Таким образом, на рубеже XIV-XV в.в. всего в Русской Церкви было 18 епархий. Из них 9 (включая Московскую митрополичью область) находились на территории Северо-Восточной Руси: Владимиро-Московская, Новгородская, Ростовская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Сарская, Коломенская и Пермская. Еще 9 (не считая митрополичьей Киевской) находились под властью литовских князей: Черниговско-Брянская, Полоцкая, Смоленская, Галицкая, Перемышльская, Владимиро-Волынская, Холмская, Туровская и Луцкая. В служебнике митрополита-униата Исидора имеется написанный его рукой перечень епархий Русской Церкви, в котором не названа Галицкая епархия: по всей вероятности, именно ее следует видеть в упоминаемой здесь же Самборской епископии. В списке также фигурирует и Подольская епархия, которую, быть может, возможно отождествлять с Звенигородской. В монгольский период по-прежнему титул архиепископа имеют лишь Новгородские владыки, тогда как все остальные титулуются епископами. Пожалование архиепископского достоинства Дионисию Суздальскому и Феодору Ростовскому, хотя и сопровождалось грамотами относительно возведения их епархий в ранг архиепископий, на деле к этому не привело: преемники обоих святителей вновь именовались просто епископами. Начиная с XIV в., архиереев все реже избирают на местах при участии удельных князей или веча, так как влияние Москвы повсеместно возрастает. Один лишь Новгород сохраняет самостоятельность в избрании своих владык. В другие города епископов уже все чаще просто присылают из Москвы, где они избираются на соборе архиереев. При этом определяющее значение имеет позиция митрополита, который обычно избирает епископа из нескольких кандидатов, представленных собором. Такой порядок поставления русского архиерея описан в чине поставления епископа, датированном 1423 г. Местные епископы как правило были лояльны по отношению к митрополиту и вместе с тем к усиливающейся Москве. Это иногда не вполне соответствовало настроениям народа на местах, что выливалось в конфликты владыки с своей паствой. Иногда это даже заканчивалось судом и изгнанием архиерея из его кафедрального города, что, конечно, было нарушением законного порядка. В норме же архиерей был подсуден, как уже отмечалось, исключительно суду митрополита и архиерейского собора.

http://sedmitza.ru/lib/text/436266/

В 20-х гг. XX в. в Польше резко активизировалось сектантство. На Волыни развернули деятельность штундо-баптисты, пятидесятники, адвентисты. Трудами еп. Симона (Ивановского) 1 янв. 1926 г. был основан епархиальный миссионерско-законоучительский комитет, открыты должности уездных миссионеров по благочиниям, было издано неск. антисектантских сочинений совр. авторов ( Перетрухин И. К. Руководство по обличению рационалистических сект штундо-баптизма и адвентизма. Варшава, 1924; Калинович П., прот. Письма миссионера. Пинск, 1938 и др.). С 1932 г. ежегодно в Почаевской лавре устраивались недельные законоучительские и миссионерские съезды представителей духовенства и мирян со всей митрополии. В 30-х гг. XX в. правосл. Волынский епархиальный миссионерский комитет распространял лит-ру об унии и о неоунии, И. К. Перетрухин читал лекции и проводил диспуты в наиболее проблемных приходах. В 1923-1926 гг. в Луцком и во Владимирском повятах усилилось движение за украинизацию церковной жизни, обусловленное, в частности, тем, что в 1922-1923 гг. были опубликованы большими тиражами переводы на укр. язык богослужебных книг, осуществленные Огиенко; кроме того, активизировались автокефалисты на территории Украинской ССР, их издания иногда попадали на Волынь. 30 мая - 2 июня 1923 г. в Кременце состоялся Волынский епархиальный съезд духовенства и мирян, на котором председательствовали благочинный мон-рей К. е. архим. Поликарп (Сикорский) и прот. Никанор Абрамович. Последний выступил за украинизацию Кременецкой семинарии и за повсеместный переход к преподаванию в приходских школах на украинском языке, против чего возражал ректор Дерманского ДУ прот. Петр Кедров (см. Пахомий (Кедров) ). После дискуссий съезд высказался за параллельное преподавание в церковных школах на укр. и рус. языках. Съезд обратился к властям с просьбой о создании фак-та правосл. теологии при Варшавском ун-те, что вскоре было реализовано. 3 сент. 1924 г. Синод Польской Церкви принял решение о возможности использования в богослужении не только украинского, но и польск., белорус. и чеш. языков. 27 апр. 1925 г. при Синоде под рук. митр. Дионисия начала работу комиссия по переводу богослужебных книг на укр. язык.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

