1) Михаил Рагоза , с 27 июля 1589 г. из архимандритов Минского Вознесенского монастыря митрополит киевский; в 1595 г. увлеченный происками и настойчивостью владимирского и луцкого епископов принял унию. Умер 1599 года. 2) Ипатий Поцей , литвин, епископ владимирский, с 26 сентября 1599 г. митрополит. Умер 18 июля 1613 г. во Владимире Волынском и погребен при тамошнем соборе. О деятельности Поцея в пользу унии, М. О. Кояловича Литов. церк. уния, т. II, стр. 54 – 79. Трипольского: униатский митрополит Ипатий Поцей и его проповедническая деятельность. Труды киевск. акад. 1877 г. 3) Иосиф Велямин-Рутский , с 1613 года митрополит. В 1617 г. преобразовал униатское монашествующее духовенство в базилианский орден и выпросил у Владислава IV привиллегию на предоставление высших иерархических мест и должностей монахам этого ордена. Умер в Дермане 5 февраля 1637 г. Папа Урбан VIII называл его fidci columnam Russiaeque Athanasium. 1131 4) Рафаил Корсак , белорус, учился в Несвижской иезуитской коллегии; галицкий епископ; с 1637 года митрополит. Вытесненный православным митрополитом Петром Могилой из Киева, он удалился в 1639 году в Рим искать помощи у папы и там умер в 1643 году. 1132 Погребен в униатской церкви св. Сергия и Вакха. 5) Антоний Селлява , архиепископ полоцкий, с 1640 г. администратор митрополии, с 1645 г. митрополит. Ему довелось управлять митрополией в самое тяжелое время казацких войн Хмельницкого, когда святая уния (sancta unia) была в опасности совершенного уничтожения. 1133 Между тем это был больной старик, которому были не под силу и менее тяжелые испытания. 1134 В 1655 году «убегая от Москвы», прибыл из Белоруссии в Супрасль, а отсюда выехал в Тыкоцин на Подляшье, где тяжко заболел и умер. Тело его перенесено в Супрасль и похоронено в гробнице ктиторов. 1135 После него в униатской церкви, по случаю военных замешательств, 9 лет не было митрополита. 6) Гавриил Коленда (Коляда), архиепископ полоцкий, с 1656 года администратор митрополии, с 1665 г. митрополит «по милости Божией и святой апостольской столицы». Коленда умер 18 февраля 1674 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В пределах О. и К. е. с сер. 60-х гг. XX в. действовали 63 храма: 4 - в Емильчинском р-не, 5 - в Володарско-Волынском р-не, 14 - в Коростенском р-не, 3 - в Лугинском р-не, 7 - в Малинском р-не, 12 - в Народичском р-не, 9 - в Овручском р-не, 3 - в Олевском р-не, 6 - в Радомышльском р-не. В городах не были закрыты 3 храма: Васильевский в Овруче, Николаевский в Радомышле и Покровский в Коростене. До 1989 г. запрещалось вести ремонтные работы в церквах, исключением стал только Васильевский храм в Овруче. В 1986 г. из-за Чернобыльской катастрофы были полностью или частично отселены более 10 сел, вслед. чего прекратили существование Иоанно-Богословский приход в с. Долгий Лес, Чудо-Михайловский в с. Вел. Клещи, Космо-Дамиановский в с. Ноздрище. В зону частичного отселения попал Успенский приход в Ступище, в храме к-рого до 1960 г. хранилась Ступищанская икона Божией Матери. В 1989 г. началось возрождение церковной жизни. В 1990 г. открылся Димитриевский храм в Малине, в 1991 г.- Николаевский храм в пос. Народичи. В том же году зарегистрирован устав Преображенского прихода в Овруче, его настоятелем стал игум. Виссарион (Стретович). Он добился у властей выделения урочища с руинами дореволюционного Преображенского собора, где в 1990 г. началось строительство нового собора (освящен 25 окт. 2001). В сент. 1991 г. зарегистрировано миссионерское Ольгинское братство в Коростене. В 1992-1993 гг. в Житомирской епархии действовало Коростенское вик-ство. 24 авг. 1992 г. во епископа Коростенского был хиротонисан архим. Виссарион (Стретович). 1993-2018 гг. 22 июня 1993 г. учреждена О. и К. е. Кафедру возглавил бывш. Коростенский еп. Виссарион (Стретович). В 2001 г. предстоятель УПЦ митр. Владимир (Сабодан) освятил 2 собора в О. и К. е.: Преображения Господня в Овруче и Рождества Христова в Коростене. Митр. Виссарион организовал строительство 97 типовых храмов, 65 молитвенных домов и часовен, в т. ч. в больницах и приютах. В Коростенской тюремной зоне сооружен и освящен в 2014 г. храм (2 раза в год архиерей здесь совершает богослужение, раздаются брошюры духовного содержания, продукты). По инициативе митр. Виссариона установлены памятники равноап. кн. Владимиру (Василию) Святославичу в Овруче (2015), Коростене (2015) и Малине (2017), равноап. кнг. Ольге в Коростене (2008), прмч. Макарию (Токаревскому) Овручскому в Овруче (2008).

