Житомирская Основана 12.04.1795 (по ААО. Т. 1. С. 27 – в 1796 г.) как викариатство огромной Минской епархии на частях территорий древних Православных русских епархий, в свое время уклонившихся в унию: Луцкой, Владимиро-Волынской и Туровской. Минская епархия, охватившая (после третьего раздела Польши) весь западный край России, насчитывала тогда в своих пределах до двух с половиною тысяч приходов. Вскоре из нее выделились Каменец-Подольская епархия (1795 г.) и Житомирское (Волынское) викариатство. Самостоятельная с 04.08 (по др. 16.10) 1799. Архиепископия с 15.05.1892. Первоначально кафедра находилась в различных местах епархии: одно время – в г. Остроге, с 1825 г. – в мест. Аннополь Острожского уезда (во дворце кн. Яблоновского), затем – в Почаевской Лавре, с 01.10.1840 – в Житомире. Указом 17.01.1848 епархия «...как бы потеряла свою самостоятельность, так как Волынскому Преосвященному повелено быть архиепископом Варшавским и Новогеоргиевским, управляющим Волынским и Новогеоргиевским, управляющим Волынской епархией. Такое положение продолжалось до 1860 г., когда 17 июля Варшавская архиерейская кафедра была отделена от Волынской» (ПБЭ. Т. 3. С. 770–771). Именовалась: Житомирская; с 16.10.1799 – Волынская и Житомирская; Житомирская и Овручская; с 09(22)06.1993 – Житомирская и Новоград-Волынская. Викарные кафедры: Варшавская, Острожская, Владимиро-Волынская, Кременецкая, Коростеньская, Полонская, Радомысльская, Овручская, Новоград-Волынская, Камень-Каширская, Луцкая, Бердичевская, Ковельская. 03.06.1795 29.12.1805 02.02.1806 06.07.1813 Даниил Натток-Михайловский Мирдамский 14.09.1813 24.11.1828 01.12.1828 01.02.1832 Амвросий Морев 10.02.1832 28.01.1840 28.01.1840 17.01.1843 17.01.1843 04.11.1848 06.11.1848 01.07.1860 29.08.1860 17.06.1866 17.06.1866 04.03.1876 26.04.1876 20.02.1882 Димитрий Муретов 06.03.1882 16.04.1885 Тихон Покровский 04.05.1885 25.11.1889 Палладий Ганкевич 25.11.1889 13.04.1902 Модест Стрельбицкий 27.04.1902 14.05.1914 Антоний II Храповицкий 14.05.1914

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР-ВОЛЫНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Волынской и Житомирской (см. Луцкая и Волынская ) епархии, учреждено в 1891 г. Владимир-Волынские епископы пребывали в Житомире, с 1900 г.- во Владимире-Волынском, являлись настоятелями владимир-волынского в честь Рождества Христова мон-ря (преобразован в 1840 в православный из униатского, закрыт ок. 1918). Первым Владимир-Волынским викарным епископом стал Паисий (Виноградов; 7 июля 1891-1902), хиротонисанный в соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге из настоятелей владимир-волынского Христорождественского мон-ря, в 1902 г. еп. Паисий был переведен на Кременецкое вик-ство той же епархии. Затем В.-В. в. возглавляли еп. Арсений (Тимофеев; 14 июля 1902-1906), в 1906 г. переведенный на Сарапульское вик-ство Вятской епархии, еп. Михей (Алексеев ; 25 авг. 1906-1908), в 1908 г. назначенный на Архангельскую и Холмогорскую кафедру. 21 дек. 1908 г. во епископа Владимир-Волынского был хиротонисан сщмч. Фаддей (Успенский) . Еп. Фаддей замещал Волынского архиеп. Антония (Храповицкого) в делах управления епархией во время отъездов последнего, напр. в 1909, 1910 гг. Еп. Фаддей совершал поездки по епархии, принимал активное участие в работе педагогических жен. курсов во Владимире-Волынском, по его инициативе в Житомире проходили богословские собеседования. В 1916-1917 гг. еп. Фаддей временно управлял Владикавказской епархией , в 1917 г. вернулся во Владимир-Волынский. Вскоре из-за близости фронта он уехал в Житомир, откуда управлял Волынской епархией после отъезда за границу в 1919 г. Волынского архиеп. Евлогия (Георгиевского) . В нояб. 1921 г. еп. Фаддей был арестован, после чего не смог вернуться на Украину и в кон. 1921 г. был назначен на Астраханскую кафедру. После 1921 г. по Рижскому договору большая территория Волынской епархии вошла в состав Польши и подчинилась неканонически провозглашенной в 1924 г. автокефальной правосл. Церкви в Польше. Волынская епархия, имевшая в своем составе В.-В.

