Будем же жить так, чтобы по смерти своей иметь право присоединиться к сонму одетых в белые одежды, омытых Кровью Агнца. И с пальмовыми ветвями в руках вечно славить единого в Троице Бога и возносить Ему несмолкающую хвалу и благодарение. Аминь. 1956 г. Слово в неделю Всех Святых, в земле Российской просиявших В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его ( Ин. 1:4–5 ), – так говорит апостол Иоанн Богослов о Слове Божием, Господе Иисусе Христе. Много тьмы в жизни человечества, много было ее и в древней Руси. Но от света Христова зажглись миллионы русских сердец, о которых говорит св. Иоанн, благовествуя дальше о Боге Слове: Пришел к Своим, и Свои Его не приняли, а тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими, которые не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились ( Ин. 1:11–13 ). Это те, которых Сам Господь Иисус Христос назвал светом миру. Это те, которым Он заповедал: Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф. 5:16 ). Это те, о которых сказал апостол Петр: Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет ( 1Пет. 2:9 ). Как видим мы на небе большие и малые скопления звезд, так просияли и доныне сияют великие носители света Христова, во множестве прославившие Бога в подземельях Киево-Печерской Лавры, в Троице-Сергиевой Лавре, в Лавре Почаевской, на далеких Соловецких островах Белого моря. Кроме созвездий, мы видим на небе и отдельные яркие звезды. Подобно им на Руси просияли великие святые: равноапостольный великий князь Владимир и равноапостольная великая княгиня Ольга, просветившие Русь светом Христовым; великие святители и чудотворцы Московские – Петр, Алексий, Иона, Филипп и Гермоген. Божественным светом ослепительно сияют величайшие преподобные – Антоний и Феодосий Печерские , Сергий Радонежский и Серафим Саровский .

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

В Ветхом Завете были прообразы Христа Спасителя: это Исаак, приносящий себя в жертву, Даниил во рву львином был прообразом Христа, сошедшего во ад и вышедшего оттуда невредимым. Точно так же в Библии есть прообразы и будущего отступника, величайшего беззаконника всех времен – Антихриста. Здесь, мы видим его описание: «Под конец же царства их, когда отступники наполнят меру беззаконий своих». Когда те люди, которые называют себя христианами дойдут до предела беззаконий, вот именно в тот момент и придет Антихрист – не на иудеях, которые глобальный порядок строят, а на христианах. И тогда «восстанет царь наглый и искусный в коварстве». Он будет, с одной стороны, наглый, а с другой стороны, искусный в коварстве. Ефрем Сирин говорит, что Антихрист «придет к власти, тихо, незаметно, крадучись, будет казаться добродетельным, будет казаться полным целомудрия и справедливости, но под этим будет скрываться запредельное зло». В «Трех разговорах» Владимира Соловьева очень хорошо описано царство Антихриста, которым будет написана книга для объединения всего человечества. Она будет исполнена всяких замечательностей, будет совершенно правильная, праведная, нравственно красивая. Но при этом в ней вообще не будет упоминаться Христос. Антихрист изначально покажется людям правильным и справедливым, но потом окажется коварным и наглым. Как и сказано в писании, «и укрепится сила его, хотя и не его силою» ( Дан.8:24 ). Чьей силой укрепится могущество Антихриста? Силой дьявола, в другом месте мы увидим, что он будет кланяться новому богу, которому не кланялись никакие отцы его, т.е. он непосредственно будет поклоняться дьяволу . Он будет одержим нечистым духом – самим Люцифером. В нем будет действовать сам падший князь тьмы, поэтому его сила укрепится именно вот этим. «И укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых, и при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен – не рукою» ( Дан. 8:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В духовной войне против сатаны уцелеть могут только сражающиеся, а  мирное население погибает. Когда мы станем мирными верноподданными  лжи, когда предадим свои ум и сердце  обманщику, тогда станем с ним  одно целое. И это настоящая смерть. И тогда к нам будут относиться слова:  «знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр.3:1). Истинная Мировая война – психологическая, это война за умы и сердца людей. Бисмарк верно говорил: «Никогда столько не лгут, как во время войны»; Сунь Цзы верно говорил, что все военное дело основывается на обмане. Но они имели в виду телесную войну, где ложь – только средство. В духовной войне против человечества Ложь – это самая суть. Смертоносная духовная война против человечества (еще от Адама) очень успешно водится и в условиях телесного мира. Однако, в духовной войне мира нет и быть не может. Поэтому Христос, Князь мира предупреждает:  «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф.10:34). Бог сотворил всё, потому Он Истина для всего.  Враг создал только  грех и  обман. Но не здоровье заразно (не существует вируса здоровья), заразна болезнь. Зараза  обмана пандемически передается от человека к человеку и от одной масс-медии к другой. Мы, люди, начиная от Адама и Евы, более податливы заразному обману, нежели Божьей истине. Именно поэтому Господь нас обличает : «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44). Цивилизационная граница Постсоветская « Украина » основана на двоедушии: на служении Богу и Маммоне. А сказано: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6:24) В мире нет другого  государства с подобным знаковым названием ( nomen est omen). Потому что «Украина» означает «Окраина», и это исторически объясняет всю историю. Тысячелетие назад, при князе Владимире (980–1015), Крестителе русов, Киев не был  окраиной, а был столицей и сердцем Руси, был «матерью городов русских». Потом с востока пришли завоеватели. Киев не смог победить Орду, не смог защитить мечом Святую Русь, пал, и Русь вместе с Киевом попала под двухвековое монгольское иго.

