Скачать epub pdf Тяжел удел пастырского служения. Оно требует постоянного бодрствования в духе и твердости исповедания веры православной не только в личной и семейной жизни, но и в общественной своей деятельности. Необходимость бодрствования особенно чувствуется в наше время повсеместного отступления от исповедания веры Православно-Евангельской, а в некоторых странах – гонения и смертельной опасности для исповедующих Христа Сына Божия. Это особенно выявилось в переходный политический момент во время Второй Мировой Войны и потому биографии отдельных лиц, действовавших в то время, носят отпечаток эпохи и принадлежат истории, а окормление верующих в такой обстановке было подвигом исповедничества. К таким исповедникам надо причислить протоиерея Митрофана Зноско-Боровского , как об этом свидетельствует грамота епископа Брестского Венедикта (впоследствий архиепископа Берлинского и Германского) о возведении отца Митрофана 23 июня 1941 г. в сан протоиерея: «за стойкость в Православии в дни гонения на веру и за ревностные труды в Церкви Христовой». Отец Митрофан родился 4 августа 1909 г. в духовной семье, в г. Брест-Литовске. Его отец протопресвитер Константин Зноско, уездный надзиратель Церковных школ и председатель уездного отделения Епархиального училищного совета Гродненской епархии, с началом I Мировой Войны поступает добровольно, в качестве полкового священника, в 8-ой Финляндский стрелковый полк и «за отлично усердную службу», «за труды, понесенные во время военных действий», был награжден орденами: святой Анны 3-й степени, святой Анны 2-й степени с мечами, святого Владимира 4-й степени с мечами и золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. Отец Митрофан окончил приходское училище в г. Ельце, русскую гимназию в Брест-Литовске, богословский факультет Белградского Университета и получил диплом магистра богословия Варшавского Университета. В июне 1935 г. он подает Полесскому архиепископу Александру прошение о рукоположении, после которого намечалось его назначение настоятелем Николаевской церкви в Брест-Литовске. Но ярый ненавистник Православия и русскости, Полесский губернатор Костек-Бернацкий отказывается утвердить назначение. Тогда архиепископ Александр, вопреки воле губернатора, направляет отца Митрофана в тот же Брест-Литовск на должность законоучителя, а 25 июня 1936 г. его рукополагает.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Александр, архиепископ Литовский и Виленский (Добрынин Андрей Васильевич) Родился 1 августа 1820 года, а по другим источникам – около 1819 года (по РБС, т. 1. – С. 136), в селе Веретее Мологского уезда Ярославской губернии в семье священника. Окончил Ярославскую духовную семинарию, затем в 1843 году – Санкт-Петербургскую духовную академию. 29 сентября 1845 года удостоен степени магистра и назначен преподавателем математики в Новгородскую духовную семинарию. 17 ноября 1846 года был пострижен в монашество, а 21 ноября рукоположен во иеромонаха. С 31 октября 1847 года – инспектор Пермской духовной семинарии и преподаватель истории. С 30 марта 1849 года – инспектор Новгородской духовной семинарии и преподаватель философии. 3 июня 1851 года возведен в сан архимандрита. С 31 августа 1851 года – ректор Литовской духовной семинарии, профессор богословия и настоятель Свято-Духова монастыря. В этот же период исполнял обязанности цензора проповедей, произносимых в православных церквах г. Вильны, и вообще духовных сочинений; был членом попечительства о бедных духовного звания, директором Виленского губернского комитета, общества попечения о тюрьмах, благочинным монастырей Гродненской губернии, действительным членом Виленского V музея и археологического общества. 21 ноября 1860 года хиротонисан во епископа Ковенского, викария Литовской епархии. Хиротония совершалась в Виленском Свято-Троицком монастыре. С 14 августа 1868 года – епископ Минский и Бобруйский. Был избран почетным членом Киевской духовной академии. 27 марта 1877 года возведен в сан архиепископа. С 25 апреля 1877 года – архиепископ Донской и Новочеркасский. С 1879 года – архиепископ Литовский и Виленский. Скончался 28 апреля 1885 года в Вильне. Погребен в пещерном храме Свято-Духова монастыря. Это был всесторонне образованный человек своего времени, отличавшийся замечательными личными качествами: кротостью, сердечностью, простотой и приветливостью в обращении, доступностью для всех и религиозностью, желанием всем помочь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Антоний, епископ Казанский и Свияжский (Амфитеатров Яков Гаврилович) Родился 15 октября 1815 года в г. Миасс (на Урале) в семье священника. Первоначальное образование получил в Калужском духовном училище и семинарии, где в то время святительствовал его дядя, митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров ; † 1857). В 1835 году поступил в Киевскую духовную академию. В 1839 году окончил академию со степенью магистра и определен бакалавром Киевской духовной академии. 