Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Вмц. Ирина. Икона. 1595 г. (КБМЗ) († кон. I или нач. II в.), вмц. (пам. 5 мая; пам. визант. 4, 23 мая). Источники По мнению зап. исследователей, Житие И. носит легендарный характер. Ученые указывают на то, что имя Ирина получило распространение в Византии только в 1-й пол. VIII в. (Irene//ODB. Vol. 2. P. 1008). Составление Жития приписывается наставнику И. Ампелиану или Апеллиану. Редакции Жития не изданы, и специального исследования, посвященного этой святой, пока не существует. Р. Жанен не исключает, что первоначальная легенда лучше отражена в кратком Житии И. в составе Минология имп. Василия II, согласно к-рому И. была обезглавлена по приказу игемона Ампелиана (PG. 117. Col. 440). Существуют также переводы Жития И. на сир. и лат. языки. Важнейшие разночтения в текстах редакций касаются времени и места жизни И. Несмотря на то что в ряде редакций последний из мучителей И. по имени Саворий назван персид. царем (BHG, N 952y, 953b), болландисты считают, что действие происходило во Фракии и в Мисии, где находились упомянутые в Житии города Каллиполь и Месемврия (ActaSS. Mai. T. 2. P. 5). Существуют различные мнения о местонахождении г. Магедона: предполагают, что он был расположен в Персии ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 36) или в Мигдонии (Македония) ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 164). Магедон также отождествляли с Мадитом во Фракии (Там же) или с Магидом в Памфилии ( Meinardus. 1970. S. 193). Большинство редакций Жития И. называет ее отца Лициния правителем (βασιλσκος) г. Магедона, тогда как в версии BHG, N 953z речь идет о рим. имп. Лицинии . В 1-м случае действие происходит в апостольские времена (И. была крещена ап. Тимофеем), а во 2-м - в IV в., когда правили Лициний (308-324) и Саворий, т. е. Шапур II (309-379). Житие Родители заключают отроковицу Пенелопу в башню. Клеймо иконы «Вмц. Ирина в житии» 2-я пол. XIX в. (Богоявлен-ский собор в Елохове, Москва)

http://pravenc.ru/text/673929.html

В 1862 г. близ юго-вост. придела Тихвинского собора, освященного во имя прп. Нила Сорского, над местом погребения преподобного, установили новую серебряную раку работы Ф. А. Верховцева. В 1865 г. над ракой была устроена сень, которую поддерживали 4 резные позолоченные фигуры ангелов (в 1919 раку оценили в 1250 р. по курсу довоенного времени (ГАВО. Ф. 798. Оп. 3. Ед. хр. 6. Л. 9), в 1927 ее отправили на переплавку в Череповец, сохранился только постамент раки (ныне находится в постоянной экспозиции КБМЗ. М-2521); здесь же представлены 2 ангела (опубл.: Прп. Нил Сорский и основанная им пустынь: К 500-летию со дня преставления святого: Кат. выставки. Кириллов, 2008. С. 15-16. 4, 5, 6)). На новой раке находился древний образ основателя обители (вкладная икона 1686 г.), с к-рым монастырское предание связывало события, описанные в Чуде прп. Нила об образе. Древняя деревянная рака 1669 г. была перенесена в скитский Предтеченский храм (по акту от 8 авг. 1932, подписанному директором КБМЗ Е. В. Дьяконовой, сотрудником музея Г. Г. Антипиным, зав. совхозом 12 Яковлевым; она в числе др. предметов немузейного значения была передана «как поделочный материал для использования для хозяйственных нужд совхоза» (КБМЗ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 24. Л. 8)). В ризнице собора хранились реликвии: власяница прп. Нила (ныне: КБМЗ. ЦТ-690; длина 77 см) и плетеные шерстяные четки преподобного (Там же. ЦТ-18). По традиции скита власяницу и четки после молебнов возлагали на болящих. В пустыни особо почиталась Смоленская икона Божией Матери, к-рую, по преданию, прп. Нил принес на Сору из Кириллова Белозерского мон-ря (она имела 11 вершков в высоту и 8 в ширину (49×35,5 см); в наст. время не идентифицирована). В ризнице хранился также образ прп. Ефрема Сирина из местного ряда иконостаса древней ц. прп. Ефрема Сирина. Считалось, что эта икона сохранилась со времен прп. Нила (ныне: КБМЗ. ДЖ-110, XVII в.; опубл.: Прп. Нил Сорский и основанная им пустынь. 2008. С. 17. 7; о ней см.: Романенко. 2003. С. 184-188). В Сретенской ц. Тихвинского собора в нише между иконостасами находилась ростовая икона прп. Нила Сорского, написанная иеросхим. Нилом (Прихудайловым) и почитавшаяся паломниками, в 1905 г. она была украшена посеребренной ризой, пожертвованной кирилловским мещанином Павлом Бородаевским. За правым клиросом Сретенского храма находился под стеклом чудотворный образ Кипрской иконы Божией Матери работы иеросхим. Нила, за левым - Тихвинский образ, выполненный тем же подвижником в 1838 г. В мон-ре почиталась также Иверская икона Божией Матери со святыми на полях, созданная иеросхим. Нилом в 1845 г. Образ находился в Тихвинском храме (ныне хранится в собрании КБМЗ. ДЖ-191; опубл.: Подписные и датированные произведения церк. искусства: Кат. выставки. Кириллов, 2017. С. 272-277). Известные насельники в XIX-XX вв.

