Судя по имевшемуся уже тогда на глазах примеру континентальной реформации, можно было думать, что Англия не остановятся на одном лишь том, что было ею сделано доселе. Можно было предполагать, что разрыв с Римом будет в ней только лишь началом и вступлением к дальнейшему, гораздо более решительному протестантизму, который коснётся и основных догматов вероучения и поведёт Англию по тому же пути, по которому уже шла тогдашняя Германия. Такое предположение, по–видимому, оправдывалось и образом действий английского правительства тотчас же после разрыва с Римом. Осенью 1535-го года, новый церковный глава Англии заводит сношения с германскими протестантами, он приглашает Меланхтона приехать в Англию и оказать ему своё содействие в устройстве ее церковных дел; его послы – Барнес, Гит и Фокс, еп. Герефордский, отправляются в Германию и там именем короля вступают в переговоры с курфюрстом Саксонским и с князьями Шмалькальденского союза. В глазах католического мира уже одно то, что король Англии вступает на путь сближения с немецкими протестантами, могло служить довольно сильным основанием к тому, чтобы подозревать в нем наклонность к дальнейшему протестантизму. Такое подозрение становится почти уверенностью, если обратить внимание на то, чего добился Генрих при своих сношениях с германскими князьями и что он поручал говорить им от своего имени. Из инструкций, составленных королём для епископа Герефордского, мы узнаем, что цель сношений состояла в том, чтобы утвердить князей Германии в их оппозиции папству, вооружить их против собора, предполагавшегося в то время папою, и привлечь их к тесному союзу с Англией, который бы мог быть достаточно сильным противовесом католическому союзу папы и императора. Уполномоченный Генриха должен был говорить курфюрсту Саксонскому о любви и дружбе к нему английского короля, при чем главнейшею причиною этой любви и дружбы выставлялось то обстоятельство, что курфюрст в своих действиях руководится благочестивыми намерениями, что он постоянно насаждает, поддерживает и защищает истинное учение Евангелия и совершенное разумение Слова Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГНЕЗИО-ЛЮТЕРАНЕ религ. партия в Германии в 1547-1552 гг., объединявшая тех лютеран (гл. обр. приходских пасторов), кто принципиально отвергали Аугсбургский Интерим и Лейпцигский Интерим. 4 июля 1546 г. папа Римский Павел III по предварительной договоренности с имп. Карлом V объявил Шмалькальденскому союзу германских протестантов войну с целью «искоренить сорняки безбожных доктрин». Имперская католич. армия нанесла поражение лютеран. князьям Германии при Мюльберге 24 апр. 1547 г., их вождь Иоганн Фридрих, курфюрст Саксонии, был захвачен в плен. Вся Юж. Германия, а частично и северогерм. гос-ва оказались под контролем католиков. 23 мая Карл V во главе католич. армии занял Виттенберг - столицу лютеран. Реформации. Он не позволил осквернить останки М. Лютера, заявив, что воюет «не с мертвыми, а с живыми». Цель католиков в Шмалькальденской войне официально заключалась в том, чтобы заставить лютеран подчиниться решениям Тридентского Собора, чья работа (начатая в 1545) была еще далека от завершения. Поэтому 15 мая 1548 г. Карл V утвердил Аугсбургский Интерим - документ, составленный Иоганном Агриколой и определявший церковный порядок в областях Германской империи, ранее охваченных Реформацией, впредь до окончательных решений Тридентского Собора. Аугсбургский Интерим дозволял лютеран. священникам вступление в брак и преподание Причастия под 2 видами для мирян, но восстанавливал совершение всех 7 таинств Римско-католической Церкви и обязывал пасторов признать верховенство Римского папы по Божественному праву (лат. jure divino) и истинность католич. учения о транссубстанциации причастных элементов. Повсеместное и единодушное сопротивление Аугсбургскому Интериму (в т. ч. и пассивное со стороны прихожан, к-рые не ходили в церкви) побудило Морица, нового курфюрста Саксонии, перешедшего из лютеранства в католичество, выступить с инициативой разработки нового, компромиссного канонического документа.

