Судя по имевшемуся уже тогда на глазах примеру континентальной реформации, можно было думать, что Англия не остановятся на одном лишь том, что было ею сделано доселе. Можно было предполагать, что разрыв с Римом будет в ней только лишь началом и вступлением к дальнейшему, гораздо более решительному протестантизму, который коснётся и основных догматов вероучения и поведёт Англию по тому же пути, по которому уже шла тогдашняя Германия. Такое предположение, по–видимому, оправдывалось и образом действий английского правительства тотчас же после разрыва с Римом. Осенью 1535-го года, новый церковный глава Англии заводит сношения с германскими протестантами, он приглашает Меланхтона приехать в Англию и оказать ему своё содействие в устройстве ее церковных дел; его послы – Барнес, Гит и Фокс, еп. Герефордский, отправляются в Германию и там именем короля вступают в переговоры с курфюрстом Саксонским и с князьями Шмалькальденского союза. В глазах католического мира уже одно то, что король Англии вступает на путь сближения с немецкими протестантами, могло служить довольно сильным основанием к тому, чтобы подозревать в нем наклонность к дальнейшему протестантизму. Такое подозрение становится почти уверенностью, если обратить внимание на то, чего добился Генрих при своих сношениях с германскими князьями и что он поручал говорить им от своего имени. Из инструкций, составленных королём для епископа Герефордского, мы узнаем, что цель сношений состояла в том, чтобы утвердить князей Германии в их оппозиции папству, вооружить их против собора, предполагавшегося в то время папою, и привлечь их к тесному союзу с Англией, который бы мог быть достаточно сильным противовесом католическому союзу папы и императора. Уполномоченный Генриха должен был говорить курфюрсту Саксонскому о любви и дружбе к нему английского короля, при чем главнейшею причиною этой любви и дружбы выставлялось то обстоятельство, что курфюрст в своих действиях руководится благочестивыми намерениями, что он постоянно насаждает, поддерживает и защищает истинное учение Евангелия и совершенное разумение Слова Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

В Пруссию ввел лютеранское вероисповедание (в 1525 г.) магистр тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский, который вместе с тем превратил и орден в светское владение, под названием прусского герцогства. В Курляндии и Лифляндии реформация появилась также очень рано. Рига приняла ее уже в 1523 г. и в 1536 г. приступила уже в Шмалькальденскому союзу. В других странах западной Европы: во Франции, Польше, Богемии, Моравии, Венгрии, реформация хотя и не сделалась господствующим вероисповеданием, но получила законное признание и терпимость. Совершенно подавить реформацию удалось только в Италии и Испании. Реформация в Италии Реформация в Италии также находила себе приверженцев. Еще в начале германской реформации в разных итальянских городах появлялись выдающиеся личности, которые, более или менее, открыто сочувствовали Лютеру. Даже некоторые из кардиналов, как Конторипи и Мороне, Бембо, Садолет и др., были приверженцами нового учения, но они не встречали сочувствия в народных массах. Римская курия, в правление папы Павла III (1534–1549 г.), некоторое время колебалась в своей политике: между 1537 и 1541 годами господствовало благоприятное реформе примирительное настроение; в это время появилось известное сочинение «О благодеянии Христа», которое познакомило итальяцев с учением Лютера об оправдании через веру и имело громадный успех в читающем мире. Но в 1542 году начинается обратное направление в папской политике. В этом году явилась папская булла, повелевавшая учредить инквизицию, т. е. суд для искоренения протестантизма сперва в Италии, а потом вообще во всем свете. Шесть кардиналов, между которыми на первом месте поставлен Караффа, назначались всеобщими инквизиторами в делах веры по обе стороны Альп. Этот религиозный суд должен был по малейшему подозрению немедленно приступать к действию самым строгим образом, не обращать при этом внимания ни на государей, ни на епископов, особенно строго поступать с теми, которые опираются на защиту какой-либо владетельной особы. Лиц подозрительных инквизиция должна была заключать в темницы, подвергать их разного рода пыткам, чтобы вынудить признание, виновных наказывать смертью и продавать их имущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГНЕЗИО-ЛЮТЕРАНЕ религ. партия в Германии в 1547-1552 гг., объединявшая тех лютеран (гл. обр. приходских пасторов), кто принципиально отвергали Аугсбургский Интерим и Лейпцигский Интерим. 