К XVI в. Абхазский Католикосат включал всю Зап. Грузию и его границы совпадали с политическими границами западногруз. царств и княжеств. В него входили Кутаисская, Гелатская, Хонская, Никорцминдская, Цагерская, Цаишская, Цаленджихская, Хобская, Чкондидская, Ниноцминдская, Шемокмедская, Джуматская, Драндская, Моквская и Бедийская епархии. Юго-зап. граница Католикосата проходила по р. Чорох, с запада он граничил с Чёрным м., с севера - с Осетией, с северо-запада доходил до «предела Великой Бичвинты» (Заповедание веры (Мцнебай сасджулой)//ПГП. Т. 3. С. 223); вост. граница проходила по Лихскому хребту (Бичвинтская памятная грамота (Бичвинтис Иадгари) - см.: Какабадзе. Великая грамота. 1925. Т. 2. С. 183). Вост. и зап. границы сохранились вплоть до упразднения Католикосата в 1819/20 г., в то время как юж. и сев. границы изменялись. В кон. XVI в. на севере и северо-западе Абхазского Католикосата проходила «граница с Россией» и Кафа (ныне Феодосия, Крым) (Там же. С. 183). Подробные сведения о границах Абхазского Католикосата в XVII-XVIII вв. отсутствуют, но вызывает сомнение, что они могли сохраниться в пределах хотя бы XVI в. В XVI в. первоиерархи Зап. Грузии, начиная с Малахии I (Абашидзе) , упоминаются в источниках как «католикосы Абхазии и Севера», т. е. Зап. Грузии и Сев. Кавказа, что связывают с отражением в титулатуре преемства Абхазским католикосом миссии ап. Андрея Первозванного, «просветителя Севера». В XVI-XVIII вв., когда в результате господства османов на Сев. Кавказе христианство потеряло ведущую роль, а затем и вовсе было уничтожено, Абхазские католикосы занимались миссионерской деятельностью на «Севере». Так, Евдемон II (Сакварелидзе) именовался «католикос Абхазии и просветитель Севера» ( Такаишвили. Древняя Грузия. Т. 3. С. 159), Виссарион (Эристави) - «святитель и просветитель всей Северной стороны, предстоятель-католикос Севера» (Ист. док-ты. 1958. Т. 1. С. 105). Однако миссионерская проповедь в этом регионе не имела успеха. Абхазский католикос-патриарх Евдемон I (Чхетидзе). Роспись собора Рождества Богородицы мон-ря Гелати. XVI в.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Мученичество св. Гоброна-Михаила было написано в нач. X в. известным груз. агиографом еп. Степане Мтбевари по заказу правителя Тао-Кларджети Ашота Куропалата и сохранилось в поздних рукописях (РГБ. М 27, XVII в.; М 29; Кекел. А 130, 1713 г.; А 170, 1733 г.; 6 рукописей XVIII в.- ПГП. Т. 1. С. 172-180; пер. на рус. яз.: Полное жизнеописание святых Груз. Церкви, 1872. Т. 2). В произведении описывается вторжение в Юж. Грузию в 914 г. араб. эмира Абул-Касима и подвиг 133 защитников крепости Квелисцихе и их предводителя, вмч. Гоброна-Михаила. Мученичество царя Арчила (списки КЦ: Кекел. Q 795, 1479-1495 гг.; Q 207, XVI-XVII вв.; S 25, 1760-1761 г. и др.; отдельно: Кекел. А 130, 1713 г.; Н. 2077, 1736 г. и др.) было написано известным историком XI в. еп. Руисским Леонтием Мровели, видимо, на основе более раннего произведения и включено в «Картлис Цховреба». Леонтий описывает вторжение в Грузию в кон. VIII в. арабов под предводительством Чичума-Азима. Шатбердский сборник. «Мокцеваи Картлисай». 973–976 гг. (Кекел. S 1141. Л. 437, 216) Шатбердский сборник. «Мокцеваи Картлисай». 