Постановления собора были главным образом направлены на то, чтобы запретить торговлю христианами и пленными, оградить церковные вотчины от посягательств местных князей и владетелей. Первым постановлением собора явилось открытие в Кутаиси упразднённой архиерейской кафедры и избрание на неё епископом Максима Абашидзе. Второе решение – это обязательство для всех, посягнувших на принадлежащие церкви имения, вернуть их вновь церкви Это первое упоминание в грузинских исторических документах о Католикосе Максиме. Вскоре после собора Максим был возведён в митрополита и сразу проявил себя как ревностный архипастырь в своей епархии. Он обязал Рачинского эристава Ростома, брата Католикоса Виссариона, вернуть земли, принадлежавшие кутаисскому храму Баграта. Эристав Ростом захватил эти земли после очередного турецкого ограбления Имеретинского царства. Слово митрополита Максима повлияло на него и он вместе со своими детьми написал «жертвенное письмо», где признал право церкви на владение прежними землями В 1761 году в Кутаиси был созван новый собор. Его вновь возглавил Католикос Виссарион. На соборе присутствовали митрополиты: Гаэнатский - Иосиф Багратиони, Чкондидский - Григорий, Кутаисский – Максим, Шемокмедский – Николай, Джуматский – Даниил, Бедийский – Максим, гость из Иерусалимской Церкви – архиепископ Симеон, настоятели монастырей, столпник Герман и миряне. Собор решил возобновить упразднённую Хонскую епархию и поставить туда бывшего Мровского митрополита Иосифа Мачабели. Было также решено установить налог с крестьян в пользу воссозданной епархии в тех размерах, какие были в других епархиях Активно участвуя в политической жизни имеретинского царства Католикос Виссарион однако не был сторонником царя Соломона I. Он поддерживал своего родного брата Ростома Эристави - владетеля Рачинского княжества, а также Кацию Дадиани - владетеля Одишского княжества в их противостоянии царю Соломону I. В 1768 году Католикос Виссарион отправился с посольством к Ахалцихскому паше, чтобы склонить его на сторону мятежных князей и просить у него военной поддержки против царя Соломона I. Однако обстоятельства сложились так, что вместо помощи паша заточил Католикоса в крепость. Бежав оттуда, он не вернулся в Имеретию, а нашёл пристанище в Одиши у Кации Дадиани Вслед за этими событиями царь Соломон I, а также владетельные князья Одиши и Гурии: Кация Дадиани и Мамия Гуриели, найдя между собой согласие, отказались продавать людей в рабство Турции. Это вызвало враждебное отношение турецкого правительства к Имеретии

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

X—XVIII век В 1390 году, на Пицундский престол был возведён католикос Арсений. Католикос Арсений был уроженцем Западной Грузии и оказался на престоле абхазских католикосов благодаря военному походу мегрельского владетеля Вамеха Дадиани на Джигетию (Адыгею) и Абхазию в 1390 году. После него Абхазский Каталикосат возглавляли: Даниил (кон. XIV — нач. XV), Иоаким (1470—1474), Стефан (1490—1516), Малахия I (Абашидзе) (1519—1533), Иосиф I (Мачутадзе) (1533—1543), Евдемон I (Чхеидзе) (1543—1578). Во второй половине XVI века произошло перенесение кафедры абхазских католикосов из Пицунды в Гелатский монастырь в Западной Грузии. С этого времени католикосы стали именоваться «католикосами Абхазскими и Имеретинскими», с XVII века «Имеретинскими и Абхазскими». В этот период Абхазский Каталикосат возглавляли: Евфимий (Сакварелидзе) (1578—1605), Малахия II (Гуриели) (1605—1629), Григорий I (Лордкипанидзе) (1629—1639), Максим I (Мачутадзе) (1639—1657), Виссарион I, Захария I (Квариани) (1657—1659), Симеон (Чхетитдзе) (1659—1666), Евдемон II (Сакварелидзе) (1666—1669), Евфимий II (Сакварелидзе) (1669—1673), Давид (Немсадзе) (1673—1696), Григорий II (Лордкипанидзе) (1696—1742), Герман (Цулукидзе) (1742—1751), Виссарион (Эристави-Рачинский) (1751—1769), Иосиф (Багратиони) (1769—1776). Последний Абхазский католикос Максим II, из княжеской фамилии Абашидзе, из-за политических разногласий с имеретинским царём Давидом, был вынужден уехать на жительство в Россию. Царь Давид напротив думал о политической самостоятельности своего государства, используя поддержку Турции. По дороге в Палестину католикос Максим II в 1795 году скончался в Киево-Печерской Лавре. После смерти смерти этого католикоса прекратил своё существование Абхазский католикосат. Местоблюстители кафедры абхазских католикосов: митрополит Досифей (Церетели) и митрополит Евфимий (Шервашидзе), в 1819 году были удалены из Имеретии. XIX век — нач. XX века В 1851 году на территории Абхазии была учреждена епархия, получившая наименования «Абхазской». Епархия была включена в состав Грузинского экзархата Русской православной церкви и просуществовала до 1885 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Абха...

