Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНЧИСХАТСКИЙ ГУЛАНИ [Светицховельский; груз. , ], груз. литургический кодекс, содержащий Минею, Постную и Цветную Триоди (Кекел. А 30. 345 л. 350 ´ 240 мм; А 31. 321 л. 364 ´ 44 мм; А 32. 224 л. 377 ´ 267 мм). Создан в 1681 г. по заказу Католикоса-Патриарха Грузии Николая IX (Амилахвари) для Патриаршего собора Светицховели , что стало известно из записей на листах 1, 30, 58, 59, 63v, 147v, 250v. Не ранее XVIII в. рукопись попала в ц. Анчисхати в Тбилиси и получила название А. г., во 2-й пол. XIX в. перевезена в Церковный музей Тбилиси, в 1921 г. вместе с др. рукописями передана в Тбилисский гос. ун-т, в 1930 г.- в Гос. музей Грузии, в 1958 г.- в новооснованный Институт рукописей АН Грузии им. К. Кекелидзе . Среди сохранившихся груз. литургических кодексов типа гулани , распространенных в Грузии в XVI-XVIII вв., Анчисхатский и Шемокмедский (Там же. Q 105) на фоне общего снижения художественного уровня по сравнению со временем позднего средневековья, обусловленного политическим господством Турции и Ирана, имеют развитый характер иллюстрирования, причем Анчисхатский является самым ранним примером иллюстрированного гулани. А. г. был реставрирован после повреждений, нанесенных в ранние годы его существования, и разделен на 3 части: Минея (в редакции прп. Георгия Мтацминдели) на сент.-февр. (А 30), на март-авг. (А 31), Постная Триодь и начальный лист Цветной Триоди (А 32), остальное утеряно. Во время реставрации были урезаны поля, из-за чего повреждены нек-рые миниатюры. Текст А. г. выполнен письмом нусхури в 2 столбца, прописные буквы отмечены киноварью. Известны имена переписчиков - Микела (л. 111v), Саба (л. 154), Абел (л. 250v), Иосеб Туркистанишвили (л. 30) - и реставратора рукописи - Соломон Алекси-Месхишвили (321v). На л. 1 имеется памятная запись Католикоса-Патриарха Николая IX о создании рукописи с упоминанием щедрых пожертвований царя Вахтанга V на реставрацию Светицховели.

http://pravenc.ru/text/75562.html

Грузинская Православная Церковь Описание: По преданию, христианство в древней Иверии проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. В IV веке в Грузии уже были значительные христианские общины во главе с епископами. Автокефалию Грузинская Церковь получила в 457 году от Матери-Церкви Антиохийской. Собор святых украшает Грузинскую Церковь. Среди них особенно почитается просветительница Грузии святая равноапостольная Нина (+335). В Сионском Патриаршем соборе в честь Успения Божией Матери в Тбилиси находится величайшая святыня Грузии — Крест св. Нины, сделанный из ветвей виноградной лозы, связанных ее волосами. С этим Крестом она проповедовала веру Христову в Грузии. Православные грузины свято чтут и великомученика Георгия Победоносца (+303), родственника святой Нины. Сама Грузия на европейских языках называется Георгией. Весьма почитаются в Грузии и другие ее святые подвижники: преподобный Шио Мгвимский (VI в.); преподобный Давид Гареджийский (VI-VII вв.) — один из основателей грузинского монашества; епископ Алавердский Иосиф (VI в.), ревностно проповедовавший Евангелие; преподобные Евфимий и Георгий Святогорцы (XI в.), ученые иноки, подвизавшиеся на Афоне, — в грузинском Иверском монастыре они перевели с греческого на грузинский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святой благоверный царь Давид Возобновитель (Строитель; +1125), выдающийся государственный и культурный деятель Грузии; святая благоверная Тамара, царица Грузинская (+1207), — она строила храмы и монастыри, покровительствовала наукам и искусству, ей посвящена поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», а грузинский народ назвал святую Тамару Великой. Каноническая территория — Грузия. Возглавляющий ныне Грузинскую Церковь Его Святейшество и Блаженство Илия (Гудушаури-Шиолашвили) родился 4 января 1933 года в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ). 25 августа 1963 года он был хиротонисан во епископа Шемокмедского. Избрание Блаженнейшего Илии Предстоятелем Грузинской Православной Церкви состоялось 23 декабря 1977 года, чин интронизации был совершен 25 декабря того же года.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244537...