В сер.- 2-й пол. XVI в. в условиях Ливонской войны власть все чаще стала раздавать епископские кафедры светским людям как компенсацию за услуги. Иона (Борзобогатый-Красенский) занимал видные должности в финансовом аппарате монархии и, по-видимому, получал привилеи на ряд правосл. кафедр (в т. ч. Луцкую), не принимая монашества, в благодарность за кредитование королевской казны. Светским человеком был и его предшественник Марк (Жаровницкий), также в течение нескольких лет не принимавший сана. Еп. Иона известен своими неблаговидными поступками. Откладывая священническую и архиерейскую хиротонии, он долгое время титуловался «нареченным епископом», в 1570 г. митр. Киевский и Галицкий Иона грозил ему отлучением. Еп. Иона был озабочен собственным обогащением, разорял владения кафедры, церквей и мон-рей, не платил налоги, прибегал к разбою. В апр. 1583 г., накануне Пасхи, епископ запечатал луцкие церкви, священники к-рых жаловались на него в суд. В 1585 г. Иона был приговорен королем к «банниции» (изгнанию), от исполнения приговора его спасла смерть. Многочисленными были имущественные конфликты Луцких епископов Марка (Жоравницкого) и Ионы (Борзобогатого-Красенского) с кн. Константином Констаниновичем Острожским. В 1566 г. волынская шляхта добивалась у короля, чтобы кафедры Владимирская и Луцкая и Жидичинская архимандрития давались только тем, о которых будет просить «все поспольство земли Волынское», т. к. «люди простыи и неучоные... хлебы духовные... убожат и нищат». Ряд исследователей считают, что сведения о пожаловании Луцко-Острожской кафедре имений - сел Рожище и Теремное (ныне в черте Луцка), содержащиеся в поддельном «Привилее» литовского кн. Любарта (имеет дату 8 дек. 1322), тем не менее отражают факты XIV в. И. Мыцко предполагает, что в XIV в. кафедра могла получить в дар 3 села: Рожище, Теремное и Сядмарки (ныне Семаки Луцкого р-на). «Привилей» Любарта впервые упоминается в перечне церковного имущества, похищенного из луцкого собора родственниками Луцкого еп. Ионы (Борзобогатого-Красенского) после его смерти летом 1585 г. (Смысл фальсификата заключается в том, что указанные в «Привилее» владения, отобранные у Луцкой кафедры кн. Константином Константиновичем Острожским на том основании, что имения были подарены Церкви его предками, были якобы пожалованы епархии Любартом.) Королевский привилей на Луцкую кафедру в XVI в. запрещал представителю власти - луцкому старосте «вступаться... в именья, и в уплаты, и вси пожитки церковные», король обещал епископа не «рушити» с кафедры «и никому тое епискупьи под ним давати до его живота» (привилей Феодосию (Феодору) (Гулевичу) 1541 г.).