http://ruskline.ru/opp/2022/04/05/voina_...

В пятидесятый день, в воскресение седьмой недели празднуется день Святой Троицы и Сошествие Святого Духа на апостолов, этот день также называется праздником Пятидесятницы. Понедельник после дня Святой Троицы - день Святого Духа. В первое воскресение после Пятидесятницы совершается память Всех святых. С понедельника второй недели после Пятидесятницы начинается Петровский пост. В Русской православной церкви во второе воскресение совершается память Всех святых, в земле Российской просиявших. Богослужения Пятидесятницы, дня Св. Духа и дня Всех святых содержатся в Цветной триоди. ПЯТИДЕСЯТНИЦА - праздник православной церкви, принадлежит к двунадесятым. Празднуется в пятидесятый день после праздника Пасхи (в воскресенье). Иначе называется Днем Святой Троицы. Праздник Пятидесятницы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения), когда апостолы собрались вместе " внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать " (Деян. 2; 24; см. также далее). РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ - святой, который много способствовал распространению христианства в к.л. области или стране. Напр. - св. равноапостольный князь Владимир. РАДОНИЦА - в Русской православной церкви день особого всецерковного поминовения умерших, которое совершается во вторник второй недели после Пасхи. РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА - 1. Тайносовершительная молитва исповеди. При чтении разрешительной молитвы священник или архиерей данной ему властью (см. Мф. 18, 18) отпускает кающемуся исповеданные грехи. 2. Молитва, читаемая священником или архиереем в конце отпевания. В ней он просит Бога разрешить умершего от соделанных при жизни грехов. В Русской православной церкви по древней традиции в руку умершему влагается лист с текстом разрешительной молитвы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В русском монашестве внутреннее созерцание и духовное видение особенно характеризовало учеников и последователей святого Нила Сорского . Как в древности просияло лицо Моисея Божественным светом, когда он сошел с Синая, так в Новом Завете Бог прославил видимым светом многих Своих подвижников, взошедших в молитве на Фавор и спустившихся в долину земной жизни. Таковы были авва Памво, авва Сисой, авва Силуан, авва Арсений, преподобный Серафим Саровский и многие другие. В иконописи это отображено изображением светового венчика вокруг ликов святых. Венчик, это – не символ света, а истинный, реальный, духовный свет, исходящий от святых. «Вы – свет мира» ( Мф. 5:14 ), – сказал нам Христос. И святые стали этим светом. Но даже и не достигая таких Фаворских вершин, каждый верующий призван ходить во свете Божием, чтобы и в вечности сподобиться хождения в немеркнущем свете нового Иерусалима. О чудный свет небесного города, святой Церкви, просвети и нас, грешных и недостойных. Сподоби нас, Боже, ходить в Твоем свете! «Да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе!» (из тропаря Преображения). Под царями земными , которые принесут в небесный город славу и честь свою , можно буквально разуметь святых и благоверных царей, таких, как святые Константин и Елена, святой Юстиниан, святая княгиня Ольга и святой князь Владимир, которые свою земную славу и честь обратили на славу и честь Небесного Царства. С другой стороны, здесь можно разуметь всех царствовавших над грехами и страстями и принесших в небесный город к ногам Своего Царя и Бога славу и честь добрых деяний. 21 .25–26 Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет, И принесут в него славу и честь народов. Об этом пророчествовал еще Исайя: «И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем, ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их» ( Ис. 60:11 ). Ночи там не будет , так как она останется во тьме кромешной, в геенне, вне Царства пакибытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Василько же обещал прийти, не зная об обмане, который замыслил на него Давыд. Василько же, сев на коня, поехал, и встретил отрок его и предупредил: «Не езди, княже, хотят тебя схватить». И не послушал его, помышляя: «Как им меня схватить? Только что целовали крест, говоря: если кто на кого пойдет, то на того будет крест и все мы». И, подумав так, перекрестился и сказал: «Воля господня да будет». И приехал с малою дружиной на княжеский двор. И вышел к нему Святополк, и пошли в избу, и пришел Давыд, и сели. И стал говорить Святополк: «Останься на праздник». И сказал Василько: «Не могу остаться, брат: я уже и обозу велел идти вперед». Давыд же сидел, как немой. И сказал Святополк: «Позавтракай хоть, брат». И обещал Василько позавтракать. И сказал Святополк: «Посидите вы здесь, а я пойду распоряжусь». И вышел вон, а Давыд с Васильком сидели. И