От корки до корки Теме резных святынь в церковном убранстве аккомпанируют представленные здесь же печатные книги, иллюстрированные гравюрами. Это неспроста. Ведь старинное русское выражение «прочесть от корки до корки» означает «от конца до конца»: в старину переплет делали из дуба или из липы. Да и первые иллюстрации в печатных книгах – гравюры, пришедшие на смену миниатюрам в рукописных книгах – поначалу были оттисками с деревянной доски. В «книжной» части выставки что ни экспонат – то раритет. Например, изданный в 1680 году «Синопсис» настоятеля Киево-Печерской лавры архимандрита Иннокентия (Гизеля, + 1683-1684) – первый в истории официально опубликованный краткий очерк русской истории с древнейших времен до последней четверти XVII века. Он выдержал 25 переизданий, получил общеевропейскую известность. Его первые главы посвящены ветхозаветным событиям (автор прокладывает историю славянского рода от младшего Ноева сына Иафета), так что гравюра известного украинского мастера Афанасия К. с изображением жертвоприношения спасшегося после Потопа семейства здесь вполне уместна. Житие преподобного Варлаама и царевича Иоасафа, составленное св. Иоанном Дамаскиным, напечатано в православном Кутейнском монастыре (тогда – территория Речи Посполитой) в 1637 году. В Николо-Угрешский монастырь оно угодило весьма примечательным образом: его внес в качестве вклада известный авантюрист XVII века Маттиас Шляков-Чешский, (в православном крещении – князь Лев Александрович Шляков). А вот Триодь Постная из соседнего с Коломенским дьяковского храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи напечатана в киевской лаврской типографии при участии выдающегося местного гравера Памвы Берынды (+1632). Гравюра на заглавную тему – пример одной из самых ранних известных нам иллюстраций не на фронтисписе, а в самом теле текста. «Первая подписанная художником-автором гравюра среди московских изданий – Евангелист Лука – находится вот в этом Апостоле, изданном последователем и учеником Ивана Федорова Андроником Тимофеевым Невежей в 1597г., - говорит хранитель фонда редких, рукописных и старопечатных книг МГОМЗ Светлана Князева. – Общий тираж ее составил 1050 экземпляров. Сейчас известно и учтено около полусотни из них, и мы очень гордимся, что один – у нас. После издания Апостола долгое время книгопечатные иллюстрации оставались анонимными. Только во время правления Алексея Михайловича, когда к нам стали проникать европейские идеи и достижения, начали укрепляться связи между киевской и московской школами книгопечатания. И в 1658 году московский гравер и художник Захарий Лукин снова ставит свою подпись на гравюре в Требнике – копии киевского издания Петра Могилы 1646 года».

http://e-vestnik.ru/reports/kolomenskie_...

