— Качества Клириков. Непорочность, (Перв. 9) испытанная, Васил. 89. Клириками, или вообще в списке священного чина, не могут быть: 1) злоречивые пьяницы, склонные к ссорам, Васил. 89; 2) берущие лихву, рост и приобщающие к своему чужое, Григ. Нисс. 6; 3) впадшие в любодеяние, Феоф. 3. 6; 4) по Крещении двубрачные или наложницу имевшие, Апост. 17. Васил. 12; 5) имеющие вдову или отверженную от супружества, или блудницу, или позорищную, Апост. 18; 6) имевшие в супружестве, до обращения в христианство, двух сестер или племянницу, (Апост. 19), впрочем, если по Крещении не остаются в таковом супружестве, то могут быть терпимы в клире, Феоф. 5; 7) обладаемые демоном, Апост. 79; 8) муж жены прелюбодейцы; впрочем, если жена его впадет в грех после его рукоположения, то он должен развестись с нею, иначе не должен касаться порученного ему служения, Неок. 8; 9) сам себя оскопивший. Апост. 22; 10) раб, без согласия своего господина (Апост. 82); 11) падший в арианское нечестие и привлекший туда других. Афан. к Руфину. Не возбраняется быть принятым в клир: 1) против воли нечто идоложертвенное приявшим, Анк. 3; 2) прежде Крещения идоложертвовавшим (Анк. 12); 3) вступившему в незаконный брак до Крещения, если жена его умрет, или он разведется с ней (Феоф. 4); 4) тяжкими мучениями насильно привлеченным к нечистой жертве, Петр. Алекс. 14. — Подчиненность Епископу. Клирики и находящиеся при богадельнях, монастырях и храмах мученических должны быть под властью епископа (Четв. 8, Сард. 14). Они должны повиноваться ему, когда он, по нуждам Церкви, хочет возвести их на высшие степени, иначе они не должны служить и в той степени, из которой они не хотели возведения на высшую степень (Карф. 10). Досадившие епископу и строющие ковы ему, извергаются (Апост. 55, Четв. 18, Шест. 34). Никто из клира не должен оставлять своей церкви и переходить к другой, без увольнительной грамоты от своего епископа, Апост. 15. Шест. 17. Ант. 3. Сард. 16. Клир, не учащий людей покорности поставленному епископу, отлучается, Апост. 36.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Святейший Синод дал благословение на издание перевода и использование его в миссионерских целях. Но при этом рекомендовал внести поправки заслуженного миссионера архимандрита Аввакума (Честного). В письме к обер-секретарю Святейшего Синода отец Гурий писал: «Китайцы были очевидцами того, что я для проверки своего перевода пригласил целую комиссию ученых и этой проверкой лично с ними занимался два года. Никто не поверит, что ученый китаец знал китайский язык хуже отца Аввакума... Хорош будет кафтан из китайского атласа, когда пришьют к нему лоскут красного сукна российского произведения» 97–98]. Необходимо отметить, что отец Гурий старался использовать классический язык, переводя не слишком близко к тексту, заботясь о возможно более точной передаче смысла Священного Писания . В 1864 году перевод отца Гурия был издан, но, к сожалению, в последующее время он не переиздавался, только в 1911 году в Пекине был издан Апостол в его переводе. Заботясь о взаимопроникновении двух культур, желая, чтобы китайцы как можно больше узнали о русских, а русские о китайцах, он внес исправления в отредактированный его предшественниками «Свод православных законов» и издал его на китайском языке 37]. Кроме того, отцом Гурием был переведен с китайского языка серьезный научный труд под названием «Обеты буддистов и обряд возложения их у китайцев» 117]. Эта работа, по отзывам ведущих синологов, показывает глубокое, основательное знание буддизма и является ценным вкладом в европейскую науку, а также способствует дальнейшим изысканиям в области богословия и апологетических трудов Двенадцатая миссия пробыла в Пекине почти десять лет. 2 мая 1850 года, потрудившись во славу Божию, она покинула пределы китайской столицы. Еще ранее, в 1844 году, за усердные труды в миссии отец Гурий был награжден орденом св. Анны 3-й степени, а в 1850-м, по возвращении на родину, «во внимание к понесенным миссионерским трудам был удостоен ордена св. князя Владимира 4-й степени и обеспечен пожизненной пенсией в 650 рублей в год» 122]. В феврале 1851 года он был возведен в сан архимандрита. В том же году Санкт-Петербургский митрополит Никанор (Клементьевский) представил кандидатуру архимандрита Гурия в Святейший Синод на должность смотрителя Александро-Невского духовного училища. В течение трех лет он исполнял послушания Санкт-Петербургского епархиального начальства. В 1855 году получил степень магистра за богословский труд «О богоучрежденности епископского сана» – против протестантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