Абхазские католикосы (Зап. Грузии; Пицундские): Симеон I (кон. XI - нач. XII в.); Николай (2-я пол. XIII в.); Даниил (70-80-е гг. XIV в.); Арсений (Булмаисимидзе) (кон. XIV в.); Иоаким (70-е гг. XV в.); Стефан (ок. 1490-1526). Абхазские католикосы-патриархи (Зап. Грузии; Пицундские): Малахия I (Абашидзе; 30-е гг. XVI в.); Евдемон I (Чхетидзе; 1557-1578); Евфимий I (Сакварелидзе; 1578-1616); Малахия II (Гуриели) (1616-1639); Григорий I (1639); Максим I (Мачутадзе; 1639-1657); Захария (Квариани; 1657-1660); Симеон II (Чхетидзе; 1660-1666); Евдемон II (Сакварелидзе; 1666-1669); Евфимий II (Сакварелидзе; 1669-1673); Давид (Немсадзе; 1673-1696); Григорий II (Лорткипанидзе; 1696-1742); Виссарион (Эристави; 1742-1769); Герман (Цулукидзе; кон. XVIII в.); Иосиф (Багратиони; 1769-1776); Максим II (Абашидзе; 1776-1795). Местоблюститель Абхазского католикоса-патриарха: Досифей (Церетели; 1795-1814). Экзархи Грузинского Экзархата РПЦ - см. список экзархов в ст. Грузинский Экзархат . Католикосы-Патриархи всей Грузии: сщмч. Кирион III (Садзаглишвили; 1917-1918); Леонид (Окропиридзе; 1919-1921); сщмч. Амвросий (Хелая; 1921-1927); Христофор III (Цицкишвили; 1927-1932); Каллистрат (Цинцадзе; 1932-1952); Мелхиседек III (Пхаладзе; 1952-1960); Ефрем II (Сидамонидзе; 1960-1972); Давид VI (V) (Девдариани; 1972-1977); Илия II (Гудушаури-Шиолашвили; с 1977). Епархии и действующие монастыри Алавердская, митр. Давид (Махарадзе). Мон-ри: Алаверди, св. Георгия (близ с. Алаверди, Ахметский р-н, муж., основан в VI в., закрыт 1 окт. 1929, возобновлен в 90-х гг. XX в.; находится могила основателя мон-ря свт. Иосифа Алавердского, по преданию, хранятся мощи вмц. Кетеван); Преображенский (г. Телави, жен., основан в VI в., возобновлен в 90-х гг. ХХ в.); Ахали-Шуамта, Хахульской иконы Божией Матери (близ г. Телави, жен., основан в 50-х гг. XVI в. кахетинским царем Леваном II, возобновлен в 1990); Матани, Успения Пресв. Богородицы (с. Матани, Ахметский р-н, жен., основан в 2005 при церкви XV в.). Ахалкалакско-Кумурдойская, митр.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Мастера схематично повторили старую композицию украшения церкви, однако первоначальный облик храма был искажен: штукатурка и побелка уничтожили росписи, верхняя часть строения и первоначальный декор купола были утрачены. В аутентичном виде сохранилась только обходная галерея. Ремонт XIX в. был отрицательно оценен современниками. Груз. писатель и гос. деятель Г. Церетели назвал его варварством. В посл. четв. XIX в. К. и его святыни привлекли внимание груз. историка Д. Бакрадзе и искусствоведа Н. П. Кондакова . Во время секуляризации церковных земель во 2-й пол. XIX в. бóльшая часть имений К. была введена в казну, во владении мон-ря оставалось 10 дес. Обитель пришла в упадок. По сведениям прот. С. Булгакова и Денисова, в нач. XX в. К. имел статус третьеклассного необщежительного монастыря. В 1904 г. еп. Имеретинский Леонид (Окропиридзе , впосл. католикос-патриарх всей Грузии) отправил в Грузино-Имеретинскую синодальную контору ходатайство о закрытии К. и присвоении ему статуса приходской церкви ввиду малого числа насельников и скромного церковного дохода (не было удовлетворено). В 1908 г. здесь подвизались настоятель К. иером. Вениамин (Берекашвили), 2 монаха и послушник ( Денисов. 