Мф.13:45 . «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,» " Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее. Ныне равноапостольный князь Владимир, просветивший Русь Крещением, уподобляется этому евангельскому купцу, ищущему добрых бисерей. Чтобы купить многоценный бисер веры Христовой, он вдруг отвергнул язычество и свои буйные страсти и покорился легкому игу Христову» 73]. Мф.13:47 . «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,» Мф.13:48 . «который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.» Мф.13:49 . «Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,» Мф.13:50 . «и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.» " Ст. 47–50. Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную. Какое прекрасное, бесподобное сравнение! Будущие духовные события представлены так ясно и наглядно в самых простых, обыкновенных действиях и предметах! Представь, как будут извлекать потом из этого житейского моря невод, который брошен рукою Небесного и Вечного Ловца человеков от начала мира и будет вытащен по кончине его; как сядут у этого невода, в котором будут не рыбы – а всё души человеческие, или люди, и станут хороших складывать в сосуды Царствия Небесного, а злых выбрасывать вон – в страшный тартар, на вечное уничтожение! Слава, Господи, слову Твоему святому» 73]. Мф.13:57 . «И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.» «При чтении или слушании истинно священных произведений почти сердечно в людях, которые произвели их, – образы Бога-Слова или Самого Бога-Слова, вещающего чрез них.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

На вершине святости человек сам «становится как бы светом» 20 . Так, преподобный Серафим Саровский облечен солнцем и сияет, он – живая икона Бога–Света. Святой Григорий Нисский описывает, как душа, восходя на высоты, слышит: «Ты стала прекрасной, приближаясь к Моему свету». Человек устремляется ввысь, он, если можно так сказать, «выпадает ввысь» и достигает уровня божественной красоты. Быть в свете – значит быть в светоносном общении, которое делает явными образы существ и предметов, постигает их logoi, содержимые в Божественном замысле, и так приобщает их к полноте совершенства, то есть к заложенной в них Богом красоте. Апокалипсис – это завершение, он же и начало всего. Свет первого дня есть и объект, и способ видения. Как и первичное время Творения, «весь будущий век – это один день, великий День», – говорит святой Григорий Нисский . Действительно, ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их ( Откр.22:5 ). Я есмь Альфа и Омега, начало и конец ( Откр.22:13 ). Круг Откровения замыкается на различии и, в то же время, на совершенном тождестве всех своих элементов. Первые слова Библии «Да будет свет» являются также и последними: «Да будет Красота!». Человек неизбежно весь становится живым славословием: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Одно просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню ( Пс.26:4 ). Святой Василий добавляет: «Праведные молились о том, чтобы созерцание красоты Божественной простиралось во всю вечность…» Глава 2. Святоотеческое богословие красоты Как повествует предание о «выборе веры», киевский князь Владимир направил послов к мусульманам, иудеям, латинянам и грекам с поручением найти наилучшую религию. Сообщение, которое принесли ему из Константинополя, побудило его принять христианство византийского обряда. Послы говорили: «Мы не знали, на небе мы или на земле, ибо на земле нельзя найти подобной красоты». Они имели в виду не только эстетическое впечатление: «Не знаем, что и сказать, но мы твердо уверены в одном: Сам Бог живет здесь с людьми…» Так прекрасно присутствие Божие среди людей, оно захватывает и восхищает душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Не печалюсь о том, что не свое приношу, ибо слышу пророка и Апостола провозглашающих: «хвалящийся, хвались Господом» (Иер.9:24; 1Кор.1:31 ). Опять: «что ты имеешь, чего бы не получал» ( 1Кор.4:7 ). И в самом деле, у меня нет