В крипте под храмом удостоились погребения Волынские архиепископы Агафангел (Соловьёв, † 1876), Тихон (Покровский, † 1885), Модест (Стрельбицкий, † 1902). Исполняя волю почившего владыки Модеста, его преемник архиепископ Антоний (Храповицкий) устроил в крипте в 1902–1903 гг. придел прмц. Анастасии Римляныни и перенес сюда честную главу подвижницы: в 1860-х гг. ее передал в Россию патриарх Антиохийский Иерофей, а позже хранителем этой святыни стал архиепископ Модест (в советское время святыня исчезла из храма). После революции собор стал свидетелем гонений на Церковь. В это время епархию поочередно окормляли три иерарха, пострадавшие за веру: сщмч. Фаддей (Успенский) (с 1908 г. — викарий Волынской епархии в сане епископа Владимир-Волынского, в 1919–1921 гг. управлял делами всей епархии, с 1922 г. — архиепископ Астраханский, в 1937 г. — арестован как правящий владыка Костромской епархии, в 1938 г. — расстрелян), владыка Аверкий (Кедров) (с 1915 г. — викарий Волынской епархии в сане епископа Острожского, с 1922 г. — епископ Волынский и Житомирский, не раз арестовывался, после освобождения возвращался к управлению епархией, с 1926 г. — архиепископ, в 1930 г. — вновь арестован и в 1931 г. сослан на север России, в 1937 г. — приговорен к расстрелу), владыка Максим (Руберовский) (с 1923 г. — викарий Волынской епархии в сане епископа Полонского, с 1930 г. — епископ Волынский, в 1937 г. — расстрелян). В 1931 г. органы советской власти решили закрыть собор и создать в нём музей, но в итоге устроили склад. При этом могилы архиепископов были вскрыты и разорены. Рискуя жизнью, верующие тайно проникли в храм и спрятали останки владык в укромном месте. В 1932 г. уничтожены иконостасы. С 1933 г. собор использовался под архив, в 1941 г. был вновь открыт для богослужений. В 1988 г. около храма воздвигнут памятник в честь 1000-летия Крещения Руси. В 1993 г. в соборе обнаружены и благоговейно перезахоронены останки архиепископов. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Из других св. угодников, принимавших ближайшее участие в исторических судьбах Волыни, прежде всего известны свт. Петр, митрополит Киево-Московский, с именем коего издревле в отечественной истории нашей соединяется наиме­нование уроженца и игумена Волынского. В самом ближайшем родственном отношении к земле Волынской находятся свт. Иннокентий, епископ Иркутский, который, по преданию, происходил от древней волынской дворянской фамилии Кульчицких. Вследствие векового, неразрывного единства, в каком земля Волынская на­хо­ди­лась всегда с остальными областями Русскими, по единству веры и на­род­ности, непрерываемому в самые трудные времена польского преобладания в пределах Западной России, на Волынь из России являлись непрестанно то князья, то всероссий­ские первосвятители, архипастыри и другие подобные им лица, по разным обстоятельствам посещавшие Волынские пределы для устроения Волынской Церкви, назидания ее древних городов и т. п. Сюда прежде всего надобно отнести св. Ольгу (+ 969 г.), которая так из­вест­на усми­рением древлян, состоявших, как ныне известно, в пределах Волынской губер­нии. За сим следуют: св. равноапостольный князь Владимир, просвети­тель Волыни и основа­тель многих ее городов и храмов; прп. Никола Святоша, кн. Черниговский, кото­рый в 1099 г. был князем Луцкого удела на Волыни, и сверх сего в различные времена княживший в Дорогобуже, Пересоннице (Ровенского уезда) и в других местах древней Волынской области. И многие-многие другие посещали Волынскую епархию или для «смотрения и наставле­ния», или занимались устроением Волынской Церкви в смутные времена. Наконец, даже святые и равноапостольные братья-просветители славянские Кирилл и Мефодий находятся в непосредственном ближайшем союзе с землей Во­лынской, т. к. история прямо говорит, что в числе других стран они также посы­лали проповедников и в пределы Волынские, так что вследствие этого, по сказаниям древних писателей, пределы Моравской епархии св. Мефодия простира­лись в самую глубь земли Волынской, до рек Буга и Стыри.