9 . Воздвижение. Так именует надпис под резным крестом, поддерживаемым, наподобие Вознесения в Гелатском евангелие с минатюрами, четырьмя ангелами, в большом каменном круге правого придела церкви. По кайме круга идет следующая красивая надпись: «В великий день суда Божья (помилуй) доч эристава эриставов Иване Цхивребу». Письмо надписи носит характер XI–XII в. Что упоминаемый в ней Иване принадлежит к роду Липарита Иоанна или Кахаберидзе, о котором мы говорили по поводу записей «Толкований Иоанна Златоуста » в Гелатском монастыре (см. 44), в этом едвали можно сомневаться. Имя Цховреба в них носит мать знаменитого Липарита III, в монашестве Антония. Иване с дочерью Цховреба мы не знаем. Не есть ли этот Иване сын того же Липарита III? 10 . Гулан. Под иненем Гулана известны в Грузии громадные пудовые или двух-пудовые фолианты с полным сборником церковных чтений и молитве, установленных православной церковью на все дни и праздники года. Такие Гуланы имеются почти во всех больших монастырях Грузии и некоторые из них снабжены миниатюрами. Замечательны они преимущественно приписками в форме дневника исторических событий. Полное понятие о Гуланах дано в сочинении «Археол. путем. по Гурии и Адчарии, стр. 149–156) 32 . Из Кацхского Гулана мы успели выписать следующие приписки: «В 1761 г. Османлы отняли у царя Соломона Свери». «В сентябре прошлого 1795 г. Каджар Ходжа-Хан опустошил Тифлис и много христиан забрали в плен. «В 1808 г. в марте месяце умер Гедеван Абашидзе». По поводу этих приписок заметим: Крепость Свери лежить на Сверис-цкали, приток Квирилы. В Шемокмедском Гулане под годом 1761 о взятии Свери турками ничего не говорится, наоборот говорится следующее: «В этом году в Имеретию пришли Сераскир и ахалцихский паша с 80 т. армией: но, по воле Божией, напрасно: они бежали, и имеретины забрали у них много добычи» (Арх. пут., стр. 153). Как верно замечает приписка, взятие Тифлиса Каджаром Ага-Магомед-Ханом, действительно было в сентябре 1795 г. Подробности см. в H. de la G., II, 1 livr., 260–261. Мгвиме

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   К сожалению, на Всеправославных Совещаниях Грузинская Церковь не занимала должного ей места, так как греки, начиная с Константинопольской Церкви, двусмысленно относились к ее автокефалии и входили в прения относительно занимаемого ею места в иерархическом порядке Поместных Православных Церквей, хотя и заявляли: «Мы надеемся и желаем, чтобы Грузинская Церковь заняла в скором времени подобающее ей в древности и истории место в ряду Православных Церквей».    Необходимо отметить, что в 30-е годы текущего столетия Константинопольская Патриархия признавала автокефалию Грузинской Церкви, что следует из переписки того времени между Предстоятелями Константинопольскими и Грузинскими, но потом заняла по отношению к ней сдержанную позицию. Тот факт, что Константинопольская Патриархия пригласила Грузинскую Церковь направить в 1961 году на Первое Все православное Совещание только двух представителей, а не трех (было решение, что Автокефальные Церкви посылают трех представителей-епископов, а Автономные — двух), приводит к мысли, что она относилась к ней скорее как к Автономной. Это же следовало и из календаря Элладской Православной Церкви, где Грузинская Церковь помещалась в числе Автономных Церквей, причем подлежащих духовному ведению Константинополя.    Во время Третьего Всеправославного Совещания представитель Константинополя, отвечая на вопрос журналиста: как нужно считать Грузинскую Церковь — автокефальной или автономной и какое иерархическое место она занимает в ряду Поместных Православных Церквей, — ограничился ответом, что положение ее «неопределенное». Тогда же представители Константинополя настаивали, чтобы Грузинская Церковь заняла лишь двенадцатое место среди других Церквей, присутствовавших на острове Родос (после Польской Православной Церкви).    Представитель Грузинской Православной Церкви епископ Шемокмедский Илия (Шиолошвили; ныне Католикос-Патриарх) энергично, настойчиво и вместе с тем с достоинством протестовал как в частных переговорах с представителями Константинополя, так и на официальных заседаниях против их несправедливого отношения к древней Церкви Иверии, но делегаты Вселенской Патриархии не уступали. Свое поведение они объясняли тем, что они придерживаются порядка, существующего в их Церкви, что на данном Совещании вопрос об иерархическом порядке Церквей не может обсуждаться, так как не входит в повестку Совещания, что, в лучшем случае, можно лишь выносить предложение о созыве нового Всеправославного Совещания, которое бы занялось решением вопроса об иерархических местах всех Православных Церквей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

