сочинение " Del Beneficio del Cristo " было составлено в протестантском духе. Это движение было задавлено реакцией, начавшейся в сороковых годах. В Испании связь с Германией, установившаяся вследствие избрания Карла V в императоры, содействовала распространению сочинений Лютера. В середине XVI в. здесь существовали тайные протестантские общины в Севилье, Вальядолиде и некоторых других местах. В 1558 г. властями было открыто случайно одно из таких протестантских сообществ. Инквизиция тотчас же произвела массу арестов, и Карл V, бывший тогда еще в живых, потребовал самого строгого наказания виновным. Сожжение осужденных инквизицией еретиков происходило в присутствии Филиппа II, его побочного брата Дона-Хуана Австрийского и сына, Дона Карлоса. Даже примас испанский, архиепископ толедский Варфоломей Карранза, на руках которого скончался Карл V, был арестован (1559) за склонность к лютеранству, и только папское заступничество спасло его от костра. Такими энергичными мерами в самом начале своего царствования Филипп II сразу " очистил " Испанию от " еретиков " . Отдельные случаи преследований за отпадение от католицизма встречались, впрочем, и в следующие годы. Религиозные войны реформационной эпохи Религиозная Р. XVI в. вызвала целый ряд войн как междоусобных, так и международных. За непродолжительными и имевшими местный характер религиозными войнами в Швейцарии и Германии (см. выше) в конце первой половины XVI в. наступает эпоха страшных религиозных войн, получивших международный характер — эпоха, охватывающая собой целое столетие (считая от начала шмалькальденской войны в 1546 г. до вестфальского мира в 1648 г.) и распадающаяся на " век " Филиппа II Испанского, главного деятеля международной реакции во второй половине XVI столетия, и времена тридцатилетней войны, в первой половине XVII в. В это время католики отдельных стран протягивают друг другу руки, возлагая свои надежды на могущественную Испанию; испанский король становится во главе международной реакции, пользуясь не только средствами, какие доставляла ему его громадная монархия, но и поддержкой католических партий в отдельных странах, а также нравственной и денежной помощью папского престола.

http://drevo-info.ru/articles/3393.html

1952. S. 90-93). Воодушевленный успехами Й., Лютер 4 авг. 1545 г. посетил Галле и произнес перед горожанами проповедь, в которой отмечал заслуги Й. в деле реформирования Церкви ( Delius. 1952. S. 101). Лютер еще 2 раза встречался с Й. в Галле осенью и зимой 1545 г. по пути в Мансфельд; в нач. 1546 г. Й. сопровождал его в Айслебен, где Лютер скончался 18 февр. 1546 г. (см.: Lehmann. 1963. P. 149-152). Й. был рядом с Лютером в последние часы его жизни; в соавторстве с 2 др. проповедниками Й. составил и издал отчет о смерти Лютера: «О христианском отшествии из сей смертной жизни досточтимого господина доктора Мартина Лютера» (Vom Christlichen abschied aus diesem tödlichen leben des Ehrwirdigen Herrn D. Martini Lutheri. Wittemberg, 1546; ср.: Mager. 2009). Й. сопровождал гроб с телом Лютера из Айслебена в Виттенберг; в течение одного дня гроб находился в Галле, где Й. произнес надгробную проповедь ( Delius. 1952. S. 102). Смерть Лютера сильно опечалила Й.; в письме Меланхтону он признавался: «Днем и ночью я горько скорблю о человеке Божием, о верном друге и любящем отце» (CR. Vol. 6. Col. 86). Положение дел в Галле радикально изменилось в ходе Шмалькальденской войны (1546-1547), начало к-рой Й. воспринял с энтузиазмом: протестант. князья, входившие в Шмалькальденский союз , обладали серьезным военным потенциалом и Й. рассчитывал, что им удастся одержать победу над папскими и имп. войсками ( Lehmann. 1963. P. 160). Однако уже к осени 1546 г. стало очевидно, что католич. войска ведут войну с большим успехом; обеспокоенный этим, Й. в Галле включил в церковную службу специальное прошение о даровании протестант. князьям победы над «римским антихристом» (т. е. папой) и «испанским Диоклетианом Карлом V» (JJBW. Bd. 2. S. 210). 22 нояб. 1546 г. Галле был без боя взят католич. войсками курфюрста Морица Саксонского (1521-1553); хотя городской совет ходатайствовал о том, чтобы Й. было позволено остаться в городе, он под воинским конвоем был выдворен из Галле. После того как протестант.

