«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Книги премудрости Соломона. Книга Екклесиата, или Проповедника. Книга Притчей Соломоновых В книге Премудрости Соломона, которая не является канонической, собраны вероучительные наставления, почему она и считалась в ветхозаветной церкви учительной. Высота учения, заключающегося в этой книге и ее наставительный характер стали причиной того, что эта книга с самой глубокой древности даже в христианской церкви пользовалась величайшим уважением. Отцы I и II вв., например Климент Александрийский, Иустин Философ, Тертуллиан, приводят места из книги Премудрости Соломона. В Православной Церкви из книги Премудрости Соломона заимствуются для церковного богослужения шесть паремий в дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, ввиду того, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости Соломона торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Книги премудрости Соломона: Книга Премудрости Соломона. Книга Екклесиаста, или Проповедника. Книга Притчей Соломоновых Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС-14-324-2931) Текст приводится по изданию: Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. Книга Премудрости Соломона 1 Любите справедливость, судьи земли, право мыслите о Господе, и в простоте сердца ищите Его, 2 ибо Он обретается неискушающими Его и является не неверующим Ему. 3 Ибо неправые умствования отдаляют от Бога, и испытание силы Его обличит безумных. 4 В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, 5 ибо святой Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

13, 29)? Бывают конфессионально-преувеличенные расширения смысла некоторых библейских стихов. Например, протестанты укоряют православных за то, что в нашей церковной жизни есть практики, обряды и вероучительные формулы, буквально не предписываемые Библией. Чтобы оправдать свое убеждение в том, что человечество не в силах ничем и никак обогатить свой опыт после дарования ему Библии, что ничего иного, нового (раскрывающего Библию в многообразии человеческой жизни и истории) быть уже не может, они приводят заключительный стих книги Откровения: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр. 22, 18–19). Это печать, которой ап. Иоанн запечатывает свою книгу. На каком основании надо считать, что эта печать относится ко всей Библии? Иоанн предостерегает от искушения дополнять данное ему Откровение иными видениями, снами и голосами. Это вполне понятная предосторожность. Иоанн несколько раз повторяет: «книга сия». Библия же — это не книга, а «книги» (βιβλια — множественное число от греческого βιβλος — книга). «Книга пророчеств» — это книга Откровения, а не Библия в целом (включающая в себя, например, такие послания Павла, которые являются чисто пастырскими, но никак не пророческими: к Филимону, например). Когда Иоанн писал эти слова, то никакого Нового Завета (в смысле сборника апостольских книг) просто не существовало. Впервые разрозненные книги собрал и издал воедино лишь Маркион в середине II столетия. Более того — вплоть до пятого века именно книга Откровения в Восточных Церквах не включалась в сборники новозаветных текстов (прежде всего на основании евангельских слов: «Закон и пророки до Иоанна» (Крестителя) — Лк. 16, 16). «Книга пророчеств», написанная после дней Иоанна Крестителя, казалась нарушающей эти слова Спасителя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В завершение святой Иоанн предупреждает всякого, кто решится что-либо добавить к его видениям или что-либо отнять от них, и говорит: и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни (Откр. 22 , 19). Часть 2 До сих пор мы приводили свидетельства пророков и апостолов о невидимой книге жизни. А теперь приведем свидетельство Всевышнего и Всеистинного, свидетельство Самого Господа, для Которого пророки и апостолы были только слугами, трудящимися для спасения человеческого. Когда Господь, избрав семьдесят апостолов, кроме первых двенадцати, послал