митрополит Владимир (Сабодан) Заключение Настоящий труд был задуман как опыт выявления русской мысли в области православной экклезиологии. В нем нашло свое отражение стремление дать исторический синтез всего того, что имеет в настоящее время непосредственное отношение к пониманию важнейших проблем экуменизма и их оценки с православной точки зрения. В качестве основного методологического принципа построения данной работы был избран принцип раскрытия науки о Церкви в строго последовательной исторической перспективе. Православие было исторически унаследовано от Византии. Естественно, процесс усвоения византийского богословия и церковной традиции на русской почве осуществлялся творчески в течение длительного времени. Почти на всем протяжении церковного бытия отечественное богословие не знало экклезиологии в современном значении этого термина. Но всегда живым и действенным на Руси было непосредственное ведение Церкви, что, по существу, только и может быть названо высшим постижением церковной истины. Первые труды экклезиологического содержания относятся уже к новому времени, когда началось интенсивное общение Руси с западным христианским миром. Русским церковным сознанием, дотоле не знавшим проблем конфессионального порядка, остро переживался факт вероисповедной разделенности в христианстве. Экклезиология этого периода носит преимущественно полемический и апологетический характер. Это был разбег, после которого последовал стремительный взлет. Глубинные, скрытые токи церковного сознания выходят на поверхность истории и в своем мощном течении порождают таких корифеев церковной и религиозной мысли, как Соловьев и Трубецкой, Флоренский и Булгаков. Лучшие богословы старой академической традиции стремились выразить в меру своей причастности к Полноте Православия экклезиологическое сознание эпохи. В их трудах, являющихся в научно-богословском отношении классическими, экклезиологическая проблематика приобретает необычайную глубину и многосторонность, и в этом их непреходящее значение. Будучи ценным вкладом в развитие православной экклезиологии, их труды являются высоким свидетельством истины Православия перед лицом всего инославного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Как отзывался об автокефалии УПЦ Блаженнейший Митрополит Владимир? 25.11.2020 646 Время на чтение 5 минут Источник: Православие.Ru Сегодня в украинс ких СМИ, особенно после внедрения в религиозную жизнь Украины порошенковского «томоса» и учинения стамбульским патриархом Варфоломеем нового раскола, ставящего под угрозу единство не только Украинской Православной Церкви, но и всего мирового Православия, бытует мнение о том, что так называемая «автокефалия УПЦ» после распада СССР была вожделенной мечтой большинства православных верующих страны во главе с их Предстоятелем – Блаженнейшим Митрополитом Владимиром (Сабоданом; † 5.07.2014), который якобы 22 года своего предстоятельства на Украине ратовал за «полное и окончательное отделение» от Русской Православной Церкви и обретение автокефалии УПЦ со статусом Поместной Церкви. Но так ли это? Об этом и шла речь в зале Киевской духовной академии на Круглом столе, посвященном памяти Блаженнейшего Митрополита Владимира, в день его 85-летия – 23 ноября с.г. Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) На памятное мероприятие были приглашены представители старшего поколения духовенства Киева, знавшие митрополита Владимира еще в бытность его ректором в Московских духовных школах, иерархи УПЦ, представители государственных и культурно-просветительских организаций, православной общественности. Слово каждого участника этой встречи было исполнено огромной любви к почившему иерарху, звучали воспоминания о его святительской мудрости, простоте, доступности, участливости к каждому человеку, будь то студент, крестьянин или академик, о богословском, писательском и поэтическом наследии митрополита Владимира. Осветить день памяти великого иерарха были приглашены и украинские средства массовой информации, различные телеканалы Украины. К ним, в частности, и было обращено выступление управляющего делами УПЦ митрополита Бориспольского и Броварского Антония (Паканича), в котором он рассказал о своем многолетнем общении с почившим предстоятелем, о его величайшем подвиге святительского служения у кормила украинского Православия в тяжелейших условиях кровоточивого раскола и сложных церковно-государственных отношений на протяжении 22 лет. Особенно подробно остановился владыка Антоний на вопросе об автокефалии УПЦ и о всевозможных инсинуациях на этот счет, в которых информация преподносится таким образом, будто почивший митрополит Владимир ратовал за совершенное отделение от полноты Русской Православной Церкви и нынешняя политика Константинопольского патриарха Варфоломея с образованием на Украине так называемой «Православной Церкви Украины» является «реализацией многолетних чаяний» митрополита Владимира на посту предстоятеля УПЦ.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/25/kak_ot...