4 июля 1546 г. папа Римский Павел III по предварительной договоренности с имп. Карлом V объявил Шмалькальденскому союзу германских протестантов войну с целью «искоренить сорняки безбожных доктрин». Имперская католич. армия нанесла поражение лютеран. князьям Германии при Мюльберге 24 апр. 1547 г., их вождь Иоганн Фридрих, курфюрст Саксонии, был захвачен в плен. Вся Юж. Германия, а частично и северогерм. гос-ва оказались под контролем католиков. 23 мая Карл V во главе католич. армии занял Виттенберг - столицу лютеран. Реформации. Он не позволил осквернить останки М. Лютера, заявив, что воюет «не с мертвыми, а с живыми». Цель католиков в Шмалькальденской войне официально заключалась в том, чтобы заставить лютеран подчиниться решениям Тридентского Собора, чья работа (начатая в 1545) была еще далека от завершения. Поэтому 15 мая 1548 г. Карл V утвердил Аугсбургский Интерим - документ, составленный Иоганном Агриколой и определявший церковный порядок в областях Германской империи, ранее охваченных Реформацией, впредь до окончательных решений Тридентского Собора. Аугсбургский Интерим дозволял лютеран. священникам вступление в брак и преподание Причастия под 2 видами для мирян, но восстанавливал совершение всех 7 таинств Римско-католической Церкви и обязывал пасторов признать верховенство Римского папы по Божественному праву (лат. jure divino) и истинность католич. учения о транссубстанциации причастных элементов. Повсеместное и единодушное сопротивление Аугсбургскому Интериму (в т. ч. и пассивное со стороны прихожан, к-рые не ходили в церкви) побудило Морица, нового курфюрста Саксонии, перешедшего из лютеранства в католичество, выступить с инициативой разработки нового, компромиссного канонического документа.

http://pravenc.ru/text/165183.html

Поскольку споры не приводили к к.-л. положительным результатам, было принято решение формально завершить К. (см.: Schirrmacher. 1876. S. 217-223, 229-240; ср.: Pfn ü r. 1996. P. 376). При этом дискуссии между отдельными теологами и поддерживавшими их князьями продолжались до офиц. завершения Аугсбургского сейма осенью 1530 г. Католическая т. зр. на итоги К. отражена в декрете имп. Карла V от 19 нояб. 1530 г. (см.: Schirrmacher. 1876. S. 333-335). В документе подтверждаются все принципиальные пункты католич. вероучения и отвергаются противоречащие им положения Аугсбургского исповедания, в т. ч. и нек-рые из тех, в отношении которых теологам ранее удалось достичь компромисса. Запрещая протестантам самовольное изменение содержания вероучения и церковных обрядов, имп. Карл указывал, что церковное учение должно оставаться неизменным до буд. обсуждения на Вселенском Соборе католич. Церкви. Подобное бескомпромиссное решение императора оказалось созвучным настроению многих радикальных сторонников протестантизма, которые осуждали Меланхтона и др. протестант. участников К. в Аугсбурге за чрезмерную готовность идти на уступки. Указывая на непреклонность императора, радикальные реформаторы подчеркивали бессмысленность любых переговоров с католиками и призывали протестант. князей единым фронтом выступить против имперской религ. политики и защитить церковные реформы. Этот призыв был услышан и привел к формированию Шмалькальденского союза германских протестантов (1531). В 30-х гг. XVI в. как католики, так и протестанты неохотно вступали в богословские переговоры. Каждая из сторон рассчитывала на то, что законно созванный Вселенский Собор католич. Церкви изменит ситуацию в ее пользу и приведет к церковному единству на выгодных ей условиях. Хотя имп. Карл V был сторонником скорейшей организации Собора и неизменно