В 1960 г. будущий Католикос-Патриарх окончил Московскую Духовную Академию, и за сочинение на тему «История Афонского Иверского монастыря» ему была присуждена степень кандидата богословия. После окончания академии он вернулся на родину и был назначен клириком кафедрального собора г. Батуми. В 1961 г. был возведен в сан игумена, а затем — архимандрита. 26 августа 1963 г. хиротонисан во епископа Шемокмедского, викария Католикоса-Патриарха Ефрема II. С 1963 по 1972 г.г. епископ Илия нес послушание ректора Мцхетской Духовной Семинарии, которая в то время была единственной духовной школой в Грузии. В 1967 г. был переведен на Абхазскую кафедру, а в 1969 г. возведен в сан митрополита. 23 декабря 1977 г. был избран Католикосом-Патриархом всея Грузии. Чин интронизации Илии II состоялся 25 декабря того же года (Илия I был предстоятелем Грузинской Церкви 1600 лет назад, в 390–400 г.г.). В 1978–1983 г.г. Католикос-Патриарх Илия II был президентом Всемирного Совета Церквей. В 1997 г. Грузинская Православная Церковь вышла из этой организации. За время патриаршего служения Илии II число епархий Грузинской Церкви возросло с 15 до 27, число монастырей — с 11 до 53. Были совершены прославления новых святых, открыты новые духовные учебные заведения. В Тбилиси началось строительство самого большого храма Грузии — кафедрального собора во имя Св. Троицы. Св. Синод Грузинской Православной Церкви состоит из всех архиереев под председательством Католикоса-Патриарха. В Грузинской Патриархии есть канцелярия, отдел иностранных дел, служба информации, финансово-экономический совет, отдел миссии и евангелизации, отдел взаимодействия с вооруженными силами и правоохранительными органами, отдел взаимодействия с заключенными, архитектурный центр, отдел поиска и охраны святынь, отдел изучения неправославных религиозных направлений, учебный комитет, издательский отдел, радио «Иверия», паломническая служба, молодежный центр «Дзлеваи» («Преодоление»), архив. 5.2.3. Святые и святыни Грузинской Православной Церкви

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Богослужение в Грузинской Церкви совершается на грузинском и церковно-славянском языках. В Сухумо-Абхазской епархии, где существуют греческие приходы, богослужение совершается и на греческом языке. Грузинская Церковь является членом Всемирного Совета Церквей (с 1962 г.), участвовала во всех пяти Всехристианских Мировых Конгрессах (вторая половина ХХ в.). На Всеправославных Совещаниях Грузинская Православная Церковь не занимала должного места, так как Константинопольский Патриархат двусмысленно отнесся к ее автокефалии. В 1930-х гг. Вселенский Престол признавал автокефалию Грузинской Церкви, а позже занял более сдержанную позицию: он стало считать ее автономной. Это следует из того, что на Первое Всеправославное Совещание в 1961 г. Вселенский Патриархат пригласил только двух представителей Грузинской Церкви, а не трех (по установленному порядку автокефальные Церкви посылали трех представителей-епископов, а автономные – двух). На Третьем Всеправославном Совещании Константинопольская Церковь считала, что Грузинская Церковь должна занимать лишь 12-е место среди других Поместных Православных Церквей (после Польской). Представитель Грузинской Церкви епископ Шемокмедский Илия (ныне Католикос-Патриарх) настаивал, чтобы решение Константинопольской Патриархии было пересмотрено. Лишь в 1988 г. в результате переговоров между Константинопольской и Грузинской Церквами Вселенский престол снова стал признавать Грузинскую Церковь автокефальной, но в диптихе Поместных Православных Церквей ставить ее на 9-е место (после Болгарской Церкви). В диптихе Русской Православной Церкви Грузинская Церковь всегда занимала и продолжает занимать 6-е место. С 1977 г. по настоящее время Грузинскую Православную Церковь возглавляет Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II (в миру – Ираклий Шиолашвили-Гудушаури). Он родился в 1933 г. Католикос-Патриарх Илия II продолжил начатое его предшественниками возрождение Грузинской Церкви. При нем количество епархий возросло до 27; древнейшие православная Академия Гелати, семинарии и Духовная Академия в Тбилиси вновь превратились в центры просвещения, со своими богословами, переводчиками, переписчиками и исследователями; близится к завершению строительство нового кафедрального собора во имя Пресвятой троицы в Тбилиси, главную икону для которого написал Его Святейшество; отредактированы и изданы переводы Евангелия и всей Библии на современном грузинском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Давид (Качахидзе) Давид (Качахидзе Евфимий Окропирович), митр. Батумо-Шемокмедский. Родился 15 окт. 1872 года в семье протоиерея Имеретинской епархии. Окончил Казанскую духовную академию в 1899 году со степенью кандидата богословия. 25 окт. 1897 г. будучи студентом третьего курса, принял монашеский постриг с наречением имени Давид. 21 ноября 1897 г. рукоположен в иеродиакона. 08 мая 1898 г. рукоположен в иеромонаха. 26 авг. 1899 г. назначен инспектором школ С-ва восстановления православного христианства на Кавказе. 10 ноября 1900 г. – преподаватель грузинского языка в Телавском духовном училище. 10 марта 1902 г. – помощник смотрителя Мингрельского духовного училища в Ново-Сенаках. 20 окт. 1903 г. – смотритель Соликамского духовного училища (Пермской епархии). 25 ноября 1903 г. перемещён на ту же должность в Полоцкое духовное училище Витебской епархии. 14 мая 1905 г. назначен ректором Витебской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. 25 авг. 1906 г. – ректор Донской духовной семинарии в Новочеркасске. 04 ноября 1907 г. хиротонисан во епископа Алавердского, вик. Грузинской епархии. 17 апреля 1912 г. – епископ Пятигорский, вик. Владикавказской епархии. 14 февр. 1914 г. – епископ Винницкий, вик. Подольской епархии. 1 окт. 1917 г. – епископ Урбнисский Грузинской автокефальной церкви. 23 ноября 1921 г. поручено ему управление Чкондидско-Шемокмедской епархией, а 29 апреля 1922 г. утверждён на Чкондидской кафедре. 9 марта 1924 г. – епископ Алавердский. 1 ноября 1924 г. ему поручено управление Кутаисско-Гаенатской епархией. По постановлению Католикосского Совета от 3 ноября 1926 г. перемещён на Ацкурскую кафедру с поручением ему временного управления Урбнисской епархией. По постановлению временного управления Грузинской Церкви от 3 янв. 1927 года оставлен на Кутаисско-Гаенатской кафедре с возведением в сан митрополита. По указу 12 Собора Грузинской Церкви от 27 июня 1927 г. назначен местоблюстителем Патриаршего престола всея Грузии. По постановлению Католикосского Синода от 6 июня 1930 года перемещён на Батумо-Шемокиедскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