http://pravenc.ru/text/159116.html

Документы Список участников Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года Часть 2 19.01.2009 23:42 Украина Киевская епархия Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Архиепископ Белогородский Николай, викарий Киевской епархии Архиепископ Вышгородский Павел, викарий митрополита Киевского и всея Украины Владимира Архиепископ Почаевский Владимир, викарий Киевской епархии Епископ Макаровский Иларий, викарий Киевской епархии Епископ Яготинский Серафим, викарий Киевской епархии Епископ Переяслав-Хмельницкий Александр, викарий Киевской епархии, секретарь предстоятеля УПЦ Епископ Васильковский Пантелеимон, викарий Киевской епархии Епископ Городницкий Александр, викарий Киевской епархии Александрийская и Светловодская Епископ Александрийский и Светловодский Антоний Белоцерковская и Богуславская Архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан Бердянская и Приморская Епископ Бердянский и Приморский Елисей Винницкая и Могилев-Подольская Архиепископ Винницкий и Могилев-Подольский Симеон Владимир-Волынская и Ковельская Епископ Владимир-Волынский и Ковельский Никодим Горловская и Славянская Епископ Горловский и Славянский Митрофан Джанкойская и Раздольненская Епископ Джанкойский и Раздольненский Нектарий Днепропетровская Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней Донецкая и Мариупольская Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион Епископ Святогорский Арсений, викарий Донецкой епархии Епископ Макеевский Варнава, викарий Донецкой епархии Житомирская и Новоград-Волынская Архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский Гурий Запорожская и Мелитопольская Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Василий Епископ Вольнянский Иосиф, викарий Запорожской епархии Ивано-Франковская и Коломыйская Епископ Ивано-Франковский и Коломыйский Пантелеимон Каменец-Подольская и Городокская Архиепископ Каменец-Подольский и Городокский Феодор Кировоградская и Новомиргородская Епископ Кировоградский и Новомиргородский Пантелеимон Конотопская и Глуховская Архиепископ Конотопский и Глуховский Лука

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новогрудская епархия Дата создания: 1415 г. Описание: Входит в состав  Белорусского экзархата В 1317 году Константинопольский Патриарх Иоанн (Глика) учредил самостоятельную Литовскую митрополию с кафедрой в Новогрудке. В 1328-1459 годах Патриарх то закрывал Литовскую митрополию, то вновь ее открывал. Когда Литовская митрополия закрывалась властью Константинопольского Патриарха, ее присоединяли к митрополии Московской. Постоянное местожительство литовских митрополитов находилось в Новогрудке. Литовские митрополиты считали своей кафедрой Киев и титуловали себя митрополитами Киевскими. Пределы Литовской митрополии изменялись в зависимости от того, какие епархии к ней принадлежали. С самого начала учреждения она состояла из указанной митрополичьей епархии и Полоцкой епископии. Со временем власть литовских митрополитов распространилась на Галичскую, Перемышльскую, Холмскую, Луцкую, Владимиро-Волынскую, Туровскую, Смоленскую и Черниговскую епархии. В 1459 году произошло окончательное отделение Литовской (Киевской) митрополии от Московской. После Брестской церковной унии 1596 года, вызвавшей церковные нестроения, управление Литовской митрополией временно осуществляли епископы Перемышльский и Львовский. В 1620 году иерархия Литовской митрополии была восстановлена. С этого времени Литовские митрополиты из-за притеснений униатов проживали в Киеве, а в Новогрудке их замещали наместники из архимандритов Слуцкого или Виленского монастырей. В 1686 году Константинопольский Патриарх Дионисий IV отказался от патриаршей власти над Киевской митрополией в пользу Московского Патриарха. С 1793 года территория современной Новогрудской епархии вошла в состав Минской епархии , в XIX-XX веках входила в состав других епархий. В период немецко-фашистской оккупации Белоруссии была предпринята попытка возродить древнюю Новогрудскую кафедру. В 1942 году на Соборе белорусских епископов было принято решение об открытии Новогрудской епархии. Управляющим епархией с титулом «Новогрудский и Барановичский» был назначен епископ Вениамин (Новицкий), проживавший на покое в Успенской Почаевской лавре . Из-за неприбытия епископа Вениамина в Белоруссию управление Новогрудской епархией осуществлял епископ Витебский и Полоцкий Афанасий (Мартос). Летом 1944 года, ввиду наступления Красной армии, белорусские архиереи по приказу немецких властей вынуждены были покинуть Белоруссию и эмигрировать за границу.