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Католичество постепенно начинает все больше и больше торжествовать над Православием. К концу XVII века большинство православного населения нынешних восточных областей Польши католики считали уже униатским. Со второго десятилетия XVIII в. для всего православного населения Западной Руси, входившей в состав Польши, остался только один православный епископ – Белорусский. Не внес существенных изменений в положение православных в Польше Великий сейм 1788 – 1792 гг., провозгласивший в числе прочего, религиозную свободу. В конце XVIII века в Польшу проникают греческие православные купцы, которые поселяются здесь и стремятся поддержать Православие. Но правительство не разрешало им устраивать храмы, а поэтому богослужение совершалось в молитвенных домах. Священники приглашались из Буковины, Венгрии, Болгарии, Греции. Ситуация изменилась после присоединения польских земель к России (1795 год – третий раздел Польши; 1814 – 1815гг.– решения Венского конгресса). Положение православных на землях, вошедших в состав Российской империи, сразу улучшилось без каких-либо особенных мер. Прекратились унижения, гонения, насильственные обращения в унию. Латинская пропаганда остановилась. Большинство приходов присоединенных к России земель составили одну епархию, получившую в 1793 году название Минской. Число православных стало увеличиваться особенно за счет возвращения униатов в лоно Православия. В некоторых местах, например, в тогдашней Брацлавской губернии, это возвращение проходило довольно быстро и спокойно. В 1834 году в Варшаве уже было учреждено викариатство Волынской епархии, а в 1840 году самостоятельная епархия. Епископ Варшавский возводится в сан архиепископа Варшавского и Новогеоргиевского, а с 1875 года (с воссоединением холмских униатов) Холмско – Варшавского. В 1905 году была выделена в самостоятельную Холмская епархия. После Первой мировой войны, в 1918 году, было возрождено Польское государство. В соответствии с Рижским договором 1921 года западная Белоруссия и западная Украина вошли в состав Польши. В связи с новым политическим положением Священный Синод Московской Патриархии в сентябре 1921 года назначил на Варшавскую кафедру бывшего Минского архиепископа Георгия (Ярошевского), который в январе следующего года был возведен в сан митрополита. Церкви в Польше было одновременно предоставлено право автономии. Но польское правительство, вдохновляемое отчасти католическим клиром, было озабочено тем, чтобы всецело оторвать от Москвы православные епархии Польши. В 1922 года под влиянием государственной власти Собор православных епископов в Польше, состоявшийся в Варшаве, решительно высказался за установление автокефалии Православной Церкви в Польше. За были митрополит Георгий, епископы Дионисий и Александр (Иноземцев), против – архиепископ Елевферия (Богоявленский) и епископ Владимир (Тихоницкий).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

При волынском кн. Мстиславе Изяславиче (1156-1170) В.-В. е. пополнилась Берестейской волостью в среднем течении Зап. Буга, отделенной от Киева, а в церковном отношении, видимо, от Турова. После укрепления на Волыни кн. Даниила Романовича происходит дробление В.-В. е. путем выделения из нее в 20-30-х гг. XIII в. Угровской епархии (центр к-рой ок. 1240 был перенесен из Угровска в Холм - см. Холмская епархия ) и, по всей вероятности, во 2-й четв. XIII в. Луцкой епархии , к-рая охватывала земли на востоке прежней В.-В. е. (впервые Луцкая кафедра упом. в 1288). В начальный период своего существования В.-В. е., видимо, не относилась к числу богатых, о чем свидетельствует отсутствие каменного церковного строительства в кафедральном центре вплоть до сер. XII в. Только при кн. Мстиславе Изяславиче (в 1156-1160, если верить уникальному известию Никоновской летописи под 1160 г. о «подписании» и украшении храма в этом году: ПСРЛ. Т. 9. С. 229) на его средства был возведен большой (20, 6 × 34 ,5 м) одноглавый шестистолпный Успенский собор (восстановлен в первоначальной форме в 1900), в архитектурном отношении близкий собору Кирилловского мон-ря в Киеве и служивший также княжеской усыпальницей. Если деревянный предшественник этого собора был с самого начала посвящен Успению Божией Матери, то это могло бы служить аргументом против ранней датировки возникновения В.-В. е., т. к. Успенские храмы получают распространение с кон. XI в., с ростом авторитета Киево-Печерского мон-ря, выходцы из к-рого в это время очень часто занимали епископские кафедры. Однако данных о посвящении первоначального деревянного храма нет. Кроме кафедрального Успенского собора во Владимире-Волынском до XIII в. включительно известны по письменным источникам 2 каменные церкви: монастырский собор во имя арх. Михаила (дважды именуемый галицко-волынским летописцем в рассказе о событиях 1267 г. церковью «Михаила Великого», что, видимо, указывает на размеры храма) и храм во имя вмч. Димитрия, расписанный по повелению волынского кн.