http://pravenc.ru/text/2578157.html

Не лучше, вероятно, обстоит это дело и в других местностях России. Другие братства обнаруживают свое участие к церковным школам или ежегодным пособием, посылаемым в училищные советы на нужды этих школ, или же устройством и содержанием их на свои средства, или же, наконец, посылкой учебников, учебных пособий, письменных принадлежностей, а также разных книг и брошюр для устройства при церковных школах библиотек для внеклассного чтения. Братства, содержащие и поддерживающие церковные школы (Европейской России). Местонахождение Наименование Кол-во пособий за 1890 г.(руб.) Число школ, получивших пособия или находящихся на полн. содержании братства 1) Вологодская Всемилостивого Спаса Богоявл. Св. Николаевское 3) Воронежская Св. Митрофана и Тихона 4) Екатеринославская Св. вел. кн. Владимира 5) id; г. Таганрог Успения Божией Матери 6) id; г. Бахмут Кирилло-Мефодиевское 7) Калужская Иоанно-Богословское 8) id; г. Боровск Преп. Пафнутия 9) Кишиневская Александровское 10) Киевская Св. Георгиевское Александровское 12) id; Кинешма Кинешемское 13) Литовская (Ковно) Св. Никольское 14) id; г. Гродно Софийское 15) id; Друскеники Друскеникское 16) id; Волковыск Петропавловское 17) Могилевская Богоявленское Св. Марии Магдалины 19) Нижегородская Александро-Невское 20) Новгородская Св. Софии 21) id; Старая Руса Св. Феодора Тирона 22) Пензенская Иннокентиевское 23) Подольская Св. Николаевское 24) id; г. Каменец Иоанно-Предтеченское 25) id; село Пуков Св. Алексеевское 26) id; г. Летичев Св. Михайловское 27) Полтавская Спасо-Преображенское 28) Псковская Кирилло-Мефодиевское 29) Рязанская Св. Василия 30) Саратовская Св. Креста 31) Ставропольская Св. Владимирское 32)Таврическая (Симфероп.) Александро-Невское 33) id; Севастополь Петропавловское 34) id; Керчь Троицкое 35) Тамбовская Казанско-Богородичное 36) id; г. Козлов Крестовоздвиженское 37) Тульская Иоанна-Предтеч. 38) Херсонская Свято-Андреевское 39) Ярославская Независимо от сего, нижеследующие братства посылали в церковные школы учебники, учебные пособия, разные книги и брошюры для пополнения школьных библиотек: 1) Владимиро-Васильевское (Волынская епархия), 2) Аксайско-Богородичное (Донская), 3) Владимирское (Екатеринославская), 4) Свято-Андреевское (Херсонская) и 5) Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Немцы опять восстали против Святителя и еще раз вооружили против него Святополка. Но как они ни преследовали Мефодия, – заключая его в темницу и моря голодом и холодом и пр. – при его жизни не могли уничтожить его проповеди . Напротив того, к концу жизни Святителя почти все славянския племена, начиная от Хорватии и Далматии до самых пределов Польши и России, слушали его славянскую службу и читали священное писание на родном языке. Те из них, которые доселе не были крещены, как напр. Чехи с их князем Боривоем, приняли святое крещение от самого Мефодия в 880 году. Само государство Моравское, широко раздвинутое Святополком, заключало в себе несколько разных славянских племен; а с распространением Моравского царства распространилась и святая вера. Вместе с этим, само собою разумеется, должны были распространяться и пределы Моравской архиепископии Мефодия, и тем шире и дальше, чем шире и дальше проникала его проповедь. Поскольку же, как мы видели, проповедники Кирилла и Мефодия достигали до самой Руси, или, как мы сказали, до нашей Волыни, то ничего нет удивительного, что при таких обстоятельствах, в составе одной из трех епархий, из коих состояла архиепископская область Моравской церкви Мефодия, могла входить также и земля Волынская. Не даром же, повторяем, сохранилось известие, что Моравская епархия св. Мефодия простиралась до рек Буга и Стыри. На конце дней своих Святитель Мефодий посетил Царьград, куда звал его Греческий Император, чтобы принять от него благословение, как от благовестника величайшего и знаменитейшего в то время. Мефодий с радостью прибыл в город, где провел лучшее время своей молодости, и одаренный царем и патриархом, возвратился в свою епархию, где вскоре скончался, 6-го Апреля 885 года, и погребен в Велеграде, ныне именуемом Старым Велеградом, в храме Пресвятой Богородицы, в стене – против алтаря. Умирая, Св. Мефодий назначил своим преемником одного из ближайших учеников своих, Горазда. Но Святополк, как мы видели, еще при жизни Мефодия, поддававшийся влиянию духовенства Немецкого, поставил после кончины Святителя на его место некоего Викинга немца, епископа Питры, который, с соизволения Святополка, подверг преследованиям Горазда и его сподвижников, а потом и совсем выгнал их из Моравии. Моравскую же епархию Мефодия Папа причислил сначала к округу Немецкого епископа Пассавского, а потом Пражского, пока наконец в 1026 году в Моравии не была основана новая уже чисто Латинская архиепископия в Ольмюце с латинским духовенством, латинскою службою и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

«Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, издательство «Будивэльник», 1983-1986 г.г. Комментарии и обсуждение В 1840 г. кафедра учрежденной в 1799 г. Волынской епархии была перенесена в губернский город Житомир. Сразу же стал вопрос о строительстве в этом " ополяченном " городе кафедрального собора господствующей, православной церкви. Но Волынская епархия, получив новый епархиальный центр, лишилась самостоятельного епархиального архиерея. В 1840-1860 гг. она временно управлялась архиепископами Варшавскими, имевшими резиденцию на далекой Висле. Варшавские архиереи не слишком нуждались в соборе в Житомире и тем более не осуществляли хозяйский надзор за его строительством, когда оно, наконец, началось. Лишенный архиерейской заботы, почти достроенный собор в середине 1850-х гг. рухнул. Рядом с его руинами поставили деревянную церковь, вмещавшую всего 250 чел. Кафедра в Житомире была замещена в 1860 г. - на нее перевели из Нижнего Новгорода епископа Антония (Павлинского). Легко представить, как он был потрясен видом " Волынского кафедрального собора " . Епископ Антоний стал настойчиво хлопотать о выделении средств на строительства величественного храма, который не уступал бы местным костелам. Но Синод, после того как он изыскал для Житомира крупную сумму и она превратилась в груду битого кирпича, не спешил идти ему навстречу. Сперва от епископа потребовали резко сократить смету, а в июле 1863 г. ему прямо отказали в ассигновке. Обиженный архиепископ (в этот сан он был возведен к Пасхе 1862) обратился с пространным письмом к митрополиту Московскому Филарету, описав в нем многострадальную историю строительства собора в Житомире и излив в нем всё, что он думает по поводу решения Синода. Очевидно, письмо помогло: еще при жизни митрополита Филарета проект собора для Житомира был утвержден, деньги отпущены, и строительство началось. Только оно велось уже при новом епископе Волынском и Житомирском, Агафангеле (Соловьеве). Архиепископа Антония (Павлинского) в 1866 г. вернули в Среднюю Россию, назначив на Владимирскую кафедру.

