Амфилохий (1105-1122) (не его ли имя, искаженное до «Anythi Codrius», попало не на свое место в каталоге?), Симеон (1123-1136), Феодор (1137 - после 1147), именуемый в летописи «скопцом», по-видимому грек, участвовавший в 1147 г. в поставлении митр. Климента Смолятича . С сер. XII в. сведения о Волынских архиереях сходят со страниц летописей (эта лакуна заполнена в каталоге) и появляются снова только в 20-х гг. XIII в. В статье 1223/24 г. Галицко-Волынской летописи находится перечень Владимиро-Волынских епископов, бывших в правление князей Даниила и Василька Романовичей, т. е. в 20-60-х гг. XIII в., тождественный приведенному в каталоге: Иоасаф, «блаженыи, преподобныи, святитель Святое горы» (т. е. из монахов или игуменов Святогорского Зимненского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , известного по крайней мере с 60-х гг. XI в.), тождество к-рого с Угровским еп. Иоасафом дискуссионно; Василий, также из Святогорского мон-ря; Никифор по прозвищу Станило, из слуг кн. Василька (что говорит о его поставлении после 1238, когда Василько стал владимирским князем), Косма, «кроткыи, преподобныи, смиреныи». В конце правления Владимирка Васильковича († 1288) упоминается еп. Евсигний (еп. Марк, одновременно поименованный среди окружения Владимирка и иногда включаемый в списки Волынских иерархов, не может быть Владимиро-Волынским епископом). Первоначальная территория В.-В. е., если исходить из принципиального для Др. Руси совпадения политических и церковных границ, простиралась от русско-польск. и русско-венг. пограничья на западе до междуречья Стыри и Горыни на востоке, от верховьев Припяти на севере до подвижной границы со степью в Ср. Поднестровье. Позднейшие территориальные изменения епархии также следовали за переменами политическими. Скорее всего в сер. XII в. (не позднее 1152/53) в связи с окончательным оформлением Галицкого княжества при кн. Владимирке Володаревиче от В.-В. е. была отделена южная, прикарпатско-днестровская, половина, к-рая составила Галицкую епархию .

http://pravenc.ru/text/159136.html

В 1711 г. К. получил в управление Владимиро-Волынскую епархию, в том же году в г. Самбор митр. Ю. Винницкий единолично рукоположил его в сан епископа. Стремясь возродить при кафедральном соборе Владимира-Волынского капитул, К. встретил неодобрение местных василиан. Отставка К. с должности протоархимандрита ордена состоялась 30 июля 1713 г. на Виленской конгрегации василиан. Новым протоархимандритом был избран противник К. игум. Василий Процевич. 16 февр. 1714 г., после смерти митр. Ю. Винницкого (12 сент. 1713), К. был избран униат. Киевским митрополитом; он сохранил за собой управление Владимиро-Волынским и Брестским еп-ствами. С целью упорядочить церковную жизнь в епархиях К. провел во Владимире-Волынском расширенный епархиальный Собор (13-15 окт. 1715), а также создал епархиальную ДС на основе василианского уч-ща при Успенском соборе г. Владимира-Волынского. В качестве основы для учебной программы семинарии К. взял «Ratio studiorum» иезуитов, в к-рую добавил изучение литургики вост. обряда, но свел к минимуму преподавание церковнослав. языка и употребление русского. После смерти К. семинария прекратила существование. Создание епархиальной ДС вместо уч-ща василиан еще более осложнило отношения нового митрополита с орденом василиан. В 1717 г. на конгрегации в Новогрудке протоархимандритом ордена был избран Максим Ветржинский, бывш. аудитор Киевской митрополии. Ветржинский вступил в конфликт с К. из-за Львовского Онуфриевского и Пустынского мон-рей, которые митрополит без согласия ордена передал в 1718 г. в управление Смоленскому еп. Лаврентию Друцкому-Соколинскому. В ответ К. 26 июля 1719 г. провел в Холме (ныне Хелм Люблинского воеводства, Польша) капитул с участием настоятелей большинства василианских обителей, на к-ром было вынесено решение о лишении Ветржинского должности протоархимандрита. 19 сент. того же года генеральная конгрегация василиан в Новогрудке под давлением К. была вынуждена подтвердить это решение. Проведя в 1715 г. епархиальный Собор во Владимире-Волынском, К. хотел созвать Собор униат. Церкви, чтобы на нем были приняты решения по урегулированию частых конфликтов между католиками лат. обряда и униатами, по унификации литургической практики униатов, по созданию епархиальных семинарий для подготовки духовенства, а также по упорядочению взаимоотношений между униат. митрополитом и василианами. В том же году К. обратился к папскому нунцию в Речи Посполитой архиеп. Джироламо (Иерониму) Гримальди с просьбой о содействии в получении папского разрешения на созыв Собора. Среди др. причин для его созыва К. назвал распространение среди католиков вост. обряда ереси «филиппонов» (подразумевая под ними старообрядцев- филипповцев ), а также необходимость установления границ епархий и упорядочения дисциплины униат. духовенства.