Однако этот извод не оказал существенного влияния на рус. иконографию. Серб. вариант парного портрета святителей в митрах, держащих книги, запечатленный на ксилографии 1741 г., мог послужить основой для поясных образов К. и Мефодия, исполненных в академической манере худож. И. К. Дорнером в 1848-1852 гг. для иконостаса Исаакиевского собора в С.-Петербурге - главного храма столицы, проекты и эскизы для к-рого утверждались Синодом и императором. Формирование новой иконографии равноапостольных братьев было связано с юбилейными событиями 2-й пол. XIX в. Приближение празднования 1000-летия Российского гос-ва (1862) побудило поднять вопрос о возобновлении церковного почитания К. и Мефодия. Богослужебные преобразования и необходимость создания соответствующих празднику парных икон К. и Мефодия обусловили появление новой иконографии. В репортаже И. С. Аксакова о 1-й службе святым 11 мая 1862 г. в ц. мц. Татианы при Московском ун-те есть упоминание о «подписке на сооружение иконы Кирилла и Мефодия… и собрано до 300 руб. серебром»; чуть позже автор свидетельствовал, что икона выставлена в этом храме на поклонение ( Аксаков. 1865. С. 538, 540). Совр. местонахождение иконы неизвестно. Необходимость разработки новой иконографии была связана с отсутствием представлений о древних изображениях св. братьев. В сложении новой кирилло-мефодиевской иконографии особую роль сыграло искусство монументальной скульптуры. Одним из первых изображений равноап. братьев стали их горельефные фигуры, исполненные скульптором М. А. Чижовым для памятника 1000-летия Российского гос-ва, установленного в Вел. Новгороде в 1862 г. (архитекторы М. О. Микешин, И. Н. Шредер). Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Гравюра Л. А. Серякова по рис. Ф. А. Бронникова. 1866 г. Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Гравюра Л. А. Серякова по рис. Ф. А. Бронникова. 1866 г. В том же году по инициативе Г. И. Ширяева, владельца типографии в С.-Петербурге, было напечатано жизнеописание К. и Мефодия, к-рое предваряла гравюра М. В. Старикова по рис.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Описи зафиксировали изображения З. и С. вместе с др. Соловецкими чудотворцами на хоругвях. Самая ранняя из них - односторонняя, шитая золотом, серебром и шелком - исполнена в 1562 г., на ней изображено «Отечество» с предстоящими Богородицей, ап. Иоанном Богословом и припадающими З. и С. (вклад соловецкого старца устюжанина Шахова, ГММК, см.: Маясова. 2004. С. 131-133. Кат. 23). В XIX в. большинство хоругвей было написано на холсте масляными красками. В частности, по описи нач. XX в., в Преображенском соборе - «на хоругви… Святая Троица, а на другой стороне святитель Филипп, преподобные Зосима, Савватий и Герман»; в ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери в Савватьеве - «хоругвь полотняная раскрашенная с образами: на одной стороне Спасителя, а на другой святителя Николая и преподобных Зосимы и Савватия, писаны красками, хоругвь таковая же… Богородицы Смоленской, а на другой - святителя Филиппа и преподобных Савватия и Германа Соловецких»; в ц. во имя З. и С. на монастырском подворье в Архангельске - «хоругвь на холсте, раскрашена, на одной стороне образ Воскресения Христова, а на другой - собор святых угодников Соловецких и над ними Знамения Божией Матери» (ГААО. Ф. 848. Оп. 1. Д. 40. Л. 206, 336, 362-363, 516 об.). С кон. XVII в. в Соловецком мон-ре начали заказывать и печатать иконы-эстампы с изображениями местных чудотворцев (офорты, литографии, цинкографии). Отдельные изображения З. и С. в графике неизвестны, но их образы присутствуют среди предстоящих или припадающих святых на мн. гравюрах с видами Соловецкого мон-ря ( Вереш. 1980. С. 205-229). Первые гравюры были выполнены в XVII в. в технике ксилографии, иногда с раскраской («Господь Вседержитель с Соловецкими чудотворцами», см.: Ранняя рус. гравюра: 2-я пол. XVII - нач. XVIII в.: Новые открытия: [Кат.]. Л., 1979. С. 16). До 1688 г. датируется гравюра З. и С. с обителью в руках (ГРМ, см.: Рус. мон-ри. 1997. С. 144), к-рая, очевидно, использовалась иконописцами (гравюры этого извода существовали впосл. в неск. вариантах, РНБ). Позже мон-рь часто заказывал гравированные медные доски, некоторые из них, в частности гравюра круга Андреева 1686-1688 гг., стали образцами для иконописцев XVIII в., неоднократно повторявших данный извод ( Кузнецова О. Б. «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие» из собр. ЯХМ: проблема датировки и атрибуции//Наследие Соловецкого мон-ря. 2007. С. 163). Медные доски (самые ранние - нач. XVIII в.) были обнаружены Д. А. Ровинским в 1876 г. в ризнице Соловецкого мон-ря, вывезены в С.-Петербург и изданы ( Ровинский. 1884). К тому времени на первоначальные доски были внесены поправки в соответствии с изменившимся к XIX в. архитектурным обликом мон-ря (нек-рые оригинальные доски хранятся в ГМЗК).

