Еще один храм, живописное убранство к-рого сохранилось почти полностью - надвратная ц. Преображения Господня с приделами свт. Николая Чудотворца и вмц. Ирины. В иконостасе, современном зданию церкви,- 4 яруса, сохранились подлинные тябла в верхней части. В деисусном ряду среди ростовых фигур отсутствуют К-польские святители, а вслед за апостольскими представлены Московские митрополиты свт. Петр и свт. Алексий и Ростовские епископы, свт. Леонтий и свт. Исаия. Живопись в стиле, характерном для кон. XVI в., отличается темным колоритом. Крупные фигуры, детали облачений (крещатые медальоны на святительских ризах), свитки и атрибуты пророков также подчеркивают монументальность образов. Любование деталями характерно и для стиля местных икон с крупными единоличными образами святых покровителей храма, напр. на Евангелии, которое держит на вытянутой руке свт. Николай, в центре написан распятый Спаситель, в углах - разноцветные херувимы; позем расписан орнаментом, напоминающим ковер с узорами. Редкое для иконописи изображение вмч. Леонтия как св. воина, в доспехах со щитом у колена и с хоругвью у левой руки М. Н. Шаромазов связывает с участием в украшении храма строгановских мастеров и посвящением кому-то из заказчиков строгановского круга ( Шаромазов. 2006. С. 56-58). В центре пророческого ряда - икона с образом Божией Матери «Воплощение»; икона «Вмц. Ирина, с ангелами» может считаться одним из лучших изображений небесной покровительницы царицы Ирины Годуновой благодаря сочетанию крупного силуэта и изящных миниатюрных фигурок парящих ангелов, венчающих «мученицу Христову». По мнению исследователей, икона выполнена в ином стиле, чем другие иконы основных рядов иконостаса, и была создана позднее, чем произошло освящение главного престола ( Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 252), хотя размер ее идентичен другим иконам местного ряда (все - КБМЗ; см.: Петрова Л. Л., Петрова Н. В., Щурина. 2004. Кат. 58); Шаромазов атрибутирует все иконы иконостаса 2 строгановским мастерам кон. XVI в., а икону «Вмц. Ирина, с ангелами» приписывает работе Никиты Белозерца ( Шаромазов. 2006).

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Ирина Васильевна так вспоминала свои детские годы: «Мне лет шесть было, я помню, Надежда Александровна Смирнова, артистка Малого театра, ставила у нас спектакли. Со всего города сбегались смотреть. Еще в соляном амбаре ставили оперу Поленова “Призраки Эллады”, там же проводились музыкальные и литературные концерты, выставки». Счастливое беззаботное детство прервала война. Ирина Васильевна к этому времени уже избрала свой путь и училась в художественной школе. 1941 год. Война настигла семью на Кавказе, где они проводили каникулы — без лишних вещей, тем более без теплых. В это время Ирина Васильевна много занималась: «Мы с подругой, тоже художницей, писали натюрморты. Только поставим натюрморт – взрыв бомбы неподалеку, все летит на землю. Там аэродром находился, который немцы непрестанно бомбили. Мы снова подбираем и ставим натюрморт – и так без конца». Позже она перевелась в Суриковский институт в Москве. Ирина Васильевна усердно занималась живописью, но больше тянулась к церковному искусству. «Если бы мы с тобой для церкви работали, сердце бы у нас горело…» — говорил ее руководитель, реставратор Иван Андреевич Баранов. Осуществить эту мечту было практически невозможно. Традиции церковной живописи были практически утрачены. Когда уничтожалось все, связанное с церковью — вещи, ценные даже просто с точки зрения культуры, — в это время иконописцы или зодчие, конечно же, никому не были нужны. Пафосом времени было не созидание, а уничтожение. Но именно Ирине Васильевне было даровано всей своей жизнью послужить Господу и Церкви. Копируя иконы в Третьяковской галерее по понедельникам, в выходной день музея, Ирина Васильевна услышала об иконописице Марии Николаевне Соколовой (в постриге монахиня Иулиания), которая в то время работала в Троице-Сергиевой лавре. Обитель передали Церкви в 1945 году: храмы и здания находились в ужасном запустении. Мария Николаевна привлекла молодую художницу к работе в южной пристройке Троцкого храма — Серапионовой палате. Ирина Васильевна вспоминала об этом времени, наверное, как о самом радостном в жизни: «Это такое было счастье. Думали, только бы скорее ночь прошла. Это была не жизнь, а какая-то сказка». Здесь Ирина Васильевна познакомилась с общиной московского старца св. прав. Алексия Мечева: «Все люди, о которых я только что читала в самиздатовской книжке “Жизнеописание отца Алексия”, все оказались тут вот живые, реальные. И Мария Николаевна — ближайшая духовная дочь отца Алексия». С этого момента жизнь художницы оказалась крепко спаяна с Маросейской общиной. Ирина Васильевна пришла в храм пророка Ильи в Обыденном переулке, где в то время окормлялись члены общины. А с 1989 года трудилась в храме свт. Николая на Маросейке, и одно время даже поселилась в комнате, где когда-то жил сщмч. Сергий Мечёв. Одной из последних крупных работ Ирины Васильевны стал образ св. прав. Алексия Мечёва в рост с клеймами из жития. Теперь он находится в Маросейском храме.