http://pravicon.com/info-2002

Вооруженные набеги на монастыри, имения и даже целые города, совершаемые архиереями во главе военных отрядов, были обычным явлением. Так, епископ Феодосий Лозовский штурмом овладел Владимиром-Волынским, чтобы отнять епархию у другого соискателя — Ивана Борзобогатого-Красненского (4). В разное время насильственно захватывали Жидичинский монастырь епископ Луцкий Иона (Иван Борзобогатый-Красненский) (5) и епископ Львовский Гедеон Балобан (6). Борзобогатый за свои бесчинства даже был подвергнут королем баннации. Епископ Луцкий Кирилл Терлецкий с целью возвращения в состав епархиальных владений замка Жабче взял его штурмом и подверг разграблению, в результате чего множество людей погибло или подверглось насилию (7). Происходивший из небогатой шляхетской семьи Терлецкий, став епископом, вел вельможный образ жизни. Он постоянно содержал при себе обширный штат слуг, многочисленную вооруженную охрану и даже несколько пушек (8). В то же время Кирилл Терлецкий был известен своим весьма предосудительным поведением: по его приказу совершались разбойные нападения на соседние имения, грабежи и убийства. В 1594 г. во Владимиро-Волынском суде разбиралось дело о надругательстве епископа Кирилла Терлецкого над девушкой-крестьянкой (9). Епископ Луцкий Кирилл Терлецкий Кризис в среде высшего духовенства стал причиной появления в Западной Руси феномена православных братств — структур, которые, возникнув по образцу западноевропейских мирянских организаций, тем не менее, приобрели во 2-й половине XVI в. специфический характер. Также повышенную активность в церковной жизни проявляли в это время наиболее влиятельные и отличавшиеся развитым религиозным сознанием магнаты. В условиях, когда духовно слабая иерархия не заботилась должным образом о развитии церковной жизни, именно братства и магнаты приняли на себя попечение о тех сферах жизни Киевской митрополии, которое не исполняли епископы. Прежде всего, это касалось развития издательского и школьного дела и социального служения. Развитие активности мирян в Православной Церкви Западной Руси привело к значительному оживлению церковной жизни и подъему православной культуры: развивались духовная литература и книгопечатание, создавались крупные братские и магнатские школы. Такого рода деятельность представлялась православным мирянам особенно необходимой в условиях широкой пропаганды протестантизма в Польско-Литовском государстве и последующего развития Контрреформации.