973–976 гг. (Кекел. S 1141. Л. 437, 216) Во 2-й пол. X в. в Грузии начался процесс укрепления страны. В XI-XII вв., в период наибольшего расцвета груз. государственности, не было зафиксировано ни одного случая мученичества. Начиная с XIII в. и на протяжении XIV-XVIII вв., когда начался процесс раздробления и разделения страны на отдельные царства и княжества, возобновились вторжения мусульман, повлекшие новые случаи предания мученической смерти христиан. В XVII-XVIII вв., в период господства в Вост. Грузии персов-мусульман, были замучены груз. князья, цари и царицы: блгв. царь Луарсаб († 1622), блгв. царица Кетеван († 1624), Бидзина Чолокашвили, ксанские эриставы Шалва и Элизбар († 1661). Мученичество св. царицы Кетеван (Кекел. А 130, 1713 г.; S 3269, 20-е гг. XVIII в.; А 170, 1733 г.- Рухадзе Т. 1949. С. 248-267; ПГП. Т. 5. С. 5-32) было создано в кон. XVII в. монахом Гареджийского мон-ря Додорка Григорием Додоркели (Вахвахишвили). Мученичества св. царя Луарсаба и Бидзины Чолокашвили и ксанских эриставов Элизбара и Шалвы (оба: Кекел. S 3269, 20-е гг. XVIII в.; А 170, 1733 г.- ПГП. Т. 5. С. 33-49 (Луарсаб); Там же. С. 49-63 (Бидзина)) составил католикос-патриарх Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили) в нач. XVIII в. В них описываются события, связанные с нашествиями шаха Аббаса I, а также кахетинское восстание 1659 г. против персид. завоевателей.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Подарок – жизнь Это было во время грузино-абхазской войны. Страшными были те дни… 22 июля, 2015 Это было во время грузино-абхазской войны. Страшными были те дни… О том, когда человек обретает силу пробуждать души других людей – в новом рассказе Марии Сараджишвили. Внук называет Нуцу-бебо «Ты мой Цотне Дадиани» Предыстория Святой Цотне Дадиани, полководец и правитель Эгриси (Западная Грузия), жил во второй половине тринадцатого века. В этот период Грузия находилась под монгольским игом. Положение страны было невыносимым до такой степени, что грузинская знать решила поднять народ на восстание против захватчиков. Святой Цотне Дадиани Собравшись на вершине горы Кохта, правители всех частей Грузии договорились выступить единым фронтом и местом сбора войск назвали Картли. Цотне Дадиани и Рачинский эриста в [ 1 ] первыми отправились собирать войско. Из-за измены о заговоре стало известно монголам. Они оцепили гору Кохта, арестовали всех повстанцев, кроме Цотне Дадиани и эристава Рачинского и отвезли к монгольскому правителю. На допросах арестованные отрицали все обвинения и целью народного сбора указали желание упорядочить сбор монгольской дани. Но им не поверили. По приказу монгольского военачальника их оголили, связали и, обмазав медом, бросили под палящее солнце. Узнав об арестах, Цотне Дадиани восскорбел и счёл делом чести самому предаться смерти и позору. Он в сопровождении двух слуг поехал к монголам, чтобы разделить страдание с братьями по оружию. Прибыв на место пыток и увидев обреченных на смерть воинов, Цотне разделся, велел слугам связать себя и лёг рядом с ними под палящее солнце. Удивленные монголы доложили своему военачальнику о странном человеке, добровольно лёгшем рядом с приговоренными к пыткам. Нойон вызвал его к себе и спросил о причине такого странного поведения. «Мы все собрались с одной целью – упорядочить сбор дани и исполнить ваш приказ. Если за это мои соотечественники наказаны, я желаю разделить их участь!» – ответил Цотне Дадиани. Его поступок настолько сильно поразил монголов, что все пленённые князья были освобождены.

http://pravmir.ru/podarok-zhizn/

   001    002    003   004