http://pravenc.ru/text/165183.html

В Пруссию ввел лютеранское вероисповедание (в 1525 г.) магистр тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский, который вместе с тем превратил и орден в светское владение, под названием прусского герцогства. В Курляндии и Лифляндии реформация появилась также очень рано. Рига приняла ее уже в 1523 г. и в 1536 г. приступила уже в Шмалькальденскому союзу. В других странах западной Европы: во Франции, Польше, Богемии, Моравии, Венгрии, реформация хотя и не сделалась господствующим вероисповеданием, но получила законное признание и терпимость. Совершенно подавить реформацию удалось только в Италии и Испании. Реформация в Италии Реформация в Италии также находила себе приверженцев. Еще в начале германской реформации в разных итальянских городах появлялись выдающиеся личности, которые, более или менее, открыто сочувствовали Лютеру. Даже некоторые из кардиналов, как Конторипи и Мороне, Бембо, Садолет и др., были приверженцами нового учения, но они не встречали сочувствия в народных массах. Римская курия, в правление папы Павла III (1534–1549 г.), некоторое время колебалась в своей политике: между 1537 и 1541 годами господствовало благоприятное реформе примирительное настроение; в это время появилось известное сочинение «О благодеянии Христа», которое познакомило итальяцев с учением Лютера об оправдании через веру и имело громадный успех в читающем мире. Но в 1542 году начинается обратное направление в папской политике. В этом году явилась папская булла, повелевавшая учредить инквизицию, т. е. суд для искоренения протестантизма сперва в Италии, а потом вообще во всем свете. Шесть кардиналов, между которыми на первом месте поставлен Караффа, назначались всеобщими инквизиторами в делах веры по обе стороны Альп. Этот религиозный суд должен был по малейшему подозрению немедленно приступать к действию самым строгим образом, не обращать при этом внимания ни на государей, ни на епископов, особенно строго поступать с теми, которые опираются на защиту какой-либо владетельной особы. Лиц подозрительных инквизиция должна была заключать в темницы, подвергать их разного рода пыткам, чтобы вынудить признание, виновных наказывать смертью и продавать их имущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первый опыт связного изложения и толкования богослужения христианского принадлежит Иустину Мученику , затем особенно обращает на себя внимание трактат Тертуллиана , немного указаний в этом роде найдем и в огласительных поучениях Кирилла Иерусалимского , в сочинениях Павлина 16 Ноланского V в., в сочинении Амвросия о таинствах и в сочинении, известном под именем сочинения Дионисия Ареопагита , о церковной иерархии, но все эти труды, сообщая сведения о смысле и значении церковных форм, могут служить, скорее, только источниками, но не прямыми руководствами. Особенно много сочинений о богослужении начинает появляться с VII-ro века, как на Востоке, так и на Западе. На Востоке писал Максим Исповедник , а на Западе Исидор Испанский; он был почти первый там составитель изъяснения богослужения, за ним-то и началось много последователей в этом направлении. Особенно развилось стремление к изъяснению богослужения во времена Карла Великого. Благодаря его старанию, с этих-то пор собственно и начинается история литературы этой науки. С этого-то времени в Германии, Франции и других местах является особенно много сочинений по части литургики: соч[инения] Рабана 17 Мавра, Валафрида Страбона (IX в.) 18 , Ульриха фон Целле 19 , Гонория свящ[енника] Отёнского 20 ; в XIII веке сочин[ения] папы Иннокентия III-ro, Ал[ь]берта Вел[икого], Иоанна Ком . Все эти сочинения сходны между собою в том отношении, что совершенно почти чужды исторического элемента; при объяснении обрядов преобладают мистические элементы, но, тем не менее, все они имеют большую важность и теперь, потому что из этих сочинений можно получить много сведений об обрядах разных Церквей. В XVI-м и XVII-м веках литургические материалы подвергались многосторонней обработке, по части литургики приобретено было много научных пособий; более замечательные из них: соч[инения] Кассандера 21 , Дескамерия, издания Литургии германск[ого] ученого Гуго, сочин[ения] Льва Алляция 22 и др. С конца XVII века богослужение начало делаться предметом археологических и исторических исследований.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

