Те, кто бывал в Белоруссии или просто интересовался ее историей, знают, что одним из символов белорусского государства является знаменитая Белая вежа – мощная крепостная башня, возвышающаяся посреди древнего Каменца неподалеку от Беловежской пущи – заповедных древних лесов, получивших свое название, по одной из версий, как раз от близкого соседства с башней-крепостью. «Вежа» по-белорусски башня, а белой ее называли потому, что некогда она была побелена известью (этот факт, правда, почему-то упорно отрицают отдельные исследователи). С Каменцом также связана и история Каменецкой иконы Божией Матери. И Белая вежа, и православная святыня связаны с именем известного Волынского князя Владимира Васильковича (1250–1288). Князь Владимир Василькович был человеком образованным и набожным, любил чтение, часто предавался размышлениям о жизни и предназначении человека. Время то было сложное: Русь совсем недавно пережила опустошительное разорение от монголо-татар. Волынь только начала оживать после запустения. Владимир Василькович, ревностный православный христианин, в свободное от государственных дел время (что случалось не часто) предавался любимому увлечению: он был искусным иконописцем. Наверное, в наше время это могло бы показаться странным, но в княжестве к такому занятию князя относились с большим уважением – монголо-татарское разорение заставило людей повернуть свои души к Богу. Об этом «княжеском деле» упоминает известная Ипатьевская летопись, где говорится, что во Владимире-Волынском князь Владимир Василькович расписал храм святого Димитрия Солунского , а также начал роспись построенной им же каменной церкви святого Георгия и Богородицы в Любомле, но из-за болезни так и не завершил задуманного. В 1268 году Владимир Василькович пишет образ Божией Матери, который именовался сначала Каменецко-Руськой, затем Каменецко-Литовской и наконец Каменецкой иконой Божией Матери – под этим именем она известна и нашим современникам. Укрепив княжество, Владимир Василькович задумывается уже не только о восстановлении разрушенного монголо-татарами, но и о постройке новых городов и пограничных укреплений. В 1276 году он строит Каменец. Само название, как некоторые считают, связано с тем, что в том месте, где возводился новый город, была каменистая, твердая почва. Впрочем, большинство исследователей полагает, что дело не в почве, а в строительстве могучей крепостной башни.

http://pravoslavie.ru/60523.html

В 1269 г. вместе с Ростовским еп. Игнатием и своим сыном кн. Глебом Васильковичем М. М. присутствовала при пострижении «в черньци и в скиму» юрьевского св. блгв. кн. Димитрия Святославича , сына Владимирского вел. кн., суздальского и юрьевского св. блгв. кн. Святослава (Гавриила) Всеволодовича . Умиравший был военно-политическим союзником Александра Невского; по-видимому, М. М. и ее сын кн. Глеб Василькович стали его душеприказчиками (кн. Димитрий был похоронен в Юрьеве-Польском во имя арх. Михаила муж. мон-ре - Приселков. 1950. С. 329-330). М. М. скончалась в ростовском Княгинином мон-ре в праздник Зачатия прав. Анной Пресв. Богородицы (см. ст. Иоаким и Анна ), когда во всем городе шла литургия. При ее кончине присутствовали ростовский кн. Борис Василькович, его жена кнг. Мария Ярославна и внуки М. М.- князья Дмитрий и Константин Борисовичи (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Стб. 525). Белозерский кн. Глеб Василькович в это время был в Орде. «Благовернаа христолюбивая княгыня Васильковая», как отмечал летописец, «предасть душу тихо и нетрудно и безмятежно». Прощаться с М. М. пришли жители Ростова, еп. Игнатий, настоятели обителей, все черное и белое духовенство. Они «певшее над нею обычныа песни, и погребоша ю у святого Спаса, в своем еи манастыри с многими слезами» ( Приселков. 1950. С. 331). Имя М. М. было внесено в синодики ростовских соборов и мон-рей. Согласно синодику ростовского Успенского собора 1642 г., здесь читалась «Бл(а)говерному кн(я)зю Василию Константиновичю Ростовьскому оубиеному от окаяннаго Батыя за веру хр(и)стианскую и княгине его Марие вечная память» (РГБ. Ф. 344. Собр. Шибанова. 99. Л. 42 об.; Конев. 1995. С. 100). В посл. трети XIII-XV в. М. М. почиталась местно как представительница правящей в Ростове династии, а также как основатель и ктитор ростовского Княгинина жен. мон-ря. В кон. февр. 1279 г. рядом с М. М. по благословению еп. Игнатия и при одобрении правителя Ростова кн. Дмитрия Борисовича были перезахоронены из ростовского Успенского собора кн. Глеб Василькович и его жена кнг.