http://pravenc.ru/text/159136.html

Рате (левый приток р. Зап. Буг южнее г. Белза), но епархиальная принадлежность этого мон-ря неясна, т. к. именно здесь пролегала граница между Белзской и Львовско-Галицкой землями, а значит, между Г. е. и Холмской епархией. Судя по позднейшим границам, обитель скорее относилась к последней. Неизвестно, где именно, но, возможно, в Г. е. располагался Полонинский мон-рь, о к-ром волынский летописец сообщает под 1262 г., называя его игуменом св. Григория Полонинского (видимо, строителя мон-ря), к-рого удостаивает исключительной похвалы: «Григорей же бяшет человек свят, акогоже не будет перед ним и ни по нем не будет» (Там же. Стб. 859). На галицко-венг. пограничье, судя по сообщению галицкого летописца под 1210 г., располагался «манастырь Лелесов» (Там же. Стб. 729), однако из контекста трудно понять, была ли то правосл. или католич. обитель. Голубинский включает в число галицких еще мон-рь св. Даниила в Угровске (Там же. Стб. 867, под 1268 г.), но, полагаем, напрасно: даже если мон-рь был основан кн. Даниилом Романовичем до организации им в 30-х гг. XIII в. (или в 1219/20) Угровской епархии (см. Холмская и Люблинская епархия ), он все равно находился в юрисдикции не Галицких, а Владимиро-Волынских епископов. Церковь во имя свт. Николая Мирликийского во Львове. Фундамент XIII в., перестроена в XVII в. Фотография. 80-е гг. ХХ в. На состояние церковных дел на территории Галицкого княжества имела влияние направленная сюда военно-политическая экспансия Венгерского королевства. Во время 1-го захвата Галича венграми в 1188-1189 гг. последние «в божницах почаша кони ставляти» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 665). В 1215-1219 гг. на галицком столе оказался Кальман (Коломан), сын венг. кор. Андраша II (1205-1235). Для укрепления его позиций кор. Андраш II объявил о подчинении Г. е. Риму. Венг. король писал папе Иннокентию III (1198-1216) о желании «вельмож и народа Галича… пребывать в единении и послушании святой Римской церкви, с тем, однако, чтобы им дозволено было ни в чем ином от своего обряда не отступать» (VMHHSI.

