митрополит Владимир (Сабодан) Предисловие Выдающийся православный богослов XX века В. Лосский отмечает: «В историю богословской мысли входят различные периоды как бы вероучительные циклы, в которых какой-то один аспект христианского предания обретает сравнительно с другими исключительное значение, в котором все темы учения в известной степени трактуются соотносительно с каким-то одним вопросом, становящимся для догматического сознания центральным» 18 . В наше время, для которого характерно, с одной стороны, дальнейшее углубление процесса секуляризации, отчуждения общества от Церкви, а с другой стороны – стремление христианского мира к обновлению и интеграции и вызванное этим стремлением широкое развитие межконфессионального диалога, цель которого – поиск путей к достижению вероисповедного единства для совместного христианского свидетельства о Боге на более доступном и понятном современному миру языке, основным вопросом, выдвигаемым жизнью перед христианским богословием, становится, по всеобщему признанию, вопрос о Церкви, ее существе, основных принципах ее бытия и ее жизненном значении 19 . Одновременно окрепло понимание того, что и в системе христианского вероучения глава о Церкви должна занимать центральное, а не второстепенное положение. Учение о Церкви должно быть той красной нитью, которая, проходя через все отдельные пункты учения, обнимает и соединяет их в одно вероучение. Например, из доказательства Божественности Церкви следует доказательство Божественности и истинности Откровения, а не наоборот. Ибо если Церковь , носительница христианского учения, истинно Божественна, то необходимо истинно и содержимое ею учение, потому что это учение, принадлежащее ей, есть только одна особая сторона, один из моментов ее действительности. При таком изложении учение о Церкви представляет собой начало, неизменную основу вероучения и в пределах этого последнего заключает в себе еще ряд отдельных специфических догм 20 . Сегодня вопрос о Церкви – это вопрос вселенский. Над ним усиленно работают в католичестве, что ясно из папских энциклик, деяний II Ватиканского собора и исследований, появившихся после него 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

– В 2006 году Блаженнейший Владимир (митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), тогдашний глава канонической УПЦ)благословил меня возродить православие в Княжьем Граде, возродить Десятинный храм Пресвятой Богородицы. Тогда на месте, где сейчас стоит Десятинный храм, ничего не было – пустырь. Была Пасха, мы поставили скинию с иконостасом, крестом, все как положено. И Блаженнейший Владимир тогда сказал, что если удастся отслужить литургию, то это будет большая победа православия. Потому что каждый президент украинский уже тогда отрицал православную церковь и негласно, но поддерживал раскольников. И вот по милости божьей мы смогли отслужить. Поразительно, но пришло довольно много людей, даже монахини пришли. Директор Национального музея истории Украины, который находится рядом, тогда еще разрешил нам отслужить пасху у них на территории. И с четверга на пятницу, в День иконы Пресвятой Богородицы " Живоносный источник " , отслужив, мы вышли на улицу и увидели, что в скинии люди лежат. Мы тогда, конечно, очень испугались, подумали, что газовую гранату кинули. Бросились поднимать их и спрашивать, что произошло, а они нам все стали говорить, что здесь была Царица Небесная: зашла как человек, вся в белом одеянии, осмотрелась, склонилась к иконе, затем обошла, зашла в алтарь и подняла свои пречистые руки. Дальше люди ничего не помнили, не выдержали и потеряли сознание. У нас, когда слушали, слезы на глазах были, плакали все, потому что почувствовали присутствие Божьей Матери. Конечно, мы тогда поняли, что после такого мы не можем покинуть эту землю, и вот до сегодняшнего дня храм стоит. И на протяжении всех этих лет храм пытались сжечь, закидывали коктейлями Молотова и пытались захватить, нанимали скинхедов с ломами, которые приходили, издевались над святынями, устраивали пляски. А делалось это для того, чтоб заставить нас не упоминать патриарха, отречься. Когда же УПЦ Московского патриархата объявила о своей независимости, я не подписывал согласие, потому что выходить из состава Московского патриархата – неправильно, это мое религиозное убеждение, потому что Россия – моя родина.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/11/ukrain...