http://pravmir.ru/goryashhee-serdce/

Ольга Руденская 2 июля 2020, 10:18 Владыко Иоанн, низкий поклон с курской Ирина 2 июля 2020, 03:52 Родненький Батюшка. В День Памяти твоей сердечно и с надеждой на молитвы твои уповаю об исцелении меня грешной и сестры моей Ольги. Слава Богу за все. Олег 15 июня 2020, 11:47 СВЯТИТЕЛЬ, ВЛАДЫЧЕНЬКА ИОАНН, Я УВЕРЕН ЧТО ТЫ САМ ЗНАЕШЬ НАШИ ИМЕНА И ВСЕ НАШИ НУЖДЫ, БЛАГОСЛОВИ И ПОМОГИ...!БЛАГОДАРИМ ТЕБЯ СВЯТИТЕЛЮ БОЖИЙ...! Ася 11 июня 2020, 10:15 Святителю Отче Иоанне, моли Бога о нас! Прошу, помолись за меня, грешную. Не дай потерять любимую работу, пережить кадровые перестановки, сокращения и интриги. Укрепи в вере Ольга 29 марта 2020, 17:16 Дорогой Батюшка Иоанн, пожалуйста помоги моей семье переехать в свой дом,умоляю.И помоги моему сыну устроиться на хорошую работу,помоги найти своё призвание в жизни. Ирина 8 марта 2020, 09:54 Благодарю, тебя Батюшка, за молитвы. Операция на глаз прошла хорошо. Слава Богу за все. Ирина 24 февраля 2020, 10:04 Родненький Батюшка Иоанн! Умоли Господа нашего Иисуса Христа об укреплении моей веры, об исцелении моих родных и меня грешной, о возвращении утраченных квартир, о душевном равновесии. Батюшка, моли Бога о благополучной операции на моем глазу Слава Богу за все. Уповаю на твои молитвы, Батюшка. Ирина 2 января 2020, 18:52 Родненький Батюшка Иоанн! Умоли Господа нашего Иисуса Христа об укреплении моей веры, об исцелении моих родных и меня грешной, о возвращении утраченных квартир, о душевном равновесии. Слава Богу за все. Уповаю на твои молитвы, Батюшка. Ирина 23 ноября 2019, 11:23 Дорогой Батюшка Иоанн. Моли Господа об удачной операции на глаза моей мамы и её исцелении. Верю и надеюсь. Слава Богу за все. Ирина 26 октября 2019, 23:14 Святителю Отче Иоанне, моли Бога о нас! Исцели меня грешную. Ирина 16 сентября 2019, 20:10 Дорогой Батюшка Иоанн! Ты отвечаешь всем на письма, дерзаю, что и на моё ответишь. Я часто к тебе обращаюсь (уже надоелоа наверное?). Но прошу тебя, родненький, испроси у Господа нашего Иисуса Христа исцеления и здравия Евгении, Ольге, Алексию, Емилиану, Ирине, Максиму, Лидии со чады, Христине. А ещё, умоли Господа об об " единение нашей семьи и т возвращении квартир, обманом украденных. Да, ты Батюшка, уже знаешь эту историю,а я знаю, что это пропущено по моим грехам(страшно и стыдно вспоминать). Умоли, Батюшка, Господа о милости ко мне грешной и к моим родным. Надеюсь на молитвы Твои и чту память о Тебе. Р. Б. ИРИНА

