягчайшее преступление: злостное уклонение от нравственной обязанности продолжения рода брата своего. В уклонении этом лежала злоба к брату и возмущение против приказаний отца, основанных на Божественных законах. Вероятно, к этому присоединялась мысль о наследстве, так как первенец старшего брата Онана получил бы долю большую, чем он сам.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Максима Исповедника); Цагерский, св. Нины (г. Цагери, жен., основан в 2001); Ласуриаши, Рождества Пресв. Богородицы (с. Ласуриаши, Цагерский р-н, муж., основан в 2005). Цилканская, архиеп. Зосим (Шиошвили). Мон-ри: Мчадиджвари, во имя св. Архангелов (с. Мчадиджвари, Душетский р-н, жен., основан в 1668 католикосом-патриархом Досифеем III, возобновлен в 1991); Аши, св. Квирике (с. Аши, Душетский р-н, жен., основан в 1998); Бицменди, Вознесения Господня (с. Бицменди, Мцхетский р-н, жен., основан 20 мая 1999). Чиатурско-Сачхерская (вдовствующая), временно управляет митр. Сухумско-Абхазский Даниил (Датуашвили). Мон-ри: Кацхис-Свети (Кацхский Столп) (Кацхурское ущелье, Чиатурский р-н, муж., основан в V-VI вв. на месте святилища, посвященного культу богини плодородия, возобновлен в 1996); Мгвимеви, Рождества Пресв. Богородицы (близ с. Мгвимеви, Чиатурский р-н, жен., основан в XIII в. рачинским эриставом Рати Кахаберисдзе, возобновлен в 1992). Чкондидская, митр. Георгий (Шаламберидзе). Мон-рь: Саелиаво, Введения во храм Пресв. Богородицы (с. Саелиаво, Мартвильский р-н, жен., основан 4 дек. 2001). Шемокмедская, архиеп. Иосиф (Киквадзе). Мон-ри: Шемокмеди, св. Николая Мирликийского (ставропигиальный) (с. Шемокмеди, Озургетский р-н, жен., основан в 1992); Джумати, во имя св. Архангелов (с. Джумати, Озургетский р-н, муж., основан до X-XI вв., возобновлен 21 нояб. 1990); Шемокмеди, Преображения Господня (с. Шемокмеди, Озургетский р-н, муж., основан в X-XII вв., возобновлен в 2005); Ачи, св. Георгия (с. Ачи, Озургетский р-н, муж., основан в XIV в., возобновлен в 2005); Удабно, св. Иоанна Крестителя (с. Шуа-Ганахлеба, Чохатаурский р-н, муж., основан во 2-й пол. XVIII в., закрыт в 50-х гг. XX в., возобновлен в 2001); Самеба-Джихети, Св. Троицы (с. Джихети, Ланчхутский р-н, жен., основан в 1896); Григолети, св. Григория Богослова (с. Григолети, Ланчхутский р-н, муж., основан в 1993); Озургетский, св. Нины (г. Озургети, во дворце гурийских князей, жен., основан в 1995). Ист.: Прокопий Кесарийский.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Иосиф — первенец Рахили возлюбленный: Иисус, первенец Марии благодатный (Лк. I. 28). Иосиф — сын, любимый Иаковом паче всех сынов его (Быт. XXXVII. 3). Иисус — Сын Божий возлюбленный, в коем все благоволение Бога Отца (Мф. ИИ. 17). Иосиф посылается к братьям своим и овцам Иакова (Быт. XXXVII. 14). Иисус — к овцам погибшим дому Израилева (Мф. XV. 24). Иосиф приходит к своим братьям и находит в них врагов своих, Иисус пришел к своим, но свои Его не приняли (Ин. I. 11). От зависти подвергается бедствию Иосиф; из зависти предается Иисус (Мф. XXVII. 18). Иосиф продается иноплеменникам; Иисус также продается за тридцать сребреников (Мат. XXVI. 15) и предается язычниками (Мф. XX. 19). Кроме сего, в приключениях Иосифа можно находить вообще образ души, избранной Богом и по предустановлению ведомой к великому назначению. Как Иосиф, души, предуставленные от юности, носят на себе знамения особенной любви Божией, имеют некие предвестия и предчувствия своего назначения и не скрывают их; чрез сие возбуждают зависть в собратьях и таким образом повергаются в огненное испытание, которое долженствует их очистить и утвердить. ПРИКЛЮЧЕНИЕ ИУДЫ И ФАМАРИ. Б. XXXVIII 1. В то время случилось, что Иуда, omouieguiu от братьев своих, поставил шатер свой в соседстве одного Одолламитянина, которому имя Хира. 2. Там увидел Иуда дочь одного Хананея, которому имя Шуа, и взял ее за себя, и вошел к ней. 3. Она зачала и родила сына; и он нарек ему имя Ир. 4. И зачала опять, и родила сына, и нарекла ему имя Авнан. 5. Потом и еще родила сына и нарекла ему имя Силом. Иуда был в Хезиве, когда она родила сего. 6. И взял Иуда за Ира, первенца своего, жену именем Фамарь. 7. Но как Ир, первенец Иудин, был зол пред очами Господа, то Господь убил его. 8. Тогда Иуда сказал Авнану: войди к жене брата твоего, заступи у ней место супруга и восстанови потомство брату твоему. 9. Авнан знал, что потомство будет не ему; и потому, когда входил к жене брата своего, погублял семя пролитием на землю, чтобы не дать потомства брату своему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

