Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вмч. Георгий. Гравюра из Абагара. 1651 г. [лат. Abagarus - Авгарь ], печатный или цельногравированный молитвенник-амулет, распространенный у болгар и сербов в XVII-XVIII вв. В разных изданиях А. может содержать молитвы и отдельные песнопения избранным святым, полуапокрифические врачевательные и охранительные (от диавола, от нежити) молитвы (обычные для южнослав. рукописных Требников), евангельские чтения на различные потребы, похвалу Животворящему Кресту, перечни «Имена Бога» и «Имена Богородицы», наконец (как в изд. 1651), апокрифическое Послание царя Авгаря к Иисусу Христу, давшее название сборнику. Напечатанный на листе в 4 столбца А. мог использоваться в 2 видах: как настенные листы и как нательный свиток-амулет (разрезанный на полосы и склеенный). Рукописные прототипы А. известны в южнослав. письменности с XIV-XV вв. (глаголический свиток-амулет на пергамене Ватиканской б-ки. Слав. 11). Первое издание А. (кириллицей на хорват. языке с отдельными болгаризмами - литургическом языке болгар-католиков в XVII-XVIII вв.) вышло в свет в Риме в 1651 г. по инициативе болг. католич. еп. Филиппа Станиславова. Рим. А. украшен 7 гравюрами, тексты (за исключением поминания папы в молитве за Церковь) конфессионально нейтральны. Гравюры являются переработкой аналогичных сюжетов в правосл. серб. изданиях XVI в., опубликованных в Венеции в типографии Вуковичей . Из-за языковой специфики известность этого А., трудного для восприятия правосл. книжников, не вышла за пределы болг. католич. среды и он вопреки распространенному в научной лит-ре мнению едва ли оказал воздействие на формирование болг. лит. языка. Серб. цельногравированные ксилографические А. дошли со 2-й пол. XVII - сер. XVIII в.: известно не менее 6 изданий. Датировка их затруднена тем, что они сохранились, как правило, не в оттисках, а в виде гравированных досок; только 2 из них - «попа Илии Видрановича» (1677) и «попа Стефана Ликича» (1747) - датированы резчиками. Серб. а. не копируют рим. издание ни в содержании, ни в иллюминации, их резчики обращаются к венецианским изданиям XVI в., близко повторяя их гравюры. По уровню исполнения и количеству гравюр (19) особенно выделяется А. из собрания Этнографического музея в Любляне (2-я пол. XVII или нач. XVIII в.). Язык ксилографических А.- церковнослав. серб. извода с заметным влиянием живого языка. Лит.: Попруженко М. Г. «Абагар»: (Из истории возрождения болгарского народа)//Изв. ОРЯС. 1905. Т. 10. Кн. 4. С. 229-258; Н. Српски Абагар//Etnolog. Ljubljana, 1930-1931. [Т.] 6. 2. S. 187-211; М. Сачуване плоче старог српског дрвореза//Зограф. Београд, 1967. 2; Jerkov J. Latinskite izvori na Stanislavovija «Abagar»//Contributi italiani all " VIII Congr. intern. degli slavisti (Zagreb-Ljubljana, 1978). R., 1978. P. 125-138; Абагар на Филип Станиславов: Рим, 1651. София, 1979. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/62402.html

Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос мучеников, глас 6-й; седален мучеников, глас 8-й. «Слава» – седален вмч. Феодора, глас тот же (по выбору) , «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Яко Всенепорочная Невеста...». По 6-й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мучеников (по выбору) . «Слава» – светилен вмч. Феодора: «Венченосче святе...», «И ныне» – Богородичен Триоди: «Во чреве Твоем...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: мучеников, глас 5-й – 3, и вмч. Феодора, глас 1-й – 3 ; затем стих мучеников: «Проидохом сквозе огнь и воду,/и извел ны еси в покой», и стихира мучеников, глас 5-й: «Страстотерпцы Христовы...» (см. славник Минеи на хвалитех). «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Священия дар...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 1-й: «Болезньми святых...». «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...» . На часах – тропарь мучеников: «Болезньми святых...». «Слава» – тропарь вмч. Феодора. Кондаки мучеников и вмч. Феодора читаются попеременно . Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны мучеников, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки : В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь мучеников: «Болезньми святых...», тропарь вмч. Феодора; кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь мучеников: «Болезньми святых...», тропарь вмч. Феодора; кондак храма, кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – мучеников и вмч. Феодора. Апостол и Евангелие – субботы 1-й седмицы, вмч. Феодора (под зачало) и мучеников. Примечание. «На трапезе чтем слово похвальное о святем Феодоре, святаго Григория Нисскаго. И ядим боб обваренный, с маслинами белыми и черными. Причащаемся же и варения с маслом прилучившагося, и колива; вина же испиваем по красоволю , ради святаго. Сие же прияхом от лавры преподобнаго отца нашего Саввы и от богоноснаго отца нашего Евфимия. [Зри] Ведати подобает, яко дважды прияхом ясти рыбы в сей Великий пост: в праздник Благовещения и Цветоносия» (Триодь Постная, л. 143).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-23/