http://patriarchia.ru/db/text/76542.html

В Киеве состоялась презентация факсимильного издания древней Луцкой Псалтири и встреча участников мероприятия с Предстоятелем Украинской Православной Церкви 25 апреля 2013 г. 10:10 24 апреля 2013 года в пресс-студии «Сегодня Мультимедиа» г. Киева по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира  состоялась презентация факсимильного издания Луцкой Псалтири XIV века. Уникальный памятник книжного искусства Волыни был обнаружен в библиотеке Медичи Лауренциана во Флоренции (Италия). Книга была написана в 1384 году, к годовщине смерти великого князя Волынского Дмитрия-Любарта, настоятелем луцкого Свято-Екатерининского храма священником Иоанном. В дальнейшем следы книги были утеряны, и лишь в 1954 году она была упомянута в исследовании итальянца Карло Вердиани. Как оказалось, в 1932 году манускрипт передали Лаврентийской библиотеке во Флоренции. Рукопись исследовали итальянские, британские и российские ученые. Факсимильное издание тиражом в одну тысячу экземпляров в 2012 году выпустили Волынская епархия и издательство «Горобец» при содействии благотворительного фонда «Родная Волынь». Участие в презентации приняли: инициатор проекта митрополит Волынский и Луцкий Нифонт ; председатель Волынской областной госадминистрации и основатель фонда «Родная Волынь» Борис Климчук; председатель Синодального отдела «Церковь и культура» игумения Серафима (Шевчик); секретарь Волынской епархии протоиерей Николай Бондарук; директор издательства «Горобец» Анна Горобец и исполнительный директор издательства Владимир Гурьевич; кандидат исторических наук Вячеслав Корниенко; клирик Волынской епархии архимандрит Онуфрий (Куц); глава информационно-просветительского отдела Волынской епархии протоиерей Валентин Марчук. В этот же день Блаженнейший митрополит Владимир в своей резиденции в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре принял делегацию Волынской епархии, прибывшую в Киев для участия в презентации. В состав делегации вошли митрополит Волынский и Луцкий Нифонт, епископ Владимир-Волынский и Ковельский Владимир , председатель Волынской облгосадминистрации Б. Климчук, протоиереи Николай Бондарук и Валентин Марчук, представители СМИ Волыни.

http://patriarchia.ru/db/text/2927843.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Борьба Русской Православной Церкви с расколами (см. также по периодам) АНДРЕЙ (Горак Андрей Григорьевич; род. в 1945), " митр. Львовский и Сокальский " Украинской Православной Церки Киевского Патриархата, раскольник ВЕНИАМИН (Троицкий Александр Васильевич; 1901-1938), еп. Бирский, вик. Уфимско-Уральской автокефальной епархии ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе ВЛАДИМИР (Сабодан Виктор Маркианович; 1935 - 2014), митр. Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви (УПЦ) ВЛАДИМИР (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 1852 - 1931), архиеп., бывш. Екатеринославский и Таганрогский ДЕНИСЕНКО Михаил Антонович [в монашестве Филарет] (род. 1929), деятель церковного раскола на Украине в кон. XX - нач. XXI в., самозваный «патриарх Киевский и всея Руси-Украины» «ДЬЯКОНОВЫ ОТВЕТЫ» (1716-1719 гг.) ответы старообрядцев-поповцев дьяконова согласия на 130 вопросов настоятеля Успенского Кержебелбашского мон-ря Питирима ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.) ЖИТОМИРСКАЯ И НОВОГРАД-ВОЛЫНСКАЯ ЕПАРХИЯ УПЦ, учреждена летом 1940 г., с 1944 г. Житомирская и Овручская на территории Житомирской обл. Украины, с 1994 г. имеет совр. название и границы Андрей Иванович (1751 - 1813), прот., деятель единоверия, один из первых исследователей старообрядчества ЗАХАРИЯ (Копыстенский; не позже 1585 - 1627), архим. Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, правосл. полемист, издатель ИВАН (ум. между 1487 и 1490), «крылошанин», писатель, профессиональный книгописец, видный член московского придворного еретического кружка (см. Жидовствующие)

