Авраам знал закон о десятинах, сказано: «[Авраам] дал ему (священнику Мелхиседеку) десятую часть из всего» ( Быт. 14, 20 ). Иаков тоже знал закон о десятинах по обету, он говорил: «…и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» ( Быт. 28, 22 ) и т. д. По этому вопросу святитель Иоанн Златоуст писал: «В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно» 89 . Сам авторитет Священного Писания подтверждается авторитетом Священного Предания. Кто нам сказал, что «Евангелие от Матфея» написал Матфей, а «Евангелие от Марка» – Марк? Кто установил число посланий апостолов Петра, Иоанна и Павла? Канон Новозаветных и Ветхозаветных книг Библии есть дело Церкви, а значит, и Предания. С другой стороны, все слова Божии не вмещаются в библейский свод. Сказано: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» ( Ин. 21, 25 ). Не все пророческие книги и апостольские послания сохранились. В Послании апостола Иуды цитируется фрагмент из Книги Еноха: «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих»» ( Иуд. 1, 14 ); а в Первом Послании к Коринфянам мы находим такие слова: «Я писал вам в послании…» ( 1Кор. 5, 9 ), то есть ранее писал. Так и хочется задать вопрос г-ну Фурули: что имеет в виду апостол Павел, когда пишет: «Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. И это сделаем, если Бог позволит» ( Евр. 6, 1–3 ). Где, в каком послании даются эти начатки учения «о крещениях, о возложении рук»? Многие детали: как крестить в одно погружение или в три, порядок рукоположения диаконов, пресвитеров и епископов – все это сохраняется на уровне Предания и не детализируется в Писании. Завершая рассуждения о значимости Священного Предания, хочется снова обратить внимание на учение апостола Павла о Предании: «Завещаваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» ( 2Фес. 3, 6 ). Здесь опять встречается слово – paradosin (предание), которое нельзя перевести иначе, как это сделано в синодальном переводе. В греческо-русском словаре Вейсмана это слово переводится как «передача (учения)», именно передача , а не искажение. Причем это не что-то аморфное и неопределенное. Священное Предание имеет конкретное выражение в древних символах христианской веры, правилах святых апостолов, актах Вселенских и Поместных соборов, древних литургиях, в актах или сказаниях о мучениках, творениях святых отцов и учителей Церкви – все это составные части единого Предания Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Баптистами принимается принцип, как выше уже было сказано, " всеобщего священства " , исходя из слов Откровения: " ... соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему " (Откр. 1:6), " И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле " (Откр. 5:10); " Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет " (Откр. 20:6). Опираясь на эти стихи, баптисты самомысленно перевод делают в пользу принципа всеобщего священства. Объемлет ли такое толкование весь смысл апостольских слов? Рассмотрим это. Начиная с ветхозаветных времен, род священников и левитов в еврейском народе утвержден и освящен был Самим Богом (Исх. 28:1-43. Лев. 8:6:12. Втор. 34:9 и т.д.). В Новом Завете такая преемственность осуществляется через возложение рук. Смотрите, чего бы, казалось, не доставало Савлу, обращенному в пустыне Самим Богом; не это ли высшее благословение, что гонитель не только обратился, прозрел духовно, но и встал под знамена Христа? Но, нет. Этого оказалось мало. Господь посылает ему, как уже избранному Своему сосуду (Деян. 9:15), навстречу Анания из Дамаска, чтобы последний возложил руки на обращенного Савла (Деян. 9:17). Значение преемственности через возложение рук в книге Деяний развивается и далее: " Рукоположивши же им пресвитеров в каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу... " (14:23). Когда еще Сам Спаситель ходил по земле и исцелял прокаженных, недугующих, расслабленных, то и тогда, даже, обличая лицемерие и порок в священнослужителях, но исполняя закон Отца Своего, этих же, Им исцеленных людей, отсылал показаться священникам: " Пойдите, покажитесь священникам " (Лк. 17:14). " Вы — соль земли... Если соль потеряет силу... " (Лк. 14:34). Баптисты толкование этих слов переводят самомысленно, что эта соль и есть они, т.е. нет сугубых священников, но всякий уверовавший уже есть священник. Православное толкование Христовых слов в том, что Господь называет учителей церковных солью, дабы показать в них нужду, показать, что простые люди без них оставшись несолеными, воссмердят и породят червя (1 Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