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Славяне мы! Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий молятся и дышат рядом с нами 25.05.2023 479 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора Привет вам задушевный, братья, Со всех Славянщины концов, Привет наш всем вам, без изъятья! Для всех семейный пир готов! Недаром вас звала Россия На праздник мира и любви; Но знайте, гости дорогие, Вы здесь не гости, вы – свои! Вы дома здесь, и больше дома, Чем там, на родине своей, – Здесь, где господство незнакомо Иноязыческих властей, Здесь, где у власти и подданства Один язык, один для всех, И не считается Славянство За тяжкий первородный грех! Как точны и созвучны нашему времени слова Федора Ивановича Тютчева в его обращении к «Славянам», подумалось мне, когда возлагал цветы к памятнику просветителей словенских равноапостольных Кирилла и Мефодия, где уже стояли корзины с цветами и венки от болгар и сербов, белорусов и словенцев, чехов и даже поляков… Лица у всех собравших сияли пасхальной радостью. На Славянской площади перед памятником святым равноапостольным Кириллу и Мефодию епископ Серпуховский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Роман вместе сонмом священнослужителей столицы отслужил благодарственный молебен создателям славянской азбуки и письменности. По завершению молебна всем миром пропели «Вечную память» тем, кто стоял у истоков возвращения праздника в ХХ веке, приснопоминаемым Патриархам Московским и всея Руси Пимену и Алексию II, митрополитам Питириму (Нечаеву), Владимиру (Сабодану) и Филарету (Вахромееву), архимандритам Иннокентию (Просвирнину и Кириллу (Павлову), писателям Виталию Маслову и Семёну Шуртакову, Дмитрию Балашову и Валерию Ганичеву, Юрию Бондареву и Леониду Леонову, Петру Проскурину и Сергею Семанову, Анатолию Софронову и Владимиру Фирсову, Василию Белову и Валентину Распутину, Эдуарду (в крещении Иадору) Володину и Сергею Лыкошину, Юрию Юшкину и Борису Олейнику, Дмитрию Жукову и Анатолию Никонову, скульптору Вячеславу Клыкову, художникам Сергею Харламову, Юрию Селивёрстову, Илье Глазунову, Валентину Сидорову, академикам Никите Толстому и Борису Рыбакову, Олегу Трубачеву и Борису Раушенбаху, Игорю Шафаревичу и Федоту Филину, Николаю Скатову и Владимиру Волкову, композиторам Вячеславу Овчинникову, Георгию Свиридову и Валерию Гаврилину, архитекторам Петру Барановскому, Михаилу Кудрявцеву и Геннадию Мокееву, ученым Лидии Жуковской, Марине Громыко, Ксении Мяло, Петру Палиевскому, Вадиму Кожинову и всем, кто положил свою жизнь служению славянского братства…

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/25/sl...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВСКОЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО одно из крупнейших религиозно-философских об-в в России (РФО) в нач. ХХ в., пришедших на смену Религиозно-философским собраниям (1901-1903) С.-Петербурга. Действовало в Киеве с 1908 по 1919 г.; воссоздано в 2003 г. по благословению митр. Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) . Создание и организационная структура Возникновение религиозно-философских об-в как офиц. структур стало возможным благодаря указу от 4 марта 1906 г. «О временных правилах, об обществах и союзах». В окт. 1906 г. было зарегистрировано Религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьёва (Московское РФО), летом 1907 г.- С.-Петербургское РФО. Но Киевскому РФО в дек. 1907 г. было отказано в регистрации из-за отсутствия в его уставе информации о местонахождении правления и о наличии в составе лиц, к-рые не могут быть членами об-ва. 23 янв. 1908 г., после внесения соответствующих изменений в устав, Киевское РФО было зарегистрировано. Учредителями об-ва выступили профессор КДА В. З. Завитневич , профессор Нежинского историко-филологического ин-та и Высших коммерческих курсов П. В. Тихомиров , исполняющий должность доцента КДА П. П. Кудрявцев и приват-доцент Киевского ун-та св. Владимира А. Ф. Одарченко . Если уставы Московского и С.-Петербургского РФО в значительной мере дублировали друг друга, то устав Киевского РФО был прописан подробнее и имел ряд отличий. В частности, в нем было указано, что членами об-ва могут быть также и лица, не проживавшие в Киеве. При этом перечислялись те категории лиц, которые не могут быть членами Киевского РФО, оговаривалось участие в собраниях представителей печати, объяснялись принципы организации работы совета и проведения общих собраний. Об-ву разрешалось начать свою деятельность 6 марта 1908 г. Заседания проходили преимущественно в Киевском общественном собрании (сначала в Музыкальном переулке, 1, а затем по ул. Владимирской, 45), в 1909 г. неск. заседаний прошли в Украинском клубе (ул. Владимирская, 42), в янв. 1917 г.- в помещении Педагогического музея имени Его Имп. Высочества наследника Цесаревича Алексия (ул. Владимирская, 57), в марте того же года - в Киевском ун-те св. Владимира, в апр. и июне - в Коммерческом ин-те; в мае и окт. 1918 г.- в гимназии А. В. Жекулиной (ул. Львовская, 27).