12 сентября 1840 года пострижен в монашество; 14 сентября рукоположен во иеродиакона, а 15 сентября – во иеромонаха. 16 декабря 1840 года назначен ректором Киево-Софийского духовного училища. С 19 июля 1841 года – инспектор и профессор Киевской духовной семинарии. С 12 марта 1845 года – ректор той же семинарии. 16 апреля 1845 возведен в сан архимандрита. 11 февраля 1848 года назначен настоятелем Киево-Николаевского монастыря. 22 декабря 1848 года удостоился степени доктора богословия. В 1848–1849 годах вызывался в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия и состоял членом Санкт-Петербургской духовной консистории. С 10 января 1851 года – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киево-Братского Богоявленского монастыря. 30 марта 1858 года хиротонисан во епископа Чигиринского. 31 октября 1859 года переведен на Смоленскую кафедру. С 9 ноября 1866 года – епископ Казанский и Свияжский. 16 апреля 1867 года возведен в сан архиепископа. С 29 декабря 1876 года – почетный член Императорской Академии наук. Скончался 8 ноября 1879 года. Погребен в Казанском кафедральном соборе, в Рождественском приделе. Это место погребения было им избрано еще при жизни. Фамилия Амфитеатровых принадлежала той благословенной Богом семье, из которой в минувшем столетии вышли достойные представители Церкви и духовной науки. Во главе этой семьи и самой фамилии был высокопреосвященный Филарет, митрополит Киевский и Галицкий, которому Антоний приходился племянником («дитя сердца его»). Преосвященный Антоний был одним из выдающихся русских архипастырей как по своим личным качествам и административной деятельности, так и по литературным трудам.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архив Пн В столице Англии состоялись торжества, посвященные 50-летию освящения Успенского кафедрального собора Сурожской епархии 16 октября 2006 г. 12:27 14 октября 2006 года лондонский кафедральный собор Русской Православной Церкви отметил свое 50-летие. В 1956 году он был освящен и стал выдающимся центром православной жизни в Великобритании, любимым домом молитвы русского прихода в английской столице, история которого насчитывает без малого 300 лет. На юбилейные торжества собралось множество верующих. В день Покрова Божией Матери Божественную литургию в соборе Успения Божией Матери и Всех святых по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возглавил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл , председатель Отдела внешних церковных связей . Ему сослужили временно управляющий Сурожской епархией архиепископ Корсунский Иннокентий , архиепископ Керченский Анатолий , архиепископ Берлинский и Германский Феофан , епископ Венский и Австрийский Иларион , клирики Сурожской епархии и гости, прибывшие на праздник из других епархий. Священнослужители Сурожской епархии, потрудившиеся на ниве церковной, были отмечены Патриаршими наградами. Архиепископ Керченский Анатолий был награжден орденом прп. Серафима Саровского (II степени). Один из старейших клириков епархии протоиерей Бенедикт Рамсден был удостоен права ношения митры, протоиереи Даниил Джозеф, Максим Никольский и Михаил Гоголев — права ношения креста с украшениями. Священник Михаил Дудко был возведен в сан протоиерея, права ношения золотого наперсного креста удостоены священники Стефан Платт, Филипп Стир, Рафаил Армур, Иоанн Палмер, Григорий Батлер и Андрей Лаут. В сан протодиакона возведен диакон Джозеф Скиннер. Диаконы Вадим Санцевич, Петр Виллис, Николай Смолл и Павел Вуд награждены Патриаршими грамотами. За богослужением молитвенно пели хор Успенского собора и хор московского Данилова монастыря. В слове по окончании богослужения митрополит Смоленский Кирилл передал молящимся поздравления Предстоятеля Русской Православной Церкви с юбилеем Патриаршего Успенского кафедрального собора и подчеркнул, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы, почитаемый преимущественно Русской Церковью, стал для нашего много страдавшего народа символом надежды, возлагаемой на Господа и Его Пречистую Матерь.

http://patriarchia.ru/db/text/152007.htm...