(Быт 28,22). По этому вопросу святитель Иоанн Златоуст писал: «В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно, как и с Иовом и Моисеем Бог беседовал не через письмена, а непосредственно». То - есть сам авторитет Священного Писания подтверждается приоритетом Священного предания. Кто нам сказал, что Евангелие от Матфея написал Матфей, как я часто объясняю, Евангелие от Марка написал Марк? Кто установил число посланий апостолов Петра, Иоанна и Павла и ветхозаветных книг? Все это есть дело церкви, а, значит  - и предания. С другой стороны, все слова Божии не вмещаются в библейский свод, в Библию, как книгу. Например, сказано: «Многое и другое сотворил Иисус, но, если бы писать о том подробно, то думаю и самому миру не вместить написанных книг» (Ин  21,25). Не все пророческие книги и апостольские послания сохранились. Например, в послании апостола Иуды цитируется фрагмент из книги Еноха: «О них пророчествовал и Енох седьмый от Адама, говоря: «Се, идет Господь со тьмами святых ангелов своих». Это послание Еноха. Первая глава, четырнадцатый стих. А, смотрите еще: в 1-ом послании коринфян мы находим такие слова: «Я писал вам в послании», то - есть ранее писал (1 Кор 5,9).  Ответьте на вопрос: что имеет в виду апостол Павел, когда пишет: «Посему оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,  учению о крещении, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном, и это сделаем, если Бог позволит» (Евр 6,1-3). Где, в каком послании даются эти начатки учения о крещении, о возложении рук? Многие детали: как крестить, в одно погружение или в три, порядок рукоположений деканов, пресвитеров, епископов -  все это сохранялось именно на уровне преданий и не детализировалось  в Писании. Но, завершая рассуждения о значимости Священного предания, хочется снова обратить внимание на учение апостола Павла о предании. Он, например, писал: «Завещеваем же вам, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас»(2 Фес 3,6). Здесь встречается слово «Парадосис», предание, которое нельзя перевести иначе, как это сделано в славянской и в русской Библии.

http://radonezh.ru/text/mozhno-li-podava...

Вначале низведение Духа Святого после крещения совершалось через возложение рук. Апостолы, пришедшие в Самарию, помолились о самарянах, «чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян. 8:15–17 ). Затем возложение рук было заменено помазанием святым миром, то есть особым маслом, составленным из драгоценных веществ и освященным в Великий Четверг предстоятелями поместных Церквей. «Миро» по-гречески значит «благовонное масло». Помазание маслом всегда было образом посвящения и посылания на служение. Сам Христос есть Помазанник, так как слово «Христос» по-гречески означает «помазанник»: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим» ( Лк.4:18 ). Это духовное помазание верующих во Христе и совершается через Таинство Миропомазания. Молитва О даровании этой жизни, освящения и благодати для духовного возрастания и молится священник сразу после облачения новокрещеного в белую одежду. «Благословен еси, Господи Боже Вседержителю, Источниче благих, Солнце правды, воссиявый сущим во тьме свет спасения явлением Единородного Твоего Сына и Бога нашего, и даровавый нам, недостойным, блаженное очищение во святой воде и Божественное освящение в животворящем помазании. Иже (Ты, Который) и ныне благоволивый и паки родити (снова родить) раба Твоего новопросвещеннаго водою и Духом, и вольных и невольных грехов оставление тому даровавый. Сам, Владыко, Всецарю благоутробне, даруй тому (ему) и печать дара Святого и всесильного и поклоняемого Твоего Духа и причащение Святого Тела и честныя Крове Христа Твоего. Сохрани его в Твоем освящении. Утверди в православной вере. Избави от лукавого и всех начинаний его, и спасительным Твоим страхом в чистоте и правде душу его соблюди; да во всяком деле и слове благоугождаяй Тебе, сын и наследник будет Небесного Твоего Царствия». Миропомазание И затем помазывает новокрещеного святым миром, делая крест на лбу, на веках, на ноздрях, на рту, на ушах, на груди, на руках и на ногах, говоря каждый раз: «Печать дара Духа Святого. Аминь». Печатью это помазание называется потому, что через него Господь ставит печать на нас: мы Ему принадлежим, Его народ составляем в этом мире, и Он наш Царь и Господь не только на Небе и в будущей жизни, но здесь, на земле, и в каждый момент нашей жизни. И эта печать ставится на всем теле, на всех его членах, так как вся наша жизнь – и духовная и телесная – освящена, то есть отдана на служение Богу: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор.6:19–20 ). Образ круга

