Ереси зародились в раннем христианстве, при земном обитании двенадцати святых апостолов, о чем писал апостол Павел ученику Титу: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3:10, 11). И корни ереси «жидовствующих» таятся в апостольской эпохе; а посему не случайно же, апостол Павел, даже будучи родом из обрезанных, советовал послушникам пуще иных остерегаться рукополагать во пресвитера и епископа обрезанных, суть иудеев: «Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти» (Тит. 1:10, 11). Перед Крещением Руси иудеи склоняли русских к иудаизму; вспомним хрестоматийное из Карамзинской «Истории Государства Российского»: князь Владимир «выслушав Иудеев, (...) спросил, где их отечество? " В Иерусалиме, — ответствовали проповедники, — но Бог во гневе Своем расточил нас по землям чуждым " . " И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других?— сказал Владимир;— мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества…» Крещенная Русь, признавая за евреями былую ветхозаветную богоизбранность, настороженно относилась к иудеями, ибо по «Новому Завету» кровь Спасителя мира на потомках, распявших Христа: «Кровь Его на нас и на детях наших». (Мф. 27:23, 25). Хотя в мире к иудаизму склонилось иные царства-государства: по Ветхому Завету помним, что персидский царь Артаксеркс, благодаря жене Эсфирь, благосклонно относился к иудаизму. Позже под влиянием иудеев оказались Кордовский халифат и другие арабские страны на Пиренеях; подобное случилось и Хазарским царством. Исповедуя идеи мирового господства, иудеи не оставляли в покое и Древнюю Русь; вспомним набеги хазар, принявших иудаизм, на Русские Земли, – набеги, запечатленные в былине «Илья Муромец и Жидовин». На богатырской заставе Добрыня Никитич оповещает святорусских богатырей: … А как ехал в обороть из чиста поля, В тостом поле увидал ископыть великую,

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/10/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Десятина, жирные попы и Чечня Обращение к критикам, «правдоискателям» о десятине 22.07.2019 2668 Время на чтение 8 минут Обсуждение вопроса установленных пожертвований - десятины происходит не только в религиозной среде, но и выходит далеко за церковную ограду. Эта тема будоражит и вызывает интерес, споры и негодование. Насколько это жизненно, этично и нравственно обсуждать? Кому и как? Какие примеры мы видим в других культурах? Подоплекой вызванного бурного интереса к данной теме послужили недавние слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Десятина, которую в России начал впервые применять князь Владимир, - это традиция нашего народа. Ведь на протяжении долгих лет государство в целом, а до этого отдельные княжества, действительно платили церкви десятину... общество, которое платит церкви десятину - это общество справедливое и солидарное». Откуда это все взялось? Но чтобы не быть профаном и человеком, обворованным информацией, стоит обратиться к первоисточнику и понять, откуда это все взялось? Заглянем в Библию (книга Левит 27: 30-32 ): « И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня (...) Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела; так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел...». Десятина должна была пойти на нужды Священников и Левитов - служителей в скинии собрания, а позже - Храма Божия. Об этом же свидетельствует пророк Иезекииль ( Иез. 44: 29-30 ). Каждый 3-й год десятина передается не в храм, а левитам, пришельцам, сиротам и вдовам (Втор 14: 27-29). Суть и значение десятины для верующих - это служение Богу (Втор 14: 23). Главный посыл такого действия - отдать из добытого десятую часть - это убежденность в том, что все на земле принадлежит Богу и благодаря только Ему мы все имеем здесь на Земле (Пс. 23: 1). Исполнение десятины - это прямое повеление Бога своему созданию - человеку!

http://ruskline.ru/news_rl/2019/07/22/de...