http://pravenc.ru/text/1684577.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Статус широкой автономии УПЦ превращает деятельность ее руководства в откровенный произвол Геннадий Тарадин о евроинтеграционном призыве митрополита Владимира и глав религиозных организаций Украины 02.10.2013 1551 Время на чтение 6 минут В понедельник 30 сентября на сайте «Института религиозной свободы» было размещено обращение, вызвавшее бурный резонанс среди украинской общественности. Главы церквей и религиозных организаций Украины поддержали курс на евроинтеграцию, который избрало нынешнее руководство страны. Среди тех, кто подписал столь странное обращение - действующий Предстоятель Украинской Православной Церкви (УПЦ) Московского Патриархата Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Вот странное все-таки руководство в УПЦ... И эта странность в последнее время проявляется, как бы более корректно выразиться, абсолютно абсурдными заявлениями и поступками. В ссылке приводится само обращение церквей и религиозных организаций к украинскому народу. Понятно, что самих религиозных организаций в Украине десятки, а вместе с религиозными объединениями в виде сект - сотни. Но в списке главных организаций, подписавших обращение, указано десять религиозных объединений. При прочтении текста возникло много вопросов. Во-первых, можно ли точно понять, что именно хотели сказать руководители конфессий? Я при прочтении заявления несколько раз, так и не нашел ключевую фразу. Почему в таком компактном тексте нельзя было четко прояснить свою позицию: «Уважаемые сограждане, поддержите подписание соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом», либо «Настаиваем на решении этого вопроса на всенародном референдуме», либо «Призываем всех воздержаться от вступления Украины в Евросоюз». Подобных ясных высказываний в этом заявлении нет. Кстати о референдуме. Сам Президент Украины В.Ф.Янукович 30 августа 2013 г. обещал при решении вопроса о вступлении в Таможенный или Евросоюз, что на Украине обязательно будет проведен референдум по этому поводу. Об этом он заявил в интервью украинским телеканалам.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/10/02/st...

«Каждый имеет свои – неповторимые – отношения с Богом» Митрополит Киевский и всей Украины Владимир (Сабодан) Так случилось, что с митрополитом Киевским Владимиром (Сабоданом) мы встретились в первый день Великого поста. Вместе с солнечной погодой и уютной обстановкой его рабочего кабинета это умиротворяло и заставляло с надеждой смотреть в будущее. Несмотря на тревоги, вызванные последними событиями в Украинской Православной Церкви (УПЦ). В последнее время предстоятель УПЦ все чаще попадает под огонь критики со стороны «своих». Околоцерковные братства и СМИ критикуют едва ли не каждый шаг митрополита Владимира. Чуть ли не каждое его слово становится поводом для протестов «возмущенной православной общественности». Под ее огонь попали даже «протокольная» встреча предстоятеля УПЦ с послом США в Украине В. Тейлором и интервью радио «Свобода». Страсти накаляются «непроверенными сообщениями» о якобы сожженных посланиях митрополита в приходах, сборах подписей «несогласных» с политикой митрополии и т. д. Что в общем производит довольно тревожное впечатление нестабильности внутри Украинской Церкви. Впрочем, из текстов возмущенных критиков мало что можно понять. Во встрече с американским послом их, похоже, больше всего возмущает то, что посол – американец. А в целом критики готовы «бить по рукам» даже за робкие попытки преодоления разделенности украинского Православия. – Ваше Блаженство, последнее время активнее стали обсуждать возможность появления в Украине Поместной Церкви и участии в этом Вселенского патриарха. И если раньше речь шла о статусе УПЦ КП и УАПЦ, то теперь говорят о Церкви, которую возглавляете вы. Ведется ли диалог между Москвой и Константинополем по этому вопросу? – Диалог между православными Церквами никогда не прекращался. На многочисленных встречах и форумах они совместно ищут ответы на нынешние вызовы мира сего. Но среди горячих вопросов, которые волнуют сегодня православное сообщество, проблема статуса УПЦ не занимает какого-либо заметного места. Статус Украинской Православной Церкви – это внутренне дело Украинской Православной Церкви. И никто ни с кем не ведет об этом диалога.