http://pravoslavie.ru/36437.html

Среди участников Переяславского Собора помимо еп. Тверского Андрея, князей и вельмож в Киприановской редакции Жития свт. Петра названы еп. Ростовский Симеон, архимандрит ярославского Спасо-Преображенского мон-ря Прохор (впосл. епископ Ростовский), «еще же и лучшии от игумен и черноризець и священник множество» (Московский патерик: Древнейшие святые Моск. земли. М., 2003. С. 104, 106). В отсутствие вел. кн. Михаила Ярославича, находившегося в Орде, Собор оправдал митрополита. В июле 2014 г. при проведении археологических работ в Спасо-Преображенском соборе была найдена свинцовая подвесная печать К-польского патриарха Афанасия I (1289-1293, 1303-1309), к-рая, наиболее вероятно, была привешена к документу, связанному с подготовкой Переяславского Собора. Собор в честь Преображения Господня в Переславле-Залесском. 1152 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев Собор в честь Преображения Господня в Переславле-Залесском. 1152 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев В 1339 г. убитого в Орде Тверского блгв. кн. мч. Александра Михайловича отпевали в Переяславле епископы Тверской Феодор Добрый и Ростовский Гавриил (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 51). Это событие свидетельствует о том, что в 1-й пол. XIV в. на Переяславской земле сохранялись права Ростовских архиереев. В 1353-1362 гг. существовала временно учрежденная Переяславская епископия, в Переяславле пребывал еп. Владимиро-Волынский Афанасий († 1362). Он вынужден был переехать в Сев.-Вост. Русь, после того как в 1340-1348 гг. польск. католики захватили земли его епархии или сразу после кон. 1352 - нач. 1353 г., когда власти Великого княжества Литовского (ВКЛ), в т. ч. волынский кн. Любарт, признали Киевским митрополитом поставленного Тырновским патриархом Феодорита, непризнанного К-полем (в 1355 К-поль признал Литовскую митрополию, включившую без согласия Киевского митрополита в свой состав Волынскую епархию). По-видимому, старейший епископ митрополии, находящийся на кафедре с 1328 г., Афанасий присутствовал в марте 1353 г. на погребении митр. Киевского свт. Феогноста в Москве как «епископ Волынский» ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись. С. 373); в духовной вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого от марта-апр. 1353 г. он назван «владыкою Переяславьским» (ДДГ. 3. С. 14). Фактически он исполнял должность наместника митрополита в Переславле, сохраняя за собой права на Владимиро-Волынскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2580008.html

16. Анастасий Братановский (Романенко) хирот. 20 дек. 1797 из архим. Новоспасских; 15 сент. 1801 пожалован в архиепископа; 20 дек. 1805 перев. в Астрахань. 17. Варлаам Шишацкий 20 дек. 1805 перев. из епарх. Волынской; 23 мар. 1808 пожалован в архиепископа; 1 мая 1813 лишён сана, † в сент. 1821. 18. Даниил Наттон-Михайловский (Мирдамский) 6 июля 1813 перев. из Волыни, а 9 мар. 1816 пожалован в архиепископа; † 31 мая 1821. 19. Иоасаф Сретонский 7 июля 1721 перев. из Смоленска; † 1 мар. 1327. 20. Павел Павлов (Морев) 19 мар. 1827 перев. из Вятки, а 7 авг. 1831 – в Тобольск. 21. Гавриил Городков 26 авг. 1831 перев. из Калуги; 30 апр. 1833 велено именоваться «Могилевский и Мстиславский»; 25 дек. 1833 пожалован в архиепископа; 18 июля 1837 перев. в Рязань. 22. Смарагд Крыжановский 15 июня 1837 перев. из Полоцка, а 6 апр. 1840 перев. в Харьков. 23. Исидор Никольский , епископ, 19 апр. 1840 перев. из Полоцка; с 5 апр. 1841 архиепископ; 12 нояб. 1844 сделан экзархом Грузии (архиепископ Карталинский). С 1 мар. 1858 митрополит Киевский. 24. Анатолий Мартыновский , из викариев Волынских, перев. 22 нояб. 1844; 19 апр. 1853 возведён в архиепископа; 17 июля 1860 уволен, по прошению. Живёт (1868) в Горбовецком мнтре Кишинёвской епархии. 25. Евсевий Орлинский , архиепископ, 29 авг. 1860 перев. из Иркутска; до ныне (1872). Полоцкая епархия упом., по летописям, в начале XII века; соединена с Могилевской в 1661 г. I. Епископы Полоцкие 1. Мина хирот. 13 дек. 1105; † 20 июня 1116. 2. Козма хирот. 1143 (Ипат., 19); упом. с 1147 и 56 (Ипат., 80). 3. Дионисий † 1182 (Ипат., 127). 4. Николай , с 1182 (Ипат., 126, 127). 5. Владимир , 1218. 6. Алексий , 1231. 7. Симеон , 1274. (См. Тверскую епархию). Иаков . (В Лифляндских актах). 8. Григорий , 1331. 9. Феодосий хирот. 1392; упом. до 15 нояб. 1415. 10. Симеон , около 1450. 11. Каллист , 1458. II. Епископы Полоцкие и Витебские 12. Лука , 1495–1503, дек. 26. 13. Евфимий Окушкович , 1509; архиепископ Полоцкий и Витебский 5 июля 1511 (Акт. Зап. Рос., II, 67, 68).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

