РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 14 (27) Священномученик Сергий Знаменский Священномученик Сергий родился 10 апреля 1873 года в городе Чите в семье священника Иоанна Знаменского. Отец умер рано, и Сергей воспитывался в доме деда – сельского псаломщика. В 1913 году он окончил Казанскую Духовную академию и женился; у них с супругой Марией Лукьяновной было две дочери. В 1913 году Сергей Иванович был рукоположен в сан священника к кафедральному собору в городе Чите. На него были возложены обязанности миссионера среди языческих племен бурят и монголов. Когда началась Первая мировая война и потребовались полковые священники, отец Сергий был командирован на фронт священником 234го Борисоглебского пехотного полка. Он пробыл на фронте до конца войны. За самоотверженное служение отец Сергий был награжден двумя орденами и Георгиевским крестом 4-й степени. В 1917 году он был возведен в сан протоиерея и награжден крестом с украшениями и митрой. После распада фронта отец Сергий отправился домой в Читу, но в это время началась гражданская война и почти остановилось движение на железных дорогах. Разруха застала его в то время, когда он находился в Симбирске, и архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский) назначил его в Троицкую церковь в село Чуфарово Симбирского уезда, куда к нему приехала жена с дочерью. Здесь своей активной деятельностью, проповедями, тем, что никому из крестьян не отказывал в исполнении треб, куда бы и в какую погоду его ни звали, священник вскоре завоевал себе значительный авторитет, причем как среди крестьян, так и у представителей местных властей. Однако среди местных коммунистов у него оказались противники, которыми предводительствовал председатель волостной коммунистической ячейки Степан Шарагин. Они занимались поборами с крестьян и грабежом, и им не нравилось, что священник видит организуемый ими разбой и говорит об этом, и они стали предпринимать усилия, чтобы убрать священника из села. Излагая ход событий, протоиерей Сергий писал в заявлении в уездный комитет партии: «Целых два года горе-коммунист Шарагин ведет против меня травлю, находя в этом себе и помощников...

http://fond.ru/kalendar/1240/sergiy/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 14 (27) Священномученики Николай  Виноградов , Димитрий  Лебедев мученик Гавриил  Безфамильный Во время гонений 1937 года власти часто арестовывали всех членов причта, после чего опустевшие храмы разрушали. 21 октября 1937 года были арестованы настоятель Вознесенского храма в селе Теряева Слобода Волоколамского района Московской области протоиерей Николай Виноградов, диакон храма Петр Смирнов и вместе с ними мирянин Гавриил Безфамильный, а также настоятель церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в соседнем селе Спирово протоиерей Димитрий Лебедев. Священномученик Николай родился 21 апреля 1876 года в городе Дмитрове Московской губернии в семье диакона Иоанна Виноградова. В 1901 году он окончил Московскую Духовную академию. Женился на Екатерине Павловне Соколовой и был рукоположен в сан священника. В 1914 году отец Николай был удостоен степени магистра богословия. В это время он был настоятелем храма Московского Александровского института, а также законоучителем в этом институте. В 1918 году его перевели на должность настоятеля церкви святителя Николая на Пупышах. В 1920 году отец Николай был возведен в сан протоиерея. В 1924 году митрополит Петр (Полянский) назначил его благочинным 1 отдела Замоскворецкого сорока, а с 8 сентября 1927 года он был назначен благочинным и 3 отдела того же сорока. В том же году награжден митрой. В 1929 году протоиерея Николая назначили настоятелем храма святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе. В конце двадцатых годов власти склонили протоиерея Николая к сотрудничеству, он дал согласие, но исполнить то, что от него требовало ОГПУ, из нравственных соображений не смог. 1 января 1933 года он был арестован вместе с другими членами причта и некоторыми из членов церковной двадцатки и заключен в Бутырскую тюрьму. На следующий день после ареста следователь допросил священника. Отвечая на вопросы следователя, он сказал, что действительно рассказывал анекдот о 15летии Октябрьской революции, – это был случай, который он увидел на улице. Он сказал также, что рассказывал и другие анекдоты, в которых «высмеивалась личность Сталина». Что касается «произнесенных мною проповедей за церковными службами, то они антисоветского характера и критики существующего строя не носили».