http://pravenc.ru/text/2562150.html

412. Брячислав, князь полоцкий, чей сын неизвестно. – Выдал свою дочь, Александру 7), за Александра Ярославича, князя новгородского, впоследствии Невский, а по смерти святой 12), и венчал их в Торопце, в 1238 г. – Никаких других сведений о нем нет. 413. Брячислав Борисович 413. Брячислав Борисович, по Карамзину, князь изяславльский, сын Бориса-Рогволода Всеславича князя полоцкого 396). – Но это едва-ли так. Дело в том, что Карамзин принял летописного Брячислава ( без отчества ), князя изясланльского, попавшегося в руки своему шурину (женину брату) Изяславу Мстиславичу, князю курскому 106). в 1127 г, – за Борисовича . А так как другой Борисович же, Рогволод ). был женат на дочери этого самого Изяслава, то, разумеется, трудно допустить брак двух родных братьев на родных же тётке и племяннице. Впрочем, ошибку Карамзина исправить легко, если его Брячислава Борисовича , в родословных не существующего, заменить родословным Брячиславом Давидовичем 415). 414. Брячислав Василькович 414. Брячислав Василькович (Васильевич).князь изяславле-витебский, один (второй?) старший из четырех сыновей Басилька (Василия) Всеволодовича, князя полоцкого 512). от брака с неизвестной. – О времени иг месте его рождения сведений нет; получив от Рогволода Борисовича, князя друцко-полоцкого ), Изяславль, был в нём захвачен и закован Глебовичами, князьями полоцкими, но освобожден тем же Рогволодом в 1159 г.; вместе с другими князьями кривскими (полоцкими), ходил на Владимира Мстиславича, князя дорогобужского 552), к Слуцку, в 1162 г.; будучи уже князем витебским, ходил к Друцку, на помощь Святославу Всеволодовичу, князю киевскому ), отлившемуся против Ростиславичей смоленских, в 1180 г.; когда умер и где погребено тело его – ни из чего не видно. Был женат на неизвестной, от брака с которой имел сына Васильке, князя витебского 508) Примечание, Князь Брячислав Василькович, в некоторых родословных, почитается тестем св. Александра Невского, – что едва-ли справедливо, так как он начал уже действовать исторически почти за восемьдесят лета до свадьбы Александры Брячиславовны, княжны полоцкой 7). с св. Александром Невским 12). – Слич. 512 и 515. 415. Брячислав Давидович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

В браке с кн. Васильком Константиновичем у М. М. родилось 2 сына: ростовский кн. Борис Василькович (24 июля 1231 - 16 сент. 1277) и ростовский и белозерский св. блгв. кн. Глеб Васильевич (2.05.1236 (или 1237) - 13 дек. 1278). В 1238 г. новый Владимирский св. блгв. вел. кн. Ярослав (Феодор) Всеволодович закрепил за ними права на Ростовское княжество, включавшее помимо Ростова города Белоозеро, Гледен и Устюг. Поскольку княжичи были еще малолетними, то опеку над ними осуществляли М., св. блгв. вел. кн. Ярослав Всеволодович, угличский св. блгв. кн. Владимир (Димитрий) Константинович и еп. Кирилл II. В 1244 и 1246 гг. вместе с ближайшими родственниками кн. Борис Василькович посещал Орду, где получил от царевича Батыя ярлык на Ростовское княжение. По-видимому, в 40-х гг. XIII в. М. М. еще поддерживала связи с Черниговом. Осенью 1246 г. ее старший сын сопровождал в Орду своего деда Черниговского св. блг. вел. кн. Михаила Всеволодовича, где стал свидетелем его мученической кончины. В 1248 г. с целью укрепить связи с Киевским и Новгородским св. блгв. вел. кн. Александром Ярославичем Невским и его младшим братом Владимирским вел. кн. Андреем Ярославичем М. М. женила своего сына ростовского кн. Бориса Васильковича на кнж. Марии (нач. 30-х гг. XIII в.- 1297), дочери муромского кн. Ярослава Юрьевича († после 1248). По матери невестка М. М. являлась двоюродной сестрой детей св. блгв. вел. кн. Ярослава Всеволодовича от 2-го брака. Венчание молодых состоялось в ростовском Успенском соборе ( Кузьмин А. В. Генеалогия муромских князей в XIII - сер. XIV вв.: факты и гипотезы//Уваровские чт., VIII: Древнерус. города: история и судьбы: Мат-лы Всерос. науч. конф. Владимир, 2012. С. 164-168). В 1249 г. в Орду к царевичу Сартаку, наследнику Батыя, был отправлен младший сын М. М.- Глеб Василькович, который оттуда проследовал в Монголию. В 1251 г. он вернулся на Русь с ярлыком на Белозерское княжение. Е. В. Плешанов необоснованно приписывает М. М. участие в заключении брака между Владимирским вел. кн. Андреем Ярославичем и дочерью Галицкого вел. кн. Даниила Романовича , не принимая в расчет их близкое родство по жен. линии ( Плешанов. 2003. С. 115). Придерживаясь ордынской политики св. блгв. вел. кн. Александра Ярославича Невского, М. М. добилась того, что в мае 1252 г. владения ее семьи не были разграблены ратью монг. нойона Неврюя, внука Бурундая, с войсками которого на р. Сить 4 марта 1238 г. сражался ее покойный муж.