http://pravenc.ru/text/2577651.html

обители и ее основателю. Так, ранний покров, изготовленный в 1514 г. мастерицами из светлицы супруги вел. кн. Василия III Соломонии Юрьевны Сабуровой (ГРМ), указывает на то, что в это время гробница святого уже была оформлена, хотя придельная ц. прп. Кирилла над его мощами была пристроена к юж. стене Успенского собора только в 1585-1587 гг. Облик К. довольно условен и близок к облику прп. Сергия Радонежского, благословение двуперстное, в левой руке - свиток; внизу вкладная надпись об исполнении покрова «повелением» вел. князя. На покрове «по зеленой камке» 1-й пол.- сер. XVI в. (по мнению Л. Д. Лихачёвой, сер. XV в., ГРМ) в отличие от предыдущего К. предстает седовласым и седобородым старцем, но рисунок фигуры в большей степени приближен к изводу «иконопортрета». Более поздние произведения различаются по рисунку, колориту и приемам шитья, но повторяют ту же иконографию (свиток иногда раскрыт, вверху образ Св. Троицы - «Гостеприимство Авраама»): покровы 1555 г. из мастерской царицы Анастасии Романовны (ГРМ), 1644 г. (вклад боярина Ф. И. Шереметева, КБМЗ). Один из них был изготовлен в мастерской царицы Марии Нагой в 1587 г. (КБМЗ) и прислан в обитель, вероятно, в 1592 г. «повелением» царя Феодора Иоанновича с царицей Ириной как вклад царевича Димитрия Угличского «за их государево здоровье и за свое и за матерь свою царицу и великую княгиню Марию» (надпись на кайме). Исключителен покров 1671 г. (вклад кн. Я. Н. Одоевского, КБМЗ): на груди преподобного - его келейная икона Божией Матери «Одигитрия». Всего сохранилось 8 покровов К. (подробнее см.: Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье из собр. Кирилло-Белозерского мон-ря//ДРИ. 1989. С. 203-224; Опись. 1998. С. 151). Прп. Кирилл Белозерский. Покров. 1644 г. Москва. Вклад Ф. И. Шереметева в Кириллов Белозерский мон-рь (КБМЗ) Прп. Кирилл Белозерский. Покров. 1644 г. Москва. Вклад Ф. И. Шереметева в Кириллов Белозерский мон-рь (КБМЗ) Представление о надгробном комплексе К. дополняет крышка его серебряной раки (1643, ГММК; см.: Шакурова Е.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Чудо арх. Михаила в Хонех. Икона. Кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Фрагмент Чудо арх. Михаила в Хонех. Икона. Кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Фрагмент Наряду с использованием «типовых» иконографических схем в иконах встречаются редкие варианты сюжетов, опирающиеся на апокрифические тексты. На иконе «Рождество Христово» (нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) в миниатюрных сценках, расположенных на фоне плавно очерченных отрогов горок, подробно воспроизведено место из Протоевангелия Иакова, где говорится о Рождестве Спасителя с такими эпизодами, как «Елисавета, укрывающаяся с младенцем Иоанном в горе». Иногда программа иконы предстает не менее сложным организованным смысловым пространством, чем храмовая роспись, в образах раскрывающая догмат о Воплощении (напр., «Благовещение Устюжское» , нач. XII в., ГТГ). На Киккской иконе Богоматери (нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) вокруг средника с изображением Богоматери с Младенцем на престоле, на боковых полях, представлены попарно пророки с развернутыми свитками и символами их пророчеств о Богоматери; под средником, в центре,- прав. Иосиф Обручник со свитком, по сторонам от него - в молении родители Богородицы праведные Иоаким и Анна и родители св. Иоанна Предтечи праведные Захария и Елисавета; над средником - сидящий на радуге Спаситель во славе с символами евангелистов, серафимы и херувимы. Сюжетом иконы могли стать рассказ из аскетической лит-ры, напр. «Лествица прп. Иоанна Лествичника» (XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), один из праздников годового круга - «Чудо в Хонех» (кон. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) или образ моления святого перед Христом или Богоматерью, к-рые изображены как икона в иконе - «Прп. Евфимий Великий в молении Богоматери» (XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Благовещение. Икона. Кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Благовещение. Икона. Кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Именно в иконописи наиболее полно воплотились идеалы комниновского искусства.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Со времени постройки Красноярского острога (1628) православные на енисейских землях особо почитали вмц. Параскеву. С XVIII в. в Канском окр. известны явленные иконы вмц. Параскевы, ей посвящены св. источники. Источник вмц. Параскевы в с. Ирбейском стал почитаться после явления святой во время эпидемии сибирской язвы в 1790 г. Вмц. Параскева явилась во сне отроку-пастуху, привела его к источнику и повелела омываться в нем людям и окроплять водой животных. Ирбейцы сделали, как велела св. Параскева, мор животных прекратился. Заброшенный в советские годы источник вновь стал местом паломничества после открытия в селе в 1990 г. Спасского храма, над источником построена часовня. Со 2-й пол. XIX в. в с. Бражном, в дер. Ашкаул и в Канске почиталась явленная икона вмц. Параскевы. По преданию, течением р. Кан икону святой прибило к берегу в с. Бражном, трижды ее пытались оттолкнуть от берега, но она возвращалась, тогда позвали священника Петропавловской ц., и он вынул икону из воды. Вскоре о событии стало известно в Канске, власти потребовали передать икону в Спасский собор, но браженцы воспротивились. Спор затянулся, и при посредничестве епархиального епископа было решено на середине пути из села в город поставить часовню, где и поместить икону. Часовню выстроили в дер. Ашкаул (1887), еще одна часовня была поставлена на пути из Канска в Бражное (1893). В день Св. Духа из дер. Ашкаул совершался крестный ход с явленным образом в Канск, накануне 9-й пятницы по Пасхе икона возвращалась в часовню в дер. Ашкаул, во время крестного хода икону торжественно встречали в браженском Петропавловском храме. С иконой вмц. Параскевы совершался крестный ход по засеянным полям. В 10-х гг. XX в. икону перенесли в канский Спасский собор, образ исчез, по-видимому, в годы гражданской войны. В 30-х гг. XX в. часовни и Петропавловский храм в Бражном были разорены. 19 авг. 2011 г. между Канском и Бражным, на месте бывш. часовни, был установлен поклонный крест. До 30-х гг. XX в. иконы вмц. Параскевы почитались в храмах: Никольском в с. Агинском (Агинский р-н), Никольском в с. Апано-Ключи, Христо-Рождественском в с. Христорождественском, Покровском в с. Новоалександровском. В 1946-1964 гг. образ вмц. Параскевы хранился в Спасском соборе в Канске, в 1964 г., после закрытия собора, икона была перенесена в Спасский храм на берегу Кана. Особо почитаемым стал образ святой и во вновь построенном Петропавловском храме в Бражном (освящен в июле 2007).