http://fond.ru/kalendar/1235/nikolay/

(Соколов Петр Алексеевич; 8.01.1865, с. Богородское Тарусского у. Калужской губ.- 21.02.1928, пос. Перловка Московской губ.), архиеп. Рязанский и Зарайский. Род. в семье священника. По окончании Калужской ДС (1893) был рукоположен во священника к церкви с. Истомина Тарусского у. Калужской губ. С марта 1894 г. преподавал Закон Божий в земской школе того же села, а также в открытой им воскресной школе для девиц старшего возраста. В дек. 1896 г. организовал попечительство для борьбы с распространением секты хлыстов . С сент. 1897 г. состоял заведующим и законоучителем бортниковской церковноприходской школы. Овдовев, поступил в СПбДА в качестве стипендиата Святейшего Синода (1899). В 1903 г. окончил академию и в сент. 1905 г. был удостоен степени кандидата богословия. С дек. 1905 по февр. 1907 г. заведовал церковноучительской школой в Обшаровке (Самарская губ.). 17 марта 1907 г. архиеп. Финляндским и Выборгским Сергием (Страгородским) пострижен в монашество с именем в честь св. блгв. кн. Бориса. В том же году назначен помощником смотрителя Клеванского ДУ (Волынская епархия), в 1909 г. - помощником смотрителя Зарайского ДУ, в 1911 г.- смотрителем Арзамасского ДУ, преподавателем отечественной истории и катехизиса. В авг. 1911 г. утвержден членом арзамасского уездного отд-ния епархиального училищного совета, в дек. того же года - его председателем. В 1913 г. назначен смотрителем Вольского ДУ, в 1914 г.- смотрителем Торопецкого ДУ. В 1914 г. возведен в сан архимандрита и 12 авг. назначен ректором Саратовской ДС. Являлся председателем «Общества вспомоществования недостаточным воспитанникам Саратовской ДС». В 1915 г., когда здание семинарии было занято под воинский постой, Б. организовал посменное проведение учебных занятий в квартирах преподавателей, в т. ч. своей. Семинаристы посещали епархиальный лазарет, где выступали перед ранеными с концертами. В 1916 г. по распоряжению ректора семинарский храм был расписан по образцу киевского Владимирского собора, Б. организовал работы по росписи интерьеров и др. саратовских храмов. В 1916 г. Б. также являлся председателем Саратовского уездного отд-ния епархиального училищного совета. В уезде были открыты 4 новые школы, в рамках училищного совета проводились методические собрания педагогов.