ничего своего, кроме грехов моих, которые взял на себя Агнец Божий. Приношу все, что собрал, и все, что приношу, остается и у меня. Но если благословит Господь, то приношение у приемлющих будет умножаться удивительным образом, и эта же кошница духовных цветов появится в семействах, училищах, больницах, темницах и вместо одной приносимой, малое стадо, при котором служу, получит многие кошницы этих же цветов от принявших. Все это может совершиться благословением Божиим, благочестием же и усердием Царствующего Града Москвы. Ибо признаюсь Вашему Сиятельству, что у меня совсем нет собственных способов для напечатания Алфавита Библии. Впрочем, не моя да будет воля, а Божия. Сиятельнейший князь, Господь посетил сердце ваше горестнейшею скорбью, и плач Москвы столь искренно разделяющей с вами горесть эту, достиг Алтая. Будучи недостоин перелагать вашему Сиятельству утешения, передаю вас Богу и благодатному слову Его. Примите лик Святых Божиих человеков входящих к вам, чтобы возвеселить вас радостью о Боге, у которого все живы ( Лк.20:38 ), о Христе Иисусе, который для того и умер и воскрес, чтобы владычествовать над умершими и над живущими ( Рим.14:9 ). Се Духом Божиим движимый царь Давид приходит восхвалять у Вас Бога на гуслях своих. Се, Исаия величественным гласом трубы пророческой прославляет Иегову – Искупителя. Се, тайновидец и наперсник Христов, Иоанн, представляет изображение славы Иерусалима небесного. Се, Божественный Павел проповедует общее воскресение, и утешает разлучившихся надеждой радостного свидания в нашем собрании к Иисусу Христу ( 2Фес.2:1 ; Флп.1:23 ). Се, Господь Иисус Христос глаголет Сам: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня, не умрет во век ( Ин.11:25 −26). Истинно, истинно говорю вам, слушающий слово Мое, и верующий пославшему Меня, имеет жизнь вечную и суду не подлежит, а перешел уже от смерти в жизнь».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Не сказал ведь ему: «Сколько зла сотворили мне, и вот теперь с тобою случилось то же», не сказал: «Это не мое дело», но взял на себя горе брата, показав любовь великую, следуя словам апостола: «Утешайте печальных». Поистине, если и сотворил он на свете этом какое прегрешение, простится ему, потому что положил голову свою за брата своего, не стремясь ни к большему владению, ни к большему богатству, но за братню обиду. О таких-то Господь сказал: «Кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13). Соломон же говорил: «Братья в бедах помогают друг другу» (Притч. 18:19). Ибо любовь превыше всего. Также и Иоанн говорит: «Бог есть любовь; пребывающий в любви — в Боге пребывает, а Бог в нем пребывает» (1Ин.4:16). Так совершается любовь, чтобы имели мы что в день судный, чтобы и мы на свете этом были такие же, как он. Боязни нет в любви, настоящая любовь отвергает ее, так как боязнь есть мученье. «Боящийся не совершенен в любви. Если кто говорит: «Люблю Бога, а брата своего ненавижу», это — ложь. Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? Эту заповедь получили от Него, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Ин.4:18-21). В любви ведь все совершается. Любви ради и грехи исчезают. Любви ради и Господь сошел на землю и распял себя за нас грешных; взяв грехи наши, пригвоздил себя к кресту, дав нам крест свой, чтобы отгонять им ненависть бесовскую. Любви ради мученики проливали кровь свою. Любви же ради князь сей пролил кровь свою за брата своего, исполняя заповедь Господню.    Начало княжения Всеволода в Киеве    Всеволод же сел в Киеве, на столе отца своего и брата своего, приняв власть над всей Русской землей. И посадил сына своего Владимира в Чернигове, а Ярополка во Владимире, придав ему еще и Туров.    В год 6587 (1079). Пришел Роман с половцами к Воиню. Всеволод же стал у Переяславля и сотворил мир с половцами. И возвратился Роман с половцами назад, и убили его половцы, месяца августа во 2-й день. И доселе еще лежат кости его там, сына Святослава, внука Ярослава.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3693...