рукописях/Сост.: Э. Габидзашвили. Тб., 1991. С. 73-140 (на груз. яз.)), включены 3 его чуда, но отсутствуют мучения. В Грузии XI - рубежа XI и XII вв. известны 5 памятников, содержащих композицию «Чудо Георгия о змие» (Адиши, Икви, Бочорма, Вани и П.). В П. эта фреска занимает приалтарную часть сев. стены и воспринимается как главный сюжет всей росписи. Вмч. Георгий не убивает дракона: царевна уводит дракона в город. Фигуры в отличие от др. груз. изображений этого сюжета статичны: мастер изображает не событие, а скорее передает его суть, насыщая роспись значимыми деталями. Следующий сюжет - «Чудо с отроком, спасенным из плена» - находится в юж. части зап. стены и представлен как парный первому (так же в Адиши, Икви, Бочорме, Вани). Вмч. Георгий здесь также изображен в виде всадника, он везет юношу (юноша изображен дважды - на коне, за спиной вмч. Георгия, и в объятиях матери) родителям во время поминальной трапезы. В отличие от белого коня вмч. Георгия в предыдущей сцене в этой сцене вмч. Георгий показан на гнедом коне, что связано с аллюзией на традиционное для грузинской живописи изображение парных св. всадников, вмч. Георгия и вмч. Феодора, кони к-рых должны быть разной масти. На зап. участке юж. стены представлены 3-е чудо вмч. Георгия, «Чудо с сарацином», и 2 сцены мученичества вмч. Георгия, задуманные мастером как триптих, состоящий из 3 узких, вертикально трактованных симметричных композиций. «Чудо с сарацином», или «Чудо с пронзенным образом»,- одно из древнейших в житийном цикле святого и довольно редко встречающееся в изобразительном искусстве (в Грузии - только в Икви и в П.). В верхней части сцены помещен погрудный образ вмч. Георгия, обведенный фестонами с трилистниками; в нижней части изображены 3 воина: воины по бокам стреляют из луков в икону, средний, раненый воин изображен выронившим лук и упавшим. «Царапание вмч. Георгия» занимает центральную часть. Сцена «Колесование вмч. Георгия» симметрична сцене «Чудо с сарацином»: в верхней ее части изображен вмч.

http://pravenc.ru/text/2578631.html

Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос сщмч. Ермогена, глас 6-й; седален сщмч. Ермогена, глас 8-й. «Слава» – седален вмч. Феодора, глас тот же (по выбору) , «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен сщмч. Ермогена. «Слава» – светилен вмч. Феодора, « И ныне» – Богородичен Триоди. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: сщмч. Ермогена, глас 7-й – 3 , и вмч. Феодора, глас 1-й – 3 ; затем стих сщмч. Ермогена [«Возвеселится праведник о Господе/и уповает на Него» , или: «Честна пред Господем/смерть преподобных Его» , или: «Священницы Твои облекутся в правду,/и преподобнии Твои возрадуются» , или: «В память вечную будет праведник,/от слуха зла не убоится» ;] и стихира сщмч. Ермогена, глас 7-й: «Приидите, ублажим пастыря добраго...» (см. славник на хвалитех). «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Священия дар...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление), глас 4-й: «Российския земли первопрестольниче...». «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». На часах – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Российския земли первопрестольниче...». «Слава» – тропарь вмч. Феодора. Кондаки сщмч. Ермогена и вмч. Феодора читаются попеременно . Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны сщмч. Ермогена, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки : В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Российския земли первопрестольниче...», тропарь вмч. Феодора; кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак сщмч. Ермогена, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Российския земли первопрестольниче...», тропарь вмч. Феодора; кондак храма, кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак сщмч. Ермогена, «И ныне» – «Предстательство христиан...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-04/