http://sobory.ru/article/?object=19664

После прославления началась торжественная Божественная Литургия, которую возглавил митрополит Варшавский и всея Польши Савва. Ему сослужили все присутствующие иерархи. Митрополит Савва произнес проповедь о великом событии прославления мучеников Холмских и Подляшских на русском, польском, украинском и белорусском языках. После Литургии был отслужен молебен новопрославленным святым мученикам. В завершение празднования послание Святейшего Вселенского Патриарха Варфоломея зачитал министр Станислав Цёсек, затем выступил со словом мэр г. Холма Кшиштоф Грабчук. В торжествах участвовали более 100 священников и около 2 тыс. паломников из Холмщины и Подляшья и всех епархий Православной Церкви Польши. Прибыли также сыны Холмщины, которые живут за пределами отчего края: из Львова, Луцка, Владимира-Волынского, а также Германии и Англии. Среди паломников были близкие новопрославленных мучеников: сестра священномученика Льва Надежда Горлицкая-Коробчук и семья священномученика Василия из Варшавы и Люблина. Присутствовали представители государственных и самоуправленческих властей, Римо-католической и старо-католической церквей, дипломатического корпуса, украинских общественных организаций. Официальным представителем президента Польши Александра Квасневского был министр Станислав Цёсек. Присутствовал также чрезвычайный и полномочный посол Украины в Польше Александр Никоненко. В связи с празднованиями Люблинско-Холмская православная епархия издала книжечки на украинском и польском языках под названием «Прославление Мучеников Холмских и Подляшских» Холм, 7-8 июня 2003 г. (Холм 2003), под редакцией и обработкой Григория Куприяновича. Иконки Собора святых Мучеников Холмских и Подляшских можно было приобрести во время торжеств. Холмские торжества прославления Мучеников Холмских и Подляшских 7-8 июня 2003 г. стали крупнейшим церковным праздником в истории Православия на Холмщине и Подляшье. Еще никогда не собирались здесь одновременно представители такого большого количества поместных православных церквей, впервые служилась Божественная Литургия с участием 19-ти архиереев. Для украинского православного народа Холмщины и Подляшья это был день славы и торжества Православия.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

После того как 8 окт. 1942 г. митр. Алексий (Громадский) и представители УАПЦ подписали в Почаевской лавре «Акт объединения», еп. Иов стал одним из немногих правосл. деятелей, к-рые вначале поддержали это соглашение в надежде, что оно поможет преодолеть раскол укр. Православия. Однако Поликарп (Сикорский) вскоре прибег к провокации, вынудив прот. Иоанна Давидовича перейти в его юрисдикцию. Из-за этого еп. Иов вынужден был покинуть Луцк и жил в Ковеле, где ковельский благочинный прот. Ипатий Червинский для него выделил помещение. Очевидно, в связи с этим переездом еп. Иов некоторое время имел титул «епископ Луцкий и Ковельский». В письме луцкому гебитскомиссару от 3 дек. 1942 г. еп. Иов отмечал, что Поликарп незаконно подчинил себе Луцкий и Ковельский округа и своими поступками нарушил «Почаевское соглашение». Упоминалось также о том, что в окт. 1942 г. Поликарп самочинно присвоил себе титул «митрополит Луцкий и Ковельский» (ГА Волынской обл. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 118. Л. 163). Впоследствии прот. Иоанн Давидович вернулся в юрисдикцию еп. Иова, и последний в нач. 1943 г. приехал в Луцк. 7 мая 1943 г. укр. националистами был убит первоиерарх Автономной УПЦ митр. Алексий (Громадский), что использовалось Поликарпом (Сикорским) как повод для новых провокаций против еп. Иова. В письме луцкому гебитскомиссару от 11 мая 1943 г. еп. Иов упоминал, что Поликарп шантажировал прот. Иоанна Давидовича, заявляя, что после гибели митр. Алексия все приходы Автономной УПЦ должны перейти в УАПЦ. Еп. Иов также писал об угрозах в адрес других его священников со стороны Поликарпа и его окружения (ГА Волынской обл. Ф. Р-2. Оп. 2. Д. 14. Л. 49). Еп. Иов был участником Ковельского Собора Автономной УПЦ 6-7 июня 1943 г., к-рый избрал новым первоиерархом архиеп. Дамаскина (Малюту) . Решением того же Собора Иов был избран епископом Кременецким и Дубенским «с правами самостоятельного в своей области» (Православная Русь. 1943. 7/8. С. 15). Л. в. осталось под упр. еп. Иова, Ковельский округ перешел в ведение Владимиро-Волынского еп. Мануила (Тарнавского) . По решению Собора в связи с гибелью правящего архиерея Волынской епархии ею стали управлять 4 викария с правами самостоятельных в своих округах. В 1944 г. возобновилась самостоятельная Луцкая (Волынская) епархия.