1908. С. 363). В 1917 г. храм был вновь отреставрирован. В 1923/24 г. мон-рь был закрыт. В 1937 г. Отдел охраны культурных памятников отремонтировал и восстановил колокольню и бóльшую часть ограды К., здание церкви как памятник культуры было взято под охрану гос-ва. В 1990 г. по инициативе митр. Маргветского Константина (Меликидзе) и прот. Амирана Модебадзе (настоятель К. с 1990) в К. было возобновлено богослужение, храм освящен в честь Рождества Христова. В 2001 г. храм был отремонтирован на средства Н. Абашидзе, являющейся потомком И. Абашидзе. В наст. время в К. строится новый монастырский комплекс. Настоятели К. архим. Мелхиседек (Мачавариани) (ок. 1677), архим. Нектарий (Абашидзе) (1-я пол. XVIII в.), католикос-патриарх Вост. Грузии Виссарион (Эристави) (40-е гг. XVIII в.), архим. Симеон (Копадзе) (50-70-е гг. XVIII в.), архим. Тетенос (Чачашвили) (70-90-е гг. XVIII в.), архим. Петр (1797-1823), игум. Порфирий (Церетели) (1823-1825), игум. Евфимий (Цулукидзе) (11 мая 1825 - 6 дек. 1841, впосл. епископ Гурийский), игум. Анфим (Масхарашвили) (24 июля 1846 - 15 окт. 1849), игум. Николай (Нижарадзе) (26 нояб. 1849 - 26 марта 1853, 30 июня 1860 - 20 июня 1865), игум. Иосиф (Бакрадзе) (26 марта 1853 - июнь 1860), иером. Герасим (1865), игум. Серапион (Чикваидзе) (1865 - 25 мая 1872), игум. Никифор (Канделаки) (11 июня 1872 - 7 мая 1892), иером. Иларион (Капанадзе) (май 1892 - июль 1898), игум. Григорий (Чхаидзе) (9 авг. 1898 - 27 нояб. 1903), иером. Вениамин (Берекашвили) (4 дек. 1903 - 23 мая 1909), игум. Лаврентий (Метревели) (27 мая 1909 - окт. 1918), игум. Иларион (Блиадзе) (1919-1921). Архитектурный ансамбль

http://pravenc.ru/text/1683961.html

Со 2-й пол. 20-х гг. XX в. К. читал лекции и вел спецкурсы (история Грузии, архивоведение, источниковедение, вспомогательные исторические дисциплины) в Тифлисском гос. ун-те, в Батумском, Сухумском и Кутаисском педагогических ин-тах. В 1937 г. без защиты докторской диссертации по совокупности трудов К. было присвоено звание профессора. В 1945 г. К. вновь вернулся в ЦГИАГ, где до 1961 г. возглавлял Отдел древних актов. В 1961-1967 гг. преподавал в Кутаисском педагогическом ин-те. Похоронен в Тбилисском пантеоне общественных деятелей в Дидубе. Именем К. и его брата, известного груз. художника Давида Какабадзе, названа одна из улиц Тбилиси (ул. Братьев Какабадзе). Труды К. был одним из ведущих историков и источниковедов Грузии. Он оставил богатое научное наследие, сыгравшее важную роль в развитии грузинской историографии. Ему принадлежит более 300 научных публикаций, в которых изучены и разработаны важные проблемы истории Грузии и Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). С. Н. Какабадзе. Фотография. 1949 г. (семейный архив Какабадзе) С. Н. Какабадзе. Фотография. 1949 г. (семейный архив Какабадзе) Одним из первых был издан труд «Святая Нино и значение ее в истории Грузии», тем самым К. подчеркивал важность обращения к истокам национальной исторической науки. По его мнению, свт. Григорий Просветитель проповедовал христианство в Иберии (Картли), к-рая занимала территорию по юж. сторону течения р. Мтквари (Куры), а затем в Армении, в то время как св. равноап. Нина - в Эрети. Он считал, что Крещение Картли состоялось в 312 г. Богатый материал, накопленный К., был напечатан в 5 томах под названием «Исторические документы», в них вошли сведения о социальной, экономической и церковной