http://pravenc.ru/text/2562150.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ († 28 мая 1288, Ростов), свт. (пам. 28 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский. Впервые И. упомянут в летописи под 1261 г. в качестве архимандрита Авраамиева ростовского в честь Богоявления монастыря , когда блгв. вел. кн. Александр Ярославич и ростовские князья Борис и Глеб Васильковичи назначили И. в помощь Ростовскому еп. Кириллу II (1231-1262), к-рый к тому времени был очень стар. И. «бысть причетник церкви Св. Богородицы в Ростове» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 475-476). После кончины Ростовского еп. Кирилла Киевский митр. св. Кирилл II 19 сент. 1262 г. возглавил хиротонию И. во епископа Ростовского. И. был одним из 6 иерархов, участвовавших в Соборе 1273 г. (РИБ. Т. 6. 6. Стб. 83-84 (имя Ростовского епископа указано в заголовке соборных правил)), созванном митр. Кириллом II с целью поставления на Владимирскую кафедру св. Серапиона и обсуждения церковных нестроений. Свт. Игнатий, еп. Ростовский. Роспись ц. Спаса на Сенях в Ростове. 1675 г. Свт. Игнатий, еп. Ростовский. Роспись ц. Спаса на Сенях в Ростове. 1675 г. Летописи фиксируют участие И. в событиях, связанных с ростовским княжеским домом. В 1266 г. в костромском Феодоровском соборе он венчал костромского кн. Василия Ярославича, в янв. 1277 г. там же отпевал и хоронил его (уже как вел. кн. Владимирского). В 1269/70 г. И. совершил предсмертный постриг в схиму юрьевского кн. Дмитрия Святославича; вероятно, он же отпевал князя в юрьев-польском во имя архангела Михаила мужском монастыре . 9 дек. 1271 г. И. совершил отпевание вдовы ростовского кн. мч. Василия (Василько) Константиновича кнг. Марии в основанном ею Спасо-Преображенском мон-ре в Ростове. В ростовском Успенском соборе святитель отпевал супругу кн. Глеба Васильковича кнг. Феодору (20 дек. 1273), князей Бориса Васильковича (13 нояб. 1277) и Глеба Васильковича (13 дек. 1278). 31 июля 1278 г. в ярославском соборе Пресв. Богородицы И. обвенчал дочь св. кн. Феодора Ростиславича Чёрного с Михаилом Глебовичем, кн. белозерским. В 1286/87 г. на княжеском дворе по благословению И. была заложена ц. во имя св. князей Бориса и Глеба. В 1281/82 г. И. участвовал в примирении ростовских князей Дмитрия и Константина Борисовичей.

