Галактион, размыслив о виденном Епистимою, сказал ей следующее: — Черноризцы суть те, которые оставили свои богатства, жен и друзей и последовали за Христом, в нищете, чистоте и терпении проходя тесный и скорбный жизненный путь. Прекрасные девы — это оставившие своих женихов и родителей и всякую мирскую прелесть — пышные одежды, имение и прочую суету и последовавшие за Христом. А крылатые мужи суть Ангелы Божии, вместе с коими те девы радуются и ликуют на небесах и славят Бога хвалебными песнями. — О, если бы и нам Бог дал ликовать вместе с ними, — сказала Епистима. — Если сохраним девство наше, — сказал Галактион, — и, подобно им, отречемся от мира, то и нас всеблагой Бог удостоит такой же награды. — Если ты согласен, — отвечала Епистима, — я готова хранить девство свое, но я не желаю разлучиться с тобою, так как если разлучимся, то как будем мы в состоянии делить друг с другом нашу радость. — Дай мне сейчас же слово, — сказал Галактион, — что ты сохранишь девство свое и вместе со мною примешь иноческий образ, и я не разлучусь с тобою ни в сем веке, ни в будущем. Епистима дала требуемое им обещание, говоря: — Как непреложно верую я в Господа нашего Иисуса Христа, так и обещаюсь тебе исполнить желание твое, и последую за тобою, куда бы ты ни пошел. Галактион сказал: — Возблагодарим Бога нашего за то, что Он милостив к нам и услышал молитвы наши! Да утвердит и сохранит Он ненарушимым договор наш до конца!.. Вот я ухожу в дом свой и приготовлюсь в путь; сделай и ты тоже: раздай всё, что имеешь нищим, как раздам и я, и на третий день выйдем вместе из домов наших и пойдем, куда поведет нас Бог. Ты же захвати с собою и раба Евтолмия, — он человек благочестивый и будет вместе с нами иночествовать. После сего совещания, святые Галактион и Епистима разошлись и, раздав тайно всё, что у них было, нищим и приготовившись к пути, вышли, как сговорились, из домов своих ночью и пошли вместе, а с ними и раб Евтолмий. Чрез десять дней они пришли к горе, называемой Пуплион [ 7 ], в которой был монастырь, где спасались десять иноков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Галактион, размыслив о виденном Епистимою, сказал ей следующее: — Черноризцы суть те, которые оставили свои богатства, жен и друзей и последовали за Христом, в нищете, чистоте и терпении проходя тесный и скорбный жизненный путь. Прекрасные девы — это оставившие своих женихов и родителей и всякую мирскую прелесть — пышные одежды, имение и прочую суету и последовавшие за Христом. А крылатые мужи суть Ангелы Божии, вместе с коими те девы радуются и ликуют на небесах и славят Бога хвалебными песнями. — О, если бы и нам Бог дал ликовать вместе с ними, — сказала Епистима. — Если сохраним девство наше, — сказал Галактион, — и, подобно им, отречемся от мира, то и нас всеблагой Бог удостоит такой же награды. — Если ты согласен, — отвечала Епистима, — я готова хранить девство свое, но я не желаю разлучиться с тобою, так как если разлучимся, то как будем мы в состоянии делить друг с другом нашу радость. — Дай мне сейчас же слово, — сказал Галактион, — что ты сохранишь девство свое и вместе со мною примешь иноческий образ, и я не разлучусь с тобою ни в сем веке, ни в будущем. Епистима дала требуемое им обещание, говоря: — Как непреложно верую я в Господа нашего Иисуса Христа, так и обещаюсь тебе исполнить желание твое, и последую за тобою, куда бы ты ни пошел. Галактион сказал: — Возблагодарим Бога нашего за то, что Он милостив к нам и услышал молитвы наши! Да утвердит и сохранит Он ненарушимым договор наш до конца!.. Вот я ухожу в дом свой и приготовлюсь в путь; сделай и ты тоже: раздай всё, что имеешь нищим, как раздам и я, и на третий день выйдем вместе из домов наших и пойдем, куда поведет нас Бог. Ты же захвати с собою и раба Евтолмия, — он человек благочестивый и будет вместе с нами иночествовать. После сего совещания, святые Галактион и Епистима разошлись и, раздав тайно всё, что у них было, нищим и приготовившись к пути, вышли, как сговорились, из домов своих ночью и пошли вместе, а с ними и раб Евтолмий. Чрез десять дней они пришли к горе, называемой Пуплион в которой был монастырь, где спасались десять иноков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Если ты, говорит Он, « любишь Меня больше, нежели они, паси агнцев Моих ». Вот и здесь одобряется деятельность, потому что заботиться о