http://pravenc.ru/text/1238025.html

Протестанты держались так, как будто с Нюрнбергским религиозным миром все было окончено, а папа Павел III скорее готов был перенести раскол, чем допустить реформу Церкви. В 1540—1541 гг. в Гагенау, Вормсе, Регенсбурге происходят религиозные переговоры, цель которых — перейти к мирному соглашению по всем пунктам, которые с 1517 г. были наиболее спорными. В самом Риме поднимается вопрос, не следует ли восстановить единство Церкви честным признанием справедливости требуемых протестантами реформ. Кардиналы Римской курии были решительно расположены в пользу реформ и необходимых церковных преобразований, правда, с точки зрения протестантов, недостаточных. Князья в подавляющем своем большинстве также выступают за реформу. Еще в 1539 г. протестантизм восторжествовал в Альбертинской Саксонии и Браденбургском курфюршестве. В последнем в 1540 г. даже был установлен лютеранский характер церковного строя, который был утвержден самим Карлом V благодаря тому, что курфюрст Бранденбурга держался в стороне от антикарлонского Шмалькальденского союза, поддерживавшего Гогенцоллеров против Габсбургов. Князья из дома Гогенцоллеров все, за исключением кардинала Альбрехта, стояли на стороне евангелического учения. Поэтому почти вся Северная Германия, кроме Прирейпских областей и части Вестфалии, вскоре следовала лютеранскому вероисповеданию. Религиозные переговоры 1540—1541 гг. между католиками и протестантами хотя и имели примирительный характер, хотя и отражали несомненное сближение в богословских вопросах, в вопросах церковного устройства и папского авторитета, не привели к договоренности. Эти переговоры показали, что Нюрнбергский мир 1532 г. продолжает существовать и начинает распространяться даже па новых приверженцев «Аугсбургского исповедания». Результатами переговоров были Регенсбургский интерим и декрет сейма от 29 июля 1541 г., в которых император доходит до последних пределов уступчивости протестантам своим обращением к папе с увещанием «установить христианский порядок и реформацию», а протестантам дает подтверждение действительности Нюрнбергского мирного договора. Но давая эти обещания, император не имел намерения их исполнить, потому что в то же время возобновил союз против протестантов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Но для осуществления этих широких замыслов нужно было сначала победить враждебные кантоны, и в 1529 г. Цвингли настоял на объявлении им войны. С отрядом в 400 человек он сам лично отправился в поход. До вооруженного столкновения на этот раз дело не дошло и кончилось миром в Каппеле, признавшим в общих владениях свободу вероисповедания, но запрещавшим пропаганду нового учения в католических кантонах. Недовольный такой развязкой, Цвингли всячески старался довести дело до войны, хотя сам также не допускал католической пропаганды в Цюрихе. Берн, однако, был против войны, а он являлся важнейшим союзником Цюриха. Цвингли утратил значительную часть своего влияния. В 1531 г. по отношению к католическим кантонам была применена блокада — не пропускали подвоз припасов. Они объявили войну. Цюрихский отряд в 700 человек, в числе которых находился и Цвингли, 11 октября 1531 г. спешно выступил против войск кантона Цуг. В сражении при Каппеле протестанты были разбиты, а сам Цвингли убит. Его труп четвертовали и сожгли вместе с нечистотами, но Цюрих остался верен его учению. Но в других кантонах вопрос о вере должен был быть решен большинством. Протестантизм не одержал победы, но и не был уничтожен. По второму Каппельскому миру они должны были существовать в мире рядом. Это событие способствовало усилению Реформации в Германии в том отношении, что северогерманские города, потеряв опору в Швейцарии, без колебаний присоединились к Шмалькальденскому союзу. Таким образом, и здесь, как в Германии, недостает одной объединяющей силы, которая, действуя в определенном направлении, могла бы окончательно решить религиозный вопрос и даровать единство или реформе, или Церкви. Из спорящих сторон ни одна не сильна настолько, чтобы уничтожить другую, и, таким образом, результатом здесь и там остается дуализм Церквей и исповеданий. С деятельностью Цвингли был связан новый принцип церковного устройства — полномочие общины. Решительнее, чем Лютер, Цвингли отвергнул всю внешность Древней Церкви, но зато этим принципом он дал миру толчок, оказавший, как мы еще увидим, неизмеримо плодотворное действие не только на церковную, но и общественногосударственную жизнь. РЕФОРМАЦИЯ ЖАНА КАЛЬВИНА