стал Василько говорить с Давыдом, и не было у Давыда ни голоса, ни слуха, ибо был объят ужасом и обман держал в сердце. И, посидевши немного, спросил Давыд: «Где брат?» Они же сказали ему: «Стоит на сенях». И, встав, сказал Давыд: «Я пойду за ним, а ты, брат, посиди». И, встав, вышел вон. И как скоро вышел Давыд, заперли Василька, – 5 ноября, – и оковали его двойными оковами, и приставили к нему стражу на ночь. На другое же утро Святополк созвал бояр и киевлян и поведал им, что сказал ему Давыд, что «брата твоего убил, а против тебя соединился с Владимиром и хочет тебя убить и города твои захватить». И сказали бояре и люди: «Тебе, князь, следует беречь голову свою. Если правду сказал Давыд, пусть понесет Василько наказание; если же неправду сказал Давыд, то пусть сам примет месть от Бога и отвечает перед Богом». И узнали игумены и стали просить за Василька Святополка; и отвечал им Святополк: «Это все Давыд». Узнав же об этом, Давыд начал подговаривать на ослепление: «Если не сделаешь этого, а отпустишь его, то ни тебе не княжить, ни мне». Святополк хотел отпустить его, но Давыд не хотел, остерегаясь его. И в ту же ночь повезли Василька в Белгород – небольшой город около Киева, верстах в десяти; и привезли его в телеге закованным, высадили из телеги и повели в избу малую.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Второе стихотворение Владимира Соловьева, на сей раз рождественское во вполне календарном смысле слова, ибо датированное самым кануном Рождества, притом посвященное другу философа (который позднее напишет о нем книгу), – еще дальше, однако, от настроения благостной и благополучной идиллии: может быть, это самое суровое рождественское стихотворение за все столетия христианской веры. Перспектива, в которой здесь предстает история христианства, трагична, более того, катастрофична: да, все поругано, увы, ничто не сбереглось. Взгляд поэта не отвращается от того, что Гейне когда-то назвал «проклятыми вопросами». Мы ощущаем приближение самых последних, самых тяжелых раздумий Влад. Соловьева – об антихристе, о кощунственном искажении самого святого, о представляющейся рассудку страшно очевидной внешней неудаче самого дела Христова. Доказательство истины Божией ведется от противного: не благо, но боль совести, ясно свидетельствующей о зле как зле, сильнее всех сомнений, – она удостоверяет, что предмет веры все-таки не есть благочестивая иллюзия. Но присутствие Бога в нашей жизни реально постольку, поскольку это победа над тем, кого Евангелие от Иоанна именует князем мира сего, ибо Царство Божие и власть князя мира сего радикально несовместимы. Прощаясь с учениками перед Голгофой, Христос говорил о грядущем пришествии Духа Святого: «Он, придя, обличит мир о грехе, и о правде, и о суде: о грехе, что не веруют в Меня, и о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидят Меня; о суде же, что князь мира сего осужден» ( Ин. 16:8–11 ). Этот текст явственно предполагается не только последней строкой, содержащей прямую отсылку к нему, но и всем составом стихотворения в целом, ориентированным именно на острые мистические антитезы Евангелия от Иоанна (например, Ин. 1:5 : «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» – где «не объяла» можно также понять как «не постигла»). Все разделяется строго надвое – тьма и непостижимый, недостижимый для нее свет, ложь, отторгающая от себя истину и отторгаемая ею. Здесь открывается не утешение, но ориентир во тьме: вековечная грань между добром и злом. Ночь на Рождество

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Вы знаете, что говорил дьявол, искушая Сына Божия в пустыне: «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Мф.4:8–10 ). Поклонение истинное подобает только Господу Богу, и никому больше. Святых, Ангелов, Божью Матерь мы почитаем почитательным поклонением, лобызаем иконы, в соответствии с тем образом, который изображен на этих иконах. Это почитание – иконопочитание, а не иконопоклонение, как на нас клевещут сектанты. И вот дьявол в последнее время нанесет удар по этой заповеди одним из десяти рогов своих. Этот удар будет заключаться в культе антихриста. Культ антихриста будет велик, его будут считать сверхчеловеком, необычайным человеком, и некоторые будут кричать: – Да он бог! И люди согрешат против первой заповеди. Следующая заповедь: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» ( Исх.20:3–6 ). Нельзя делать изображения ложных богов, а эти изображения сейчас наполняют всю Россию. Эти каменные болваны, изображающие Ленина, Карла Маркса, разных революционных безумцев. Эти каменные истуканы, болваны до сих пор стоят по всей нашей земле! Князь Владимир более тысячи лет тому назад сокрушил идолопоклонство, но оно возрождается, это мерзкое идолопоклонство. Христианин не должен приносить никакие дары, никакие цветы к этим каменным статуям. Христианин не имеет права приводить своих детей на поклонение каменным статуям. Антихрист в последние времена одним из десяти рогов красного дракона нанесет удар по этой заповеди. Его истукан, антихриста, будет говорить, это будет говорящий истукан. Современная техника позволят это сделать. Будет создан какой-то очень странный образ, робот, который будет говорить, угрожать верующим суровой расправой. Это будет удар одним из десяти рогов.