Древне-языческая мифология, представления о душе и загробной жизни, праздники и обряды    В эпоху принятия Россией христианства русское язычество находилось еще на низшей степени развития, на переходе от непосредственного поклонения явлениям и силам природы, — солнцу, месяцу, звездам, заре утренней, ветрам буйным, морозу, царю-огню, матери сырой земле, живой воде, зеленой дубраве и прочих, которые доныне призываются в народных заговорах и песнях, — к олицетворениям этих явлений и сил в личных образах. Такие олицетворения распространялись в ней пока только еще на низшие, более простые и понятные божества: на домового — божество домашнего очага, на леших, водяных, русалок, на бабу-ягу — олицетворение зимы и всяких страхов вне дома и вне благодетельного влияния домашнего очага, на деда мороза, на кощея (костяка) — тоже зимнее божество, на божества смерти (нежить, морена), болезней и проч. Но божества высшие — более отвлеченного характера — еще не успели развиться в ней до ясных образов, и известны нам почти по одним только именам. Сюда относятся: Сварог — божество неба, вроде Варуны индусов и Урана греков, которого, вероятно, и имели в виду Прокопий и другие древние писатели, свидетельствовавшие, что славяне поклонялись единому Богу, верховному между другими низшими божествами, затем братья Сварожичи — огонь, высшим проявлением которого были молния и гром, олицетворенные в образе громовника Перуна, и Дажьбог — солнце. Идолы этих Сварожичей видим на киевском холме при Владимире. Вместе с ними там же стояли идолы Хорса — божества зимнего солнца, иначе называвшегося Карачуном (хрс., крш., крч.), Стрибога — деда ветров. Волоса — бога скота, и непонятных божеств Симарглы и Мокоши, из которых первую считают богиней молнии, вторую водяной богиней, морской царевной Ладой, супругой солнца. Были у славян и божества темные, злые, как, например, смерть, мороз, карачун и другие. По космогоническим преданиям, в создании и жизни мира участвовали и те и другие — одни созидали, другие портили и разрушали созданное первыми.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Анна Ронжина, мама двух девочек: — Здравствуйте Оксана Михайловна, и весь дружный коллектив русской берёзы. Наши дела идут помаленьку, правда из долгов наша семья не вылезает. Денег на дрова не хватает, хоть волком вой. Радуют только дети. Валюша учится хорошо, ходит на кружки и выступает. Недавно ей вручили благодарственное письмо. Варечка с удовольствием ходит в садик. Скоро Новый год и дочки у Деда Мороза просят подарки, а у меня нет денег, чтобы им их купить. Варечка просит поющую лошадку, Валюша — детскую косметику. Пожалуйста, помогите осуществить мечты. Заранее благодарим всех благотворителей, кто нам помогает. Храни всех Господь. Семья Пикиных Многодетная семья Пикиных, трое детей: — Привет из села Шира. Здравствуйте, уважаемые работники благотворительного фонда «Русская Береза». Пишет вам многодетная мама — Пикина Марина Владимировна. В нашей семье, вроде, ничего не изменилось. Ребятишки учатся. Только с младшим Димочкой беда — у него обострилась аллергия, он весь краснеет и отекает. Скоро Новый год, поэтому хочу вас заранее поздравить с наступающим Новым годом. Наша семья вам желает всего самого наилучшего: здоровья и семейного благополучия. Новый год — это всегда праздник, подарки, поздравления и хорошее настроение. Наш малыш уже ждет Деда Мороза с подарками. Ему очень хочется, чтобы он ему подарил детский компьютер. Дочка Татьяна в подарок хочет плеер или колонку, чтобы слушать музыку. Вадим уже большой, но все-таки подарков хочется в любом возрасте, поэтому мне бы хотелось подарить ему цифровой фотоаппарат. Я всем сердцем хочу осуществить детские мечты и желания и прошу вас помочь мне исполнить их. Храни вас всех Господь и дай вам Бог здоровья! Я буду за вас молиться! Многодетная семья Скачковых, трое детей: — Здравствуйте. Мы получили посылку из Санкт-Петербурга, от Евгения. В ней были вещи для мальчиков: куртка (для Руслана), туфли, кофточки и блокнотики. Большое спасибо за помощь. Когда приходит посылка, дети очень радуются. Дела у нас идут неважно. Я была две недели на больничном.