требовал его созыва, Римские папы, опасаясь того, что неподконтрольные им заседания Собора приведут к необратимым изменениям в католич. Церкви, ограничивались лишь декларациями и обещаниями, блокируя все практические меры по организации Собора. После ряда безуспешных попыток силовыми методами заставить протестант. князей вернуться к католицизму имп. Карл V, нуждавшийся в поддержке протестантов для борьбы с тур. угрозой, принял решение организовать новые переговоры между католич. и протестант. богословами. Формально это решение было закреплено во Франкфуртском мирном договоре (Frankfurter Anstand) от 19 апр. 1539 г. В договоре объявлялось о намерении католич. и протестант. князей на время прекратить все враждебные действия друг против друга, а также подтверждалось намерение императора способствовать организации представительного религ. К. К. в Хагенау (Агно), Вормсе и Регенсбурге (1540-1541)

http://pravenc.ru/text/1841762.html

Истинный смысл его первоначальных заискиваний пред князьями Германии разъяснился очень скоро. В ответе послов короля английского, сделанном курфюрсту Саксонскому и ландгр. Гессенскому на известные предложения князей Шмалькальденского союза, между прочим, заявлялось, что Генрих вовсе не имеет особенной надобности в союзе с протестантами Германии, так как в настоящее время нет оснований бояться враждебных действий со стороны папы и императора 379 . Такое заявление равнялось, очевидно, откровенному признанию в том, что союз с германскими князьями желателен был для Генриха вовсе не в религиозных интересах, а по соображениям политическим, и что теперь, когда опасность миновала, нет никакой особенной надобности и в этом союзе. Итак, в эпоху разрыва Англии с Римом, ни вся нация вообще, ни король, ни конвокация, ни парламент в частности, не обнаруживали стремления к реформе в области вероучения и обрядов, а потому, если оказалась потребность в точном определении исповедания английской церкви и если такие исповедания действительно были составляема, мы не имеем оснований ожидать в них каких либо больших уклонений от установленной догматики католицизма. Такое предположение найдёт себе достаточное подтверждение при рассмотрении самых памятников вероучения английской церкви за этот период времени. Список ложных мнений, представленный нижнею палатою конвокации, собравшейся в июне 1536 года, послужил поводом к ожесточённым прениям между епископами и привёл в конце концов к выработке и утверждению первого памятника вероучения английской церкви в форме так называемых десяти членов веры. Епископы, заседавшие в верхней палате конвокация, не были, как оказалось, единодушны в своих религиозных воззрениях; они разделились на две партии, из коих одна была строго консервативна, а другая держала сторону реформы. К первой партии принадлежали: Ли, архиепископ Йоркский, Стоксли, еп. Лондонский, Тунсталь, еп. Дургэмский, Гардинер, еп. Уинчестерский, Лонгланд, еп. Линкольский, Ширмэн, еп. Чичестерский, Никс, еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

2) Римско-католические богословы бывшие на сейме, не замедлили сделать возражение против представленного лютеранами изложения своего вероучения в сочинении: Confutatio confessionis augustanae. В качестве антикритики на это Опровержение Меланхтон, в промежутки сеймовых заседаний, написал и представил императору Apologia confessionis augustane. Тон здесь более резкий. Сочинение распадается на XIV объемистых глав, где автор, разбирая, пункт за пунктом, возражения католиков, защищает лютеранское учение, выставляя его особенности сравнительно с католическим в более резкой форме, чем сделано это в аугсбургском исповедании. Император отказался принять эту апологию и между самими лютеранами некоторое время она оставалась частным произведением Меланхтона. Но уже на Шмалькальденском сейме 1537 г. за нею признано символическое значение. 