определен Св. Синодом смотрителем Томских духовных училищ. Дальнейшая судьба его нам неизвестна. Николай Алексеевич Попов, градо-красноуфимского Свято-Троицкого собора священника Алексея Попова сын, по окончании курса в Пермской семинарии с аттестатом второго разряда; 22 января 1835 года рукоположен во священника к градо-кунгурской Предтеченской церкви; 16 апреля 1838 года переведен красноуфимского уезда в Суксунский завод к Вознесенской церкви; 17 октября 1839 года определен помощником благочинного и того же года ноября 26, по прошению, уволен от сей должности. 22 января 1842 года за усердное прохождение должностей объявлена ему архипастырская благодарность; января 1-го 1844 года, за усердное служение и честное поведение награжден набедренником. Того же года октября 14 определен законоучителем в Суксунском приходском училище и проходил эту должность безмездно до 1851 года; 30 октября 1855 года за усердную службу объявлено ему благословение Св. Синода; 12 апреля 1855 года переведен к градо-оханской Успенской церкви и определен благочинным по 1-му Оханскому округу и сотрудником епархиального попечительства. В 1855 году за отлично-усердную и полезную службу награжден бархатной фиолетовой скуфьей; 15 июня 1857 года определен миссионером по Оханскому уезду; того же года сентября 7 дня за отлично-усердную и полезную службу возведен в сан протоиерея; в 1861 году за отлично-усердную и полезную службу Высочайше награжден бархатной фиолетовой камилавкой; в 1865 году за отлично-усердную и полезную службу Высочайше награжден золотым наперсным крестом; 1868 года, 3 февраля, за особенно-усердную двадцатилетнюю службу в должности благочинного Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Анны 3-й степени. О. протоиерей Попов здравствует и доселе. Андрей Аникитич Будрин, осинского уезда, Медянского села, Никольской церкви священника Аникиты Будрина сын, по окончании курса в Пермской семинарии со степенью студента, 27 марта 1837 года произведен во священника Висимо-Уткинского завода к Иакинфиевской церкви; 12 марта 1857 года, по предложению его высокопреосвященства Неофита, архиепископа Пермского и Верхотурского, переведен к Пермскому Петропавловскому собору; 11 августа 1857 года по прошению переведен к градо-пермской Рождество-Богородицкой церкви, а 14 апреля 1868 года, по указу Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вызываемые в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди , Архимандриты, обыкновенно, удостаиваются этого избрания по вниманию к их особенным достоинствам и заслугам, с тем, чтобы высшее начальство, лично удостоверившись в их достоинствах, могло иметь в виду высшее им назначение, которое, по преимуществу, состоит в кандидатстве на епископство. Такой порядок в прежнюю пору имел, между прочим, прямую связь с Правительственным законоположением об учреждении особого звания и штата «Соборных Иеромонахов», в прямую обязанность которых было поставлено проповедание слова Божия, соборные священнослужения и проч. так, чтобы они через это могли достигать, как сказано в Высочайшем Указе, возведения и на степени архиерейские». Потому-то Архимандрит Филарет, как удостоенный избрания в штат Соборных иеромонахов при самом ещё вступлении его в учители, кроме даже прочих достоинств и заслуг по службе, мог иметь право на вызов на чреду священнослужения. Чередовые архимандриты обыкновенно состоят, во всё время их пребывания в столице, в непосредственном ведении Митрополита Санкт-Петербургского; для этого они и помещаются на жительство в Александро-Невской Лавре. Обязанности и занятия их состоят в служении с Митрополитом или Викарием его, в сказывании проповедей в особо назначенные дни, а также в занятиях делами Санкт-Петербургской Консистории, или, по особым каким-либо поручениям. В прежнее время, нужно заметить, порядок и значение этих вызовов был определённее и серьёзнее. Самое то, что вызываемые на чреду лица и ныне состоят в особенном непосредственном ведении Митрополита Санкт-Петербургского, есть, можно сказать, остаток прежнего. В то время, когда с преобразованием учебных заведений, учреждена была Комиссия духовных училищ, то в ней Первенствующим Членом и главным деятелем и распорядителем был Митрополит Санкт-Петербургский. А как Комиссия заведовала всеми делами духовно-учебного Ведомства и ей принадлежало право избирать и назначать лиц на начальнические и наставнические должности в духовно-учебных заведениях, и так же точно из этих лиц указывать достойных и для вызова на чреду священнослужения, и для назначения на какие-либо высшие должности, то Митрополит, как главный администратор в делах Комиссии, мог ближе и вернее удостоверяться в достоинствах указываемых лиц, имея их у себя постоянно перед глазами и под руками. Так было и с вызванным на чреду Архимандритом Филаретом. В формулярном списке его значится: «что он именно Комиссией духовных училищ был определён Инспектором Санкт-Петербургской духовной Академии 15 Февраля 1814 г.»