http://pravoslavie.ru/67149.html

  О Серафиме, Саровском Чудотворце, известно да­леко за пределами России. Книги о святом, его жития, есть на всех европейских языках, в интернете можно най­ти фильмы о Дивеево. Множество паломников из Фран­ции посетило это святое место. Не только во Франции, но и в париже  есть несколь­ко эмигранских храмов св. Серафима, с иконой и части­цами мощей Преподобного. В Бургундии, после того как несколько монашек съездило в Дивеево открылся неболь­шой женский православный монастырь. Сестры - француженки и англичанки, настолько почитают батюшку Серафима, что у себя в саду воспроизвели келью Преподобного. Это трогает и умиляет до слёз, а саровча­не наверняка не догадываются, насколько велика слава и молитва их земляка. Батюшка Серафим по своему почитанию, не только «обогнал» и преподобного Сергия, и святых равноапостольных князя Владимира и княгиню Ольгу, но и перещагнул за  границы России. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную! Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!» Трудно начать рассказ о нашей поездке. Назвать её паломничеством тоже трудно. Препятствия на пути к её осуществлению были, но скорее организационные, ру­тинные, хотя в последние дни в Москве, уже перед на­чалом 1998 года (хотели мы ехать в Дивеево 3 января), в предпраздничной гостевой суете, под подсказку на ухо, что трудно, сложно, никто не ждёт, да и мерещилось, что не те попутчики, как добираться по морозу, ну и прочие бытовые, уже забытые глупости. Впервые в СССР мы приехали в 1989 году. Повея­ло переменами. Мы, как и многие эмигранты, решились рискнуть. А потом уже каждые два года приезжали в Рос­сию навестить стариков, друзей и поездить по стране. Вот и сейчас, в конце декабря мы с Никитой и сыном ока­зались в Москве. В Дивеево мы задумали поехать давно — наш сын Иван уже побывал там, опередив нас на три года. Летом он попал на большой праздник к 1 августа, когда праздну­ется день преп. Серафима Саровского. Уже по фотогра­фиям Ивана, где дороги и тропинки вокруг монастыря выложены цветами (подобные узоры из живых цветов я видела только в Индии), дивеевская природа и храмы, на фотографиях выглядели почти как заманка туристов... но рассказы нашего сына были лучше всех фотографий.