Закрыть Задачи духовного строительства на современном этапе Доклад на VI Cbяmo-Фeoфahobckux чтениях в городе Соликамск Олег Сыромятников   11:56 21.11.2022 1267 Время на чтение 14 минут Фото: предоставлено автором Первая и главная задача, стоящая сегодня перед нами, – понять происходящее, увидеть его главные духовные причины. Сущность того, что происходит сегодня в мире, можно выразить одним словом – война. Эта война началась не 24 февраля 2022 года и даже не в 2014 году, а тогда, когда великий и могучий ангел сказал « в сердце своем: " взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему " » (Ис. 14:13-14). Непомерная гордыня полностью изгнала из его души любовь, и он был «низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14:15). Но и там Денница постоянно и непрерывно чувствовал на себе любовь Бога, и это стало для него источником тяжких страданий, потому что он не мог ответить на неё. Видя причину своих страданий не в себе, а в Боге, падший ангел начал бороться с Ним. С тех пор между землей и небом идет война (Цой), но поскольку тварь не может повредить Творцу, то всю свою злобу и ненависть дьявол обращает на творение и прежде всего, на его лучшую часть – человека. РПЦ однозначно выразила свое отношение к войне в документе, принятом в 2000 году на Архиерейском Соборе. В нём говорится, что « земные войны суть отражение брани небесной, будучи порождены гордыней и противлением воле Божией. Поврежденный грехом человек оказался вовлечен в стихию этой брани», причина которой – греховное злоупотребление богоданной свободой, " ибо из сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления " (Мф. 15:19)». По этой причине войны были и будут всегда, до скончания рода человеческого. Россия вела войны на протяжении всей свой истории. В языческий период это нередко были агрессивные, разбойничьи войны, но после принятия христианства их характер принципиально изменился. Русь стремилась исполнить закон Христов и жить в мире со всеми соседями. Но не все соседи этого хотели: с востока нападали кочевники, а с запада шли посланцы Рима с предложением добровольно принять власть папы. Князь Владимир отверг их притязания ещё будучи язычником, но Рим не отказался от своих намерений и стал ждать удобного момента. Он наступил в начале XIII века, когда на Русь вторглись орды Батыя.

http://ruskline.ru/opp/2022/11/21/zadach...