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Несмотря на то что К. в это время по-прежнему не отличался особенно радикальными взглядами, его назначение архиепископом Кентерберийским было принято в штыки определенной частью консервативных епископов, так что он даже не смог провести визитацию во всей провинции. Преодолеть их неповиновение удалось в результате адм. преобразований канцлера Т. Кромвеля , к-рые позволили ему, став главным министром, контролировать практически все стороны жизни королевства. После этого он занялся и политическим обеспечением церковных преобразований. Неожиданностью для К. стали арест 2 мая 1536 г. кор. Анны Болейн и помещение ее в Тауэр. Он написал Генриху VIII письмо, в котором высказался в ее защиту, однако после разговора с ней все же последовал королевскому приказу и 17 мая 1536 г. объявил их брак недействительным с самого первого дня. Впрочем, после казни королевы К. был одним из немногих, кто открыто ее оплакивал. Религ. политика Кромвеля позволила снизить остроту противоречий между более или менее радикально настроенными епископами королевства и попытаться достичь определенного компромисса. Он проявился в изданных К. Десяти статьях (1536) - первом изложении вероучения реформированной Церкви Англии. Их текст состоит из 2 частей: первые 5 статей обнаруживают сильное лютеран. влияние (так, признаются только 3 таинства), статьи с 6-й по 10-ю, напротив, отражают в основном католич. взгляды на чистилище, иконопочитание и т. д. Публикация Десяти статей вызвала серьезные протесты и стала веской причиной крупнейшего восстания на севере Англии, т. н. Благодатного паломничества, участники к-рого считали К. одним из своих главных врагов. После подавления восстания К. начал работу над составлением т. н. Книги епископов (1537) («Bishops " Book», или «Institution of a Christian Man»), в к-рой более развернуто излагались те же взгляды, что и в Десяти статьях. Она была опубликована с королевского разрешения, однако не получила офиц. высочайшего одобрения, что делало ее статус противоречивым. В эти годы К. все чаще проявлял себя как последовательный протестант, чему способствовала королевская политика в области религии, направленная на реформирование Церкви. Так, в 1537-1538 гг. в составе посольства от гос-в Шмалькальденской лиги в Англию были приглашены неск. нем. богословов, встречавшихся с королем, Кромвелем и К. Хотя их миссия не достигла цели и предложения немцев по объединению на основе Аугсбургского исповедания (к-рое поддержал К.) не нашли одобрения у короля и определенной части англ. епископов, результатом стремления Генриха VIII установить союз с нем. протестант. княжествами стал его брак с Анной Клевской в янв. 1540 г.