http://pravenc.ru/text/2110936.html

Согласно киприановской редакции Жития, самому благочестивому отроку в детстве было видение («яко во сне»): муж в святительских одеждах сказал ему: «Отверзи, чадо мое, уста своя»; святитель «десною рукою прикоснуся языку его и благословившу его, и яко же некоею сладостию гортань его нальявшу» ( Клосс. 2001. С. 28, 36). По предположению Кучкина, основанному на косвенных агиографических данных, П. происходил «из состоятельной семьи, но не боярской, поскольку его отец упоминается в различных редакциях Жития... без отчества. Возможно, Федор был военным или хозяйственным слугой галицких князей Даниила Романовича и его сына Льва Даниловича или владимиро-волынского кн. Василько Романовича» ( Кучкин. 2014. С. 74). В 7 лет П. был отдан на обучение грамоте. Согласно Житию, П. ушел в местный мон-рь уже в 12 лет и вскоре принял там иноческий постриг. Неизвестно, сменил ли он при этом свое имя: в то время это не считалось обязательным ( Успенский Б. А., Успенский Ф. Б. Иноческие имена на Руси. СПб., 2017. С. 30, 82-90). Буд. митрополит «служа в монастыри и в поварни, воду нося на всю братью и дрова на свою раму нося» ( Клосс. 2001. С. 28). Спустя неск. лет он по своему желанию освоил в мон-ре иконописное дело «и бысть иконник чюден», написав много икон Христа, Пресв. Богородицы и святых. Он подвизался в посте и молитве, раздавал милостыню от заработанных средств (Там же). Недалеко от Львова, на р. Рате, левом притоке р. Зап. Буг, близ г. Белз, П. построил храм во имя Спасителя (позднее там возникло с. Дворцы, к-рое в обиходе местных жителей могло называться Спасское). Построение церкви положило начало монашеской обители (одной из первых, основанных на Руси после монг. нашествия), игуменом к-рой стал П. Через нек-рое время П. был выдвинут галицким кн. Юрием Львовичем (1301-1308) в кандидаты на место главы Галицкой митрополии (см. Галицкая епархия ). Учрежденная в 1302/03 г. митрополия охватывала территорию Галицко-Волынской Руси и вдовствовала после смерти митр. Нифонта († ок. 1305).