http://bogoslov.ru/article/2974363

Священномученик Илия родился в 1886 году в Москве в семье Николая Михайловича и Марии Николаевны Четверухиных. В 1904 году Илья окончил с золотой медалью 2-ю мужскую гимназию в Москве и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. 8 мая 1906 года он направился в Зосимову пустынь к иеромонаху Алексию (Соловьеву). После встречи с отцом Алексием религиозные вопросы стали для него самыми важными, и, учась на втором курсе университета, он сдал экзамены за курс семинарии и вступительные экзамены в Московскую духовную академию. 6 февраля 1908 года Илья Николаевич обвенчался с Евгенией Леонидовной Грандмезон. Шаферами на этой свадьбе были его сокурсники Сергей Садковский и Николай Звездинский, будущие епископы-мученики. 1 сентября 1909 года ректор Московской духовной академии епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский) рукоположил его в сан диакона. В 1911 году диакон Илья окончил Духовную академию со степенью кандидата богословия и в том же году был рукоположен епископом Феодором во священника и направлен митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) в храм при Ермаковской богадельне в Сокольниках. В начале 1919 года богадельня была большевиками закрыта, а вместе с нею закрыта и вскоре разрушена церковь, и отец Илья был назначен настоятелем в храм святителя Николая в Толмачах и впоследствии возведен в сан протоиерея. Несмотря на трудности в начале его служения, «приходская жизнь в Толмачах не только не погасла, а разгорелась, не умерла, а расцвела». В 1923 году власти арестовали священника и заключили его в Бутырскую тюрьму. Он был обвинен в распространении контрреволюционных слухов. В тюрьме его продержали три месяца. Живший до этого в замкнутом, тихом мире религиозных размышлений и книг, он окунулся в кипящий котел человеческих страстей и страданий и вышел из тюрьмы, потрясенный всем увиденным и пережитым. Храм святителя Николая в Толмачах закрыли сразу же после престольного праздника — Дня Святого Духа — 24 июня 1929 года, и отец Илья перешел служить в храм святителя Григория Неокесарийского на Полянке, куда перешли вслед за ним и его духовные дети. 26 октября 1930 года власти снова арестовали протоиерея Илью, и он был заключен в Бутырскую тюрьму. 23 ноября Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Этап отправился из Москвы 5 декабря и был крайне мучительным. Несмотря на мороз, вагон, в котором везли заключенных, не отапливался, потом пришлось идти пешком от Соликамска до Вишеры, при этом все теплые вещи, включая шапку, у отца Ильи были украдены. В лагере к сорокаградусному морозу добавились непосильная работа, нечеловеческие условия и убивающий последние силы режим. 18 декабря 1932 года, накануне дня памяти святителя Николая, в 4 часа дня в лагерном клубе случился пожар. Друзья священника, знавшие, что он находился в этом месте, направились туда, чтобы найти после пожара хотя бы останки, но не смогли их отыскать.

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-236...

Обращение Собора православных архиереев к высшей государственной власти Украины Президенту Украины В.А.Ющенко, Правительству Украины, Председателю Верховной Рады Украины А.Морозу, депутатам Верховной Рады Украины Собравшись в эти дни в Златоверхом Киеве – крещальной купели Руси, в духовном сердце Украины, третьем уделе Пресвятой Богородицы, для празднования юбилея 40-летия епископского служения Предстоятеля святой канонической Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, мы, Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей мира, епископат Украинской Православной Церкви, обращаемся к Вам с апостольским приветствием: «Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 1. 3). Велика и знаменательна радость события, которое собрало нас в Сионской горнице Киева – Успенской Киево-Печерской лавре, ведь сорок лет тому назад благодать Святого Духа возвела на церковную свещницу достойного сына украинской земли, сделав его апостольским преемником, повелев своими делами и благовестием светить людям «к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» (Еф. 4. 12). Радуясь по этому поводу, выражаем также и свою обеспокоенность напряженной и нездоровой межконфессиональной ситуацией, которая складывалась на протяжении последних пятнадцати лет и сегодня имеет место на Украине. Констатируем тот досадный факт, что современное состояние украинского Православия, к сожалению, далеко от того, каким оно должно быть в независимом, хотя и молодом, однако богатом своей историей и традициями государстве. Более чем тысячелетняя история Православия на этой священной земле позиционирует Украину как православное государство. Однако украинское Православие из-за существующего раскола парализовано в исполнении своей главной задачи: служить Богу и ближнему в мире, согласии и любви. Проходит уже полтора десятилетия с того времени, как Телу Христову в Украине — Украинской Православной Церкви расколом были нанесены тяжелые и болезненные раны. За прошедшее время эти раны не только не зажили, а наоборот, еще больше стали кровоточить.