http://pravenc.ru/text/293397.html

Правда, сами эти Кормчии по письму принадлежат XVI веку; но в них сохранилось послесловие их оригинала, написанного в 1286 году для волынского князя Владимира Васильковича 8 . В той и другой Кормчей находится по два одинаковых списка Владимирова устава: один помещен вслед за правилами седьмого вселенского собора и составляет 16-ю главу всей книги, другой стоит почти в самом конце, после упомянутого послесловия Кормчей 1286 года, и в счет глав не входит 9 . Уже такое положение обоих списков дает ясно видеть, что первый из них принадлежал к составу подлинной Кормчей Владимира Васильковича, а последний есть прибавление позднейших переписчиков этой Кормчей, вероятно снимавших уже копии с копий. Таким образом, происхождение южно-русской редакции Владимирова устава и, значит, старшее письменное свидетельство о существовании у нас предания, по которому первым русским митрополитом считался Михаил, с достаточною вероятностию может быть относимо к первой половине XIII века. Еще до появления Степенной книги, это предание в северно-русских хронографах соединено было с известием Новгородской летописи о Леонтии, как первом русском митрополите, и противоречие свидетельств того и другого источника устранено было так, что митрополит Михаил поставлен на первое место, а Леонтий – на второе. О первом хронографы говорят под 988 годом, а о втором – под 991-м, повторяя при этом известный анахронизм своего источника: «В лето 6499 взя Владимир у патриарха Фотия митрополита Киеву Леонтия» 10 . 4 Михаил синкелл был современником Феодора Студита и сподвижником его в борьбе за иконопочитание в правление императора Феофила (829–842). Сохранилось и письмо св. Феодра к Михаилу, синкеллу иерусалимскому (Migne, «Patre bog. graec.», t. 99, p. 1640 и след.). 5 Греческий текст жития Михаила синкелла в одном списке XI века начинается словами: Οτος πρχε μν γννημα χα θρμμα τς γας πλεως Ιερονσαλμ. См. Пападопуло Керамевса, Каталог греч. рукописей Иерусалимской патриаршей библиотеки, т. II, стр. 319. 6 «Это, вероятно, с какого-нибудь повода, которого, однако, в настоящее время не можем указать», замечает проф. Голубинский по поводу этого загадочного прозвания (в цитов. Соч. стр. 245, прим. 1). 7 Эта редакция Владимирова устава напечатана в Истории Рус. церкви преосв. Макария, т. I, изд. 2, стр. 282–284. 8 Подробности об этих Кормчих и их оригинале см. в моем сочинении: «Мнимые следы католического влияния в древнейших памятниках юго-славянского и русского права». Москва, 1892, стр. 131 и след. 9 Всех глав в обеих Кормчих считается 68. За последней стоит вышеупомянутое послесловие Кормчей 1286 года. Читать далее Источник: Догадка о происхождении древнерусского предания, которое называет первого русского митрополита Михаилом Сириным/[Соч.] А. Павлова. - Киев : тип. Корчак-Новицкого, 1896. - 7 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Весной 1251 г. епископ Кирилл сопровождал митрополита Кирилла в поездке в Новгород к князю Александру Ярославичу. 25 мая митрополит и епископ поставили на новгородскую кафедру нового архиепископа Далмата. В том же году в Новгороде тяжело заболел князь Александр Ярославич Невский. По словам летописца, болезнь отступила благодаря молитвам «отца его Ярослава и блаженаго митрополита и епископа Кирила». 2 мая 1253 г. в присутствии князей Бориса и Глеба Васильковичей епископ Кирилл освящает в Ростове церковь Св. Бориса и Глеба. Осенью 1258 г. епископ Кирилл встречает в Ростове князей Бориса и Глеба Васильковичей, в очередной раз вернувшихся из Орды; вместе с Глебом в Ростов прибыла и его супруга-татарка, на которой он женился за год до этого. «И кланяся 4 Святеи Богородици, и епископу Кирилу, и матери своеи княгине великои, и бысть в Ростове радость велика о Глебове приезде». 31 марта 1260 г. (в среду Страстной недели) Кирилл встречает в Ростове великого князя Владимирского Александра Ярославича Невского, приехавшего из Новгорода, где ему пришлось усмирять народные выступления против татарской переписи. Летописец передает слова Александра, с которыми тот обратился к ростовскому владыке: «Отче святыи, твоею молитвою и тамо в Новъгороде ехалъ есмь здоровъ, и семо приехалъ есмь твоею молитвою здоровъ». Епископ вместе с князьями Борисом и Глебом и княгиней Марией Михайловной «чтиша Олександра с великою любовью»; в свою очередь, великий князь богато одарил их, после чего уехал во Владимир. С именем епископа Кирилла исследователи связывают особую политику ростовских князей в отношении Орды – политику тесного сотрудничества с Ордой, подкрепленную династическими браками, переселением в Ростов выходцев из Орды, а позднее и добровольным участием ростовских князей в совместных военных походах с татарами. По свидетельству составленного в XV в. Жития св. Петра, царевича Ордынского, Кирилл неоднократно бывал в Орде, в том числе и в последние годы жизни. Ему приходилось беседовать с Берке (хан с 1258-го, а по другим сведениям, с 1257 или 1256 г., по 1266), который принимал его с честью.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Rostovs...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Пресвятой Богородицы Каменецкая Волынский князь Владимир Василькович, имевший прозвища " Философ " , " Благочестивый " , " Благоверный " , был человеком образованным, просвещенным, ревностным христианином, любителем книг, иконописцем. В 1268 г. он пишет икону Божией Матери, облаченную в высокохудожественную ризу, которой суждено стать Каменецкой-Руськой/Каменец до литовской инвазии назывался Каменец - Ruthenikale -Руський- Г.М./, Каменец-Литовский/так назывался Каменец от литовской инвазии до 1940 г. - Г.М./и Каменецкой. В 1276 г. Вяадимир Василькович основывает Каменец, строит на горке " Кладуче " церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, оборонительно- сигнальный столп/вежу/. В построенную церковь дарит Богослужебные золотые сосуды, книги; " воздвижальный " крест, икону Богородицы. Икона многие роды находилась в храме Благовещения Пресвятой Богородицы. Рядом на горке " Кладуча " располагалось древнее кладбище. Церковь эту видел еще в 1863 г, этнограф Павел Бобровский. Она была уже сильно порушена временем и вскоре ее не стало. Икону Божией Матери перенесли в деревянную Соборную Свято-Симеоновскую церковь, на месте которой в 1914г. вырос кирпичный храм. В конце XIX - начале XX в. в Каменецком Свято-Симеоновском соборе служил боголюбивый пастырь о. Лев Паевский. Он видел, что собор сильно обветшал, назрела необходимость строить новый, кирпичный храм и спасать столп/вежу/от разрушения. Его обращения по этому поводу но только к местной администрации, но и в уездном Бресте, губернском Гродно не дали положительных результатов. Тогда о. Лев, вооружившись историческими сведениями о крае/благо, что он, как краевед, историк, археолог, ими располагал/и взяв из собора Каменецкую Чудотворную Икону Богоматери, во время приезда Государя императора Николая II в Беловежу 5 сентября 1897 г., добился у него аудиенции. Сначала о. Лев рассказал Государю/канонизированному в 2000 г. Архиерейским Собором -Г.М./, основываясь на старинных документах, истории края. Затем, встав на колени перед ним, и, воздев Чудотворную Икону над головой, страстно просил Николая II о согласии в выделении средств на реставрацию Каменецкого столпа/вежи/, как символа Православия на Украинных Руських землях. Государь принял драгоценный дар и дал согласие на реставрацию столпа и строительство храма, выделив на эти цели 50 тысяч рублей золотом.

