Совещание в Регенсбурге, состоявшееся в январе 1547 года, стало еще одним актом пустого кривлянья, показав сторонникам сохранения мира, что они только зря теряют время. Германию уже сотрясал грохот солдатских сапог, оба противоборствующих лагеря вовсю ковали мечи, а богословы, исчерпав последнюю надежду добиться взаимных уступок, теперь только анафематствовали в адрес друг друга. Власть предержащие забыли о религии и думали лишь о пушках. Католическую партию спасли в это время два человека, прежде объединившиеся для войны с французами. Это были Карл V и Мориц Саксонский, заключившие между собой пакт. Мориц затаил на союзников лютую злобу за то, что они расширили свои владения за счет Генриха Брауншвейгского. С одной стороны, Филипп Гессенский приходился ему тестем, но с другой – он подверг публичному унижению его тещу, к тому же дочь его дяди Георга. Мориц питал большое уважение к Георгу и охотно принимал на службу по его рекомендации советников-католиков и даже канцлера. С Иоганном-Фридрихом они и вовсе были кузенами, однако им явно стало тесно вдвоем в одной Саксонии. Слишком прочно засело в памяти воспоминание о Вюрцене, и все эти пять лет Мориц только выжидал, когда подвернется случай захватить город. Условия пакта не отличались сложностью: герцог Саксонский присягнул служить императору и обязался выступить против Шмалькальденского союза. В случае победы ему доставалась вся Саксония и титул курфюрста в придачу. 31 марта умер Франциск I. Это означало, что бдительность на французской границе можно было слегка ослабить. Карл и Мориц вместе радовались счастливой вести. Первыми перешли в наступление протестанты, чью армию возглавил Себастьян Шартлин. Император, расценивший эту акцию как мятеж, объявил обоих князей-зачинщиков вне закона. Протестантские войска разбили баварцев и заняли город Фюссен, открыв себе путь в тирольские земли. Отсюда они двинулись на Тренто, где наконец-то открылся Вселенский собор. Одна мысль о том, что папа вот-вот окажется в их руках и они смогут делать с папистами все, что захотят, пьянила их.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

Папа Лев Х отвечал буллою, в которой осуждались сорок одно из положений Лютера и объявил августинского монаха отлучённым от церкви. Император Карл V повелел собраться сейму в Вормсе и потребовал Лютера на суд. Хотя «Вормским эдиктом» Лютер изгонялся из пределов империи, но курфюст Фридрих Саксонский приютил изгнанника и таким путём Лютер избег участи Гуса, Пражского и Савонаролы. После Лютера восстал Цвингли в Цюрихе, и за ним Кальвин в Женеве; эти два новатора тогда же откололись от Лютера и все последователи их и поныне составляют секту реформатов. Волнение, произведённое Вормским сеймом, вызвало крестьянскую войну, и Лютер написал сочинение «Против мужиков, убийц и разбойников», причём советовал князьям и дворянам убивать крестьян, как бешеных собак. Этим же временем, в Тюрингии, священник г. Цвикау, Фома Мюнцер, вместе с крестьянами, поднял знамя мятежа, проповедуя новое «христианское царство», с полным равенством состояний и имуществ. Движение распространилось по Голландии и Вестфалии и продуктом его появилась секта анабаптистов, т.е. перекрещенцев. В XVI же веке голландский священник Меннон основал секту меннонитов, отрицавших крещение младенцев, присягу и военную службу. Меннониты распространились из Европы по Америке. В Швейцарии вспыхнула война между кантонами, где полилась кровь католиков и новых протестантов. Цвингли был убит в сражении, а ученики и последователи его примкнули к кальвинистам. Когда Карл V решился совершенно подавить протестантство, то протестантские государства заключили оборонительный союз под названием Шмалькальденского, и в скором времени возгорелась шмалькальденская война, завершившаяся «Аугсбургским миром», обеспечивавшим свободу нового вероисповедания. Дальнейшая борьба между католичеством и протестантством носит название Тридцатилетней войны. В Англии религиозные антиримские движения начались со времени Генриха VIII. Там протестанты увеличились, не взирая на тяжелые преследования. После разрыва с Римом вышли в свет «шесть артикулов веры». При Эдуарде VI, протестантам было обеспечено свободное исповедание веры, а прежние 6 «артикулов» заменены 42 новыми.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/brodjach...

