Из истории борьбы с обновленчеством. Архивные документы. Часть 2 Участники обновленческого «собора»: «митрополит» Антонин (Грановский), «митрополит Сибирский» Петр, протоиерей Владимир Красницкий Рассмотрев основные принципы внутренней природы Вселенской Христовой Церкви в отношении к главным сторонам церковной жизни и церковного строя, мы должны с точки зрения именно этих принципов оценивать все явления церковной жизни и соответственно или несоответственно данным принципам иметь критерий в суждениях при оценке тех или иных явлений церковной жизни. 1. С точки зрения коренных основ Вселенской Христовой Церкви, необходимо признать совершенно антиканоничным революционный захват церковной власти группой духовенства . 2. Также совершенно антиканонично возглавление этой группы имеющимися у ней епископами . 3. Все содеваемое епископами, возглавляющими захватившую церковную власть группировку духовенства, то есть возведение в священные степени, созывание Соборов и все прочее, считается недействительным, а сами они подлежат немедленному извержению из своего сана через Собор . Как всякое схизматическое явление, так и называемое обновленческим движение, не нося характера единства веры и союза любви в самом себе, в скором времени после своего возникновения раскололось на обособленные группы и обнаружило неизбежную тенденцию от сделанного им сдвига к дальнейшему уклонению от усвоенных вселенским сознанием норм церковной жизни. Сюда относится стремление: а) к умалению церковно-административных полномочий епископа, в чем нельзя не усматривать зародыша пресвитерианства (см.: Основные задачи группы «Живая церковь». § 10, 11. – 11. С. 6), б) введение института женатого епископата вопреки 12-му и 48-му правилу VI Вселенского Собора, в) допущение второбрачия клира, вопреки основаниям Божественного права , г) принижение святой евхаристии через допущение к ней без достойного приготовления таинством исповеди, что неизбежно влечет за собой утрату некоторого высокого благоговения ко святому причащению (§ 16), д) стремление приспособить вековечные истины христианства к экономическим теориям жизни, е) вражда к похвальному вселенским церковным сознанием институту монашества и тому подобное .