других, сострадать, предстательствовать, не искать своего, но всего того, что должен иметь пастырь, все это относится к деятельности, а не к чудесам и не к знамениям. Но апостолы, скажешь, за чудеса сделались такими? Нет, не за чудеса, а за жизнь, и ею особенно они просияли. Поэтому Христос и говорил им: « так да светит свет ваш пред людьми, чтобы видели » люди не чудеса, но « ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного » (Мф. 5:16). Видишь ли, как везде блистает деятельность, одобряется жизнь добродетельная? Хочешь ли, я покажу тебе, что и сам Петр, этот верховный из апостолов, который явил и высочайший образ жизни, и творил чудеса, превышающие естество человеческое, если сравнить то и другое — и чудеса и жизнь его, удостоился чести более за жизнь, чем за знамения? Выслушай следующее событие. « Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый » (Деян. 3:1). Не читай без внимания этого повествования, но остановись тотчас на самом вступлении в него и заметь, какая была между ними любовь, согласие и единодушие, какое во всем имели они общение между собою, и как они соединены были союзом божественной дружбы во всех делах, и в трапезе, и в молитве, и в хождении, и во всем прочем являлись вместе друг с другом. Если же эти столпы, твердыни, имевшие великое дерзновение пред Богом, нуждались во взаимной помощи и совершали все при взаимном содействии, то не гораздо ли более мы, слабые, бедные и ничтожные, имеем нужду во взаимной помощи? « Брат от брата вспомоществуемый », говорит Писание, « как город крепкий » (Притч. 18:19). И еще: « Как хорошо и как приятно жить братьям вместе » (Пс. 132:1)? Были только Петр и Иоанн, но они имели Иисуса посреди себя: « где двое или трое собраны во имя Мое », сказал Он, « там Я посреди них » (Мф. 18:20). Видишь ли, как важно быть вместе? Но они не просто были вместе: и мы теперь все вместе; но должно быть вместе посредством союза любви, по расположение воли; и как тела наши теперь находятся близ друг друга и соединяются в одном месте, так должны соединяться и сердца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И чтутся паки по обычаю чтения сия. И продолжает чтения праздника: Пророчества Исаиина чтение (глава 11): 4. Пророчества Исаии чтение Тако глаголет Господь: изыдет Жезл от корене Иессеова, и Цвет от корене его взыдет, и почиет на Нем Дух Божий, Дух мудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, Дух страха Божия исполнит Его. Не по славе судит, ниже по глаголанию обличит, но судит правдою смиренных суд, и обличит правостию славныя земли, и поразит землю словом уст Своих, и Духом устен убиет нечестиваго. И будет правдою препоясан по чреслех Своих и истиною обвит по ребром Своим. Тогда пожирует волк со агнцем, и рысь почиет с козлищем, и телец, и лев, и юнец вкупе пожируют, и отроча мало поведет их. Телец и лев вкупе пасутся, и вкупе чада их будут; и лев, яко вол, снесть плевы. И отроча младо на пещеру аспидску и на ложе племене аспидска руку возложит. И не сотворят зла, ниже имут погубити ни единаго же на горе святей Моей, занеже наполнися вся земля познати Господа, яко воде мнозе покрыти моря. И будет в день он корень Иессеев и возстаяй владети языки; на него языцы уповают, и будет покой его честь. Так говорит Господь: Выйдет отрасль от корня Иессеева, и цвет от корня (его) взойдет; и почиет на нём Дух Божий: Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия; исполнит Его Дух страха Божия: не по внешности Он будет судить и не по молве обличать, но будет судить смиренного правым судом, и обличит c прямотою славных земли, и поразит землю словом уст Своих, и Духом уст [Своих] истребит нечестивого. И будут правдой препоясаны чресла Его, и истиной обвиты ребра (Его). И волк будет пастись вместе с ягненком, и барс отдыхать вместе с козленком; и теленок, и бык, и лев вместе будут пастись, и малое дитя поведет их. И бык и медведь вместе будут пастись, и вместе детеныши их будут; и лев и вол будут вместе есть солому. И Дитя юное на нору аспидов и на гнездо порождений аспидов руку наложит; и не будут причинять зла, и не смогут погубить никого на горе святой Моей, ибо вся (земля) наполнится ведением Господа, как вода многая покрывает моря. И будет в тот день Корень Иессеев и Восстающий, чтобы начальствовать над язычниками: на Него язычники будут надеяться, и будет покой Его – честь! Ис 11:1–10