http://pravenc.ru/text/153165.html

Александр (Светланов Андрей Иванович), еп.Калужский и Боровский Родился в 1839 году в селе Нижняя Маза, Сызранского уезда, Симбирской губернии. Отец его занимал должность пономаря при местной церкви. Среди убогой обстановки пономарского дома и протекли первые годы жизни будущего святителя. Среднее образование он получил в Симбирской семинарии, по окончании которой в 1860 году 27.IX был рукоположен во священника в село Городищи, откуда перешел в Кильдюшево и, наконец, в село Киртели. Более десяти лет наслаждался о.Андрей тихой, счастливой семейной жизнью. Будучи в инородческом приходе, молодой священник ревностно занялся проповеданием слова Божия, имея редкий дар импровизации. В 1871 году о.Андрей, овдовев, поступил в Казанскую Духовную Академию, которую окончил в 1875 году со степенью кандидата магистра. По окончании Академии был назначен на должность законоучителя Нижегородской классической гимназии. Через пять лет по окончании Академического курса о.Андрей представил в Совет Академии и публично защитил магистерскую диссертацию, на тему: «История иудейства в Аравии и влияние его на учение Корана». За это сочинение был удостоен степени магистра богословия. Получив высшее образование и заняв более высокое положение, он не ограничился проповедями, но уже перешел на более серьезную работу и занялся литературной деятельностью. 24.IX.1883 принял иночество с именем Александра и был назначен ректором Вифанской Семинарии и 25.IX возведен в сан архимандрита. 30.VI.1885 хиротонисан во епископа Можайского, вик.Московской епархии. II.I.1892 переименован во епископа Дмитровского, I-ro вик. Московской епархии. Во время болезни митрополита Леонтия управлял некоторое время Московской митрополией. Добрый, благожелательный, кроткий, всем доступный своей церковно-административной деятельностью он приобрел уважение со стороны Московского духовенства и искреннюю любовь всех москвичей. В то же время Преосвященный Александр продолжал и свою учено-литературную деятельность. Сразу после защиты диссертации им было написано ряд духовно-нравственных сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Алексий, архиепископ Литовский и Виленский (Лавров-Платонов Александр Федорович) Родился в 1829 году в селе Семеновском Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье священника. В 1850 году окончил Ярославскую духовную семинарию (в РБС т. 2. – С. 19 ошибочно указана дата окончания семинарии – 1830 г.) и поступил в Московскую духовную академию. В июне 1854 года окончил курс Московской духовной академии; 9 октября определен при академии бакалавром по кафедре церковного красноречия и законоведения. 31 августа 1855 года удостоен степени магистра. С 1862 года – преподаватель греческого языка. С 10 февраля 1864 года – экстраординарный профессор на кафедре греческого языка и библиотекарь академии. В 1870 году перешел на кафедру церковного законоведения. В 1877 году овдовел. 9 января 1878 года принял монашество; 17 марта возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Саввино-Сторожевского монастыря. 30 апреля 1878 года хиротонисан во епископа Можайского, второго викария Московской митрополии. С 22 января 1883 года – епископ Дмитровский, первый викарий Московской епархии. С 9 марта 1885 года – епископ Таврический и Симферопольский. 11 мая 1885 года назначен епископом Литовским, священноархимандритом Свято-Духова Виленского монастыря. С 20 марта 1886 года – архиепископ. Скончался 9 ноября 1890 года в Вильне, погребен в Свято-Духовом монастыре в пещерной церкви, у левой стороны. Архиепископ Алексий приобрел всеобщую известность своей ученостью и глубоким знанием канонического права. Его труды всегда отличались глубокой обоснованностью, строгостью взгляда относительно Православия и истинного патриотизма. Однако он не искал славы и популярности, но старался скрыть свое имя при издании трудов. Как архипастырь, преосвященный Алексий показал себя непоколебимо твердым поборником веры и благочестия, ревнителем истины, защитником Православия и русского населения от польско-католических интриг. Замечательные духовно-нравственные качества архиепископа Алексия снискали ему любовь и уважение среди окружающих. Он отличался кротостью нрава, ласковостью, доступностью, честностью и спокойствием в исполнении своих архипастырских обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

архимандрит Вениамин (Смирнов) Сведение о миссионере архимандрите Вениамине Миссионер архимандрит Вениамин, написавший записки о обращении в христианство мезенских самоедов в 1825–1830 годах, 1 образование получил в архангельской семинарии, поступив в оную в 1793 году. До вступления в монашество, носил имя Василия Смирнова. В монашество пострижен в 1811 году. В том же 1811 году получил он звание префекта архангельской семинарии и игумена третьеклассного Николаевского монастыря. В 1814 году определен присутствующим в архангельскую духовную консисторию. В 1817 году возведен в сан архимандрита, и получил в управление Архангельский монастырь. В 1818 году сделан смотрителем архангельских приходских и уездных училищ. В 1819 возложена на него должность инспектора семинарии, которую проходил до призвания его к миссионерскому служению. В 1820 году вверен его управлению, вместо Архангельского, Сийский второклассный монастырь. Состоя на училищной службе с 14 декабря 1805 до 27 декабря 1824 года, т.е. до призвания его к апостольскому служению среди язычествующих самоедов, он преподавал разные предметы учения, как в низших духовных училищах, так и в семинарии. В низших училищах обучал он греческому и латинскому языкам, арифметике, географии и священной истории. С 1811 года в семинарии обучал греческому языку, риторике и поэзии, гражданской и церковной истории; в 1820 году преподавал богословие. В 1824 году, декабря 27 дня, отец архимандрит Вениамин, устроением промысла воззван был к новому служению, к проповеданию евангельского учения самоедам, блуждавшим во мраке язычества. Подвиги проповеднического служения его, как видно из напечатанных записок о обращении в христианство мезенских самоедов, продолжались более пяти лет. Среди сих подвигов, за неутомимые труды в деле проповеди, в 1827 году он удостоен всемилостивейшей награды орденом св. Владимира 3-й степени. По возвращении с поприща проповеднического служения, он, получив звание Благочинного над монастырями и соборами Архангельской епархии, и в тоже время ему поручено было управление второклассным Крестным и третьеклассным Архангельским монастырями.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ob-obras...