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Священномученик Парфений, патриарх Констанинопольский, по прозванию Парфенаки HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Священномученик Парфений, патриарх Констанинопольский, по прозванию Парфенаки «Я не изменник государству и не причастен никаким честолюбивым замыслам, - отвечал ему Парфений, - это вы сами увидите, если пожелаете открыть истину. Что же касается до предложения вашего, чтобы я принял исламизм, то я готов лучше умереть, чем отречься от моей веры, Христос один - моя радость и мое прибежище!» Родившись в благочестивом семействе на острове Митилене, Парфений, с детства отличавшийся любознательностию и усердием к научным занятиям, достиг замечательнаго образования. Преимущественно же изучал он св. Писание и вообще отличался благочестием. Он был сначала поставлен церковным чтецом, потом прошел степени диакона, иерея, а по смерти епископа Хиоского возведен на архиерейскую кафедру. В 1657 г. членами Константинополскаго синода Парфений был единодушно избран на патриарший престол. Но не долго привелось сиять этому светильнику на общее благо: мученический венец достойно увенчал его высокую пастырскую деятельность. Случилось в это время, что Крымский хан послал к казацкому гетману своего посла с важными поручениями. Посол встретился у гетмана с бывшим митрополитом Никейским, который пользовался там большим почетом и влиянием на дела. Это возбудило подозрительност ханскаго посла. Возвратившись, он сообщил хану свои предположения, что митрополит послан Константинопольским патриархом ради целей, враждебных для Турции. Хан сообщил эту весть визирю, который вызвал к себе Патриарха для объяснений. По тщательном исследовании дела не оказалось предполагаемой измены и предательства, но для прикрытия лжи хана и для отклонения от самого себя подозрения в лицеприятии, визирь решился пожертвовать владыкою и предал его, как государственного изменника, градоначальнику для исполнения над ним смертного приговора. При этом визирь дал тайный приказ оставить святителю жизнь, если он, ради того, чтобы засвидетельствовать свою преданность Турции, согласится сделаться мусульманином.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Пс.131:16 . священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются. Здесь обещает Господь святому граду другое благо, относящееся к священству. Ибо как Соломон просил, дабы священники его облеклися в правду, сего ради Бог глаголет здесь, что он сие сделает, и священников облечет во спасение, то есть, украсит правдою, которая неразрывным союзом сопряжена со святостию. Ибо правда есть спасение души, так как неправда, или порок, есть недуг ея. Следующия за сим слова: и преподобнии Его радостию возрадуются – соответствуют вышереченным: и преподобнии Твои возрадуются. Ибо как в том месте под именем радости разумелося усердное и радостное служение Богу, так и здесь разумеется то же, и как там, под именем преподобных разумелися священники, так и здесь. Пс.131:17 . Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник помазанному моему. Здесь сообщает Бог третие благо святому граду Сиону, и притом самое великое, обещая возрастить и утвердить царство Давидово. Но первее заметить должно существенное знаменование слов стиха сего: тамо глаголет, возращу рог Давидови. Известно, что имя рога – у Евреев означает силу и крепость; но Пророк в глаголе: возращу – замечает два обстоятельства, а именно: презренное начало царства Давидова и чудное возстановление онаго. Мы ведаем, что Давид, будучи возведен на престол из подлаго шалаша пастушескаго и от стад овчих, не мог скоро утвердиться на престоле, но помалу, и сверх всякаго чаяния возрастал. Царство Израилево при Иеровоаме так подсечено было, что не могло также скоро возрасти, но стояло на посредственном степени. За сим, сколько было других потрясений, угрожавших дому Давидову совершенным падением и погибелию? Что же бы воспоследовало с народом, в плене разсеянном, ежели бы Бог сокрушеннаго и сотреннаго рога Давидова не возрастил? Почему и Исаия не без причины сравнивает Христа с отраслию, которая не от высокаго древа, но от корня произрасла ( Ис. 11:1 ). Таким образом, Господь обещает, что хотя рог Давидов доселе нередко сокрушаем был, но Он паки возрастит его, и даст ему новую силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