Детям о Христе. Рассказы и стихи русских писателей - Сост. Малягин В.Ю. Детям о Христе. Рассказы и стихи русских писателей - Сост. Малягин В.Ю. Сборники Русская классическая литература в своих лучших образцах всегда была пронизана светом Христовым. Рассказы и стихи прозаиков и поэтов XIX–XX веков, посвященные Пасхе и Рождеству, молитве к Богу и милосердию к ближнему – это не только совершенные художественные произведения. Это еще и – настоящая христианская проповедь, которая лучше всяких слов свидетельствует о духовной основе всякого подлинного творчества. Фрагменты • Зверь - Н.С. Лесков • Елка Митрича - Н.Д. Телешов • Чудесный доктор - А.И. Куприн • Волхвы - И.А. Бунин • Стихи русских поэтов • Желание - Оптинский старец, прп. Варсонофий • «Не первый год у этих мест…» - Афанасий Фет • Христославы - А. Коринфский • «Мы безумно молимся подчас…» - архиеп. Иоанн Шаховской • Бегство в Египет - Иван Бунин • «Мечта моя! Из Вифлеемской дали…» - В. Ходасевич • Овца - Владимир Набоков • Из поэмы «Владимирская Богоматерь» - Максимилиан Волошин • Рождество - митр. Владимир (Сабодан) • Риза Господня - Александр Солодовников • Рождество - Григорий Зобин • Жница - В. Серебряков • Крестное знамение - Евгений Санин • Молитва подарок - Евгений Санин • «Тихая осень. Над Оптиной – синее небо…» - Г. Архипов • «Пылает за окном звезда…» - Сергей Кликов Зверь - Н.С. Лесков (из цикла «Святочные рассказы») Отец мой был известный в свое время следователь. Ему поручали много важных дел, и потому он часто отлучался от семейства, а дома оставались мать, я и прислуга. Матушка моя тогда была еще очень молода, а я – маленький мальчик. При том случае, о котором я теперь хочу рассказать, – мне было всего только пять лет. Была зима, и очень жестокая. Стояли такие холода, что в хлевах замерзали ночами овцы, а воробьи и галки падали на мерзлую землю окоченелые. Отец мой находился об эту пору по служебным обязанностям в Ельце и не обещал приехать домой даже к Рождеству Христову, а потому матушка собралась сама к нему съездить, чтобы не оставить его одиноким в этот прекрасный и радостный праздник. Меня, по случаю ужасных холодов, мать не взяла с собою в дальнюю дорогу, а оставила у своей сестры, а моей тетки, которая была замужем за одним орловским помещиком, про которого ходила невеселая слава. Он был очень богат, стар и жесток. В характере у него преобладали злобность и неумолимость, и он об этом нимало не сожалел, а, напротив, даже щеголял этими качествами, которые, по его мнению, служили будто бы выражением мужественной силы и непреклонной твердости духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4267...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_92805.html 27 февраля 2012 Артем Скоропадский, Валерий Калныш Чья епархия? Источник:  Огонек Раскол в Украинской православной церкви Московского патриархата очевиден, или так только кажется? Репортаж из Киева Казалось бы, сколько сил потратила РПЦ на то, чтобы не допустить признания Вселенским патриархом Украинской православной церкви Киевского патриархата?! Но раскол пришел, откуда не ждали,- – из Украинской православной церкви Московского патриархата. Борьба двух " партий " – – промосковской и автокефальной, ориентированной на большую самостоятельность Украинской православной церкви – – закончилась проведением внеочередного заседания Священного Синода. Неожиданного даже для главы УПЦ МП митрополита Владимира, давно и тяжело болеющего. Заседание проходило под председательством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, главы промосковской партии. И закончилось изгнанием со всех постов одного из главных автокефалов – – архиепископа Александра, до середины прошлой недели занимавшего должности председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Украинской православной церкви , постоянного члена Священного синода Украинской православной церкви . Кроме того, он выведен из состава постоянных членов Священного синода УПЦ МП и снят с должности главного редактора официального сайта УПЦ МП. Борьба у истоков Чтобы понять, что происходит в украинском православии, надо коротко вспомнить предысторию. В начале 1990-х годов тогдашний глава УПЦ митрополит Филарет (Денисенко) потребовал от Москвы самостоятельности для Украинской церкви , мотивируя это тем, что " у независимого государства должна быть независимая Церковь " . Ему отказали, и он провозгласил создание Киевского патриархата, за что и был предан анафеме Московской патриархией. Так произошел раскол в православном мире Украины: во главе УПЦ Московского патриархата встал энергичный митрополит Владимир (Сабодан) – – с прекрасным образованием и неплохими дипломатическими способностями. А УПЦ Киевского патриархата, не признаваемого Москвой, возглавил митрополит Филарет (в 1995 году он был избран патриархом).