http://pravoslavie.ru/32652.html

Иларион (Троицкий) Иларион (Троицкий Василий Александрович [правка от руки: Владимир Алексеевич]) архп. Верейский, вик. Московской епархии. Родился в 1866 году в семье священника с. Липицы Серпуховского уезда Московской губернии. День Ангела 28 марта. В 1910 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом. В 1913 г. получил степень магистра богословия. 28 марта 1913 года пострижен в монашество в Троице-Сергиевской Лавре, а через несколько дней рукоположен в иеромонаха и определён исполняющим должность доцента Московской духовной академии. Пострижение доставило иеромонаху Илариону великую духовную радость, о которой он писал впоследствии: «думаю, что не придётся ещё в жизни пережить такой радости». По его словам, эта радость, это ликование продолжалось у него два месяца, так что он порою думал, – не прелесть ли это? И только перемена, происшедшая в его судьбе 30 мая «надолго отогнала эту радость, но не изгнала совсем». В день, на который указывает архимандрит Иларион, 30 мая 1913 года, он был назначен инспектором Московской духовной академии с возведением в сан архимандрита. Странно думать, чтобы назначение, являвшееся естественным этапом на избранном им жизненном пути, могло «надолго отогнать радость». Скорее, кажется, можно предположить, что в этот же день он узнал о другом назначении, которое могло показаться ему очень неприятным. Летом 1913 года архимандрит Иларион (профессор Троицкий [правка от руки: то был проф. С.В. Троицкий ]), вместе с епископом Никоном Вологодским, был командирован на Афон Для догматического разрешения спора между монахами, часть которых неправильно судили об Иисусовой молитве (Имясловцы). 3 декабря 1913 года архимандрит Иларион утверждён в звании экстраординарного профессора по Священному Писанию Нового Завета. Был доктором богословия, хотя дата получения степени неизвестна. Был членом Поместного Собора 1917–1918 гг., на котором выступал как сторонник патриаршества. 12 мая 1920 года был хиротонисан во епископа Верейского вик. Московской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иоанн, епископ Смоленский и Дорогобужский (Соколов Владимир Сергеевич) Родился 5 июня 1818 года в Москве в семье священника. Первоначально обучался в Высокопетровском духовном училище, а с 1832 года – в Московской духовной семинарии. В 1838 году поступил в Московскую духовную академию. 29 августа 1842 года пострижен в монашество и 30 августа рукоположен во иеродиакона. С 22 сентября 1842 года – бакалавр при Московской духовной академии по классу нравственного богословия. 5 октября 1842 года рукоположен во иеромонаха. 27 декабря 1843 года удостоен степени магистра. 22 декабря 1844 года переведен бакалавром в Санкт-Петербургскую духовную академию на кафедру канонического права, которую занимал десять лет. С 9 января 1848 года – член конференции Санкт-Петербургской духовной академии. 8 сентября 1848 года возведен в сан архимандрита. С 27 января 1849 года – член духовного цензурного комитета. С 17 июля 1850 года – член особого комитета для рассмотрения программ философских и богословских наук в высших учебных заведениях. 8 января 1851 года назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. С 26 сентября 1852 года – профессор, а с 19 декабря того же года – ординарный профессор. 8 октября 1853 года за сочинение «Опыт церковного законоведения» получил редкую в то время степень доктора богословия. 16 января 1855 года назначен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии. С 17 марта 1857 года – ректор и профессор Казанской духовной академии. Был инициатором создания журнала «Православный собеседник». 31 марта 1864 года перемещен ректором в Санкт-Петербургскую духовную академию. 17 января 1865 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии. 13 ноября 1866 года переведен на Смоленскую кафедру. Скончался 17 марта 1869 года. Погребен в Смоленском кафедральном соборе. Епископ Иоанн известен как лучший русский канонист и проповедник, новатор в православном проповедническом слове. Его труды в области церковного законоведения до сих пор имеют важное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иринеи (Орда Харисим Михайлович), еп.·Орловский и Севский Родился в 1837 году в семье священника Полтавской епархии в с. Самовице. Обучался в Полтавской духовной семинарии· В 1861 году окончил Киевскую духовную академию и назначен преподавателем в Екатеринославскую духовную семинарию.· 26 апр.1864 года утвержден в степени магистра богословия и переведен в Киевскую духовную семинарию преподавателем Св. Писания. 25 сент.1877 года рукоположен в сан иерея и назначен законоучителем в Киевскую III-ю гимназию с оставлением преподавателем в духовной семинарии.· С 1880 года – благочинный Киево-Подольских церквей.· 4 авг.1883 года пострижен в монашество и был назначен ректором Киевской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. 9 мая 1888 года хиротонисан во епископа Уманского, вик. Киевской митрополии. Хиротония состоялась в Киево-Печерской Лавре· С 12 июля 1890 года – епископ Чигиринский, вик. Киевской епархии. С 19 дек.1892 года – епископ Могилевский и Мстиславский, вик. Киевской епархии.· С 17 июля 1893 года – епископ Тульский и Белевский. С 2 ноября 1896 года – епископ Подольский и Брацлавский (в БЭС m.II, в стб.1824 ошибочно указан год пребывания его на Подольской кафедре 1899. См. Состав Св. Прав. Веер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1903 г., стр.106–107). С 1898 г. почетный член Казанской духовной академии. С 29 марта 1900 года – епископ Екатеринбургский и Ирбитский. С 28 марта 1902 года – епископ Орловский и Севский. Скончался 10 апреля 1904 года внезапно от разрыва сердца. Талантливый проповедник. Духовный писатель и лингвист. Обладал знанием греческого, английского, французского и немецкого языков. В Киевском Академическом органе он вел отдел иностранной библиографии и помещал свои статьи. Издавал и редактировал журнал «Воскресное чтение», редактировал журнал «Руководство для сельских пастырей " · В этих журналах помещено множество его статей и заметок. Энергичный администратор, плодовитый автор, исследователь Священного Писания . Заботясь о благе своей паствы, он особенно ревностно следил за правильным ходом учебно-воспитательного дела в духовно-учебных заведениях, вникал во все подробности их жизни, порядка и строя, в духовенстве воспитывал дух церковности, в своих беседах призывал паству к Святой Церкви, ее учению, молитве, пению, к ее благодати и единству во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