По исполнении стихир «Тебе слава подобает...» не произносится, но тотчас: «Слава Тебе, показавшему нам свет», и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю молитву...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры вмч. Феодора, глас 4-й (с припевами своими – 1-й: «Праведник, яко финикс процветет,/яко кедр, иже в Ливане, умножится», 2-й: «Насаждени в дому Господни,/во дворех Бога нашего процветут»). «Слава» вмч. Феодора, глас 8-й: «Страдальческим мужеством...», «И ныне» Богородичен, глас тот же: «Владычице, приими молитвы...» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»). По Трисвятом – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». На часах – тропарь и кондак вмч. Феодора. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны вмч. Феодора, песнь 3-я – 4 (со ирмосом 1-го канона), и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь вмч. Феодора. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь вмч. Феодора; кондак храма. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – вмч. Феодора (Триоди). Апостол и Евангелие – субботы 1-й седмицы и вмч. Феодора. Примечание. «На трапезе чтем слово похвальное о святем Феодоре, святаго Григория Нисскаго. И ядим боб обваренный, с маслинами белыми и черными. Причащаемся же и варения с маслом прилучившагося, и колива; вина же испиваем по красоволю , ради святаго. Сие же прияхом от лавры преподобнаго отца нашего Саввы и от богоноснаго отца нашего Евфимия. [Зри] Ведати подобает, яко дважды прияхом ясти рыбы в сей Великий пост: в праздник Благовещения и Цветоносия» (Триодь Постная, л. 143). Б. Повечерие великое без поклонов: По 1-м Трисвятом – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление), глас 4-й: «Российския земли первопрестольниче...»; тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-04/

Самый большой мощевик в форме ковчега содержит крест с Животворящим Древом, украшенный драгоценными камнями,- дар имп. Андроника II Палеолога, а также барельефные изображения святых, держащих в объятиях частицы мощей: свт. Иоанна Милостивого, мч. Елевферия, вмч. Феодора Тирона, равноап. Марии Магдалины, свт. Модеста, вмц. Марины, свт. Василия Амасийского, мц. Параскевы, вмч. Пантелеимона, мч. Трифона, вмч. Евстафия Плакиды и вмч. Артемия (мастер Иоанн Смирнский, 1806). Им же выполнен и кивот с мощами прмч. Стефана Нового, вмч. Феодора Тирона, прп. Герасима, мц. Иулитты, сщмч. Антипы, вмч. Пантелеимона, свт. Иоанна Златоуста, вмч. Никиты и сщмч. Власия. Золотой крест с частью Животворящего Древа, вклад молдав. господаря Александру Лэпушняну, украшенный рубинами, хранится в ковчеге с мощами вмч. Феодора Стратилата, сщмч. Харалампия, мч. Ермолая, вмч. Пантелеимона, мч. Трифона, вмч. Артемия и мц. Параскевы. Подобных мощевиков с крестами и частицами мощей еще 6, форму ковчега имеет мощевик с большой частью кожи прпмч. Стефана Нового. В Д. хранится плат, обагренный кровью вмч. Димитрия Солунского, подаренный господарем Александру Лэпушняну в 1560 г., упоминаемый в неск. источниках. Однако после того как мн. святыни Д. остались без драгоценных мощевиков, произошло их смешение, и в наст. время считается, что этот плат имеет отношение к мч. Роману, но в переписях 1921-1977 гг. присутствует приписка о том, что под платом была «найдена бумажка, где написано, что этот плат омочен в крови великомученика Димитрия». В мощевиках в форме руки хранятся десница с кожей мц. Параскевы и кость руки вмц. Марины, имя к-рой выгравировано по-гречески и по-славянски. В деревянном ковчеге, украшенном перламутровой инкрустацией, находится часть мраморной плиты, имеющей отношение к 1-му чуду св. архангелов: ей был прикрыт клад и ее же привязали на шею спасенному чудесным образом послушнику. В алтаре хранятся также мощи новомучеников Иакова Дохиарского, Иоанна и Герасима, часть главы равноап. Космы Этолийского и прп. Арсения Паросского. Часть мощей прп. Феофана, игум. Д., была получена от Веррийского еп. Софрония в 1927 г. Монастырский комплекс