http://religare.ru/2_92805_1_21.html

     Православное богослужение – это не набор случайных, стихийно собранных молитвенных сочинений, написанных на протяжении нескольких тысяч лет. Православное богослужение, мне кажется, напоминает сшитую рубашечку, в которой все увязано-соединено: «петелька-крючочек». Все здесь гармонично сплетено в одно целое и призвано настроить человеческую душу, словно музыкальный инструмент, на общение с Богом. В неделю перед первой седмицей Великого поста мы совершаем две жизненно важные вещи – испрашиваем у всех прощения и вспоминаем изгнание святых праотцев Адама и Евы из рая. Эти два богослужебных события являются тем верным трамплином, который вводит в нас в спасительную и святую землю Четыредесятницы. Испрашивая прощения у всех людей, мы с Божьей помощью словно бы исторгаем из сердца всякое зло, всякую нечистоту и ненависть и пытаемся постичь великую науку любви, стараемся подключиться к току Божественной любви, стать ее проводниками в мире. И еще один момент есть в испрашивании прощения… Я должен осознать, что я виноват. Я должен осознать, в чем я виноват. Я должен осознать, перед кем я виноват, проанализировать свою жизнь с точки зрения себя не как прекрасного «светлого Ангела», но как больного тяжелой инфекционной болезнью греха существа, которое своей болезнью заразило и этот мир, других людей, а теперь пытается все исправить и вопиет к Богу об исправлении причиненного зла. Оно понимает (ведь так научил Господь наш Иисус Христос!), что болезнь гордости, болезнь зла исцеляется «таблеточкой» любви и добра. И если я сам в себе «переключу тумблер» воли в сторону этих добродетелей, то исправлюсь не только я, но и окружающий меня мир, потому что стану генератором-проводником Божественной любви. Вот откуда высказывание преподобного Серафима Саровского: «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи». Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан) когда то написал о том, что конец света придет, когда чаша людских грехов переполнится. И ее может переполнить в любую секунду сделанный мною или тобою, дорогой брат или сестра, грех.

http://pravoslavie.ru/101366.html

  разделы   рассылка  распечатать Татьяна Кириллина В Феодоровском соборе Петербурга прошла встреча памяти митрополита Сурожского Антония (Блума) Источник:  Вода живая – Официальное издание Санкт-Петербургской епархии РПЦ 4 августа исполнилось четыре года со дня смерти митрополита Сурожского Антония (Блума, (1914-2003)). 5 августа в храме Феодоровской иконы Божией Матери, после Божественной Литургии, состоялась встреча с режиссером Валентиной Матвеевой, создателем серии фильмов " Апостол любви " о владыке Антонии (интервью с Валентиной Ивановной см. в восьмом номере журнала " Вода живая " ). Открывая встречу, Валентина Матвеева сказала, что и богослужение, и отношения между собой прихожан Феодоровского собора напоминают ей о храме Успения Божией Матери в Лондоне, настоятелем которого был владыка Антоний. Далее был показан фильм из серии " Апостол любви " под названием " Выбор пути " . После просмотра Валентина Ивановна ответила на вопросы присутствующих. – Валентина Ивановна, почему владыку Антония отпевал именно митрополит Минский и Слуцкий Филарет? – У владыки Антония в России среди митрополитов были два больших и верных друга – это владыка Филарет (Вахромеев) и митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Когда владыка Антоний ушел от нас, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил митрополита Филарета отпевать владыку Антония, а митрополита Владимира в Англию не послали, потому что незадолго до этого он перенес инсульт и говорил с трудом. Митрополит Филарет в 1960-е годы, в бытность ректором Московской духовной академии, взял на себя смелость пригласить владыку Антония читать лекции. Мое-то поколение помнит, а молодые вряд ли, что такое были 1960-е годы, время хрущевских гонений на Церковь. Хрущев почему-то ненавидел Церковь и все обещал " показать последнего попа по телевизору " . Мы знаем о сталинских репрессиях, а об этом времени – почти ничего, потому что все документы закрыты, их откроют только через 70 лет. В те времена прихожане могли вечером уйти из храма, а утром прийти – храма нет, разобрали. Устраивались провокации – во время крестного хода на Пасху в Александро-Невской лавре на деревьях вокруг Свято-Троицкого собора сидели голые девицы, а в Киеве безбожники пытались внести голую женщину в храм. В такие времена приглашать церковного деятеля из-за рубежа было просто опасно. Владыке Антонию запрещено было проповедовать в храме, поэтому желающие послушать его собирались на квартирах, ночью. В обыкновенные малогабаритные квартирки набивались по пятьдесят-сто человек. Рассказывают, что когда владыке Антонию из-за болей в спине – он всю жизнь от этого страдал – было невмоготу ни стоять, ни сидеть, он ложился на пол, и все из уважения к нему тоже ложились...