архиепископ Аверкий (Таушев) Содержание К столетию со дня рождения: 1872—1972 гг.   «И вот среди всей этой братии, среди этих русских иноков стоит маленькая фигурка святителя. Трудно говорить о таких людях, трудно даже подойти. С особым благоговейным трепетом склоняешься в земном поклоне перед ним, прося его благословения. И, не смотря в его лицо, принимаешь широкое его осенение маленькой, суховатой рукой, немного отрывистое и резкое. И особенно становится благоговейно, если взглянуть в его лицо: немного припухлая, точно детская верхняя губа, черная маленькая бородка, длинные волнистые волосы почти до пояса, слегка раскосые глаза, надвинутый клобук. Великий постник, молитвенник, человек той особой духовной жизни, уже увидевший те высоты и лазурные, светлые дали, которые видимы им, этим полуземным людям, этим ангелам во плоти, уже живущим не здесь».    В этом умилительном описании как нельзя лучше, живо и ярко представлен дивный, действительно неземной облик великого святителя нашего времени Высокопреосвященного Феофана, Архиепископа Полтавского и Переяславского, проживавшего первые годы нашей эмиграции в сербском монастыре св. Параскевы, где сосредоточились, с благословения сербских церковных властей, изгнанники из своего отечества, порабощенного игом лютого безбожия, наши православные русские иноки.    В минувшем 1972 году исполнилось ровно сто лет со дня рождения этого подлинного столпа современной нашей Российской Церкви, и как-то больно и странно, что никто из нас, живущих на свободе заграницей, не удосужился отметить этот юбилей. Принимаем на себя эту священную обязанность и постараемся выполнить ее, как наш первостепенной важности долг перед его драгоценной для нас памятью.    Высокопреосвященный Феофан, Архиепископ Полтавский и Переяславский — с таким титулом он в 1920 году выехал из России в эмиграцию — в миру Василий Димитриевич Быстров, родился 1-го января 1872 (точнее 1873) года в селе Подмошье Санкт-Петербургской губернии и был сыном местного сельского священника. По окончании Духовного Училища и Духовной Семинарии, он первым по экзаменационному списку поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Учась в Академии и переходя с курса на курс первым по успехам, он в 1896 году окончил свое академическое образование первым магистрантом и был оставлен при Академии в качестве профессорского стипендиата. В 1897 году он был назначен исправляющим должность доцента Академии по кафедре Библейской истории. В 1898 году пострижен в монашество и вскоре рукоположен в иеромонахи. В 1901 году возведен в сан Архимандрита и определен исправляющим должность Инспектора Академии. В 1905 году удостоен степени Магистра Богословия за сочинение под заглавием: «Тетраграмма, или ветхозаветное Божественное Имя Иегова». В том же году возведен в звание экстраординарного профессора и утвержден в должности Инспектора Академии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2767...

Архим. Мстислав (Волонсевич). Фотография. 1954 г. (Волонсевич Дмитрий Иванович; 12.11.1906, Вильна (с 1918 Вильно, ныне Вильнюс, Литва) - 2.04.1978, Киров), архиеп. Кировский и Слободской. Из семьи служащего. С юности проживал в Польше (с 1922 Виленский край входил в состав Польского гос-ва). В 1926 г. окончил гимназию в Вильно. Поступил на правосл. Богословский фак-т Варшавского ун-та (окончил в 1936). В апр. 1934 г. принял монашеский постриг с именем Мстислав в Почаевской Успенской лавре и был рукоположен во диакона. В февр. 1935 г. рукоположен во иерея. Входил в клир неканонично провозглашенной автокефальной Православной Церкви в Польше. В 1935-1937 гг. настоятель миссионерского прихода в г. Галиче. Галичскую общину образовали в 1934 г. бывш. униаты, перешедшие в Православие. Община не имела своего храма и не была зарегистрирована польск. властями, к-рые выселили ее 1-го священника из города. М. прибыл в Галич в 1935 г. тайно, на санях под соломой, и совершил богослужение под открытым небом. В дальнейшем местные власти требовали от М., чтобы он каждый раз получал разрешение на приезд в Галич. В сент. 1937 г. М. был назначен настоятелем храма вмч. Георгия, единственного православного во Львове. В том же году удостоен в Варшавском ун-те ученой степени магистра богословия. В 1938 г., видимо в связи с передачей польск. властями львовского Георгиевского храма в военное ведомство, М. переехал в Яблочинский Онуфриевский муж. мон-рь. Был возведен в сан игумена, стал помощником настоятеля обители архим. Митрофана (Гутовского; впосл. епископ) в руководстве мон-рем и располагавшимися в обители псаломщицко-диаконскими курсами. В дальнейшем М. был возведен в сан архимандрита. Служил некоторое время на приходе в с. Хыруве Львовского воеводства, затем вернулся в Яблочинский мон-рь. Во время второй мировой войны, в годы нем. оккупации Польши, М. находился при Варшавской митрополии, окормлял приход в г. Жирардуве. В 1944 г. был вывезен на принудительные работы в Германию, где остался после окончания второй мировой войны в брит. зоне оккупации.