http://pravenc.ru/text/161539.html

7) Киприан Жоховский , архиепископ полоцкий, с 1674 года митрополит. Слепой изувер, Жоховский видел спасение для униатской церкви только в соединении с римской. Обряды римской церкви приводили его в благоговейное умиление; восточные же – возбуждали отвращение. Жоховский присутствовал на неудавшемся люблинском съезде в 1680 году, который и описал в Colloqvium Lubelskie. Домогаясь управления Супрасльским монастырем, он вел с ним тяжбу пред нунцием и в Риме, и хотя не выиграл процесса, но успел завесть в монастыре типографию и настойчиво присвоял себе звание архимандрита этого монастыря. 1136 Жоховский умер 2-го октября 1693 г. в Супрасле; похоронен в Полоцке. 8) Лев Шлюбиц-Заленский , волынянин, епископ владимирский, с 15 ноября 1693 г. администратор митрополии, с 1696 г. митрополит. Умер 21 июля 1708 г. во Владимире Волынском. 9) Георгий Винницкий , галичанин, епископ перемышльский, с 1708 г. митрополит. Умер 22 сентября 1713 г. в Стражевичах, в Перемышльской епархии. 10) Лев Кишка , епископ владимирский, с 21 ноября 1713 г. митрополит. Умер во Владимире 19 октября 1728 года. 11) Афанасий Шептицкий , епископ львовский, с 1729 г. митрополит. Умер 11 декабря 1746 года. 12) Флориан Гребницкий , белорус; после тридцатилетнего управления полоцкой архиепископией, с 1748 года митрополит. 1137 По старости и слабости его, униатская паства, в четырнадцать лет правления его, оставалась как бы без пастыря. 13) Филипп(Фелициан) Володкевич , епископ владимирский, с 1762 г. митрополит. Во время Барской конфедеренции, при вступлении русских войск в Польшу, Володкович убежал в 1769 г. в Пруссию; администрация митрополии и епархии передана была коадъюторам его – Льву Шептицкому по митрополии и Антонину Млодовскому по епархии. По возвращении в Литву, после долгих смут, в 1779 г. он снова получил права митрополичьей юрисдикции, но в следующем же году принужден был, по умственной неспособности, уступить управление частью митрополичьей епархии (на Украйне) Шептицкому и владимирской епархией своему коадъютору, брестскому епископу Млодовскому; сам же остался при дейоцезии собственно Литовского княжества. Но междоусобие между ним и коадъюторами его продолжались до конца его жизни. Володкевич скончался в 1778 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Александровское Св. Духовское Св. Никольское 12) id. Друскеникское 13) Могилевская Успенское. Св. Николая 15) Нижегородская Александро-Невск Иоанно-Предтечи Св. Никол. и Евфрос Христа Спасителя Св. Креста Христорождественская 21) id. Николаевское 22) id. Сергиевское Св. Владимирское 24) Таврическая Троицкое Св. Екатерины 26) Тамбовская Крестовоздвижен Дионисиевское. Троицкое Св. Михаила 88 Постоянные ежегодные пособия деньгами братство оказывало ученикам шести духовных училищ – Донского, Заиконоспасского, Звенигородского, Волоколамского, Дмитровского и Коломенского, и двух духовных семинарий – Московской и Вифанской 89 Кроме указанных выше братств, той же благотворительной цели служат и другие подобные учреждения при многих духовных семинариях, причем эти учреждения именуются «попечительствами» или «обществами» 90 Волынская епархия, Кирилло-Мефодиевское братство. Братская лечебница в настоящее время ежегодно дает помощь более 3000 больным, приходящим за медицинской помощью и лекарствами. Странноприимный дом устроен для богомольцев и назван в честь покойного Цесаревича Николая – Николаевским. 92 Александро-Невское братство учредило богадельню под названием Николаевского приюта для бедных, на 79 человек. В той же епархии Покрово-Богородичное братство учредило две богадельни (призреваемых 110 чел.) для неимущих, престарелых, калек, слепых, падучих и душевно больных, а также странноприимный дом для приезжающих и приходящих богомольцев 93 Св. Владимирское братство устроило в Киеве приют (расход до 1000 р. в год) для новообращенных из евреев. Желающие принять св. крещение бедные евреи, как местные, так и приезжие помещаются в братском приюте, безопасном от преследования их единоверцев; в этом приюте им дают пищу и одежду. 94 Александровское братство учредило при Ипатьевском попечительстве лечебницу, в которой имеются разные новейшие приспособления (лечение электричеством нервных больных). В 1890 году в лечебницу за врачебною помощью обращались 852 лица; на содержание больницы израсходовано 1119 руб. Со дня открытия больницы (в 1886 г.) оказана врачебная помощь 4.872 лицам с бесплатною выдачей им лекарства. Три бесплатные столовые устроены для учащихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Владимира (Иоанна) Васильковича (1269-1288). Кн. Владимир основал мон-рь св. Апостолов под Владимиром-Волынским, а также др. «монастыря многи» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 921), сведения о к-рых не сохранились. Материальное обеспечение В.-В. е., как и др. епархий Руси того времени, должно было основываться на княжеской десятине, но конкретных сведений о ней (какие существуют, напр., применительно к Новгородской и Смоленской епархиям ) нет. Сохранилось лишь позднее (в грамоте 1443 г.) упоминание о пожаловании земельной волости владимир-волынскому кафедральному собору галицко-волынским кн. Романом Мстиславичем († 1205) (АрхЮЗР. 1883. Ч. 1. Т. 6. 3). С 1-й пол. XIII в. (первое упоминание под 1240) источникам известно о существовании во В.-В. е. такого церковного учреждения как соборный клирос при кафедральной церкви, действовавшего и в др. епископальных центрах Руси. Ист.: Успенский сб. XII-XIII вв./Изд. подгот. О. А. Князевская и др. М., 1971. С. 96, прав. стб.; Darrouzès. Notitiae. P. 367.764, N 13. Лит.: Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 30-32; Андрияшев А. М. Очерк истории Волынской земли до кон. XIV ст. К., 1887. С. 64-65; Иванов П. А. Ист. судьбы Волынской земли с древнейших времен до кон. XIV в. Од., 1895; Голубинский. История РЦ. Т. 1/1. С. 670; Грушевський М. С. Icmopiя Ykpaïhu-Pyci. Льbib, 19052. Т. 2. С. 375-377; Присёлков М. Д. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси XI-XII вв. СПб., 1913. С. 155-156 (переизд.: СПб., 2003. С. 90-92); Poppe A. Pastwo i koció na Rusi w XI wieku. Warsz., 1968. S. 175-179; он же. Митрополиты и князья Киевской Руси// Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси (988-1237). СПб., 19962. С. 464-465. Примеч. 12; Щапов Я. Н. Гос-во и церковь Др. Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 39-42, 52-54, 127, 211. А. В. Назаренко XIV - нач. XVII в. В 1-й пол. XIV в. Владимиро-Волынские епископы поддерживали традиц. связи с переместившейся из Киева в Сев.-Вост. Русь митрополичьей кафедрой, за исключением кратких периодов существования Галицкой митрополии в нач.