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

Исаак является иконой Иисуса Христа, Который проходит скорбный путь по воле Отца Небесного И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе (Быт. 22, 6). Вот это выражение: и пошли оба вместе встречается и в конце 8го стиха: и шли далее оба вместе (Быт. 22, 8). И здесь очень часто чередуются слова: «отец – сын», «сын – отец». Кого символизирует Исаак, который несет дрова на своих плечах, древо, чтобы стать жертвой? Он символизирует Иисуса Христа, нашего Господа. В этот момент Исаак является иконой Иисуса Христа, Который проходит скорбный путь по воле Отца Небесного. Климент Александрийский пишет: «И сам Исаак (ибо можно истолковать это по-иному) есть образ Господа. В самом деле, он – сын, как и Господь – Сын, ведь он (Исаак) был сыном Авраама, так же, как и Христос – Сыном Бога; кроме того, он жертва, так же, как и Господь. Однако Исаак не был принесен в жертву, как Господь, но только понес дрова для священнодействия, так же, как и Господь – древо креста. И он (Исаак) таинственно рассмеялся (Быт. 21, 3, 6 – “Исаак” (“смех”)), пророчествуя, что Господь исполнит радостью нас, избавленных от тления кровью Господней» . И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения ? (Быт. 22, 6–7). Здесь Исаак явно перепроверяет свои подозрения. Авраам сказал: Бог усмотрит ( ) Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе (Быт. 22, 8). Вот эти слова: «Бог усмотрит Себе агнца» – это Евангелие или пророчество об Иисусе Христе. Бог Отец усмотрел Себе Агнца, когда так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (в жертву – О.С.), дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Вот эти пророческие диалоги свидетельствуют об уровне этих людей! Исаак проявляет величайшее смирение! И опять этот повтор: И шли далее оба вместе – это свидетельство того, что уровень отца и сына был одинаков (сравнялся). И может быть, уровень Исаака был даже выше уровня Авраама, потому что Авраам идет принести жертву, а Исаак идет, чтобы стать этой жертвой.

http://pravoslavie.ru/109426.html

Кого ты лучше? Сойди, и спи с необрезанными среди пораженных мечом». Там Ассур и все сборище его. (Следующего затем: там положены все пораженные, и гроб его во глубине рва, и было сборище его в еврейском нет, но прибавлено Семьюдесятью. Затем говорится Вокруг гроба его все пораженные, павшие от меча (И снова из издания Феодотиона под астерисками прибавлено: Они поставили гробы его по краям рва, и было сборище вокруг гроба его. Все они пораженные и падающие от меча. После того LXX поставили Они навели собою страх в стране жизни. Там Елам и вся сила его вокруг гроба его, все пораженные и падающие от меча, и все необрезанные, отходящие во глубину земли, которые собою наводили ужас в стране жизни и получили мучение свое вместе с отходящими в ров среди пораженных. Там положены Мосох, и Фувал и вся сила их вокруг гроба его, все пораженные его, все необрезанные и пораженные мечом, которые собою наводили ужас на страну жизни и не уснули вместе с исполинами, павшими от века: они сошли в преисподнюю с оружием, которое употребляели для воин, и положили мечи свои под головы свои, и остались беззакония их на костях их, ибо они наводили ужас на исполинов во время жизни своей. Я ты среди необрезанных будешь сокрушен, и будешь спать с пораженными мечем. Там Едом, и цари его, и все князья Ассура, которые предали силу его на поражение мечом: они уснули вместе с пораженными, с отшедшими в ров. Там все князья севера, все военачальники Ассура, которые сошли пораженные с ужасом их и посрамленные в силе своей уснули, как необрезанные, вместе с пораженными мечом, и приняли мучение свое вместе с отходящими в ров. Увидит их фараон и утешится о всей силе их: пораженные мечом, фараон и вся сила его, говорит Господь Бог. Ибо Я навел страх его на страну жизни, и будет он спать среди необрезанных вместе с пораженными мечом, фараон и все множество его, говорит Господь Бог.    