http://pravoslavie.ru/5003.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЛАДИМИР (САБОДАН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митр. Киевский Владимир. Фото 11.X.2008, Фанар. Отец Владимир (Сабодан), кандидат богословия Еп. Черниговский, Владимир (Сабодан). Митр. Владимир (Сабодан) 28 марта 1984 года был назначен патриаршим экзархом Западной Европы , временно управляющим Корсунской епархией . 30 декабря 1987 года назначен управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви по должности, временно управляющим Гаагской епархией . В конце 1980-х годов, с изменением государство-церковных отношений, митрополит Владимир активно занялся социальной деятельностью. 16 сентября 1988 года на учредительной конференции Отечественного фонда милосердия и здоровья был избран членом президиума и правления фонда. В том же году он стал членом Центральной избирательной комиссии по выбору народных депутатов СССР. С 10 апреля 1989 года возглавлял Комиссию, созданную в декабре 1988 года, по изучению материалов, относящихся к реабилитации духовенства и мирян Русской Православной Церкви. 19-20 февраля 1990 года, в связи с упразднением зарубежных экзархатов Московского Патриархата, освобождён от временного управления Корсунской и Гаагской епархиями. Кандидат на Московский патриарший престол в 1990 году 3 мая 1990 года был назначен председателем Комиссии по проведению погребения патриарха Московского и всея Руси Пимена . В том же году входил в Комиссию Священного Синода по подготовке Поместного Собора . На Соборе он являлся одним из трёх кандидатов на патриарший престол и по количеству голосов занял второе место. Предстоятель Украинской Православной Церкви, митрополит Киевский и всея Украины После того, как филаретовский раскол возмутил церковную жизнь Украины , 27 мая 1992 года Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви в городе Харькове , большинством голосов (16 из 18) был избран митрополитом Киевским и всея Украины , предстоятелем Украинской Православной Церкви , который в то время находился на богословской конференции в Финляндии и первым человеком поздравившим его 27 мая с избранием на Киевский престол стал президент Финляндии.

http://drevo-info.ru/articles/2864.html

ЖМП 11 ноябрь 2010 / 5 июля 2014 г. После продолжительной болезни 5 июля 2014 года на 79-ом году жизни скончался Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир. В память о митрополите Владимире Журнал Московской Патриархии предлагает читателям воспоминания блаженнейшего о своей жизни и служении Церкви.   Детство   Будущий митрополит родился в селе Марковцы Летичевского района Хмельницкой области в благочестивой христианской семье Маркиана и Феодосии Сабодан четвертым сыном. Малыша крестили с именем Виктор тайно на дому в селе Головчинцы, где жил священник и несколько стареньких монахинь закрытого Головчинецкого Спасо­Преображенского монастыря. Детство Виктора пришлось на годы гонений и войны. «Помню, как часто мать с горькими слезами на глазах вспоминала 1932–1933 годы, — рассказывает митрополит Владимир. — Тогда родился мой младший брат. На какие-то старинные серебряные ложки мама выменяла бутылку зерна. Это давало возможность спасти ребенка от голодной смерти. Но вот в дом ворвались с обыском три красноармейца. Не найдя ничего, кроме вопиющей бедности, они схватили малыша за ногу, выбросили его из колыбели и забрали зерно, которое мать прятала под головой ребенка». Во время войны немцами в остарбайтеры были увезены два старших брата, один из которых, Михаил, погиб в угольной шахте, а другой, Алексей, чудом избежав расстрела «за вредительство», после службы в Советской армии в 1947 году вернулся в родное село. Третий сын, Степан, на три года старше Виктора. Так сложилось, что Степан занимался дворовым хозяйством, а Виктор мыл посуду, убирал в доме, подбеливал печь, каждую субботу освежал глиняный пол.  «Дома родители воспитывали нас в религиозном духе, мы соблюдали посты. Что очень памятно, мы все молились, когда были еще вместе», — рассказывает Блаженнейший владыка о своем детстве.  С началом Великой Отечественной войны в селе Марковцы верующие восстановили приходской храм. «В Церкви я себя помню сознательно, — говорит митрополит Владимир, — и представляю перед глазами до сих пор картину на Благовещение — светлый и радостный праздник. Мама со мной, семилетним, пришла в церковь. В этот день заболел пономарь, и священник пригласил меня в алтарь, где рассказал, к чему я могу прикасаться, а к чему — нет, что я должен буду делать и как себя вести в алтаре. С тех пор я уже не выходил из этого святого места и за это благодарю Господа Бога.