Нестора, инока обители монастыря Печерского, сказание о том,...    Во время княжения самодержца Русской земли, благоверного великого князя Владимира Святославича, соблаговолил Бог, чтобы появился просветитель Русской земли и наставник иноков, о котором и будет это сказание.    Жил в городе Любече некий благочестивый муж, в которого смолоду вселился страх Божий, и захотел он стать иноком. Человеколюбивый же Господь вложил в его душу желание идти в страну Греческую и там постричься в монахи. Немедля устремился он в путь, странствуя за странствовавшего и трудившегося ради нашего спасения Господа, и достиг Царьграда. И пришел он на Святую Гору, и обошел афонские святые монастыри, и, увидев эти монастыри на Святой Горе и жизнь монахов, превосходящую человеческие возможности, — оставаясь во плоти, они подражали ангельскому житию, — еще сильнее воспылал он любовью ко Христу и захотел повторить подвиги этих монахов. Пришел он в один из тамошних монастырей и умолил игумена, чтобы тот возложил на него ангельский образ иноческого чина. Игумен же, прозрев, что он свершит великие добрые дела, послушал его, постриг под именем Антония, наставив и обучив иноческому житию. Антоний же, угождая во всем Богу, в остальном подвизался в покорности и послушании, так что все радовались за него. И сказал ему однажды игумен: «Антоний, иди снова на Русь, да будешь там и другим примером их успеха и утверждения в вере, и будет с тобой благословение Святой Горы».    Антоний же пришел в город Киев и стал думать, где бы ему жить. Походил он по монастырям и не пожелал ни в одном из них поселиться: потому что Бог не хотел. И стал он ходить по лесам, и по горам, и по разным местам, и, придя в Берестово, нашел пещеру, которую когда-то выкопали варяги, и поселился в ней, и жил в ней в великом воздержании. Через некоторое время после этого умер великий князь Владимир, и захватил власть безбожный и окаянный Святополк, и, сев в Киеве, стал избивать братьев своих, и убил святых Бориса и Глеба. Антоний же, увидев такое кровопролитие, содеянное окаянным Святополком, снова удалился на Святую Гору.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Но вот открылась миру велия благочестия тайна, – Бог явился во плоти ( 1Тим.3:16 ): Единородный Сын Божий, будучи образом Божиим, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду стал как человек ( Флп.2:6, 7 ). Сколько блаженства и радости было для людей, сподобившихся чувственными очами взирать на этот живой Божественный первообраз Христов и покланяться Ему! Сам Господь Иисус Христос ублажал за это апостолов Своих, когда говорил им: блаженны очи видящие то, что вы видите, ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели ( Лк.10:23–24 ). Не одно только видение чудных дел милосердия и человеколюбия, которые Христос Спаситель творил непрестанно пред глазами учеников своих, делало их столь блаженными (ибо и древле в народе иудейском находились великие чудотворцы, совершавшие силою Божиею дивные дела): нет, апостолы Христовы удостоились видеть самое лице Богочеловека, Который, по пророческому слову св. Псалмопевца, прекраснее сынов человеческих ( Пс.44:3 ), и в Котором, по выражению св. Апостола, обитает вся полнота Божества телесно ( Кол.2:9 ). После того как Сын Божий, совершив дело спасения земнородных, возшел на небо ко Отцу Своему, чтобы в дому Его уготовить обители для верующих и навеки неразлучно соединиться там с ними видимым образом, уже не многие избранники сподоблялись видеть Его в здешней жизни; таковы, напр., св. Апостол Павел, св. первомученик Стефан ( Деян.7:55, 56, 9:7 ) и некоторые другие мученики и пустынножители. Но любвеобильный Господь не оставил и нас без сладчайшего утешения, какое только возможно для нашего времени. Он самоописует Богомужный свой образ на убрусе, и первообразное убо вознес от горы Елеонския, на престоле спосаждает Отчи поклонятися от безтелесных ангел; подобию же первообразнаго нам дарова покланятися (Икос Нерукотвор. образу). Известно, каким образом мы прияли сей бесценный дар. Едесский князь Авгарь, страдавший проказою, уверовал в Господа Иисуса Христа