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Возражение 5. Кроме того, глосса Августина на слова [Писания]: «Слово веры, которое проповедуем» ( Рим. 10, 8 ), говорит: «Откуда эта сила в воде, что касается тела и очищает сердце, если не от действенности слова, которая заключается не в том, что оно произнесено, а в том, что ему верят?». Отсюда очевидно, что сила крещения зиждется на вере. Но форма крещения Иоанна являла ту веру в которую крестимся и мы, поскольку, по словам Павла, «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа, Иисуса» ( Деян. 19, 4 ). Следовательно, похоже, что крестившимся крещением Иоанна не было необходимо впоследствии креститься крещением Христа. Этому противоречат следующие слова Августина: «Крестившимся крещением Иоанна было необходимо креститься крещением Господа». Отвечаю: по мнению Мастера, «крестившиеся Иоанном без знания о существовании Святого Духа и возлагавшие все свои упования на это крещение впоследствии были крещены крещением Христа. Те же, которые не возлагали свои упования на крещение Иоанна и веровали в Отца, Сына и Святого Духа, более не крестились, а получили Святого Духа посредством возложения на них рук апостолами» 123 . Сказанное в первой части является истинным и подтверждено многими авторитетными авторами. Но сказанное во второй части в целом представляется неразумным. Во-первых, потому, что крещение Иоанна не сообщало благодать и даже не впечатляло ее свойств, но, как он сам говорит о нем, просто происходило «в воде» ( Мф. 3, 11 ). Поэтому оно не могло доставлять ту веру или надежду, которую крестящийся человек обретает в Христе. Во-вторых, потому что когда в таинстве опускается то, что необходимым образом принадлежит таинству, восстановлению подлежит не только опущенное, но и все таинство в целом. Но крещению Христа необходимым образом принадлежит не только то, что оно происходит в воде, но также и то, что оно происходит в Святом Духе, согласно сказанному [в Писании]: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» ( Ин. 3, 5 ). Поэтому в случае тех, которые крестились крещением Иоанна только в воде, имело место не то опущение, которое могло быть возмещено сообщением им Святого Духа посредством возложения рук, и потому они должны были заново креститься «в воде и Духе».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Глава 1 2Тим.1:1 . Павел,.. Апостол Иисуса Христа,.. волею Бога, благоволившего о мне, и по обетованию жизни во Христе Иисусе, поскольку Он благоволил быть проповеданным чрез меня. 2Тим.1:2 . Тимофею, возлюбленному сыну, по духовному рождению, благодать и мир от Бога Отца нашего да будут с нами во всем и везде в виду гонителей, кои отовсюду восстают на нас, – и от Христа Иисуса Господа нашего, а не чрез Христа Иисуса Господа нашего. 2Тим.1:3 . Благодарение имею к Богу, коему служу, от прародителей, духом, то есть не приношением жертв, но умом чистым, – что непрестанно имею о тебе память в молитвах моих, как истинный отец. 2Тим.1:4 . Желая тебя... видеть, как сына возлюбленного, вспоминая о слезах твоих ради скорбей моих, – поскольку ты всегда их видишь, – чтобы исполнился ты духовною радостию. 2Тим.1:5 . Воспоминания приемля о твердой, безукоризненной и нелицемерной вере Твоей, которая нимало не была поколеблена гонением. 2Тим.1:6 . Посему увещеваю тебя, чтобы ты возбуждал, возобновлял и возжигал благодать Божию, которую ты приял от возложения рук моих, то есть Святого духа, Коего ты получил от этого возложения моих рук. 2Тим.1:7 . Ибо не дал тебе Бог, посредством руки моей, духа... боязни, но силы, чтобы ты противостоял нападениям преследователей, – и любви и целомудрия, чтобы чрез это назидал ты и утешал верных. 2Тим.1:8 . Посему, так подкрепленный силою Самого, полученного тобою, Святого Духа, – не стыдись исповедания Господа нашего пред всеми людьми, – ни меня – узника Его. Хотя это исповедание подвергло тебя великому гонению, но тебе и подобает быть причастником страданий за Евангелие, подвергающееся преследованиям, – по силе Бога, то есть с помощью Бога. 2Тим.1:9 . Который нас... спас новым спасением и призвал нас званием своим святым, которое с неба исходит, – не по делам моим, поскольку я был хулителем, – но по... изволению... Своему, коего я не заслуживал и не ожидал, – по благодати, которая дана мне прежде... времен вечных, как и ученикам (Господа), моим товарищам: это тоже, что сказал: «Я... избрал... вас Себе от начала творения» ( 1Фес.2:13 , Еф.1:4 , Рим.8:29 , Деян.15:7 , Ин.15и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Духа: «без Меня не можете делать ничего» ( Иоан. 15:5 ), сказал Спаситель; так Он сказал