Мне небезызвестно, что такое разногласие между двумя изданиями неприятно будет для разборчивого читателя, но что мне делать с моими обвинителями, которые, если я опущу что-либо из перевода LXX толковников, кричат, что я святотатец и не имею страха Господня, в особенности те, которые хотя отступают от правой веры и следуют заблуждениям манихеев, однако смущают души неопытных, если получают возможность указать на какое-либо отступление от древнего обычая, желая более заблуждаться, нежели научиться чему-либо истинному от ревнителя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ну мы, собственно, в меру сил пытаемся об этом хотя бы говорить в эфире. — Это, конечно, жуткая тема. Я дерзну сказать, что все эти люди не случайно вместе собраны, потому что нельзя собраться вместе большому числу людей случайно. Кто-то опоздает, кто-то проспит, кто-то сядет на другой рейс... Люди собраны вместе, это братская могила, это некая братская смерть. Я, конечно, надеюсь на милость Божию, что все они, как выпившие одну чашу, будут помилованы Богом. Об этом и молится Церковь. Хотя оставляем последнее слово за Богом. Мы не должны обижаться на Господа, если Он вдруг разберётся между ними, сепарирует их, скажет: «Ты — сюда, а ты — сюда». Всё-таки в Евангелии сказано, что в некие страшные дни «будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится». Т.е. в одной и той же ситуации будут несколько людей находиться, и их застанет Суд в этом состоянии: они все вместе, но один заберётся, а другой оставится. Поэтому мы за Бога не решаем, мы не можем сказать, что они все спаслись. Мы не имеем на это никакого права, потому что не мы спасаем людей и не мы открываем им двери рая. Мы надеемся на это, мы надеемся на милость Божию, мы имеем сострадание и ужас о произошедшем. Мы знаем в том числе то, что у Бога есть больше сострадания, чем у нас, вместе с тем — что у Него и справедливости больше. Поэтому, сохраняя страх, у нас есть надежда. Жизнь наша проходит между страхом и надеждой: у нас есть страх перед справедливостью Божией и надежда на то, что Он всех простит. И Церковь просит, чтобы Он простил всех, чтобы эта тяжёлая кончина была во искупление всех грехов человеку, чтобы Он забрал их всех к Себе, чтобы им было хорошо. Мы надеемся на это. Наш добрый Господь имеет на это полное право. Но переставать бояться мы не должны. Поэтому вот здесь нужно понимать, что у нас есть страх и надежда, и жизнь наша проходит посерёдке между страхом и надеждой. Нам нужен страх, чтобы не охаметь, и нужна надежда, чтобы не отчаяться. Вот так мы живём. Царствие Небесное всем погибшим. Конечно, наши сердца — с ними, наша молитва Богу — за них, мы боимся за всех, летающих по воздуху. У Бога есть много доброты, Господь наш действительно добрый. Так что сохраняя страх, мы имеем надежду — в этом и есть жизнь христианская.

http://radonezh.ru/text/bog-velel-vspomn...

«Ответ». Если апостол заповедует «удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» ( 2Фес.3:6 ), то как вы сами по себе не благорассудили? Итак, если они будут воздерживаться от греховной привычки, подвергшись и надлежащей епитимий, то могут быть принимаемы. Впрочем, надобно наблюдать, кто те, которых вы называете «встречающимися», – еретики ли они, или явно предосудительные по жизни? О таких говорит апостол: «называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем», и пр., «с таким даже и не есть вместе» ( 1Кор.5:11 ). «Вопрос 9». О пресвитерах, вкушавших пищу вместе с еретиками однажды или дважды, но не вступавших в общение с ними, или не подписавшихся, или не служивших вместе с ними: можно ли допускать таких к общей трапезе и псалмопению, с печатью благословения, или без печати? «Ответ». Относительно таких надобно наблюдать: священники, вкушавшие пищу, со священниками ли еретиками, или с таковыми мирянами вкушали пищу, и с известными ли или православно мыслящими, но имеющими общение с еретиками? В случае священных лиц суд строже. Но тех и других, по надлежащем раскаянии, можно допускать к общению и в соли, и в молитвах, и в печати. «Вопрос 10». О мирянах, подписавшихся под ересью и имеющих общение с нею: можно ли с такими мирянами православным мирянам вместе вкушать пищу? «Ответ». Безразличие – причина зол. «Не указывают различия между чистым и нечистым», – говорится в Писании ( Иез.22:26 ). Поэтому, если православные имеют ревность, то им не следует допускать таких до вкушения пищи вместе, пока они наперед не подвергнутся епитимий за нечестивую подпись и не откажутся от общения с еретиками. Но так как некоторые оскверняются общением с еретиками по стеснительным обстоятельствам, избегая опасностей, то можно допускать их до вкушения пищи вместе, если они исповедуют, что делали это случайно, и раскаиваются. Впрочем, и тогда не безразлично со всеми, а с некоторыми соответствующими условиями, принося и тем, и другим пользу, а не вред душевный.