http://pravoslavie.ru/76855.html

В молении перед сидящей на престоле Богоматерью с Младенцем П. и свт. Алексий представлены на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР); коленопреклоненными перед стоящим Спасителем - на иконе «Господь Вседержитель (Спас Смоленский), с припадающими святителями Петром, Алексием, Ионой и мч. Феодором» кон. XVI - нач. XVII в. (ГММК), и на аналогичной иконе с припадающими П. и прп. Ефремом Перекомским 1760 г. (частное собрание; согласно надписи на обороте, икону написали монахи Задне-Никифоровской пуст. Ефрем и Петр). Вместе с вмц. Екатериной на фоне пейзажа П. предстоит Спасителю в облачном сегменте на иконе 90-х гг. XVIII в. (ЦМиАР; принадлежала Е. П. Филинковой, в окладе 1859 г.); один он представлен на холмистом поземе в молении ко Спасителю на иконе, исполненной в XVII в. или позднее (КБМЗ). Образ П. включали в минейные циклы (иконы на авг. и дек. нач. XVII в. (?), ЦАК МДА); преставление П. помещено на декабрьских минейных иконах из Иосифова Волоколамского мон-ря (1569, ГРМ) и из ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде ( 1-я четв. XVII в. ВГИАХМЗ). Перенесение мощей П. изображено на иконе «Господь Вседержитель с пророками, праздники и святые» сер. XVI в. (из ц. вмц. Параскевы Пятницы в Каргополе, ВГИАХМЗ; этот сюжет расположен на 6-м сверху ярусе, регистром выше П. изображен в рост среди избранных святых); на двусторонней иконе-таблетке «Минея на август» 1698 г. письма К. И. Уланова (ГТГ). Образ П. вводили в сложные и многочастные иконописные композиции, такие как «Древо государства Московского» 1663 г. письма Симона Ушакова из иконостаса московской ц. Св. Троицы в Никитниках (ГТГ; П. вместе с вел. кн. Иоанном Калитой поливает корни древа). Его образ встречается в лике святителей на иконах «О Тебе радуется» (кон. XV в., ГММК), «Покров Пресв. Богородицы» (30-е - 40-е гг. XVI в., из собрания Н. П. Лихачёва, ГРМ), «Страшный Суд» 80-х гг. XVI в. (из Сольвычегодска, ГРМ), на иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 1-й пол. XVIII в. (?) из моленной Никиты Васильева в дер.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