http://e-vestnik.ru/church/prestavilsya_...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > " В родительском доме всегда теплилась лампада... " Беседа с митрополитом Киевским и всей Украины Владимиром 21.08.2007 467 Время на чтение 6 минут Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) Митрополит Владимир был возведен на древнюю Киевскую кафедру в мае 1992 года. За эти 15 лет украинскому обществу открылись многие дарования православного пастыря - богослова, публициста, поэта, философа. Но, пожалуй, прежде всего многомиллионная паства Украины почитает в митрополите Владимире его духовную одаренность, соприкосновенность к тайнам небесного мира, в котором особое место занимает Пресвятая Богородица. В этом выразилась особенность сознания украинского народа. Выходец из крестьянской семьи на Хмельничине, Виктор Сабодан (мирское имя владыки) с детских лет впитал в себя народную любовь к Заступнице Небесной, Чей образ отразился в сотнях изводов икон. За почти 50 лет церковного служения у митрополита Владимира собралась уникальная коллекция икон, раритетной церковной утвари, богатая библиотека. Сам митрополит вспоминал, как в студенчестве он с однокурсниками " охотился " за дореволюционной богословской литературой, часто пропадавшей в чердачной пыли старых одесских домов и время от времени появлявшейся на барахолке Привоза. Позднее владыке Владимиру иконы и книги дарили, и если бы все подаренное он оставлял у себя, потребовался бы, наверное, не один зал для их хранения. Как правило, митрополит Владимир передавал иконы, книги, церковную, часто весьма дорогую с ювелирной точки зрения, утварь монастырям, храмам, церковным музеям (таковой имеется и при Московских духовных школах, где владыка, тогда архиепископ Владимир, 10 лет был ректором), а также церковным лицам или высокопоставленным государственным особам. Не все знают, например, что владыка много лет дружил с королевой Голландии Беатрикс, вел многолетнюю переписку с видными учеными и богословами Парижа, Женевы, Лондона, Нью-Йорка. Однажды мне довелось быть свидетелем, как известный художник преподнес митрополиту сразу с десяток своих картин. Вскоре владыка передал их в один из детских домов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Сортировать по Исключить новости Архимандрит Виктор (Коцаба): Нынче продолжается преемственность традиций Ко дню 80-летия Блаженнейшего Владимира (Сабодана) 23 ноября, 2015 Ко дню 80-летия Блаженнейшего Владимира (Сабодана) Митрополит Владимир вел бы Церковь сегодня так же, как это делает Блаженнейший Онуфрий, считает архимандрит Виктор (Коцаба). 23 ноября 2015 года исполнится 80 лет со дня рождения приснопоминаемого Владыки. – Что, на Ваш взгляд, Блаженнейший Митрополит Владимир сделал для укрепления позиций канонической Церкви в Украине? – Сегодняшняя Украинская Православная Церковь – это во многом заслуга Блаженнейшего Митрополита Владимира. Статистические данные показывают, в каком количественном отношении увеличились приходы, монастыри, епископат Церкви. Безусловно, не всегда количественные показатели являются главными, следует говорить о том, как возродил, преобразил духовную жизнь всей УПЦ Блаженнейший Митрополит Владимир. В этом, конечно же, его колоссальная заслуга за более чем 20 лет Предстоятельского служения. Блаженнейший был несравненно больше любящим отцом, чем господином нашим. Митрополит всегда старался управлять Церковью так, чтобы максимальное участие в ней принимал соборный разум. Одна из его главных заслуг – соборное управление Церковью. – Что еще было основным в его деятельности с Вашей точки зрения? – Главные принципы, которыми он пользовался в управлении Церковью, – это принципы взаимной любви, взаимоуважения, взаимопомощи. Почивший Предстоятель был человеком мира, единства и согласия. Блаженнейший относился с любовью ко всем людям, не только к близким, которые его окружали, но и к тем, кто не разделял его точку зрения, кто был других убеждений и настроений. Возможно, поэтому сейчас трудно встретить людей, которые бы могли сказать что-то плохое о нем. Все видели его добрые глаза, приятную улыбку, расположение к человеку: друг это был или недруг – это образ и подобие Божие. И Блаженнейший любил каждого. Именно такими принципами и правилами он руководствовался. Его любовь всепобеждающая. Это главное оружие, разрушающеененависть, злобу, недопонимание.

http://pravmir.ru/arhimandrit-viktor-kot...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010