После выхода из печати трактата Лютера «Краткое исповедание о святом Таинстве» (Kurzes Bekenntnis vom heiligen Sacrament, 1544) опасения М. отчасти рассеялись: Лютер не упоминал в нем М. и Буцера и критиковал лишь анабаптистскую и цвиглианскую интерпретации Евхаристии. Одной из причин этой осторожности Лютера и его последующего полного примирения с М. была переданная Лютеру личная просьба курфюрста Саксонского Иоганна Фридриха I Великодушного (1503-1554), к-рый высоко ценил М. и не хотел, чтобы тот покинул Виттенбергский ун-т из-за конфликта с Лютером. В присутствии канцлера курфюршества состоялась беседа М. с Лютером, в ходе которой М. твердо заявил, что он исповедует присутствие Иисуса Христа в Евхаристии, однако исключительно «in usu», т. е. при совершении таинства и принятии причастия верующими (см.: CR. Vol. 5. Col. 498-499. N 3049). Несмотря на явное отличие этой формулировки от тех формул, которые предпочитал использовать Лютер, он счел ответ М. удовлетворительным, и конфликт был исчерпан (см.: Neuser. 1961. S. 25-34; Kobler. 2014. S. 319-323). Защищая политические и религ. интересы Шмалькальденского союза, М. в 30-х - нач. 40-х гг. XVI в. вступал в переговоры с европ. государями и князьями Свящ. Римской империи. Так, кор. Франции Франциск I (1515-1547) с уважением относился к ученым заслугам М. и неск. раз приглашал его посетить Париж. Хотя поездка не состоялась, М. стремился убедить короля в том, что лютеран. церковные реформы не несут опасности для гос. власти, и призывал его проявлять терпимость к проповедникам Евангелия. По просьбе французских сторонников Реформации М. составил для представления королю весьма консервативный по характеру план возможных реформ (см.: Melanchthon Ph. BW: Texte. Bd. 6. S. 129-169. N 1467). М. принимал участие в переговорах между лютеранскими князьями и кор. Англии Генрихом VIII (1509-1547) по вопросу присоединения последнего к Шмалькальденскому союзу. Он посвятил королю одно из изданий «Общих мест» и вместе с Лютером в 1536 г.

http://pravenc.ru/text/2562808.html

чего объединение европ. протестантов осталось лишь частичным. Хотя М. считал успех переговоров значительным достижением, в идейном отношении он не воспринимал Виттенбергское соглашение как выражение собственных взглядов на Евхаристию и поддерживал его исключительно ради церковного мира. Объединение протестантов в рамках Шмалькальденского союза позволяло им вырабатывать совместные ответы на внешние вызовы как политического, так и религ. характера. Узнав о намерении папы Римского Павла III (1534-1549) созвать вселенский Собор католич. Церкви, лидеры Шмалькальденского союза обратились к лютеранским теологам с просьбой составить документ, в котором излагалось бы, в каких вопросах возможен компромисс между католиками и протестантами, а по каким вопросам уступки недопустимы. Этот документ, впосл. получивший известность как Шмалькальденские артикулы , был написан Лютером; М. принимал участие в работе над ним лишь как консультант. Во время собрания членов Шмалькальденского союза, к-рое проходило в Шмалькальдене с 10 февр. по 6 марта 1537 г., участники заседаний не стали рассматривать артикулы, т. к. созыв вселенского Собора не состоялся. Артикулы были лишь в частном порядке подписаны теми теологами, к-рые пожелали это сделать. М. был в числе подписавших артикулы, однако он присоединил к своей подписи оговорку относительно института папства. В ней М. отмечал, что «по человеческому праву» можно уступить папе Римскому главенство в Церкви, если он не будет препятствовать проповеди Евангелия. По поручению членов союза М. написал в Шмалькальдене трактат «О власти и первенстве папы» (De potestate et primatu papae tractatus; текст см.: BSLK. S. 469-498; рус. перевод: Книга согласия. С. 400-418). В этом сочинении М. опровергал аргументы, приводившиеся католиками в защиту учения о божественном происхождении папской власти, а также рассматривал многочисленные злоупотребления, связанные с институтом папства. М. заявлял, что власть папы Римского - это власть антихриста, угнетающего Церковь и преследующего проповедников истинного Евангелия. Отличие этих резких суждений от мнения, выраженного М. в подписи под Шмалькальденскими артикулами, вероятно, объясняется тем, что в 1-м случае М. говорил о папстве как о человеческом установлении и желал указать на возможность достижения компромисса по этому вопросу на планировавшемся вселенском Соборе, тогда как во 2-м случае он выражал общую позицию членов Шмалькальденского союза. На заседаниях в Шмалькальдене была подтверждена верность всех участников союза Аугсбургскому исповеданию; князья, делегаты и теологи подписали его вместе с присоединенными к нему «Апологией...» и трактатом М. «О власти и первенстве папы» (см.: BSLK. S. 497-498). Т. о., официальным вероисповеданием Шмалькальденского союза стали составленное М. Аугсбургское исповедание и примыкающие к нему документы, а не гораздо более резкие по тону и бескомпромиссные по содержанию Шмалькальденские артикулы Лютера.

