Вместе с этим сообщением Духа через крещение бегло упоминается о другом виде внешнего действия, через которое подаются духовные дары человеку. Это есть возложение рук на главу для блогословения 1Тим. 4, 14 : « не ради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства». Ср. 2Тим. 1, 6 : «напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через моё рукоположение». См. 1Тим. 5, 22 . Однако мы видим, возложение рук посредствует особые дары, которые предполагают уже общее излияние Духа в крещении. Субъективное условие со стороны человека для восприятия св. Духа есть вера, ποτιζ. В Гал. 5, 5 говорится: «мы Духом от веры упования правды ждём». 3, 14: «благословение распространилось, чтобы нам получить обещанного Духа верою». Ефес. 3, 17 : «верою вселиться Христу в сердца наши». Вера, которая здесь требуется, не есть исповедание определённых догматов учение, но только «состояние духовной восприимчивости в отношении к Богу и божествнным блогодатным действиям» (Олсгавзен. Посл, к Гал. стр. 53). Но эту веру, конечно, следует отличать от той веры, которая перечисляется между чудесными духовными дарованиями и о которой будет речь далее в своём месте. Хотя таким образом вера, которую мы здесь имеем в виду, обозначается как предварительное условие сообщения Духа, однако, не мало есть мест, где эта вера представляется, как имеющая свою причину в св. Духе. Римл, 15, 13: «да исполнит вас в вере, дабы вы силою Духа Св. обогатились надеждою». Ср. 2Кор. 4, 13 : «имея тот же Дух веры», каковое выражение может быть передано так, что Дух Св. производит веру. Мы, однако, не видим в этих видимо диаметрально противоположных друг другу выражениях об отношении между верой и Духом никакого противоречия. Совершенно аналогично отношение между зрением и светом. Зрение глаза есть условие того, чтобы я воспринимал свет, но также и севт есть причина, обусловливающая моё зрение. Св. Дух есть свет, вера есть зрение в области духовного. Мы находим, вследствие этого, слова «вера» и «дух» употребляемыми одно вместо другого. Ап.Павел называет получателя своего послания в Тит. 1, 4 «истинным сыном по общей вере». Противоположностью здесь, однако, может быть только выражение «сын по плоти», и обычно выражение «по плоти» соотвтствует, как противоположность, выражению «по Духу», так что «вера» в этом случае поставлена там, где в других местах могло бы стоять «Дух». Ср. Гал. 3, 7 : «верующие суть сыны Авраама». Эти «сыны от веры» суть те же, которые по Гал. 4, 29 называются « " сынами по Духу». В Тит. 3, 15 стоит: (приветствуй любящих нас в вере», между тем как в Рим. 15, 30 эта любовь относится к «Духу»: «умоляю вас любовию Духа». Особенно ярко выступает эта замена слова «Дух» словом «вера» в Кол. 2, 12 : «бывши погребены с Ним в крещении, с Ним вы и совоскресли верою в силу Бога Который воскресил Его из мёртвых». В других местах это воскресение и обновление везде относится к «Духу».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psiholo...

Епископ же, возлагая руку на них, пусть возглашает, говоря: «Господи Боже, соделавший сих достойными отпущения грехов через омовение возрождения, [соделай их достойными наития] Духа Святого, пошли на них Свою благодать, чтобы они служили Тебе согласно Твоей воле, ибо Тебе слава подобает, Отцу и Сыну со Святым Духом во Святой Церкви и ныне и во веки веков. Аминь. После этого, наливая освященный елей себе в руку и возлагая ее на голову [крещаемого], пусть говорит: «Помазываю тебя святым елеем, во [имя] Господа Отца Всемогущего и Иисуса Христа и Святого Духа». И, помазывая его лоб, он (епископ) пусть дает ему лобзание и говорит: «Господь с тобою». И помазанный пусть говорит: «И со духом твоим». И так пусть совершает над каждым в отдельности.» Крещение очень тесно связано с даром Святого Духа. Крещение Иоанна Крестителя и христианское крещение противопоставляются. Иоанн говорит: «Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.» Крещение Святым Духом происходит только во время христианского крещения. Христос, произнося свою первую проповедь в синагоге говорит словами пророка Исаии: «Дух Господень помазал Меня». Он говорит, что это исполнилось ныне. В Новом Завете не раз можно встретить строки о бане возрождения и обновлении Святым Духом. (Тт 3:5). Также упоминается дар Святого Духа через возложение рук, например, в восьмой главе книги Деяний: «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго». Или в девятнадцатой главе этой книги описывается крещение учеников Иоанна Крестителя, которые еще не знают христианского крещения. На них тоже возлагают руки, и они получают дар Святого Духа. В древности дарование Святого Духа осуществляется возложением рук. В послании к Евреям возложение рук упоминается вместе с учением о крещении. Два этих элемента друг с другом связаны. Вместе с тем в Апостольском придании появляется и новый элемент – помазание освященным елеем. Само слово «христианин» буквально означает «помазанный». Тертуллиан говорит: «Мы называемся христианами на основании хрисмы, т.е.