жизни средневековой Грузии. Продолжая исследования, посвященные деятельности отдельных исторических лиц Грузии (цари Баграт IV Куропалат, Баграт VI, св. Давид IV Строитель , Александр I, Константин VI, Соломон I, Георгий V Блистательный, Ираклий II, царица св. Тамара и др.), К. регулярно издавал новые материалы в виде малых сборников. Так появились штудии по вопросам истории Грузии, где 2 главы были посвящены церковной истории: 1-я - западногруз. (абхазскому) католикосу Даниилу (70-80-е гг. XIV в.); 4-я - западногруз. католикосам-патриархам времени царствования имеретинского царя Соломона I (1752-1784) ( Виссариону (Эристави ; 1742-1769), Герману (Цулукидзе ; кон. XVIII в.), Иосифу (Багратиони ; 1769-1776) и Максиму II (Абашидзе ; 1776-1795)); исследования по генеалогии царей Абхазии и Имерети XV в., а также материалы о численности населения Грузии в XV-XVIII вв. и др.

http://pravenc.ru/text/1319905.html

События в Кахети, судя по мартирию, не привели шаха Аббаса II в замешательство, хотя персы были раздражены и происшедшее " великим для себя позором и потерей сочли " . Шах велел главарю Гандзийскому возглавить Кахети, но тот " в страхе не дерзнул войти в нее " . Правитель велел грузинскому царю, Вахтангу, притворно омусульманившемуся и потому носившему второе имя Шахнаваз " дабы тот выдал ему отважных сих христианских ратников " и, как уверяет Виссарион Орбелишвили, " царь схватил троих блаженных и представил их шаху Аббасу в Персии " . Шах в свою очередь выдал их тому самому хану Ардаланскому, который со всеми своими " татарами " был изгнан из Кахети. Далее происходит типичный и исторический вполне реальный факт в отношениях персов к грузинам. Персы не собирались физически уничтожить грузин и даже высоко ценили их как известных в то время воинов. Они требовали от последних лишь одного - отречения от христианства и принятия ислама, что, собственно, и предопределяло полное этническое вырождение народа. Поэтому-то и в борьбе " за христианство " как бы аккумулировалось освободительное движение грузин в течение всего средневековья. Автор мученичества грузинских эриставов передает слова, с которыми шах якобы обратился к хану Ардаланскому (важна не их аутентичность или неаутентичность, а вполне реальный смысл): " Я не желаю смерти их, ибо они весьма полезны против врагов и супротивников наших. Вынуди их отречься от веры их: ежели они отринут веру свою и станут мусульманами, они будут удостоены нами великой почести и множества даров " . И это, надо сказать, были не просто слова, но вполне возможная перспектива закованных в кандалы грузинских аристократов. [Вообще участие грузин на службе у персидских шахов - тема особая, но, по нашему мнению, до сих пор недостаточно изученная. Из ряда фактов можно упомянуть историю Алаверди-хана, одного из видных военных и государственных деятелей периода правления шаха Аббаса I. Его подлинная фамилия Уедиладзе; по словам европейских авторов, подвизавшихся при персидском дворе, шах говорил о нем: " Вся Персия повинуется мне, а я повинуюсь Алаверди-хану " (Гиоргадзе Б.Г. Реаляция Дона Антонио де Говеа " Война между Шах Аббасом и султаном Мухмудом и его сыном Ахмедом " )//Вопросы истории феодальной Грузии. Кн.1 (Сборник). С.90.На груз.