http://pravenc.ru/text/2562808.html

Когда прекратились войны Карла с Франциском, Император решился оружием смирить непокорных протестантов. А Папа Павел III в это время созвал против них собор в тирольском городе Триденте. Члены Шмалькальденского союза тоже приготовились к войне. С горестью смотрел Лютер на приближавшееся кровопролитие. Кроме этой скорби мучили реформатора разные нападки на значение его в Виттенбергском университете. – Среди душевных тревог таких застигла его многосложная болезнь, от которой и умер он в родном городе Эйслебене, куда прибыл по приглашению графов Мансфельдов. Находясь в предсмертных жестоких страданиях, Лютер не примирился с Римскою церковию и ее патриархом, им оскорбленными. Напротив он отходит с ненавистью к, ним; часа за три до смерти он сказал своим сыновьям и друзьям: молитесь Богу, чтобы Евангелие Его процветало; ибо тридентский собор и гадкий папа сильно восстают на него. Либо не знал реформаторы, либо не вспомнил в сем случае замечательного изречения блаженного Августина : я не поверил бы Евангелию, если бы не убедил меня в том голос кафолической Церкви. Но этому изречению надлежало вполне оправдаться в общине христиан, отторгнутых Лютеровою реформою от Церкви римской. Смерть постигла Лютера 18 февраля 1546 года. Его друзья и последователи почтили тело реформатора великолепным погребением в Виттенберге 16 . Хотя Император и покорил себе силою оружия членов Шмалькальденского союза в 1546 году, но в 1552 г. был принужден союзом Курфирста Морица с Франциею и членами сего союза предоставить по договору в Пассаве полную свободу протестантам в делах веры и гражданское равенство с католиками. Си права протестантов окончательно были присуждены за ними в 1555 году на Аугсбургском сейме, так называемым Аугсбургским миром. Впрочем, спустя немного более полвека этот религиозный мир нарушен жестокою и продолжительною войною католиков с протестантами и только в 1648 году протестанты окончательно приобрели себе в Германии свободу в богослужении и уравнялись в правах с папистами вестфальским миром, заключившим тридцатилетнюю войну. Во всех прочих государствах Европы, где принята реформация, водворение ее сопровождалось кровопролитиями так же, как и в Германии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

G. Baum e. a. Brunsvigae; B., 1868. Vol. 7. Col. 249-280), где оспорил исключительное право пап созывать Соборы. Кальвин утверждал, что в случае отступления церковных иерархов от истины заботу о христ. Церкви должна взять на себя светская власть, и в качестве одного из примеров приводил Констанцский Собор (1414-1418). Папа решил не медлить с созывом Собора. 13 дек. 1545 г. в г. Тренто открылся Тридентский Собор (1545-1563). Протестанты от участия в Соборе отказались, поскольку он был созван папой Римским, а не императором. Некоторые участники Собора опасались, что император будет влиять на принятие соборных решений, и позднее соборные заседания были перенесены в Болонью. Имп. Карл V в окружении поверженных противников. Картина по гравюре М. ван Хелккерка и Д. В. Кофнгерга. 1556 г. Неизвестный художник (Немецкий исторический музей, Берлин) В 40-х гг. XVI в. К. удалось приостановить распространение Реформации: велись переговоры с вождями Шмалькальденского союза (напр., из-за скандала, связанного с двоебрачием (бигамией), Филиппу Гессенскому пришлось заключить с императором тайный договор (13 июня 1541), который обязывал членов Шмалькальденского союза отказаться от договоренностей с Францией о помощи); в 1543 г. было оккупировано герц-ство Гелдерн, унаследованное герц. Вильгельмом Юлих-Клевским, и тем самым положен конец распространению протестантизма в его владениях; в 1546 г. отлучен от Церкви, смещен с кафедры и в 1547 г. лишен курфюршества архиеп. Кёльнский Герман фон Вид, склонявшийся к лютеранству и покровительствовавший Буцеру (переход в лютеранство одного из 3 церковных курфюрстов изменил бы расстановку сил в коллегии, избиравшей императора, в пользу сторонников Реформации, поскольку к этому времени 3 светских курфюрста - Саксонский, Бранденбургский и Пфальцский - приняли протестантизм). В 1544-1545 гг. в условиях мира с Францией и при поддержке папы Павла III император, вероятно, счел возможным вооруженное подавление протестантской оппозиции. На рейхстаге в Регенсбурге (1546) К.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