766 Соседний Луцкий епископ Иосиф (Иоасаф), занимавшийся церковно-административными делами епархии при Борзобогатом: «..По неимению... во Владимирской епархии действительного епископа, он рукополагал за все это время священников в названную епархию...» (Н.Д. Иерархия... С. 242). 767 Бывший епископ Холмский. Штурмом взял епископский замок и изгнал Иоанна Яцковича. Решение о передаче прав на епархию, по-видимому, было принято в 1565 г., о чем свидетельствует судебная грамота (см. сн. 21). Но в действительности епископ Феодосий вступил в управление не позже конца лета 1566 г., о чем говорится в выданной епископу Феодосию королевской охранной грамоты (Акты, издаваемые Виленскою археографическою комиссиею. Τ. XIX. Акты, относящиеся к истории бывшей Холмской епархии. Вильна, 1892. С. 128). 768 Хиротонисан в 1588 г. с оставлением на той же кафедре, на коей пребывал в течение 8-ми лет как «нареченный». 769 По Н.Д. Иерархия... С. 401 – отпал в унию 09.10.1596 г. († в 1613 г.). В действительности принял унию ранее печально знаменитого собора в Бресте. 770 Наречен Иерусалимским Патриархом Феофаном, объезжавшим западную Россию, но не хиротонисан. Архимандрит Виленского Свято-Духова монастыря. 10.1625 прибыл в Москву, в 1626 г. участвовал в Соборе. 08.1626 стал епископом Суздальским. См. Владимирская. (Патриархи Московские. M., 2004. С. 75). 773 По освобождении кафедры за переводом Михея (Алексеева) в Архангельск на нее 07.11.1908 был назначен настоятель русской придворной церкви в Баден-Бадене. архимандрит Стефан (Данилов). Однако 05.12.1908 по просьбе о. архимандрита, в связи с его болезненным состоянием, назначение было отменено с оставлением его на прежнем месте, а на Владимиро-Волынскую кафедру был определен ректор Олонецкой Духовной семинарии архимандрит Фаддей (Успенский) . Арестован 11.1921.12(25)02.1922 приговорен к высылке «в распоряжение Патриарха Тихона с правом жительства только в одной из северных губерний РСФСР и Зап. Сибири....» Вторая дата – дата назначения на Астраханскую кафедру. После сщмч. еп. Фаддея (Успенского) древняя кафедра вдовствовала до 1940 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. стремился создать для православных в своих владениях особую церковную орг-цию, отделенную от Киевской митрополии. Такая особая Литовская митрополия была учреждена имп. Андроником II Палеологом и патриархом Иоанном XIII Гликой (1315-1319). Литовский митр. Феофил участвовал в заседаниях Патриаршего Синода в К-поле в 1317, 1327 и 1329 гг. Его резиденцией был Новгородок. Власть Литовского митрополита распространялась и на Полоцкую епархию , но не охватывала Туровскую епархию . В мае 1328 г. при поставлении Киевским митр. Феогностом епископов во Владимир-Волынский и в Галич присутствовал Туровский еп. Стефан. После смерти Феофила кафедра осталась незамещенной, православные во владениях Г. подчинялись непосредственно Киевскому митрополиту. В записях, сделанных в канцелярии Феогноста ок. 1330 г., неоднократно упоминается имущество «покойного митрополита» - Феофила. Когда Псков под властью кн. Александра Михайловича отделился от Новгорода и вошел в зону литов. влияния, была предпринята попытка отделить Псков от Новгорода и в церковном отношении. Летом 1331 г. на Волынь к находившемуся здесь митр. Феогносту пришел на поставление избранный Новгородский архиеп. Василий Калика. Митрополита одновременно посетили и послы от Александра, Г. и «князей литовских». Послы предложили мон. Арсения как своего кандидата на епископскую кафедру в Пскове. Митр. Феогност, однако, отказался его поставить. Сложный характер носили отношения Г. с католич. Церковью. Если литов. правители-язычники могли заключать соглашения и брачные союзы с правосл. рус. князьями, то войти, не принимая христианства, в содружество гос-в католич. Европы было невозможно. Литов. князья отдавали себе отчет в том, какие выгоды могло бы принести принятие христианства из Рима - расширение связей с зап. соседями, уменьшение опасности со стороны Ордена. Однако положение осложняло то, что в качестве главных носителей католичества перед литов. князьями выступали их наиболее опасные и непримиримые враги - нем. рыцари, вызывавшие ненависть населения Великого княжества Литовского. У правителей Литвы не было уверенности, что крещение избавит их владения от этой опасности. В кон. XIII в. они ссылались на пример ближайших соседей и союзников земгаллов - согласие креститься не предотвратило завоевания их земли крестоносцами.