82 При посвящении второго старокатолического епископа Герцога это место было изменено так: «Кто будет проклинать его, за того пусть он молится». Керенский В. Старокатолицизм, стр. 178. 84 Ibid. S. 54. Сравн. Rituale Romanum, cit. p. 245: Si qua puerpera… ad Ecclesiam venire voluerit. 98 Эта хвалебная песнь поётся на утреннем богослужении первого адвента (смотр. выше), но она оканчивается малым славословием. 99 Этот гимн есть переложение латинского гимна: Dies irae, dies illa… Сравн. Liturgisches Gebetbuch S. 241. 104 Anhang zum Liturgisches Gebetbuch (Liederbuch vom Reiche Gottes. Mannheim 1885 на страницах 223–230 даёт некоторые из этих песнопений). 127 Ibid. p.p. – Кроме этого есть чины благословения источника (ibid. p. колодца (ibid. p. 133 Gebetbuch der Christkatholischen Kirche der Schweiz. – Мы имели под руками 4-е издание этой книги с переработанным вполне сборником песнопений, вышедшее в Золотурне, в 1893 году. 134 Gesandbuch der Christkatholischen Kirche der Schweiz. Эта книга была у нас в её третьем издании (Soloturn, 1893). 146 Чешское Mše, польское Msza=немецкому Messe, оно есть изменение латинского missa (мисса) и служит одно или в соединении с словом svata, swita для обозначения богослужения, на котором совершается таинство евхаристии. 147 Трисвятое в богослужении швейцарских старокатоликов встречается ещё в «молитве за умирающего» в такой форме: Святый Боже, Святый крепкий Боже, Святый бессмертный Боже, помилуй меня (Gebetbuch, S. 195). 148 Места, отмеченные знаком […], различны в том и другом чине. Сравнение сделано нами при помощи чина чешско-славянской литургии-мессы, напечатанной в переводе в Богослов. Вестнике (октябрь, 1898 г.) и чина литургии св. Иоанна Златоуста у Даниеля, Codex liturgicus. Vol. IV, Fasc. 2, p.p. 327–372. 156 Возложение рук и соли у германских старокатоликов совершается в обратном порядке и молитвы изменены (см. выше). 157 Возложение столы (stolae) и следующие две молитвы у германск. старокатоликов опущены, но вместо их есть предваряемое крестн. знамением чтение Евангелия (см. выше).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

7. Важность его и твердость И возможно ли, казалось бы, помыслить, – при столь дивном свете, в каком Бог, явясь во плоти нашей, благоизволил поставить Евангелием Своим союз супружества, не быть сему союзу Таинством, и считаться вне числа особенных даров благодати Евангелия? Как?! Союзу, от которого должны происходить все сыны царствия Христова, и от которого происходящие, как говорит Апостол, святы по тому самому, что они происходят хотя от одного из супругов Христианина, такому союзу не быть в числе особливых средств благодати Инсуса Христа?! Основанию всем союзам жизни обыкновенной и Евангельской, недру человечества, где хранится самая жизнь его, чистота и счастие, откуда мы должны сосать с кровию и млеком самый дух святыни (Кор.1:7, 14.). – такому Божественному учреждению не быть в числе Таинств благочестия?! Всемирная история свидетельствует, что нет и не было народа, столь дикого, где бы Брак был исключен из обрядов или правил благочестия, какова бы ни была, скажем языком Христианским, Вера народа сама в себе. А сим самым не доказывается ли, что учреждение Брака есть Предание, ведущееся с самаго первого благословения Божия людям данного в раю? Никакие превратности мнений и образа жизни людей, живших инде в течение многих веков без взаимныых сообщений, не могли истребить в людях чувства потребности благословения на союз супружеский свыше! Какое же, по сему, странное превращение в мире делают те из Христиан, которые Брак извергли из Божественных установлений св.Веры, сочли его обычаем «чисто плотским и гражданским», заключая союз полов в роде обыкновенных контрактов, или которые живут иногда в связях преступных, даже еще расторгают иногда по одному своенравию союзы, именем Божиим запечатлеваемые!! Где же на сей раз и нежность века нашего, когда, по свидетельству Господа Иисуса, развод, еще прежде возведения Брака в достоинство Таинства, дозволен был и Иудеям только по жестосердию Иудеев?! ( Мф.19:8 . Map.10:5). 8. Образ совершения Брака Обратим вннмание на образ совершения Брака о Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

В статье «Православие в его истории и существе» 538 А.В. Карташев также размышляет о Церкви, но уже с другой Ее стороны: «Этот мистический союз любви Христовой есть духовный организм Церкви, который в Духе Святом обладает особым соборным самосознанием и является восприемником и хранителем тайн Божественного Откровения, превышающего силы и способности отдельных лиц, как бы святы и достойны они ни были. Именно этому союзу любви Божественной и предано сокровище ведения тайн царства Божия и непогрешимого руководства Духа Святаго, указующего неложно, где Путь, Истина и Жизнь, а не союзу внешнему. Даже не одним апостолам, не одной иерархии, пастырям, а всему союзу любви в целом» 539 . Для Карташева «мистический союз любви Христовой есть духовный организм Церкви», союза, который «в Духе Святом обладает особым соборным