(Герасимов Маврикий Львович; 22.02.1856, дер. Елбанская Барнаульского у. Томской губ.- 28.03.1931, Харбин, Китай), митр. Харбинский и Маньчжурский. Из рода потомственных сельских священников. Первоначальное образование получил дома, затем учился в Томском ДУ и Томской ДС. В 1878 г. поступил в КазДА. В 1882 г., по окончании 3-го курса, оставил по болезни учебу в академии, получив звание действительного студента. 23 дек. 1882 г. поступил в Алтайскую духовную миссию . Был назначен старшим учителем и псаломщиком домовой церкви Улалинского центрального миссионерского уч-ща, которое вскоре было переведено в г. Бийск. Стал одним из ближайших помощников начальника Алтайской миссии Бийского еп. свт. Макария (Невского ; с 1891 епископ Томский и Семипалатинский, впосл. митрополит). 26 сент. 1885 г. принял монашеский постриг с именем Мефодий, 10 нояб. рукоположен во диакона, 22 дек. во иерея. Был назначен заведующим Бийским миссионерским уч-щем, провел его преобразование в катехизаторское с 3-годичным курсом обучения. После пожара, уничтожившего в 1886 г. в Бийске Архиерейский дом с помещениями уч-ща, М. совместно с еп. Макарием занимался организацией работы уч-ща в здании начальной миссионерской школы и строительством нового здания (построено в 1888). В 1890 г. Бийское миссионерское уч-ще получило права духовного уч-ща. Был учрежден училищный совет во главе с М., на к-рый возлагалась в т. ч. аттестация учителей церковноприходских школ. 30 янв. 1892 г. за поданное в КазДА диссертационное сочинение М. был удостоен степени кандидата богословия. 16 мая 1893 г. возведен в сан архимандрита. В связи с переводом начальника Алтайской миссии Бийского еп. Владимира (Синьковского ; впосл. архиепископ) на Владикавказскую кафедру М. 16 июля 1893 г. был освобожден от должности заведующего Бийским миссионерским уч-щем и назначен начальником Алтайской миссии. 2 июня 1894 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. Хиротонию в Томске возглавил архиеп. Макарий (Невский). Став архиереем, М. продолжал уделять много внимания Бийскому училищу. Весной 1893 г. был заложен новый училищный корпус и уже осенью следующего года в недостроенном здании начались занятия. 14 сент. 1895 г. М. торжественно освятил новый корпус. В нем размещались учебные классы, спальные комнаты, начальная школа грамоты, квартиры для преподавателей, кухня и хлебопекарня. В 1895-1896 гг. М. разработал программу 6-летнего обучения в катехизаторском уч-ще, по окончании к-рого его выпускники могли поступать в духовные семинарии.