яз. )] И такие люди среди грузин встречались даже в окружении Элисбара и его близких соратников. Автор мартирия сообщает факт, пусть даже с нарочитой гиперболизацией (прием, типичный для агиографа), ужасов пыток героев: когда палачи " словно пашню, бороздили тело Эристава Бидзины " , то бывшие при нем немногочисленные слуги " стали уговаривать их подчиниться воле " персов, но истязаемые " глянули глазами гневными на них ... " и т.д.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Исполняя постановления этого собора, Рачинский князь Ростом Эристави возвратил церкви отобранную вотчину В 1761 году при Соломоне I в Кутаиси был вновь созван собор. На соборе присутствовали: католикос Виссарион, Гаэнатский митрополит Иосиф, Чкондидский митрополит Григорий, Кутаисский митрополит Максим, Шемокмедский митрополит Николай, Джуматский митрополит Даниил, Бедийский митрополит Максим, архиепископ Симеон из Иерусалима, настоятели монастырей, столпник Герман и светские лица. Участники собора постановили: 1. Возобновить упразднённую Хонскую епископскую кафедру и поставить на нее бывшего Мровского митрополита Иосифа Мачабели. Моквинский храм, 965 г. 2. Узаконить то, чтобы в Хонской епархии в пользу Церкви и духовенства крестьяне платили столько, сколько платили в Кутаисской, Гаэнатской и Чкондидской епархиях В 1777 г. католикос Максим II Абашидзе созвал церковный собор, на котором снова была осуждена продажа рабов. Согласно решениям собора, правитель Гурии Георгий дал обещание: «Отлучённого вами, мы не будем принимать, и не будем иметь с ним общения, ни есть с ним, ни пить, и будем смотреть на него, как на бешеную собаку, и сколько будет возможно, постараемся вредить ему. И если обещание это нарушу, то да буду связан вами и вашим собором» Также, до присоединения к России, в Западной Грузии созывались ещё два собора. Они проходили под председательством Чкондидского митрополита Антония в 1792 и 1794 годах Эти соборы также касались продажи пленных и на основании их решений, правитель Мегрелии Дадиани дал обещание предать нарушителя митрополичьему суду Церковь в Пицунде, Х в. На основании рассмотренных свидетельств можно сделать вывод, что главными темами, регулярно обсуждавшимися на соборах XVI-XVIII вв., были продажа людей в рабство в Турцию и борьба за сохранение церковной собственности. Малое количество письменных источников не даёт возможности более детально рассмотреть все аспекты борьбы Православной Церкви с этими явлениями. Однако такой сборник как «Законы католикосов», более или менее, даёт представление об уровне затрагиваемых вопросов церковной жизни при католикосе Евдемоне II. Здесь видно совместное действие царя и католикоса при созыве церковных соборов, обусловленное тем, что государство имело особое попечение и заботу о Церкви, а католикос служил интересам царской власти.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

(1753) представляет собой купольную церковь, посвященную Пресв. Богородице. Храм находится в с. Цеси, это одно из самых больших церковных строений своей эпохи (наряду с кафоликоном Никорцминды) не только в Раче, но и во всей Грузии. Церковь была построена Автандилом Шулаврели (имя архитектора высечено на вост. фасаде над окном) по заказу кн. Ростома Эристави, к-рый упомянут в надписях на западном, южном и северном фасадах. На зап. фасаде также упомянут брат Ростома, католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) Виссарион (Эристави; 1742-1769). Снаружи