http://pravenc.ru/text/161885.html

3 мая 1996 года Луцко-Волынскую епархию Украинской Православной Церкви Московского Патриархата разделили на две епископии, одной из которых стала Владимир-Волынская и Ковельская. После этого Мстиславов храм получил статус кафедрального собора. В мае 2002 года во Владимире-Волынском отмечалось 1010-летие Владимирской епархии, торжества возглавил митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). 4 августа 2009 года Успенский храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. А в мае 2010 года широко праздновалось 850-летие самого Успенского собора. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2013 г. Успенский собор восстановлен в г. Владимир-Волынский в 1896 – 1900 гг. из развалин древнего храма, построенного великим князем Мстиславом Изяславовичем в 1160 г. Храм каменный, двухпрестольный: главный – в честь Успения Божией Матери и во имя св. равноапост. князя Владимира; украшен храм посредственно. Прихожан 3378 душ. Состав причта: протоиерей, 2 священника, диакон (в сане протодиакона), 3 псаломщика и просфорня. Причтовые помещения: для настоятеля собора дом, построенный в 1899 г. на церковные средства, находится при церкви; дом первого священника в ¼ верстах от церкви, построен в 1894 г. на церковные средства; дома для второго священника, диакона, 2 псаломщиков находятся в версте от церкви; дома приобретены в 1903 г. Все дома поместительны, прочные и удобные. Есть надворные постройки, сады и огороды. Земли 674 дес., расположенной до 8 верст от домов. Приписные деревни: Шистов, Заречье, Белые Берега, Лобачин, Федоровка, Поничев, колонии: Марцеловка и Отрочь, хутора Белозовщина, Мочиск и Радочиж. В соборном приходе имеются школы: второклассная и двухклассная церковно-приходская, школа грамоты, мужская и женские гимназии, двухклассное и одноклассное министерские училища. Иноверцев: евреев и магометан 7085 чел. и прочих исповеданий 1880 душ. Приписные церкви: Николаевская, бывшая соборная, и тюремная в честь св. Иоакима и Анны; богослужения совершаются: в тюремной во все воскресные и праздничные дни, а в Николаевской – 9 мая и 6 декабря.