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Ответ. Когда апостол заповедует удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас ( 2Фес. 3:6 ), то как вы сами по себе не благорассудили? Итак, если они будут воздерживаться от греховной привычки, подвергшись и надлежащей епитимии, то могут быть принимаемы. Впрочем, надобно наблюдать, кто те, которых вы называете «встречающимися», еретики ли или явно предосудительные по жизни? О таких говорит апостол: Кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем и проч., с таким даже и не есть вместе ( 1Кор.5, 11 ). Вопрос 9. О пресвитерах, вкушавших пищу вместе с еретиками однажды или дважды, но не вступивших в общение с ними, или не подписавшихся, или не служивших вместе с ними; можно ли допускать таких к общей трапезе и псалмопению, с печатью (благословения) или без печати? Ответ. Относительно таких надобно наблюдать: вкушавшие пищу священники со священниками ли еретиками или с мирянами вкушали пищу, и с известными ли или православно мыслящими, но имеющими общение с еретиками? В случае священных лиц суд строже. Но тех и других по надлежащем покаянии можно допускать к общению и в соли, и в молитвах, и в печати. Вопрос 10. О мирянах, подписавшихся под ересью и имеющих общение с нею; можно ли с такими мирянами православным мирянам вместе вкушать пищу? Ответ. Безразличие – причина зол. Между нечистым и чистым не разделяху, говорится в Писании (см.: Иез. 22:26 ). Поэтому если православные имеют ревность, то им не следует допускать таких до вкушения пищи вместе, пока они наперед не подвергнутся епитимии за нечестивую подпись и не откажутся от общения с еретиками. Но так как некоторые оскверняются общением с еретиками по стеснительным обстоятельствам, избегая опасностей, то можно допускать их до вкушения пищи вместе, если они исповедуют, что делали это случайно, и раскаиваются [приносят покаяние]; впрочем, и тогда не безразлично, а с некоторыми соответствующими обстоятельствами [условиями], приносящими и тем и другим пользу, а не вред душевный.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Приняв Христовы Тайны, мы несем в себе Христа. Мы становимся подобными человеку, который несет чату, наполненную до краев вином или водой: если он будет неосторожен, то может расплескать часть жидкости, а если споткнется и упадет, то потеряет всё, что было в чаше. Причастившись Христовых Таин, мы должны сознавать, Кого мы в себе несем. И с момента Причастия без паузы, без перерыва должна начаться паша подготовка к следующему причастию. И не надо думать, что если мы причастились сегодня, то к следующей Евхаристии можно готовиться за три дня или за день до нее, а в остальное время жить так, как будто Христос не присутствует в нас. Мы никогда не должны забывать о Христе, с Которым соединились духовно и телесно. Таинство Брака Брак есть таинство, в котором жених и невеста перед Богом и Церковью дают свободное обещание взаимной супружеской верности и их союз благословляется во образ духовного союза Христа и Церкви и испрашивается благодать чистого единодушия для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Брак, по святоотеческому выражению, является «таинством прежде всех таинств», поскольку он установлен Богом еще в райском саду. По сотворении Адама и Евы благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1:28). Соединив первых мужчину и женщину брачными узами, Господь навеки освятил закон супружеского сожительства. Брачный союз имеет глубокий таинственный смысл: муж и жена, соединенные друг с другом узами любви, уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19:6). Судьба Адама и Евы, первой супружеской пары, — уникальный пример таинства Брака. Господь создал их для совместной жизни, и они приняли друг друга как дар Божий, нимало не колеблясь. Они вместе жили в раю, вместе были изгнаны из него, вместе терпели скорби, вместе растили детей. Отойдя в мир иной, вместе оказались в аду, вместе выведены оттуда Христом. Они сохранили верность друг другу как в раю, так и в аду, как в радости, так и в скорби, как в дни успехов, так и в моменты падений. Две человеческие судьбы были неразрывно связаны и стали одной судьбой.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010