стены постройки богато украшены узорной резьбой по камню; на стенах выделяются орнаментальные кресты. В интерьере сохранился 6-ярусный иконостас. Качество строения неоднородное: облицовочные плиты хорошо тесанные, кладка ровная, входные арки аккуратно выведены, однако своды, связывающие столбы с зап. стеной, не параллельны друг другу; свод конхи, к-рый также является опорой для барабана, заметно искривлен, форма апсиды неточная. Храм практически лишен акустики. Характерно отсутствие фигурных рельефов и стрельчатых форм. Перед диаконником, в юж. рукаве, устроена гробница кн. Ростома Эристави. Среди икон и крестов груз., рус., греч. работы, хранившихся в церкви, выделяется предалтарный деревянный крест (Кут. 2718, XV в.; 2,13×10,5 м), покрытый серебряными пластинами с чеканными изображениями Христа, Пресв. Богородицы, св. Иоанна Предтечи, а также сценами «Распятие Господне» и «Мученичество вмч. Георгия». На концах поперечной перекладины креста помещены поясные фигуры Пресв. Богородицы и св. Иоанна Предтечи. В нижней части изображен вмч. Георгий в рост с копьем и щитом в руках; фигура снабжена надписью: « » (св. Георгий). В самом низу письмом асомтаврули указано имя златоваятеля - Мамне . М. И. Броссе датировал крест XVII в., Бочоридзе - XII в.; однако Такаишвили доказал, что Мамне, мастер известного Садгерского (Чхарского) креста, работал во 2-й пол. XV в. ( Brosset. 1851. P. 63-65; Такаишвили. 1949. С. 385-388; Он же. 1963. С. 39; Беридзе. 1994. С. 194-205; Бочоридзе. 1994. С. 171-177).

http://pravenc.ru/text/2577595.html

Как велика была паства миссионеров в Тифлисской епархии, конечно, трудно указать точные статистические сведения, однако в иных случаях называются в документах поименно важные лица, обратившиеся в католицизм. При папе Каллисте III католическое вероисповедание принял сам Кваркваре, правитель Самухе-Саатабаго 799 . Этот Кваркваре искал союза с Бургундским герцогом для освобождения Иерусалима. Заручившись содействием владетелей Гурии и Мингрелии, он отправил к папе в качестве посла Тифлисского епископа (Тбилели) по данному вопросу. Владетельные правители Георгий, Баграт и Бедиа, по донесениям миссионеров, приняли также католицизм. Иногда они именуют и простых смертных, перешедших в число их последователей: так ими называются в 1698 г. Меликшивили, Питуашвили и др. В этом же году Бардзим Эристави – католик и влиятельное лицо – защитил капуцинов от гонения армян. Padre Giuseppe, как вспоминает и г. Сарухан, пишет в XVII ст. что в Тифлисе и Кутаисе ежедневно обращаются в католицизм армяне и грузины. Итак, не один кн. Орбелиани (он же, – по ошибочному мнению г. Сарухана, – Бардзим Эристави) принял католическое вероисповедание. Сохранился подлинный документ в архиве Fide propaganda, написанный по-грузински с автографами князей Иоанна и Вахтанга Орбелиани, двоюродных братьев католика Саввы Орбелиани, не только себя считающих перед папой верными католиками, но причисляющих к ним всю свою фамилию („mteli cveni guari“). Мало того, царь Вахтанг VI, известный законодатель и союзник Петра Вел. в персидском походе, в письме от 29 ноября 1722 называет себя католиком в числе многих из грузин – последователей римской церкви: „con тесо sono di credenza cattolici in buono numero“. Но что всего —169— любопытнее, это – факт нахождения на грузинском языке Professione delle Fede Giusta l’ordine di S. M. di Urbano VIII in georgiano. 