http://pravenc.ru/text/2564276.html

Герасим, святитель, епископ Астраханский и Енотаевский (Добросердов Георгий Иванович) († 1880, память 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился 26 октября 1809 года в семье причетника села Вельска Иркутской губернии. Обучался в Иркутской духовной семинарии. В июле 1831 года, будучи учеником высшего отделения семинарии, командирован в улусы (селения – прим. ред.) бурят и других северных народов в качестве миссионера. 25 июля 1832 года по окончании курса семинарии назначен учителем Иркутского духовного училища. 12 апреля 1836 года рукоположен во священника к Иркутской Преображенской церкви. В 1841 года, овдовев, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 1 марта 1845 года пострижен в монашество. 23 сентября того же года по окончании курса академии назначен учителем Тверской духовной семинарии. С 21 августа 1846 года – инспектор Кавказской духовной семинарии. 1 октября 1846 года возведен в сан игумена; 6 октября того же года утвержден в степени магистра. 16 апреля 1846 года назначен ректором Кавказской духовной семинарии, а 12 мая того же года возведен в сан архимандрита. С 25 октября 1850 года – ректор Симбирской духовной семинарии. С 8 сентября 1855 года – ректор Харьковской духовной семинарии и настоятель Преображенского Старохарьковского Куряжского монастыря. С 12 марта 1860 года – ректор Калужской духовной семинарии и настоятель Покровского Доброго (Добренского) Лихвинского монастыря. 10 марта 1863 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 13 января 1864 года – епископ Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии. С 24 июня 1865 года – епископ Ладожский. 26 января 1866 года назначен епископом Самарским и Ставропольским. С 8 декабря 1877 года – епископ Астраханский и Енотаевский. Скончался 24 июня 1880 года. Погребен в Астраханском кафедральном соборе. С детских лет преосвященный Герасим отличался кротостью и добросердечием, за что и получил от ректора семинарии свою фамилию. Он имел очень нежное, любящее сердце, ему присуща была некоторая сентиментальность.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Гурий, архиепископ Таврический и Симферопольский (Карпов Григорий Платонович) Родился в 1814 году в г. Саратове в семье священника. В 1836 году окончил курс Саратовской духовной семинарии. В 1837 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 12 июля 1838 года пострижен в монашество, 4 августа рукоположен во иеродиакона, а 20 ноября 1839 года – во иеромонаха. В 1839 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и 23 декабря того же года назначен членом Пекинской духовной миссии. 21 февраля 1851 года возведен в сан архимандрита; 12 октября того же года назначен смотрителем Александровского духовного училища. 17 августа 1855 года удостоен степени магистра богословия. 25 августа 1856 года назначен начальником Пекинской духовной миссии и пребывал в этой должности до 1864 года. С 13 сентября 1865 года – настоятель Московского Симонова монастыря. С 26 января 1866 года – настоятель посольской церкви в Риме. 5 июля 1866 года хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. С 15 декабря 1867 года – епископ Таврический и Симферопольский. С 1876 года – почетный член Церковно-археологического общества и Киевской духовной академии. 21 апреля 1881 года возведен в сан архиепископа. Скончался 17 марта 1882 года в г. Симферополе. Сразу после окончания академии иеромонах Гурий был направлен в Русскую духовную миссию в Китай. Живя в течение 18 лет в Китае сначала в качестве члена, а потом начальника миссии (отчасти заменявшей посольство), он затратил много сил и энергии для достойного выполнения порученного ему дела. Трудности встречались постоянно, но он любил свое дело и был настойчив, терпелив в успешном завершении его. Ему пришлось самому изучить печное мастерство и научить других класть русские печи, чтобы зимой не страдать от холода. От печной кирки и лопаты приходилось браться за смычок и скрипку, чтобы из албазинцев создать певческий хор для богослужения, и он создал пекинский хор, который был если не лучше, то и не хуже архиерейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иустин (Полянский Михаил), еп. Уфимский и Мензелинский Родился приблизительно в 1832 году в Воронежской губернии. Сын диакона с. Богатырева. В 1853 году окончил Воронежскую духовную семинарию. В этом же году по благословению архиепископа Воронежского женился на сироте, дочери священника. 