История нашей страны знает множество людей, послуживших ее становлению, возвеличивая ее как святую Русь. Но где она, святая Русь? И можем ли мы назвать так современную Россию? Вопрос непростой, но ответ на него, как видится, лежит вне физических законов и исторических рамок. Святая Русь - это вневременное устроение. Это сонм святых, живших на Руси во все века и сохранявших верность Господу. К великому сонму святых, явленных и неявленных, в тяжелейшем для Церкви XX веке присоединился целый собор новомучеников и исповедников Российских.И среди них мы видим величественную фигуру святителя Луки (в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого; 1877-1961) - ученого с мировым именем, профессора хирургии и топографической анатомии, одного из основателей регионарной анестезии и гнойной хирургии.В течение многих лет Валентин Феликсович работал земским врачом в самых разных частях России - от юга родины до самых крайних точек на севере страны. В самый разгар антирелигиозной пропаганды профессор, главный врач большой больницы города Ташкента, хирург принимает священный сан. «При виде кощунственных карнавалов и издевательств над Господом нашим Иисусом Христом мое сердце громко кричало: “Не могу молчать!“. И я чувствовал, что мой долг - защищать проповедью оскорбляемого Спасителя нашего и восхвалять Его безмерное милосердие к роду человеческому»,- вспоминает он.В 1923 году отец Валентин (Войно-Ясенецкий) принял монашеский постриг с именем Лука и был рукоположен во епископа. В сане епископа за исповедание православной веры прошел тернистый путь лагерей, принимал участие в Великой Отечественной войне, в 1946 году возведен в сан архиепископа, награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке. За выдающиеся научные труды «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при огнестрельных ранениях крупных суставов» был награжден Сталинской премией I степени, а за участие в Великой Отечественной войне медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Практически до последних дней святитель Лука сочетал епископское служение с хирургической практикой. В 1995 году он был причислен к лику святых Украинской Православной Церкви, в 1999 году - к лику святых Красноярской епархии. В 2000 году - к лику святых Русской Православной Церкви. Детство и юность

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1223...

«История российской иерархии»: преосвященного Амвросия Орнатского, епископа Пензенского и Саратовского Источник История Российской иерархии: Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Известная с именем преосвященного Амвросия Орнатского «История российской иерархии» представляет собою, по замечанию одного русского критика 1 «одно из тех классических сочинений, относительно которых и время не оказывает своего разрушающего влияния.» Хотя это сочинение и не может быть названо в строгом смысле историей, а скорее сборником приведенных в систему материалов и справочных сведений, но эта-то его особенность и придает ему наибольшую ценность и значение, делая его незаменимой справочной книгой, далеко не потерявшей своего значения и доселе, несмотря на то, что со времени издания последней (шестой) части этого сочинения (в 1815 г.) прошло уже 78 лет. Личность преосвященного Амвросия Орнатского , которому в заглавии «Истории российской иерархии» приписывается сочинение (собственно собрание) ее, в высокой степени замечательна. Преосвященный Амвросий, в мире Андрей Антипович 2 , был сын диакона Чудского погоста 3 Череповецкого у. Новгородской г. Родился он в 1778 году. В 1788 г., десяти лет от роду, он был отдан в Кирилло-Белоозерское училище, в 1792 г. перешел в Александро-Невскую семинарию, в которой и окончил курс в 1800 г. По окончании курса он был сделан учителем Новгородской семинарии, в которой в 1805 г. занял должность инспектора и префекта, а в 1808 г. ректора. В 1805 г. он принял монашество и в 1808 году был возведен в сан архимандрита второклассного Новгородского Антониева, а в 1811 г. – Новгородского же первоклассного Юрьева монастыря. В это время Амвросий сблизился с викарием Новгородской митрополии епископом Старорусским, впоследствии митрополитом Киевским, Евгением Болховитиновым 4 , бывшим викарием в Новгороде с 1804 по 1808 г. Сближение Амвросия со знаменитым ученым и было причиной появления «Истории российской иерархии», которая была предпринята Амвросием по мысли и совету и продолжалась при непосредственном участии и наблюдении преосвящ. Евгения. В Новгороде же в последствии (12 июля 1816 г.) Амвросии отпевал тело поэта Державина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИН (Капустин Андрей Иванович, 12.08.1817, с. Батурино Шадринского у. Пермской губ.- 24.03.1894, Иерусалим), архим., ученый-византинист, церковный деятель, с именем к-рого связан период расцвета деятельности Русской духовной миссии на Св. земле. Родители, свящ. Иоанн Леонтьевич Капустин и Мария Григорьевна Варлакова, происходили из семей священников. Андрей Капустин получил образование в Далматовском ДУ и Пермской, а затем Екатеринославской ДС, в 1839-1843 гг. учился в КДА, по окончании к-рой удостоен степени магистра богословия (1844), оставлен преподавать нем. и греч. языки, в окт. 1845 г. стал бакалавром академии. 7 нояб. того же года пострижен в монахи с именем А. митр. Киевским Филаретом (Амфитеатровым). С 1846 г. занимал различные адм. должности в КДА, преподавал на кафедрах нравственного богословия (1846), библейской герменевтики и обличительного (сравнительного) богословия (1847). Наряду с этим по поручению академии в 1845-1850 гг. занимался исправлением рус. перевода гомилий свт. Иоанна Златоуста, писал статьи и проповеди. 15 мая 1850 г. А. был назначен настоятелем церкви при рус. посольстве в Афинах. Одним из важнейших его дел стало восстановление находившейся в руинах древней афинской ц. Ликодиму (св. Никодима, нач. XI в.), начатое в дек. 1851 на деньги рус. правительства и завершенное в 1855 г. После восстановления этот храм, освященный во имя Св. Троицы, был передан России и стал рус. посольской церковью. Все строительные работы, роспись храма, а также предшествовавшие восстановлению церкви археологические раскопки велись под рук. А., к-рый в награду за труды 5 апр. 1853 г. Святейшим Синодом РПЦ был возведен в сан архимандрита (чин совершил митр. Аттикийский Неофит). В то же время им были собраны, изучены и позднее опубликованы более 200 христ. надписей Афин VI-XII вв. (О древних христианских надписях в Афинах. СПб., 1874). Во время своего пребывания в Греции А. начал описывать древние рукописи, совершил поездки в Рим (1852), Иерусалим и Египет (1857), получив возможность познакомиться с различными рукописными собраниями. В 1859 г. он предпринял первое путешествие на Афон, где посвятил много времени исследованию древних рукописей и книг, а также составлению описаний неск. монастырских книжных хранилищ. В это время он познакомился с архим. Порфирием (Успенским) , с к-рым вел впосл. переписку.