И во время своего княжения христолюбец Владимир, взяв размеры той божественной церкви Печерской, создал во всем подобную церковь в городе Ростове: такой же вышины, ширины и длины. И он на хартии записал, где и в каком месте церкви какой праздник изображен, и все это было повторено по образцу той великой, Богом ознаменованной церкви. Сын же его, Георгий-князь, слышавший от своего отца Владимира о всем, что было с этой церковью, и сам в своем княжении построил в городе Суздале церковь в ту же меру. И все те церкви со временем разрушились; эта же, Богородицына, одна пребывает вовеки. ОБ ИОАННЕ И СЕРГИИ ЧУДО НЕОБЫЧНОЕ В БОЖЕСТВЕННОЙ ПЕЧЕРСКОЙ ЦЕРКВИ, СВЕРШИВШЕЕСЯ ПЕРЕД ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНОЙ БОГОРОДИЦЫ. СЛОВО 5 Были два неких человека именитых из города того, друзья между собой, Иоанн и Сергий. Однажды пришли они в церковь богонареченную и увидели свет, ярче солнечного, на чудной иконе Богородицы, и в духовное братство вступили. Спустя много лет Иоанн разболелся, а у него оставался пятилетний сын Захария. И вот больной призвал игумена Никона и раздал все свое имущество нищим, а сыновнюю часть, тысячу гривен серебра и сто гривен золота, дал Сергию. Малолетнего же сына своего Захарию отдал на попечение другу своему, как брату верному, завещав ему: «Когда возмужает сын мой, отдай ему золото и серебро». Когда исполнилось Захарии пятнадцать лет, захотел он взять у Сергия золото и серебро отца своего. Тот же, подстрекаемый дьяволом , задумал приобрести богатство, решившись ради этого жизнь с душою погубить, и сказал он юноше: «Отец твой все богатство свое Богу отдал, у того и проси золото и серебро: он тебе должен, может быть и помилует тебя. Я же ни твоему отцу, ни тебе не должен ни одной златницы. Вот что сделал с тобой отец твой по безумию своему, раздав все свое имущество в милостыню, он тебя нищим и убогим оставил». Выслушав это, юноша стал тужить о своем лишении. Обратился он с мольбой к Сергию, говоря: «Дай мне хоть половину, а половину оставь себе». Сергий же жестокими словами укорял отца его и его самого. Захария же стал просить третью часть и даже десятую. Наконец, видя, что он лишился всего, сказал Сергию: «Приди и поклянись мне в церкви Печерской, перед чудотворной иконой Богородицы, где ты вступил в братство с отцом моим».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из книги «Огласительные беседы с крещаемыми». «Цель крещения»: Многие из приходящих ко святому Крещению не отдают себе отчета в важности этого шага, в его смысле и значении.   — Для чего вы хотите креститься, что надеетесь получить от приобщения этому великому таинству? — такой вопрос предлагается взрослым. — Для какой цели мы крестим детей? — такой вопрос предлагается восприемникам.   Редко можно услышать правильные ответы.   Говорят: «Для того, чтобы быть крещеными», или: «русские должны быть крещеными», или: «чтоб веровать и быть здоровыми», или «чтоб иметь: веру», и так далее.   Вряд ли стоит подробно разбирать несостоятельность таких ответов. Они как «масло масляное». «Для чего едете в Ташкент?» — «Чтоб быть в Ташкенте».   Цель Крещения должна быть одна: соединение с Богом, получение благодати Его. Не следует здесь искать здоровья, ума, способностей к ученью. Это — второстепенное, оно не должно заслонять главного. Христос сказал: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6,33).   Святой князь Владимир пришел к купели Крещения, желая получить это Царство Божие, но получил не только его, но и прозрел очами, исцелился от слепоты, как говорят о том летописи.   Помните или, лучше, осознайте, куда вы пришли!   Об этом говорит святой апостол Павел: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евр.12,22-23). Вам открывается вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя, Иисуса Христа (2Пет.1,11).   Крещение не есть омытие телесной нечистоты, но есть обещание Богу доброй совести, и спасает нас воскресением Иисуса Христа (1Пет.3,21). «От юности восприял еси Христа в души твоей»   Диакон Серафим Чураков: — 7 октября 1955 года епископ Ермоген совершил пострижение в мантию протоирея Бориса Холчева. «Тебе,  — сказал владыка, обращаясь к отцу Борису,  — мы оставили прежнее имя. И вот по какой причине: когда мы постригаем юношу,  или в зрелых годах человека, или овдовевшего священнослужителя, для которого с принятием пострига начинается новая жизни во Христе, мы меняем ему имя. Тебе мы оставили твое прежнее имя, потому что сегодняшний день не кладет начало твоей новой жизни, не вносит существенных изменений в твою с юности посвященную Господу жизнь, а является лишь продолжением твоего служения Богу, лишь усугубляемого ныне иноческими подвигами».

http://pravmir.ru/arximandrit-boris-xolc...