http://pravenc.ru/text/1470267.html

2000. Кат. S-20); иконы (нек-рые работы мастеров Оружейной палаты) в собраниях Музеев Ватикана, Галереи Академии во Флоренции, Музея икон во Франкфурте-на-Майне. Широкое распространение почитания Е. отражает появление ее деревянных скульптур: «Вмц. Екатерина», Подвинье, XVII в. (АМИИ); «Святая Параскева Пятница, с предстоящими великомученицами Екатериной и Варварой», XVII-XIX вв. из с. Ныроб (ПГХГ); «Вмц. Екатерина», XVIII в. (собрание В. М. Момота). В XVIII в. прославление Е. как небесной покровительницы 2 царствующих императриц и дома Романовых способствовало расширению ее почитания и созданию изображений Е. на иконах, в храмовых декорациях, в шитье, в прикладном искусстве. Образы Е. создавались для новых храмов С.-Петербурга и для частных лиц. Распространению изображений Е. способствовало ее почитание как покровительницы наук. Облик Е. и атрибуты святой в произведениях этого времени восходят к западноевроп. образцам. Одежды Е. покрыты крупным растительным орнаментом, на распущенных волосах святой - венец в виде барочной короны: икона Алексея Андреева (1719, Москва, ГМИР); «Вмц. Екатерина», мастер Григорий Попов (1743, АМИИ). На иконе Григория Агапова (1726, Романов?) Е. представлена с крестом в правой руке и с цветком в левой, сошедший к ней ангел венчает ее главу, у ног святой изображено колесо, внизу, на фоне,- сцена перенесения 2 ангелами мощей Е. на Синайскую гору. Как дева с распущенными волосами и в короне Е. представлена на стихаре XVIII в. рус. работы (мон-рь вмц. Екатерины на Синае); как юная царица с распущенными волосами и в венце, с большим крестом в левой руке - на иконе «Вмц. Екатерина» в шитом окладе (кон. XIX - нач. XX в., мастерская Новотихвинского мон-ря, ЕМИИ); на иконе «Прп. Григорий и вмц. Екатерина. Избранные святые» (сер. XIX в., собрание Е. В. Ройзмана); с раскрытым свитком в руке - образ «Вмц. Екатерина, с избранными святыми на полях» (XIX в., частное собрание, Екатеринбург); как царица - в плате, украшенном жемчугами и каменьями, с красной накидкой на горностаевом меху, с ветвью, мечом и сломанным колесом у ног на иконе «Вмц.

http://pravenc.ru/text/189599.html

Особый иконографический вариант встречается на иконе 1863 г. (ГМИР), согласно утраченной надписи на обороте, переданной «в благословение от Нило-Сорской пустыни его императорскому высочеству наследнику цесаревичу и великому князю Николаю Александровичу». Образ обрамлен фигурными декоративными полями, Н. изображен прямолично на фоне грозового неба, слева от него вдали виден каменный храм пустыни, справа - деревянные постройки. Очевидно, ряд образков был заказан обителью в связи с празднованием 400-летия преставления святого в 1908 г. В 50-60-х гг. XX в. образ Н. в молении Спасителю, с видом скита, уподобленного деревянному граду, воздвигнутому между рекой и чащей леса, создан мон. Иулианией (Соколовой) (известен по фотографии из альбома игум. Марка (Лозинского) - см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 217). Поздняя академическая традиция изображения Н. отразилась в руководстве для иконописцев В. Д. Фартусова 1910 г. (описание облика Н. в соответствии с ранними месяцесловами помещено под 7 апр.): «…родом из русских бояр; старец со средней величины бородой; одежды преподобническия, в епитрахили» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 242). Изречения для текста на свитке предлагалось заимствовать из сочинения святого «Устав о жительстве скитском». Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в соответствии с общей тенденцией времени создавались иконы, на которых Н. был изображен вместе с др. святыми: с Антонием Римлянином (ок. 1914, из ц. прор. Илии на Цыпинском погосте, КБМЗ), со свт. Митрофаном Воронежским (из Кириллова Белозерского мон-ря, КБМЗ), со св. Иоанном Предтечей и с прп. Ефремом Сирином под образом Сретения (покровители престольных праздников Ниловой пуст., 1-я четв. XIX в., частное собрание; см.: Романенко Е. В. Преподобный Нил Сорский. М., 2008. С. 320). В живописной манере решена икона 1837-1840 гг. из иконостаса ц. прп. Мартиниана Белозерского в Ферапонтовом мон-ре: фигуры Н., преподобных Кирилла и Ферапонта Белозерских, Кирилла Новоезерского осеняет Св. Дух в виде голубя (на свитке Н. текст: «…моея радости не растворяйте о чада аз бо веселяся отхожду…»). На образе посл. трети XIX в. из ц. Казанской иконы Божией Матери в Устюжне Н. написан вместе с преподобными Кириллом Белозерским, Кириллом Новоезерским и Филиппом Ирапским; правая рука святого лежит на груди, в левой свиток с текстом: «Се удалихся бегая и водворихся в пустыни, чая Бога спасающаго мя» (Пс 54. 8-9). Аналогичная надпись - на свитке в руке Н. на иконе «Преподобные Нил Сорский, Кирилл Белозерский и Кирилл Новоезерский» кон. XIX в. (из Кириллова Белозерского мон-ря, КБМЗ), исполненной в академической манере. Образ Н. на этой иконе необычен: схима красного цвета надета поверх мантии, голову покрывает черный куколь. Для паломников изготавливались небольшие финифтяные образки с изображением Н., поясным или ростовым, на фоне леса, кон. XIX - нач. XX в. (НГОМЗ, КБМЗ, ЧерМО; см.: Госкаталог. РФ. 7271173, 6444806, 10799248).