их в народ проповедовать Радостную Весть, исцелять больных, освобождать людей от злых духов, они поступили по повелению и выполнили свою задачу с великим для себя удовольствием, ибо, вернувшись, они с радостью говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем [ 1 ]. Так говорили апостолы, полагая, что это самый большой дар, который Бог может дать людям,- побеждать и изгонять бесов. Но Иисус не желает, чтобы их ум задерживался на этом даре властвования над духами зла. Он хочет, чтобы Его ученики и последователи думали о позитивном - о главной цели жизни, о Царстве Небесном, которое есть Божий дар, превыше всех даров. Потому отвечает им: однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк. 10 , 20). Снова, значит, эта невидимая книга и это таинственное записывание имен, причем по свидетельству Того, Кто сошел с небес [ 2 ] и Кто лучше самих Ангелов знает тайны небесные. Так говорится о невидимой книге в Священном Писании. Но в Священном Предании Православной Церкви существует много свидетельств об этой книге, явленной духу благодатных людей. И даже в наше время есть люди - некоторых из них мы лично знаем,- которые были мертвы и ожили и которые видели книгу имен человеческих в небесном свете пред Старцем (см. мою книгу " Еммануил " , часть первая [ 3 ]). После всех известных свидетельств ясно, что эта книга есть не нечто символическое, но как раз действительное. В существовании этой книги мы никак не можем сомневаться. Ведь если существует небесный град, горний Иерусалим, с воротами, улицами, дворами и престолами и если существуют светильники и кадильницы на небе, то почему не должна существовать и книга? Книга жизни, или книга судьбы? Эта книга не для Бога: и без какой бы то ни было книги Бог всеведающий все знает; все знает и все помнит. Книга означает памятование на небе всего, что происходит на земле: она для людей, не имеющих памятования о Боге. Существование этой пока что невидимой книги не может ставиться под сомнение, даже если она представляется в крайне нематериальном, духовном смысле: по этому поводу ничто не смущает мою душу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1306...

Напротив, бывают конфессионально-преувеличенные расширения смысла некоторых библейских стихов. Например, протестанты укоряют православных за то, что в нашей церковной жизни есть практики, обряды и вероучительные формулы, буквально не предписываемые Библией . Чтобы оправдать свое убеждение в том, что человечество не в силах ничем и никак обогатить свой опыт после дарования ему Библии, что ничего иного, нового (раскрывающего Библию в многообразии человеческой жизни и истории) быть уже не может, они приводят заключительный стих книги Откровения: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» ( Откр. 22, 18–19 ). Это печать, которой ап. Иоанн запечатывает свою книгу. На каком основании надо считать, что эта печать относится ко всей Библии? Иоанн предостерегает от искушения дополнять данное ему Откровение иными видениями, снами и голосами. Это вполне понятная предосторожность. Иоанн несколько раз повторяет: «книга сия». Библия же – это не книга, а «книги» – множественное число от греческого – книга). «Книга пророчеств» – это книга Откровения, а не Библия в целом (включающая в себя, например, такие послания Павла, которые являются чисто пастырскими, но никак не пророческими: к Филимону, например). Когда Иоанн писал эти слова, то никакого Нового Завета (в смысле сборника апостольских книг) просто не существовало. Впервые разрозненные книги собрал и издал воедино лишь Маркион в середине II столетия. Более того – вплоть до пятого века именно книга Откровения в Восточных Церквах не включалась в сборники новозаветных текстов (прежде всего на основании евангельских слов: «Закон и пророки до Иоанна» (Крестителя) – Лк. 16, 16 ). «Книга пророчеств», написанная после дней Иоанна Крестителя, казалась нарушающей эти слова Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protesta...