800 В этом редком памятнике приводится символ веры , подписанный Ростомом Эристовым, князем Рачинским, и католикосом Виссарионом; ими признаётся догмат католической веры: Дух Святый, исходящий от Отца и Сына (Suli tzminda uphali da chovelth mqopheli, romeli mamisagan da Zisagan gamovals 801 – так я транскрибирую подлинные слова грузинского оригинала латинскими буквами). Вспомнив еще католикоса Антония I, принявшего католицизм, можно ли после названных высокопоставленных лиц, присоединившихся к последователям миссионеров, сказать вместе с г. Саруханом, что известен только один влиятельный грузин, т.е. князь Орбелиани, ставший в ряды прозелитов папы?!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Абхазский католикос-патриарх Евдемон I (Чхетидзе). Роспись собора Рождества Богородицы мон-ря Гелати. XVI в. Постепенно Католикосат утратил территории и на северо-западе. «Бичвинтская памятная грамота» фиксирует, что Одишский эристав Мамия III Дадиани (1512-1533) пожертвовал Католикосату поместья, церкви, мон-ри и дворцы почти во всех уголках Зап. Грузии, в т. ч. деревни вокруг Бичвинты ( Какабадзе. 1925. Кн. 2. С. 182-183), самые сев. владения Абхазского Католикосата. В XVII в. эти пункты уже не упоминаются в связи с выделением в этот период Абхазского княжества из состава Одишского. Граница Католикосата прошла сперва по р. Келасури (нач. XVII в.), затем по р. Эгрисцкали (ныне Галидзга), а во 2-й пол. XVIII в. по р. Ингури. Т. о., Католикосат лишился последних владений на территории Абхазии. Наплыв на Колхидскую равнину населения из горных районов - язычников, называвших себя апсуа, обусловил в XVII-XVIII вв. ослабление позиций христианства на северо-западе Зап. Грузии, а затем и вынужденную миграцию большой части коренного населения на юг, за р. Ингури, что приняло массовый характер в период деятельности католикосов Давида (Немсадзе) и Григория II (Лорткипанидзе). Католикос Давид потребовал от абх. кн. Квапу Шарвашидзе положить конец опустошению деревень и работорговле коренным населением княжества, князь выдал католикосу клятвенную грамоту, однако совладать с апсуа не смог. Католикос Григорий II, также не добившись действенных результатов от Шарвашидзе, пересек р. Ингури, вывез оставшихся крепостных, принадлежавших Католикосату, и расселил их по деревням Одиши. В 70-х гг. XVIII в. в результате оккупации османами Н. Гурии юж. граница Абхазского Католикосата поднялась от р. Чорох до р. Чолоки. Уменьшение территории Католикосата привело к уменьшению числа епархий. Так, на северо-западе были упразднены Моквская, Драндская и Бедийская епархии (Абхазия), на юге - Хонская, Шемокмедская и Джуматская (2 последние кафедры позднее были восстановлены). Однако на титулатуре католикоса усечение территорий Католикосата не отразилось: во 2-й пол. XVIII в. католикос-патриарх Виссарион титуловался как «святитель и креститель понт-абхазов, осетин и двалов, лихт-имеров, Рача-Одиши-Гурии и всей стороны северной, предстоятель Севера, Богоизбранный, наместник апостола Андрея Первозванного, глава Церкви Бичвинтской, ее попечитель и управитель, подражатель Двенадцати [апостолам], сын эристава Рачинского, пастырствующий католикос, владыка Виссарион» (Ист. док-ты. 1958. Т. 1. С. 105-106).

http://pravenc.ru/text/638558.html

   001   002     003    004