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Скуфья прп. Кирилла Белозерского. Кон. XIV — нач. XV в. (КБМЗ) Скуфья прп. Кирилла Белозерского. Кон. XIV — нач. XV в. (КБМЗ) В 1585-1587 гг. над гробом преподобного была сооружена каменная церковь. Строительству предшествовало гневное послание Иоанна Грозного в Кириллов Белозерский мон-рь, в к-ром он укорял братию за пренебрежение памятью К.: это ярко проявилось в том, что над гробом опального кн. М. И. Воротынского был сооружен церковный придел, а над мощами К.- нет. К XVII в. мощи преподобного находились между Успенским собором 1496 г. и примыкающей к нему с северной стороны Кирилловской ц. В 1643 г. на средства боярина Ф. И. Шереметева над мощами К. была сооружена кипарисовая рака, украшенная позолоченными серебряными клеймами с изображением композиций на сюжеты Жития, сцен погребения и чудес преподобного, а также венцом с драгоценными камнями (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 1. Д. 667. Л. 66). В XVII в. краткое Житие святого вошло в состав печатного Пролога (1643), служба - в 1-е издание Служебных Миней (1627), память - в 1-е издание «Святцев с летописью» (1646). В 1781-1784 гг. в Кирилловом мон-ре вместо храма кон. XVI в. была построена ц. во имя К., существующая ныне. Пояс кожаный с калитой прп. Кирилла Белозерского. Кон. XIV в. (КБМЗ) Пояс кожаный с калитой прп. Кирилла Белозерского. Кон. XIV в. (КБМЗ) Подлинные вещи К. практически сразу стали главной святыней обители. Впервые связанные с К. реликвии зафиксированы в описи 1601 г.: перечень монастырских риз в ней начинается с риз чудотворца, крестов - с креста преподобного, отмечена также «купчая чюдотворца Кирила», хранившаяся в казне. Опись 1601 г. упоминает «киотец… а в нем крест золот с мощми Кирила чюдотворца» (Опись. 1998. С. 252). Вероятнее всего, речь идет о фрагментах вещей преподобного, т. к. все они в описи названы мощами: «Чюдотворцы Кирила мощи: часть клобука, шуба барания, ковш деревяной да тоска ременная, у ней пряжка деревяная, корман кожаный невелик» (Там же. Л. 336 об.). Кроме того, опись фиксирует почитание того места, где К.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Троицы). Аналогичный по расположению фигур большой образ нач. XVIII в. происходит из Кириллова мон-ря (КБМЗ), где этот сюжет был одним из любимых. Он по-разному воспроизведен и на монастырских памятниках лицевого шитья. Так, на оплечье стихаря из мастерской кнг. Евфросинии Старицкой (1565, КБМЗ) показан только К., смотрящий из окна своей кельи на место, обозначенное крестом. На пелене 1620-1635 гг. (вклад семьи Сулешевых, КБМЗ), исполненной в Вознесенском мон-ре Московского Кремля, К., взирающий на Пресв. Богородицу, держит в руках раскрытую книгу. Пелена 1-й пол. XIX в. (КБМЗ) состоит из 2 частей: панорамы Кириллова мон-ря с осеняющим его Св. Духом и изображения молитвы К. возле аналоя внутри кельи; вверху вышиты слова Божией Матери («Кирилле, изыди отъсюду…»). «Видение Кирила чюдотворца» было написано на стене у боковых дверей Успенского собора, рядом с «Сергиевым видением» - явлением Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Опись. 1998. С. 72). Прп. Кирилл Белозерский, в молении перед образом Божией Матери. Икона. 2-я треть XIX в. (АМИИ) Прп. Кирилл Белозерский, в молении перед образом Божией Матери. Икона. 2-я треть XIX в. (АМИИ) Как вариант этого извода изредка встречается изображение К. в молении образу Божией Матери с Младенцем, стоящего справа перед престолом с книгой и крестом, как на 2 иконах кон. XVII в. из ц. во имя К. в Вологде (ВГИАХМЗ). На верхнем поле - образ Св. Троицы Ветхозаветной. Вероятно, к числу «раздаточных» относилась подобная икона 2-й трети XIX в. (АМИИ): К. изображен в интерьере кельи, у него в руке свиток с текстом: «Се удалихся бегая и…» (Пс 54. 8). Возможно, иконография таких икон восходила к среднику чтимого житийного образа из вологодской Кирилловской ц. Уникальной по композиции является икона «Пресв. Богородица с сонмом святых, видом Нового Симонова монастыря и явлением прп. Кириллу Белозерскому» 1-й пол. XVIII в. (ГМЗК; см.: Полякова О. А. Архитектура России в ее иконе: Города, мон-ри и церкви в иконописи XVI-XIX вв. из собр. Музея-заповедника «Коломенское».