самосознанием и является восприемником и хранителем тайн Божественного Откровения». По учению Карташева не только «епископы, и целые соборы могут ошибаться, впадать в страстность и творить неправду», но и «самый авторитетный собор епископов, вселенский собор» 540 . В «Православном-догматическом богословии» митр. Макария (Булгакова) мы встречаем противоположное указание на безошибочность Вселенских Соборов: «Раскрываемы и определяемы были догматы на Соборах Вселенских, непогрешимых» 541 . Противоположность этих мнений основана на том, что Карташев в качестве доказательства своей идеи приводит соборы, которые никак Вселенскими назвать нельзя, так как они были отвергнуты Церковью (Константинопольский 754 г., Константинопольский 869 г.) 542 . В результате историк позволяет себе констатировать ошибочность других соборов, в то время как, на самом деле, Вселенский Собор – это не тот собор, который просто соответствовал определенным внешним нормам (например, имел епископов, обязательно собранных со всех Церквей), но тот, который был руководим перстом Божиим и в последствии был принят Духом Святым в Церкви через рецепцию. Как мы видим, важное место в учении Карташева занимает понятие рецепции, которая есть восприятие и одобрение или, иначе, отвержение Собора церковью. Прошли ли семь Вселенских Соборов рецепцию, по Карташеву, не ясно, но отсутствие понятного определения «рецепции» может допускать разные размышления против Вселенскости. Известно, что часть эфиопов, коптов и сирийцев монофизитов, сирийцев несториан, маронитов, монофелитов, т. е. народы, некогда составляющие часть православной Церкви, не признали Вселенский Собор против их ересей. По нашему мнению, подобное положение дел вполне можно назвать «богословским тупиком»: отрицая четкое догматическое учение Церкви и истинность Вселенских Соборов, последователи ересей предлагают взамен лишь расплывчатые формулировки и нечеткие критерии познания «мистической истины», создавая опоры для формирования своих неправославных воззрений.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Серафима Саровского , совершенно было в 6 с половиной часов вечера присутствовавшим на собрании духовенством во главе с о. ректором семинарии молебствие преп. Серафиму. Перед началом молебна архимандритом Феодором было сказано слово о свободе совести и о Православии как основе русской государственности, а в конце молебна было произнесено многолетие Государю Императору и всему царствующему Дому. Пел хор Знаменской церкви под управлением Сидельникова, пожелавший безвозмездно принять участие в торжестве. По окончании молебна присутствовавшие, в количестве более 200 человек, перешли в актовую залу училища, где перед портретом Государя Императора был исполнен гимн «Боже, Царя храни». По открытии собрания прочитали приветствие рождающемуся союзу от Преосвященнейшего Иннокентия, епископа Тамбовского и Шацкого, адресованное на имя о. ректора и присланное ему Владыкой вместе с иконой преп. Серафима, которою Владыка и благословил новый союз. В заключение собрания, когда выяснилось полное единомыслие собравшихся в основных вопросах, постановлено было послать Государю Императору телеграмму с выражением верноподданнических чувств и незыблемой веры в крепкую самодержавную власть. Текст этой телеграммы, одобренной всеми собравшимися, гласил: «Ваше Императорское Величество! Тамбовский союз русских людей, в день своего открытия, помолившись преп. Серафиму, повергает к стопам Вашего Величества свои верноподданнические чувства и выражает полную готовность служить умиротворению и процветанию отечества на почве единения самодержавного царя с православным русским народом» («ТЕВ», 47, 1905). Уже 27 ноября на очередном собрании союза в своей вступительной речи председатель – архимандрит Феодор – сообщил «как о недоброжелательном и даже враждебном отношении к союзу со стороны известной части общества, так и о весьма большом сочувствии к нему со стороны людей благомыслящих из среды светской и духовной; сообщил также о просьбе сельских батюшек присылать им как можно больше брошюр и воззваний для раздачи крестьянам, которые целыми приходами изъявляют желание присоединиться к союзу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