http://pravenc.ru/text/1841183.html

21. Ферапонт хирот. 9 мар. 1539, из игум. Ферапонтовских; † в мар. 1548. Погребён в Суздальском соборе. 22. Иона Собина хирот. 21 февр. 1544 из архим. Чудова монастыря; † 1548. Погребён в Суздальском соборе. 23. Трифон Ступишин хирот. 10 мар. 1549 из архим. Симонова монастыря; в 1551 оставил епархию. С 1563 архиепископ Полоцкий. 24. Афанасий, кн. Палецкий , 18 июня 1551 хирот. из игум. Кирилло-Белоезерских; упом. 2 февр. на соборе; в 1564 уволен на покой туда-же. С 1566 архиепископ Полоцкий. 25. Елевферий хирот. в 1564 из архим. Троице-Сергиевских; до 1567; (†...?) 26. Пафнутий , с 1567; † 26 нояб. 1569. 27. Варлаам хирот. в 1570, из игум. Махрищского монастыря; † 1586 и погребён в Махрищском митре. V. Архиепископы Суздальские и Торусские 28. Иов в 1587 хирот. из архим. Спасо-Евфимиевских; с мая 1589 архиепископ; в 1592 уволен на покой; † 24 июня 1594. Погребён в Спасо-Евфимиевом мнтре. 29. Галактион хирот. 1593 из архим. Казанского Спасо-Преображенского монастыря; в 1609 изгнан и †. Погребён в Суздальском соборе. 30. Герасим в 1612 (в великий пост) хирот. в Казани из архим. Спасо-Евфимиева монастыря; до 1615 († ...?). 31. Арсений , Грек, перев. из Твери 1616 (упом. в окт.), а в начале 1626 уволен, за болезнью; † 29 апр. 1630. 32. Иосиф Курцевич , епископ Волынский, прибыл в Москву в июле 1625, определён в авг. 1626, а 22 мар. 1634 отлучён и послан в Сийский мнтрь; † 15 июня 1642 – в Зилантове. 33. Серапион 5 окт. 1634 хирот. из игум. Тольгских; † 1663 (упом. в мае). Погребён в Суздальском соборе. 34. Софроний хирот. 29 янв. (sic) 1654 из архим. Хутынских и в мор † 13 сент. 1654 (в Москве). Погребён в Суздальском соборе. 35. Иосиф хирот. 1655, упом. в февр. (sic) 1655, из ризничих Саввы-Сторожевского монастыря; упом. в апр. 1656 (а 1658 бывший, в Казани). 36. Филарет хирот. 10 авг. 1656, из иноков Саввы-Сторожевского монастыря, а 1658 перев. в Смоленск. 37. Стефан хирот. 2 мая 1658–60. После при Архангельском соборе в Москве (в февр. 1661). VI. Архиепископы Суздальские и Юрьевские