http://religare.ru/2_44324.html

Драма и торжество Харьковского Собора: воспоминания участников Собор Украинской Православной Церкви, 1992 г. 27 мая исполнилось 10 лет со дня исторического Собора Украинской Православной Церкви, состоявшегося в Харькове. На нем за клятвопреступление и раскольническую деятельность был низложен митрополит Филарет (Денисенко), впоследствии преданный анафеме, а предстоятелем Украинской Церкви избран митрополит Владимир (Сабодан). О драматических событиях вокруг этого Собора рассказывают его непосредственные участники-архиереи. НИКОДИМ, митрополит Харьковский и Богодуховский: - Если бы в 1992 году в сугубо церковные дела не вмешались светские силы, депутаты и политики, то, я уверен, сегодня бы Православие имело иной образ, объединяло бы всех. Но кому-то это невыгодно, и было сделано все, чтобы каноническую Православную Церковь Украины, неотделимую от Полноты Православия, бесконечно третировали. И, напротив, всячески поддерживали нечестивое сборище Филарета, которое не содержит в себе ничего, кроме скандалов, мести и разжигания страстей. Харьковский Собор длился двое суток. После его окончания официальная пресса от лица правительства заявила, что Никодим созвал Собор, но никто об этом якобы не знал. Так началась фальсификация событий, ибо на протяжении всей работы Собора через каждые два часа меня вызывали на телефонный разговор с канцелярией Президента Л. Кравчука. Он относился ко мне с большим уважением, и потому мне постоянно передавали: " Никодим Степанович, Леонид Макарович надеется на добрую дружбу и просит не трогать Филарета " . Когда приступили к голосованию, помощник Президента по телефону от лица Леонида Макаровича предупредил: " Если Филарет будет снят, то правительство вашу Церковь поддерживать не будет " . Украинские епископы в списки для тайного голосования вносили и мою кандидатуру, но я ее снял. Ведь Филарет поднял бы шум, что Никодим давно хотел стать руководителем Церкви в Украине и, дабы доказать противоположное, что Церковь находится не на политической, а на чисто духовной основе, я отказался претендовать на пост Предстоятеля Украинской Православной Церкви. Так что власти в Украине прекрасно знали о Харьковском Соборе и преднамеренно пытались его дискредитировать.