http://pravicon.com/info-655

На этом месте уже находилось небольшое поселение, основанное еще отцом князя Васильком Романовичем в 1250 году, была здесь и деревянная церковь. Именно в эту церковь Владимир Василькович передал в 1268 году написанную им икону, облаченную в богатую ризу. В том же 1268 году он унаследовал княжеский престол. При строительстве Каменца Владимир Василькович возводит знаменитый Каменецкий столп – Белую вежу. Согласно Галицко-Волынской летописи, башню построили между 1276 и 1288 годами. Это было оборонительное сооружение, в котором могли поместиться несколько сот человек на каждом этаже, а всего этажей было три. Башню окружили деревянными стенами. Получался своего рода укрепленный замок. Князь любил бывать здесь, ведь Каменец находился недалеко от Беловежской пущи – заповедного места княжеской охоты. Тогда же, в 1276 году, на небольшой горке с красивым старорусским названием Кладуча (кладуча – кладбище) князь строит в Каменце вместо деревянной каменную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы . В этой церкви Каменецкая икона Божией Матери находилась некоторое время. В 1285 году в Каменце был построен еще один храм – княжеская Рождественская церковь. Каменецкую икону Божией Матери перенесли туда, здесь она и пребывала долгих пять столетий. С Каменцом, вероятнее всего, связаны и известные Четьи-Минеи 1489 года, списанные сыном священника Березкой из Новогрудка и затем попавшие в Киев, но эти факты еще требуют подтверждения исследователей. Впрочем, сам западнорусский характер Четьих-Миней не вызывает сомнений – весь вопрос в том, списаны ли они в Каменце или же в Бресте. В 1797 году случился пожар, и Рождественская церковь полностью сгорела. Как это нередко бывает с православными святынями, икона чудесным образом избежала гибели в огне и осталась невредимой – лишь ее оборотная сторона обуглилась и закоптилась. При разборе пожарища образ обнаружил некий горожанин по фамилии Зерницкий. Дальнейшие известия о месте пребывания иконы противоречивы и неточны. По одним данным, до 1835 года она находилась в Воскресенском храме Каменца. Эта церковь была построена в середине XVI века, со временем сильно обветшала, но после пожара, уничтожившего Рождественскую церковь, Воскресенский храм отреставрировали, службы в нем возобновили. В 1835 году Каменецкую икону перенесли в Симеоновскую церковь.