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23 сентября Блаженнейший Митрополит Савва совершил в Зимненском обители праздничную всенощную, а 24 сентября, в день празднования Зимненской чудотворной иконы — Божественную литургию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Информацию принять к сведению. 2. Составить искреннюю благодарность Блаженнейшему Митрополиту Варшавскому и всей Польши Савве за визит в Украину, общую молитву с епископатом, духовенством и верными Украинской Православной Церкви и свидетельство нашего единства во Христе Иисусе. 3 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Преосвященного Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского (на основании пп. 16, 17 раздела IV Устава об управлении Украинской Православной Церкви) — СЛУШАЛИ информацию Управляющего делами Украинской Православной Церкви Преосвященного Митрофана, архиепископа Белоцерковского и Богуславского о пребывании в Украине десницы святого великомученика Димитрия Солунского. Справка: По просьбе Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира по благословению Святейшего Патриарха Варфоломея с 7 ноября по 10 декабря 2011 года в Украине находилась десница святого великомученика Димитрия Солунского. Святыню сопровождал Высокопреосвященнейший Пантелеимон, митрополит Верейский, Наусський и Камбанийський. За указанный период мощи находились: в Киеве (Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, храм Всех Святых (на месте строительства Кафедрального собора в честь Воскресения Христова, Спасо-Преображенский храм (микрорайон Теремки)), а также посетили Днепропетровскую, Полтавскую, Харьковская, Запорожская, Николаевская, Белоцерковскую, Тернопольскую, Львовскую, Владимир-Волынскую, Луцке, Ровенскую и Житомирскую епархию, Свято-Троицкий Корецкий ставропигиальный женский монастырь. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Поднести благодарение Всемилостивому Богу за Его милость, явленную в возможности верующим Украины поклониться деснице святого великомученика Димитрия Солунского; 2. Направить благодарность Вселенскому Патриарху Варфоломею за предоставленное благословение на привоз святыни в Украину;

http://pravmir.ru/zhurnaly-svyashhennogo...

Главными святынями монастыря, в котором в начале XX века действовало шесть храмов, были Боголюбская, Влахернская и Владимирская, чудотворная Казанская и Толгская иконы Богоматери. По средам перед Казанской и по воскресеньям перед Боголюбской иконами служили соборные акафисты. В монастыре бережно сохраняли три иконы и портрет патриарха Никона, поступившие в обитель в 1690 году из дома сосланного Петром боярина Василия Голицына. Несмотря на благоволение сильных мира сего, Петровский монастырь не раз страдал от пожаров — в 1493 году, в XVII столетии... Его ограбили и осквернили французы в 1812-м. У колокольни похоронили москвичей, расстрелянных по приговору французского трибунала. Числился монастырь сначала в Патриаршем, затем в Синодальном ведомстве. В 1764 году его возвели во второй класс и причислили к ставропигиальным, но в 1775-м передали в Московскую епархию. Архимандрит его по указу Св.Синода носил мантию со скрижалями. Петровский монастырь был довольно богат. В 1678 году он владел 519, а в 1700-м — 612 крестьянскими дворами. В середине XVIII столетия обитель имела 5998 душ крестьян, к ней приписаны были Льгов монастырь под Рыльском и Медвежья пустынь близ Дмитрова. В начале XX века земельных владений было всего 45 с небольшим десятин, да монастырь получал из казны 1249 рублей 37 копеек в год. В нем жили в то время архимандрит и 14 монахов. Долгое время в монастыре размещались различные духовные и богоугодные учреждения: в 1771 году, во время чумы, карантин и лечебница, с 1770-х годов по 1903 год — духовный цензурный комитет, склады христианской литературы, епархиальная библиотека Московского общества любителей духовного просвещения. Известно, что в конце XIX века художник М. В. Нестеров написал в одной из церквей обители портрет архиепископа Волынского Антония. После 1917 года Петровский монастырь приютил архиереев, прогнанных властями, а также вернувшихся из ссылки. В 1923 году настоятель архиепископ Варфоломей, викарий Московской епархии, принял в обитель братию закрытой Зосимовой пустыни.