потому, что испорченная прародительским грехом природа человека всегда влечет его к злу, почему без благодати Св. Духа человек бессилен и не может не только спасти себя, но и усовершенствоваться в добре. Миропомазание и совершается над всяким христианином для того, чтобы, получив прощение грехов в Крещении, он принял в этом таинстве еще «залог Духа в сердце свое» ( 2Кор. 1:21–22 ), чтобы подкрепляемый в борьбе со злом и водимый в своей жизни Духом Святым, он достиг возможной святости, христианского настроения, а через это и вечного спасения. Первоначально сами св. Апостолы низводили на крещаемых благодать Св. Духа через возложение рук ( Деян. 8:14–17; 19:6 ), но, когда число уверовавших увеличилось настолько, что св. Апостолы уже не могли сами лично везде возлагать руки на многочисленных крещающихся, они заменили возложение рук Миропомазанием ( 1Иоан. 2:20,27 и 2Кор. 1:21–22 ), поручив совершать его епископам и пресвитерам Церкви, которые и совершают его над всеми крещенными от времен апостольских до ныне и будут совершать до скончания мира. Сектант Объяснение православного 1) Никакого Миропомазания не нужно, ибо Дух Святой подается верующему в Крещении. Кто крещен, тот и имеет в себе Духа Божия: «рожденное от Духа есть Дух» ( Иоан. 3:6 ). «И такими (грешниками) были некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор. 6:11 ). 1) В Крещении подается благодать Св. Духа для духовного возрождения человека и прощения его грехов; подается на одно мгновение, а в Миропомазании даются дары Св. Духа, пребывающие в человеке всегда, и даются для укрепления и возрастания его душевных сил в течении всей его жизни. От того Крещение и Миропомазание – два совершенно различные таинства. Сами Апостолы научают нас отличать одно от другого. Так, напр., ап. Петр говорит уверовавшим после его первой проповеди людям: «покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа» ( Деян. 2:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Если это действительно является параллелью, то тогда возложение рук на животного означает, что животное является заменой. Можно ли предположить в таком случае, что грех передается от поклоняющегося жертве? Необязательно. Ритуал в день Искупления, возложение рук Аарона на живого козла действительно означает передачу грехов: «И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла ... и возложит их (грехи, беззакония и проступки) на голову козла» ( Лев.16:21 ). Однако этот козел не приносится после этого в жертву Господу с тем, чтобы плоть его была либо сожжена, либо съедена. Вместо этого он отсылается в пустыню. Обязанности поклоняющегося После того как животное принесено к месту поклонения, поклоняющийся, а не священник, убивает животное (перерезая ему горло?). Древнееврейским словом, означающим «убивать», является ш-х-т. Его употребление обычно ограничивается ритуальным умерщвлением и встречается в Ветхом Завете восемьдесят четыре раза, тридцать шесть из них – в Книге Левит. Для Роланда де Во значение этого умерщвления (и последующего сжигания) заключается в том, что оно делает жертву не пригодной ни для чего, кроме как для истребления, и поэтому жертва является бесповоротным даром, предложенным Богу и, вследствие этого, изъятым из мирского потребления 121 . В дополнение к умерщвлению жертвы поклоняющийся нес ответственность за сдирание кожи и рассечение животного, а также промывание внутренностей (1:6:9, 12:13). Обязанности священника Кровь жертвы необходимо было выпустить и затем разбрызгать вокруг либо на внешний или внутренний жертвенник в зависимости от того, о какой жертве шла речь. Это исключительно обязанность священника (напр., 1:5, 11, 15; 3:2, 8, 13; 4:5–7). Интересно, что в Книге Левит (1–7) ни разу не объясняется значение этого действия или роли крови. Обряд жертвоприношения просто описывается без комментария либо богословского анализа. Необходимый ответ предоставляет Левит (17:11): «Потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Еще определеннее о различии Крещения и Миропомазания говорит история крещения самарян. Когда самаряне, поверив диакону Филиппу, проповедовавшему учение Христа, приняли святое Крещение, то Апостолы, узнав об этом, послали к ним апостолов Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго, ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса; «тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян.8:15–17 ). Уверовавшие и крестившиеся самаряне не могли получить благодати Святого Духа до тех пор, пока Апостолы не возложили на них руки. И еще одно свидетельство – крещение апостолом Павлом ефесян. Они крестились только Иоанновым крещением