3) Аугсбургский сейм кончился тем, что Карл V принял решение употребить против протестантов меры строгости. В виду этого, германские лютеранские князья, собравшись на сейм в Шмалькальдене, положили между собою – отражать силу силою. Тут же возникла мысль апеллировать на действия папы и сейма ко вселенскому собору, который один только и может прекратить религиозные распри. Эта мысль сочувственно встречена была почти всем западом, кроме, разумеется, папы; но и тот, уступая требованиям общественного мнения, вынужден был дать обещание созвать собор в Мантуе. Между лютеранами пошли толки о том, какое положение должны они принять на этом соборе и в каком виде представить ему свое вероучение. Удовлетворить этой задаче взялся Лютер, который и изготовил сочинение, предназначенное для будущего собора. После одобрения этого сочинения лютеранскими богословами, для рассмотрения его собирался в 1537 г. новый сейм в Шмалькальдене, вследствие чего произведение реформатора и получило название Шмалькальденских членов (Articuli smalcaldici), которые впоследствии внесены также и в кодекс символов. Небольшое это сочинение представляет изложение тех же пунктов лютеранского вероучения, какие указаны ранее аугсб. сейму Меланхтоном. Особенность же Лютерова произведения состоит в том, что приносит ожидаемому собору жалобу на козни римского двора и предупреждает его о решимости лютеран ни под каким условием не возвращаться к повиновению папам, так как папская власть составляет узурпацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Болонский мир (1530) между Карлом V и папой Климентом VII и последовавшая за ним имп. коронация Карла не привели к примирению сторон. Император требовал созыва Собора для проведения церковной реформы, полагая, что решить проблему религ. раскола в Германии император может только вместе с Римским папой, сохранив при этом руководящую роль за собой. По его указанию при подготовке Аугсбургского рейхстага (1530) теологи с обеих сторон сформулировали основные положения лютеран. и католич. вероучений (соответственно Аугсбургское исповедание и «Конфутация» (см. ст. Аугсбургского исповедания апология )). Лютеране отвергли требование подчиниться папе до решений буд. Собора и заключили Шмалькальденский союз германских протестантов (1531). В 1532 г. на ведение войны против турок потребовались деньги и войска, поэтому император снова пошел на уступки протестантам и временно разрешил следовать Аугсбургскому исповеданию, к-рое, однако, распространялось только на лютеран. Г. воспринимали улаживание религ. разногласий в первую очередь как способ решения политических проблем. В инструкциях брату Фердинанду от 1536 г. Карл V отмечал, что углубление религ. раскола создает серьезную угрозу политическому положению императора в Германии. В письме от 1538 г. к младшей сестре Маргарите, наместнице Нидерландов, он подчеркивал необходимость идти на компромисс в религ. вопросе, чтобы предотвратить окончательный раскол Германии, где уже началась секуляризация церковных княжеств, возникла опасность отпадения от католич. веры даже Кёльнского архиеп-ства. Переход в лютеранство одного из 3 церковных курфюрстов изменил бы расстановку сил в коллегии, избиравшей императора, в пользу протестантов (к этому времени уже 3 светских курфюрста - Саксонский, Бранденбургский и Пфальцский - перешли в лютеранство). В 1541 г. султан Сулейман I захватил столицу Венгерского королевства Буду, что на короткое время объединило Г. с нем. протестант. князьями, обещавшими поддержать поход против турок и освободить Буду. На Регенсбургском рейхстаге (1541) император вновь вынужден был пойти на уступки лютеранам, к-рым он обещал прекратить судебные преследования и разрешил владеть церковным имуществом. Собор, созванный в 1545 г. в Тренто (см. Тридентский Собор ), на территории, подвластной Г., не решил вопроса о примирении католиков и протестантов. Стараясь избавиться от давления со стороны императора, папа в 1547 г. временно перенес Собор в Болонью. Отсутствие единства с Папским престолом делало положение императора в Германии еще более неустойчивым. Поэтому даже после победы над протестантами в Шмалькальденской войне (1546-1548) в религ. вопросе он снова вынужден был пойти на компромисс. Окончательное поражение императора в религ. вопросе зафиксировал Аугсбургский религиозный мир (1555).