Как пожелали зла, так и сотворили. В ту же ночь приставили от семи князей семь сторожей, и иных немало, и положили перед блаженным множество уз железных, собираясь заковать ноги его. Взяли, , из одежды его, поделили и в ту ночь почти не облегчили его от уз железных, так связанным и пробыл он всю ночь. В ту же ночь прогнали от него всю его дружину, избивая сильно, и отца его духовного игумена Александра; и остался один он в руках их, и говорил про себя: «Удалили от меня дружину мою и ближних моих от страстей ». Наутро же в воскресенье по повелению беззаконных возложили великую колоду из тяжелого дерева на шею святого, показывая, что предстоит ему принять позорное мучение, и приняв его, благодарил он Господа Бога с радостью и со слезами, говоря: «Слава тебе, Владыка человеколюбче, что сподобил меня принять начало мучения моего, сподоби меня принять и окончить подвиг свой, да не прельстят меня слова лукавых, да не устрашат меня угрозы нечестивых». И повелели беззаконные вести святого вслед за царем, ибо отправился царь на охоту. Премудрый же благоверный великий князь Михаиле, как привык смолоду, никогда не изменял правила своего, – в ночи пел псалмы Давидовы. И как отправился из Владимира, с того дня от воскресенья до воскресенья постился, причащаясь телу и крови Господней; а с тех пор, как был схвачен, еще больше, беспрестанно, все ночи не давал сна своим очам, чтоб не уснул, не задремал хранящий его ангел, но вновь и вновь славил Бога, со многими слезами и с глубоким воздыханием исповедаясь ему, говорил: «Господи, услышь молитву мою, и вопль мой да придет к тебе, не отврати лица твоего от меня, Владыка. В день скорби моей приклони ко мне ухо твое; в час, когда воззову к тебе, Господи, скоро услышь меня, ибо исчезли, как дым, дни мои...» И далее: «Спаси меня, Боже, ибо дошли воды до души моей, ибо я пришел сюда, как в глубину морскую, как будто буря потопила меня. Ненавидящих меня без ума стало больше, чем волос на главе моей. Прежде хлеб мой ели и любовь мою видели, а ныне укрепились на меня враги мои, преследующие меня неправедно».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Князь велел бить и Василия без пощады; быв шумен от вина и рассвирепев, он взял стрелу и пустил ее в Василия. Оба друга скончались в следующую за тем ночь. Спустя не много времени и сам Мстислав застрелен был на городской стене по пророчеству Василия. Он бился с Давидом Игоревичем и тогда узнал стрелу, которою застрелил Василия: «умираю, сказал он, за преподобных Василия и Феодора». Так повествует блаж. Поликарп. 920 По летописи, печерский монастырь сожжен был половцами в 1096 г.; 921 а Феодор, уже состарившийся построил после того келью в обители и жил уже не долго; кн. Мстислав, по летописи 15 июля 1099 г. на стене Владимирской крепости, неожиданно «сквозь отверстие доски поражен был стрелою под пазуху и в следующую ночь скончался». 922 По этому видно, что блаж. кончину св. Феодора и Василия надобно отнести к 1098 г. и согласно со святцами к 11 августа. 923 Мощи св. Феодора и Василия похоронены были в варяжской пещере, в которой подвизались они, а потом перенесены были в Антониеву пещеру, где и ныне покоятся. 924 Заложенный вход в варяжскую пещеру ныне видят близ затвора пр. Лаврентия. Недавний и неоднократный осмотр этой пещеры показал, что в ней было довольно затворнических келлий с седалищами. Составленные из разноцветных песков келлии и седалища представляются как бы покрытыми полосатою материей. Итак там, где прежде скрывались бродяги, занимавшиеся грабежом, подвизались потом рабы Божии и освятили разбойнический притон своими молитвами и подвигами. 925 История св. Феодора и Василия представляет нам в опыте мысли св. писания: «те, которые хотят обогащаться, впадают в искушения и в сети, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и гибель» ( 1Тим.6:9 ). «Как трудно имеющим богатство, войти в царствие Божие» ( Лук.18:24 ). «Любостяжатель есть идолослужитель» ( Ефес.5:5 ). Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко о себе думали и уповали не на богатство ненадежное; но на Бога живого, – чтобы они благодетельствовали, обогащались добрыми делами, были щедры и общительны» (Тим.6:17–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Князь Владимир крестил Русь, но только отшельником преподобным Сергием она стала святой.... когда народ увидел это, вкусил Духа.... мне так кажется... были до него святые, но именно им всё стало необратимо... И если мы хотим изменить обстоятельства, других путей нет - надо становиться подвижниками во Христе. Да поможет нам Бог! 2018/12/24, 09:44:51 Интереснейшая лекция Пустынники и женское монашество XIX века 2018/12/23, 20:39:50 Внутренняя свобода это не свобода от послушания Церкви. Уход от мира будет законным подвигом только в ограде Церкви Христовой. Удивительный и прекрасный, глубокий и развернутый рассказ о попытках искать Бога и жить в уединении вне Церкви в автобиографическом романе старца Симона " ПТИЦЫ НЕБЕСНЫЕ " . Юность старца прошла в этих попытках. Господь вел его, не оставлял, давал и опыты высокие. Но! Пришел он в конце концов к пониманию того, как важно подвизаться в церковной ограде. Только тут он перестал блуждать и начался настоящий Путь ко спасению, истинный прогресс, когда он получил непрестанную молитву и не остановиля на этом, а понял, что это только еще самое начало этого Пути 2018/12/23, 14:19:12 Да, правильно. Называя веши своими именами: попытка оставить мир - это преступление. Спасение души, поиски внутренней свободы - болезнь. А то развели тут. 2018/12/21, 23:14:53 Агния права. Желание отшельнической жизни похвально, но самочиние недопустимо, это духовное прельщение. Все утверждающие, что всякий не стяжавший духовный опыт, может стать отшельником, глубоко заблуждается. Чем руководствуются так называемые " учителя " я не понимаю. Возможно сами являются духовными младенцами, а в сущности всё это обычная гордыня, которая как известно до добра не доводит. Если вы не согласны с уставом Русской Православной Церкви, то следует задуматься о принадлежности к Ней. «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое».(Евангелие от Матфея 7:24-27)

