В первом дошедшем до нас чине крещения, находящемся в «Апостольском Предании» Ипполита Римского , идея поставления выступает вполне ясно. Оно выражается в двух моментах 30 . Первый – возложение рук епископа с произнесением молитвы: «Господи Боже, который счел рабов Твоих достойными прощения грехов через баню пакибытия, сделай их достойными преисполниться Твоим Духом Святым и пошли им Твою благодать, чтобы они могли служить Тебе согласно Твоей воле; ибо Тебе слава, Отцу и Сыну и Св.Духу во святой Церкви ныне и присно и во веки веков. Аминь» 31 . Церковь устами своего предстоятеля молитвенно испрашивает, чтобы Бог преисполнил крещенных Духом Святым и послал дар Духа для их служения в Церкви согласно его воле. Эта преисполненность Духа есть напоенность Духом, о которой говорил ап. Павел: «Ибо мы все одним Духом крестились в одно тело, иудеи или еллины, рабы или свободные; и все напоены одним Духом» ( 1Кор. 12,13 ). На основе этой благодатной напоенности испрашивается крещенным дар Духа для служения в Церкви. «Апостольское Предание» отражает практику Римской церкви конца II-ro века, но в своей основе эта практика восходит к более древним временам, возможно даже к апостольской эпохе. «Находящиеся в Иерусалиме апостолы, услышав, что самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого, ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них (epetiqesan ep» и они приняли Духа Святого» ( Деян. 8,14–17 ) 32 . Как бы мы ни толковали это место Деяний, несомненно одно, что возложение рук входило в таинство приема в Церковь в апостольское время. Для церковного сознания III-ro века возложение рук при поставлении на служения было знаком поставления на священническое служение. В молитвенной формуле при возложении рук на новокрещенного мы находим тот же глагол «servire (leitourgein)», какой употребляется и в молитвенной формуле поставления епископа. Это употребление одного и того же глагола при возложении рук в одном и другом случае не случайно, а указывает на одно и то же служение: одному испрашивается первосвященническое, а другому – священническое служение 33

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

В первом дошедшем до нас чине крещения, находящемся в «Апостольском Предании» Ипполита Римского, поставление верных выступает вполне ясно. Оно выражается в двух моментах. Первый — возложение рук епископа с произнесением молитвы: «Господи Боже, который счел рабов Твоих достойными прощения грехов через баню пакибытия, сделай их достойными преисполниться Твоим Духом Святым и пошли им Твою благодать, чтобы они могли Тебе служить согласно Твоей воле (serviant secundum voluntatem Tuam), ибо Тебе слава, Отцу и Сыну и Св. Духу во святой Церкви ныне и присно и во веки веков. Аминь»  . Церковь устами своего предстоятеля молитвенно испрашивает, чтобы Бог преисполнил крещенных Духом Святым и послал дар Духа для их служения в Церкви согласно Его воле. Эта преисполненность Духа есть напоенность Духом, о котором говорил ап. Павел (1 Кор. 12, 13). На основе этой благодатной напоенности испрашивается крещенным дар Духа для служения в Церкви. «Апостольское Предание» отражает практику Римской церкви начала III века, но в своей основе эта практика восходит к более древним временам, возможно даже к апостольской эпохе. «Находящиеся в Иерусалиме апостолы, услышав, что самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого, ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» (Деян. 8, 14–17)  . Как бы мы ни толковали это место Деяний, несомненно одно, что возложение рук входило в таинство приема в Церковь в апостольское время. Для церковного сознания III века, как это следует из «Апостольского Предания», возложение рук при поставлении на служения было знаком поставления на священническое служение. В молитвенной формуле при возложении рук на новокрещенного мы находим тот же глагол «servire» (λειτουργεν), какой употребляется и в молитвенной формуле поставления епископов  . Это употребление одного и того же глагола при возложении рук в одном и другом случае не случайно, а указывает на одно и то же служение: одному испрашивается перво–священническое, а другому — священническое служение  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Отсюда видим, что Дух Святой и Его дары преподавались только