http://pravenc.ru/text/161215.html

Из донесений фран­цузских и испанских посланников их правительствам видно, что почти всякий раз, когда они представляли ко­ролеве свои жалобы на то, что Англия оказывает помощь мятежникам, Елизавета обыкновенно ссылалась в оправ­дание своего образа действий на существование католической лиги для истребления протестантизма 989 . Она ясно понимала и высказывала, что торжество католической лиги где бы то ни было на континенте неизбежно влечет за собой опасность и для Англии 990 . – Это мнение было настолько общераспространенным, что его можно было встретить тогда не в дипломатических только документах, но и в произведениях народной литературы. Когда напр. ис­панские войска, предводимые принцем Александром Пармским, одержали в Нидерландах целый ряд блестящих побед и сломили наконец, в 1585 г., упорное сопро­тивление осажденного Антверпена, по этому случаю была написана остроумная баллада, в которой Лондону совето­валось быть осторожнее и его предостерегали от такой —233— же участи, какую только что испытал Антверпен 991 . Та­ким образом повсюду господствовала мысль, что самая естественная политика Англии должна состоять в возможно более тесном союзе со всеми протестантами континента. Результатом этой мысли были постоянные сношения про­тестантов разных стран Европы с правительством Англии. Теснимые своими католическими врагами, они ча­сто обращали взор на королеву Англии, как на свою естественную и подчас единственную опору, а потому к ней посылали в критические минуты свои мольбы о помощи, в ней иногда мечтали видеть центр для объ­единения доселе разрозненных сил протестантизма. Почти тотчас же по вступлении Елизаветы на престол проте­стантские князья Германии уже изъявляли свою готовность и желание принять новую английскую королеву в число членов Шмалькальденского союза. В 1568 г. пфальц­граф Рейнский предлагал Елизавете вступить с про­тестантскими германскими князьями в оборонительный союз и просил ее оказать им помощь в виде денежной ссуды. В декабре 1574-го года в Англию прибыло спе­циальное посольство от нескольких протестантских кня­зей Германии, чтобы склонить ее в интересах общего блага ко вступлению с ними в союз.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Курфюст Саксонский Иоанн Фридрих и реформаторы М. Лютер, Г. Спалатин, Г. Брюк, Ф. Меланхтон. 1532-1539 гг. Худож. Кранах Младший (Художественный музей Толидо, США) Свидетельством политической силы Шмалькальденского союза стало состоявшееся в 1534 г. при военной поддержке ландграфа Филиппа восстановление в правах Ульриха (1487-1550), герц. Вюртембергского, к-рый в обмен на возвращение ему герцогства согласился поддержать Л. Проведение церковных реформ в герцогстве возглавил лютеран. проповедник и теолог Й. Бренц (1499-1570); под его руководством в 1535-1537 гг. было осуществлено реформирование Тюбингенского ун-та и учреждена Тюбингенская богословская семинария (Tübinger Stift), ставшая важным центром подготовки лютеран. пасторов и проповедников. Во 2-й пол. 30-х - 1-й пол. 40-х гг. XVI в. переход германских княжеств в Л. продолжался. Так, после кончины Георга, герц. Саксонского, его брат и преемник герц. Генрих (1473-1541) инициировал проведение церковных реформ. В мае 1539 г. Лютер, Меланхтон и др. проповедники посетили Лейпциг и др. города герц-ства; вскоре начались полномасштабные визитации, однако из-за нехватки компетентных пасторов и проповедников реформы проходили медленно. В 1541 г. управление герц-ством перешло к старшему сыну герц. Генриха герц. Морицу (1521-1553). Хотя Мориц продолжил поддержку Л., он пытался вести независимую от курфюрста Иоганна Фридриха и др. лютеран. князей религ. политику, предпочитая заботиться об укреплении собственной власти в