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Это, как замечает Карташев, закономерно обусловило и другую особенность русского епископата: архиереями становились преимущественно выходцы из высших слоев общества. Правда, в домонгольский период мы почти не видим среди иерархов представителей княжеских семей и боярской аристократии. В этом смысле ситуация на Руси заметно отличалась от того, что наблюдалось в средневековой Западной Европе, где младшие отпрыски знатнейших фамилий, как правило не получали земельных владений, а предназначались к епископскому служению. Однако, на Руси наличие хорошего образования, необходимого для епископа, предполагало происхождение, по крайней мере, из обеспеченных слоев общества. В домонгольский период, как уже отмечалось, среди епископата было много постриженников Киево-Печерского монастыря. В течение почти всего Киевского периода количество епархий Русской Церкви возрастает весьма незначительно. Процесс образования новых епархий весьма слабо отражал успехи христианизации Руси. Даже после повсеместного распространения христианства среди русского народа в юрисдикции Киевского митрополита оставались практически те же самые кафедры, которые были учреждены вскоре после крещения Руси. Более того, вплоть до Синодального периода в Русской Церкви вновь открывается самое ограниченное число кафедр. Лишь в XVIII-XIX в.в. это положение стало как-то выправляться. Однако, даже в настоящее время епархии Русской Церкви выглядят намного обширнее в сравнении с епархиями других Поместных Православных Церквей, и сегодня продолжается процесс разукрупнения прежних кафедр и учреждения новых. В XII - XIII в. к перечисленным выше епархиям Русской Церкви добавляются кафедры: Смоленская (выделена из Переяславской в 1137 г.), Галицкая (1165 г.), Рязанская (1207 г.). В 1214 г. учреждена кафедра во Владимире на Клязьме. Около 1220 г. - в Перемышле и Угровске (обе - в Галицко-Волынском княжестве). Последняя вскоре была перенесена князем Даниилом Романовичем в его новую столицу - город Холм (ныне, как и Перемышль, на территории Польши). Вероятно, уже накануне монгольского нашествия на Русь из Владимиро-Волынской епархии была выделена Луцкая епархия.

http://sedmitza.ru/lib/text/436239/

Источники позволяют достаточно точно описать имения Луцкой и Острожской кафедры - одной из самых богатых в Западнорусской митрополии . При еп. Кирилле (Терлецком) кафедра владела ок. 50 селениями. Однако церквей в этих владениях было меньше. В кон. XVI - нач. XVII в. в Острожской вол., которая насчитывала ок. 100 населенных пунктов, действовали 33 церкви, из них 10 в Остроге и 2 в мон-рях. В среднем к одному приходу было приписано 3-5 сел, а иногда - значительно больше. В «увяжчих листах» и реестре 1596 г. перечислены все имения Л. е. в период ее наивысшего материального благосостояния: г. Рожище с двором в Жидичине и с приселками, городок Жабче с бывш. епископским замком, двором и селами, спорный с Марком Жаровницким, с. Губин (ныне Губин Первый Гороховского р-на), с. Колодче (ныне Колодеже Гороховского р-на) возле Жабче и Губина, имение Будораж (ныне с. Будераж; отсюда и далее перечисляются населенные пункты в совр. Ровненской обл.) с дворищами, Буща, Певче, боярское с. Точевики, Б. Мизоч, двор и с. Малый (Ст.) Мизоч, Борщовка, Глух (ныне Новомалин), Фалимичи (ныне с. Фалемичи; отсюда и далее перечисляются населенные пункты в совр. Волынской обл.) с приселками (фундуш князей Радзивиллов), спорные с Броневским и Петром Гижовским, острова и сенокосы на землях Хоболтовских и Форостовских, замок и городок Хорлуп (ныне с. Хорлупы) с деревнями (дар вел. кн. Свидригайло), Василивщина между с. Зимним и г. Владимиром, имение Хрилево под мест. Варковичами, спорное с луцким старостой, фольварк и с. Водирады, с. Терпки, с. Сядмарки (Сядмерти), Полонное с приселками, приселок Голешово, пос. Островок, половина с. Колчина в Жидичине, Липляны, имение и фольварк Теремное с угодьями, поместье Клюки, с. Пьяны, половина от сел Свищева и Ст. Дорогостай, с. Медков (Медково), спорное с Чарторыйскими, с. Воля, дер. Жолобово, села Подтопольное, Кобче, Дубище, Подберезье; села (не входят в совр. Волынскую обл.) Першки, Пруда, дворище Усовщина, Тернки, Шелепино, Кончин под Острогом, Покощево, Бакорин, Новоселки. В реестре 1607 г. упоминаются новые имения: Немецкий хутор напротив Жидичина, села Трепка, Пелька. По реестру 1607 г. число имений кафедры уменьшилось до 32 поселений. Отдельные группы имений образовывали целые волости, что облегчало управление ими. Так, в состав Рожищской вол. входили 6 поселений (Рожище, Жолобово, Подтопольное, Кобче, Воля (Пожарище) и Дубище).

http://pravenc.ru/text/2110930.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010