http://pravenc.ru/text/2458929.html

Packer, O.R. Johnson. Old Tappan (NJ), 1957. Лютеров пер. Библии: Luther M. D. Martin Luthers Werke, kritische Gesamtausgabe: Die Deutsche Bibel. 12 Bde. Weimar, 1906–1961; Die Luther–Bibel von 1534. Kolorierte Faksimileausgabe. 2 Bde und Begleitband (v. Stephan Fiissel). Taschen Verlag, 2002; Biblia Germanica: Luther–Ubersetzung 1545, Ausgabe letzter Hand. Faksimilierte Handausgabe nach dem im Besitz der Deutschen Bibelgesellschaft befindlichen Originaldruck; einspaltig. Mit zahlreichen Initialen und Holzschnitten des Meisters MS, an deren Gestalung Luther selbst mitgewirkt hat. Deutsche Bibelgesellschaft, 1967; D. Martin Luther. Die gantze Heilige Schriffi: Der komplette Originaltext von 1545 in modemem Schriftbild/Hrsg. von H. Volz unter Mitarbeit von H. Blanke; Textredaktion Fr. Kur. Munchen, 1972 (Neuausgabe: Bonn, 2004); Die Luther–Bihel: Originalausgabe 1545 und revidierte Fassung 1912 (CD–ROM), Digitale Bibliothek 29, Berlin, 2002. Избр. рус. пер.: Лютер М. Время молчания прошло: Избр. произв. 1520–1526. Харьков, 1994; Лютер М. Избр. произв. СПб., 1997; Лютер М. 95 тезисов. СПб., 2002. См. также: Bainton R.H. Here I Stand: A Life of Martin Luther. New York, 1950. 745 Биографию Меланхтона написал его друг Иоахим Камерарий; Verzeichnifi der Schriften Melanchthons составил Ротермунд (Бремен, 1814). Наиболее полное собрание сочинений Меланхтона издали Бретшнейдер и Биндсейль в Corpus reformatorum (28 т., Брауншвейг, 1834–1860); Биндсейль напечатал также Melanchtonis epistolae, judicia, consilia etc. (Галле, 1874); дополнением к Corpus reformatorum служит изданная Хартфельдером Melanchthoniana paedagogica (Лейпциг, 1892). 746 Меланхтон выступает с рядом политико-богословских трактатов, имевших большое значение в ходе Реформации: Epitome doctrinae christianae (1524); написанное по просьбе пфальцского курфюрста Людвига V заключение о 12 крестьянских статьях, отвергавшее требования крестьян (1525); Unterricht der Visitationen an die Pfarrherm fur Kurfurstentum Sachsen (1527) – инструкция для предпринятой курфюрстом Иоганном визитации саксонских церквей, явившаяся первым церковным и школьным уставом евангелической церкви Германии; окончательная редакция знаменитого Аугсбургского вероисповедания – самого раннего из официальных вероисповедальных документов, до сих пор являющегося нормой для лютеран; « Апология « Аугсбургского вероисповедания»» (см.: Меланхтон Ф. Апология Аугсбургского исповедания. М., 1996) и Repetitio confessionis augustanae saxonica; трактат Depotestatepapae (1537), написанный по поручению Шмалькальденского союза.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Артикулы, к-рые предполагалось использовать в качестве вероучительного ориентира при дискуссиях с католиками, не приобрели церковно-политического значения и остались лишь богословским памятником. Артикулы были составлены в Виттенберге под рук. Лютера, в изданиях он был назван их автором. Однако в действительности в обсуждении и подготовке текста принимали участие и др. ведущие проповедники и богословы раннего Л.: жившие в этот период в Виттенберге Меланхтон, Йонас, Бугенхаген и К. Круцигер, а также приехавшие туда по приглашению Лютера Агрикола, Амсдорф и Г. Спалатин (1484-1545). Окончательный нем. текст артикулов, а также написанный Меланхтоном на латинском языке небольшой трактат «О власти и первенстве папы» (лат. De potestate et primatu papae tractatus; нем. Von der Gewalt und Oberkeit des Papsts;= Melanchthon Ph. De potest. pap.), присоединенный к артикулам в позднейших изданиях, обсуждались