http://pravenc.ru/text/159136.html

Устроение Русской Церкви почти что с самого начала ее бытия имело ту особенность, что в отличие от Константинопольской и иных Восточных Православных Поместных Церквей епархии Киевской митрополии были чрезвычайно немногочисленны и протяженны по территории. В IX в. в составе Константинопольского Патриархата было около 300 епископий, а по данным XI столетия он включал в себя 80 митрополий и 42 архиепископии. Естественно, что для Руси первоначально было неприемлемой древняя каноническая норма: в одном городе - один епископ. Хотя варяги называли Русь " Гардарика " - " Страна городов " , но таковой она была лишь с точки зрения скандинавов. По сравнению с Византией городов на Руси было не столь много. Кроме того, они часто были очень невелики по размерам и количеству жителей. Не все их население сразу приняло христианство. Поэтому после крещения Руси при святом Владимире на всем огромном пространстве Киевской Руси возникают лишь несколько епархий. В их числе уже упоминавшиеся: Новгородская и Белгородская. Предполагают, что при Владимире могли быть учреждены также и кафедры Владимиро-Волынская, Полоцкая, Черниговская, Переяславская, Туровская и Ростовская. До XII столетия, когда Русь потеряла свои приазовские земли, просуществовала и основанная задолго до крещения Руси кафедра в Тьмуторокани. Во время княжения Ярослава Мудрого добавилась также епархия Юрьевская - на Киевской земле, своего рода викариатство при Киевской митрополии, как и Белгородская. Безусловно, в начале христианизации Руси столь малое число епархий было вполне оправданным: христиан было еще немного. Однако, уже к концу XI столетия, главным образом, благодаря деятельности Ярослава Мудрого, практически все городское население и значительная часть сельского уже были крещены. Необходимы были изменения в структуре Русской Церкви в сторону увеличения числа епархий. Этого, однако, не произошло. Сами епископы противились уменьшению подвластных им церковных областей, не желая материальных потерь. Кроме того, на Руси уже успело сформироваться представление об исключительно высоком положении епископа, его престиже. Епархий было гораздо меньше, чем удельных княжеств. Такое положение привело к тому, что епископ на Руси, вознесенный на немыслимую для Византии социальную высоту, во многом оказался оторванным от пастырского попечения о своей гигантской епархии. Зачастую архиерей был не в состоянии объехать всю свою епископию даже в течение всей жизни. Русский архиерей становился в большей степени администратором, чем пастырем.

http://sedmitza.ru/lib/text/436239/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010