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Господь является единственным Владыкой неба, земли и преисподней «Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя!» ( 2Пар. 20:6 . Если ни един волос с головы не может пасть без воли Божией (« Лк. 21: 19 ), то кто же самочинно может утвердить свою власть над каким-либо народом. «Господне есть царство, и Он – Владыка над народами» ( Пс. 21:29 . Приэтом нужно различать. Одни правители богоугодны Ему. Их Господь венчает и помазывает их на царство: пророк Давид, св. Константин Великий , Юстиниан, св. царица Пульхерия, св. великий князь Владимир и многие правоверные цари, благоверные князья и другие честные и достойные мужи. Других Он избирает для вразумления народов, впавших в тяжелые грехи. Такими бичами в руках Божиих были многие правители: Саргон II, Навуходоносор, Аттила, Чингисхан и многие жившие после них. О назначении такой власти говорит Сам Господь: «О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его – Мое негодование!» ( Ис. 10:5 . Божественный Промысел попускает утвердиться такой власти и использует ее в Своих целях, однако личная вина за преступления правителей остается. Бог точно знает меру ответственности каждого и на Суде всем воздаст. Когда Понтий Пилат сказал Иисусу, что он имеет власть распять и власть отпустить Его, «Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» ( Ин.19: 10–11 ). В конце времен для испытания веры людей пред предстоящим Судом антихристу будет попущено временно установить господство на земле: «дана ему власть действовать сорок два месяца» ( Отк. 13:5 . Затем Господь не только лишит его власти, но и «убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» ( 2Фес. 2:8 . Известная истина, что каждый народ имеет таких правителей, каких заслуживает, вполне согласуется с библейским учением о земной власти. Означают ли слова пророка Иеремии (31,36), что ореол богоизбранности над еврейским народом вечен? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Чтобы понять приведенное в письме место, надо обратиться к предшествующим стихам: « Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Дева родила Сына, и у грудей Ее пребывает Младенец, Мирровый Пучок, Возлюбленный Сын Ее. Он – благоухание Ее, любовь Ее и украшение. Он – аромат груди Ее. Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня (2:6). Именно так и изобразил святой евангелист Лука Младенца, умильно прильнувшего к Матери, на образе, получившем в России название Владимирской иконы Божией Матери (тип иконы «Умиление»), Левая рука Младенца – под головою Матери, а правая обнимает Ее. Припали друг к другу в умиленной любви Мать и Сын. Всемогущий Творец младенчествует, а творение Его Ему же материнствует! О, тайна неизреченная! Питающая всякую тварь, от творения Своего питается. Пречистая Матерь Его – Млекопитательница. Говорит Пречистая: Я сошла в ореховый сад девства посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли истинная виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки? Я пришла в Вифлеем родити Сына и тамо дам сосца моя тебе (6:11). Идущая в Вифлеем, зовет Слово родиться от Нее. Носящая во чреве желает уже видеть Его, прижать к груди Своей, зовет Его: Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле (мира сего), побудем в селах (Вифлеема, Назарета); поутру (после рождественской ночи) пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, распустились ли почки, расцвели ли гранатовые яблоки; там я окажу ласки мои (материнские) тебе . Тамо дам тебе сосца моя (7:12–13). Там напитаю Тебя, Питателя твари, молоком Моим. «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» ( Лк. 11:27 ). И стал Сын Божий Сыном Человеческим, Сыном Девы. И стала дочь человеческая Матерью Божией, Богоматерью. А икона Млекопитательницы стоит и ныне перед многими – многими матерями, питающими молоком чад своих. К Ней, к Млекопитательнице, обращены их взоры и мольбы. Под сенью Млекопитательницы вырастают христианские дети. Симеоново пронаречение Когда святые праведные Иосиф и Мария принесли Младенца своего в Иерусалимский храм, то «благословил их Симеон и сказал Марии, матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу...» ( Лк. 2:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010