http://pravenc.ru/text/2563112.html

Глава IX Первый белокриницкий митрополит, возведенный в это звание посредством чиноприятия от ереси, был нужен и дорог старообрядцам не столько сам по себе, еще меньше по каким-либо своим собственным личным достоинствам, если бы таковые в нем обретались, сколько по своему значению для восстановления у них, так называемого, «древлеправославного священства» – был нужен и дорог, как первоначальник и насадитель раскольнической иерархии, как лицо, по их мнению, имущее власть поставлять других во все священные степени и поставлением нового епископа, могущее обеспечить у раскольников дальнейшее существование священства в полном, трехчинном его устройстве. Не в том состояла последняя, конечная цель учредителей иерархии, чтобы найти и приобрести епископа, а в том, чтобы при посредстве этого первого епископа иметь возможность получить другого уже из «своих христиан», из настоящих старообрядцев, не подлежащего чиноприятию, и, таким образом, существование иерархии твердо упрочить на будущее время. Эту цель учредители иерархии преследовали постоянно и неуклонно. При самом начале дела об архиерейской кафедре у буковинских липован, в важнейших, относящихся к этому делу документах – в Уставе Белокриницкого монастыря, в разных прошениях и промемориях, поданных австрийскому правительству, как мы видели, непременным условием учреждения кафедры они поставляли то, чтобы дарованный липованам епископ немедленно посвятил другого епископа в звании своего наместника; при заключении формальных условий с Амвросием они также, самым главным с его стороны обязательством поставили, чтобы он «… по прибытии в Белокриницкий монастырь, учиня церковное присоединение, неотлагательно поставил в наместники себе другого архиерея». Испросив у правительства дозволение Амвросию отправиться из Вены в Белую-Криницу до получения надлежащих о нем справок дипломатическим путем и до утверждения его в австрийском подданстве, они опять-таки позаботились, чтобы Амвросию при этом дано было право совершать у липован все архиерейские действия и, следовательно, поставить епископа в наместники себе. Понятно, что теперь, по исполнении «надлежащего чиноприятия» над Амвросием, первой и главной их заботой было устроить избрание и поставление нового липованского епископа и вместе наместника белокриницкой митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Глава V. Состояние проповеди на Западе с половины III века до половины IV века (от Киприана до Илария 250– 350 г.) § 46. Общие замечания о состоянии и характере проповеди Западной за это время За этот период сохранилось очень немного сведений относительно проповеди на Западе. В некоторых частях римского Запада около 300 г. число христиан было так велико, что равнялось уже числу язычников. Была ли проповедь в этом многолюдном христианском обществе, и если была, то какой она имела вид и характер? Что была в этом нельзя сомневаться: древнехристианский обычай созидать общество верующих чрез проповедь слова Божия, без всякого сомнения, не прекращался. Было бы в высшей степени странно, если бы форма культа, глубоко коренившаяся в самом существе христианства, бывшая во всеобщем употреблении, сразу и без всякого основания совершенно исчезла бы из христианского Богослужения. Проповедь могла бы исчезнуть или сократиться в объеме, если бы в ней прекратилась надобность, если бы водворилось равнодушие к слову Божию, оказался недостаток образованных пастырей, или произошло существенное изменение в христианском общественном культе. Но ни что подобное не имело места. Основание и первоисточник проповеди – Библия была энергически распространяема между верующими, изучаема духовными и цитируема в их сочинениях гораздо чаще, чем раньше, а мирянам она служила книгой назидания и была всем известна и доступна. Надобность в церковном наставлении увеличивалась пропорционально увеличению числа христиан и дошла до необходимости уже собственных огласительных училищ, руководимых чрез presbyteros doctores. Между вновь принятыми в Церковь много было людей образованных, которым, естественно, присуща была потребность точнее и полнее изучать содержание священного писания, а искать этого изучения ближе всего было у пастырей-учителей. Эти последние, конечно, владели всеми нужными познаниями, для того чтобы дать такое наставление. Образование духовное требовалось от них канонами, как необходимое условие для возведения их в звание учителей-пастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Закрыть Вечная память Преставился ко Господу Святейший Патриарх Болгарский Неофит 13:26 14.03.2024 137 Фото: Из интернет-источников Вчера после продолжительной болезни, в Военно-медицинской академии в Софии скончался Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский Неофит, сообщает Патриархия.ру со ссылкой на официальный сайт Болгарской Церкви. Святейший Патриарх Болгарский Неофит (в миру — Димитров Симеон Николов) родился 15 октября 1945 г. в Софии. В 1965 г. окончил Черепишскую духовную семинарию. В 1971 г. окончил Софийскую духовную академию, после чего был направлен на обучение в аспирантуру Московской духовной академии. За труд «Московское синодальное направление в русском церковном пении и его значение» удостоен степени кандидата богословия. Одновременно с аспирантурой закончил и регентское отделение при Московской духовной академии. Кандидатский знак «Первый золотой камертон» регентского класса вручил Патриарх Московский и всея Руси Пимен. По возвращении из Москвы назначен 1 сентября 1973 г. в Софийскую духовную академию преподавателем восточно-церковного пения и регентом студенческого хора. 3 августа 1975 г. в Троянском монастыре Патриархом Болгарским Максимом пострижен в монашество с именем Неофит и поступил под духовное руководство тогдашнего игумена обители архимандрита Геласия. 15 августа 1975 г. рукоположен во иеродиакона, а 25 марта 1976 г. — во иеромонаха Патриархом Максимом. С 30 сентября 1975 г. — регент Софийского священнического хора. 15 июля 1977 г. вернулся к преподавательской деятельности в Софийской академии как старший преподаватель восточно-церковного пения и богослужебной практики, которым оставался до 1980 г. 21 ноября 1977 г. возведен в сан архимандрита. 1 января 1981 г. назначен на должность протосингела Софийской митрополии. 8 декабря 1985 г. в Патриаршем Александро-Невском соборе рукоположен во епископа Левкийского, викария Софийской митрополии. 1 декабря 1989 г. назначен ректором Софийской духовной академии, а вслед за преобразованием академии в богословский факультет Софийского университета 1 июля 1991 г. стал его первым деканом с 26 июля того года.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/14/ve...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010