(Нисск., 6) 15 Блуд, прелюбодеяние: Если верный обвиняем будет в любодействе или в прелюбодействе или в ином каком запрещенном деле и обличен будет, да не вводится в клир. (Апост., 61) В том числе невоздержание до брака: Чтец 16 , если прежде брака смесится со своей обручницей, по отлучении на едино лето от служения приимется в чтеца, но да будет без производства в высшие степени. Если же без обручения тайно смесится, да престанет служить. Так же и иподиакон. (Васил., 69) 17 Все перечисленное является препятствием для получения священного сана лишь в том случае, если имело место после крещения. Грехи, совершенные до крещения, омытые в крещальной купели и более не повторяемые, таковыми препятствиями не являются: Прежде крещения идоложертвовавших и потом крестившихся рассуждено производить в чин священный, как смывших грех. (Анкир., 12) О Пануфе, поставленном во диакона в Ликоне, подобает быть исследованию, и если дознано будет, что он, будучи оглашенным, взял свою племянницу в общение брака, то по крещении, быв введен в клир, да пребудет в клире, если только она скончалась и он после крещения не сообщался с ней. Если же он, будучи верным, взял свою племянницу в общение брака, то да будет чужд клира. Но нет предосуждения епископу Аполлону, если поставил его по неведению. (Феофил., 5) 3 . Недостаток знаний, необходимых для прохождения служения на высоте того или иного священного сана, также может стать препятствием к рукоположению. От кандидата в священство требуется не только умение учить и наставлять свою паству, знание Священного Писания  и Предания Церкви, ее догматов, заповедей и уставов, но и жизнь по этим уставам и заповедям: Определяем: всякому имеющему возведену быть на епископскую степень непременно знать Псалтирь, да так и весь свой клир вразумляет поучаться из оного. Также тщательно испытывать его митрополиту, имеет ли усердие с размышлением, а не мимоходом читать священные правила, и святое Евангелие, и Книгу божественного Апостола, и все Божественное Писание, и поступать по заповедям Божиим, и учить порученный ему народ. Ибо сущность иерархии нашей составляют Богопреданные словеса, то есть истинное ведение Божественных Писаний, как изрек великий Дионисий. Если же колеблется и не усердствует так творить и учить, да не рукополагается. Ибо пророчественно рек Бог: Так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною ( Ос. 4, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Митрополит Серафим (Чичагов): «Из рода Серафимов» Когда Леониду Михайловичу Чичагову было лет 30, никто не мог бы предположить, что он может стать священником. В то время он был блестящим офицером, настоящим «светским львом». 22 февраля, 2012 Когда Леониду Михайловичу Чичагову было лет 30, никто не мог бы предположить, что он может стать священником. В то время он был блестящим офицером, настоящим «светским львом». 11 декабря на полигоне в подмосковном поселке Бутово по традиции соберется множество людей. Из года в год спешат они сюда для того, чтобы почтить память одного из самых выдающихся пастырей Русской Православной Церкви XX века – Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского. Этот день – дата его расстрела… Плоды жизни митрополита Серафима были настолько значительны, что в другой стране ему поставили бы памятник. В СССР он был оклеветан и объявлен «врагом народа». Но время все расставило по местам. Аристократ Пути Господни неисповедимы. Когда Леониду Михайловичу Чичагову было лет 30, никто не мог бы предположить, что он может стать священником. В то время он был блестящим офицером, настоящим «светским львом». Потомок двух известнейших адмиралов, дворянин, внешне он мало чем отличался от молодых людей своего круга – имел со вкусом обставленный дом, элегантный выезд, красавицу-жену, посещал театры и балы. Прекрасно образованный, владевший иностранными языками, он находил удовольствие в занятии живописью и музыкой и для многих, кто знал его не близко, было открытием, что Чичагов является одним из лучших в России специалистов в области военной истории, автором капитального труда по артиллерии. Еще большее удивление вызывало то,  что на протяжении многих лет он разрабатывал собственную систему лечения лекарствами растительного происхождения. Стимулом к занятию медициной послужило то, что, будучи участником войны на Балканах, Чичагов стал свидетелем страданий тысяч раненных. Его метод был описан в 2 томах фундаментального исследования «Медицинские беседы». При его безупречной службе, учитывая его высокие награды – десять российских и иностранных орденов – ему прочили высшие государственные степени. Но в возрасте 34 лет Леонид Чичагов, только что возведенный в чин полковника, ошеломил Петербург решением выйти в отставку… Призыв Божий

http://pravmir.ru/mitropolit-serafim-chi...