http://pravenc.ru/text/200051.html

Г. Шварц, ГРМ), «Патриарх Никон в Новом Иерусалиме» (1867, Шварц, ГТГ; гравюра Б. Пуца по рис. Кудрявцева опубл.: Нива. 1881. 8. С. 185), «Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги» (1880, А. Д. Кившенко, хромолитография Н. А. Ризникова, экземпляр в РГБ; иллюстрация для изд.: Рождественский С. Е. Отечественная история в картинах для школы и дома. СПб., 1881. 13), «Суд над патриархом Никоном» (ок. 1892, гравюра Шюблера по рис. А. Земцова опубл.: Нива. 1892. 5. С. 109), «Патриарх Никон перед судом 1 дек. 1666» (1885, Н. В. Неврев), «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского» (1886, А. Д. Литовченко, ГТГ; см.: ГТГ: Кат. собр.: Живопись XVIII-XIX вв. М., 2001. Т. 4: Живопись 2-й пол. XIX в. Кн. 1: А-М. С. 379-380. 864; эскиз 1884 г. в ИАХМНИ), «Суд над патриархом Никоном» (1906, С. Д. Милорадович, варианты в ИАХМНИ, ГМИР, эскиз в ЦАК МДА), «Кончина патриарха Никона на реке Которосли в городе Ярославле» (гравюра Пястушкевича по рис. Н. Д. Дмитриева-Оренбургского опубл.: Нива. 1892. 40. С. 872) и др. На оригинале для литографии (рисунок тушью и акварелью) 1852 г. (ГИМ) показана похоронная процессия с телом Н. в Новоиерусалимский мон-рь 26 авг. 1681 г. (Патр. Никон. 2002. С. 21). К образу Н. обращаются и совр. живописцы (М. В. Копьев, И. Г. Машков, Т. Н. Папсуева, В. В. Шилов). В старообрядческой среде создавались настенные листы и лицевые рукописи с изображением Н. как ересиарха и «отступника святыя веры». Один из первых рисунков собственноручно выполнил протопоп Аввакум Петров как иллюстрацию к «Поучению аввы Дорофея о любви»: условный образ Н. помещен среди «врагов Церкви» за пределами круга с надписью: «Б[о]гъ» (Пустозерский сб.: Автографы соч. Аввакума и Епифания/Изд. подгот.: Н. С. Демкова и др. Л., 1975. Л. 1-2 об. С. 151-152). Неск. списков иллюстрированного «жития» Н. краткой и пространной редакций изготовлены в кон. XIX - нач. XX в. в книгописной семейной мастерской А. С. Каликина в дер.

http://pravenc.ru/text/Никон ...

Г., Сегал А. Е. История эпидемий в России. М., I960. С. 43. ВМЧ. Сентябрь – Житие преподобного Иосифа Волоцкого //ΒΜЧ. Сентябрь. Дни 1–13. СПб., 1868. ВМЧ. Декабрь – Житие преподобного Саввы Сторожевского//ВМЧ. Декабрь. Дни 1–5. Μ., 1901. ВМЧ. Январь – Житие преподобного Павла Обнорского//ВМЧ. Январь. Дни 6–11. Μ., 1914. Волоколамский обиходник – Леонид, архим. Монастырские столовые обиходники//ЧОИДР. 1880. Кн. 3. Горский – Горский Α., Невоструев К. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. 3. Книги богослужебные. Μ., 1869. Ч. 1. Дебольский. Т. 1; Т.2 – Дебольский Г. С., прот. Дни богослужения православной кафолической восточной Церкви. СПб., 1887. Т. 1; Т. 2. Дмитриева. Социальная благотворительность – Дмитриева 3. В. Кирилло–Белозерский монастырь и его социальная благотворительность в «Смутное время»//История православия в России: Люди, факты, источники. СПб., 1995. С. 38. Дмитриевский – Дмитриевский А. Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Казань, 1884. Досифей. Т. 1; Т. 2; Т. 3 – Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание Соловецкого монастыря. Μ., 1836. Εвсевий Памфил – Евсевий Памфил . Жизнь блаженного василевса Константина. Μ., 1998. Жизневский – Жизневский А. К. Описание Тверского музея. Μ., 1888. Житие преподобного Диодора – Докучаев–Басков К. А. Подвижники и монастыри крайнего Севера//Христианское чтение. СПб., 1885. Ч. 1. Житие преподобного Пафнутия Боровского – Житие преподобного Пафнутия Боровского//Сборник историко–филологического общества при Институте князя Безбородко в Нежине. Нежин, 1899. Т. 2. Житие преподобного Трифона Печенгского – Житие преподобного Трифона Печенгского//Православный собеседник. Казань, 1859. Май. Забелин – Записки Императорского археологического общества. 1853. Т. 5. Златоструй – Златоструй. Древняя Русь Χ–XIII веков. М., 1990. Иванов – Иванов А. Очерки Олонецкой губернии, в историческом, топографическом и статистическом отношении//Памятная книжка Петрозаводской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