и протестант. князьями все более усиливались, имп. Карл V на сейме 1544 г. вновь высказал намерение организовать религ. К. Большинство правителей католич. земель Германии относились к идее нового К. скептически и побуждали императора вместо переговоров начать военные действия против протестантских членов Шмалькальденского союза. Тем не менее при активном участии Фридриха II (1482-1556), курфюрста Пфальца, было принято решение о созыве К., который предполагалось провести одновременно с имперским сеймом в нач. 1546 г. (о политических предпосылках и об обстоятельствах созыва К. см.: Vogel. 2009. S. 41-268). Заседания К. начались в Регенсбурге 27 янв. 1546 г. Согласно утвержденному имп. Карлом V распорядку, каждая из сторон была представлена 2 председательствующими дворянами и 4 богословами-полемистами: от католиков в К. принимали участие Кохлеус, кёльнский теолог Э. Биллик (1499-1557), Й. Хоффмайстер (ок. 1510-1547) и испан. теолог П. де Мальвенда (ок. 1505 - ок. 1561), придворный капеллан имп. Карла V; от протестантов - Буцер, Шнепф, Бренц и Г. Майор (1502-1574), ученик Меланхтона, отказавшегося лично приехать на К. Задачей К. была объявлена выработка согласованной позиции по принципиальным богословским вопросам; при этом основой обсуждения вновь стали положения Аугсбургского исповедания. Кроме того, перед католич. делегатами была поставлена задача убедить протестантов признать законной инстанцией для обсуждения всех религ. разногласий Тридентский Собор , созванный папой Павлом III в 1545 г., на к-рый протестант. князья отказывались посылать делегации. После обсуждения процедурных вопросов, проходившего с 28 янв. по 3 февр. 1546 г., участники К., признав, что относительно первых 3 положений Аугсбургского исповедания разногласий между католиками и протестантами нет, 5 февр. 1546 г. обратились к рассмотрению 4-го положения и начали долгие прения о том, каким образом следует понимать оправдание верой. Игнорируя компромиссные формулировки, принятые ранее в Вормсе и в Регенсбурге, Мальвенда отстаивал схоластическое представление об оправдании, противопоставляя лютеран.

http://pravenc.ru/text/1841762.html

Георг Саксонский, герц. Генрих II Брауншвейгский, Альбрехт II, архиеп. Майнцский, и Матеус Ланг фон Велленбург, архиеп. Зальцбургский), ее внутренней непрочности (противоречия между Габсбургами и баварскими Виттельсбахами), так и из-за того, что, ведя войны с Францией и с Османской империей, император был остро заинтересован в поддержке немецких, в т. ч. протестантских, князей и городов. Члены Шмалькальденского союза соглашались предоставить императору военную помощь в борьбе с турками только при условии свободного распространения протестантизма на нем. территориях, входивших в состав Свящ. Римской империи. К. был вынужден принять это условие и подписать компромиссный Нюрнбергский религ. мир (23 июля 1532). По условиям мира преследования за веру прекращались, а рассмотрение в имперском камеральном суде дел против протестантов приостанавливалось. Император получил значительную субсидию; в окт. 1532 г. было собрано войско ок. 80 тыс. чел., к-рое выступило против подошедшей к Вене тур. армии. На Шпайерском рейхстаге 1544 г. императору удалось вновь получить финансовую помощь нем. князей в войне с Францией после обещания выполнить требования протестантов: прекратить религ. тяжбы и юридически признать равноправие лютеран и католиков; был оговорен характер соглашения, правда временного,- до созыва вселенского или национального Собора или до нового соглашения между представителями различных конфессий. На рейхстаге в Шпайере в июне 1544 г. К. заявил о намерении созвать общеимперский Собор. Папа Римский Павел III выразил недовольство действиями императора, написав ему, что без согласия Римской Церкви такой Собор не будет иметь статус легитимного и что соглашение с протестантами противозаконно. Ж. Кальвин по этому поводу составил «Отеческое увещание римского понтифика Павла III, направленное непобедимейшему цезарю Карлу V, со схолиями» (Admonitio paterna Pauli III Romani pontificis ad invictissimum Caesarem Carolum V cum scholiis// Ioannis Calvini Opera quae supersunt omnia/Ed.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