Правда, во всем этом сочинении речь идет ближайшим образом об учении, а не о благодати священнодействия, при всем том это место заставляет обращать на себя внимание догматиста. В другом сочинении Тертуллиан касается преимущественно права иерархии совершать таинство крещения. Право (jus) крестить имеет собственно епископ, потом пресвитеры и диаконы, но не без авторитета епископского, ради чести церковной, т. е. без отвержения и унижения епископского сана; а когда нет ни пресвитеров, ни диаконов, то могут крестить и миряне, не присвояя себе, впрочем, предоставленного епископу 639 . Но здесь Тертуллиану , хотя и высоко ставившему (пока не сделался монтанистом) епископство, было всего менее удобно говорить о благодатных полномочиях иерархии в деле совершения таинств, так как он касался таинства, допускающего распространение полномочия совершать его и на мирян. Понятно, таким образом, почему Тертуллиан употребляет здесь такие выражения, как jus, propter ecclesiae honorem, а не potestas, как в приведенном уже нами монтанистическом сочинении, где различаются disciplina и potestas. Выражение potestas было бы здесь неуместно, – так как оно выражает исключительно принадлежащее иерархии, богодарованное ей право делать то, чего другие делать не могут, тогда как напротив слово jus здесь вполне уместно. Выражаясь его языком, мы можем сказать, что понятие jus, равно как и disciplina, относятся к ministerium, тогда как понятие potestas к imperium 640 . – Остальные места, в которых Тертуллиан касается иерархии, подобного же рода, т. е. он говорит об иерархии, как блюстительнице церковной дисциплины, а не с точки зрения благодатных полномочий, ей одной принадлежащих через акт руковозложения. Итак, у Тертуллиана не встречается ясных указаний на важность акта поставления в иерархические степени, хотя из раскрываемого им понятия о преемстве епископства от Апостолов и из указания на благодатные полномочия, которыми по учению православной Церкви, владеют лица иерархические 641 , и можно выводить то заключение, что то и другое не могло совершится без особенного акта посвящения и что этот акт считался очень важным. Так он обличает еретиков, что у них нет обдуманности и серьезности в возведения в иерархические степени (ordinamiones), нет постоянных иерархических лиц и даже вовсе нет иерархии 642 , а между тем, если послушать их, то все в Церкви православной дурно, в том числе и священство и служения (lot sacerd – mia, lot ministeria 643 ). He приводим мест из монтанистических сочинений Тертуллиана , в которых он приписывает иерархии исключительно дисциплинарное значение и допускает возможность совершения мирянином всех обязанностей иерархии, (в отсутствии последней, даже евхаристии) 644 , что и естественно со стороны монтаниста, выше иерархии ставившегося пророков монтанизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

В 1774 г. Лазаревым было пожаловано российское дворянство. Длительное время Иван Лазарев являлся советником Екатерины II по вопросам восточной политики, советником Государственного банка России, ювелиром императорского двора, а также числился викарием Эчмиадзинского патриаршего престола и сопровождал архиепископа Овсепа Аргутяна в поездках по России. Семья Лазаревых на протяжении всей своей истории отличалась благочестием и любовью к просвещению. На их средства в Москве и Петербурге были возведены храмы, учреждена армянская типография, издавались памятники древней армянской литературы. В 1815 г. на средства семьи Лазарян (Лазаревых) в Москве было основано Армянское училище (первоначально для обучения преимущественно выходцев из многочисленного рода Лазаревых), переименованное впоследствии в Лазаревский институт восточных языков. Другие армянские училища в России (Агабабовское в Астрахани, Нерсесяновское в Тифлисе) были лишены столь богатой материальной базы, как у Лазаревского, находились вдали от университетских центров и пользовались помощью Института восточных языков в организации учебного процесса, обеспечении кадрами, учебниками, пособиями. В 1827 г. училище было передано в ведение Министерства народного просвещения Российской империи, стало именоваться институтом и было причислено к учебным заведениям второй степени с пятилетним сроком обучения. В институте обучались преимущественно русские и армяне. С 1848 г. институт был причислен к учебным заведениям первой степени с шестилетним гимназическим обучением и двухлетним лицейским. В 1841 г. при институте открылось богословское отделение, которое готовило священнослужителей и учителей церковных приходских школ. В 1919 г. Декретом СНК РСФСР институт преобразовали в Армянский институт, затем он был переименован в Переднеазиатский институт, в 1920 г. – в Центральный институт живых восточных языков, a 27 октября 1921 г. он вместе с другими московскими востоковедными учебными заведениями влился в Московский институт востоковедения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010