292 . Избранные из Афонского Патерика жития святых угодников Божиих, воссиявших на Святой Афонской Горе. В 2-х ч. Одесса, РСИСА, 1894. 276 с.; илл. 293 . Изображения святых чудотворных икон на Святой Горе Афонской. М., 1880. 294 . Иисус Христос Вседержитель. Икона, привезенная из Палестины святым Саввой Сербским в монастырь Хилендарь на Афонской Горе. – ХДА, 1864, 1, рис. 295 . Иконников В. С. Опыт исследования о культурном значении Византии в Русской истории В. Иконникова . Киев, тип. Ун-та, 1869. 2, 562, X, 3 с. Из «Унив. изв.» 1869 г. О значении Афона в истории древнего русского просвещения: с. 59–65. 296 . – Опыт русской историографии. В. С. Иконникова , проф. Ун-та святого Владимира. Т. 1–2. (В 4-х кн.). Киев, тип. Ун-та, 1891–1908. Т. 1, отд. 2. Киев, 1892. Гл. 9. Иностранные архивы, библиотеки и музеи, касающиеся России (в т. ч. XIII. Восток. Афон: с. 1529–1539). Т. 2, отд. 2. Киев. 1908. Об Афоне как центре культурного общения славян и греков в XIV–XV вв.: с. 1091–1092, 1103–1104. 297 . Иконопись в соборе Успения Пресвятой Богородицы в Карее на Афоне. – ХДА, 1865, 5, с. 10–11; рис. 298 . Иларий, схимонах Русика. Иоанна Симеонида (схимонаха Русика Илария) несколько вопросов и ответов. (Из книги его «Путеводитель к благочестию».) – ДС, 1889, 2, с. 29–31. 299 . – Мысли разных писателей, собранные Иоанном Симсонидом (схимонахом Русика Иларием). – Дс, 1889, 2, с. 31–33. 300 . Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец чрез молитву Иисус Христову, или духовная деятельность современных пустынников. Составил пустынник Кавказских гор, лесов и ущелий. Б. м., 1907. XVIII, 329 с. То же. Изд. 2-е, испр. и доп. ... Составил пустынножитель Кавказских гор схимонах Иларион. Баталпашинск, 1910. XXIV, 438 с. Изд. 3-е. Ч. 1. КПЛ, 1912. XXVIII, 367 с. Отзыв: Денасий, русский Святогорец. – РИ, 1912, 15, с 60–63. 301 . Илия, епископ Шемокмедский. Святой Георгий Мтацминдэли (Святогорец). (К 900-летнему юбилею). – ЖМП, 1966, 6, с. 48–54; 1 илл.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