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Подвижнику принадлежат тексты слов и поучений. Основное собрание их находится в КБМЗ. В б-ке афонского Пантелеимонова мон-ря хранится рукопись «Слова на память преподобного Нила Сорского» (Каталог рукописей, печ. книг и арх. мат-лов Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Афон, 2013. Ч. 1: Славяно-рус. рукописи, хранящиеся в б-ке и архиве мон-ря. С. 434. 786. (Рус. Афон XIX-XX вв.; 7). Кроме церковных служб и молитв, написанных Н., известны «Главизны, или Душеспасительные размышления подвижника иеросхимонаха Нила»», представляющие собой сборник выписок из творений св. отцов, а также «Духовные стихотворения иеросхимонаха Нила» (ныне в РНБ). В течение всей жизни Н. собирал келейную б-ку: в ее составе книги с упоминаниями Кривоезерского мон-ря, Надеевской пуст., Троицкой ц. в с. Васильевском, Успенского скита Ниловой пуст. Это рукописные, старопечатные книги и книги гражданской печати. «Полное собрание псалмов Давыда. Собранные по порядку Псалтыри А. Решетниковым. Т. 1» (М., 1811) было подарено Н. его братом Алексеем 6 дек. 1821 г., в день его именин, «в знак чувствительнаго сердца» (КБМЗ. ГК-66). «Книгу блаженного Августина о подвиге христианина, содержащую в себе правило веры и наставления жизни» (СПб., 1787) в 1840 г. иером. Никону подарил архим. Иннокентий (КБМЗ. ГК-209). Ее подвижник считал «преполезной и душе назидательной». Почти все книги подписаны: «Наследователь сея богодухновенныя книги… многогрешный и сугубомногонемощной недостойный - увы! - звания человеческого! … а не только христианского - паче же иноческого и иерейского! - Никон многобедный… молю помянуть мое окаянство в молитвах своих» (Там же. СК-493). Иногда Н. дарил книги обители, 17 окт. 1852 г. он вложил «в число казенных книг… в пользу братии» книгу «Преподобных отцов Варсанофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошение учеников» (Там же. 8740). Книги творений св. отцов Антония Великого, Симеона Нового Богослова, Ефрема Сирина, Макария Великого, принадлежавшие Н., испещрены пометками: «зри», «зри, страшно зело». На чтение творений св. отцов Н. ежедневно отводил ок. 3 часов. Одной из пометок отмечена цитата из «Увещаний» прп. Антония Великого: «Хотящему бо спастися нет ни единаго препятствия, разве точию нерадение и уныние души» (Там же. СК-493. Л. 5). К 2018 г. книги из келейной б-ки Н. хранятся в КБМЗ и РНБ (Ф. 1271. 4, 9, 14, 31, 35, 36; см.: Шевченко. 2005. С. 755-758).

http://pravenc.ru/text/2577629.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010