вмч. Георгия Победоносца. В ц. ап. Андрея сохранились 2 слоя византийской живописи (3-й четв. и посл. четв. XIII в.), в ц. вмч. Георгия - фрески кон. XV и XVIII вв. Иногда рядом строили храмы разных архитектурных типов: напр., двойная ц. мц. Кириакии в местности Гония, более древний сев. придел которой относится к типу «купольного зала» (XIII в., фрески XIII и XVIII вв.). Наиболее интересен комплекс из 4 храмов в Пурко, включающий 2 купольных зала (юж. и сев.-зап. приделы) и 2 однонефные сводчатые церкви (сев. и сев.-вост. приделы). Южный, древнейший (нач. XIII в.) и самый большой из храмов был посвящен вмч. Димитрию Солунскому и дал название всему комплексу. Сев.-вост. придел, видимо, посвящен Пресв. Богородице (XIII в.), северный - свт. Николаю Чудотворцу (кон. XIII в.), северо-западный (кон. XIII в., но позже северного) - арх. Михаилу или свт. Василию Великому. В ц. вмч. Димитрия 4 слоя живописи: XIII в. (вскоре после 1207), кон. XIII в. (видимо, принадлежит архидиак. Димитрию из Монемвасии), нач. XIV в. и 1707. В ц. Пресв. Богородицы также прослеживаются слои XIII и кон. XIII в. (вероятно, фрески 1-го слоя выполнены тем же мастером, что и изображения 1-го слоя в ц. вмч. Димитрия). Церковь свт. Николая Чудотворца (кон. XIII в.) расписал архидиак. Димитрий из Монемвасии в 1287 или 1302 г. Фрески сев.-зап. придела (кон. XIII в.) аналогичны работам этого мастера. Фресками украшались и пещерные храмы, напр. ц. мц. Софии близ Милопотамоса (росписи посл. четв. XIII в.; худож. Феодор). В поствизант. период на Китире преобладали небольшие однонефные сводчатые храмы: напр., церкви Пантократора (1545, с фресками XVI и XVIII вв.) и Пресв. Богородицы Орфани (XVI в., с фресками XVI и XVII вв.) в крепости Китиры (Хоры). Кифирские епископы Феоктист (? - 1110), Нил (? - 1122), Дионисий Стронгилос (ок. 1569 или 1572-1584), Максим Маргуний (1584-1602), Дионисий (Катилианос) (ок. 1609-1630), Афанасий (Валерианос) (1630-1636, впосл. митрополит Филадельфийский), Софроний (Пангалос) (1637-1648 или 1673/74), Макарий (Вениерис или Дармарас) (1656 или 1674 - ?), Филофей (Дармарос или Васмулис) (? - 1697), Нектарий (Вениерис) (1697 или 1699 - 1728 или 1729), Неофит (Левунис) (1729 или 1731 - 1751 или 1757), Никифор (Морморис или Марморис) (1758-1770), Григорий (Касиматис) (1771-1776), Неофит (Калуцис) (1776-1781), Анфим (Левунис) (1782 или 1792-1816), кафедра вакантна (1816-1824).