апостолами, только через возложение рук и только крещеным. И до нашего времени миропомазание, или «печать Духа Святаго», преподается после крещения, потому, во-первых, что Церковь унаследовала это от святых апостолов через Предание, и потому, во-вторых, что Писание определяет его как конечное удостоверение нашей веры в Евангелие: В Нем (то есть во Христе) и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, были запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его ( Еф.1:13–14 ). Итак, сперва засвидетельствование веры в Господа Иисуса Христа исповеданием и крещением, а после – удостоверение ее печатью Духа Святого. Сектант : Священное Писание нигде не говорит о помазании миром, но лишь о возложении рук, с которым ничего общего не имеет ваше так называемое таинство. Поэтому мы считаем его новшеством православных. Священник : Оно отнюдь не новшество, ибо и в Священном Писании действие, сообщающее человеку Дух Святой, называется помазанием (см.: 1Ин.2:20–27 ; 2Кор.1:21–22 ). И хотя в указанных мною местах говорится по преимуществу об укреплении христиан Духом Святым, помазание подразумевает и внешнее действие, через которое сообщается благодать. А то, что возложение рук на крещеных и помазание их миром составляют одно таинство, подтверждается святыми отцами и церковными писателями первых веков. Ибо они, желая указать библейские основания таинства миропомазания, приводили те же тексты Деяний апостольских, какие привел тебе я об апостолах Петре и Иоанне у самарян (см.: Деян.8:14–17 ) и об апостоле Павле в Коринфе (см.: Деян.19:6 ). И потому как возложение рук, так и миропомазание суть апостольские установления. Апостолы совершали таинство миропомазания двояким образом: и возложением рук там, куда являлись лично, и миром в общинах, которые не могли посетить из-за непрерывного их умножения и где помазание новокрещеных перепоручали поэтому епископам, ими же посвященным. Невозможно предположить, что помазание святым миром введено было в эпоху послеапостольскую, поскольку Церковь не вводила и не дозволяла вводить ничего, помимо установленного апостолами. А если бы ввела, то в себе самой встретила бы противодействие такому новшеству, но тогда и свидетельства об этом непременно сохранились бы.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

3) «уча их соблюдать все, что Я повелел вам, Апостолам«; этим поручается управление Церковью . 4) »се, Я с вами во все дни до скончания века» – все вышесказанное поручается Апостолам ( Мф.28:16 ), к которым и речь была, и не им только, но и преемникам их, потому что Господь знал о недолговечной жизни Апостолов на земле и когда обещает пребывать с устроителями Церкви «во вся веки», то разумеет преемственное непрерывное священноначалие. Поручение проповеди и устроения Церкви только Апостолам и их преемникам: речь одиннадцати ( Мф.28:16 ). «явился одиннадцати» и послал их ( Мк.16:14–15 ). Так и Апостолы понимали, избравши вместо Иуды Матфия, а не предоставили всем христианам быть Апостолами, как у сектантов: От сошествия Святого Духа Церковь Христова началась и стала шириться. Появилась необходимость преемников и заместителей ( Деян.1:20–26, 47 ). Поставление их чрез руковозложение, хиротонию»: Тимофей поставлен «с возложением рук священства» ( 1Тим.4:14 ). Тимофей поставлял других, но должен был поставлять разборчиво: »рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим.5:22 ). " рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» ( Деян.14:23 ). Через рукоположение дается именно дар священника: «напоминаю тебе возгревать дар Божий. который в тебе через мое рукоположение» ( 2Тим.1:6 ). «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.4:14 ). Посему и сказано о священстве: «Дух Святой поставил вас» ( Деян.20:28 ). Степеней священства три: епископы, пресвитеры и диаконы: епископы (апостолы) и пресвитеры ( Деян.15:23 ). епископы и диаконы ( Флп.1:1 ). епископы и диаконы ( 1Тим.3 ). Епископа поставляют несколько епископов: «с возложением рук священства», то есть " епископов» – так в древних переводах (Эфиопском, так же Златоуст, Феодорит, все отцы) ( 1Тим.4:14 ). Апостольское правило 1-е: «епископа да поставляют два или три епископа». Пресвитеров и диаконов поставляет один епископ:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Однако такое