http://texts.aquaviva.ru/hulap/

Здесь «помазанием» называется такое действие, которое, как и возложение рук, подает от Святого» (то есть Духа Божия) знание истин веры («знаете все») и научает ей («учит вас всему»), через которое Сам Бог, помазавший нас, «утверждает нас во Христе», «запечатлевает нас и дает залог Духа в сердца наши», то есть «помазанием» здесь называется такое священное действие, которое подает нам научающие и укрепляющие в вере дары Св. Духа. И как печать кладется на свидетельстве для удостоверения личности человека или известных прав его, так и в Миропомазании кладется на человека печать благословенного мира в удостоверение того, что он принадлежит Богу и, получив дары Святого Духа, имеет право на общение с Богом. «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божьи» ( Рим. 8:15–16 ). Само слово Христос (от греческого слова «хризо» (χρζω) – мажу и «хрисма» (χρσμα), – помазание – означает «помазанник», как и имя «христианин» означает человека, принявшего помазание. Отсюда, – кто не имеет на себе божественной печати Миропомазания, тот и не христианин, хотя бы и верил во Христа.   2 Вопросы и ответы православного 1) Кем установлено таинство возложения рук, или Миропомазания? 1) Самим Христом, обещавшим дать Своим последователям Духа Святого: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой ( Ис. 12:3 ; Иоиль 3:18 ). Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Иоан. 7:37–39 ). В этих словах Христос обещал верующим Св. Духа, не сказав только, каким способом они будут принимать дары Его. 2) Откуда видно, что верующие получали Св. Духа через возложение на них рук? 2) Это видно из истории крещения Самарян: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божье, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого, ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

К иерейскому служению христианин призывается Духом Святым через рукоположение. Апостол Павел, идя в Иерусалим, сказал Ефесским пресвитерам: «…внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян. 20:28 ). По-гречески эти слова звучат несколько по другому: «…προσχετε αυτος κα παντ τ ποιμν ν μς τ πνεμα τ γιον θετο πισκπους ποιμανειν τν κκλησαν το θεο ν περιεποισατο δι το αματος το δου», т. е. «…поставил вас епископами (πισκπους)…» Епископство со времен Апостолов сообщалось через рукоположение – хиротонию. Апостол Тимофей поставлен епископом «…по пророчеству с возложением рук священства.» (…δι προφητεας μετ πιθσεως τν χειρν το πρεσβυτερου) ( 1Тим. 4:14 ). Этот дар Божий был передан Тимофею при посредстве Апостола Павла, который напоминает своему ученику «…возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение.» (ναζωπυρεν τ χρισμα το θεο στιν ν σο δι τς πιθσεως τν χειρν μου) ( 2Тим. 1:6 ). Чуть позже Апостол Павел, когда поручает епископу Тимофею поставлять пресвитеров, также указывает, что священнодействие поставления совершается с возложением рук: «Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах…» (χερας ταχως μηδεν πιτθει μηδ κοιννει μαρταις λλοτραις…) ( 1Тим. 5:22 ). Необходимость рукополагать для Церквей пресвитеров, выполняя этим волю Божию, видна и из действий Апостола Павла в различные периоды его служения. Во время своего первого путешествия Св. Павел оставлял вновь образованные общины не иначе как «рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви» (χειροτονσαντες δ ατος κατ κκλησαν πρεσβυτρους) ( Деян. 14:23 ). Это же поручает он сделать своему ученику епископу Титу гораздо позже на Крите: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит. 1:5 ). Далее Апостол описывает нравственные качества христианина, который удостаивается епископства. Качества эти должны быть очень высоки, но не они делают человека достойным епископства, а воля Божия, ибо «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» ( Евр. 5:4 ). Поэтому недаром к сектантам, ненавидящим священство, обращены обличения Апостолов Петра и Иуды, направленные на мечтателей, которые «отвергают начальства и злословят высокие власти. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщениям мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей» ( Иуд. 8,11 ; 2Петр. 2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

«Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим 4:14). Тимофею дана харизма по пророчеству - δια προφητεας, «согласно пророчеству» - с возложением рук пресвитериума.    Возложение рук пресвитериума могло происходить только на церковном собрании, которое свидетельствовало об истинности этого пророчества. 13-я глава Деяний еще с большей ясностью указывает, что свидетельствование общины было необходимым моментом поставления. Павел и Варнава были призваны на миссионерское служение через откровение воли Божией. «Когда они (пророки и учители) служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию» (Деян 13:2—4). Повествование с несомненностью указывает, что это поставление происходило на церковном собрании. Тамошняя церковь («церковь сущая в Антиохии», Деян 13:1) , что откровение было от Духа Святого. Об испытании как свидетельствовании общины вполне определенно говорится в 1 Кор 16:3: «Когда же приду, то, которых вы изберете (ος αν δοκιμασητε), тех отправлю с письмами». Когда ап. Павел обратился к собравшимся к нему пресвитерам-епископам: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями (ν μας τ πνεμα τ αγιον θετο πισκπους) пасти Церковь Господа и Бога» (Деян 20:28), то ясно, что это поставление имело место на церковном собрании - ν . Как ни скудны эти показания новозаветных писаний, они достаточно убедительно показывают, что уже в апостольское время поставление на служения совершалось в церковном собрании, которое испытывало и свидетельствовало его как согласное с предвозвещенной в пророческом откровении волей Божией. Либеральная богословская наука сделала все, чтобы оторвать харизматическую эпоху истории церкви от последующей. Ей удалось внушить мысль о том, что харизматики - свободные вдохновенные служители, подобно ветхозаветным пророкам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

о рукоположении намеченного им епископа, пресвитера или диакона тем выражающий свою заботу (φρντις το λαο). Ни одному из этих решений правило не оказывает предпочтения; поставленный выше вопрос оставляется им совершенно открытым. Правило гласит только то, что ни епископ, ни пресвитер, ни диакон после совершенного уже рукоположения их, не могут отказываться от порученного или врученного им служения, которое, конечно, до рукоположения могли они принимать или не принимать, что равносильно было бы согласию или несогласию их на принятие рукоположения. Момент утраты права принимать или не принимать порученное служение совпадает по рассматриваемому правилу с моментом или актом рукоположения, а потому и на рукоположение в праве смотреть мы, как на момент поручения. «Но рукополагает, скажут нам, епископ или епископы, а потому и поручает епископ или епископы». Не представляется ли такое суждение чересчур уже легкомысленным и опрометчивым. Post hoc non est propter hoc гласит правило логики. Приведем некоторые сему пояснения. Дух Святой сказал бывшим в Антиохии учителям и пророкам, а через них и всей бывшей там церкви: «отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их» ( Деян.13:2, 3 ). Момент поручения бесспорно совпадал для Варнавы и Савла с моментом объявления им изволения Духа Святого и сопутствовавших объявление возложения рук и отпуска, но следует ли отсюда, что поручение исходило от пророков и учителей или даже от всей антиохийской церкви, совершалось через возложение рук и отпуск, с которых получало оно начало? «Сии бывши посланы Духом Святым пришли в Селевкию а оттуда отплыли в Кипр». Поручение исходило от призвавшего, а не от передававших поручение через возложение рук и отпуск от бывших в свою очередь только исполнителями поручения. Павел говорит вызванным им из Ефеса пресвитерам, которых, вероятно, он же с Варнавою в своё время рукоположил: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Они также, как показывает избрание первых семи диаконов ( Деян.6 ), поставлялись чрез преподавание им даров Св. Духа. Это преподавание на все три степени священства должно совершаться, по учению Апостолов, чрез возложение рук на избранного. Так преподавали дары Духа Святого сами Апостолы ( 1Тим.4:14 ), также заповедали и своим преемникам. Рук ни на кого не возлагай поспешно, пишет апостол Павел ученику своему Тимофею, не делайся