http://pravenc.ru/text/1841167.html

С. 205). В нач. XIX в. начинают преобладать чудеса, связанные со спасением от разорения и упадка и с постепенным возрождением Русского мон-ря на Афоне, почитавшегося земной обителью П. Среди них особо значимым является чудо избавления от близкой смерти влиятельного фанариота греч. кн. Скарлата Каллимаха. Вскоре после чудесного спасения от неизбежной смерти молитвами к П. игумена рус. обители Саввы князь был назначен господарем Молдавии и смог привлечь значительную часть средств для строительства зданий Свято-Пантелеимонова мон-ря. Пребывание старца Саввы в К-поле было ознаменовано другими чудесами, которые помогли игумену собрать дополнительную часть средств для воссоздания обители. С привезенной в К-поль с Афона главой П. старец Савва служил молебны с водосвятием, и чудеса святого укрепляли христиан в истинной вере и нередко приводили инославных в лоно правосл. Церкви ( Серафим (Веснин). 1865. Т. 2. С. 24). Вмч. Пантелеимон. Икона в окладе. XIX в. (кафоликон мон-ря вмч. Пантелеимона на Афоне) Вмч. Пантелеимон. Икона в окладе. XIX в. (кафоликон мон-ря вмч. Пантелеимона на Афоне) В описаниях чудес П. по молитвам старца Саввы в К-поле и братии рус. обители на Афоне сохранилось значительное количество свидетельств избавления от проказы, слепоты, тифа, туберкулеза и даже рака, мн. др. болезней, а также о помощи в насущных нуждах людей, прибегающих к помощи чудотворца. Немало чудес и об избавлении от беснования. У католика, главного врача султана, была единственная дочь, одержимая беснованием. Старца Савву призвали к больной, прикованной цепями к стене. Он отслужил молебен и оставил на ночь на блюде ковчег с главой П. в комнате девицы. Утром ее родные увидели, что блюдо, на к-ром лежала глава, наполнено миром, а дочь врача оказалась совершенно здоровой. Старец по просьбе отца исцеленной девицы присоединил его к Православию (Житие, страдания и чудеса св. вмч. и целителя Пантелеимона. 1903.. С. 80-81). В 1832 г. в Русский монастырь на Афоне был привезен родственниками бесноватый купец из Полийироса (близ Фессалоники).

http://pravenc.ru/text/2578844.html

Но если нужно пять часов, чтобы приготовить в храме пищу на продажу – они приезжают и делают. Они не богаты, но у них богатые сердца. Они встречают в Церкви любовь и мир, который пребывает в Церкви, и хотят разделить их с другими. Это очень трогает. Воскресенский кафедральный собор (РПЦЗ) в Буэнос-Айресе Воскресенский кафедральный собор (РПЦЗ) в Буэнос-Айресе В школе в Росарио В Росарио В Росарио В Росарио В Росарио В Росарио В Росарио Благовещенский кафедральный собор (РПЦ МП) в Буэнос-Айресе. Благовещенский кафедральный собор (РПЦ МП) в Буэнос-Айресе. Благовещенский кафедральный собор (РПЦ МП) в Буэнос-Айресе. Собор св. вмч. Георгия (Антиохийский Патриархат) в Буэнос-Айресе. Собор св. вмч. Георгия (Антиохийский Патриархат) в Буэнос-Айресе. Собор св. вмч. Георгия (Антиохийский Патриархат) в Буэнос-Айресе. Собор св. вмч. Георгия (Антиохийский Патриархат) в Буэнос-Айресе. Собор св. вмч. Георгия (Антиохийский Патриархат) в Буэнос-Айресе. Свято-Троицкий собор (РПЗЦ) в Буэнос-Айресе. Свято-Троицкий собор (РПЗЦ) в Буэнос-Айресе. Свято-Троицкий собор (РПЗЦ) в Буэнос-Айресе. Свято-Троицкий собор (РПЗЦ) в Буэнос-Айресе. Свято-Троицкий собор (РПЗЦ) в Буэнос-Айресе. Свято-Троицкий собор (РПЗЦ) в Буэнос-Айресе. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 27 апреля, 2022 21 февраля, 2022 12 января, 2021 13 декабря, 2020 31 августа, 2020 25 декабря, 2019 22 октября, 2019 29 июня, 2019 10 апреля, 2019 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/mitropolit-siluan-po-p...