объяснение неполно, поскольку таинства Нового Закона не только обозначают, но и производят обозначаемое. Поэтому как при крещении священник объявляет в соответствии со словом и делом, что человек внутренне омыт, причем не только в обозначающем смысле, но и действенно, точно так же и когда он говорит: «Я отпускаю тебе грехи», то этим объявляет, что человеку будут отпущены грехи не только в обозначающем смысле, но и действенно. Причем он не говорит об этом как о только возможном, потому что это таинство, как и другие таинства Нового Закона, само по себе обладает несомненным следствием производящей силы страстей Христовых, которое, однако, может встретить препятствие со стороны получателя. В связи с этим Августин говорит: «В примирении супругов после искупления совершенного прелюбодеяния нет ничего постыдного или тягостного, поскольку несомненно, что отпущение грехов даруется посредством ключей царства небесного». Следовательно, священнику нет никакой необходимости в каком-то особом откровении, поскольку достаточно общего откровения веры, посредством которого прощаются грехи, и это откровение веры было дано Петру. Так что гораздо более полным объяснением было бы говорить, что слова: «Я отпускаю тебе грехи», означают: «Я дарую тебе таинство отпущения». Раздел 4. НЕОБХОДИМО ЛИ ДЛЯ ЭТОГО ТАИНСТВА ВОЗЛОЖЕНИЕ РУК СВЯЩЕННИКА? С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что для этого таинства необходимо возложение рук священника. Ведь сказано же [в Писании]: «Возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк. 16, 18 ). Но грешники духовно больны и исцеляются благодаря этому таинству. Следовательно, возложение рук в этом таинстве необходимо. Возражение 2. Далее, в этом таинстве человек обретает Святого Духа, Которого он потерял, по каковой причине от лица кающегося сказано: «Возврати мне радость спасения Твоего и духом владычественным утверди меня» ( Пс. 50, 14 ). Но Святой Дух сообщается посредством возложения рук, в связи с чем читаем о том, что апостолы «возложили руки на них – и они приняли Духа Святого» ( Деян. 8, 17 ); и еще, что «приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился» ( Мф. 19, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

По-видимому, Симон и выдавал себя за такого «эона», а народ поддался увлечению им, верил ему. Но сила проповеди Филиппа была так велика и чудеса, совершаемые им, так поразительны, что народ уверовал во Христа, оставив свое увлечение Симоном, и крестился. Крестился и сам Симон, но, судя по всей его дальнейшей истории, он едва ли сделал это искренно. Пораженный чудесами Филиппа, он, вероятно, надеялся только приобрести силу творить такие же чудеса, как Филипп, и тем приобрести еще большую славу и влияние в народе. Апостолы Петр и Иоанн в Самарии (Деян. 8:14—25) Деян.8:14. Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, Деян.8:15. которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Деян.8:16. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Деян.8:17. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.    Принятие крещения самарянами было тем многозначительно, что это был первый народ, ставший христианским без посредства полного и чистого иудейства и обращенный притом ко Христу проповедником-эллинистом. Апостолы сочли это столь важным, что сейчас же послали к ним Петра и Иоанна для возложения на них рук и низведения благодати Святого Духа. Здесь важно отметить, что Апостолы Петр и Иоанн посылаются другими Апостолами, то есть явно, что они не считают себя выше целого сонма Апостолов, а считают себя обязанными исполнять поручение, возложенное на них всем Апостольским ликом, как одной собирательной личности, частные члены которой обладают равными правами. Возложение рук в данном случае это — второе таинство, которое впоследствии стало совершаться через миропомазание и которого не мог совершить Филипп, будучи только диаконом. Деян.8:18. Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, Деян.8:19. говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.     «Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святой, принес им деньги» — очевидно принятие Духа Святого сопровождалось какими-либо видимыми знамениями, которые и приметил Симон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Степень учителя тоже была скорее харизматической, чем иерархической, хотя, безусловно, епископ, он же пресвитер, должен был обладать учительской харизмой. Под учителями следует понимать лиц, обладавших «даром истолкования» в широком смысле этого словосочетания: они должны были уметь толковать Священное Писание , оглашать готовящихся к крещению, учить народ на евхаристических трапезах; возможно, именно учители толковали то, что другие говорили на незнакомых языках. Начиная с III века наблюдается устойчивая тенденция усваивать право учительства исключительно епископам и пресвитерам, однако на раннем этапе развития Церкви это, очевидно, было не так, и учителями могли быть лица, не имеющие рукоположения. Тем не менее они должны были получать мандат на свою деятельность от местного епископа. 138 Итак, антиохийские пророки и учители отряжают Варнаву и Савла на служение. Обратим внимание на то, что список пророков и учителей включает пять лиц: Варнаву, Симеона, Луция, Манаила и Савла. Таким образом, и Варнава и Савл входят в число пророков и учителей. Все пятеро вместе «служили Господу и постились», и, очевидно, все пятеро получили откровение от Духа Святого о том, что должны разделиться на две группы. Кто на кого возложил руки? Надо полагать, что трое остающихся на двоих отъезжающих. Что означало это возложение рук? Не следует его понимать в смысле рукоположения в епископское, пресвитерское или диаконское достоинство. Скорее, речь должна идти о возложении рук для призывания Святого Духа на предстоящее Павлу и Варнаве служение. О том, что возложение рук в апостольскую эпоху использовалось не только для возведения в иерархические степени, свидетельствуют многочисленные фрагменты из Деяний. Весьма характерен в этом отношении следующий рассказ: Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго. Симон же, 139 увидев, что через возложение рук Апостольских подастся Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги ( Деян. 8:14–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

3) Сектант (штундо-баптисты) : Мы признаем и совершаем над крещенными возложение рук, но отрицаем Миропомазание; ибо о нем ничего не говорится в Св. Писании. Объяснение православного: Правда, первоначально св. Апостолы низводили на крещающихся дары Святого Духа чрез возложение рук, но потом, по указанной выше причине, то есть вследствие многочисленности крещающихся, они заменили его Миропомазанием; на это есть указания не только в книгах отцов и учителей Церкви первых времен христианства, но и в Писании, говорящем о получении верующими Святого Духа чрез Миропомазание. «Вы имеете помазание от Святого, говорит ап. Иоанн, и знаете все... Помазание, которое получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте“ ( 1Иоан. 2: 20 и 27). «Утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Kop. 1: 21–22). Здесь «помазанием“ называется такое действие, которое, как и возложение рук, подает от Святого“ (то есть Духа Божия) знание истин веры («знаете все“) и научает ей («учит вас всему“), чрез которое Сам Бог, помазавший нас, «утверждает нас во Христе“, «запечатлевает нас и дает залог Духа в сердца наши“, то есть «помазанием“ здесь называется такое священное действие, которое подает нам научающие и укрепляющие в вере дары Св. Духа. И как печать кладется на свидетельстве для удостоверения личности человека или известных прав его, так и в Миропомазании кладется на человека печать благословенного мира в удостоверение того, что он принадлежит Богу и, получив дары Святого Духа, имеет право на общение с Богом. «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии“ ( Рим. 8: 15–16 ). Само слово Христос (от греческого слова «хризо» (χρζω) – мажу и «хрисма“ (χρσμα), – помазание – означает «помазанник“ как и имя «христианин“ означает человека, принявшего помазание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Беседа 1. О священно-церковнослужителях I. Для совершения Божественной Литургии и других церковных служб у нас, в Православной Церкви, существуют особые священнослужители, которые могут быть выбираемы из всех сословий, и власть священнодействовать получают в таинстве священства, от Самого Иисуса Христа через архиерейское рукоположение. II. а) Дивное дело! Обыкновенный человек, как и прочие люди, вдруг через архиерейское рукоположение делается