участником в чужих грехах ( 1Тим.5:22 ). С тою же подробностию говорят Св. Апостолы о других Таинствах. В дополнение к учению Христа Спасителя они указывают и значение и способ совершения их. Так, говоря о Таинстве Св. Крещения, Апостолы указывают, что оно предъизображено было переходом Израильтян чрез Чермное море ( 1Кор.10:2 ), что оно близкое имеет отношение к ветхозаветному обрезанию, только выше сего последнего ( Кол.2:11 ), что чрез него человек как бы спогребается Христу и совоскресает с ним ( Рим.6:4 ), получает прощение грехов, омывается, освящается ( Еф.5:26 ), оправдывается, возрождается ( Тит.3:5 ), облекается во Христа, становится членом тела Христова и сыном Божиим ( Гал.3:26–27 ). За крещением следовало, по учению Апостолов, преподавание даров Святого Духа. Оно везде выставляется, как отдельное от крещения священнодействие. Так, хотя Самаряне и были крещены диаконом Филиппом, тем не менее для преподавания даров Духа Святого к ним отправлены были Апостолы Петр и Иоанн ( Деян.8:14–15 ). Это преподавание даров Св. Духа совершалось двумя способами: чрез возложение рук ( Деян.8:17, 19:6 ) и чрез помазание ( 2Кор.1:21–22 ). Какое высокое значение имеет помазание, о том в писании апостола Иоанна говорится так: Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то, чему научило оно вас, в том пребывайте ( 1Ин.2:27 . Сравн. Евр.6:1–5 . Еф.4:30 ). О Таинстве Святого Причащения Апостолы, в полном согласии с евангелистами, говорят, что оно установлено было Христом Спасителем в ночь пред страданиями Его, что приступать к нему должно после испытания себя, и прибавляют: Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней ( 1Кор.11:23–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Прежде всего о самарянах говорится здесь, что они не приняли Духа Святого, а были только крещены. Значит, Дух Святой не преподавался через крещение. Далее о них говорится, что апостолы возложили руки на них и они приняли Духа Святого. Значит, самаряне приняли Духа Святого через особое таинство, которое было отлично от крещения и видимым действием которого служило возложение рук. Но апостолы во всех своих действиях и словах при устроении Церкви Христовой были вдохновляемы Духом Святым, наставлявшим их на всякую истину и напоминавшим им все, что заповедал Господь. Вот почему верно то, что и таинство миропомазания, коим апостолы преподавали верующим благодать Духа Святого, есть дело и установление не апостолов, собственно, а Самого Бога. Правда, в приведенном месте говорится не о помазании миром, а о возложении рук. Но есть другие свидетельства Слова Божия, в которых говорится о принятии верующими даров Духа Святого именно через помазание миром. Так апостол Иоанн говорит о христианах: «вы имеете помазание от Святого и знаете все». Равным образом апостол Павел свидетельствует: «утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас с вами есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши». Слова: «вы имеете помазание», " помазавший нас… Бог» – ясно показывают, что внешним действием в таинстве, через которое верующим преподавался Дух Святой, служило также и помазание миром. Отсюда следует думать, что апостолы преподавали верующим Духа Святого первоначально через возложение рук, но впоследствии заменили этот видимый знак, по внушению же Духа Святого, другим священнодействием, именно помазанием крестившихся освященным миром. Итак, верно то, что миропомазание установлено Богом. Что касается благодатного невидимого действия таинства миропомазания, то на это действие указывает катехизис, когда учит, что в миропомазании подаются верующему «дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной». В крещении мы только очищаемся от грехов и возрождаемся силою Святого Духа; через миропомазание же нам даруется Самый Дух Святой со всеми Его благодатными дарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Следующий раздел – о даре исцеления. «Исцеление – это неотъемлемая часть евангелизма» 32 . Из прочитанного раздела можно сделать вывод, что после Крестной смерти Христа болезнь человека – просто недоразумение. «Исцеление – это часть нашей проповеди » 33 . Исцелять должны все – это как «доказательство» собратьев. Поэтому каждый христианин