Политику Манассии продолжил его сын Амон (642–640), который сменил его на престоле в 642 году ( 2Пар.33:21–22 ). Процарствовав только два года, он пал жертвою заговора своих приближённых, очистив место для своего малолетнего, но достойного сына Иосии. О том что Иосия с детства имел представление об истинной религии, свидетельствует тот факт, что уже за шесть лет до того, как была обнаружена Книга Закона, он начал проводить в жизнь свои реформаторские идеи. Что представляла из себя эта книга? Почему на протяжении долгого времени она считалась потерянной? Хотя содержание найденной в храме книги не указывается, но о ней сказано, что она «дана рукою Моисея» ( 2Пар.34:14 ). На основании этого Книга Закона могла содержать всё Пятикнижие или только Второзаконие. Пролить свет на это событие поможет нам одно место из книги Второзаконие, составленное «рукою Моисея». «Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: Возьмите сию книгу закона, и положите её одесную ковчега завета Господа, Бога вашего, и она там будет свидетельством...» (31:24–26). Итак, когда Моисей «вписал в книгу все слова закона», он повелел левитам, носящим Ковчег завета, положить её рядом с ним для хранения и свидетельства. Разумно было бы предположить, что во время нечестивого царствования Манассии этой книге угрожала опасность быть уничтоженной. И вот тогда она была спрятана священниками в постройке храма, где и нашли её при ремонтных работах рабочие царя Иосии. К какой же части Ветхого Завета вероятнее всего могла относиться найденная Книга Закона? Возможно к той, которая впоследствии получила название «Тора» (евр. – «учение», «закон»), или Пятикнижие Моисеево. Ведь именно в Пятикнижии есть книга, которая особенно ярко отражает все идеи, получившие свою реализацию в реформах Иосии. И эта книга – Второзаконие. При сравнении рассказа Книги Царств о реформах Иосии с текстом Второзакония можно обнаружить большое сходство. Так, Второзаконие требует самым жестоким образом наказывать тех, кто «пойдёт и станет слушать иных богов, и поклоняться им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному... Мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие... побей их камнями до смерти» (17:3–5). Это требование закона было в точности выполнено Иосией. Второзаконие требует также искоренения культа всех иных богов и наличие только одного жертвенника для приношений Господних. «И разруште жертвенники их, и сокрушите столбы их, сожгите огнём рощи их, разбейте истуканы богов их...» (12:3–6), – что и сделал Иосия. Кроме того, жертвоприношения во время царствования Иосии были сосредоточены только в Иерусалиме и запрещены во всех других местах. Таким образом, результатом реформы царя ( 4Цар.22–23 и 2Пар.34–35 ) стал не только разгром языческих культов, но и появление у народа Книги Закона, которую, по общепринятому мнению, считают Пятой Книгой Моисеевой, или Второзаконием.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Преп. Симеон Новый Богослов в изумлении перед картиной будущего Суда для всего человечества пишет: «Долго и трудно толкуемо слово о будущем Суде, поскольку речь идет не о существующих и видимых вещах, но о будущих и невидимых… Владыка и Бог всяческих, Господь наш Иисус Христос тогда просияет сиянием Его Божества, и видимое солнце померкнет от сияния Господа… и звезды погаснут, и все видимое сложится, как книга, то есть отступит, чтобы дать место своему Творцу. И будет Он один – и день вместе и Бог; и Он, сегодня невидимый для всех и пребывающий в свете неприступном, тогда явится всем таким, Какой Он есть во Славе Своей, и исполнит все Своим собственным светом и для святых наступит день невечерний, нескончаемый, полный всяческой радости». Интересную подробность мы узнаем из книги Откровения Иоанна Богослова: И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими ( Откр. 20:11-12 ) Что касается «книги жизни», то ее прообраз понятен. В то время у каждого правителя города была книга, в которую вносились имена живущих. Если человек умирал, его имя стирали. Здесь автор Откровения показывает нам, что на Небесах, в мире ином, также есть книга, в которой записаны все, кто сподобился жизни вечной. Более таинственен другой образ – книга, в которой описаны все дела людей. О похожем сообщал другой мистик и священный автор, пророк Даниил: Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги ( Дан. 7:10-11 ). Что это за таинственная книга (или книги), в которых написана вся жизнь человеческая? Скорее всего, мы имеем дело с таинственным символом, которым иллюстрируется Истина о всеведении Божием. Господь все знает! Человеческая память может подвести, но у Бога в памяти все сохраняется непреложно, как будто бы записано.

http://azbyka.ru/parkhomenko/zhizn-za-po...