http://pravoslavie.ru/18188.html

Это было в Иркутске. Вместе с писательской «бригадой», с которой мы приехали выступать по местным общежитиям, домам культуры и воинским частям, я зашла погреться в кафедральный собор. Кончалось воскресное богослужение, и владыка говорил проповедь. Ему расстелили ковровую дорожку, и вскоре он двинулся к выходу, поспешно благословляя всех одесную и ошуюю. Писательница Вика Токарева, у которой был нюх на все «самое лучшее», сказала мне: «Давай и мы получим себе благословение архиерея». А я была юной, некрещеной и не знала, как это происходит. Особенно меня бороли сомнения насчет шапки – что ее, снимать, как это сделали все мужчины, или оставить вместо платка. Поэтому я сняла ее наполовину – то есть сдвинула набекрень. Вид у меня был обескураженный и дурацкий, и когда владыка приблизился, я не выдержала и отступила на шаг. И тут он остановился, очень проницательно на меня посмотрел – так, как будто увидел ВСЮ МОЮ ЖИЗНЬ, и твердо перекрестил меня со словами: «Да поможет тебе Господь!» Выслушав это, Тони многозначительно подтвердил: «Да, во Владимир мы попали совсем не случайно!..» Правда, владыка Серапион мне не встречался больше никогда в жизни, а что касается Тони, то за нами с моим мужем стали следить товарищи из ГБ. Как-то раз, возвращаясь от него с рождественской пирушки около трех часов ночи, да еще по лютому морозу, мы заметили слежку и решили от нее уйти испытанным революционным способом: дворами, мелкими перебежками и поворотами: направо – налево – налево – направо, и – бегом, бегом!.. Маневр удался, и мы с возгласами «свобода!» вкатились в подъезд. Каково же нам было, когда, поднявшись на свой девятый этаж, мы увидали на лестничной клетке, возле мусоропровода двух товарищей определенного вида, да еще в пыжиковых шапках!.. Видимо, они были уже в чинах, в отличие от тех, кто караулил нас, переминаясь на морозе. – А это кто такие? – закричала я, указывая на них сверху вниз пальцем. – Воры и разбойники, – отвечал шикарно грянувшим голосом мой муж. И вдруг, застуканные, они дунули с места, как сорванцы, и, придерживая обеими руками шапки на головах, затрюхали вниз по лестнице. Наверное, они обставили эту «халтуру» как серьезную разведывательную операцию, раз уж задействовали в ней, по крайней мере, целую группу «сотрудников». Наверное, они долго составляли план, разрабатывали стратегию, чертили окрестности, водили указкой по карте, вычисляли масштаб, рисовали стрелки… И наверняка им платили сверхурочные за неблагоприятный климат, за опасную ночную работу…

http://azbyka.ru/fiction/chelovek-v-inte...

К умирающей матери отец Кронид спешил, невзирая на опасности весенней дороги, залитой вешними водами. В своих воспоминаниях он пишет: “Наступил 1895 год. 11 апреля я получил телеграмму, извещавшую меня, что маменька больна безнадежно и ожидает меня Прибыл я на станцию Уваровку Смоленской железной дороги в одиннадцать часов вечера. Спрашиваю содержателя заезжего двора, нельзя ли найти подводу до села Середы. Наш разговор услыхал, по-видимому, один из крестьян, который сообщил мне, что на станции есть крестьянин из села Середы Я этому известию чрезвычайно обрадовался В два часа ночи по морозу выехал, чтобы не терять времени. Проехали мы пятнадцать верст. Солнце стояло уже высоко. Дорога санная стала портиться. Когда мы прибыли к реке, вода уже выступила из берегов аршина на три-четыре и лед поднялся кверху. С явной опасностью для жизни мы решили ехать. Осенив себя крестным знамением, с большой осторожностью направили лошадь на поднявшийся лед. Момент был опасный: если бы края льдины обломились, мы провалились бы вместе с лошадью и пошли бы ко дну. Но с Божией помощью и по молитвам матери все обошлось хорошо: лошадь вскочила на лед, и мы переправились через реку благополучно Дорога была так плоха, что мы сорок верст ехали целые сутки и приехали домой в два часа ночи После сего маменька жила пять дней. Я старался ее утешить и поддержать надеждой на Бога и Его святую помощь” 9 . В 1901 г. отец Кронид был награжден наперсным крестом. В ходатайстве Духовного собора Лавры к митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру (Богоявленскому) о награждении говорилось, что иеромонах Кронид, проживающий в Лавре более двадцати лет, в том числе состоящий в священном сане более десяти лет, с пользой исполнял послушание смотрителя литографии и фотографии, а с 1896 г. усердно трудился в звании смотрителя Московского епархиального училища иконописи. Благодаря его неустанной заботе училище иконописи “совершенно переменилось к лучшему как в нравственном отношении и учебной части, так и по самому содержанию оного” 10 . Вместе с тем отец Кронид состоял членом экзаменационной Комиссии по испытанию братии при представлении к рукоположению в священнослужительский сан. 3 ноября 1903 г. Духовный собор Лавры ходатайствовал перед митрополитом Московским и Коломенским Владимиром о назначении иеромонаха Кронида помощником казначея: “Принимая во внимание доброе иноческое настроение и способности к послушаниям иеромонаха Лавры Кронида, с января 1902 г. исправляющего должность помощника казначея Лавры, и признавая полезным его участие в делах Духовного собора, Духовный собор ходатайствует пред Вашим Высокопреосвяществом о назначении его членом Собора с утверждением помощником казначея” 11 .