лютеранскими князьями, теологами и проповедниками во время собрания членов Шмалькальденского союза, к-рое проходило в Шмалькальдене с 10 февр. по 6 марта 1537 г. Одобренные артикулы и трактат вместе с Аугсбургским исповеданием и Апологией 24 февр. 1537 г. были подписаны всеми лютеран. теологами и проповедниками, присутствовавшими на собрании (Лютер отсутствовал из-за болезни, его подпись наличествует в списке подписавших артикулы, однако ее нет в списке подписавших трактат Меланхтона; перечни подписавших см.: BSELK. Abt. 1. S. 781-784, 833-836). Нормативным текстом артикулов считается немецкая версия, опубликованная Лютером с предисловием в 1538 г.; латинский перевод несколько раз перерабатывался и получил окончательную форму лишь при публикации артикулов в составе лат. Книги Согласия в 1584 г. (подробнее об истории создания и изданиях см.: Ibid. S. 713-717; Volz. 1931). Основной текст Шмалькальденских артикулов разделен на 3 части: в 1-й ч. кратко сформулированы догматические положения, равно признаваемые католиками и лютеранами; во 2-й - представлены те лютеран. вероучительные истины, на к-рых лютеране настаивали категорически; в 3-й - рассмотрены богословские утверждения и интерпретации, к-рые лютеране готовы были обсуждать с католиками.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАРЕР [нем. Blarer, Blaurer] Амброзиус (4.04.1492, Констанц - 6.12.1564, Винтертур, кантон Цюрих), церковный проповедник и деятель Реформации в Германии и Швейцарии. Принадлежал к весьма влиятельному патрицианскому роду, известному в г. Констанце с XIV в. Его брат Томас был одним из ведущих политиков города. В 1505-1513 гг. Б. учился в ун-те Тюбингена, где близко познакомился с юным Ф. Меланхтоном . Став в Констанце монахом-бенедиктинцем (1515), Б. к 1520 г. был уже приором мон-ря, но под влиянием сочинений М. Лютера в том же году вышел из мон-ря и, став церковным проповедником (1525), сыграл важную роль в утверждении в городе Реформации (1531). Он успешно полемизировал с католиками и пропагандировал протестантизм по Цюрихскому образцу, хотя ряд догматических положений У. Цвингли он не разделял. В 1528-1540 гг. Б. оказывал помощь в проведении Реформации швабским имперским городам Ульму, Эслингену, Меммингену, Исни, а также коммунам Вост. Швейцарии. Цвинглианские элементы Реформации, к-рые он пытался утвердить в 1538 г. в Аугсбурге, продержались недолго и постепенно были вытеснены лютеранством. Важную роль Б. сыграл в 1534-1538 гг. в Вюртемберге, где способствовал росту евангелической Церкви своим стремлением согласовать позиции последователей Лютера и Цвингли, воздействуя на новые порядки литургии, дисциплины брака, благотворительности, визитаций. Поражение протестантов в Шмалькальденской войне с имп. Карлом V привело к оккупации Констанца имп. войсками в окт. 1545 г. ивынужденномупереселениюБ. в Швейцарию (1548). Лишь в 1551-1559 гг. он снова стал выполнять обязанности пастора в подчиненном Берну г. Биль. Несмотря на переписку с Г. Буллингером, Г. Фарелем, Ж. Кальвином и др. видными деятелями Реформации, его влияние на церковную жизнь ограничивалось местными рамками. Сочинения Б., в к-рых заметно влияние крупных реформаторов, в частности М. Буцера, не внесли существенно нового вклада в теологическую проблематику. Они отличаются пастырским и полемическим содержанием, достоинствами выразительного и богатого языка. Б. оставил ряд духовных песнопений, к-рые имели широкое распространение, тем более что Цвингли, идеи к-рого пользовались в Вост. Германии большим влиянием, не проявлял внимания к этому вопросу.