http://sobory.ru/article/?object=03404

Для пастырского служения отец Нифонт был направлен в родную ему Волынско-Ровенскую епархию. 18 марта 1977 года местный владыка Дамиан назначил священнослужителя настоятелем Свято-Троицкого храма села Рудка-Козинская Рожищенского района Волынской области. Весть о ярких проповедях нового священника, о его искренней отцовской любви и пастырской внимательности быстро распространилась между верующим народом. В Рудку-Козинскую стали съезжаться люди не только из деревень прихода, но также из Луцка, Бреста, нередко там бывали даже и москвичи.  Конечно, такая активность верующих не устраивала советскую власть. Чтобы дискредитировать иеромонаха, было решено напечатать в областной газете клеветническую статью. Однако публикация неожиданно вызвала обратную реакцию: народ понял, что священник действительно заслуживает внимания, если так хотят его очернить. После этого наплыв людей в Рудку-Козинскую усилился, а чтобы чадам было удобнее добираться к нему, отец Нифонт даже сумел добиться того, чтобы дизель-поезд останавливался возле села.  В 1985 году отец Нифонт был возведен в сан игумена, а в 1988 году стал архимандритом. В 1989 году архиепископ Волынский и Ровенский Варлаам назначил отца Нифонта благочинным Рожищенского района. 20 марта 1990 года Священный Синод Украинского Экзархата назначил архимандрита Нифонта (Солодуху) епископом Хмельницким и Каменец-Подольским, а на следующий день во Владимирском соборе Киева состоялась архиерейская хиротония. Расставание с любимым сельским храмом и родной паствой было очень трудным, но впереди было ответственное архипастырское служение, которое владыка принял как истинный воин Христов.  Начало архиерейства совпало с распадом советского государства и либерализацией всех сторон жизни. На своей первой архиерейской кафедре владыка пробыл только два года. Летом 1992 года Волынская область стала местом активных действий раскольников. Представители самопровозглашенного Киевского патриархата, поддерживаемого местной властью, захватили кафедральный собор вместе с епархиальным управлением и духовной семинарией. Епископа Варфоломея и канонических священников всячески унижали и называли предателями Украины. В этих условиях Священный Синод УПЦ посчитал, что кандидатура епископа Нифонта более других подходит для решения труднейшей задачи религиозного успокоения Волыни, и не ошибся.

http://e-vestnik.ru/obituaries/new_objec...

Дракон. Фрагмент скульптурного убранства Успенского собора в Галиче. Сер. XII в. (вмонтирован в кладку Успенской ц. в с. Крылос. XVI в.) Дракон. Фрагмент скульптурного убранства Успенского собора в Галиче. Сер. XII в. (вмонтирован в кладку Успенской ц. в с. Крылос. XVI в.) Ввиду сдержанных отношений между киевским кн. Всеволодом и митр. Михаилом (1130-1145/46) неск. более вероятной представляется 2-я т. зр. (хотя Поппе не прав, ссылаясь на якобы неизменную вражду между Всеволодом и Владимирком). В таком случае Косма был бы 1-м архиереем Г. е. Правда, сохранившийся в латиноязычном списке нач. XVIII в. из униатского собора в Перемышле перечень Галицких архиереев, скопированный якобы «с древней рукописи» (ex antiqua charta), называет перед Космой еще Алексия: «Alexius, Cosmas» ( Петрушевич. С. 145. Примеч.). Подлинность или хотя бы точность этого перечня (в к-ром за Космой следуют «Ionas, Gerontius, Ephrem, Ioannes, Antonius, Meletius, Anastasius, Zosimas, Niphon, Ignatius, Doroteus») проверить трудно, т. к. по др. источникам неизвестен по имени ни один Галицкий епископ до учреждения в нач. XIV в. Галицкой митрополии, за исключением Артемия (30-е - нач. 40-х гг. XIII в.), сторонника галицкого кн. Ростислава Михайловича и противника Даниила Романовича Галицкого (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 777, 793), бежавшего из Галича после победы кн. Даниила. Отсутствие имени Артемия в перечне бросает нек-рую тень на список в целом. В лит-ре иногда называются имена 2 др. Галицких епископов - Иосифа и Григория (кон. XIII - нач. XIV в.), но они упоминаются только в грамотах галицкого кн. Льва Даниловича (1264-1300/01), к-рые являются позднейшими фальсификатами (между посл. четв. XIV и посл. четв. XVI в.), и в подложной (XIX в.) «выходной» записи в Евангелии XIV в. (НБ МГУ. 1367 (СКСРК, XIV, 185)). Еще одну проблему ранней истории Г. е. составляет вопрос о том, из какого именно епископства она была выделена. Чаще всего считается, что ранее земли Ростиславичей входили во Владимиро-Волынскую епархию , и только М.