Этим косвенно признавалась законность реформации. Основываясь на этом, князья и вольные города начали в своих владениях устраивать церковные дела на началах лютеранства. Прежде всего, оно было введено в Саксонии, а потом и в других местах. Меланхтон организовал, при помощи инспекторов, надзор за лютеранскими общинами, а Лютер издал для народа большой и малый катехизис. В Германии резко обозначились две партии — католическая и протестантская. Император Карл V, по политическим соображениям, не желая религиозного разделения, принадлежал к католической партии. Он признавал необходимость улучшений в церкви, почему по временам царило примирительное настроение. Временами же мир нарушался насильственными действиями. Все же взрыв был неизбежен. На сейме в Шпейре в 1529 г. католическая партия составляла большинство. Ею было проведено предложение императора о выполнении постановления вормского сейма об изгнании Лютера и об отмене шпейрского сейма в пользу реформации. Приверженцы реформации подали протест против этого решения, в котором провозглашалось, что в делах религии решение должно принадлежать совести каждого, а не большинству голосов. С этого времени реформаторскую партию стали называть протестантской . В 1530 г. на сейме в Аугсбурге, с согласия императора, который на нем присутствовал, протестантские князья представили свое исповедание веры, составленное Меланхтоном. Оно потом стало известно, как аугсбургское исповедание. На это исповедание католические богословы представили свое опровержение. Император с ними согласился, и сейм снова подтвердил вормское постановление, а протестантам было запрещено распространять свое учение, ввиду ожидавшегося собора. Но, вследствие нежелания папы Климента VII (1523-34), собор не был созван. Протестанты же заключили в Шмалькальдене в 1531 г. новый союз для защиты реформации силой оружия. Император, не подготовленный к войне, вынужден был заключить с протестантами мир в Нюрнберге (1532 г.). Обе партии обязывались до собора или сейма не притеснять друг друга в делах веры. Это так называемый первый религиозный мир. Но положение оставалось напряженным. Старания императора при помощи совещаний привести к миру не имели успеха, так же, как и Тридентский собор 1545 г. Лютеранство все более распространялось. Император опасался силы протестантских князей. Карл V решил перейти в наступление, и в так называемой шмалькальденской войне нанес им жестокое поражение. Лютер не дожил до междоусобной войны, скончавшись в 1546 г., за год до победы католиков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2189...

Всю эту грязь, замешенную на нескольких правдивых фактах и клевете, светские либеральные СМИ разносят, как вентилятором, во все стороны. Возмущаясь коварной тактикой советских спецслужб, поставивших в 1970-х годах цель разрушить Церковь изнутри, нынешние диссиденты гораздо более успешно решают эту дьявольскую задачу. Средневековое церковное диссидентство, после продолжительных войн с официальным Римом, вылилось в итоге в Реформацию, разделившую Запад на католицизм и протестантство. Любопытно, что протестантизм, поначалу декларировавший строгие моральные принципы в своей доктрине, в современном мире выродился в издевательскую насмешку над первоначальным самим собой. Если бы Лютер восстал из гроба, то непременно предал бы анафеме нынешних геев-священников, лесбиянок-епископов, однополые браки и прочую либеральную мерзость, стремительно проникающую именно в протестантские деноминации. За что, собственно, так яростно в течение ста лет (считая от начала шмалькальденской войны в 1546 г. до вестфальского мира в 1648 г.) боролись «чистые» протестанты с «падшими» католиками, чтобы через 350 лет ввести доктринально в свое вероучение все те соблазны и нравственные пороки, которые католики все-таки старались совершать тайно (если не считать совсем уж одиозных личностей типа папы Александра VI Борджия)? Давно известно, что для воинствующей Церкви гораздо большим испытанием является продолжительный мир, чем времена гонений. Именно в мирное время, о котором в церквах молятся за каждым богослужением и которое милосердный Господь дарует просящим, превращает христиан в расслабленных и теплохладных. Еще древнегреческий философ Платон в своей «Республике» высказал верную мысль, ставшую афоризмом: «Сильные люди создают хорошие времена. Хорошие времена рождают слабых людей. Слабые люди создают трудные времена». Мы сейчас живем в мирное время, и только безумец может желать войны и гонений, чтобы очистить церковный организм от нравственной проказы, наиболее заразной и опасной в тепличных условиях.

http://pravoslavie.ru/120728.html

   001    002    003    004   005     006