и послал к нему в Иерусалим живописца своего Ананию с письмом, прося Христа Спасителя прийти в нему и исцелить его от болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но мы, конечно, должны учитывать и некоторую неподготовленность народа нашего, и об этих острых вопросах говорить, как правило, очень осторожно. И когда видим сопротивление, посоветовать – прочтите Писание, подумайте. Конечно, будут всякие идти в наш адрес обвинения – продали Россию и пр. К этому надо отнестись спокойно, просто как к предрассудкам: понимать, что отношение к народу Божию – это не просто вопрос вкусов, симпатий, антипатий, а вопрос судьбы нашего собственного народа. Вот Германия, которая начала свою новейшую историю при Гитлере с антисемитизма – закончила бесславным поражением. Польша из-за антисемитских настроений имела тяжёлые последствия для самих поляков. И сбываются слова Господа, сказанные в 12-ой главе Книги Бытия, когда Он говорит Аврааму: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и будешь ты в благословении; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные». Так что мы должны понимать, что человек, который восстаёт на народ израильский, восстаёт на Бога. Потому что отвержение Израиля произошло до времени. Бог хранит этот народ для того, чтобы и его привести ко Христу своими путями. «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает». Поэтому я думаю, что мы должны разделять озабоченность апостола Павла и его желание, жажду обращения народа израильского так же, как желать обращения своего собственного народа. Как апостол Павел пёкся о своём народе, так и мы должны иметь такую же жажду обращения нашего народа к Богу, ко Христу. И в этом отношении он для нас является примером, чтобы и нас побудить к молитвам и, конечно, прежде всего о наших близких, которые ещё не уверовали. Если вы внимательно читали послания апостола Павла, то там говорится: «Муж неверующей освящается женой верующей, почему ты знаешь, жена, не обратишь ли ты своего мужа.» И Павел приводит пример того, сколько прекрасных мужей были обращаемы через житие своих жён. У нас такие примеры есть. Князь Владимир фактически был обращён верой бабки своей, княгини Ольги; блаженный Августин – молитвами своей матери, св. Моники; и много, много других подобных примеров.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-bozhie-...

Обветшавшую же видя страну Русскую грехомъ, Духъ тови послалъ еси въ крепокразумнаго душу славнаго Владимира твоимъ крещениемъ просветити избранны твоя люди. Обетшаную лесть бсовскую прогналъ еси, iako bлiй христовъ оученикъ и, обновивъ просвтилъ еси насъ Сравним это со словами из «Прогласа к Евангелию»: Аще хощете тьму грехов отвергнути и мира сего тленъ отмести... В службе св. князю Владимиру особо подчеркивается его значение как учителя, «изъяснителя» имени Христова: Отъ безбожныхъ идолъ всехъ насъ избавилъ еси, ко Христу всехъ насъ воздвиглъ еси, Отче, верный князь, наказателю стадъ твоих. Имя Христово изъяснил еси... Слушайте, людie словенские, слушайте слово, яко от Бога есть . Общим является также и представление о создании нового христианского народа в результате крещения. Летит ныне и славянское племя, всецело обращенно ко крещению, Всецело желающе нарицатися люди Твоя Сходная мысль, хотя и выраженная более поэтическим языком, присутствует и в стихире первой редакции службе св. князю Владимиру: О преславнаго чудесе величавый разум погубляется днесь и рыдаютъ всячьская лукавая воинства, видяще ветв секуща bceдuчhoie, силою Божиею богосаждаемое и прославляемое, и свтло венчаемое от Бога. Здесь употребляется образ народа, как дикой ветви, используемый в Послании к Римлянам св. апостола Павла: «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся» (Рим. 8:17–19). Еще более выразительно она присутствует в 3 переходной редакции службы св. Владимиру: Далъ еси новомоу Израилю, роускымъ людемъ твоего врнаго князя Владимера, пастыря добляго и застоупника Далее следует привести параллели между каноном св. Димитрию и св. равноапостольному Владимиру, в котором особым значением обладает образ града и храма.