В памятниках рус. искусства изображения Г. со свт. Власием, со святыми Флором и Лавром, со свт. Николаем, с арх. Михаилом отражают пласт народного почитания великомученика, наибольшее количество этих икон происходит из Новгорода. Одним из ранних примеров изображения Г. и свт. Власия является новгородская икона 2-й пол. XIII в. «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» (ГРМ), связанная с широким местным почитанием свт. Власия как покровителя скота, а Г. как покровителя земледелия и скотоводства. К тому же времени относится новгородская двусторонняя костяная иконка с поясными образами Г. (мученик с крестом) и свт. Власия (посл. треть XIII в.; из раскопок 1969 в Неревском конце Новгорода). Об устойчивости этой традиции, получившей развитие как в Новгороде, так и на Русском Севере свидетельствуют памятники XVI в., в их числе - деревянный резной деисусный чин XVI в. из собрания С. Т. Большакова (ГММК), где в паре с Г. изображен свт. Власий, не соответствующий ему по чину святости, а не вмч. Димитрий, как обычно. На иконе «Чудо вмч. Георгия о змии» (2-я пол. XVI в., ПИАМ) поясные фигуры свт. Власия, Флора и Лавра включены в композицию средника; подобная икона XVI в. происходит из ц. Покрова пос. Сынтул Касимовского р-на Рязанской обл. (ГТГ), но среди 3 святых вместо свт. Власия изображен прп. Зосима Палестинский. Народное почитание Г. как покровителя земледелия объединило его с одним из наиболее почитаемых на Руси святых - свт. Николаем, что отразилось во мн. лит. и изобразительных памятниках искусства. На это сближение повлияло календарное соседство весеннего «Егорьева дня» и «вешнего Николы» (23 апр.- мученическая кончина Г., 9 мая - перенесение мощей свт. Николая), отразившееся даже в рус. фольклоре («Егорий с теплом, Никола с кормом», «Егорий с водой, Никола с травой» и т. д.). Парные изображения Г. и свт. Николая были распространены в новгородской и московской мелкой каменной пластике - на двусторонних иконках. На более ранних памятниках помещалась полуфигура Г.-воина с копьем и щитом в руках (кон. XIII - нач. XIV в., Новгород, из собрания И. С. Остроухова, ГТГ), сменившаяся позднее образом Г., поражающего змея (XIV в., Москва, из собрания ТСЛ, СПГИАХМЗ; нач. XVI в., Новгород, ГИМ). Из Гуслицкого мон-ря происходит икона кон. XIV - нач. XV в., представляющая святых в рост (свт. Николай в епископском облачении с Евангелием в руке, Г.-воин с копьем в правой руке перед грудью, левой опирается на меч). В числе избранных святых устойчивостью отличаются изображения Г., вмч. Димитрия, свт. Николая (напр., «Свт. Николай Мирликийский, с Деисусом и избранными святыми» (1-я четв. XVI в., ЦАК МДА) - на поле, в среднем ряду, в паре с вмч. Димитрием; «Никола, с Деисусом и избранными святыми» (XVI в., АМИИ) - на поле, справа от средника, в паре с вмч. Димитрием).

http://pravenc.ru/text/162188.html

В славянской традиции известно пространное Житие П., а также 2 кратких в составе обычного и Стишного Прологов в день его памяти 27 июля. Пространное Житие встречается в сборниках и Четьих-Минеях не ранее XV в. (см.: Творогов О. В. Переводные жития в рус. книжности XI-XV вв. Кат. М.; СПб., 2008. С. 94), оно включено также в ВМЧ под 27 июля ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 330-332, 2-я паг.). Слав. перевод наиболее близок к греческой версии BHG, N 1413b, в которой имеется эпилог составителей, выполненный, вероятно, при создании годового комплекта Четьих-Миней, в ранний период слав. письменности. Он содержит весьма архаическую лексику южнослав. происхождения, в частности, в нем встречается слово «балии» - врач и однокоренные «баловати», «лечить» и т. п. Житие, возможно, редактировалось (в ВМЧ указанная лексика встречается только в начале Жития, а в сб. РГБ. Троиц. 751 «балии» везде заменено словом «врачь» и т. д.). Пространное Житие П. пересказано свт. Димитрием Ростовским в «Книге житий» с небольшой стилистической правкой ( Димитрий (Туптало), свт. Ростовский. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 419-425 об.). В кратком Житии в составе обычного Пролога, переведенного в XI-XII вв., повторяются содержащиеся в Житии чудеса: о воскрешении ребенка и об исцелении слепого, в конце говорится, что при усечении головы святого из тела вместо крови истекло молоко, а оливковое дерево дало плоды; наиболее близкий греч. текст содержится в рукописи Vat. gr. 2046 (Л. 262b-d), а также в Минологии имп. Василия II (PG. 117. Col. 561). Чуть более расширенный вариант находится в Стишном Прологе, переведенном в Болгарии в XIV в. (его оригинал см.: SynCP. Col. 847-848), этот текст вошел и в состав печатного Пролога в XVII в. Л. В. Прокопенко Почитание и мощи П. Вмч. Пантелеимон. Мозаика в капелле ап. Петра собора Сан-Марко в Венеции. XII в. Вмч. Пантелеимон. Мозаика в капелле ап. Петра собора Сан-Марко в Венеции. XII в. В Иеронимовом Мартирологе день памяти П. указан под 28 июля (MartHieron.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010