1859. С. 3, 84. Примеч. 17). На примере собрания К. Б. м. были сделаны попытки рассказать о монастырских сокровищницах России ( Пуцко В. Г. Художественные сокровища мон-рей России: Проблемы изучения//Мон-ри в жизни России. Калуга; Боровск, 1997. С. 135-144; Вздорнов Г. И. Рус. церковные ризницы//Восток-Россия-Запад: мировые религии и искусство. СПб., 2001. С. 39-41; Дионисий в Русском музее. 2002. С. 74-115). Совр. исследования, основанные, как и в сер. XIX в., на обращении к монастырским описям и архивным документам XVIII-XIX вв., к немногим сохранившимся в музейных собраниях памятникам, подтверждают тот факт, что в синодальный период мн. предметы богослужения и церковной утвари из ризницы К. Б. м. были утрачены ( Маясова. 1989. С. 203-204; Пивоварова. 2012; Она же. 2013). Крест с избранными святыми. Сер. XVII в. (КБМЗ) Крест с избранными святыми. Сер. XVII в. (КБМЗ) В 50-х гг. XIX в. еще сохранялись почти в полном объеме подлинные оклады на иконах местного ряда соборного иконостаса ( Варлаам (Денисов). 1859. С. 6-17). По количеству драгоценностей и жемчуга, украшавших местный ряд иконостаса собора в К. Б. м., он не уступал ни иконостасам Троице-Сергиевой лавры, ни, возможно, даже московскому Успенскому собору. По подсчетам архим. Варлаама, на окладе чудотворной иконы Божией Матери, принесенной прп. Кириллом, находилось, не считая серебра, позолоченных деталей, крупных самоцветов, «жемчугу крупного и средняго, кроме мелкого - 2717 зерен» (Там же. С. 7-8); еще в сер. XIX в. количество и качество самоцветов на окладах икон К. Б. м. могло бы составить предмет минералогического исследования. Драгоценными в буквальном смысле были и те небольшие домовые иконы-пядницы, к-рые были вложены в обитель наиболее знатными и состоятельными семействами Московской Руси, занесены в монастырские вкладные книги (напр., во вкладную книгу 1605 г.) и размещались в храмах мон-ря (Там же. С. 3). Наиболее интересны из всех разнообразных привесов и элементов столь сложного устройства, как драгоценный иконный убор, резные «иконы», геммы (обработанные самоцветы) с изображениями священных лиц и событий НЗ, как правило, визант.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Погребен в новгородском соборе Св. Софии , в приделе св. Иоанна Предтечи. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 97, 433, 693, 917, 1074, 1169, 1270; Оп. 98, 1, 78, 272, 390, 524, 611, 911, 980; РНБ. Ф. 755. 13. Л. 1-3, 6-7, 11-21об., 24-25, 74об., 82; Ф. 124. 595; Ф. 35. 1; Ф. 609; Ф. 588. 340; Ф. 1000. Оп. 1. 34; Ф. 588. 339; Оп. 1. Ф. 33; Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 142. Соч.: Руководство к чтению Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1779, 18032. К., 1825. 3 ч.; Собр. поучительных слов, говоренных в разное время. М., 1810, 18253; Собр. речей благодарственных, поздравительных и приветственных. М., 1810, 18162. Лит.: Жизнь и пастырские труды Амвросия (Подобедова), митр. Новгородского и Санкт-Петербургского, до вступления его на С.-Петербургскую кафедру//ХЧ. 1857. Ч. 2. С. 178-184; Чистович И. Преосв. Амвросий (Подобедов), митр. Новгородский и С.-Петербургский//Странник. 1860. 5. С. 156-221; 6. С. 224-225; Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 491-493; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени. Новгород, 1897. С. 128-139; Жмакин В. , прот. Письма Высочайших особ к митр. Амвросию (Подобедову)//ХЧ. 1902. Ч. 2. С. 368-377; Мануил. Русские иерархи, 992-1898. Ч. 1. С. 110-114; Евгений. М., 1995. С. 34-37. Прот . Владислав Цыпин Иконография Сохранилось довольно много живописных портретов А., в основном копийных, выполненных в период его пребывания на столичной кафедре и позднее. К неизвестному оригиналу восходят неск. идентичных по иконографии портретов, созданных неизвестными художниками в нач. и 1-й пол. XIX в. (ГИМ; КБМЗ), представляющих иерарха в митре, архиерейской мантии, большом омофоре, с благословляющей десницей, в левой руке жезл с характерным навершием (типа посоха) и вензелем на сулоке, на груди панагия (с образом Спасителя), наперсный крест с украшениями, ордена св. Андрея Первозванного (с алмазными знаками), св. Владимира и св. Иоанна Иерусалимского; один из портретов выполнен худож. Олдберхом в 1816 г. (ГИМ). Данный тип изображения повторяется в погрудном портрете нач. XIX в. (ГМИР), поясном портрете 1-й трети XIX в. (Патриаршие покои ТСЛ), где отсутствуют алмазные знаки к ордену св. Андрея. На портрете нач. XIX в. (КБМЗ) митрополит изображен в архиерейской мантии и белом клобуке. У Д. А. Ровинского (Стб. 290-291) упоминаются 2 эстампа с портретом А.: гравюра 1806 г. (ГРМ; ЦАК МДА) К. В. Зеелигера с оригинала Ф. Яненко, выполненная в технике черной манеры,- иерарх представлен в рясе и белом клобуке, с наперсным крестом и орденской звездой, с раскрытой книгой в правой руке, сидящим возле стола на фоне книжного шкафа; и гравюра 1843 г. В. Храмцева пунктиром, в овале, из собрания портретов П. П. Бекетова (Из изд.: Портреты именитых мужей Российской Церкви. М., 1843).