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=3000

л. 5 горький? И приму ли от кого честь: не к князю я послан, не к иному вельможе. Если что скажу или что возвещу этому гробу каменному, кто мне ответит? И кто не посмеется моему безумному приходу?» Это говорил он и иное многое спутникам своим. Святой же явился ему во сне, смиренно промолвил: «О чадо, я хотел тебя вознаградить за труд твой; если же не покаешься, тяжелые времена испытаешь». Однако Василий не переставал роптать, и великую беду навел на него Господь за грехи его: кони его пали, и одежду их украли, и все взяли у них воры, кроме посланного с Василием богатства. И открыл он отправленное для окования раки сокровище, и взял оттуда пятую часть золота и серебра, и истратил на необходимое себе и коням, и не уразумел он, что был наказан гневом за хулу его. Когда Василий был в Чернигове, то упал с коня и так разбился, что не мог и рукою двинуть. Спутники Василия, положив его в привезли под Киев, когда уже свечерело. В ту же ночь явился Василию святой и сказал: «Василий, разве ты не слышал Господа, говорящего: «Приобретайте себе // л. 5 об. друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные Хорошо ведь уразумел сын мой Георгий слова Господа, сказавшего: «Кто принимает праведника во имя праведника, получит награду Ты же за труд свой мог быть увенчан, хотя такой славы никто не удостаивался, какую ты принял бы вместе с Георгием; теперь же, всего этого лишившись, не отчаивайся за жизнь свою. Иначе не можешь получить исцеление, только если покаешься, и когда положат тебя на раку мою – ты обретешь целым утраченное золото и серебро». И все это наяву произошло с Василием, а не во сне, в тот же вечер было ему явление. И пришел к нему князь Георгий Владимирович со всеми боярами и, увидев Василия в столь горестном состоянии, ушел, обеспокоенный за него. Василий же, поверив видению святого, повелел своим спутникам нести себя в Печерский монастырь. Когда они были уже на берегу, вошел некий незнакомец к игумену, говоря: «Скорее иди на берег, введи Василия и положи его на гроб Феодосия, и, когда тебе даст сокровище, обличи его перед всеми, сказав, что он взял себе пятую часть денег, если же он покается, то верни ему». Сказав это, сделался он невидим. И игумен стал искать того //

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, воззрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу». И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.    Когда отданы были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по Божьему устроению и по милости своей помиловал их Бог; как сказал пророк: «Помилую, кого хочу». Ибо помиловал нас святым крещением и обновлением духа, по Божьему изволению, а не по нашим делам. Благословен Господь Иисус Христос, возлюбивший Русскую землю и просветивший ее крещением святым. Вот почему и мы поклоняемся ему, говоря: «Господь Иисус Христос! Чем смогу воздать тебе за все, что воздал нам грешным? Не знаем, какое воздаяние дать тебе за дары твои. «Ибо велик ты и чудны дела твои: нет предела величию твоему. Род за родом восхвалят дела твои». Скажу вместе с Давидом: «Придите, возрадуемся Господу, воскликнем Богу и Спасителю нашему. Предстанем лицу его со славословием»; «Славьте Его, ибо Он благ, ибо вовек милость Его», ибо «избавил нас от врагов наших» (Пс.94:1-2, 105:1, 135:24), то есть от языческих идолов. И еще скажем вместе с Давидом: «Воспойте Господу песнь новую, воспойте Господу вся земля; пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3693...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010