может и даже обязан дерзновенно просить исцеления у Бога, возлагая на болящего руки. Обычай возлагать руки на голову человека с молитвой о сошествии Святого Духа преподносится здесь в качестве нормативного. «Возложение рук – это не вопрос нашего героизма, а вопрос любви» 34 . Благословения с возложением рук в православной традиции осуществляют лишь архиереи и священники. Здесь возложение рук, как видим, не просто рекомендуется, а настоятельно требуется от каждого последователя этого неопятидесятнического движения. А право такого самочинного решения дает им ими же придуманная идея о всеобщем священстве. Следующий раздел – это какая-то неистовая погоня за чудесами. По мнению автора, «дар чудотворения необходим», «дар чудотворения раздвигает диапозон служения», рекомендуется постоянно искать чудес, думать о них, восторгаться. «Мы должны рассуждать о чудесах Божиих, восхищаться ими, чтобы они стали частью нашего сознания» 35 . «Чудо, – продолжает автор, – это катализатор веры» 36 . Отсюда очевидно следующее: если нет чуда, утратится вера. Человек, строящий свою веру на желании видеть и ощущать чудеса и знамения, потерпит разочарование, если не получит очередного чуда, ведь затем последует уныние и «кораблекрушение в вере» ( 1Тим.1:19 ). Люди во времена земной жизни Христа часто требовали от него знамений и чудес.«вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» ( Ин.4:48 ). Настолько их сознание было приучено к исканию чудес, и рассудок помутился до такой степени, что лишь бы только насладиться восторгом очередного чуда. они обращались к висевшему на Кресте Спасителю: «пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем» ( Мк.15:32 ). Не творил Христос чудо ради чуда. И апостолы не гонялись за ними. Так, апостол Павел в первом послании к Коринфянам пишет: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого» ( 1Кор. 1, 22 ). Очень опасно утверждать свою веру на факте чуда. Ведь чудеса бывают и ложные. Не всё, что с неба, – от Бога. И Господь наш Иисус Христос, и апостолы предупреждали о лжепророках и ложных знамениях: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» ( Мф.24:24 ). 4. Дар языков в Апостольской Церкви и у «новопоколенцев»

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

Апостол Петр, обращаясь к народу в день Пятидесятницы, говорит: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа» ( Деян. 2, 38 ). Здесь святой Петр говорит о первоначальных действиях Святого Духа, указывает на два акта возрождения человеческой личности: оставление грехов (Крещение) и дар Святого Духа (Миропомазание). Святой апостол Павел в послании к Евреям учение о Крещении и возложении рук (Миропомазании) относит к начаткам учения Христова: «Оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном... Ибо невозможно однажды просвященных и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого... опять обновлять покаянием» ( Евр. 6, 1 – 6 ). Здесь Апостол Крещение и возложение рук (Миропомазание) относит к первоначальным священнодействиям, совершаемым над христианами, но в то же время он различает их. Следствием «Крещение он поставляет просвя-щение, а следствием возложения рук – вкушение дара небесного, причастие Святого Духа. И Крещение и возложение рук, по Апостолу, суть два различных действа, и в обоих он признает таинственную благодатную силу» 244 . Не уподобляются ли нынешние пятидесятники во младенческом своем неведении новообращенным первохристианам тем, что провозглашают на весь мир о крещении Духом Святым, которое будто бы по подобию первоапостольских времен совершается на их молитвенных собраниях? В Апостольской Церкви Миропомазание осуществлялось посредством руковозложения, которое могли совершать только епископы. Это подтверждает Слово Божие: самаряне «поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то и крестились и мужчины, и женщины» ( Деян. 8, 12 ). Но диакон Филипп не мог сообщить им Духа Святого через руковозложение – Миропомазание, для этого из Иерусалима прибывают епископы Петр и Иоанн: «пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого, ибо Он еще не сходил на них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян. 8, 15–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010