http://pravmir.ru/zhizneopisanie-arhiman...

Идя заказывать монастырский экипаж, в коридоре столкнулся с Я. А. [Яковом Аполлоновичем] Гильтебрандтом и его братом, студентом Медицин. [Медицинской] Академии, Владимиром. Проболтали до половины 11-го, вспоминая Японию, причем Я. А. явил новый знак сочувствия к Миссии, рассказал, что возбудил участие к ней и в Ялте, куда ездил с сестрой, по случаю ее болезни, и рекомендовал писать туда к Софье Ив. [Ивановне] Зибер, содержательнице общественной библиотеки и читальни. У Иордана встретила супруга его, заявив, что Ф. Иван. [Федор Иванович] уже оделся и ожидает. Старик, работавший в то время над гравированием портрета В. К. [Великого Князя] Владимира Ал. [Александровича], принял задушевно-просто; бросил работу, повел в гостиную; рассказал, что нашел художника для Миссии, совершенно русского: Ив. Ив. [Ивана Ивановича] Творожникова; «творог! – Это совершенно по-русски! bon!». Варвара Ал. [Александровна] пригласила к чаю, под предлогом, что прозябли (было градусов 10 морозу); дочь их наделала тортинок из икры. Д. Д. отказался от чаю и заинтересовал В. Ал-ну. После чаю пошли осматривать Мозаичное заведение. Сам Иордан повел, представил художникам и рассказывал главное. Художники оставили свою работу и были весьма любезны: один рассказал в подробности у своей работы – бичевание Спасителя – весь процесс мозаичного производства. Все работы для Собора Св. Исаакия. Что за грандиозные произведения! Это – слава России! Нигде в свете нет лучшего мозаичного заведения! Наши мозаисты и на выставках и de facto – лучшие в мире! Поцелуй Иуды, Великие Князья Св. Михаил Тверской, Александр Невский, Св. Сергий, Св. Царица Александра, бывшая на Парижской выставке и получившая первую золотую медаль (были еще состязатели итальянцы, но далеко отстали), Св. Ев. Иоанн Богослов, – громаднейшая картина, с ангелами. – Св. Дмитрий Царевич, – все эти художественные создания и через тысячу лет будут свидетельствовать о высоте художественного таланта русских! – На втором этаже, где с лестницы любовались прелестью икон, лежащих внизу, видели под НН-рами [номерами] образчики мозаичных столбиков, которых числом по колерам до 20-ти тысяч, по словам Иордана; потом мелкое мозаичное производство – небольшая икона в 2 тысячи рублей, и художник – со странно глядящими глазами, п.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Монастыри явились на Руси вскоре после введения в нее христианства. Первый известный по имени русский пустынножитель был препод. Антоний (праздн. 10 июля), начавший подвижническую жизнь в первой половине 11-го века. Он жил в пещере, близ Киева, около 40 лет; ел один сухой хлеб и то через день, пил только воду и скоро прославился чудесами. В общежительной иноческой жизни наиболее знаменит преподобный Феодосий, с 1062 г. игумен Печерского монастыря, близ Киева (праздн. 3 мая, 14 и 28 августа). Он вел весьма строгую жизнь, был первым работником в своем монастыре и отдавал неимущим последнее. Князья и бояре приходили к нему исповедовать свои грехи и выслушивать наставления. Из столпников более известен преп. Никита (праздн. 24 мая). Он вел сначала беззаконную жизнь, но, покаявшись, затворился в столпе. Открытый морозу и зною, несколько лет молился он о своих грехах; благодать Божия посетила его – и подвижник получил дар исцелений, который явил над Михаилом, князем Черниговским. Раздоры князей Владимир разделил землю русскую между своими сыновьями. Тотчас после его смерти начались между ними раздоры. Святополк, желая сделаться единодержавным, убил трех братьев своих и за это прозван окаянным. Из числа убитых, Борис и Глеб, отличавшиеся особенным благочестием и святостью жизни, причислены Церковью к лику святых (праздн. 2 мая и 24 июля). Мир и спокойствие в русской земле становились все реже и реже; все зло происходило от несчастного обычая князей, – делить свои области между детьми, а не передавать их одному наследнику. Чем больше дробилась земля русская на уделы, тем сильнее разгорались в ней раздоры и междоусобные войны. Народ страдал, кровь христианская лилась, города и села нищали. Ко всему этому присоединилась новая беда – нашествие татар. Татарское иго Татары (монголы) пришли из степей Азии и в 1236 г. вторглись в Россию под начальством Батыя. Они жгли города и села, мучили и резали людей, оскверняли храмы. Киев, Переяславль, Чернигов, Рязань и множество других городов разграблены и выжжены; Новгород спасся только тем, что Батый испугался его дремучих лесов и непроходимых болот. Опустошив русскую землю и истребив многие тысячи людей, Батый основал на берегах Волги свое царство, которое назвал Золотой Ордой. С этих пор татары стали получать с России большую дань. Ханы (цари) Золотой Орды не изменяли в России законов и обычаев, не трогали и веры христианской. Они много наделали зла русской земле, грабили, разоряли и жгли храмы Божии, города и села, убивали жителей, но не для преследования веры, а из кровожадности, корысти или в отмщение за непокорность. Несмотря на это, во время татарского ига, продолжавшегося почти 250 лет, были примеры мученичества за веру. Такими мучениками были: Михаил князь Черниговский с боярином Феодором (праздн. 20 сентября) и Роман князь Рязанский (праздн. 19 июля). Бедствия народные. Александр Невский