В то же самое время в центре Европы на руинах Австро-Венгерской империи появились малые славянские государства, среди них и русинское со странным, но святым названием – Подкарпатская Русь. Русины времен «весны народов» пели песни О. Духновича (позднее они стали русинскими гимнами): «Подкарпатськии русины, оставьте глубокий сон…» и «Я русин был, есмь и буду, я родился русином…». В XX веке русины удостоверили свою автохтонность на южных склонах Карпат (что зафиксировано мирным Сен-Жерменским соглашением 1919 года), войдя в состав нового европейского демократического государства Чехословакии с правом автономии. В 1921 году на Подкарпатской Руси образована Карпаторусскя Автономная Православная Церковь Сербского Патриархата. В 1938 году Подкарпатская Русь получила официальный статус автономии в составе теперь уже федеративной Чехословацкой Республики. В ноябре 1938-го и в начале 1939 года по приказу из Берлина галичские сечевики, как бывшие граждане Польши, в австрийской военной форме перешли границу и осуществили переворот на меньшей части территории Подкарпатской Руси, незаконно переименовав ее в Карпатскую Украину с центром в Хусте. Большая часть Подкарпатской Руси с исторической своей столицей Ужгород была оккупирована мадьярскими войсками. Вся же территория Подкарпатской Руси была освобождена только в ноябре 1944 года советскими войсками. После войны автоматически возобновился статус независимости Подкарпатской Руси в составе Чехословакии. Однако Сталин, по совету Мехлиса и Хрущева, территорию Подкарпатской Руси, как удобный военный плацдарм для экспансии в Европу, решил присоединить к Советскому Союзу. К тому же и русины не были против того, чтобы войти в состав большого славянского государства, чтобы свой статус независимой республики сохранить при поддержке братьев – восточных славян. Полномочные делегации от русинов – церковная (архимандрит Алексий (Кабалюк) – ныне канонизированный как святой карпаторусский-русинский) и светская – в ноябре 1944 года посетили Москву, где оставили высшему руководству Советского Союза письмо-меморандум. В нем была изложена позиция русинов о том, что они, понимая неизбежность присоединения их к Союзу, просили, однако, чтобы Подкарпатскую Русь присоединили к Советскому Союзу как отдельную Карпаторусскую республику. Документ этот официально на Украине ныне уже опубликован.

http://pravoslavie.ru/560.html

В 1519 году король польский Сигизмунд, находившийся в войне с великим князем Василием Ивановичем, просил папу о посредничестве между ним – королём и великим князем. В Риме, после того, как дело обсудил комитет кардиналов, решено было в Сентябре месяце 1518 года послать в Москву посла, епископа гардиенского Захарию. Но посольство, как и предшествующее, почему-то не состоялось. Посол короля польского, чтобы побудить папу взять на себя роль и хлопоты посредника, уверил его, будто великий князь имеет расположение приступить к союзу с римской церковью, и папа начинает своё послание к великому князю, которое имело быть представлено ему епископом Захарией: «После того как нам донесено людьми, достойными веры, что благородие твое, подвигнутое божественным вдохновением, имеет в помышлении, чтобы возвратиться к союзу и повиновению святой римской церкви» и пр. 1795 . В 1520 году прибыл в Москву, с рекомендательным письмом от папы, генуэзец Павел Чентурионе, с целью попытаться открыть новый торговый путь в Индию. Не успев достигнуть своей цели, он каким-то совсем непонятным образом составил себе во время бытности в Москве убеждение о возможности соединения Русских с римской церковью. Явившись с этим убеждением в папе, он отправлен был последним к великому князю в качестве его посла, имевшего хлопотать о соединении, причём снабжён был грамотой папы, написанной 25 Мая 1524 года, в которой великий князь настоятельно убеждается приступить к союзу с римской церковью. На грамоту папы великий князь отвечал своей грамотой, помеченной Апрелем 1525 года, в которой, совершенно умалчивая о церковном соединении, пишет: «Вы прислали к нам Павла капитана, генуэзского гражданина, с грамотой, в коей пишете нам, чтобы соизволили мы быть с вами и с другими христианскими государями в союзе против неверных и чтобы послы наши могли взаимно с обеих сторон ходить и видеть благосостояние наше. Но мы, по воле Божией, как и прежде сего стояли за христианство, так и ныне стоим и впредь, волею Божиею, против неверных за христианство стоять будем, как милосердый Господь нам в том поможет. А с вами и с иными христианскими государями желаем быть в союзе; равно согласны и на то, чтобы послы наши могли ходить с обеих сторон и видеть взаимное наше благосостояние». Посылая с Павлом своего гонца к папе, известного посольского толмача Дмитрии Герасимова, и прося папу в послании, без замедления отпустить его назад, великий князь ещё пишет папе: «Если благоугодно вам будет отправить к нам своего гонца: то пошлите его и пожалуйте через него известите нас о том, как вы устроили дело, чтобы с нами как вам, так и прочим христианским государям, стоять против неверных, и что у вас постановлено, о том дайте нам выдать также своею грамотой, через вашего гонца» 1796 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010