http://pravenc.ru/text/114402.html

поставил крест: «...часовня древяна невелика, где чюдотворец Кирил водрузил крест» (Там же. Л. 321). Сохранилось 7 подлинных вещей преподобного: клобук из верблюжьей шерсти (КБМЗ, фрагмент хранится в мощевике Сергиево-Посадского музея), фелонь (КБМЗ. Инв. Цт 61), стихарь (Там же. Инв. Цт 62), шуба (Там же. Инв. Кп 1299, фрагмент хранится в мощевике Сергиево-Посадского музея), пояс кожаный с калитой (Там же. 808), ковш корневой (Там же. Инв. Д 26), вериги (согласно описи 1601 г., вериги не значились в числе вещей К., о них упом. прп. Иаков, архим. Кириллова Белозерского мон-ря, и они отмечены в Книге поступлений Кирилло-Белозерского музея за 1924 и 1929-1934 гг.). Из числа вещей, традиционно приписываемых К., исключены как более поздние предметы деревянный потир с живописным Деисусом (2-я пол. XVIII в.), медная чара (кон. XV в.), черемуховый посох (нач. XX в.?). Крест из кости с праздниками, названный в описи 1601 г., не сохранился, он не упоминается уже в описаниях XIX в. (см. о вещах К.: Опись. 1998. С. 268-272). К. был одним из наиболее чтимых святых Белозерского края. Особо почитался святой в Кирилловом Новоезерском в честь Воскресения Христова мон-ре , основанном прп. Кириллом Новоезерским в нач. XVI в. При создании Жития Кирилла Новоезерского и службы ему их авторы использовали Житие К. и службу преподобному, написанные Пахомием Логофетом; в качестве тропаря и кондака Кириллу Новоезерскому были взяты за образец тропарь и кондак Допахомиевской службы К. В сер. XVII в. в Новоезерском мон-ре появились новые иконы: Кирилл Белозерский вместе с Кириллом Новоезерским в предстоянии Богоматери, Спас Смоленский с предстоящими Кириллом Белозерским и Кириллом Новоезерским. Впосл. имя К. было включено в Собор Белозерских святых, сформировавшийся во 2-й пол. XVIII в. За пределами Белозерья К. особо почитался в Соловецком в честь Преображения Господня и в Александровом Ошевенском мон-рях. На Соловках было записано новое посмертное чудо святого (новые чудеса преподобного в Кирилловом Белозерском мон-ре не записывались) - явление Богородицы и К.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

В местном ряду иконостаса Успенского собора, слева от царских врат, находилась чудотворная келейная икона Божией Матери «Одигитрия Цареградская», принесенная прп. Кириллом из Москвы (ГТГ. Инв. 22943). Она могла быть создана в иконописной мастерской, где работал Игнатий Грек ( Щенникова Л. А. Иконы Богоматери, чтимые в Московской Руси XIV-XV вв.//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 1998. Вып. 3. С. 167-187). К древнейшим памятникам относится и икона «Успение Пресв. Богородицы», которую привезли на освящение 1-го монастырского храма, построенного при прп. Кирилле (КБМЗ. Инв. 298). По преданию, икону написал прп. Дионисий Глушицкий. В 1554 г. царь Иоанн IV Васильевич приложил к этим иконам пелены с жемчугом. Первоначально образ «Успения Пресв. Богородицы» находился в иконостасе Успенского собора, с XVII в.- в Кирилловской ц. ( Смирнова. 1989). Над образом «Одигитрии Цареградской» помещался «иконопортрет» прп. Кирилла, по преданию созданный прп. Дионисием в 20-х гг. XV в. (ГТГ. Инв. 28835). В 1548 г. царь Иоанн Грозный и царица Анастасия приложили к образу прп. Кирилла пелену с жемчугом. В местном ряду соборного иконостаса, справа от царских врат, находился также житийный образ прп. Кирилла (ГРМ. Инв. ДРЖ-2741), созданный в нач. XVI в. в мастерской московского иконописца Дионисия . Библиотека и скрипторий Первые книги для монастырской б-ки мог принести с собой прп. Кирилл из Симонова мон-ря. Самая ранняя сохранившаяся рукопись из б-ки обители - Канонник (ГРМ. Др. гр. 15), принадлежавший, по преданию, прп. Кириллу, датируется 1407-1408 гг. При этом Канонник, помимо даты, не содержит обычной для переписанных позже книг информации о создании в К. Б. м. Возможно, прп. Кирилл заказал для себя эту книгу перед самым уходом из Симонова мон-ря на Белоозеро. Согласно описи 1601 г., в келейной б-ке прп. Кирилла имелось 12 книг. Большинство книг, принадлежавших основателю монастыря, сохранилось в ГРМ (Др. гр. 12 и 13 (Евангелия), 17 (Псалтирь), 14 и 15 (Канонники)); в РНБ (Кир.-Бел. 38/163, XII, XIII, XV (сборники)); в ГИМ (Муз. 3711 (Канонник), КБМЗ. 403 (сб. канонический), 405 (Святцы)).