http://pravenc.ru/text/180375.html

глава Никодима Святогорца; часть главы Феодора Стратилата; часть главы св. Иоанна Предтечи; мощи прп. Иоанна Кукузеля ( целиком); мощи  Прп.Акакия Нового Кавсокаливита ( за исключением главы); левая рука свт. Иоанна Златоуста; часть руки  ап. Луки; часть руки свт. Нектария Эгинского. . Частицы мощей: вмч. Меркурия; вмч. Прокопия; вмч. Артемия; ап. Андрея Первозванного; Ап. Луки; 40 Севастийских мучеников; первомуч. Стефана; свщч. Игнатия Богоносца; прп. Ефрема Сирина; свт. Иоанна Милостивого; свщч. Антипы; вмч. Никиты; сщмч. Елевферия; прав. Иоанна Русского; сщмч. Фоки; цел.и вмч. Пантелеимона; равноап. Константина и Елены; прп. Андроника; прп. Луки Элладского; прп.  Сампсона Странноприимца; сщмч. Харлампия; бесср. Космы и Дамиана; вмч. Евстафия; мч. Акиндина; вмч. Мины; сщмч. Ермолая; мч. Иакинфа; прмч. Стефана Нового; свт. Андрея , архиепископа Критского; прп. Даниила Столпника; первомц. Феклы; мучениц Нимфодоры, Иулитты, Параскевы и Анастасии.   Миро от мощей вмч. Димитрия; железный посох и наперсный крест неизвестного святого, который подвешивался за шею при помощи железного обруча.                         ВАТОПЕД:   Честной Пояс Богородицы; глава свт. Григория Богослова; глава свт. Андрея Критского; нога ап. Варфоломея; правая нога цел. и влм. Пантелеимона; большая кость руки мч. Трифона; чудовторная рука мц. Марины; крест императора Константина; крест-реликварий с частицей мощей Животворящего Древа Господня и мощами святых; трость от Страстей Господних; часть Честного Пояса Пресвятой Богородицы; перст Иоанна Предтечи; десница ап. Андрея; стопа ап. Варфоломея.   Честные главы: свт. Григория Богослова; свт. Иоанна Златоуста; вмч. Меркурия; вмч. Иакова   Персянина; основателей монастыря Николая и  Афанасия; новоявленного  чудотворца Евдокима; прп. Анапия; прп.Никодима; прп. Иоакима Папулакиса.     Частицы глав: пвмч. Стефана; свт. Модеста; мц. Пелагеи – девы; прмц. Феодосии Константинопольской; свмч.Харалампия; мучеников Сергия и Вакха; вмч. Фердора Стратилата; мч. Флора;

http://isihazm.ru/1/?id=1818

Просят о продолжении рода, прозрении, плодородии земли и размножении скота. Есть обычай во исполнение молитвы трижды обходить храм с железной цепью весом 40 кг, хранящейся в церкви и считающейся атрибутом ломисского вмч. Георгия. По преданию, эту цепь пожертвовал некий крестьянин, чудесным образом спасенный из плена вмч. Георгием. Возле храма происходит массовое заклание баранов. Архитектура Икона вмч. Георгия и цепь в ц. во имя вмч. Георгия в млетском мон-ре Ломиси Икона вмч. Георгия и цепь в ц. во имя вмч. Георгия в млетском мон-ре Ломиси Церковь мон-ря представляет собой 3-церковную базилику, выложенную из рваного камня, сильно поврежденную и многократно переделанную. В позднее средневековье с юж. стороны была пристроена 2-этажная колокольня, также из рваного камня; сохранилась сев. стена. По преданию, в ней была помещена чудотворная икона вмч. Георгия. Ныне в колокольне находятся серебряная икона, считающаяся копией древней, хоругвь, серебряный выносной крест и железная цепь. Вокруг церкви сохранились склепы - возможно, здесь были погребены служители храма. Западнее церкви сохранились остатки марани XVI в. (хозяйственная постройка для хранения продовольствия и вина), перед церковью были найдены зарытые в землю квеври - сосуды для хранения вина. Святыни Наиболее известная святыня Л.- родовое знамя хевисбери Бурдули, т. н. Ломисис хати (икона Ломиси). Своим появлением оно обязано традиции, согласно которой вмч. Георгия просили о рождении сыновей. Когда в семье рождался мальчик, отец делал подношение вмч. Георгию в виде знамени. На шест из сосны или ели (3-5 м) крепили разноцветные платки (сакадриси) и на ломисоба трижды обносили знамя вокруг церкви, затем оставляли во дворе. Первенца приносили в храм, и хевисбери трижды прикладывал ребенка к знамени ( Очиаури. 1988. С. 152). Ломисис хати сделано из металла и представляет собой крест, похожий на 2 стоящих вертикально полумесяца с шарами на концах. Возможно, такая форма взята от формы подковы: достаток у горных жителей зависел от численности скота, поэтому к вмч.