Скачать epub pdf Глава пятая «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями» ( Откр. 5, 1 ). В правой руке у Бога Отца находится книга, написанная и запечатанная семью печатями. Обычная по форме книга впервые начинает употребляться для религиозного чтения только во времена Нового Завета, а во дни Ветхого Завета все книги писались на свитках. Книга имеет семь печатей. Каждый раз, когда снимается печать, раскрывается содержание некоторого текста. 47 Это книга, в которой описывается будущее (хотя для Бога нет прошлого и будущего, есть только настоящее), книга судеб Божиих, книга замысла обо всей вселенной. Ведь Бог не просто наблюдает за миром, Он властно управляет мировой историей, совершая то, что Ему угодно. В этой книге содержится план Бога о будущем всей вселенной – начиная со времен Христа. В ней – большое количество записей, потому что замысел Творца чрезвычайно богат; он настолько велик, что никто не может объять его разумом. Эта книга запечатана, потому что тайна Бога скрыта в Его собственном уме, и Он никому и никогда до конца Своей воли не открывает. В каждую историческую эпоху происходят неожиданные вещи, которые никак не выводятся из предыдущего течения мировой истории. История движима волей Отца Небесного, ведущего вселенную к Своей цели. Как Господь говорит о еврейском народе в Книге пророка Иеремии: «Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» ( Иер. 29, 11 ). Господь в Ветхом Завете говорит евреям через двух пророков, Иеремию и Иезекииля, об одном и том же: что последствия грехов обрушиваются на людей, но не сам грех. 48 «В те дни уже не будут говорить: „отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» ( Иер. 31, 29–30 );«Зачем выупотребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: „отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»?» ( Иез. 18, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

А – Апокалипсис ( Откр. 1:11 ) В – книга жизни ( Откр. 3:5 ) С – запечатанная книга ( Откр. 5:1– 5, 7– 9 ) С» – книжка ( Откр. 10:2, 8, 9,10 ) В» – книга жизни ( Откр. 13:8; 17:8; 20:12,15; 21:27 ) + книга людских деяний (20:12) А» – Апокалипсис ( Откр. 22:7, 9,10,18–19 ) Представляется, что выявленная хиастическая структура не является случайностью, но отражает намерения автора и глубокую продуманность всего его труда. Данная структура позволяет помочь выстроить связи и раскрыть отношения между всеми упоминаемыми небесными книгами и самим Апокалипсисом. Немаловажно, что сам Апокалипсис, как книга, также оказывается включенным в выявленную нами структурную схему. Упоминания Апокалипсиса, как книги Апокалипсис, как книга, появляется в первой ( Откр. 1:11 ) и последней ( Откр. 22:19 ) главах Откровения Иоанна Богослова. Можно утверждать, что это не случайно – эти стихи знаменуют собой начало повествования и его конец. Немаловажно также, что еще прежде начала всех видений, Тайнозритель получает повеление прославленного Христа: «то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии» ( Откр. 1:11 ). Также, к обозначению всего Апокалипсиса, как книги примыкает именование текста Апокалипсиса «пророчеством», ярко звучащее также в начале и в конце произведения: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем...» ( Откр. 1:3 ), «Блажен соблюдающий слова пророчества книги сей» ( Откр. 22:7 ), и «Не запечатывай слова пророчества книги сей, ибо время близко» ( Откр. 22:10 ). Данные указания на Апокалипсис, как книгу (вместе с изречением Откр. 1:3 ), служат композиционным обрамлением всего произведения, своего рода, обозначением его границ. Второе указание на Апокалипсис, как книгу, появляется в последней, 22-й главе. После завершающего видения Небесного Иерусалима вновь, как и в начале произведения, звучат обращения к предполагаемым читателям и заключительные пожелания благодати. Апокалипсис снова именуется книгой, причем, речь идет уже о полностью законченном произведении: «...и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в древе жизни, и в святом граде, и в том, что написано в книге сей» ( Откр. 22:18–19 ). Можно сказать, что с помощью этой формулы, призванной оградить написанный текст от всяческих искажений, автор маркирует завершение повествования и ставит последнюю точку в своей книге. Вывод: взаимное отношение образов книг Апокалипсиса