http://pravenc.ru/text/149377.html

Поражение протестантов в Шмалькальденской войне 1546-1548 гг. с имп. Карлом V привело к стремлению императора восстановить католичество в Германии, используя Аугсбургский интерим 1548 г. Б. как активный противник интерима был вынужден после 25 лет деятельности в Страсбурге покинуть город. В 1549 г. он переселился в Англию, стал профессором в Кембридже и посвятил свое соч. «О царстве Христа» (De regno Christi. 1550) кор. Эдуарду VI. После кончины Б., в период католич. реакции в Англии при кор. Марии Тюдор , его сочинения были объявлены еретическими и подвергнуты публичному сожжению. Тело Б. извлекли из могилы и также сожгли (1557). При кор. Елизавете I Б. был реабилитирован и его надгробие восстановлено (1560). Исследователи, отмечая разностороннюю деятельность Б., существенно расходятся в понимании специфики его теологических трудов, но все подчеркивают тенденцию к связи догматических и прагматических элементов. Б. меньше др. реформаторов занимался христологией, уделяя много внимания пневматологии и проблемам этики. Дух, как он считал, оживотворяет добродетель. В трактовке таинства крещения он подчеркивал, что при его свершении дары Св. Духа получают только избранные, те, кто верит во Христа. В интерпретации таинства Евхаристии он акцентировал внимание на его зависимости от состояния души самого верующего: благорасположенная душа приемлет истинные Тело и Кровь Христову, а при недостатке веры этого не происходит, и человек вкушает только хлеб и вино. Исследователи отмечают, что убеждения Б. представляют скорее компромисс между лютеранством и цвинглианством. Разработанные им богослужебные правила, а также тенденция к систематической дисциплине в общине оказали влияние на Ж. Кальвина . В экзегетике особенно высоко оценивается многолетний труд Б. над комментариями к Посланию ап. Павла к Римлянам. В соч. (Von der waren Seelsorge) он описывает службу пастыря как службу ближнему. В кн. «О царстве Христа» Б. рассматривает действие государя по осуществлению идей Реформации к достижению царства Божия. Он рассуждает о проблемах политики, права, религ. воспитания детей, заботы о бедных, торговли на службе общему благу, но особенно подробно о браке и его значении. Идеи Б. имели сторонников и последователей не столько в Германии и Швейцарии, сколько в Англии.

http://pravenc.ru/text/153723.html

В 1528 г. Б. принял участие в Бернском диспуте У. Цвингли , к-рый стал решающим событием для утверждения Реформации в этом городе. На стороне Цвингли он участвовал в Марбургском диспуте его с Лютером, где различие вероисповедных установок в трактовке причастия сорвало наметившееся объединение (в т. ч. и политическое) 2 течений Реформации (1529). Собеседование Б. с Лютером в Кобурге (1530) сблизило их позиции. Б. на протяжении мн. лет искал компромисса в доктринальных вопросах, к-рый позволил бы сплотить или хотя бы сблизить разные направления реформационного движения. В 1530 г. для Аугсбургского рейхстага, где была сделана неудачная попытка преодолеть раскол в зап. христиан. Церкви, Б. совместно с В. Ф. Капито выработал «Исповедание четырех городов» (лат. Confessio Tetrapolitana), принятое в Страсбурге, Констанце, Меммингене и Линдау. Б. способствовал присоединению этих городов к Шмалькальденскому союзу (1531), образованному для политического и возможного военного противостояния восстановлению в протестант. землях католич. Церкви. Он сыграл решающую роль в разработке проектов церковных порядков при проведении Реформации в Ульме, Меммингене и Биберахе (1531), в Аугсбурге (1534-1537). После гибели Цвингли в 1531 г. усилилась тенденция к сближению всей верхненемецкой Реформации с лютеранством. В 1534 г. на тайном совещании в Констанце Б. удалось добиться от духовенства ряда городов принятия 10 статей, в к-рых содержалась его формула причастия о вкушении тела и крови Христовой «вместе» с хлебом и вином. Этот шаг навстречу лютеранам был подкреплен в 1536 г. важным соглашением - «Виттенбергской конкордией». В 1538 г. при активной гос. поддержке ландграфа Филиппа Б. сумел мирным путем остановить распространение анабаптизма в Гессене. После кончины Капито в 1541 г. Б. стал суперинтендантом страсбургской церкви и вместе с Ф. Меланхтоном пытался содействовать проведению Реформации в Кёльнском архиеп-стве, но эта попытка провалилась, хотя составленный им проект церковного устава (1543) позднее был использован Архиепископом Кентерберийским Т. Кранмером в интересах Реформации в Англии.

http://pravenc.ru/text/153723.html

   001    002    003   004     005    006