http://pravenc.ru/text/161539.html

Я благодарю своих родителей, ибо через них Господь сподобил меня проложить свои грешные стопы на нашей святой земле. Преклоняюсь перед мудрыми архипастырями, боголюбивыми пастырями и всеми мирянами, которые дали мне возможность осмыслить азы понимания и истинного служения Богу и людям». 11 июня, в день памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого), Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил Божественную литургию в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Его Блаженству сослужили митрополит Луганский и Алчевский Иоанникий , архиепископы Ровенский и Острожский Варфоломей , Владимир-Волынский и Ковельский Симеон , Вышгородский Павел , Белоцерковский и Богуславский Митрофан , епископы Черниговский и Новгород-Северский Амвросий , Васильковский Лука , Бориспольский Антоний, Нежинский и Батуринский Ириней. Во время Божественной литургии собор архиереев во главе с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром совершил хиротонию архимандрита Владимира (Мельника). Епископ Владимир (Мельник) будет возглавлять недавно сформированную Шепетовскую епархию. Согласно решению Священного Синода Украинской Православной Церкви от 10 июня, назначенный несколько дней назад управляющим Шепетовской епархией епископ Никодим (Горенко) освобожден от этой должности и назначен управляющим Владимир-Волынской епархией . По окончании литургии Блаженнейший Митрополит Владимир вручил епископу архиерейский жезл, после чего новорукоположенный архиерей благословил присутствующих верующих. Биография преосвященного епископа Владимира (Мельника) Епископ Владимир (Мельник Константин Павлович) родился 26 ноября 1968 года в селе Невир Любешовского района Волынской области в православной семье. В 1984 году окончил сельскую восьмилетнюю школу и поступил в Пинский сельскохозяйственный техникум, по окончании которого в 1988 году был призван на службу в вооруженные силы. В 1990 году поступил в Волынскую Духовную Семинарию. В 1992 году пострижен Преосвященнейшим Варфоломеем, епископом Луцким и Волынским в монашество с именем Владимир в честь священномученика Владимира (Богоявленского), Митрополита Киевского и Галицкого. В том же году рукоположен в сан диакона. Нес послушание в Свято-Успенском Зимненском женском монастыре.

http://patriarchia.ru/db/text/256266.htm...