http://pravenc.ru/text/114026.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В.П.Виноградов. Фотография. 10-е гг. XX в. Василий Петрович (23.03.1885, г. Можайск Московской губ.-24.10.1968, Людвигсфельд (ныне в черте Мюнхена, Германия), протопресв. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ), богослов. Из семьи священника. Окончил в 1899 г. Звенигородское ДУ, в 1905 г.- Вифанскую ДС, в 1909 г.- МДА со степенью канд. богословия, оставлен в академии профессорским стипендиатом. С 16 авг. 1910 г. исполнял должность доцента кафедры гомилетики, с 1914 г. доцент. С 1914 г. ответственный редактор ж. «Христианин». 2 авг. 1914 г. удостоен степени магистра богословия за дис. «Уставные чтения». 30 дек. 1916 г. был уволен из МДА, 27 мая следующего года восстановлен, с 21 авг. 1917 г. экстраординарный профессор по кафедре гомилетики и пастырского богословия. За период службы в МДА опубликовал более 50 работ по богословию, литургике, гомилетике, церковно-общественным и актуальным религ. проблемам. Являлся секретарем 1-го Всероссийского съезда деятелей духовной школы (май 1917). 12 июня 1918 г. В. стал помощником ректора Московской правосл. народной академии (открыта 24 июня), вел в ней курс церковной практики. С 1918 г. член Московского епархиального совета, являлся также начальником московских пастырских курсов и проректором МДА. В нач. 1921 г. В. был арестован, осужден, отбывал срок в лагере около Архангельска, в кон. 1921 г. освобожден. 3 февр. 1922 г. рукоположен во иерея Патриархом св. Тихоном в Москве с возложением золотого наперсного креста. В мае 1922 г. арестован вместе с Патриархом св. Тихоном, заключен в одну из тюрем Москвы, затем переведен во Владимир. В нач. 1923 г. освобожден, вернулся в Москву, возведен в сан протоиерея, награжден палицей и назначен настоятелем ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Сущёве. В 1923-1924 гг. являлся председателем Московского епархиального совета. 21 мая 1924 г. включен Патриархом в состав Высшего церковного совета . В 1928 г. награжден митрой.