герц-стве, повышении его благосостояния и приобретении новых земель. Руководствуясь этими мотивами, он уже в нач. 40-х гг. XVI в. стал оказывать военную поддержку имп. Карлу V и постепенно полностью перешел на его сторону. Значимым событием для нем. Л. стало решение Иоахима II Гектора (1505-1571), курфюрста Бранденбургского, провести на своих территориях церковную реформу. В новом церковном уставе по настоянию курфюрста были сохранены мн. католич. церемонии и обряды, однако Лютер, несмотря на это, приветствовал присоединение важного в политическом отношении курфюршества к лагерю сторонников Л. Однако отношения между курфюрстом Иоахимом и виттенбергскими теологами были омрачены тем, что в 1540 г. церковные реформы в курфюршестве возглавил Агрикола, незадолго до этого в Виттенберге ведший богословскую полемику с Лютером и Меланхтоном по вопросу о необходимости проповеди нравственного закона. Т. о., лютеран. реформация в Бранденбурге проходила автономно, хотя ее результаты и были признаны в Виттенберге. В 1544 г. курфюрстом Пфальцским стал Фридрих II (1482-1556); он предоставил в своем княжестве полную свободу протестант. проповедникам и сам обратился в Л.; т. о., все светские курфюрсты Свящ. Римской империи стали лютеранами. Поскольку в перспективе это могло привести к избранию императором протестанта, католич. оппозиция объединилась вокруг имп. Карла V и его брата кор. Фердинанда I; начались тайные переговоры о военных действиях против лютеран.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

Если она откажется исполнить это требование, участники лиги прибегнут к оружию и лишат ее престола 176 . Такого рода заявления повторялись со стороны Елизаветы не раз. Из донесений французских и испанских посланников их правительствам видно, что почти всякий раз, когда они представляли королеве свои жалобы на то, что Англия оказывает помощь мятежникам, Елизавета обыкновенно ссылалась в оправдание своего образа действий на существование католической лиги для истребления протестантизма 177 . Она ясно понимала и высказывала, что торжество католической лиги где бы то ни было на континенте неизбежно влечет за собой опасность и для Англии 178 . Это мнение было настолько общераспространенным, что его можно было встретить тогда не в дипломатических только документах, но и в произведениях народной литературы. Когда, например, испанские войска, предводимые принцем Александром Пармским, одержали в Нидерландах целый ряд блестящих побед и сломили наконец, в 1585 году, упорное сопротивление осажденного Антверпена, по этому случаю была написана остроумная баллада, в которой Лондону советовалось быть осторожнее и его предостерегали от такой же участи, какую только что испытал Антверпен 179 . Таким образом повсюду господствовала мысль, что самая естественная политика Англии должна состоять в возможно более тесном союзе со всеми протестантами континента. Результатом этой мысли были постоянные сношения протестантов разных стран Европы с правительством Англии. Теснимые своими католическими врагами, они часто обращали взор на королеву Англии, как на свою естественную и подчас единственную опору, а потому к ней посылали в критические минуты свои мольбы о помощи, в ней иногда мечтали видеть центр для объединения доселе разрозненных сил протестантизма. Почти тотчас же по вступлении Елизаветы на престол протестантские князья Германии уже изъявляли свою готовность и желание принять новую английскую королеву в число членов Шмалькальденского союза. В 1568 году пфальцграф Рейнский предлагал Елизавете вступить с протестантскими германскими князьями в оборонительный союз и просил ее оказать им помощь в виде денежной ссуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

  001     002    003    004    005    006