25 сент.1854 года возведен в сан диакона, а 26 сент. – в сан иерея. В 1864 году овдовел и I июня архиепископом Иосифом был пострижен в монашество с именем Иустина, а не с именем Митрофана, в честь свят. Митрофана Воронежского , как ему хотелось. Архиепископ Иосиф, будучи прозорливым, знал, что Иустина ожидает не монастырская жизнь, а предлежит ученая дорога по стопам свят. Иустина философа . Назначил новопостриженника народным духовником и проповедником в монастыре и одновременно утвердил педагогом в Воронежское духовное училище. В 1869 году окончил Киевскую духовную академию и назначен преподавателем Харьковской духовной семинарии. В 1870 году удостоен степени магистра богословия за свою диссертацию «Нравственное учение св. отца нашего Исаака Сирина » и назначен инспектором Литовской духовной семинарии. 15 апр.1872 года возведен в сан архимандрита. С 26 дек. 1875 года – ректор Костромской духовной семинарии, одновременно был преподавателем по Догматическому богословию. 27 янв.1885 года хиротонисан во епископа Михайловского, вик. Рязанской епархии. С 10 авг.1885 года – епископ Новомиргородский, вик. Херсонской епархии. С 16 дек.1889 года – епископ Тобольский и Сибирский. Здесь он много потрудился в деле благоустройства Обдорской и других Северных епархиальных миссий. 17 июля 1893 года уволен на покой и назначен управляющим Раненбургской Петропавловской пустынью Рязанской епархии. С 10 дек.1894 года – епископ Рязанский и Зарайский. С 14 окт·1896 года – епископ Уфимский и Мензелинский. С 14 июля 1900 года уволен на покой и снова назначен управляющим Раненбургской пустынью. В июле 1903 года перемещен в Григорьево-Бизюковский монастырь, Херсонской епархии. Скончался 26 сентября 1903 года в глубоком затворе в одной из башен Бизюковского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Никанор (Ружичич), еп. Нишский. Фотография. До 1916 г. (Ружичич Никола; 15.04.1843, с. Свилеува (ныне в общине Коцелева Мачванского окр.), Сербия - 16.10.1916, Белград), еп. Нишский. Окончил начальную школу в родном селе, 4 класса гимназии в г. Шабац и Белградскую ДС (богословию) (1863). Женившись и приняв священный сан, служил в с. Свилеува. В 1869 г. овдовел; вскоре лишился единственной дочери. В 1871 г. попросил митр. Сербского Михаила (Йовановича) направить его на обучение в КДА, пообещав по окончании учебы принять монашество. В окт. 1871 г. прибыл в Киев. По причине плохого владения рус. языком просил Совет КДА зачислить его на церковно-историческое отд-ние без вступительных экзаменов. Но, сдав по решению Совета устный экзамен по лат. языку и написав сочинение на серб. языке, 15 окт. 1871 г. был зачислен на 1-й курс церковно-исторического отд-ния КДА. В студенческие годы проявил «отличные и очень хорошие успехи» в обучении. В конце 3-го курса, весной 1874 г., представил в Совет КДА канд. дис. «Об отношении Сербской Церкви к Константинопольскому Патриархату от появления между сербами христианства до наших времен» (НБУВ ИР. Ф. 304. Дис. 596), к-рую в том же году опубликовал на серб. языке в белградском ж. «Сион», а позже издал отдельной книгой (Кратки ucmopujcku преглед yзajaмhux oдhoшaja српске и грчко-цариградске цркве и Од првог времена па до данас. Београд, 1875). 1 окт. 1874 г. назначен преподавателем Свящ. Писания и рус. языка в Белградской богословии, поэтому не вернулся в КДА для обучения на 4-м курсе. Тем не менее по ходатайству митр. Михаила (Йовановича) был удостоен степени кандидата богословия (постановление Совета КДА от 30 мая 1875 утверждено Свящ. Синодом 18 нояб. 1875). Вскоре принял монашество в мон-ре Буково и был возведен в сан синкелла. Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. служил в действующей армии военным священником. В 1881 г. сдал профессорский экзамен и был возведен в сан протосинкелла.

http://pravenc.ru/text/2565318.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010