http://pravoslavie.ru/70960.html

Одно из величайших бедствий нашего народа – есть порок пьянства, уносящий тысячи и миллионы несчастных жертв. Когда посмотришь на это бедствие, то невольно приходится воскликнуть словами пророка: О, кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего ( Иер.9:1 ). Кто видит это бедствие, у того не может не сжаться сердце, тот не может безучастно отнестись к делу борьбы с этим бедствием. Как некогда святой Георгий Победоносец день и ночь думал о том, как убить того дракона, который опустошал народ и страну и пожирал пастухов и овец, так следует крепко подумать и нам, каким образом может быть побеждена страсть к пьянству – этот многоглавый змий, отнимающий счастье у целых семейств и всего нашего народа. К этому приглашает нас Господь в тех, следующих ниже словах, которые я хочу положить в основание настоящей речи. Это один из важнейших моментов в жизни нашего Господа, который (момент) изображает это место Священного Писания. В субботний день Господь входит в синагогу Своего родного города Назарета, где Он был воспитан. Там по обыкновению Он пожелал прочитать нечто из Священного Писания. И когда подали Ему книгу пророка Исаии и Он развернул ее, то открылось следующее место ( Ис.61:1–2 ), где пророк говорит о грядущем Мессии: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами ( Лк.4:16–21 ). Таким образом, Он прямо заявляет, что пророк сказал эти слова о Нем и что Он есть обетованный Спаситель, посланный взыскать и спасти погибших. Такова была Его священная миссия, и этим Он подал пример и нам, чтобы и мы шли за Ним и творили то же. Такова священная миссия и нашей Церкви, и наших церковных Обществ трезвости, имеющих своею задачей спасать во имя Господа несчастный народ наш от пьянства и расторгать узы, которыми связал его князь мира сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Они были высокие и неприступные. Снег блестел на их вершинах. В долинах – зеленая трава и цветы. По разбитой тропинке поднимался человек. Он был еще молод. Тяжелые мешки были на его плечах. Посидев на камне, он опять устало пошел вверх. «Господи! – шептал путник, – хоть бы все было благополучно. Ну и времена стали, в горах и то житья нет!» Долго шел незнакомец. Он не раз переходил пропасти, переваливал через ущелья, миновал темные леса, быстрые реки. Вдруг он остановился. Вид его был настолько растерянный и убитый, что он едва не упал в обморок. «Где же они, где мои милые братья? – шептал путник, обводя по дымной площадке взглядом, где только что была пещера отшельников. – Милый брат Иван, Максим, Феодор, Николай, Василий, Тихон, Владимир. Да где же вы, что стало с вами?» Ответа не было. Только ветер взвыл и, подняв облако горячей золы, рванулся с кручи… Бедный путник упал на землю и долго-долго плакал… В борьбе за жизнь в земной тревоге Нам суждены удары в грудь. Но лишь сойдя с большой дороги, Мы обретаем правый путь. Все не сбылось, о чем мечтали, Бредем и мы в толпе калек, Но чрез утраты и печали Растет духовный человек. И если на глазах «скосились» Твои друзья, отдавши жизнь, То не напрасно вы трудились… «Ибо Я не буду больше миловать земли сей, говорит Господь Бог» ( Зах. 11:6 ). «Скажите робким душам: не бойтесь. Вот Бог ваш идет с отмщением и воздаянием» ( Ис. 35:4 ). МИХАИЛ ВЕЛИКИЙ И произошла на небе война. Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли… ( Откр. 12:7–8 .) Испокон веков существует благочестивое поверие, что в последнее время на защиту верующих христиан выступит Великий князь Михаил. Он со своей стальной ратью защитит гонимых и мучимых христиан и даст решительную победу правде над ложью, добру – над злом. И вот верующее сердце, измученное и истерзанное, поднимает свои надежды к Богу – когда же он пошлет им, верным людям, Великого Михаила, защитника мучеников? Но кто же будет этот победоносный воевода? Скоро ли он придет к нам?

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010