http://pravenc.ru/rubrics/121708.html

Всеукраинский крестный ход вошел в пределы Бориспольской и Кевской епархий 23 июля, 2016. Новостная служба Молитвенные шествия за мир в Украине пройдут в каждом населенном пункте Днепропетровщины 23 июля. ПРАВМИР. Житомирская епархия проводила Всеукраинский крестный ход мира, любви и молитвы за Украину, который 9 июля вышел из Свято-Успенской Почаевской лавры на западе Украины. 21 июля 2016 года паломники вступили на территорию Овручской епархии Украинской Православной Церкви, сообщает сайт епархии. Встреча Почаевской иконы Богородицы и других святынь крестного хода состоялась в селе Кочеров Радомышльского района Житомирской области. На границе епархий архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский Никодим и митрополит Овручский и Коростенский Виссарион совершили молебен. 22 июля крестный ход, идущий с востока страны, вошел в пределы Бориспольской епархии, сообщает епархиальный сайт. Ранним утром духовенство и верующие встретили крестный ход, идущий с востока Украины со Святогорской иконой Богородицы, на границе Киевской и Полтавской областей. После совместного молебна о мире в Украине с клириками Кременчугской епархии молитвенное шествие возглавил епископ Бородянский Варсонофий. 22 июля утром Всеукраинский Крестный ход мира, любви и молитвы за Украину вошел на территорию Киевской области. Участники шествия, вышедшие из Почаевской Лавры, пересекли границу Овручской и Киевской епархий, а паломники из Святогорска — границу Кременчугской и Бориспольской епархий, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ. На Киевщине верующих с востока страны встречало местное духовенство во главе с епископом Бородянским Варсонофием. После совместного молебна за мир в Украине с клириками Кременчугской епархии, Его Преосвященство возглавил крестный ход, который начал шествие по Киевщине. В течение пяти дней участники Всеукраинского Крестного хода будут идти через Яготин, Березань, Лебедин и Борисполь, чтобы 27 июля войти в столицу Украины Киев для участия в торжествах в честь празднования памяти святого благоверного князя Владимира и Дня Крещения Руси.

http://pravmir.ru/vseukrainskiy-krestnyi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Баба; 90-е гг. XIV в.), еп. Луцкий, претендент на Галицкую митрополию (см. в ст. Галицкая епархия ). Сведения об И. сохранились почти исключительно в грамотах К-польского патриарха 1393 и 1397 гг. В грамоте 1393 г. указывается, что, будучи Луцким епископом, И. вступил в спор с Владимиро-Волынским епископом о «правах», не подчинился решению Киевского митр. свт. Киприана , к-рый обратился с жалобами на И. к патриарху. В авг. 1391 г., после смерти Галицкого митр. Антония , К-польский патриарх Антоний IV поручил управление Галицкой митрополией иером. Симеону. Однако польск. кор. и вел. кн. Литовский Владислав (Ягайло) , под властью к-рого в кон. XIV в. находилась территория Галицкой митрополии, не признал этого распоряжения и передал Галицкую митрополию И., к-рый управлял ею более 2 лет, до отъезда в К-поль летом 1393 г. для поставления на митрополичий престол. В К-поле Патриарший Синод хотел рассмотреть жалобы на него митр. Киприана, но И., несмотря на неоднократные приглашения, до суда покинул город, заявив послам патриарха, что Галич дан ему королем; т. о. И. не получил посвящения. В послании свт. Киприану от окт. 1393 г. патриарх предписывал вызвать И. на суд, низложить его и поставить в Луцк др. епископа, митрополит также должен был предложить королю «изгнать» И. Патриарх написал королю, предлагая не принимать И. Однако король не посчитался с решениями патриарха и сохранил за И. Галицкую митрополию. По-видимому, после этого свт. Киприан сместил И. с Луцкой кафедры и назначил на нее еп. Феодора, к-рый в окт. 1397 г. вместе с митрополитом посетил Москву. К сер. 90-х гг. XIV в. создалось положение, когда К-поль и Краков оказались заинтересованы друг в друге. В К-поле от Литвы и Польши ожидали помощи в борьбе против осадивших город османов, а Ягайло намеревался созвать на территории своего гос-ва Собор для объединения католич. и правосл. Церквей. В этих условиях была предпринята попытка уладить связанный с И.