в духовном отношении необыкновенным: сподобляется благодати Божией, освящается этой благодатью и получает право быть освятителем других посредством св. таинств. Для нас это непонятно, точно так же, как непонятно и то, что обыкновенная стальная пластинка, соприкасаясь с магнитом, сама получает силу магнита и может притягивать железо. Надо помнить, что сообщение благодати священства через архиерейское рукоположение есть тайна, – а тайны постигаются верой. Если в видимом мире есть тайны, то могут ли они не быть в мире духовном, невидимом?... А что действительно священнослужителям сообщается особенная благодать Св. Духа через архиерейское рукоположение, это видно из следующих слов апостола Павла: «внимайте себе и всему стаду; – говорил он некогда пастырям Ефесской Церкви, – в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян.20:28 ); «не неради, – писал он к епископу Тимофею, – о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.4:14 ); «напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение» ( 2Тим.1:6 ). Кроме того, известно, что в Православной Церкви со времен апостольских существует молитва о ниспослании благодати Св. Духа на священнослужителей, которая и читается архиереями с возложением рук при посвящении избранного лица в известную степень священства; чтение ее сопровождается возложением на посвящаемого архиерейских рук. О важности этого рукоположения св. Иоанн Златоуст рассуждает так: «возлагает руку человек, а все делает Бог , и Его рука касается главы рукополагаемого» (Догм.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В жертве первенствующей смысл был не в смерти, или как Вы называете – казни животного, не в сожжении его тела, а в исповедании над животным своих грехов чрез возложение на его голову рук приносящих. Подобно тому, как теперь чрез возложение рук священника на голову кающегося низводится прощающая грехи благодать, так и там чрез возложение рук приносившего как бы на голову животного низводились грехи грешника. А смерть животного была уже результатом, как бы принятия на себя грехов приносившего, символизируя непреложность воли Божией: «смерть – оброцы греха». Но ветхозаветные жертвы не очищали душу человека, ибо «не возможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» ( Евр.10:4 ). Кроплением кровью животного только освящалось тело (9:13) и чрез то возвращалась милость Божия в отношении плотской, внешней земной жизни ( Ис.1:16–19 ). А в отношении внутренней духовной стороны жертвы только напоминали совести грехи человека, но не очищали, не возрождали ее. И если, по свидетельству ветхозаветного Слова Божия, Бог иногда прощал грехи людям, то прощал только вину их пред Собою, притом прощал не потому, что беспредельная вина покрывалась покаянием человека, а потому, что она Правдою Божией переносилась на предопределенного прежде века Агнца Божия, вземшего грехи всего мира ( Рим.3:25 ; ср. Евр.9:11–14 ). Поэтому, не обилие и разнообразие богатых жертв делали их приятным благовонием пред Богом, как это было бы, если бы жертвы были угощением Бога, а только богатство внутреннего покаянного сердца, без чего все жертвы были неугодными Богу ( Ис.1:11–20 ; ср. Евр.10:5–7 ). Несоответствующее ветхозаветному Ваше воззрение на жертвы, хотя Вы и не находите в них прообразовательного смысла, привели Вас к такому сближению их со смертью Спасителя, в котором приходится усматривать особый, Вами только созданный, прообраз первых в отношении Последнего: по Вашему пониманию и смерть Спасителя, как жертва Богу Отцу, была ничем иным, как приятным Ему угощением. Это уже слишком... Приводя Евр.8:3 , Вы как будто не хотите знать, что указанное место стоит в тесной связи с концом предыдущей главы: «Таков и должен быть у нас Первосвященник... Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом же за грехи народа; Ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого». В этих-то словах и находится смысл указываемого Вами места: «Всякий Первосвященник поставляется для приношения даров и жертв (за что? сперва за свои грехи, а потом народа), а потому нужно было, что бы и Сей также имел что принести» (принести Себя за что? за грехи народа) Этим я заканчиваю свои замечания на Ваш предвзятый экзегесис отдельных мест Слова Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010