яз.); Baumgarmner В. Studien zur historischen Geographie von Tao-Klareti: Diss. W., 1996. S. 357-371; Чагунава Р. Одна из двух датированных фресковых надписей Ишханского храма//Мравалтави (Многоглав). 1999. Вып. 18. С. 344-350 (на груз. яз.); Гивиашвили И., Коплатадзе И. Великая пятерка Тао: Ишхани//Тао-Кларджети. Тбилиси, 2004. С. 129-137 (на груз. яз.); Гаприндашвили К. Тао-Кларджети// Она же. Об истоках груз. духовности. Тбилиси, 2005. С. 73-150 (на груз. яз.); Ишхани//Духовная сокровищница Грузии. Тбилиси, 2005. Т. 1. С. 164-166 (на груз., англ. языках); Силогава В. Ишханская епархия// Силогава В., Шенгелия К. Тао-Кларджети. Тбилиси, 2006. С. 115-132; Вирсаладзе Т. Грузинские купольные схемы зрелого средневековья// Она же. Грузинская средневек. монументальная живопись: Избр. труды. Тбилиси, 2007. С. 225-261; Bogisch M. The Appropriation of Imperial Splendour: Ecclesiastical Architecture and Monumental Sculpture in Medieval Tao-Klarjeti around 1000 AD. Copenhagen, 2009; Ишхани: Альбом/Сост., фот.: Т. Двали; текст: Н. Андгуладзе. Тбилиси, 2010 (на груз. и англ. языках). Э. П. Ц. Рубрики: Ключевые слова: ИКОРТА муж. мон-рь (XVI-XVII вв. - 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) ГЕЛАТИ мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ДЖУМАТИ муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви ЗАРЗМА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь Ахалцихской, Тао-Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви ИТРИА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/1237981.html

20 февр. в Тбилисском Сиони прошло заседание X Собора ГПЦ, избравшего Е. Католикосом-Патриархом Грузии. В числе 59 делегатов присутствовали представители РПЦ (архиеп. Львовский и Тернопольский Палладий (Каминский) , архиеп. Черниговский и Нежинский Андрей (Сухенко) , архим. Никодим (Ротов) ) и Болгарской Православной Церкви (БПЦ) (настоятель Болгарского подворья в Москве архим. Антоний). С речами выступили еп. Маргветский Давид, Д. В. Макаридзе, митр. Ниноцминдский Димитрий; настоятель ц. во имя Михаила Тверского в Тбилиси (ныне Метехи) прочитал биографию кандидата. Е., вопреки уговорам одного из старейших священников ГПЦ, прот. Платона Цкитишвили, и членов Собора принять избрание, настаивал на необходимости проведения тайного голосования. По результатам голосования он был избран единогласно. Интронизация Е. состоялась 21 февр. в Светицховели; Е. сослужили архиереи РПЦ, ГПЦ и БПЦ, присутствовал Католикос всех армян Вазген I в сопровождении архиеп. Саака и еп. Комитаса (ЖМП. 1960. 4. С. 61-65; 5. С. 18-19). Во время Патриаршества Е. началось усиление антирелиг. пропаганды в СССР. Мн. епархии существовали формально, численность духовенства из-за отсутствия притока молодежи уменьшалась. Согласно статистике, в Грузии насчитывалось 44 действующие правосл. церкви (АПРФ. Ф. 3. Оп. 60. Ед. хр. 15. Л. 87). Несмотря на активное сопротивление властей, Е. удалось рукоположить во епископов 3 молодых архимандритов: Илию (Гудушаури-Шиолашвили; впосл. Католикос-Патриарх) на Шемокмедскую кафедру (1963), Романа (Петриашвили) (1965) и Гайоза (Кератишвили) (1972) на др. кафедры. В 1963 г. Е. добился разрешения открыть в Мцхете 2-летние пастырские курсы во имя сщмч. Гавриила (Кикодзе) , которые возглавил еп. Шемокмедский Илия, в 1969 г. они были преобразованы в 3-летнюю Мцхетскую ДС и выпускали 3-4 чел. в год. В том же году под рук. Е. были изданы НЗ в переводе прп. Евфимия Святогорца (тираж 5 тыс. экз.) и иллюстрированный образами святых полный и в усовершенствованном переводе Молитвослов; стал ежегодно выходить Церковный календарь ГПЦ; были учреждены высшие награды ГПЦ - ордена св.

http://pravenc.ru/text/182141.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010