http://pravenc.ru/text/158700.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛЕРИАН (Рудич Василий Несторович; 12.04.1889, с. Мизяковские Хутора Винницкого у. Подольской губ.- 27.02.1938, Ухтинско-Печорский ИТЛ), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии. Род. в крестьянской семье, рано лишился отца; старший брат В.- Каллиник служил священником в г. Брацлаве Подольской губ. По окончании ДУ в Тыврове В. Рудич поступил в Каменец-Подольскую ДС, окончив семинарию с отличием, в 1910 г. стал студентом МДА, к-рую окончил в 1916 г. со степенью канд. богословия. С 1 марта 1917 г. являлся профессорским стипендиатом, впосл. удостоен степени магистра богословия, до весны 1918 г. являлся доцентом МДА. Зимой 1917 г. пострижен в монашество с именем Валериан, 1 марта того же года рукоположен во иеромонаха. Участвовал в работе Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. С 15 авг. 1918 г. служил в Рашкове, в мае того же года назначен настоятелем Троицкого мон-ря в Каменце-Подольском, возведен в сан архимандрита. В кон. 1918 г., когда власть в городе неоднократно менялась, В. 6 раз подвергался кратковременному тюремному заключению. 7 июня 1921 г. В. был хиротонисан во епископа Проскуровского и Летичевского, викария Подольской епархии. Архиерею приходилось жить как в Проскурове (совр. Хмельницкий) (в здании по ул. Владимирской, где в 1921-1923 находилось ЕУ и архиерейский дом), так и в Каменце-Подольском. Особым попечением В. пользовался Головчинский в честь Преображения Господня жен. мон-рь неподалеку от Летичева, в к-ром В. нередко совершал монашеские постриги. Большое внимание епископ уделял окормлению молодежи, в проповедях не касался политики, старался в доступной форме раскрыть суть богослужения применительно к духовной жизни простого христианина. В. регулярно посещал дома прихожан, интересовался жизнью духовенства и клириков, помогал обездоленным и сиротам. Активно боролся с укр. автокефалистами, в связи с чем вместе с еп. Пименом (Пеговым) в 1920 г. подвергся аресту. 15 февр. 1922 г. автокефалисты при поддержке местных властей захватили церковь в с. Гавриловцы Каменецкого у. и совершили в ней богослужение на укр. языке. Возмущенные прихожане обратились к В. с просьбой о переосвящении храма, оскверненного раскольниками- «самосвятами» . Архиерей приехал в село 26 февр. 1922 г., освятил церковь и сказал проповедь о каноническом устройстве церковной жизни на Украине. В тот же день В. и сопровождавшее его духовенство были арестованы за антисоветскую пропаганду, освобождены 28 февр. 1922 г.

http://pravenc.ru/text/153967.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вениамин (Милов), еп. Саратовский. Фотография. 1955 г. (Милов Виктор Дмитриевич; 8.07.1889, Оренбург - 2.08.1955, Саратов), еп. Саратовский и Балашовский. Из семьи священника. Часто болея, неоднократно прерывал учебу в школе, ДУ и ДС. Учился в Яранском ДУ в Вятской губ. (1900-1905), затем в Вятской ДС (1905-1916 (1917?)). В отрочестве, помогая отцу, нес послушание чтеца, затем служил иподиаконом при Вятском еп. Никандре (Феноменове) . Юноша часто посещал мон-ри - яранский в честь св. Анны Пророчицы, Белогорский во имя свт. Николая , в Трифоновом вятском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре он получил первые уроки аскетического подвига. В 1917 г. Милов поступил в КазДА, во время учебы находился под влиянием инспектора академии архим. Гурия (Степанова) . После прекращения занятий в КазДА в авг.-сент. 1918 г. Милов в продолжение полутора лет переезжал, менял место жительства, в нач. 1920 г. по благословению затворника саратовского Преображенского мон-ря иером. Николая приехал в Москву и поступил в Данилов московский мон-рь . 7 апр. того же года Алатырским еп. Гурием (Степановым) был пострижен в монашество с именем в честь сщмч. Вениамина Персидского, 12 апр. рукоположен во иеродиакона, 8 окт. того же года еп. Подольским сщмч. Петром (Полянским) - во иеромонаха. В 1920-1922 гг. учился в Высшей богословской школе при Даниловом мон-ре, где преподавали профессора МДА. 30 марта 1922 г. был удостоен степени канд. богословия за соч. «Жизнь и учение прп. Григория Синаита». 7 апр. 1923 г. еп. Гурием, настоятелем московского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря , В. был возведен в сан архимандрита с поручением ему управления Покровским мон-рем в качестве наместника. На новом месте служения В. приобрел известность как талантливый проповедник, много внимания он уделял духовному окормлению прихожан (нек-рые из них оставались его духовными чадами до конца его дней и оказывали ему помощь в дальнейших испытаниях). В период церковных нестроений, последовавших после кончины Патриарха св. Тихона , В. поддерживал каноническое общение с митр. Сергием (Страгородским , впосл. Патриархом). В янв. 1928 - окт. 1929 г., наблюдая разорение властями Покровского мон-ря и ожидая ареста, В. пишет воспоминания, впосл. озаглавленные «Дневник инока». «Дневник» содержит не только анализ духовной жизни В., но и затрагивает мн. события церковной жизни.

http://pravenc.ru/text/150299.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010