В день памяти святителя Николая Чудотворца паломники с Волыни приняли участие в Божественной литургии в древнем храме города Мцхета. После этого состоялась встреча группы с епископом Самтависским и Каспским Дамианом, в ходе которой паломники рассказали грузинскому иерарху о религиозной ситуации на Украине. 20 декабря паломники из Украинской Православной Церкви во главе с митрополитом Владимир-Волынским Владимиром посетили древние храмы и монастыри Болнийской епархии Грузинской Православной Церкви, которую возглавляет архиепископ Болнисский Ефрем. Владыка Ефрем тепло встретил паломников и показал гостям с Украины древние святыни епархии. Паломники посетили главную святыню г. Болниси — базилику V века в честь Успения Пресвятой Богородицы, новый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла, который находится на горе высотой 800 метров, а также древний монастырь XII века в честь святого Георгия Победоносца. Возвращаясь в Тбилиси, паломники посетили Свято-Преображенский женский монастырь Самтавро, где поклонились святым мощам преподобного Гавриила (Ургебадзе) и помолились в часовне в честь равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. На следующий день группа паломников посетила Некресскую епархию Грузинской Православной Церкви. Священники и миряне имели возможность встретиться и пообщаться с митрополитом Некресским и Эретским Сергием и помолиться за всенощным бдением в соборе Казанской иконы Божией Матери в Лагодехи. После полиелея владыка Владимир обратился к верующим Грузинской Православной Церкви с архипастырским словом и попросил их молитв за Украинскую Православную Церковь и за украинский многострадальный народ. В тот же день верующие посетили древний Бодбийский женский монастырь (IX в.), где поклонились мощам святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. 22 декабря группа паломников встретилась в Тбилиси с архиепископом Схалтским Спиридоном. Паломники рассказали иерарху об испытаниях, которые проходит сегодня Украинская Православная Церковь. В свою очередь архиепископ Спиридон выразил глубокое уважение Блаженнейшему митрополиту Онуфрию, и пожелал чадам Украинской Православной Церкви укрепляться в вере.

http://patriarchia.ru/db/text/5552759.ht...

2 апр. 1961 г., после пострижения в монашество с именем Дамиан и возведения в сан архимандрита, хиротонисан во епископа Черновицкого и Буковинского. Хиротонию в кафедральном Князь-Владимирском соборе Киева возглавил Киевский и Галицкий митр. Иоанн (Соколов) . 15 окт. 1964 г. перемещен на Львовскую и Тернопольскую кафедру, с 26 окт. временно также управлял Черновицкой епархией. 10 сент. 1965 г. возведен в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке. 8 окт. того же года возглавил Волынскую и Ровенскую епархию с архиерейской кафедрой в Луцке. В это время епархия была одна из самых крупных в РПЦ по числу приходов, уступая в количестве благочиний (20) только Львовской епархии. Д. проявил себя деятельным архиереем, совершал пастырские поездки по епархии, выступал в храмах с проповедями перед многочисленными верующими. По сравнению с 1-й пол. 60-х гг. XX в. церковная жизнь на Волыни стала более стабильной. При содействии Д. были отремонтированы мн. храмы, в т. ч. древний Покровский храм в г. Луцке и Свято-Георгиевская ц. в с. Берестечко. Особое внимание Д. уделял Корецкому во имя Св. Троицы жен. мон-рю , в к-ром были проведены полная реставрация Троицкого храма и капитальный ремонт Предтеченской ц., сооружены новые строения. В 1984 г. мон-рь стал ставропигиальным. Д. принимал участие в летней сессии Св. Синода 1972 г. и в зимней сессии 1977-1978 гг. За усердное многолетнее служение награжден орденами св. Владимира 2-й степени (1963) и прп. Сергия Радонежского 2-й степени (1979), именной панагией (1986). С 30 дек. 1986 г. пребывал на покое. Отпевание Д. 6 июня 1987 г. совершил в луцком Троицком кафедральном соборе Волынский и Ровенский еп. Варлаам (Ильюшенко) . Похоронен рядом с Федосеевским кладбищенским храмом в г. Луцке. Лит.: Наречение и хиротония архим. Дамиана (Марчука)//ЖМП. 1961. 6. С. 26-28; Из жизни епархий//Там же. 1967. 3. С. 36; Юбилей архипастыря//Там же. 1972. 3. С. 19-20; Из жизни епархий//Там же. 1978. 8. С. 49-51; Муляр П. , прот. Высокопреосвящ. архиеп. Дамиан: (Некролог)//Там же. 1987. 10. С. 32.

http://pravenc.ru/text/168780.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010