http://sobory.ru/article/?object=08955

12 Декабря 1945 г. с посланием к пастырям и верующим Греко-католической церкви, проживающим в западных областях УССР, обратился Патриарший экзарх Украины, митрополит Киевский и Галицкий Иоанн, где, в частности писал: «... наша Православная Церковь торжествует и радуется тому, что когда-то насильно отторгнутые земли Галичины, Закарпатской Украины – опять воссоединены с Советской Украиной и через то насельники их получили возможность свободного исповедания своей прадедовской веры, а не навязанной Ватиканом унии...». 574 Ещё в Апреле 1945 г. во Львове была открыта Православная архиерейская кафедра, на которую был хиротонисан профессор протоиерей Михаил Оксиюк, принявший при пострижении имя Макарий. В его ведение вошли тогда Православные приходы, Находящиеся на территории, главным образом, Тернопольской епархии. Большей частью это были приходы, исторически входившие в Волынскую епархию, но по-новому административно-территориальному делению оказавшиеся в Тернопольской области; там же оказалась и знаменитая Почаевская Лавра – духовный центр Волыни. 19 Января 1946 г. в праздник Богоявления (по ст. стилю) во Львове состоялось совместное освящение воды (Иордань) униатами и Православными. Торжественные процессии из собора св. Юра и из русского храма направились при пении праздничных песнопений на украинском и церковно-славянском языках к одному месту, где протопресвитер Костельник и епископ Макарий обменялись приветствиями. Автор корреспонденции, опубликованной в «Журнале Московской Патриархии» отмечал, что процессия прошла мирно и с обеих сторон (имелись ввиду рядовые верующие) никаких выпадов друг против друга не было. 575 20 Февраля 1946 г. в Киеве в Печерской Лавре произошёл чин воссоединения с Православной Церковью первой группы униатских священников (12 человек) во главе с о. Костельником, Мельником и Пельвецким. Спустя несколько дней там же в Лавре двое последних, как не связанные узами брака были пострижены в монашество, а затем в кафедральном Владимирском соборе хиротонисаны – о.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

805 Епископ Владимиро-Волынский и Брестский. 10.1625 прибыл в Москву, в следующем году участвовал в Соборе. 08.1626 стал епископом Суздальским. 21.03.1634 была издана патриаршая грамота о ссылке Иосифа в Сийский монастырь под крепкое начало «за его бесчинство, что он живет не по святительскому чину, делает многие непристойные дела». В монастыре ему следовало быть с панагиею, но в храм без особого разрешения он ходить не мог. 14.09 был извержен из сана за тайное покровительство униатам (Патриархи Московские. M., 2004. С. 75–76). Был сослан в Соловецкий монастырь, в 1640 г. перемещен в Казанский Зилантов монастырь, где вскоре и скончался (ПБЭ). Дата кончины – 15.06.1642. 806 Упоминается в грамотах, датированных 01.1636 (Акты исторические... Т. 3. С. 345–346) и 17.03.1639 (Акты Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря. M., 1898. С. 180). 807 Преставился в Москве, в моровое поветрие, «...a в 1716 году июня 10 дня гроб его перенесен в Суздаль и опущен в землю в соборной церкви...» ( Леонид (Кавелин) , иеромон. История Церкви в пределах нынешней Калужской губернии. Калуга, 1876. С. 129). 808 Хиротонисан в 1658 г. во епископа Суздальского и Юрьевского, в этом же году перемещен на архиепископию Смоленскую. В 1671 г. оставил епархию и удалился в Звенигородский монастырь (Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 92–93). Упоминается в Настольной грамоте архиепископу Рязанскому Илариону (Древние грамоты и Акты Рязанского края, собранные A. Н. Пискаревым. СПб. 1854. С. 81). 810 Редкий случай выдвижения в те годы на кафедру нерусского кандидата. Когда пришел из Сербии и в каком сане – неизвестно. Из архимандритов Свенского монастыря. Очевидно, обладал незаурядными качествами, ибо далее был архиепископом и митрополитом в Пскове и Казани, на кафедрах, где до него были весьма видные иерархи. 811 Упоминается 11.07.1701 (Акты Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря. M., 1898. С. 257 – 258). По ПБЭ. обе даты иные: 1682 – 14.12.1708. 812 «...Ефрем Янкович (Пятицерковенский) прибыл в Москву в Январе 1705 г., находился в 1707 при войсках в Польше; (проживал в Суздале. – Сост.) с янв. 1708 г...» Серб по национальности, бывший митрополит Скопийский (Н.Д. Иерархия... С. 235). Вторая дата – дата кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010