http://pravenc.ru/text/469454.html

сост. Александр Ратшин Волынской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: УСПЕНСКАЯ-ПОЧАЕВСКАЯ ЛАВРА, муж. в местечке Почаеве, находится под управлением Епархиального Волынско-Житомирского Архиерея, который с 1833 года имеет здесь титул Священно-архимандрита. В Успенском соборе этой Лавры находится Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Почаевской, которой празднество совершается 8 сентября; эта св. икона привезена сюда, в Почаевскую обитель, греческим митрополитом Неофитом, в 1537 году. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 1 класса, в уездном городе Остроге; находится под управлением архимандрита. Он основан в 1624 году иждивением княгини Ходкевичевой. Здесь соборная церковь Преображения Господня, перестроенная вновь в 1814 году. ЗАГАЕЦКИЙ, муж. заштатный, близ селения Загаец; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор Волынской семинарии. Монастырь этот основан в 1636 году при киевском митрополите Петре Могиле . Здесь соборная церковь св. Иоанна Милостивого, с приделом Петра и Павла. ОСТРОЖСКО-ДЕРМАНСКИЙ-ТРОИЦКИЙ, муж. в Дубненском уезде, учрежденный в 1822 году из бывшего униатского монастыря, находится под управлением архимандрита, и положен по штату в 1 классе. МЕЛЕЦКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. Об этих монастырях, находящихся под управлением архимандритов, по недавнему присоединению их из Унии к православной церкви, никаких подробностей неизвестно. ЛЮБАРСКИЙ-ГЕОРГИЕВСКИЙ, муж. ТРИГУРСКИЙ, или ТРИГОРСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. КРЕМЕНЕЦКИЙ, муж. ЗАГОРОВСКИЙ-РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКИЙ, муж. ВОСКРЕСЕНСКИЙ, женский 2 класса, в местечке Корце; основан князьями Корецкими. Здесь две церкви: 1) Соб. Воскресения Христова, 2) Благовещения Богородицы, теплая. УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ: СВЯТОГОРСКИЙ, муж. существовавший в глубокой древности во Владимире на Волыни. О времени основания этой обители никаких сведений нет; уничтожена она весьма давно. Здесь, в XI веке, скончался, на возвратном пути из Иерусалима, св. Варлаам, первый игумен Киево-Печерского монастыря. НОВОДВОРСКИЙ, муж. бывший некогда на урочище, именуемом Новый Дворец. Обитель эта основана была в конце XIII века св. Петром, впоследствии митрополитом Киевским и всея Руси, в то время, когда этот Святитель жил еще в Волынии. В начале XV века, когда Владимирская на Волыни епархия приняла унию, то и монастырь этот обращен в униатский. За сим дальнейших сведений о его существовании нет. Здесь находилась прежде Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, известная под названием Новодворской; она написана св. Петром, и при начале гонения, возникшего от униатов на православие, изнесена была сперва в Успенский Елецкий монастырь, что в Чернигове; а потом в Благовещенский Суражицкий мон., где и теперь находится.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Луцк Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 50.74731; 25.325412 Украина, Волынская область, Луцк Луцк, Волынская область Украина Крестовоздвиженский храм Луцк — город на территории Украины, административный центр Волынской области . Один из древнейших городов Западной Украины. Первое письменное упоминание датируется 1085 годом. Содержание Православие в Луцке [ править править код ] Со времени Крещения Руси земля нынешней Луцкой епархии входила в пределы Владимиро-Волынской епархии до 1288 года, когда в Луцке была устроена самостоятельная кафедра. В гражданском отношении епархия находилась в пределах Галицко-Волынского княжества. При трёхкратном учреждении Галицкой митрополии в XIV веке Владимиро-Волынская епархия каждый раз входила в неё. Также, она состояла в Киево-Литовской митрополии в 1356-1362 и 1415-1419 годах. После пресечения рода Галицко-Волынских князей в 1336-1337 годах Волынь перешла под власть князей литовских. Православный литовский князь Любарт своей грамотой закрепил древние права Луцких владык, построил в Луцке замок и кафедральный собор в честь апостола Иоанна Богослова. Его наследники, вначале склонявшиеся к Православию, со временем приняли римо-католицизм, вошли с тесный союз с Польшей, и начали утеснять православных, способствовали распространению среди них римо-католической проповеди. После изобретения Ватиканом новой формы пропаганды - т.н. униатства - давление на православных усилиось. В 1596 году епископ Луцкий Кирилл (Терлецкий) подписал Брестскую унию, временно лишив оставшуюся верной Православию паству иерархической организации и той меры государственного признания которой она еще пользовалась. Однако, епархия продолжила свое существование в нелегких условиях - в 1625 году в нее вошли земли Владимиро-Волынской епархии, многие православные дворяне учреждали монастыри, школы, типографии, где издавалась церковно-полемическая литература. Притеснения и насилие со стороны униатов привели к ряду казацких войн. Луцкие православные архипастыри продолжали свое служение в Польше вплоть до 1712 года, когда Кирилл (Шумлянский) был изгнан униатами.

http://azbyka.ru/palomnik/Луцк

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010