http://pravoslavie.ru/60523.html

После смерти в 1246 г. Ярослава Всеволодовича Владимирский великокняжеский стол занял его брат Святослав. Сыновья Ярослава были недовольны полученными от него уделами. В 1247 г. св. Александр Ярославич Невский вслед за братом Андреем отправился к хану Батыю, затем в ставку вел. ханов в Каракорум, откуда вернулся в кон. 1249 г., получив ярлык на «Кыев и всю Русьскую землю», вел. князем Владимирским стал Андрей Ярославич. Возможно, в 1248 г. К. венчал в ростовском Успенском соборе кн. Бориса Васильковича и муромскую кнж. Марию Ярославну, двоюродную сестру по матери кн. Александра Невского ( Кузьмин А. В. Генеалогия муромских князей в XIII - сер. XIV вв.: Факты и гипотезы//Уваровские чт., 8-е: Мат-лы Всерос. науч. конф. Владимир, 2012. С. 164-168). Зимой 1248/49 г. К. возглавил отпевание во владимирском Успенском соборе погибшего в битве с литовцами на р. Протве кн. Михаила Ярославича Хоробрита. К. участвовал в отпевании там же умершего 27 дек. 1249 г. угличского кн. Владимира Константиновича, в нач. янв. 1250 г.- в его погребении в Спасо-Преображенском соборе Углича. В нач. февр. 1250 г. К. отпел скончавшегося во Владимире-на-Клязьме ярославского кн. св. Василия Всеволодовича , 20 февр. участвовал в его похоронах в Успенском соборе Ярославля. Вместе с Киевским митр. св. Кириллом II , в 1250 г. прибывшим во Владимир-на-Клязьме, К. зимой 1250/51 г. венчал важный политически, но сомнительный с канонической т. зр. брак Владимирского вел. кн. Андрея Ярославича и дочери галицко-волынского кн. Даниила Романовича , бывших двоюродными братом и сестрой. В мае 1251 г. вместе с митр. Кириллом II К. приехал в Новгород, 25 мая оба архиерея приняли участие в хиротонии Далмата во архиепископа Новгородского. Летом 1251 г., во время тяжелой болезни кн. Александра Невского, его «Бог помилова... и молитва отца его Ярослава, и блаженаго митрополита, и епископа Кирила» ( Присёлков. 2002. С. 323). В мае 1252 г., во время «Неврюевой рати», К. находился в Ростове, 2 мая в присутствии князей Бориса и Глеба Васильковичей освятил ц. во имя святых Бориса и Глеба. По-видимому, К. принял участие в торжествах по случаю рождения у кн. Бориса сыновей Дмитрия (11 сент. 1253) и Константина (30 июля 1254). Зимой 1257 г., вероятно, К. крестил в Ростове знатную монголку, жену белозерского кн. Глеба Васильковича, с к-рой князь приехал на Русь из Монголии; в крещении она получила имя Феодора. В том же году монголы переписали население Сев.-Вост. Руси и обложили его налогами, от к-рых было освобождено духовенство. К. благословил кн. Александра Невского на поездку в Новгород вместе с ордынскими чиновниками для проведения переписи.

http://pravenc.ru/text/1840429.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010