и на вопрос апостола Павла, приняли ли они Духа Святого, ответили, что даже не слыхали о Нем. После того, как Апостол все им объяснил, они крестились во имя Христа, и «когда Павел возложил на них руки. нисшел на них Дух Святой» ( Деян.19:2–6 ). И здесь апостол различает Крещение и следующее за ним рукоположение, составляющее, следовательно, особое, самостоятельное Таинство. Это понимал, как мы видим далее, и Симон-волхв, который захотел купить за деньги власть сообщения Духа Святаго, принадлежащую тогда одним только Апостолам. Таким образом, Священное Писание ясно говорит о том, что руковозложение, или Миропомазание, есть особое, отличное от Крещения Таинство, необходимое для получения уже крещенным человеком дара Святого Духа. Протестанты признают возложение рук над крещенными, но отрицают миропомазание; православная же Церковь утверждает, что возложение рук и Миропомазание – одно и то же Таинство. Миропомазание заменило собой руковозложение, потому что количество уверовавших во Христа так увеличилось, что Апостолы и их непосредственные преемники уже не могли лично возлагать на всех руки. Через Миропомазание, точно так же, как раньше через руковозложение, крещенным сообщалась благодать Святаго Духа. Это видно из Апостольских посланий, появившихся уже после книги Деяний. «Вы имеете помазание от Святого и знаете все», – пишет апостол Иоанн, напоминая верующим о принятии ими даров Святаго Духа ( 1Ин.2:20 ), и продолжает: «помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас: но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том и пребывайте» ( 1Ин.2:27 ). А апостол Павел пишет: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог , Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор.1:21–22 ). Апостол Павел называет Таинство миропомазания печатью («запечатлел нас...»), которою Бог помечает человека в удостоверение того, что тот получил дары Святого Духа. Поэтому при совершении этого Таинства священник произносит: «печать дара Духа Святаго» (см. Требник).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Замена предыдущей формы последнею в миропомазании совершилась еще в апостольское время. Что это действительно так, – для подтверждения имеются сравнительно ясные свидетельства в самом свящ. писании. В первом послании: Иоанна мы читаем: «Вы имеете помазание от святого и знаете все; помазание, которое вы получили от него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас: то самое сие помазание учит вас всему и оно истинно и не ложно» 1153 . Подобно этому ап. Павел в посл. к Коринфянам говорит: «утверждающей же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» 1154 . Употребляемое здесь выражение – « χρσμα» – как известно, в православной и римско-католической догматике относится к миропомазании или по западному – к конфирмации. Уже одно это дает понять, что в приведенных нами местах писания идет речь именно о помазании в рассматриваемом таинстве. Но ото еще более получает вероятия, если обратит, внимание на тот факт, что древние отцы учители церкви оба приведенные текста объясняли именно в смысле апостольских свидетельств о миропозании – в последующей форме его совершения 1155 . Правда, нельзя отвергать того, что апостолы говорят здесь преимущественно о внутреннем действии таинства, чрез которое преподается Дух Святый; но с другой стороны, вполне естественно думать, что для выражения этого внутреннего действия, они, желая, быть понятными христианам, употребляли слова, заимствованные от общеизвестного внешнего действия, служившего видимым знаком первого 1156 . Последнее предположение тем более возможно, что апостолы говорят здесь о помазании от Святого и запечатлении, как о вещи обыкновенной, всем известной и понятной, не требующей даже объяснения» 1157 . И так, нет сомнения, что в приведенных нами местах из апостольских писаний говорится о совершении миропомазания в апостольское время в той именно внешней форме, в какой теперь. В какое же время в эпоху апостолов миропомазание явилось в таком именно виде? Какого-либо, хотя приблизительно определенного ответа на этот вопрос мы не находим в апостольских писаниях. Благодаря этому, остается избирать и соглашаться с одним из двух: или св. апостолы, преподавая верующим Духа Святого чрез возложение рук, вместе с тем и нераздельно употребляли и другой видимый знак – помазание, о котором умалчивают только Деяния Апостольские; или, первоначально совершая таинство чрез возложение рук, сами, же они вскоре заменили этот видимый знак другим видимым священнодействием – помзанием мира 1158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010