1645 См., напр.: Пентковский А. Из истории литургических преобразований в Русской Церкви в третьей четверти XIV столетия//Символ. 1993, 29. С. 217–238. 1649 Не только автору этих строк в середине 1970-х годов этот раздел книги Лосева казался квинтэссенцией православного понимания культуры и философии. 1653 Бибихин В. В. Материалы к исихастским спорам//Синэргия. Проблемы аскетики и мистики православия. М., 1995. С. 177–206. 1655 См.: Ответ Софрония Лихуда/Пер. и вступ. ст. В. В. Аржанухина//Историко-философский ежегодник, 1993. М., 1994. С. 228–255. 1658 Он родился в Пинске 11 февраля 1914 года, в 1932 году окончил гимназию в Ровно на Волыни, в 1938-м получил диплом магистра экономических наук Главного коммерческого института в Варшаве. В 1948-м провел два семестра в Англиканском богословском колледже (Bishops College близ Лондона) и затем поступил в Православный богословский институт в Париже. 1659 В 1993–1994 гг. игумен Геннадий находился в переписке с минским философом и издателем И. В. Новиковым и сообщил ему ряд сведений о своей жизни и публикациях. Сердечно благодарю Игоря Васильевича, предоставившего мне возможность ознакомиться с этой перепиской. 1661 В распоряжении игумена Геннадия имелись посвященный Хёне-Вронскому сборник под редакцией Е. Брауна (1939), а также рукописное сочинение этого автора: Braun, Jeszy. Zarys Filozofi Wroskiego w weie analizy porównawczej. Они послужили ему важным подспорьем при написании диссертации. См.: Геннадий [Эйкалович], игум. Закон Творения. Очерк философской системы И. М. Гоэне-Вронского. Буэнос-Айрес, 1956. С. 256. 1663 Активная антимасонская деятельность его друга монархиста Ежи Брауна не могла этому препятствовать. 1666 Устрялов Н. В. Из письма. Публикация игумена Геннадия Эйкаловича//Новый журнал. 1986. Кн. 164. С. 161–166. 1667 Согласно составленному самим игуменом Геннадием списку печатных работ, им было подготовлено шесть книг и брошюр. Это – «Закон Творения» (1956), «О Божественных Именах» Псевдо- Дионисия Ареопагита (1957), «Дело протоиерея Сергия Булгакова » (1960), «Беседа об антисемитизме» (1981), «Родословная Софии» (1986), «Единая святая…» (б.г.). Кроме того, им напечатано более 70 статей в «Богословском сборнике» (Саут Канаан), «Русско-Американском православном вестнике», «Вестнике РСХД», «Новом журнале», «Гранях», «Возрождении», «Зарубежьи», «Голосе Зарубежья», «Современнике» (Канада), журналах «Наши вести», «Вече», «Беседа», «Феникс» (Австралия), «Ле Шуа» (Франция») и др.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Т. 3. С. 13), Варфоломей Тбилисско-Манглисский и Иоанн Манглисско-Тбилисский. Возможно, епископы Хрисанф и Николай, занимавшие Тбилисскую кафедру в период между Варфоломеем и Иоанном, тоже окормляли М. е. ( Иоселиани. 1866. С. 172-173). Под 1541 г. упомянут еп. Тбилисско-Манглисский Иоанн; по сведению Иоселиани, он вместе с др. архиереями «сопутствовал злополучному царю (царь Картли Луарсаб I (1527-1556).- Авт.) в походах его против магометанских правителей, был свидетелем мученической его кончины и едва ли видел свою кафедру» (Акт 18 Грузино-Имеретинской синод. конторы// Иоселиани. 1866. С. 176-177). С сер. XVI в. М. е. вновь стала самостоятельной ( Пурцеладзе. 1881. С. 6; Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 344) и пользовалась покровительством царей Картли ( Какабадзе. 1913. С. 85-86). Во 2-й пол. XVI - нач. XVII в. манглели вместе с груз. царями противостояли персам и туркам, стремившимся подчинить груз. царства. В 1615 г. архиеп. Манглисский Христофор ездил в Имерети «по делам царя» мч. Луарсаба II (1606-1616), плененного персид. шахом Аббасом I (1587-1629) (Аннотированный словарь. 2007. С. 387), за что поплатился кафедрой: в 1619 г. персид. ставленник, «омусульманившийся» царь Картли Симон II (1619-1630), передал управление М. е. Афанасию (Татишвили) и «пожаловал ему крестьян» ( Джандиери. 1971. С. 340; ПГП. 1965. Т. 2. С. 212-213). При царе Картли Ростоме (1632-1658) Афанасий служил придворным епископом царицы Мариам (Аннотированный словарь. 2007. С. 229) и получил от нее крестьян и земли в с. Арадети (Док-ты по соц. истории Грузии. 1940. С. 32). С 1632 г. манглели приобретали владения в селах Земо-Болниси и Шуа-Болниси; их феодальные права были закреплены актами царственных особ Картли (АКавАК. 1866. Т. 1. С. 24; Пурцеладзе. 1881. С. 7, 9, 10). В XVII-XVIII вв. манглели становились представители знатных родов Абашишвили (Бараташвили), Джавахишвили, Саакадзе; нередко решение о назначении принималось царями Картли ( Пурцеладзе. 1881. С. 10, 11; Жордания. 1903. С. 263).

http://pravenc.ru/text/2561816.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010