http://pravoslavie.ru/5203.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Не мелочи архиерейской жизни Украинской Православной Церкви 28.11.2013 437 Время на чтение 11 минут 23 ноября 2013 года - Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) отмечал свой 78-ой день рождения. В качестве любимого и вероятно долгожданного подарка самому себе Блаженнейший решил возвести в сан митрополита... архиепископа Переяслав-Хмельницкого и Вишневского Александра (Драбинко). Кроме него высоким титулом удостоены также архиепископы Белоцерковский и Богуславский Августин (Маркевич), Сарненский и Полесский Анатолий (Гладкий) и архиепископ Харьковский и Богодуховский Онуфрий (Легкий). За какие заслуги Блаженнейший удостаивает юного и одиозного архиепископа самого высокого титула в церковной иерархии, так как патриарха в УПЦ не существует, понятно исключительно самому Предстоятелю. Интересно было бы узнать, какие подвиги монаха Александра послужили основанием для возведения его в сан митрополита? Не известно большинству православных, может быть отец Александр является горячим молитвенником, его пастырское слово произносимое на проповедях или телевизионных обращениях к православным верующим действительно зажигает в их душах пламенную веру Христову? Возможно, что молодой митрополит прославился на ниве миссионерской деятельности или укреплением самой Украинской Православной Церкви в борьбе с нестроениями и преодолением больших противоречий, укреплении единства всей Русской Православной Церкви, частью которой является сама Украинская Православная Церковь? Не ведомо верующим и творческое наследие 36 летнего монаха, не исключено, что отец Александр прославился многочисленными публикациями по актуальным вопросам церковной жизни. Единственное, что доступно для многомиллионной паствы на Украине - это цепь, мягко выражаясь, странных событий, где постоянно фигурировало имя тогда еще архиепископа Александра (Драбинко). Причем эти события не являются плодом фантазии недоброжелателей молодого архиерея, а целым рядом фактов, послуживших основанием для вынесения решения Синода УПЦ еще 21 февраля 2012 года об освобождении Александра (Драбинко) от должностей председателя Отдела внешних связей и главного редактора официального сайта УПЦ, а также выведении из состава постоянных членов Священного Синода. Основанием для таких решений являлось, в частности, следующее: «...его деструктивные действия и недостойное поведение, интриганство и образ жизни сеют смуту и подозрение среди епископата и духовенства, порождают большое смущение среди верующих... Он дозволяет себе недвусмысленно порочить своих собратьев-архипастырей, членов Священного Синода УПЦ... Многочисленные попытки братского вразумления со стороны членов Священного Синода УПЦ и собратьев-архиереев не имели надлежащего результата».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Статус широкой автономии УПЦ превращает деятельность ее руководства в откровенный произвол Геннадий Тарадин о евроинтеграционном призыве митрополита Владимира и глав религиозных организаций Украины 02.10.2013 1551 Время на чтение 6 минут В понедельник 30 сентября на сайте «Института религиозной свободы» было размещено обращение, вызвавшее бурный резонанс среди украинской общественности. Главы церквей и религиозных организаций Украины поддержали курс на евроинтеграцию, который избрало нынешнее руководство страны. Среди тех, кто подписал столь странное обращение - действующий Предстоятель Украинской Православной Церкви (УПЦ) Московского Патриархата Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Вот странное все-таки руководство в УПЦ... И эта странность в последнее время проявляется, как бы более корректно выразиться, абсолютно абсурдными заявлениями и поступками. В ссылке приводится само обращение церквей и религиозных организаций к украинскому народу. Понятно, что самих религиозных организаций в Украине десятки, а вместе с религиозными объединениями в виде сект - сотни. Но в списке главных организаций, подписавших обращение, указано десять религиозных объединений. При прочтении текста возникло много вопросов. Во-первых, можно ли точно понять, что именно хотели сказать руководители конфессий? Я при прочтении заявления несколько раз, так и не нашел ключевую фразу. Почему в таком компактном тексте нельзя было четко прояснить свою позицию: «Уважаемые сограждане, поддержите подписание соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом», либо «Настаиваем на решении этого вопроса на всенародном референдуме», либо «Призываем всех воздержаться от вступления Украины в Евросоюз». Подобных ясных высказываний в этом заявлении нет. Кстати о референдуме. Сам Президент Украины В.Ф.Янукович 30 августа 2013 г. обещал при решении вопроса о вступлении в Таможенный или Евросоюз, что на Украине обязательно будет проведен референдум по этому поводу. Об этом он заявил в интервью украинским телеканалам.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/10/02/st...

Закрыть itemscope itemtype="" > Украинские православные церкви начали объединятся Пономарев Игорь 08.04.2002 147 Московский патриархат опасается раскола православия во всем мире В Стамбуле подписано соглашение о создании смешанной комиссии по объединению Украинс кой православной церкви под руководством самопровозглашенного Киевского патриархата (УПЦ-КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Они составят единую православную поместную церковь Украины, независимую от Московского патриархата. Стороны договорились воздерживаться от любых взаимных обвинений внутри страны и от практики прозелитизма (переманивания верующих из одной конфессии в другую). Гарантом выполнения соглашения готовы выступить Константинопольская патриархия и лично вселенский патриарх Варфоломей. Как заявил по украинскому телевидению глава УПЦ-КП патриарх Киевский и всей Украины Филарет (Денисенко), патриарх Варфоломей высказался в поддержку создания на Украине автокефальной православной церкви, так как это " отвечает историческим традициям и нынешним реалиям " . По словам Филарета, в конце объединительного процесса на Украине " будет самостоятельная украинская церковь и будет церковь, подчиняющаяся Москве " . Реакция официальных властей Украины и руководства Украинской православной церкви, находящейся под юрисдикцией Московского патриархата (УПЦ-МП), на подписанный документ пока неизвестна. Однако ранее сообщалось, что вице-премьер Украины по гуманитарным вопросам Николай Жулинский обращался с письмом к патриарху Варфоломею и просил посодействовать в объединении православных конфессий и создании Украинской автокефальной церкви. Против немедленного создания Украинской автокефалии выступает руководство Русской православной церкви, в свое время отлучившее Филарета (Денисенко) от церкви. От каких-либо переговоров об объединении с ним отказывается и глава УПЦ-МП митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Ситуацию на Украине прокомментировал секретарь отдела внешних церковных связей Московского патриархата по межправославным связям и загранучреждениям архимандрит Елисей. " Если есть желание, чтобы на Украине существовала одна православная церковь, то пути объединения надо основывать на канонической основе. Канонической является Украинская православная церковь во главе с митрополитом Владимиром, - отметил он. - Но патриарх Варфоломей игнорирует каноническую церковь и вступает в контакт с неканоническими, раскольническими структурами. Это говорит только о желании разделить православие на Украине " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/0...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010