http://pravenc.ru/text/2110681.html

VI. Новгородская епархия, церкви – в Новгороде – соборы: Софийский, Знаменский и Николаевский, церкви: Преображенская Успенская, Воскресения Хр., Арх. Михаила, Петра и Павла, прор. Илии, вмч. Параскевы, Павла Исповедника, Филиппа, апост., Алексия Человека Божия, Жен Мироноснц, Рождества Иоанна Предтечи, Покрова Ир. Богородицы, Воскресения Христова, Феодора Стратилата, Иоанна Предтечи, Бориса и Глеба, Первомуч. Стефана, вмч. Никиты, Нерукотв. Спаса, Еванг. Луки, св. вмч. Ипатия, вмч. Димитрия, Благовещения Пресв. Богородицы, Флора и Лавра, Живоначальная Троицы, Иакона апост., св. мч. Власия, Вознесения Господня, Симеона Столпника (лл. 960 – 961); Воцкой пятины – в Новоладожске: Николаевский собор и Дмитриевская цер. (л. 990); Шелонской пятины в г. Порхове – Покрова пресв. Богородицы, Николая Чудотворца, в г. Тихвине – собор Преображенская и Флоровская прих. (л. 993); в Старой Русе – Воскресенский собор, церкви: Живонач. Троицы, Благовещения Пр. Б., Введения во храм Пр. Б., вмч. Параскевы, Илии прор., Петра и Павла, вмч. Димитрия, Николая Чудотворца и вмч. Мины (л. 1000); в Луках Великих – соборная Воскресения Христ., прих. Николаевская, Живонач. Троицы, Входа во Иерусалим, Преображения Господня, Покрова Пресв. Богородицы (л. 1001), в Заволочье – не показано; Холмском Посаде – тоже (л. 1003); в Торжке – Соборная Преображенская, прих. – Воскресенская, Георгиевская, Пятницкая, Троицкая, Власьевская, Мироносицкая, Знаменская, Николаевская, Дмитриевская, Предтеченская, Успенская. Сретенская, Благовещенская. Филиповская, Богоявленская, Никитская, Васильевская, Ильинская, Воздвиженская, Вознесенская и Борисоглебская (л. 1004); в Устьяне – Соборная Рождества Богородицы, вмч. Димитрия, Воздвижения, Преображения, Жив. Троицы, Успения Пр. Б., Вознесения Господня, Воскресения Христова, Покрова Пр. Б., Казанския Б., Благовещения, Василия Вел. (л. 1006); Бежецкого Верха – соб.      Воскресенская, прих. Иоанна Богослова, Преображения Господня, Рождества Хр., вмч. Параскевы, Воздвижения (л. 1007); в Каргополе – соборная, прих. Рождества Предтечи, Благовещения, Воскресения Хр., Живовач. Троицы, Владимирския Б. М., Воздвижения, Сошествия Св. Духа, Соловецких Чудотворцев, Воскресения Хр., Феодора Стратилата (л. 1010); в Олонце – собор. Живонач. Троицы, Рождества Богородицы, Рождества Хр., Прор. Илии, Арх. Михаила, вмч. Георгия и Знамение пресв. Богородицы (л. 1012).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Полунощница обычная – субботняя. Утреня. Начало субботней утрени: по возгласе «Благословен Бог наш...», чтец: «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма). Примечание. Субботнее богослужение святой Четыредесятницы не имеет особенностей седмичных великопостных служб. На «Бог Господь» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». Кафизмы 16-я и 17-я . После 16-й кафизмы – малая ектения. Седальны Октоиха, глас 4-й. После 17-й кафизмы – малая ектения. Седален вмч. Феодора, глас 3-й. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. Псалом 50-й. (Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...» не глаголется.) Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и вмч. Феодора на 8. Библейские песни: «Господеви поем...» или «Поем Господеви...». Примечание. В субботу 1-й седмицы Великого поста Триодь Постная указывает стихословить библейские песни в будничной редакции: «Господеви поем...» . Типикон умалчивает о редакции библейских песней в этот день . По мнению В. Розанова, умолчание Типикона следует толковать в пользу пения свойственной субботнему богослужению с Бог Господь праздничной редакции библейских песней: «Поем Господеви...» . Учитывая указания богослужебных книг о редакции Песней Священного Писания в сырную субботу, можно считать допустимым пение в субботу 1-й седмицы Великого поста и будничной редакции библейских песней «Господеви поем...», и праздничной редакции «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – седален вмч. Феодора, глас 8-й. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – светилен вмч. Феодора. «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди. («Достойно есть» обычно не поется.) «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры вмч. Феодора, глас 1-й – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Священия дар...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-04/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010