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

В некотором смысле это совершенно уникальная книга. Есть версия, что древнейшей книгой Библии является Книга Иова, по другим данным – книга Бытия. Иов жил до Моисея, и Книга Иова более древняя, чем книги Моисея. В Библии выражение «так сказал Господь» употребляется более 2500 раз. Сердцевиной Библии является чудо, без чуда нет христианства. Библия – книга великих дел Бога. Слова же есть порождение человеческого ума (примышление). Кто является автором Библии? Автор Библии (и Ветхого, и Нового завета) – Дух Святой. Символ Веры говорит: «[верую] в Духа Святаго… глаголавшаго пророки». В Новом Завете есть 276 цитат из Ветхого Завета. Наш Бог – он Бог и Ветхого, и Нового Завета. Ветхий Завет говорит о Христе грядущем, а Новый Завет – о Христе пришедшем. Также важно помнить, что авторами книг Библии, которые подписаны и вошли в канон, являются именно те, кем они и подписаны. Если, например, вы не верите, что Екклесиаст был написан Соломоном, вы не христиане. Как доказать, что Библия – Слово Божие? Пять аргументов: 1) высота учения (нетривиальность); 2) нравственная чистота; 3) чудеса; 4) сбывшиеся пророчества; 5) мощное воздействие на людей вплоть до наших дней. Вопрос подлинности Ветхого Завета. 1 . Доверие Богу. Мог ли Бог сохранить Свое Слово в веках? Конечно, да. 2 . Бог повелевает написать слова Закона. «И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной» ( Исх. 17, 14 ). Второй раз Господь повелевает: «И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем» ( Исх. 34, 27 ). «Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя» ( Втор. 31, 24–26 ). По повелению Господа вся книга была закончена, и подлинник ее положен по правую сторону Ковчега Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную: а они свидетельствуют о Мне (Ион. 5:39)… Ибо если бы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он написал о Мне» (Лук. 5:46), — говорил Господь иудейским законникам.   Еще яснее и подробнее раскрывал эту истину Господь Своим ученикам, явившись им по воскресении, как свидетельствует ев. Лука: «И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании…И сказал им: вот то, о чем Я говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лук. 24:27,44).   Кроме такого общего заявления, Господь указывает нередко и частные случаи ветхозаветных образов и пророчеств, имевших отношение к Его жизни, учению, крестным страданиям и смерти. Так, напр., он отмечает преобразовательное значение медного змея, повешенного Моисеем в пустыне (Ио.3:14), указывает на исполнение пророчества Исайи о «лете Господнем благоприятном» (Лук. 4:17–21; Ис. 61:1–2), говорит об осуществлении всех древних пророчеств, касавшихся Его искупительной жертвы (Мф. 26:54, Лук. 22:37) и даже на самом кресте, перед Своей искупительной смертью восклицает: «Совершилось!» (Ио. 19:30), указывая, что исполнилось всё то, что «многократно и многообразно было говорено через пророков» (Евр. 1:1). 3. Исторические Книги Содержание: Краткий обзор исторических книг Библии. Значение ветхозаветных пророков. Книга Иисуса Навина. Верою пал Иерихон. Книга Судей. Книги Царств. Иерусалимский храм. Книга Ездры. Книга Неемии. Книга Есфирь. Книга Иудифь. Маккавейские книги. Последние годы до пришествия Спасителя. Хронология. Краткий обзор исторических книг Библии Исторические книги Ветхого Завета охватывают жизнь еврейского народа со времени его вступления в Обетованную Землю при Иисусе Навине (1451 лет до Р. Х.) до периода Маккавеев (150 лет до Р. Х.). В частности, книги Иисуса Навина и Судей охватывают ранний период жизни еврейского народа, когда еврейские племена, населявшие Обетованную землю, еще не были объединены в одно государство, но жили более или менее обособлено друг от друга. Книги Царств и книги Паралипоменон охватывают монархический период в жизни еврейского народа, длившийся около пятисот лет. Заканчивается этот период падением Иудейского царства и вавилонским пленением, за 586 лет до Р. Х. Книги Ездры, Неемии, Иудифь, Есфирь повествуют о событиях после вавилонского плена и о восстановлении Иерусалима. Наконец, Маккавейские книги охватывают последний период ветхозаветной истории еврейского народа во времена его борьбы за независимость, за несколько столетий до Р. Х.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010