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobroe...

Новости 11 октября, 2009 В столице Непала образован первый русский православный приход Решением Священного Синода от 10 октября 2009 года (журнал в юрисдикцию Русской Православной Церкви принят новообразованный приход во имя иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в г. Катманду, Непал. Пастырское окормление новообразованного прихода поручено протоиерею Геннадию Морозу, настоятелю прихода святого апостола Фомы в Дели. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси 11 октября, 2009 Началось возрождение монашеской жизни в древнем московском Высоко-Петровском монастыре Члены Священного Синода Русской Православной Церкви на заседании, состоявшемся 10 октября 2009 года, рассмотрели прошение епископа Зарайского Меркурия, настоятеля подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов Высоко-Петровского монастыря города Москвы, об открытии этой обители. Священный Синод постановил благословить открытие Высоко-Петровского мужского монастыря для возобновления в нем монашеской жизни. Наместником Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря (г. Москва) решением […] 11 октября, 2009 Опубликованы журналы заседания Священного Синода от 10 октября 2009 года 10 октября 2009 года в историческом здании Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Священного Синода подписали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий […] 10 октября, 2009 Учреждена Бурятская епархия Русской Православной Церкви В Санкт-Петербурге в субботу состоялось заседание Священного Синода, на котором было принято решение о создании Бурятской епархии (журнал 82). Бурятская епархия выделяется из состава Читинской епархии, с последующим утверждением на Архиерейском Соборе. Епископом Улан-Удэнским и Бурятским назначен епископ Алатырский Савватий, викарий Чебоксарской епархии. Правящим архиереям Читинской епархии, носившим прежде титул «Читинский и Забайкальский», решением […]

http://pravmir.ru/category/news/page/580...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010