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Блудникам и прелюбодеям судит Бог»; по мнению архим. Варлаама, так представлено состояние человека в вечности между раем и мукой, в 2 последующих клеймах - смерть праведного (инока) и смерть грешного (инока) с пространными надписями. Наиболее интересны клейма в нижней части двери: это «Проповедь прп. Иоанна Лествичника», «Видение лествицы» и «Обитель в Раифе, именуемая «Темницею», и в ней подвиги кающихся иноков, в нем же (в слове четвертом) и о темницы богоугодней святых осужденник»; под этими сюжетами некогда находилась несохранившаяся ныне надпись с криптограммой с именем мастера ( Варлаам (Денисов). 1859. С. 18-19, 90 (примеч. 57)). В стиле иконописи 2-й пол.- кон. XVI в. композиции в белых медальонах или светлых по тону архитектурных декорациях размещены на темном фоне, что придает фигурам особую хрупкость, а композициям - эффектный драматизм. Видимо, с сер. XVII в., после очередных работ в иконостасе главного храма обители, часть его древних икон была перенесена в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы. Теплая церковь до XX в. стала «приютом» для мн. древних икон и предметов церковного убранства, в т. ч. из собора («в этом храме ежедневно совершаются Божественные службы, а в главном Успенском соборе по причине его сырости служат только по праздникам и воскресным дням» - Геронтий (Кургановский). 1897. С. 51; «древняя трапеза давно уже обращена на ризницу» - Там же. С. 55). Очевидно, здесь после 1497 г. и до 1668 г. находились резные врата сер. XV в. из деревянного здания собора времени игум. Трифона ( Лелеков. 1989; Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 260); сев. алтарные двери письма иером. Трифона (1607, КБМЗ); храмовая икона «Успение Пресв. Богородицы» («письма Дионисия Глушицкого», 1-я четв. XV в., КБМЗ) попала сюда в 1819 г. ( Варлаам (Денисов). 1859. С. 13; Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 237); местная икона с образом Кирилла Чудотворца из соборного придела в его честь, написанная «з живописново образа» (не сохр.; см.: Варлаам (Денисов). 1859. С. 14-15); с кон. XVIII - нач.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

(КБМЗ) - П. изображен в повороте к центру композиции, но взгляд обращен на молящегося, на кисти правой руки четки, подпись в нимбе: «      »; сер. XIX в. (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове) - оба святых изображены так же, как на иконе из КБМЗ, но П. без четок; 2-й пол. XVIII в. (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117) - в подписи на намбе П. отсутствует эпитет. На иконе 1-й пол. XIX в. (см.: Алёхина, сост. 2006. С. 33) П. представлен как архиерей - в красной фелони, с белым с золотыми крестами омофором на плечах, без митры, руки воздеты и разведены в стороны в жесте моления, при этом в надписи сохранена часть эпитета и изменен чин святости: «Стый Nauciй Кел.» На эмалевых иконах, к-рые изготавливались по заказу Киево-Печерской лавры в Ростове в качестве паломнических образков, из-за миниатюрности изображения нередко отсутствуют надписи имен в нимбах, но, напр., на иконе 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР) образ М. узнаваем благодаря расположению «пятерицы» с фигурами 2 диаконов в стихарях, а П.- еще и по месту в композиции и отличим от других по платью (см.: Алёхина, сост. 2006. С. 48); сохранены надписи, в т. ч. эпитет при имени Паисий, на эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия). Изображение М. представлено в составе избранных святых на иконе-мощевике (ставротеке), выполненной, по мнению И. В. Злотниковой, новгородским иконописцем по заказу духовного лица (30-40-е гг. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова). Святой в паре с ап. Андреем Первозванным показан на верхнем правом медальоне (всего 4), вмонтированном в основание доски с мощевиком в центре. Апостол и преподобный изображены беседующими, М. в рясе, в мантии и в схиме, голова не покрыта, левая рука отведена в сторону. Согласно описи Дальних пещер 1877 г., на простенках в ц. прп. Феодосия Киево-Печерского среди 19 выполненных масляными красками фигур святых были образы М. и П. (Опись 1877 г.: Главная церковная и ризничная опись Дальних пещер//ЦГИАК.

http://pravenc.ru/text/2563016.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010